Исидор Пелусиот , 62, 287). Горе любостяжателъному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь (прп. Нил Синайский , 72, 254). Источник. Как с корнем вырываются деревья сильным и постоянным потоком вод, так искореняется и любовь к миру в сердце притоком искушений, устремленных на тело (прп. Исаак Сирин , 58, 229). Источник. Кто связан любостяжательностью, тот раб страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 277). Источник. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя (прп. Исаак Сирин , 58, 277–278). Источник. Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 133). Источник. страстный ум во глубину отчаяния погружается помыслами своими (прп. Григорий Синаит , 93, 191). Где налицо это холодное слово («мое»), там, как говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их (свт. Григорий Палама , 26, 135). Источник. Желающие обогатиться впадают в напасти и сети, которые приготовляет им их самое стремление к обогащению. Первым плодом этого стремления есть множество попечений и забот, отводящих ум и сердце от Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 145). Источник. Источники 1. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1902. 2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1902. 3. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1903. 4. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1903. 5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сим. 16 (конец XVIII в.) и Сим. 17. 1812 г. обе — Марк Подвижник. Слова. Сим. 19. Исайя Отшельник. Слова 1812 г. Сим. 22. Св. Исаак Сирин. Слова. 2-я четверть XIX в. . Сим. 24. Василий Великий о девстве. 1820 г. . Сим. 25. Варсонофий и Иоанн. Вопросоответы. 1826 г. . То же и Сим. 26 . Сим. 27. Главы Каллиста Антиликуди. После 1814 г. . Сим. 28. Симеон Новый Богослов. Гимны. 1834 г. . Сим. 29. Симеон Новый Богослов. 1827–1830 . Сим. 49. Сборник аскетический . Сим. 50. Сборник аскетический. 1812 г. Писец — монах Вонифатий. Сим. 51. Сборник аскетический. 1824 г. Писец — иеромонах Дионисий. Сим. 52. Сборник аскетический. 1829-1831 гг. Писец — иеромонах Серапион . Сим. 53. Сборник аскетический. 1832 г. . Сим. 56. Сборник аскетический. 1841–48 гг. . Также и в других хранилищах: РГБ 304.2.320. , 178.1.8984 «Варсонуфия вопросоответы». 1845 г. . СПбДА Р-410. Симеон Новый Богослов. «Гимны» 1849 г. Писец — иеромонах Вонифатий (Рогачев). И, наконец, надо сказать и о рукописях рассматриваемого периода, имеющихся в современном собрании Оптиной пустыни в РГБ. Это рукописи, принесенные схимонахами Афанасием (Захаровым) и Афанасием (Охлопковым), монахами Павлом и Иоанникием. Все они находятся в фонде 214. Рукопись 465. Исаак Сирин. Слова. 1806–1811. Писец — монах Маркелл . 466. Исаак Сирин. То же. 1811 г. Писец — монах Маркиан . 482 Оглашения Феодора Студита. 1800 г. Писец — монах Павел . 487. Слова Григория Синаита. 1812 г. . 490. Сборник аскетический, состоящий из тетрадей, написанных ближайшими учениками прп. Паисия — схим. Афанасием (Захаровым), Афанасием же (Охлопковым) и схим. Платоном . 493. Симеона Нового Богослова поучения. Рубеж XVIII–XIX в. Писец — монах Павел. 175 л. . 495. Симеона Нового Богослова, то же, руки архим. Моисея. 1813 г.   497. «Гимны» Симеона Нового Богослова. 1823 г. . 508-2. «О трезвении» Филофея Синайскаго. 1809 г. Писец схим. Павел . 509. Лествица. 1810 г. Писец — архим. Моисей (Путилов) . 528. Авва Варсонофий. Вопросоответы. 1827 г. Писцы — мон. Макарий и Алипий .

