В этой благодатной общности или, как говорят православные исихасты, во вселичном и всежизненном сотрудничестве устремленного к Богу человека и человеколюбивого Бога «во Христе» как «Обители живых» (Χρα τν ζντων), созидаемой благодатной, в любви и свободе просвещающей энергией Духа Святого, – даруется, по учению исихастов, и истинное познание как соборное сознание («во Христе» и «со всеми святыми»), что намного возвышеннее, полнее и совершеннее, чем какое-либо иное философское или научное «знание» – «по преданию человеческому» и «по стихиям мира» ( Кол.2:8 ). Итак, в соответствии с исихастским учением, истинное предвкушение и восприятие человеком новой и обновляющей благодатной реальности одновременно становится знанием-жизнью, знанием-любовью, знанием-общностью Богочеловеческой и вечной жизни в извечной Истине. Это, по мысли исихастов, и есть истинная философия «по Христу» ( Кол. 2: 8 ), логосная (сердечноумная) любовь к Богу Логосу и логосоподобному (=богоподобному) человеку во Христе Богочеловеке как Вечной Мудрости, Пути, Истине и Жизни. Это, по словам Макария Египетского , «философия по Духу Святому» 92 . Завершим наши пролегомены к исихастской гносеологии словами великого исихаста с Балкан святого Григория Синаита : «Знание Истины ищи прежде всего в ощущении благодати (Духа Святого), ибо остальное знание следует именовать лишь отпечатками понятий и доказательствами тварного мира» 93 . Добавим также слова сирийского исихаста святого Исаака: " Ум, который обрел мудрость Духа (Святого), подобен человеку, нашедшему корабль на бурном море; и, когда он садится в этот корабль, тот перевозит его из мира нынешнего и высаживает на остров будущего века. Ибо будущий век в этом мире ощущается, как малый остров в море; и кто к нему приближается и на него ступает, больше не мучается под ударами волн фантазии этого века» 94 . Заключительные слова двух великих православных исихастов демонстрируют эсхатологический масштаб исихастской гносеологии, но эта проблема ждет своего исследования в другом эссе. 90 Более подробно см.: Иустин (Попович) . Проблема личности и познания по святому Макарию Египетскому //Путь Богопознания. Белград, 1987, особенно с. 86–102. 91 Главы... 3; греческое издание: «Филокалия», Афины, 1961. Т. 4. С. 31. 92 Слово 74, С. 284. – См. также: Св. Исаак Сирийский. «Что есть знание? – Ощущение жизни вечной. А что такое жизнь вечная? – Ощущение Бога» (или возможен другой перевод: «Восприятие Бога», «Восприятие Богом»). Слово 69; также то же издание. Афины, 1895. С. 272.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

20) В Императорской Публ. библиотеке, в сборнике XVI–XVII вв. под Q–1–218. (См. Оп. р-сей гр. Толстого, Отд. II, 340, на Л. I. С В. 122 идут смешанные вопросы, начинающиеся вопросами Анастасия Синаита (См. F–1–263, Л. 325). 21) В сборнике XVII в. той же б-ки, под Q–1–254 (Оп. р-сей гр. Толстого, Отд. II, 264, на Л. 93. Всех вопросов 136. С В. 122 идут смешанные, начинающиеся вопросами Анастасия Синаита (См. F–1–263). 22) В сборнике XVII в. той же б-ки, под Q–XVII–34 (См. Оп. р-сей гр. Толстого, Отд. II, 167), на Л. 94. Всех вопросов 136. С 122 идут смешанные, нач. вопросами Анастасия Синаита . 23) В Библиотеке Александро-Невской Лавры, в сборнике XVI в. под 1458 (Соф.), на Л. 337. Всех вопросов 133. С 119 идут вопросы смешанные, нач. вопросами Анастасия Синаита . 24) В Хлудовской библиотеке, в сборнике XVII в. под 108, на Л. 34. Всех вопросов 136. С В. 122 идут вопросы смешанные, нач. вопросами Анастасия Синаита . (См. F–1–263). Представленный материал даёт возможность сделать следующие выводы: На почве греческой письменности рассматриваемый памятник так же неустойчив, как и в письменности славянской. По своему составу он является в трояком виде или представляет три типа: Первый состоит из 136 вопросов и в основе своей имеет греческий список, изданный Минем (за вычетом одного лишь вопроса). Второй тип – сокращённый, состоящий из 119, 120 или 122 вопросов, причём в большинстве случаев