Антоний (Рафальскй) епископ Варшавский, а потом митрополит Новгородский, † 1848 г. Ходатайствует о построении церкви и о назначении причта для единоверцев Сувалкской губернии. Арбенев , генерал. Назначается прокурором Московской Синодальной конторы. Арсений (Москвин) епископ Тамбовский, а впоследствии митрополит Киевский, † 1876 г. Представляет проект часовен-палаток в деревнях, отстоящих далеко от церквей; замечание владыки Филарета о сем проекте. Ахматов , Алексей Петрович, ген.-адьют. обер-прокурор Свят. Синода, † 1870 г. М. Филарет просит его ускорить разрешение построить колокольню при Софийской церкви; препровождает М. Филарету проект устава Мариинского человеколюбивого общества; письмо с замечаниями М. Филарета на сей проект; письмо М. Филарета с замечаниями об отзыве преосвящ. Леонтия о рукописи иером. Парфения «Возражение против защитников раскола»; письмо к М. Филарету об укреплении за Московским Новодевичьим монастырем земли и дома Горлицыных; ответ владыки о сем деле; письмо М. Филарета о назначении А. Гренкова бакалавром Казанской духовной академии и Арбенева прокурором Московской Синодальной конторы; письмо М. Филарета о споре Успенской церкви с Козакевич о ее доме; препровожд. М. Филарету депеши посланника о запрещении кн. Кузою совершать Богослужение на греческом языке в церквах Молдавии и о притязаниях Молдавского правительства на имения греческих монастырей в Молдавии; письмо М. Филарета о сем; письмо владыки об утверждении в степени доктора богословия о. В. Гетэ; поздравляется владыкою с праздником Рождества Христова в 1863 г.; два письма святителя к мнениям о сношениях с американским пастором Юнгом; поздравляет М. Филарета с праздником Св. Пасхи в 1864 г. от имени Государя, Государыни и своего; письмо владыки к замечаниям о письмах и статьях протерся Е. И. Попова ; письмо к нему М. Филарета об упразднении в Москве Успенской церкви. Афанасий (Протопопов) епископ Чигиринский, потом архиепископ Тобольский, † 1842 г. Доносит о распространении сводных браков между раскольниками Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О. Порфирий весьма часто, иногда и целый день, бывает у его высокопреосвященства. Игумен Порфирий бил собственноручно, как я сам видел, учеников семинарии, именно: Гавриила Татиева, Давида Тинникова, Ивана Лашаурова, Герасима Кикодзева в канцелярии правления и на балконе, Иассона Татиева, Виссариона Хавшидзева на улице, Фому Элизбарова в комнате, Ефрема Хмиадова, Димитрия Протопопова, Михаила Бухановского, Афанасия Виноградова и Михаила Алексеева... Ученики семинарии по распоряжению игумена Порфирия посредством сторожей, имя и фамилию коих, по частой перемене их, теперь не помню, были наказываемы розгами пред портретом Государя, следующие: Алексей Двалишвили, Спиридон Мтварелов, Захарий Копинов, Георгий Елиосидзев, Цихистов, Алодов. Пред св. образами, где совершается всенощная, были наказываемы следующие: Иван Махаров, Иван Протопопов, Федор Иосебадзев, Симеон Лагуров. Я не был очевидцем сих наказываемых, а только от самых этих же слышал» (см. ч. 1 прибавлений к делу по жалобе Тинникова, стр. 108–112). Чтобы иметь понятие о письмах архиереев к Протасову и чтобы видеть, как много было в них раболепия приводим здесь для образца: 1) письмо Анатолия, назначенного в это же время из волынских викариев на могилевскую кафедру: «Сиятельнейший граф, милостивый государь! Сколько раз ни удостаиваюсь получать относящиеся к земной судьбе моей ваши писания, столько раз получаю новые доказательства милости и благодеяний, изливаемых на меня вашим сиятельством. Взысканный, избавленный благотворною десницею вашею от тесноты и скорби, вскоре милостивым предстательством вашим у всероссийского Престола я