Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Григорий Новый Григорий Новый       Григорий Новый († 1380), прп. (пам. греч. и серб. 7 дек.), основатель мон-рей Григориат (Григория преподобного мон-рь) на Афоне и Горняк в Сербии. Г. Н. почитается на Балканах, где за ним закрепились разные прозвания: Горняцкий, Молчальник (Исихаст), Новый Синаит, Синаит Младший, Ктитор и Каллиграф (Доброписец).   Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни Г. Н. содержатся в неск. источниках. Житие Г. Н. на греч. языке, время составления к-рого неизвестно, после пожара 1761 г. в мон-ре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено серб. монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Gruji). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 г., сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. (Ath. Gregor. 145, 167). Г. Н. изложил нек-рые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила (Видинского). На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Г. Н. прп. Афанасия Метеорского, преданий мон-рей, в к-рых Г. Н. подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.   Служба сообщает, что Г. Н. род. в Сербии (хотя выдвигались предположения о его греч. происхождении - см.: Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Σ. 113, 117), подвизался в пещерах в горах на Афоне, где стал учеником прп. Григория Синаита. Среди чудес Г. Н. в службе упоминается избавление афонских мон-рей от набега пиратов-«варваров», когда по его молитве их корабли затонули. Иером. Амфилохий (Радович) высказал предположение, что Г. Н. является одним лицом со старцем Григорием, учителем прп. Афанасия Метеорского (см.: Aмфuлoxuje jepoм. Синаити и зhaчaj у животу Cpбuje XIV и XV в.//Манастир Раваница: Споменица о шecmoj 1381-1981. Београд, 1981. С. 132), хотя, по мнению Н. Вейса и др. исследователей, наставником Афанасия был прп. Григорий Синаит (Βης. Σ. 241). Соглашаясь с иером. Амфилохием, ряд исследователей (см.: Jycmuh архим.; Петр (Пиголь), игум.) дополнили биографию Г. Н. сведениями из Жития прп. Афанасия о том, что Г. Н. познакомился с Григорием Синаитом и стал его учеником на Афоне. После ухода учителя он долгое время оставался на Св. Горе с одним из соучеников, Моисеем.

http://isihazm.ru/1/?id=588

Во время нападения турок на Афонскую Гору Каллист бежал со святым Григорием в Адрианополь, а в 30-х годах XIV столетия окончательно эмигрировал с ним в Парорию 300 . В свою очередь преподобный Григорий, питая к святому Каллисту отеческую любовь, поверял ему тайны своего созерцания 301 . Он видел прозорливо неоценимую пользу общения Каллиста с вышеупомянутым смиренным Марком Клазоменским и благословил Марку и Каллисту жить в одной келии в единодушной братской любви. «Находясь вместе, – говорил им преподобный, – вы не лишитесь Царства и славы Христовой». По иноческому обычаю Каллист и Марк, слыша это завещание своего учителя, пали ему в ноги и просили о себе его отеческих молитв. Вслед за тем они 28 лет жили неразлучно в таком духовном единении, что, казалось, в двух телах этих подвижников была одна душа. Случалось нередко даже так: звавший Каллиста слышал ответный голос Марка и спрашивавший что-либо у Марка получал ответ из уст Каллиста. Во время одной сильной болезни Марка, постигшей его уже после кончины преподобного Григория, Каллист привел его для лечения из пустыни в Лавру Святого Афанасия 302 и здесь открыто являл крайне трогательную заботу о нем. Кроме Каллиста и Марка у Григория Синаита были также еще ученики, о которых, за исключением их имен, не сохранилось других биографических сведений. Из числа их следует упомянуть епископа Иакова, управлявшего некоторое время Сервионской епископией, и иноков Моисея, Лонгина, Корнилия и Исаию. Сравнительно более известны из биографических свидетельств другие два сподвижника Синаита по безмолвию – это слепец Аарон и инок Климент. Слепец Аарон, принятый преподобным под отеческое свое крыло из сострадания, как-то раз услышал от него, что лишение телесных очей не связано с потерей духовного зрения. Напротив, утверждал преподобный, бережное ношение в душе света вечного и искренняя надежда на Бога, соединенная с неусыпной молитвой, способствуют просвещению и слепца изначальным божественным светом. На благодатную почву пали эти указания Григория Синаита .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