списки оканчиваются В. 129 (у Порфирьева), или 132 (у Миня). Третий – смешанный, в котором с В. 122 идут смешанные вопросы, начиная двумя вопросами Анастасия Синаита . Сделав подобные выводы, я, конечно, не претендую на их непогрешимость, так как новый материал может легко их изменить и может способствовать более широким и более правильным обобщениям. Впрочем, задача моя иная. Я желаю выделить апокрифический элемент из «Вопросов и ответов Св. Афанасия к кн. Антиоху». Ещё в 1859 г. Преосвященный Филарет, Арх. Черниговский и Нежинский в своём «Историческом Учении об Отцах Церкви» (Т. II, стр. 66) указал на то, что не всё в этом памятнике принадлежит Св. Афанасию Александрийскому . Так в нём есть выписки из Кирилла Александрийского , Феодорита, Максима и Лествичника. Шесть из ответов надписываются именем Афанасия малого ψιλος. «Таким образом, замечает Пр. Филарет далее, надо положить, что после Св. Афанасия другой Афанасий младший именно 7-го века, а потом и другие дополняли первый состав ответов, так что в нынешнем составе нет и двадцатой доли того, что можно было бы приписать Св. Афанасию» (ibid., стр. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Конец предложения, выбранный мной для комментария, восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «С ними же и копие, и губа, и трость – спасения страсти образи» (ГС, л. 144); при этом патриарх Никон выбирает из текста Синаита символические толкования только тех вещей, которые ему присланы от царя – копия и губы. По расписке игумена Афанасия, в Богоявленской церкви патриарха Никона были «звезда, да лжица, да копие золочены» (Р, с. 379). Звездица .. свет Христа. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «И зездица есть звезда, възвестившиа влъхвом великый свет» (ГС, л. 144 об.). Покрывала же суть знаменуют... покров Божий... – Первая часть предложения восходит к тексту сочинения Григория Синаита ; ср.: «Покрывало же суть якоже на младенци пелены, и яко добродетелем образованна» (ГС, л. 144 об.). Толкование покрывал как «покрова Божия» Никон мог заимствовать из книги «Скрижаль»; ср.: «Покров чаши образуете плащаницу, еиже обвишя тело Господне со смирною и алоем, по евангелисту... Покров блюда есть вместо сударя, иже бе на главе и лице Господни, имже покрыша его в гробе» (С, л. 146). Игумен Ферапонтова монастыря Афанасий в расписке отметил «служебные покровы бархатные... Покровы тафтяные» (Р, с. 379). ...ризы, то есть фелонь белообразен... свободных вашых святых душ. – Трактовка восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Фелонь святительскаго устроениа знамение есть честныа и простыа и от страстей свободныя и световидныя душа» (ГС, л. 144 об.). Ризы, а также перечисленные ниже Никоном стихарь, епитрахиль, пояс и поручи (нарукавницы) есть главные пять одежд священнических, которые, по Симеону Солунскому , соответствуют пяти телесным чувствам человека и пяти силам душевным. По расписке игумена Афанасия, это священническое одеяние выглядело следующим образом: «Ризы камка белая, оплечье бархат золотной, подолник отлас червчат, – подложены тафтою «(Р, с. 379). Л. 156 Стихарь же являет... вашу телесную. – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Стихарь же являет чистоту и световиднейшую доброту телесную» (ГС, л. 144 об.). Светлый стихарь – подризник – игумен Афанасий так описал в расписке: «Подризник тафтяной желтой; оплечье и зарукавья, и подолник отлас червчат, подложен дорогами» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конец предложения, выбранный мной для комментария, восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Съ ними же и копие, и губа, и трость – спасения страсти образи» (ГС, л. 144); при этом патриарх Никон выбирает из текста Синаита символические толкования только тех вещей, которые ему присланы от царя – копия и губы. По расписке игумена Афанасия, в Богоявленской церкви патриарха Никона были «звзда, да лжица, да копие золочены» (Р, с. 379). Звздица... свт Христа. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «И звздица есть звзда, възвстившиа влъхвомъ великый свть» (ГС, л. 144об.). Покрывала же суть знаменуют... покров Божий... – Первая часть предложения восходит к тексту сочинения Григория Синаита ; ср.: «Покрывало же суть якоже на младенци пелены, и яко добродтелемъ образованна» (ГС, л. 144об.). Толкование покрывал как «покрова Божия» Никон мог заимствовать из книги «Скрижаль»; ср.: «Покров чаши образуетъ плащаницу, еиже обвишя тло Господне со смирною и алоемъ, по евангелисту... Покровъ блюда есть вмсто сударя, иже б на главе и лиц Господни, имже покрыша его въ гроб» (С, л. 146). Игумен Ферапонтова монастыря Афанасий в расписке отметил «служебные покровы бархатные... Покровы тафтяные» (Р, с. 379). ...ризы, то есть фелонь белообразенъ... свободных вашых святые душъ. – Трактовка восходит к сочинению Григория Синанта; ср.: «Фелонь святительскаго устроениа знамение есть честныа и простые и от страстей свободныя и свтовидныя душа» (ГС, л. 144об.). Ризы, а также перечисленные ниже Никоном стихарь, епитрахиль, пояс и поручи (нарукавницы) есть главные пять одежд священнических, которые, по Симеону Солунскому , соответствуют пяти телесным чувствам человека и пяти силам душевным. По расписке игумена Афанасия, это священническое одеяние выглядело следующим образом: «Ризы камка блая, оплечье бархатъ золотной, подолникъ отласъ червчатъ, – подложены тафтою «(Р, с. 379). Л. 156 Стихарь же являетъ... вашу телесную. – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Стихарь же являет чистоту и свтовиднйшую доброту тлесную» (ГС, л. 144об.). Светлый стихарь – подризник – игумен Афанасий так описал в расписке: «Подризникъ тафтяной желтой; оплечье и зарукавья, и подолник отласъ червчатъ, подложенъ дорогами» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Л. 448 об. и 449 оставленье белыми. Л. 450. Сказание и з встно чдесхъ прчты влачцы нше гжи прчты двы и бца мари прчтою и чтною иконою содс же и римлнины нарицатис быче. чте т ца в нлю а. поста . Тоже самое, что читается в сборнике 203 (см. ниже) л. 261–291. На обороте последнего листа запись: ри г а мата въ кв ень прода книгу колмогоре глискаго поса у слшко мако в тропи зачисто по т писа своею ркою . 172 (по преж. кат. 923). Григория Синаита слова, с другими посторонними статьями, пис. скорописью, в 4 д., на бомбицине, XV в. 127 л. Л. 1. Внизу помета: прислана с двора в се го у . На л. 1. написан помянник митрополитов всероссийских, начиная с Михаила до Антония; к ним позднее присовокуплены имена митр. Дионисия и патриарха Иова. – Письмо здесь не то, что в ркп. Л. 2. Взят из Греческой ркп. и относится к церковному уставу, или к пасхалии. Л. 3. Жи т и жизнь. прпбнаго ца нашего. синаита. съписано стиши костнтин гра. киръ калисто . Нач. Иже бо блгыихъ мжеи, похваламъ и слава хотти споблти. Обстоятельства жизни изложены подробно. Списатель, впоследствии патриарх Константинопольский (1349–1354), был ученик Григория. Начало жизни подвижнической Григорий доложил на горе Синайской, отсюда и получил проименование Синаита. Наставления о жизни созерцательной получил на о. Крит от некоего старца Арсения. Пришедши на гору Афонскую, много нашёл здесь деятельных подвижников, но не знакомых с жизнью созерцательною, и, поселившись в скиту Магулине, против Филофеева монастыря, сам был первым наставником для учеников своих в умном делании. Ученики его были, кроме списателя жития Каллиста, Герасим, бывший потом наставником патриарха Константинопольского Исидора (1347–1349), Иосиф, Николай, страдавший от Михаила Палеолога во время гонения на православных, авва Николай, Марк – друг и сподвижник Каллистов в течении 28 лет, Иаков тъже и Аарон, Моисей, Логгин, Корнилий, Исаия, Климент иже сице блъгаръ. Заключая сказание об учениках Григория Синаита , повествователь замечает, что сей подвижник сделался наставником в духовных подвигах не только для Греков, Болгар, но и для Сербов. 