призван в сонм святителей церкви Христовой, возведен на екатеринбургскую архиерейскую епархию, сопричислен к ордену св. Анны I степени, а теперь возведен на могилёвскую кафедру, славную прежними своими святителями. Чем же я воздам вашему сиятельству за толикие благодеяния? К прискорбию, земные выражения благодарности так слабы, безжизненны, что я не нахожу в них ни одного слова к изъявлению благодарных ощущений, исполняющих теперь мое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот ореол, создавшийся вокруг него, имел особенное значение при тех условиях, какие он застал в Москве. Брожение умов, принявшее в русском обществе такие резкие формы с момента преобразований Никона, далеко еще не привело к последним своим результатам, различные партии еще не сформировались окончательно, и колебания, переходы с одной стороны на другую происходили в высшей степени часто. Некоторые из тех людей, которые десять лет назад первые выступили со смелым и резким протестом против новшеств патриарха, теперь отступились от начатого ими дела, разубедившись в истине его, и в числе их был сам Иван Неронов, некогда признанный глава кружка протопопов, друг и руководитель Аввакума. Сосланный сперва в Спасокаменный, а затем из него в Кандалакшский монастырь, он уже 10 августа 1655 года бежал из последнего в Соловки и отсюда пробрался в Москву. Здесь он в течение нескольких месяцев скрывался от грозного патриарха у разных своих приятелей то в самом городе, то в его окрестностях, в исходе 1656 года постригся в монахи и принял имя старца Григория. Во время этих скитаний своих он сперва продолжал проповедь против новых книг и обрядов церковных, но затем его убеждения начали все сильнее колебаться под влиянием неожиданных для него событий. На соборе 1655 года в Москве, кроме русского духовенства, которое, по мнению Неронова, соглашалось с Никоном лишь из страха перед ним, присутствовали уже и два приезжих патриарха: Макарий антиохийский и Гавриил сербский, и эти патриархи предали проклятию двоеперстие и своими подписями одобрили вновь исправленный «Служебник» и только что переведенную с греческого книгу «Скрижаль». К ним присоединились и голоса других двух патриархов, константинопольского Афанасия иерусалимского Паисия, а последний из них в ответе своем на вопросы Никона и Алексея Михайловича строго осудил протест Неронова против преобразовательной деятельности Никона. Все это ока зало подавляющее влияние на Неронова: вражда его к Никону осталась в полной силе, но он не был настолько убежден в правоте своей по разделившему их вопросу, чтобы найти в себе достаточно силы противиться решению глав вселенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protopop...

Профессорам и доцентам Академии: 1) Покровскому Ивану Михайловичу , 2) Катанову Николаю Феодоровичу, 3) Машанову Михаилу Александровичу , 4) Григорьеву Ивану Феодоровичу, 5) Лузину архимандриту Варсонофию, 6) Васильевскому Михаилу Николаевичу, 7) Малинину епископу Афанасию, 8) Васильеву Якову Васильевичу, 9) Керенскому Владимиру Александровичу , 10) Полянскому Евлампию Яковлевичу, 11) Касторскому Александру Петровичу, 12) Протопопову Василию Ивановичу, 13) Лебедеву Александру Васильевичу тоже за неисполнение распоряжений Советской власти объявить в местной газете строгий выговор. В отношении же казначея Веселовского Ивана Петровича и письмоводителя Петровой В.Я., которые исполняли обязанности по найму, дело прекратить. Кроме того, просить Совет Народных Комиссаров Татреспублики о создании ликвидационной комиссии для полной ликвидации дел бывшей Казанской Духовной Академии. Уполномоченный 11го отделения Всетатчека Клочков Зав. ликвид. отделом Борисенко». 