http://bogoslov.ru/article/6176674

29) Л. 204. От правил святых апостол о книгах, ихже подобает чести и внимати и ихже не внимати, ни чести. Нач. Не достоить мирских составленных псалмов глаголати в церкви. 30) Л. 207 об. Предание уставом на внешней стране пребывающим иноком, рекше скитаскаго жития, правило о келейном трезвении и катадневном петии, еже мы прияхом от отец наших. Нач.Подобает убо ведети о сем, яко обретаем от святых отец. 31) Л. 274 об. Устав о соборном согласии. Нач. Утреняя уставлена бысть пети апостолы и святыми отци. 32) Л. 275. Святаго Нила (Синаита) [о] осмих помыслех. Нач. Веждь, чадо, яко 8 суть помысл. 33) Л. 283 об. Святаго Анастасия Синайскаго о сущем еже по образу и по подобию. Нач. Приидем убо на сущее еже по образу и по подобию Божию создан есть человек. 34) Л. 284 об. Завет инока Инокентия. Нач. Се аз убогий инок Инокентие написал есть сий завет. 35) Л. 287. От божественных правил и предания святых Никейскаго собора. Нач. Сей собор в 20-том правиле глаголет. 36) Л. 288. От постнических Великаго Василия. Нач. Потребно есть не токмо помышлением настояти. 37) Л. 289. Выписки из Златоуста, Феодора Студита , Маркиана, Старчества, Афанасия Великаго , Исаака Сирина . 38) Л. 295. Глава 21 от Никона: не подобает иноком к мирским попом исповеди творити. Нач. Еже не причищатися иноком от рукы мирскаго священника. Далее следуют выписки из 4 и 5 глав Никона. 39) Л. 295 об. Беседа Иоанна Златоуста на еваггелие от Матфея, на текст: «Ищете прежде царствия небеснаго и правды его, и си вся приложатся вам». 40) Л. 297. Исповедание иноку на всяк день. Нач. Исповедаюся Богу Царю Небесному и Пречистей Матери Его и святым небесным силам и всем святым Его вся согрешения моя и вся злая моя дела. 41) Л. 300. Обширная статья без заглавия, имеющая своим предметом наставления инокам, подкрепляемыя выписками из Старчества и отцов церкви: Ефрема Сирина , Василия Великаго , Исаака, Исихия, Иоанна Киликийскаго, Златоуста, Симеона Новаго , Синаита, Даниила, Петра Дамаскина , Григория Богослова и др. 42) Л. 358 об. Приведено бо есть и повеселитися о Божием даре и поститися по ослабе о своих гресех, иже в святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града Златоустаго, поучения душеполезна. Нач.Время есть уже омытися, душе, и вся отрясти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Следующее за тем повествование относительно издания Ираклием «Эктесиса» практически тождественно свидетельству Анастасия Синаита . После краткого экскурса в династическую чехарду, последовавшую за смертью Ираклия и повлекшую также смену столичных патриархов, автор переходит к биографии преп. Максима Исповедника . Он, «видя, как царствующий город и подчиненные ему области охватываются ересью, и узнав, что только старейший из городов Рим чист от такой еретической мерзости... приходит сюда». Здесь Максим (совместно с папами Иоанном и Феодором) развивает активную деятельность по укреплению Православия; затем, удалившись в Африку, он «убеждает соединиться с кафолической Церковью опального Пирра», который, однако, «снова, как пес, возвратился к своей блевотине» (ср. 2Пет. 2,22 ). Когда папой стал Мартин, Максим Исповедник «возбудил рвение» в нем, результатом чего был созыв Латеранского Собора. В отличие от других редакций описаний событий, версия А заканчивается повествованием об осуждении и ссылке папы Мартина при Константе II и о приезде Максима Исповедника в Константинополь. Поскольку специфика версии В касается главным образом частных деталей жизни Максима Исповедника и отличается обзором его литературной деятельности, обратимся к версии С. В ней указывается, что первоначально Ираклий и его двор «держались православной веры», но когда император после победы над персами «отступил от православного догмата, тогда вместе с ним начали отступать и Церкви, и немалая часть народа перешла на противную сторону». Все тот же Афанасий называется «виновником перемены царя», который «по своей простоватости и легкомысленности... запятнал себя неправомыслием». Дальнейшие события излагаются примерно так же, как и в первой версии, только более пространно и с изменением ряда деталей. Большое внимание автор уделяет Египту, где Кир, «сговорившись с Феодором, епископом Фаранским, который и сам сильно сочувствовал монофелитам, составляет уже вместе с ним так называемое водоцветное единение». Примечательно, что здесь употребляется выражение γροβαφ νωσιν, фигурирующее у Анастасия Синаита и Феофана, но отсутствующее в первой версии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Лит.: Соболевский А. И. Переводная литература Моск. Руси XIV-XVII вв.: Библиогр. мат-лы. СПб., 1903. С. 16. (СбОРЯС; 74, Кучкин В. А. Древнейшая болгарская рукопись из собраний г. Горького//ССл. 1972. 