Участившиеся набеги турецких пиратов вынудили этих любителей безмолвия покинуть их келью: Моисей обосновался в Иверском монастыре, Григорий, Афанасий и еще один ученик отправились в Верию 561 . Однако там их часто посещали миряне, что становилось препятствием к уединению. По совету одного из учеников Синаита, Иакова, ставшего епископом в Сербии, они перебрались в Фессалию. Там они обосновались близ гор. Стаги (Каламбака) 562 , где возвышаются отвесные скалы высотой до трехсот метров, величественные и дикие: кажется, что Создатель поместил их там от сотворения мира как идеальное место для монашеской жизни 563 . Афанасий со своими спутниками поселился на скале, именуемой Столп, близ города. Там уже была церковь , высеченная в скале и посвященная Архангелам. Напуганный неприступностью этого места и трудностью снабжения, Григорий хотел было найти другое прибежище, более удобное, но Афанасий умолял его проявить терпение, чтобы они могли пребывать в покое. Присутствие подвижников вскоре привлекло большое число верующих, ищущих духовного наставления, и некоторые из них стали монахами. Афанасий получил разрешение удаляться на пять дней в неделю, чтобы нерассеянно беседовать с Богом. Он расположился в углублении в скале, где пребывал в постоянной молитве, занимаясь прядением шерсти, что помогало ему бороться с унынием. Он непрестанно повторял: «Бодрствуй, душа моя, чтобы спастись, и ты, тело мое, работай, чтобы себя прокормить» 564 . Упорство в бдении позволило ему победить тиранию сна, и часто он во время молитвы пребывал в дивном восхищении, о котором, однако, никогда не говорил ученикам. Однажды ночью Григорий увидел бесов, которые ринулись к пещере Афанасия, чтобы низвергнуть того в пустоту. Тогда Григорий заставил его вернуться к общинной жизни. Но стесненный шумом из-за близости к городу, тот удалился в более тихое место, чуть ниже, и присоединялся к остальным только для воскресного бдения. Тем не менее Афанасий не смог наслаждаться там безмолвием, ибо воры пришли разграбить его бедную пустынь, поэтому он попросил у своего старца разрешения обосноваться на самой высокой из скал, на вершине которой располагалась площадка, удобная для поселения монахов. Григорий, который хотел сделать Афанасия своим преемником, поначалу колебался, но в конце концов согласился при условии, что с ним пойдут два других монаха. Они поселились на скале, которую назвали Метеора 565 , в двух пещерах. В одной из них подвижники устроили церковь , посвященную Пресвятой Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ст. Духоборчество ) 12-й гл. 13-я гл. представляет собой переработанную заключительную часть «Изложенного в Константинополе синодика» мон. Иоанна Иерусалимского против учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Не исключено, что эта переработка была выполнена Е. З. в связи с диспутом о Filioque между архиеп. Миланским Петром Гроссолано и греч. богословами в 1112 г. 13-я гл. «Догматической паноплии» сохранилась в ряде рукописей как отдельное сочинение под именем Е. З., но иногда - под именем патриарха Фотия (PG. 102. Col. 392-400). В направленной против учения Аполлинария 14-й гл. представлены тексты святителей Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и прп. Иоанна Дамаскина. Произведения свт. Кирилла Александрийского и прп. Иоанна Дамаскина цитируются и в 15-й гл., где речь идет о несторианах. Посвященную монофизитам 16-ю гл. образуют отрывки из творений свт. Афанасия Великого, преподобных Анастасия Синаита , Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, а также Леонтия Византийского . Сочинения прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия Византийского используются в 17-й гл., в к-рой опровергается учение афтартодокетов (см. ст. Афтартодокетизм ) Юлиана , еп. Галикарнасского, и Гайана , патриарха Александрийского; по их мнению, тело Христово было нетленно и неподвластно разрушению от самого зачатия. Отрывки из произведений святителей Афанасия Великого, Кирилла Александрийского и прп. Анастасия Синаита образуют 18-ю гл., направленную против теопасхитов (см. ст. Теопасхизм ), учивших о страдании на кресте Самого Божества. 19-я гл. содержит выдержку из текста, принадлежащего свт. Василию Великому, и обращена против учения агноитов , считавших, что поскольку человечество Христа во всем подобно нашему, то Христос не знал того, что несвойственно знать человеку. В 20-й гл. опровергается 6 возводимых к Оригену мнений: о бестелесности 1-го человека до грехопадения, о предсуществовании души, о конечности адских мук, о возвращении демонов к Богу, о том, что тела умерших не воскреснут, а царству Христову наступит конец.