26 марта 1921 года владыку Анатолия Грисюка впервые арестовали. Власти пытались обвинить его в неподчинении советским постановлениям, но формально ректор Академии оказался неуязвим. Закон не был нарушен. Все же его осудили на год принудительных работ с учетом срока предварительного заключения. Через девять месяцев владыка вышел на свободу и был назначен епископом Самарским и Ставропольским. Но вскоре последовал очередной арест, о котором в подробностях сообщил Святейшему Патриарху Тихону епископ Алексий (Орлов). «Его Святейшеству, Патриарху Московскому и всея России Тихону Алексия, епископа Бугурусланского, викария Самарской епархии Доклад Долгом почитаю доложить Вашему Святейшеству, что 18 сентября задержаны в Самарском ГПУ Преосвященный епископ Самарский Анатолий, а 19 числа Павел, епископ Бузулукский. Кроме того, 22 сентября арестованы: кафедральный протоиерей Ксенофонт Архангельский, протоиереи города Самары Иоанн Колесников, Александр Бечин и Аркадий Ключарев, священники Иоанн Голубев и Ильинский и псаломщик Василий Клименко. 25го числа все поименованные лица были переведены из арестного дома в городскую тюрьму. Причины ареста всех этих лиц не выяснены.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Вскоре после вступления ее на престол – в начале 1742 года – высочайшим указом Святейшему Синоду повелено было, чтобы в высочайшем присутствии в придворной и других церквах, где случится быть Высочайшим особам, по вся воскресные и праздничные дни нарочитым духовным персонам чинить проповедание слова Божия. Вследствие этого указа у нас возник особый класс священнослужителей, дотоле несуществовавший в России, особая придворная должность – придворные проповедники. В должность эту были избираемы наиболее даровитые и образованные лица из рядового, белого и черного, духовенства: члены Святейшего Синода и вообще архиереи, жившие в столицах, могли по своему усмотрению, проповедовать, когда хотели, но к тому не обязывались. Число придворных проповедников, сделавшихся известными лично императрице, было довольно значительно. Так из архивных документов Святейшего Синода мы видим, что во время высочайшего присутствия в Москве в 1742 году, там проповедовали: нарочно для того вызванный из Киева архимандрит Сильвестр Кулябка, впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский; архимандриты: Иларион Савинский, Афанасий Антонович, Герман Барушевич, Платон Малиновский, Иероним Волчанский, Антоний Нарожницкий, – лица, впоследствии сделавшиеся епископами разных епархий; кроме того в это же время в высочайшем присутствии в Москве проповедовали около двенадцати приходских и полковых священников и протопопов, и даже один диакон – Стефан Савицкий. С переездом двора из Москвы в С.-Петербург обнаружилась трудность в приискании способных проповедников на месте. Когда Св. Синод представил об этом императрице, она указала вызвать в Петербург учителя московской академии Арсения Могилянского, произведенного по этому случаю в архимандрита Троицко-Сергиевской лавры и в члены Св. Синода, – впоследствии митрополита Киевского; брата его священника Успенской церкви в Москве Евстафия Могилянского; иеромонаха Симона Тодорского, избранного в законоучителя к великому князю, наследнику престола; архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, знаменитого впоследствии московского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Мать Василия Дмитриевича не дожила до окончания строительства. Она умерла 21 февраля 1828 г. и была погребена в склепе под алтарем еще недостроенного храма. Окончание работ и освящение церкви состоялись уже при полноправном владельце Ершова Василии Дмитриевиче Олсуфьеве. Советские исследователи 1930-х гг. говорят о том, что храм строился как «мавзолей» для матери