105 Далее он говорит о гонениях, какие терпел Григорий, и о странствованиях его. В Константинополе он сделался известен имп. Андронику (старшему), чрез его родственника, инока Афанасия Палеолога. Для вразумления своего ученика Луки написал 150 глав о трезвении. – Краткое известие о Григорие Синаите помещено в Добротолюбии перед его сочинениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники «Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники» — книга Петра (Пиголя), посвященная Григорию Синаиту — великому святому, которого можно назвать основоположником исихазма, родоначальнику великого «семейства» святых в Византии и славянских странах. Содержание книги: Глава 1. Центры православной монашеской духовности, их возникновениеи преемственность Синаитско-святогорское движение XIV века Западный Ренессанс и православное Возрождение Глава 2. Преподобный Григорий Синаит и его влияние на возрождение и распространение исихазма Начальное монашеское становление преподобного Григория Восхождение к высшей форме иноческого делания — созерцанию Учение преподобного Григория Синаита Глава 3. Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Византии Преподобный Герасим Святой патриарх Каллист Святитель Григорий Палама Давид Дисипат Глава 4. Последователи преподобного Григория Синаита на Святой Горе Афон Преподобный Марк Клазоменский Авва Николай Слепец Аарон Климент Болгари Глава 5. Продолжатели духовных традиций преподобного Григория Синаита в Болгарии Преподобный Феодосии Тырновский Преподобный Роман Тырновский Духовные центры, основанные учениками преподобного Григория Синаита Глава 6. Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии Митрополит Иаков Серский Преподобный Ромил Раванницкий Преподобный Григорий Горняцкий Преподобный Афанасий Метеорский Преподобный Сисой Синаит Кир Силуан Преподобный Никодим Тисманский Приложения Свт. Григорий Палама. СВЯТОГОРСКИЙ ТОМОС 1. Преподобного Григория Синаита 10 глав о безмолвии и молитве. 2. Преподобного Григория Синаита 15 глав о безмолвии и двух образах молитвы. Творения прп. Григория СинаитаТ   Глава 1. Центры православной монашеской духовности, их возникновениеи преемственность Синаитско-святогорское движение XIV века   История человечества, как и история отдельной личности, в своей глубинной онтологической сущности является непрестанной борьбой с врагом рода человеческого, — борьбой, которая, начавшись с грехопадения первых людей, будет продолжаться до скончания века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

В частности, о славянских рукописях с Афона. 789 . – Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV веках. СПб., 1894. О литературных связях русских земель с Афоном: с. 10. 12–14, 23. «Список русских монахов на Афоне XIV–XV веков, сделавших что-нибудь по перенесению в Россию южнославянских текстов»: с. 28–29, в частности: Афанасий Русин, купивший или переписавший на Афоне четвероевангелие, житие Афанасия Афонского и второе житие Григория Омиритского и отправивший их и Россию; Ефрем Русин, или Евсевий, принесший с Афона «Слова» Максима Исповедника ; новгородский игумен Иларион, принесший со Святой Горы «Тактикон» Никона Черногорца; монах Савва, принесший в Россию «Правила», на основе которых Вассиан Патрикеев составил свою «Кормчую»; печерский архимандрит Феодосий, принесший в Россию «Правило Святыя Горы». 790 . Соборная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в монастыре Хилендаре на Афоне. – ХДА, 1863, т. 2, 7, с. 1; 1 л. илл. 791 . Собрание чудес святого великомученика и целителя Пантелеимона, совершенных им в недавнее время. СПб., 1865. 792 . Сойко Б., диакон. Паломничество на Святую Гору. – ЖМП, 1970, 3, с. 7–12; 3 фотогр. О поездке группы паломников во главе с архиепископом Харьковским и Богодуховским Леонтием на Афон для участия в торжествах по случаю 800-летия Русского Пантелеимоновского монастыря 9 августа 1969 г. 793 . Соколов И. И. Александр Евморфопул Лавриот. – ВВ, 1907, 14. с. 203–207. 794 . – Афон. – ПБЭ. Изд. 2-е. Т. 2. 1903, стб. 189–236. 795 . – Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. СПб., 1904. 