http://pravenc.ru/text/187770.html

Так как он почему-то замедлил с приездом на Святую Гору, то Каллист, не вынеся разлуки с любимым учителем, направился из Афона в Константинополь. Между тем наступила зима. Морское сообщение с Афоном надолго прервалось, и лишь весной следующего года преподобный с учениками мог прибыть на Афонскую Гору в Лавру Святого Афанасия. Вблизи от нее в совершенном уединении он и стал продолжать свой безмолвнический подвиг 317 . Приблизительно около 1333 года из пределов Византии отряды турок снова неожиданно перебрались на Афон в целях его опустошения 318 . Спасаясь от турецкого зверства, Григорий Синаит по необходимости укрылся в стенах Лавры Святого Афанасия, хотя тяготился пребыванием в иноческом обществе и не переставал думать об удалении отсюда в Парорию. Как человек энергичный и смелый, он воспользовался первым благоприятным случаем покинуть Афон и через Адрианополь с Каллистом прибыл на парорийскую Обледенелую гору. Это вторичное поселение относится к 30-м годам XIV столетия. Молва о возвращении святого Григория в Парорию быстро разнеслась среди парорийских и афонских безмолвников. Они стеклись к нему и расселились вблизи его. Такое скопление учеников послужило для Синаита основанием к созданию четырех лавр. Одна из них – Великая – была устроена в Парорийской пустыне, остальные три – в пещерах Месомилии и местечке Пезувия 319 . Братство названных лавр составилось преимущественно из греков, сербов и болгар и проводило суровую аскетическую жизнь 320 . К сожалению, парорийские разбойники не переставали нарушать мирный характер жизни боголюбивых исихастов. Они постоянно тревожили их своими грабительскими нападениями. Чтобы хоть несколько обезопасить иноков от разбойнических шаек, Григорий Синаит , слыша о редкостной доброте и благочестии болгарского царя Иоанна-Александра, просил у него защиты. В ответ на просьбу Григория Иоанн-Александр приказал для охраны монастыря, где жил преподобный, построить пирг, или башню, придавший обители вид крепости и известный под именем пирга Синаита 321 . Разбойникам было официально объявлено, что в случае продолжения грабительств они будут караться неумолимо 322 . Внушительный указ возымел благотворное действие. Иные из них отказались от постыдного занятия, а другие даже вступили в число учеников святого Григория. Внешне обезопасив парорийские лавры, Иоанн-Александр по-царски обеспечил монастыри Синаита и в материальном отношении. Он пожертвовал им громадный денежный капитал, большие земельные владения, богатое рыбное озеро, значительные стада крупного и мелкого домашнего скота и, сверх того, на свои средства соорудил в Великой парорийской Лавре храм. Григорий, видя полное упорядочение жизни основанных им обителей, горячо благодарил Бога. Теперь устранились препятствия к тихой созерцательной жизни. Равно и совершенные из его учеников могли спокойно и безраздельно отдаться подвигу безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   См.: Афанасий Великий, свят. Против Аполлинария. II. 8//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III.C. 347—349.    См.: Victorini Afri. Adversus Arium. I. 62//PL. Т. 8. Col. 1086D-1877A.    Например, см.: Gregorii Theologi. Poemata moralia. 14//PG. Т. 37. Col. 758—759A; Augustini Hipponensis. De anima et ejus origine. I. 16. 26; IV. 1. 1//PL. T. 44. Col. 489, 609. Рус. пер. см.: Августин, блаж. На Книгу Бытия. Кн. 10. Гл. 3//Августин, блаж. Творения. Т. II. С. 556—558. Впрочем, некоторые высказывания свят. Григория Богослова имеют определенно традуционистский характер. Например, см.: Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 7, о душе//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 34.    Этот аргумент против гипотезы традуционизма приводили Немесий Эмесский (см.: Немесий Эмесский. О природе человека. С. 55. Гл. 2), блаж. Феодорит Киррский (см.: Theodoreti Cyrrhi. Compendium Haereticarum Fabularum. V. 9//PG. T. 83. Col. 477B-483A) и др.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 210. Кн. 2. Гл. 12.    Августин, блаж. На Книгу Бытия. Кн. 7. Гл. 28//Августин, блаж. Творения. Т. II. С. 496.    Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. С. 244. Гл. II, 2, 5.    См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. I. С. 448—449.    Например, см.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 211. Кн. 2. Гл. 12.    См.: Немесий Эмесский. О природе человека. С. 37—62. Гл. 2.    Феодорит Киррский, блаж. Сокращенное изложение Божественных догматов. С. 35. [Гл.] 9.    По преп. Иоанну Дамаскину, «душе свойственны благочестие и разумение» (Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 211. Кн. 2. Гл. 12).    См.. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. С. 244. Гл. II, 2, 5.    См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 210. Кн. 2. Гл. 12.    В еврейском тексте слову «преисподняя» соответствует еврейское 5;1;l.    Термин преп. Максима Исповедника происходит от слов «расположенность воли» (γνμη) и «способность к выбору» (προαρεσις). Например, см.: Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом. М., 2004. С. 121 — 125.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Μ.С. Егорова Аскетический текст в древнерусской традиции: поучения преподобного Исаака Сирина и автокоммуникация Источник История текста поучений преподобного Исаака Сирина в русской культуре насчитывает уже более 600 лет. Самая ранняя рукопись «восточнославянского извода», содержащая полный текст первого тома поучений преподобного Исаака, датируется рубежом XIV–XV вв. Это список, хранящийся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в собрании М. П. Погодина (Погод. 1028) 1 . В русском списке «Пандектов» Никона Черногорца 1381 г. из Синодального собрания ГИМ также находятся обширные выписки из «Постнических слов» – так обычно именуются в славянской рукописной традиции сочинения сирийского старца. Современного читателя от первых русских иноков, познакомившихся с переводом на славянский язык, отделяет огромная временная дистанция. Что мы знаем о ранней славянской и, собственно, русской рецепции поучении прп. Исаака? Благодаря источниковедческим разысканиям А. в. Горского и К. И. Невоструева 2 архимандрита Леонида (Кавелина) 3 еще в XIX в., И. С. Маслова 4 в начале XX в. и Е. Э. Гранстрем и Н. Б. Тихомирова 5 в 80-е гг. XX в. ранняя история славянской версии памятника оказалась в достаточной степени осмыслена и описана. Все исследователи единогласно связывают появление славянского перевода поучений прп. Исаака с возрождением древних монашеских практик в Византии на рубеже XIII–XIV вв. Распространение среди славян идей исихазма обусловило повышенный интерес к творениям таких святых отцов, как Григорий Синаит , Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Никита Стифат , Афанасий Александрийский , Диадох Фотики йский , Исихий, Филофей Синаит, Василий Великий , Симеон Новый Богослов , Дионисий Ареопагит (Псевдодионисии). Особенно активно в начале XIV столетия в многоязычных книгописных мастерских монастырей Константинополя и Афона редактируются старые и создаются новые славянские переводы аскетических текстов. Terminus ante quem для сочинений прп. Исаака Сирина в славянской рецепции – это конец XIII – начало XIV в., когда, возможно в Болгарии, появляется самый ранний перевод с греческого языка на славянский первого тома трудов сирийского старца. Чуть позднее, приблизительно в 30-е гг. XIV в., в одном из монастырей Афона (скорее всего, в Лавре св. Афанасия) создается новый, независимый от первоначального перевод «Постнических слов», содержащий в себе более полный текст поучений Исаака также из 1-го тома 6 . Композиция первого тома разнится в обоих переводах и не находит себе прямого соответствия в греческой рукописной традиции, о чем можно судить на основании последнего исследования греческих списков, осуществленного М. Пираром 7 . В ближайшее столетие тексты сирийского подвижника получают широкое распространение среди южных славян, о чем свидетельствует масса болгарских и сербских списков этого времени. На Руси сочинения прп. Исаака во втором – «афонском» – переводе появляются, как уже было сказано, не ранее конца XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/as...