5. С. 69-71; Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 317-324; он же. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря с XIV по XVII в.//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 44-58; Hannick. Maximos Holobolos. S. 261-262; Христова И. Славянските преводи на монашиските поучения на авва Доротей//Старобългаристика. 2001. Т. 25. 2. С. 36-53; Турилов А. А. К отождествлению частей некоторых фрагментированных сербских рукописей XIV в.//АрхПр. 2004/2005 Т. 26/27. С. 123-154. М. М. Бернацкий Аскетическое учение Источники Д. Г. как аскетический писатель занимает особое место в святоотеческой аскетической традиции. Он не стремился сказать нечто новое, но верно следовал Свящ. Писанию и святоотеческим творениям, к к-рым советовал чаще обращаться (Посл. 1. С. 218/Ep. 7. 192), напоминая об их совершенном соответствии друг другу: «Вот как и старцы, и Святое Писание, все согласны между собою» (Поуч. 11. С. 142/Doct. 11. 117). Чтение Свящ. Писания Д. Г. считал одним из важнейших аскетических занятий наряду с молитвой: «Молитву растворяй поучением в божественном Писании» (Τν προσευχν σγκρινε τ μελτ - Поуч. 18. С. 199-200/Ep. 4. 189). О глубоком знании предшествующих богословской и аскетической традиций свидетельствует разнообразие цитируемых Д. Г. патристических сочинений, к к-рым относятся приписываемое сщмч. Клименту Римскому «Второе послание к Коринфянам», труды святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , прп. Марка Пустынника , аввы Зосимы, Евагрия Понтийского, а также «Изречения отцов» (Apophtegmata Patrum). Помимо прямых цитат в сочинениях Д. Г. немало аллюзий на творения Климента Александрийского, Оригена, сщмч. Иринея Лионского , святителей Афанасия I Великого , Григория Нисского и аввы Исаии Газского , особо почитавшегося в Газе наряду с преподобными Варсонофием и Иоанном. При этом сочинения Евагрия и Оригена Д. Г. использовал с осторожностью, следуя совету прп. Варсонофия (Отв. 544, 606/Ep. 547, 600).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Иустин Попович. Жития за декабрь, (26). С. 758–761). Постриг принял на Святой Горе, в сербском монастыре, был близким другом старца Исайи, болгарского Патриарха Евфимия, князя Лазаря и членом делегации Сербской Церкви для примирения с Царьградской патриархией. Современником синаитов был и преподобный Иоанникий Девичанский (вторая половина XIV и первая половина XV века). Носитель такого же синаитского пустыннического духа и исихасткого жития. Родился в Дукле, подвизался на Черной Реке, а когда прославился там своей добродетельной жизнью, бежал в уединенную Дреницу, где и упокоился в 1430 году; мощи его и сейчас почивают там (день памяти − 2 декабря) (см.: Арх. Иустин Попович. Жития за декабрь. С. 31−36) Появление Иоанникия, пустынника Девичанского, именно в Зете – неслучайно. И Зета была охвачена этим духовным движением и стала одним из центров, собравшим исихастов того времени. Об этом свидетельствуют триконховые церкви монашеских поселений на Скадарском озере «Зетской Святой Горы». Особенно известна Старчева Горица, которая упоминается в дни «Господина Балшы» и Джурджа Балшича (1368−1379). Горица получила свое название по старцу Макарию (ее основателю). Так по сей день называется и остров, на котором она находится. С синаитско-святогорским исихастским движением органически связан и расцвет знаменитого монашеского оазиса в Метеорах в Фессалии. Основатель Преображенского монастыря на Великом Метеоре преподобный Афанасий Метеорский был в личном общении, во время его пребывания на Святой Горе и в Царьграде, с Григорием Синаитом, Даниилом Исихастом, Исидором и Каллистом (впоследствии с Царьградскими Патриархами), и с другими выдающимися личностями из круга синаитов и святогорских исихастов того времени. (Об Афанасии подробно – Арх. Иустин Попович, Жития за апрель. C. 297−305.) Метеоры пережили свой расцвет именно во время сербского правления этими областями. Сербский деспот эпирский и фессалийский Иоанн Урош Палеолог, большой почитатель Святой Горы и исихастов, отрекшись от власти, стал одним из самых верных учеников преподобного Афанасия.