98 с. 796 . – Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита . М., 1904. Рус. пер. с болг.: Е. Спространов. Описиа ръкописите в библиотеката при Рилския монастир. София, 1902, с. 110, 99 (рък. Рил., 4/8 (61); лл. 266–281). Ср.: Помяловский И. В. Житие... Григория Синаита ... 611). Ср. также: Сырку П. А. Житие Григория Синаита ... 822). См. также: Яцимирский А. И. Из критико-литературных наблюдений над Житием Григория Синаита ... 910).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Епитрахль же есть... Владыку Христа... – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Епитрахил же есть,//по единому повсти образу, воуже, имже связавше злоди Владыку, распяша» (ГС, л. 144об.). Епитрахиль, присланная царём, имела следующий вид: «...бархатъ золотной травчатой, воротникъ отласъ зеленой, опушка кружево серебряное, у кистей серебро съ шолкомъ, девять пугвицъ серебряныхъ, подложены киндяком желтымъ» (Р, с. 379). Пояс же назнаменует ангельское знамение... и скорое против врагов ополчение. – Первая часть толкования пояса восходит к сочинению Григория Синаита , согласно которому пояс «по образному же видению есть прпоясание царское же и аггелское знамение» (ГС, л. 144об.). Толкование же пояса как «против врагов ополчение» относится, скорее всего, к набедреннику – четырёхугольному украшению на поясе, которое, по Симеону Солунскому , означает «на смерть побду, и нетлние нашего естества, и величество Божией крпости, и лукаваго мучительство являетъ. Тмъ и образъ оружия имать, и на чресл повшивается, идже сил человка быти сказуютъ...» (СФ, с. 34). Пояс патриарха Никона , по расписке игумена Афанасия, был «бархатной червчатай, обложенъ галунцомъ блымъ серебрянымъ; четыре кисти шолкъ съ золотомъ и серебромъ, пряжка серебряная» (Р, с. 379). Известны мастера, изготавливавшие пояс для патриарха Никона , и стоимость их работы: 28 января 1675 г. по указу царя дано государево жалованье Казённого двора портным мастерам Микишке Семёнову с товарищами (по гривне человеку) за отделку пояса, «которой опшивали бархатом червчатым, в посылку к монаху Никону» – Дела Тайного приказа, 381. ...нараквииы... всякого зла удержанию. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «Наруквице же къ благочинию и съпрятанию тъчию умышлены бышя» (ГС, л. 144об.). По расписке игумена Афанасия, поручи были «бархатъ золотной, пять пугвиц серебряныхъ, обложены отласомъ червчатымъ» (Р, с. 379). ...крестъ сребряный и позлатистый, в нем же водружены многих святых мощи – В феврале 1675 г. стряпчий Кузьма Лопухин поднёс патриарху Никону подарок от царя – животворящий напрестольный крест со святыми мощами: мчч. Андрея Стратилата, Фёдора Стратилата, Меркурия, Пантелеймона, Феодора Тирона, Антония, Евстратия; прпп. Георгия Хозевита, Михаила Синадского – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 80–99 (текст отчёта К. Лопухина о поездке). В расписке игумена Афанасия крест охарактеризован кратко: «Крестъ на престолъ обложенъ серебромъ гладкимъ, золоченъ, съ мощми» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Епитрахель же есть... Владыку Христа... – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Епитрахил же есть,//по единому повести образу, воуже, имъже связавше злодеи Владыку, распяша» (ГС, л. 144 об.). Епитрахиль, присланная царем, имела следующий вид: «...бархат золотной травчатой, воротник отлас зеленой, опушка кружево серебряное, у кистей серебро с шолком, девять пугвиц серебряных, подложены киндяком желтым» (Р, с. 379). Пояс же назнаменует ангельское знамение... и скорое против врагов ополчение. – Первая часть толкования пояса восходит к сочинению Григория Синаита , согласно которому пояс «по образному же видению есть препоясание царское же и аггелское знамение» (ГС, л. 144 об.). Толкование же пояса как «против врагов ополчение» относится, скорее всего, к набедреннику – четырехугольному украшению на поясе, которое, по Симеону Солунскому , означает «на смерть победу, и нетление нашего естества, и величество Божией