время мнению, обитель основал один из учеников Синаита - прп. Григорий Новый, память к-рого, подобно ктиторам др. афонских мон-рей, совершается на следующий день после престольного праздника обители. Из гимнографических и агиографических источников известно, что он был родом из Сербии, до основания Г. м. прошел многолетний искус в «вертепах, и горах, и пропастех земных» Фракии и Афона, стяжал мн. дары Св. Духа и по внушению свыше устроил мон-рь (Ibid. Σ. 113). В службе преподобному говорится, что место основания Г. м. было указано ему божественным светом, и упоминается об избавлении им мон-ря или даже большей части Афона от нападения пиратов-«варваров», когда по молитве преподобного их корабли чудесным образом затонули (Ibid. Σ. 114; Ζας, Καδς. 1998. Σ. 18). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца Григорий Новый называется исихастом, т. к. наследовал от Григория Синаита дар непрестанной молитвы. Из-за частых пиратских нападений Григорий Новый оставил Св. Гору и переселился в Сербию, где основал мон-рь Ждрело (совр. Горняк ), в к-ром в наст. время находятся его честные мощи. Серб. исследователи (в т. ч. еп. Афанасий (Евтич)) относят основание этого мон-ря к 1378 г., а кончину Григория Нового - к 1380 г. ( Γερϒιος (Καψνης). 1979. Σ. 115). Согласно службе, его мощи были обретены в результате неких чудесных знамений и прославились множеством исцелений (Ibid. Σ. 114-115; Ζας, Καδς . 1998. Σ. 18). В 1977 и 1979 гг. 2 частицы мощей Григория Нового были официально переданы Г. м. и торжественно перенесены на Афон, где от них также происходят исцеления. По монастырскому преданию, Григорий Новый первоначально подвизался в небольшой пещере, расположенной выше нынешнего мон-ря. Здесь, помолившись и ударив голую скалу своим жезлом, он извел источник, не иссякающий и по сей день. Когда вокруг него собралось достаточное количество учеников, они спустились к морю и на широкой прибрежной скале основали мон-рь, освятив его во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Видимо, Григорий Новый с особым благоговением относился к свт.

http://pravenc.ru/text/168091.html

Оценка Феофана у И. Роков достаточно сурова, но, думается, не совсем справедлива. Во-первых, ввиду того, что многие источники хрониста не дошли до нас, факты, сообщаемые им, приобретают немалое значение (например, сведение об обращении в Православие Косьмы I). Во-вторых, нельзя лишать Феофана своеобразного и индивидуального подхода к изображаемым событиям – это хорошо показал в своей монографии И.С. Чичуров. В частности, если сравнить Феофана с Анастасием Синаитом , то у хрониста отсутствует явная тенденция к выгораживанию Ираклия, а, наоборот, подчеркивается отступление императора от Православия 914 . В отличие от Анастасия, Феофан совсем не склонен умалчивать о роли и значении Софрония Иерусалимского и Максима Исповедника – и подобных черт различия можно привести еще достаточно много. Поэтому для восстановления картины монофелитских споров без «Хронографии» Феофана трудно обойтись. Обращаясь к «Житию Максима Исповедника », сразу же заметим, что в силу своего сложного характера и богатства содержания данное произведение требует специального монографического исследования 915 . Ставя перед собой весьма скромные задачи, мы ограничимся беглым обзором истории монофелитских споров, наметив самые общие черты и специфику отражения их в этом источнике. Прекрасный перевод (а частично и издание) «Жития» М.