На русский язык переведены «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию» А.И. Сидоровым с подробными комментариями. Этот перевод опубликован сначала в журнале «Альфа и Омега», а затем отдельным изданием в серии «Библиотека отцов и учителей Церкви» 3 . Мы впервые начинаем публикацию на русском языке «Глав против монофелитов» и «Флорилегия против монофелитов». «Флорилегий» содержит цитаты из сочинений ариан и Аполлинария, которые учили о том, что Христос имел только Божественную волю, и цитаты из святых отцов, опровергающие это мнение еретиков. Прп. Анастасий этой подборкой свидетельствует о единомыслии монофелитов с указанными древними ересями по поводу отсутствия во Христе человеческой воли. Тут же Синаит приводит антиарианские и антиаполлинарианские высказывания ранних святых отцов: свт. Афанасия Великого , свт. Григория Нисского , свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Амвросия Медиоланского и др., утверждающих наличие у Христа человеческой воли наряду с Божественной. Это обычный в логике ход – сведение учения противников к абсурду, то есть к уже осужденным Церковью ересям, которые отвергают и сами монофелиты. В первой из шести «Глав против монофелитов» прп. Анастасий раскрывает учение о естественном, противоестественном и сверхъестественном состояниях человеческой воли. Во второй главе Синаит разбирает и опровергает некоторые положения еретического учения. В третьей главе подтверждает учение о двух волях Христа с помощью цитат из Ареопагитского корпуса. В четвертой и пятой главах комментирует те места из Ареопагитского корпуса, где говорится о богомужней энергии Христа. В шестой сводит учение монофелитов к манихейскому докетизму. Особенность монофелитской полемики против православных в том, что монофелиты, говоря о единстве во Христе воли и действия, признают человеческую волю и человеческое действие только злыми, только противоборствующими Богу, именно поэтому Бог Слово при Воплощении не может воспринять их. В ответ на это святой отец говорит о том, что человеческая воля и после грехопадения может находиться в трех состояниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1992. - С. 162. прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1998. - С. 182. прп. Максим Исповедник. Творения. Т. II. М., 1993. - С. 111. прп. Анастасий Синаит. 3 Слова об устроении человека по образу и подобию Божию.//Альфа и Омега 2(20) 1999. - С. 134. прп. Максим Исповедник. Указ. соч. Т. II. - С. 35. св. Ефрем Сирин. Творения. Т. VI. М., 1995. - С. 250. Прп. Григорий Синаит. Творения. М., 1999. - С. 25. прп. Григорий Синаит. Указ. соч. - С. 35. свт. Афанасий Великий. Творения. Т. III. М., 1994. - С. 332. Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. Казань, 1997. - С. 5. Ахмад б. Ханбал. Акида (Символ веры)./Хрестоматия по исламу. М., 1994. 413 ал-Маудуди Абу-ал-Аала. Принципы ислама. М., 1993. - С. 76. св. Мелитон Сардийский. Указ. соч. - С. 535. св. Феофил Антиохийский. 3 книги к Автолику./Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. - С. 153. свт. Софроний Иерусалимский. Слово на Рождество Христово./Проповеди. б.м., б.г., - С. 143. св. Григорий Палама. Указ. соч. Т. I. - С. 164. св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. - С. 46. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. М., 2000. - С. 128. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Указ. соч. - С. 155. Ушаков В.Д. Фразеология Корана. М., 1996. - С. 193. ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва. М., 1994. - С. 62. ал-Бухари Имам Исмаил. Изречения и деяния (хадисы) пророка Мухаммеда. М., 1998. - С. 44. Аль-Хашими Махаммад Али. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. М., 2000. - С. 27. Аль-Хашими Махаммад Али. Указ. соч. - С. 31. Зину Мухаммад бин Джамиль. Достоинства пророка. М., 2000. - С. 150. Зину Мухаммад бин Джамиль. Указ. соч.- С. 128. ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения./Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. - С. 432. ал-Багдади Абд ал-Ка Юрий Максимов 17/11/2001 Смотри также: Интернет-журнал: Образ рая в христианстве и исламе Встреча с Православием: Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама Пресса: Как отреагировал православный и мусульманский Интернет на взрывы в США? Аналитическое обозрение: " Исламский вопрос " - глазами православного традиционалиста

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/og...