http://pravoslavie.ru/68383.html

В период 1-го и 2-го Патриаршеств К. А. оказался вовлечен в конфликт, связанный с церковным подчинением Синайской архиепископии. Опираясь в своих решениях на подложную грамоту Юстиниана, к-рая тем не менее была признана подлинной К-польским Собором 1575 г., Синайский архиеп. Анания объявил свою архиепископию автокефальной, отменил поминовение патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал именовать себя патриаршими титулами «блаженнейший» и «мерность наша», также носил митру и патриаршее облачение. В окт. 1670 и янв. 1671 г. К-польские Соборы, на к-рых присутствовал патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара, рассмотрев вопрос о церковном подчинении Синая, лишили Ананию сана и утвердили над Синаем юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Однако в последующие десятилетия синаиты во главе с архиеп. Ананией, не подчинившимся решению Собора, не оставляли попыток получить для Синая полную автокефалию. Так, в 1689 г. синаиты добились того, что Синай был взят под попечительство России ( Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 434-450). В окт. 1688 г. К. А. издал синодальный томос о юрисдикции Иерусалимского патриарха над мон-рем вмц. Екатерины на Синае. 13 сент. 1689 г. К. А. вместе с патриархом Иерусалимским Досифеем и патриархом Антиохийским Афанасием в послании митрополиту Молдавии и Валахии подтвердили подчинение Синайского архиепископа Иерусалимскому патриарху. Летом 1690 г. в К-поле архиеп. Ананией при поддержке турецких властей был сорван Собор под председательством К. А. После этого К. А. с патриархом Иерусалимским Досифеем добились от великого везира решения о невмешательстве турецких властей во внутрицерковные противостояния. В янв. 1691 г. К. А. издал отлучение (καθαρεσις) на Ананию и его соратников, еще раз подтвердив зависимость Синая от Иерусалимского престола. Конфликт был исчерпан лишь со смертью Анании 30 июля 1692 г., а в 1695 и 1696 гг. произошло окончательное примирение патриарха Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием. С притязаниями Синайского архиепископа также связана синодальная грамота К. А. от апр. 1693 г. о числе восточных патриархов. В ней К. А. называет 5 патриархов (К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский), а также перечисляет автономных архиепископов (Охридский, Кипрский, Иверский и Ипекский (Печский)).

http://pravenc.ru/text/1320043.html

Приведем еще несколько цитат из святых отцов, выражающих учение об исихии и богословии: «Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую–нибудь страсть» 26 ; «Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться» 27 ; «Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств» 28 ; «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу, и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» 29 . Вопросы 1. Почему есть духовно–нравственные условия для занятия богословием? 2. Что такое катарсис? Почему катарсис является условием богословствования? 3. Какое место занимает молитва в занятии богословием? Приведите выражения святых отцов и литургические тексты по этому поводу. 4. Что такое исихия? Как святые отцы понимали исихию? Приведите цитаты из прп. Иоанна Лествичника по этому поводу. 5. В чём опасность занятия богословием без соблюдения духовно–нравственных условий? Что говорит по этому поводу свт. Григорий Богослов ? Обязательно к прочтению: 1. Григорий Богослов , свт. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Творения. М., 2010. Т. 1. С. 327–332. 2. Адриан (Пашин), игум. Преподобный Анастасий Синаит : неразрывная связь аскетики с богословием//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243127.html Рекомендуемая литература: 1. Антиномия//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 494–498. 2. Адриан (Пашин), игум. Преподобный Анастасий Синаит : неразрывная связь аскетики с богословием//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243127.html 3. Афанасий (Евтич) , еп. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243083.html