крепости, и лукаваго мучительство являет. Тем и образе оружия имать, и на чресле довешивается, идеже силе человека быти сказуют...» (СФ, с. 34). Пояс патриарха Никона , по расписке игумена Афанасия, был «бархатной червчатой, обложен» галунцом белым серебряным; четыре кисти шалк с золотом и серебром», пряжка серебряная» (Р, с. 379). Известны мастера, изготавливавшие пояс для патриарха Никона , и стоимость их работы: 28 января 1675 г. по указу царя дано государево жалованье Казенного двора портным мастерам Микишке Семенову с товарищами (по гривне человеку) за отделку пояса, «которой опшивали бархатом червчатым, в посылку к монаху Никону» – дела Тайного приказа, 381. ...нараквицы...всякого зла удержанию. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «Наруквице же к благочинию и съпрятанию тьчию умышлены бышя» (ГС, л. 144 об.). По расписке игумена Афанасия, поручи были «бархат золотной, пять пугвиц серебряных, обложены отласом червчатым» (Р, с. 379). ...крест сребряный и покатистый, в нем же водружены многих святых мощи. – В феврале 1675 г. стряпчий Кузьма Лопухин поднес патриарху Никону подарок от царя – животворящий напрестольный крест со святыми мощами: мчч. Андрея Стратилата, Федора Стратилата, Меркурия, Пантелеймона, Феодора Тирона, Антония, Евстратия; прпп. Георгия Хозевита, Михаила Синадского – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 80 – 99 (текст отчета К. Лопухина о поездке). В расписке игумена Афанасия крест охарактеризован кратко: «Крест на престоле обложен» серебром» гладким», золочен», с мощми» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да вы же, государи, прислали десять полотен да пятнатцать платочков 1795 . И сие ваше святое подаяние да прострется по пути, вводяи в жывот 1796 вечный. Аминь. Примечания Л. 154 ...государыни царевне и великой княжне Феодоре Алексеевне... – Последний ребенок, родившийся от брака царя Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной в сентябре 1674 г. (царевна скончалась в ноябре 1678 г.). Л. 155– 156 Потир же и дискоса... и от всякого зла удержанию. – Как выглядела церковная утварь, присланная Никону царем Алексеем Михайловичем, можно узнать из расписки игумена Ферапонтова монастыря Афанасия, составленной 7 июня 1676 г. при переводе патриарха Никона в Кирилло-Белозерский монастырь; документ опубликован: дело 1897, 378– 379 В рамках данного Примечания ссылки на этот источник даны в круглых скобках после цитации с пометой «Р». Символическое значение церковных вещей и священнических облачений патриарх Никон разъясняет, опираясь прежде всего на объяснения о церкви, литургии, церковной утвари, сделанные Григорием Синаитом , византийским писателем XIV в. В библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, откуда патриарх Никон заказывал книги для чтения и богослужения, имелись рукописи с сочинениями Григория Синаита ; в настоящее время в Кирилло-Белозерском собрании РНБ сохранились два манускрипта XV– XVI вв. с творениями этого автора – РНБ, собр. Кирилло-Белозерского мои. и 125/245; одна из рукописей – 89/214 – привлечена мной для сравнения текстов. Глава из обширного трактата Григория Синаита имеет название «О четырех священноначалствиих и колижды свяшенноначальство глаголется и елижды разделяется» (л. 135 об.– 144 об.) содержит толкования автором церковной утвари, которые имеют название «Что суть образы церковнаго священна- чялнаго устроения» (л. 144– 144 об.). К этому тексту Григория Синаита патриарх Никон добавляет сведения из других источ- ников – из изданной в 1656 г. на московском Печатном дворе книги «Скрижаль» и толкования литургии Симеона Фессалоникийского ; при сравнении текстов в рамках данного Примечания ссылки на эти источники указываются после цитаты в круглых скобках с пометами: «ГС»– для рукописи с сочинением Григория Синаита ; «С»– для книги «Скрижаль»; «СФ» – для толкований Симеона Солунского (мной используется текст, изданный в начале XIX в. – Симеон 1805).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010