Более серьезные аргументы Σκκος приводит, доказывая, что вторая глава «Путеводителя», так называемая «Книга определений», имеет другого автора и написана в другое время по сравнению с «подлинной работой Анастасия Синаита ». Исследователь приводит пять аргументов в пользу своей гипотезы. 106 Во-первых, «Книга определений» происходит из Liber de definitionibus, приписываемой свт. Афанасию Великому . 107 То, что в рукописях, которые содержат только «Книгу определений» (с 30 по 67 в описании Uthemann’a), 108 она приписывается Анастасию, Σκκος объясняет опиской, возникшей, возможно, при переписывании со слуха. Во-вторых, в заголовке этого собрания сказано, что это набор определений, почерпнутых у Отцов Церкви, в особенности у Климента (II, 1, 1–6; 158). В-третьих, составитель «Книги определений» ссылается на Прем.13:1 (II, 3, 22; 163). В «подлинной работе Анастасия Синаита » есть также ссылка на Прем.13:1 (VIII, 2, 1–15; 223–224). На основании того, что в VIII главе нет отсылки на то толкование, которое дано во II главе, но есть ссылка на некий Τμος πολογητικς, о котором не упомянуто во II главе, Σκκος делает вывод о разных авторах этих двух мест. В-четвертых, Анастасий в своей «настоящей работе» никогда не обращается к этимологии слов, в то время как для составителя «Книги определений» это имеет большое значение для догматических споров. Наконец, по мнению греческого исследователя, с точки зрения истории языка часть второй главы, как раз посвященная этимологии различных слов (II, 8, 1–100; 182–189), не могла быть создана ранее IX века, когда в Византии стал развиваться «итацизм». Так, Σκκος указывает, что при объяснении этимологии четырех слов, представленной в «Путеводителе»: δης – от δηλος δλος (ΙΙ, 8, 17; 183), λπη – от λεψει (ΙΙ, 8, 36; 185), γκλη – от νω ατς κολον (ΙΙ, 8, 50; 186) и κοιλα – от κειν τ λεα (II, 8, 53; 187), предполагается полная идентичность произношения следующих гласных и дифтонгов: η, υ, ει, οι. Σκκος указывает, что до IX века «итацизм» еще не получил распространения в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Преподобный Афанасий написал для братии Метеорского монастыря правила монашеского общежития и подвижнической жизни, собрав воедино все усвоенное им от преподобных Григория Синаита , Григория Молчаливого и других исихастов. Устав монастыря составлен исключительно на синаитско-исихастских принципах. Передав все свои знания, преподобный вернулся к желаемому безмолвию и созерцанию. Своими подвигами он стяжал великие благодатные дары от Господа. Его блаженная кончина последовала 20 апреля 1383 года на 78-м году жизни Святые мощи преподобного Афанасия вместе с мощами его ученика преподобного Иоасафа, ктитора Метеор, почивают в Метеоро-Преображенской обители. Согласно преданию, которое отражено в монастырском типике 1580 года, святой Иоасаф скончался через 40 лет в тот же день, что и его учитель. 