Д. Муретовым 916 значительно облегчает подобную задачу. Русский ученый выделяет три основные греческие версии «Жития»: первая и древнейшая (А) и представлена московской рукописью 1022 года, вторая (В) представлена также московской рукописью XII-XIVI веков и третья (С), самая поздняя, издана Ф. Комбефи и перепечатана в «Патрологии» Миня. Обратимся к изложению событий в первой версии. Согласно ей Ираклий, после великой и славной победы над персами, «чудесного освобождения Иерусалима и патриарха Захария и восстановления на свое место честнаго и животворящего Древа (Креста)», возгордившись в сердце своем, «подобно Езекии, но не покаявшись, как он», впал «в величайшую ошибку, которая по сравнению с соделанным персами против христиан была гораздо хуже и пагубнее тем, что те причиняли гибель телу, а эта – душе». Далее следует описание встречи Ираклия с Афанасием Гаммалой, аналогичное сюжету Анастасия Синаита , с той только разницей, что место встречи локализуется в Иераполе. Поставленный в тупик вопросом монофизитского патриарха о «волях» и «действиях», царь пишет Сергию Константинопольскому и Киру Фасидскому (отличие от Анастасия Синаита ). Убежденный обоими епископами в правоте монофелитского учения, Ираклий обращается теперь уже к папе Иоанну (ср. с Феофаном; и опять отличие от Анастасия), который подверг отлучению «таковую их ересь». Затем говорится о Софронии Иерусалимском , созвавшем поместный Собор, осудивший монофелитское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И. содержит 37 статей учительного характера, посвященных преимущественно нравственно-этическим и житейским вопросам. В их число входят «Стословец», приписываемый К-польскому патриарху Геннадию I , «Слово некоего калугера о почитании книжном», извлечения из сочинений прп. Анастасия Синаита , святителей Афанасия I Александрийского, Василия Великого , Иоанна Златоуста , прп. Иоанна Лествичника и др. Включены в него и фрагменты библейских книг (из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, и Посланий ап. Павла) и Житий святых Ксенофонта, мч. Нифонта Констанцского («Слово о милостивом Созомене»), Синклитики, прп. Феодоры (из 2 последних заимствованы эпизоды дидактического характера) и ряд др. сочинений и выписок из них, в частности из «Протопатерика Скалигера» - болг. компиляции X в., включающей извлечения из «Лествицы» и Скитского и Египетского краткого патериков. Греч. оригинал И. как единого целого не установлен, среди исследователей преобладает мнение, что сборник составлен на слав. почве из отобранных и отредактированных греч. текстов. Греч. оригинал «Стословца» невыявлен, перевод, по мнению М. Н. Сперанского , был осуществлен в X в. в Болгарии. Характерную особенность И. составляют псевдоэпиграфы, свидетельствующие о значительном отклонении (временном и генеалогическом) входящих в сборник текстов от греч. оригиналов. Так, компиляция из сочинений прп. Нила Синаита приписана здесь Исихию, пресв. Иерусалимскому, а выборки из бесед святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого даны с именами соответственно св. Георгия и прор. Иоиля и т. д. Ряд статей И. находит соответствие в Изборнике 1073 г., однако предполагается, что они не заимствованы составителем непосредственно из последнего, а восходят к его источнику (см.: Копреева. 1980). В состав И. входит и ряд не идентифицированных до сих пор текстов, часть к-рых имеет, возможно, слав. происхождение. Атрибуции составляющих частей И. посвящены работы мн. отечественных и зарубежных исследователей XIX-XX вв., начиная с А. Х. Востокова .