Олсуфьева. Это утверждение безосновательно, поскольку в постройке храма активно участвовала сама Дарья Александровна. Храм построен по проекту выдающегося архитектора того времени Афанасия Григорьевича Григорьева (1782-1868). Талантливый выходец из крепостных учился у знаменитого Доменико Жилярди. Среди проектов А. Григорьева — усадьбы Суханово и Конный двор в Кузьминках, Опекунский совет на Солянке, усадьба Усачева на Земляном Валу. Григорьев также завершил постройку храма Большого Вознесения у Никитских Ворот по проекту Осипа Бове, где венчался А.Пушкин. Храм в Ершово, увенчанный колокольней, стал одним из лучших творений мастера и является образцом московского ампира. Освящение Троицкой церкви состоялось 15 сентября 1829 г. Его возглавил архимандрит Спасо-Андроникова монастыря Гермоген. Ему сослужили наместник Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Мефодий, бывший наместник иеромонах Марк, протопоп Успенского собора Василий Протопопов, священник Звенигородского Вознесенского храма Кирилл, благочинный села Луцына, ершовский приходской священник и три диакона. Последний священник отслужил Божественную литургию в Троицком храме в 1932 г. Храм закрыли. Имущество растащили по домам. 28 января 1935 г. Мособлисполком принял Постановление: «Принимая во внимание, что церкви Ершовская и Покровская не функционируют с 1931-1932 гг. и здания их необходимо использовать под клуб и школу… разрешить звенигородскому РИКу церкви Ершовскую и Покровскую закрыть. Имущество церквей реализовать, как госфондовское имущество на основании существующих законов». Храм постройки 1820-х годов был взорван немцами. Это произошло в декабре 1941 г. В память о погибших по окончании войны на его месте был установлен мемориал. Храм стал братской могилой для своих прихожан и защитников Родины.

http://sobory.ru/article/?object=60513

Глазовское Котельническое Уржумское Яранское Павел (Борисовский), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Флавиан (Сорокин), еп. Авраамий (Дернов), еп. (ссылк.) Нектарий (Трезвинский), еп. (закл.) Донская и НОВОЧЕРКАССКАЯ Викариатства: Аксайское Каменское Усть-Медведицкое Димитрий (Добросердов), архиеп. Захария (Лобов), еп. (ссылк.) Вдовствующая Иов (Рогожин), еп. (закл.) ЕНИСЕЙСКАЯ и Красноярская Викариатство: Минусинское Амфилохий (Скворцев), еп. (закл.) Димитрий (Вологодский), еп. ИЖЕВСКАЯ и Воткинская Викариатство: Малмыжское Виктор (Островидов), еп. Георгий (Анисимов), еп. ИРКУТСКАЯ и Верхоленская Викариатства: Киренское Нижнеудинское Гурий (Степанов), архиеп. (ссылк.) Ираклий (Попов), еп. Вдовствующая КАЗАНСКАЯ и Свияжская Викариатства: Мамадышское Спасское Чебоксарское Чистопольское Кирилл (Смирнов), митр. (ссылк.) Андроник (Богословский), еп. Варсонофий (Лузин), еп. (ссылк.?) Афанасий (Малинин), еп. Иоасаф (Удалов), еп. (ссылк.) КАЛУЖСКАЯ и Боровская Викариатства: Малоярославецкое Масальское Феофан (Туляков), еп. (ссылк.) Иоасаф (Шишковский-Дрылев­ский), еп. (ссылк.) Герман (Вейнберг), еп. КОСТРОМСКАЯ и Галичская Викариатство: Кинешемское Севастиан (Вести), архиеп. Вдовствующая Краснодарская и Кубанская Викариатство: Майкопское Иннокентий (Летяев), еп. (ссылк.) Варлаам (Лазаренко), еп. (закл.) КРУТИЦКАЯ Петр (Полянский), митр. (закл.) КУРСКАЯ и Обоянская Викариатства: Белгородское Дмитровское Новооскольское Рыльское Иувеналий (Масловский), еп. (закл.) Никон (Пурлевский), еп. (ссылк.) Иоасаф (Жевахов), еп. (закл.) Серафим (Игнатенко), еп. (неопред.) Алексий (Готовцев), еп. ЛЕНИНГРАДСКАЯ и Гдовская Викариатства: Выборгское Детскосельское Гдовское Колпинское Копорское Кронштадтское Ладожское Лужское Нарвское Петергофское Шлиссельбургское и Лодейнопольское Ямбургское (Кенги­сепп­ское) Иосиф (Петровых), митр. (удалён из еп., ссылк.) Вдовствующая Вдовствующая Димитрий (Любимов), еп. Серафим (Протопопов), еп. Сергий (Дружинин), еп. Венедикт (Плотников), еп. (ссылк.) Иннокентий (Тихонов), еп. (закл.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