20 апреля отмечается их память. День этот является праздником монастыря На северной алтарной стене Преображенского храма до нашего времени сохранилась фреска, на которой святой Афанасий Метеорский изображен вместе с преподобным Иоасафом. Преподобный Сисой Синаит О большинстве учеников преподобного Григория Синаита история сохранила крайне скудные сведения: имена, место совершения монашеских подвигов и иногда место кончины. И неудивительно, поскольку “чужестранство” считалось в среде синаитских исихастов важной добродетелью. Монахи-синаиты пребывали на земле как странники, не имеющие “зде пребывающего града”, жили небесной жизнью, скрытой от других, до смерти. Не представляет в этом отношении исключения и преподобный Сисой Синаит. Считают, что он был одним из близких учеников святого Ромила и пришел с ним с Афона в окрестности Раванницы с. 200]. Как соученик, Сисой был в дружбе со святым Григорием Молчаливым. На Святой Афонской Горе преподобный Сисой был некоторое время игуменом монастыря Хиландар. В Сербии он находился в близких отношениях с князем Лазарем. Существует предположение, что он был его духовником с. 120]. Упоминается он и как духовник в Повелении княгини Милицы 1398 года с. 297].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ МЕТЕОРСКИЙ (1302-1380), прп. (пам. греч. 20 апр.). В миру - Андроник, род. в Нов. Патрах (совр. г. Ипати) во Фтиотиде в богатой и знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Во время захвата города каталонцами (1319) он был пленен, однако ему удалось бежать. Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. Юноша отправился в Фессалонику, где был принят в дом писца царских указов, к-рый взял его под свое покровительство. Он получил блестящее светское образование, занимаясь с лучшими учителями Фессалоники. Желая получить также и духовный опыт, Андроник посетил Афон и К-поль, где познакомился с выдающимися богословами, сторонниками и противниками исихазма : прп. Григорием Синаитом , Даниилом Исихастом, Исидором I (впосл. Патриарх К-польский), Григорием Акиндином . Затем он отправился на Крит, где нек-рое время подвизался в безмолвии в уединенном месте. Ок. 1335 г. возвратился на Афон и поселился в ските Магула, принадлежавшем Иверскому мон-рю. Там от иером. Каллиста он узнал, что в месте, называемом Милея (Μηλα), живут 2 старца, Григорий и Моисей, к-рые достигли вершин добродетели. Андроник пришел к ним и после долгих просьб был принят ими, пострижен в монашество с именем Антоний, а затем в схиму с именем Афанасий. Келья старцев находилась на вершине Афонской горы. В качестве послушания Афанасий доставлял в келью все необходимое, поднимаясь с ношей по горным тропам, где не могли пройти вьючные животные. Однажды, когда выдалась особенно суровая зима и выпало много снега, он едва не погиб в горах. Из-за частых пиратских набегов монахи были вынуждены оставить свою келью: Моисей переселился в Иверский мон-рь, Григорий и Афанасий - в Фессалонику, а затем в Веррию. Желая найти уединенное место, они по совету Иакова, архиеп. Сервийского, ушли в Фессалию и поселились около г. Стаги на высоких голых скалах, где, по словам жития, «жили только орлы и коршуны». Первоначально они обосновались на ближайшей к городу скале, называвшейся Стилос (ныне скала Св. Духа), где находилась заброшенная ц. Архангелов, высеченная пастухами в скале. Узнав об их иноческих подвигах, многие стали приходить к ним за духовным советом и благословением. Ок. 1340 г. Афанасий в поисках уединения и более суровой аскезы переселился в пещеру на самой высокой скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (Μετωρον), т. е. «парящий в воздухе». Позже это название распространилось на всю гряду скал, а Платилифос стала именоваться Б. Метеоры. Старец Григорий же остался жить на прежнем месте, затем вернулся в Фессалонику.