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Песнь 4-ая: – „Четвероконечный сый мир... нами воображаем, Кресте великое оружие Христово». В том же ирмосе Богородичен: – „Крестообразно Пречистая Отроковице Богородице длани твои распростерши ко иже на Кресте воздвиженному»... В стихире, на поклонение Кресту в 14-ый день сентября: – „Четвероконечный мир днесь освещается четвероконечному воздвизаемому Твоему Кресту, Христе Боже наш»... А ранее Григория Синаита Св. Афанасий Великий , скончавшийся в 388 г. и прославляемый Св. Церковью 18-го января писал: – „Крестному убо образу от двою древу слагаему поклоняемся, иже на четыре страны разделяется». Равным же образом в книгах же греческих и славянских харатейных древних, во многих местах кресты четвероконечные писаны в лицах. Потом Святой Крест царя Константина из злата устроенный принесен в Москву со Св. горы Афонской и ныне находящейся в Успенском соборе есть четвероконечный. В том же соборе. пребывает еще четвероконечный Крест Корсунский, принесенный Св. Кн. Владимиром из Херсона. В Сергиевской Лавре есть также много четвероконечных крестов, икон, сосудов, саккосов, риз, покровов. Из них замечателен Крест, возложенный на преп. Сергия еще на живого митрополитом Алексием, когда он хотел сделать его преемником престола. И этот Крест четырехконечный. Равно в Москве сохраняется панагия первого Российского патриарха Иова с вырезанными четырехконечными крестами. Целы также и ризы пр. Сергия, и схима, и сосуд деревянный, которые пр. Сергий за 500 лет тому назад сам употреблял при совершении Св. Таин. На этом сосуде, на который огнь сходил, Спаситель изображен именословно. На ризе же преподобного крест четырехконечный; на куколе схимы крест восьмиконечный, а на груди и на спине кресты четырехконечные большие. Имеется еще в Лавре самородный камень, внутри которого премудростью Божиею изображен четырехконечный крест с Распятым Господом и перед Ним на коленях молящийся человек. При взгляде на этот нерукотворенный крест особенно благоговейно звучит в душе умилительный ирмос Григория Синаита , выражающий собою исповедание четверочастной силы Креста Христова: – „Кресте – основание благочестия, бесом показался сей губитель, церквам благолепие, нечестивым погибель, врагом посрамление в день судный» (Песнь 3-ья Канона Кресту).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

605 . Покровский Н. В. Из воспоминаний об Афоне. – ПрЦВед, 1889, 28, с. 820–826; ЦВ, 1889, 16, с. 299–300; 17, с. 314–316. 606 . Полезно ли иноку оставить родную обитель и идти на Афон? (Из письма афонца). – РИ, 1912, 8, апр., с. 35–37. В конце текста: В., инок афонец. 607 . Поленов Д. В. Снимки с икон и других древностей Святой Горы Афонской из собрания П. И. Севастьянова. – ДухБ, 1859, т. 5, 12, с. 372–389. Отд. изд. СПб., 1859. 20 с. 608 . Положение Афона. – ЦВ, 1913, 46, с. 1445–1447. 609 . Положение дела по вопросу о Пантелеимоновском монастыре на Афоне. – РСП, 1875, т. 3, 36, с. 28–32. 610 . Положение русского монашества на Афоне. Изд. 2-е (Афон), АБК, 1911. 18с. 611 . Помяловский И. В. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита . По рукописи Моск. Синод, б-ки. Изд. И. Помяловский. СПб., 1894. VI, 64 с. (ЗИФФ, 1896, ч. 35). Текст на греч. яз. В переводе на русск. яз. напеч. в кн.: Азария, монах. Афонский Патерик... Ч. 1. Изд. 4-е СПб., 1876, с. 322–342. Ср.: Соколов И. Житие... Григория Синаита ... 796). Ср. также: Сырку П. А. Житие Григория Синаита ... 822). См. также: Яцимирский А. И. Из критико-литературных наблюдений над житием Григория Синаита ... 910). 612 . – Житие преподобного Афанасия Афонского . По рукописи Моск. Синод, б-ки. Изд. И. В. Помяловский. СПб., ИАН, 1895. 137 с. (ЗИФФ, 1896, ч. 35). Текст на греч. яз. Ср.: Житие... Афанасия Афонского ... СПб., РПМА, 1866... 257). Ср. также: Житие... Афанасия Афонского . М., 1909... 260). 613 . Пономарев С. И. Из Афонских отголосков 1873–1874 гг. Стихотворение. Изд. 2-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1914. 24 с. В конце текста: С. П. 614 . – Очерк истории Афона. (По книгам преосв. Порфирия). – ЦОВ, 1880, 51, 52, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 71, 72 (10 ст.). В конце текста псевд.: Клирик. 615 . – Памяти о. архимандрита Антонина (хронологический список сочинений и переводов его; статьи о нем). – ТКДА, 1894, 12, с. 636–652. 616 . – Перед отъездом с Афона. Стихотворение. – ДС, 1898, 9. 617 . – Старик (или Святая Афонская Гора). Стихотворение. Одесса, РСИСА. 1883. 12 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010