311 . (84). Служебник, Московской печати, 1627 года, в четверть. С 28 листа сохранилась подстрочная подпись: …к Ивану Лествичнику по благоверной великой старице Марфе Ивановне. 312 . (85). Служебник, напеч. в Москве, 1651 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7161 (1652) октября в 23 день куплена сия книга на монастырские казенные деньги и положена в церковь Живоначальные Троицы Сергиева Богоявленскаго монастыря к святому Богоявлению и великаго чюдотворца Сергия Радонежскаго, при строителе того монастыря соборном старце Аверкие Иванове, да при священницех ту служащих: священноиноке Иове Москвитя(ни)не да Антипе Крутецком, и их трудами на достойное в Троице славимому Богу приношение и хваление. А подписал бренною рукою тоя же обители работничишко многогрешный раб Иовко Никонов сын пореклу Полянской. 313 . (86). Служебник, напеч. в Москве, 1655 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7166 (1658) маия в 15 день Живоначальные Троицы Сергиева монастыря сия книга Служебник из большые казны дана в книгохранительную казну при книгохранителе черном священнике Иосифе Нижегородском. 314 . (87). Служебник, напеч. в Москве, 1668 года, в четверть, по листам внизу две подписи: 1) Смиренный Стефан митрополит Рязанский. 2) Сия книга Служебник преосвященнаго Павла, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, а подписал по его архиерейскому приказу подьячей Тит Алтухов лета 7193 (1685) году августа в 31 день. И по указу преосвященнаго Аврамия митрополита Рязанскаго и Муромскаго отдана в ризницу. Подписал иподиакон Афанасий Тимофеев лета 7206 (1698) году июля в 5 день. 315 . (88). Служебник, напеч. в Москве, 1676 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7185 (1677) году февраля в день куплен сей Служебник на Троицкое подворье в Богоявленской монастырь, что у государева двора, а куплен на казенные деньги с печатново двора у наборщика Никиты Михайлова при строителе старце Филарете Протопопове, дано рубль. 316 . (112). Требник без выхода, Московской печати 1633 года, в лист. С л. 15 подстрочная подпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

47 Блаженный Гермоген, упоминая об избрании Гурия в кандидата на Казанскую епархию, говорит: «и любим бывает Самодержцу Царю преподобный Гурий». См. рукописное житие. 49 Так говорят: блаженный Гермоген в рукописном житии, и все виденные списки сего жития, Пролог, Минея-Четья, История вкратце о Татарском царствии, писанная в семнадцатом веке и другие древние акты. – Хотя Русский летописец от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича (ч. V, стр. 68).Летопись по Никонову списку (ч. VII, стр. 231), Синодик Казанского Благовещенского Собораи некоторые другие древние акты сказывают, что рукоположение святителя Гурия было 3-го дня февраля; однакож это число ими принято ошибочно. В 3-е число Февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение Святителя Гурия. 