http://pravenc.ru/text/77008.html

Да вы же, государи, прислали десять полотен да пятнатцать платочков 2176 . И сие ваше святое подаяние да прострется по пути, вводяи в жывот 2177 вчный. Аминь. Рис. 26. Фрагмент письма патриарха Никона царский семье (по 14 февраля 1675 г). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 155. Рис. 27. фрагмент письма патриарха Никона царской семье (до 14 февраля 1675 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 156. Примечания Л. 154 ...государыни царевн и великой княжн Феодор Алексевн... – Последний ребёнок, родившийся от брака царя Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной в сентябре 1674 г. (царевна скончалась в ноябре 1678 г.). Л. 155–156 Потир же и дискоси... и от всякого зла удержанию. – Как выглядела церковная утварь, присланная Никону царём Алексем Михайловичем, можно узнать из расписки игумена Ферапонтова монастыря Афанасия, составленной 7 июня 1676 г. при переводе патриарха Никона в Кирилло-Белозерский монастырь; документ опубликован: Дело 1897, 378–379 101). В рамках данного Примечания ссылки на этот источник даны в круглых скобках после цитации с пометой «Р». Символическое значение церковных вещей и священнических облачений патриарх Никон разъясняет, опираясь прежде всего на объяснения о церкви, литургии, церковной утвари, сделанные Григорием Синаитом , византийским писателем XIV в. В библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, откуда патриарх Никон заказывал книги для чтения и богослужения, имелись рукописи с сочинениями Григория Синаита ; в настоящее время в Кирилле-Белозерском собрании РНБ сохранились два манускрипта XV–XVI вв. с творениями этого автора – РНБ, собр. Кирилло-Белозерского мон. 89/214 и 125/245; одна из рукописей – 89/214 – привлечена мной для сравнения текстов. Глава из обширного трактата Григория Синаита имеет название «О четырёх священноначалствиих и колижды свяшенноначальство глаголется и елижды разделяется» (л. 135об.–144об.) содержит толкования автором церковной утвари, которые имеют название «Что суть образы церковнаго священначялнаго устроения» (л. 144–144об.). К этому тексту Григория Синаита патриарх Никон добавляет сведения из других источников – из изданной в 1656 г. на московском Печатном дворе книги «Скрижаль» и толкования литургии Симеона Фессалоникийского ; при сравнении текстов в рамках данного Примечания ссылки на эти источники указываются после цитаты в круглых скобках с пометами: «ГС» – для рукописи с сочинением Григория Синаита; «С» – для книги «Скрижаль»; «СФ» – для толкований Симеона Солунского (мной используется текст, изданный в начале XIX в. – Симеон 1805).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Однако в III 1, 4, говоря о близости Варлаама к «латиномыслию», св. Григорий Палама становится намного суровее. 266 Иоанн Креститель, этот прообраз всего монашества, никогда не учился, как о нем писал Палама в I 1, 4. Св. Антоний мальчиком отказался учиться, но впоследствии мог опровергать греческих философов (св. Афанасий Александрийский . Житие Антония 1 и 72: PG 26, 841А и 944 слл.). 269 Имеется в виду стойкость Феолипта и, по-видимому, других перечисляемых (о них подробнее почти ничего не известно) в противодействии Лионской унии (см. выше I 2, 12 и прим.). 273 Св. Иоанн Синаит. Лествица 6; 18: PG 88, 796В; 932В. К 18-й главе («О бесчувствии, или умерщвлении души и о смерти ума прежде смерти тела») есть старое анонимное примечание: «Бесчувственный есть тот, кто сделал чувства бездейственными и воспрепятствовал природным состояниям своих ощущений, и то же самое в отношении мыслей». 