http://pravenc.ru/text/293836.html

3 об.]. Последнее нашло свое отражение в деяниях Собора, проходившего в царствование Иоанна Александра. Постановлением Собора разбойники и воры были преданы анафеме с. 96, 97]. После кончины великого старца и наставника иноческого жития Григория Синаита , которая последовала 27 ноября 1346 года, его ученики единодушно предложили преподобному Феодосию быть игуменом-наставником. Но он по смирению отказался от такой чести. Вероятно, он решил исполнить свое заветное желание – побывать в местах, где подвизался его духовный отец и где оставались его последователи. Взяв своего ученика Романа, преподобный Феодосии отправился прежде всего на Святую Гору. Прибыв на Афон, он остановился в Великой лавре святого Афанасия, где некогда подвизался Синаит и где аскетизм и мистицизм исихазма были в это время в полном расцвете. Прожив там довольно продолжительное время, он перешел в монастырь Зограф, находившийся под покровительством царя Иоанна Александра. Эта святыня болгарских монахов на Афоне и всего болгарского народа славилась как великий центр книжности. Но частые набеги турок, нарушавшие безмолвную жизнь святого Феодосия, вынудили его покинуть этот монастырь. Пробыв на Афоне около двух лет и “собрав же убо откуду люботрудне, якоже любоделательная пчела, яже о деянии и о видении вся словеса, и ради чистоты, умныя привлече к себе Духа Святаго” л. 4], он направился в Солунь, где подвизались ученики святителя Григория Паламы , которые прибыли в эти места вместе с Григорием Синаитом . Далее преподобный Феодосии посетил в Мисебере скит святого Антония Нового, где также было много безмолвников. Побывав в Константинополе, святой Феодосии вернулся в Парорию. Поклонившись мощам своего наставника, он отправился в столицу Болгарии Тырнов. Исследовав все известные центры исихазма, святой Феодосии решил посвятить свои силы духовному обновлению болгарского народа. Прибыл преподобный Феодосии в Тырнов примерно в 1349 году. Он явился к царю Иоанну Александру и изложил план своей будущей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Вообще безмолвничество на Афоне, особенно благоприятном для такой жизни, никогда не переводилось, хотя число исихастов, достигавших высших степеней исихии – экстаза, видений и созерцаний, с течением времени и на Афоне, как и везде, становилось, по трудности этого дела, все меньше и меньше. При. Григорий Синаит (f 1346), обойдя Синай и Палестину, только на острове Крит нашел опытного в исихии аскета Арсения, от которого и научился coзepцahuю(S-εωρα). Прибыв на Афон, он среди многих добродетельных подвижников не нашел ни одного, вполне посвященного в тайны исихии, и только трое «немного» знали об этом. С горячей ревностью принялся тогда прп. Григорий преподавать афонским отцам правила исихии и скоро сделал весь Афон «плодоносным», заслужив славу второго после Афанасия «законодателя» афонского монашества. Вскоре после этого возникшие споры варлаамитов и паламитов открыли пред всем миром целый ряд афонских исихастов, достигавших высших степеней исихии и озарявшихся во время своих дивных созерцаний невещественным светом. Во главе их стоял приснопамятный Григорий Палама , впоследствии архиепископ Фессалоникийский. Учение об исихии можно находить в писаниях многих как древних, так и более поздних подвижников, как, например, Иоанна Лествичника , Исихия, Филофея Синаита и т. д. Более подробно раскрыли его прп. Симон Новый Богослов (f 1032), Григорий Синаит (f 1346) и особенно Григорий Палама (1296–1359).По учению прп. Симеона, для успеха в исихии требуется, во-первых, полное беспристрастие ко всему, чистота совести и хранение ума с Иисусовой молитвой. При этом из трех видов ее: устной, умной и сердечной – он отдает предпочтение последней и указывает наилучший способ ее. «Прежде всего, – говорит он, – нужно хранить следующие вещи: первое – беззаботность от всего как благословного, так неблагословного и суетного, то есть быть мертвым от всего, второе – чистую совесть во всем и третье – совершенное беспристрастие, чтобы помысл твой не склонялся ни к какому мирскому предмету. После этого сядь в каком-нибудь уединенном месте, в углу, и, заперев двери, отвлеки ум от всякого привременного и суетного предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010