51 Русский летописец говорит: «При рукоположении св. Гурия с митрополитом действовали священные архиепископы и епископы: архиепископ Пимен Нова-города и Пскова, архиепископ Никандр Ростовский, владыка Афанасий Суздальский, владыка Гурий Смоленский, владыка Гурий Рязанский, владыка Иоаникий (Акакий) Тверской, владыка Феодосий Коломенский, владыка Крутицкий Нифонт, владыка Киприан Вологодский, архимандрит из Володимира Рождественский Закхей, архимандрит Спасский Никифор, архимандрит из Нова-города Юрьевский Геннадий, архимандрит Чудовский Левкий, игумен Троицкий Сергиева монастыря Иларион, архимандрит Симановский Алексий, архимандрит Андрониковский Иосиф, игумен Маркель Хутынский из Нова-города, игумен Симеон Кирилловский, игумен Богоявленский Варлаам, игумен Панфнутьевский Вениамин, игумен Иосифовский Галактион, протопоп из Владимира Пречистенский Евсигней, протопоп Пречистенский Иоанн, протопоп из Нова-города Софийский Димитрий, протопоп Архангельский Тимофей, протопоп Спасский из дворца Ермолай, протопоп Вознесенский Димитрий, протопоп Рождества Пречистой Тихон, протопоп Никольский Амос, протопоп Рождества Христова, да игумены и священники соборные, и всех служащих было с митрополитом в Пречистой и с архиепископом Казанским, архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидьяконов, протодьяконов и дьяконов 76, опричь подьяков». Часть V, стр.69.Никон.летоп. Часть VII, стр 231 и 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

XIII. Первоначальный состав Св. Синода при Петре I и последующие в нем изменения при ближайших приемниках Петра I Представляя Духовную Коллегию учреждением для заведования церковными делами государства под авторитетом учредившей его государственной власти, Реформа Петра Великого, наперед определяла судьбу сего учреждения и предуказывала возможность изменений в его составе и положении. История существования Св. Синода, со времени его учреждения, представляет не мало моментов, когда Синод, по указаниям учредившей его власти, испытывал те или другие изменения в своем составе и положении. По предначертаниям Духовного Регламента состав Святейшего Синода был определен следующим образом. «Правительствующих особ» в Духовном Коллегиуме полагалось 12. Они должны были принадлежать к лицам разного чина, т. е. избираться из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов; между ними архиереев полагалось три, прочих же чинов «сколько которых достойных сыщется». При этом предписывалось наблюдать, чтобы назначаемые в состав членов Духовного Коллегиума архимандриты и протопопы не находились в подчинении заседавшего в Коллегиуме архиерея, как объяснил Регламент потому, что «таковой архимандрит или протопоп будет непременно наблюдать, к которой стороне судимой приклонен есть епископ, к той и тот архимандрит, или протопоп приклонен будет, и так две или три персоны будут един человек». По именному учредительному указу 25 января 1721 г. определено выть в Духовном Коллегиуме «единому президенту, двоим вице-президентам, четырем советникам, четырем асессорам»; при этом повелевалось президенту иметь «един с прочими равный голос» на основании, что по Духовному Регламенту, он должен был подлежать суду своей братии, «аще в чем знатно погрешит» 295 .В предначертанный Духовным Регламентом и определенный учредительным указом состав Духовного Коллегиума, при его открытии, были назначены членами следующие лица: президент Стефан (Яворский) , митрополит рязанский и муромский, бывший местоблюститель патриаршего престола, два вице-президента: Феодосий (Яновский), архиепископ велико-новгородский и велико луцкий, Феофан (Прокопович) , архиепископ псковский и нарвский, составитель Духовного Регламента, четыре советника, архимандриты первейших монастырей: Симонова-Петр Смелин, Ипатского-Гавриил Бужинский; Новоспасского-Иерей Прилукский и Высокопетровского-Леонид; четыре асессора: протопопы Троицкого собора-Иоанн Семенов и Петропавловского-Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, впоследствии, согласно его прошению, по указу Святейшего Синода, постриженный в монашество с именем Афанасия, и иеромонах Варлаам Овсяников, вскоре (10 марта 1721 г.) игумен Угренский, исполнявший до 1 января 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010