285 В текст Варлаама, уже цитировавшийся в предыдущем параграфе, Палама подставляет теперь выражение, развертывающее, какие именно энергии действуют в исихастах во время молитвы («…то есть эти чудеса и дарования…»), и смысл текста оказывается явно нелепым: выходит, что в истинной молитве надо избегать благодатных дарований. Подобный эксперимент со словами Варлаама производился выше в II 1, 7, а также, возможно, в других местах, хотя обо всех случаях пародирующего цитирования трудно судить, поскольку сожженные сочинения Варлаама не дошли до нас. Общие замечания об эксперименте с текстом в Средние века см. в книге: А. В. Ахутин. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М., 1976, с. 106–123. 291 Св. Григорий Палама снова доводит до абсурда мысль Варлаама, перестроив весь его текст (см. II 2, 8) так, чтобы он относился к умной молитве в только что изложенном смысле. 295 Св. Иоанн Синаит. Лествица, 28: PG 88, 1132С. О скорби вообще см. там же ступень 7 («О скорби, создающей радость»): 801D-815D. 297 Св. Иоанн Синаит. Лествица, 7: PG 88, 804АВ. «Выше крещения – открывающийся после крещения источник слез, пусть это немного смело сказано; потому что крещение есть очищение наших прежних пороков, а слезы – теперешних, и крещение, принятое в младенчестве, мы все запятнали, а через слезы мы и его восстанавливаем в первой чистоте, и если бы Бог не подарил их человеколюбиво людям, поистине редкими были бы спасенные и трудно было бы их найти».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Соловец. библ. 259), в тексте перевода «Вопросов и Ответов» Антиоху, как источники их, не только творения Иоанна Златоустог о, Григория Богослова , Иоанна Дамаскина , Василия Великого , Дионисия Ареопагита , Иоанна Лествичника , Иоанна Экзарха, но и такие произведения – сборники, как Маргарит, Палея, Криница, Хронограф, Пролог, Патерики – Синайский, Алфавитный, Скитский, Патерики – Печерский, Иерусалимский, Египетский, Синаксарь, Книгу о вере... Всех вопросов и ответов Афанасию, по наиболее полной славяно-русской редакции XVI–XVII века – 132. – В так называемой «вопросо-ответной литературе», имевшей в Византии и у нас широкое распространение, «вопросо-ответы» Афанасия Алекс. и Анастасия Синаита занимали одно из самых видных мест, и едва ли можно встретить, хотя бы один, древне-русский Сборник смешанного содержания, в котором не было бы выписок из них. – См. Описание рук. Соловец. библ., т. I, стр. 138; Архангельского, творения отцов церкви в древне-русской письменности, Казань, 1889 г., I и II, стр. 9 и сл.; ср. Мочульского, Историко-литер. анализ стиха о Голубиной книге, Варшава, 1887 г.; Н. К. Никольского , О литер. трудах митр. Климента Смолятича, Спб., 1892 г. 18. Слово св. Василия – помещено с именем св. Василия в Прологе 1644 г., под 20 апреля; в Прологе изд. 1675–77 г. – под тем же числом оно помещено с именем Анастасия Синаита , память которого положена на этот день; в рукописных Прологах до XVI в., настоящей редакции, под 20 апреля, помещалось с именем Анастасия Синаита , но другое поучение, а именно – «о исповедании грехов к духовным отцом» (Спасо-Прилуцкий пергам. Пролог XIII–XIV в., 1, – Новгор. Coф. XV в. 1341, 1342 и 1343), которое имеется, под тем же числом, и в печатном Прологе. К подлинным произведениям св. Василия Вел. это поучение не принадлежит; но составитель его несомненно пользовался его творениями. Так, начало поучения прямо указывает на следующие места из Слова св. Василия о грехе и его же беседы на 33 псалом: «Подобно как градския стены со всех стран град облежащыя, отвсюду вражеским нападениям противостоят: так и ангел наш хранитель укрепляет предняя наша, стрежет задняя: и ни единаго из обоих сих не оставляет без хранения, но всегда пребывает с верующими в Господа, есть ли мы сами не отженем его от себя злыми делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010