3) Синодик 1735 года, переписанный при о. игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, св. синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, Войска Донскаго полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова, с.-петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина... Роды с города Выборга: выборгскаго протопопа Мокия Лавреньтева, выборгскаго губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина,... Роды с города Олонца и Одонецкаго уезда: олонецкаго собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкаго, Шагевскаго, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмскаго собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; Войска Донскаго полковников Андреева и Хрисанова..., роды с Кексгольмскаго уезду Якимварскаго погоста, Сердобольскаго погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерскаго, Салминскаго. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова...; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4) Синодик, составленный при о. игумене Назарии с братиею в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырмя картинами; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившаго брата; за ними смерть с косою в одной руке и эмблемою скоротечности времени в другой, кругом надписи: „летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами”. – „Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся”. „О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будешь, яко же аз”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

из 4 привилегированных конфессий (12 дек. 1701). Тем временем Вену посетил митр. Афанасий, пытавшийся защититься от обвинений в аморальном поведении и тайных связях с валашским господарем. Он подписал исповедание веры Тридентского Собора и обязался сохранять единство с католич. Церковью и верность императору. Т. о., правосл. Трансильванская митрополия была заменена униатским еп-ством; 25 июня 1701 г. Афанасий вернулся в Алба-Юлию и занял кафедру. Вскоре К-польский патриарх Каллиник II Акарнан анафематствовал Афанасия; правосл. противники унии при поддержке протестант. знати активизировались и в Трансильвании, где их центром стал г. Брашов; свящ. Йоан (Йов) Цирка объявил себя правосл. епископом Трансильвании и вскоре вступил в унию с кальвинистами. После кончины Афанасия (Ангела) (19 авг. 1713) протопопы избрали на кафедру сначала венг. иезуита, затем немца-католика, но их кандидатуры были отвергнуты австр. властями. В конце концов вопреки желанию протопопов имп. Карл VI (1711-1740) назначил иезуита Йоана Джурджу Патаки (1721-1727), к-рый перешел в орден василиан. Сразу после возведения на кафедру тот вступил в конфликт с Дьёрдем Мартонфи, лат. епископом Алба-Юлии, стремившимся подчинить себе униат. епископа. В результате неоднократных обращений еп. Й. Дж. Патаки папа Римский Иннокентий XIII (1721-1724) издал буллу «Rationi congruit» об утверждении униатской епископской кафедры и об освобождении ее от подчинения лат. иерархам (18 мая 1721). Ко времени издания буллы кафедра была перенесена из Алба-Юлии (соборная церковь была разрушена при строительстве цитадели) в Фэгэраш, где Патаки ранее был священником. На совещании протопопов и иезуитов 15 нояб. 1728 г., состоявшемся после кончины еп. Й. Дж. Патаки, был принят ряд дисциплинарных правил, в т. ч. запрещен переход из унии в Православие. Из предложенных кандидатов на епископскую кафедру император утвердил Йоана Мику-Кляйна, воспитанника иезуитов, принявшего затем монашеский постриг с именем Иноченциу (рукоположен 5 нояб.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

3. Синодик 1735 года, переписанный при отце игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, Св. Синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, войска Донского полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова; С.–Петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина. Роды с города Выборга: выборгского протопопа Мокия Лаврентьева, выборгского губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина. Роды с города Олонца и Олонецкого уезда: олонецкого собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкого, Шагевского, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмского собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; войска Донского: полковников Андреева и Хрисанова, роды с Кексгольмского уезда Якимварского погоста, Сердобольского погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерского, Салминского. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4. Синодик, составленный при отце игумене Назарии с братией в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырьмя рисунками; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившего брата; за ними смерть с косой в одной руке и эмблемой скоротечности времени в другой, кргом надписи: «летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами». – «Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся». «О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будеши, яко же аз».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кн. Острожский писал по этому поводу своему Киевскому наместнику Матеушу Воронецкому, чтобы он «неотволокную» с того пана Мировицкого и товаришов его враднику и подданным его милости митрополита справедливость учинил» 113 . Сами митрополиты ценили заботы Гулькевича и награждали его. Так, м. Илья Куча отдал ему два церковные села – Филимоновщину и Багринов, дозволивши владеть ими на правах отчины 114 , а преемник Ильи Кучи, м. Онисифор подтвердил за Богушем это право особым листом 115 . Из последнего десятилетия XVI в., когда митрополичью кафедру занимал Михаил Рогоза, известно четыре Киевских наместника, из которых двое были из протопопов и двое из панов. Первым по времени наместником Михаила Рогозы был пан Остафий Радовецкий, занявший должность наместника непосредственно после Гулькевича и, вероятно, именно в 1589 г. 116 Радовецкий держал Киевское наместничество не более двух лет (1589–1590). В конце 1590 г. мы видим в Киеве уже нового наместника Афанасия Одонея, который был протопопом Софийского Собора. Из деятельности этого наместника, в актах упоминается о его участии в деле Гедеона Балабана с Львовским братством. По приказанию Михаила Рогозы Афанасий Одоней ездил в Львов с тем, чтобы передать увещательное послание митрополита Гедеону и вообще чтобы собрать в Львове более точные сведения об отношениях Гедеона к братству. Кроме этого об Одонее известно, что он присутствовал на суде над Гедеоном, бывшем в январе 1591 г. в Львовском Успенском соборе под председательством самого митрополита 117 . После Афанасия Одонея Киевским наместником Михаила Рогозы был Иоанн, тоже из протопопов. В одной из соборных грамот Рогозы протопоп Иоанн упоминается под 1594 г. Поэтому нужно думать, что он занял должность наместника непосредственно после Одонея. Что же касается наместнической деятельности протопопа Иоанна, то об ней известно только то, что в 1594 г. 24 июня он присутствовал на соборе в Берестьи, бывшем под председательством Михаила Рогозы 118 . Наконец, последним наместником Михаила Рогозы, а вместе с тем и последним наместником обозреваемого нами периода был пан Гурин, от которого, между прочим, сохранилась опись церковных вещей, составлявших ризницу Софийского Собора в конце XVI в. Когда пан Гурин был назначен Софийским наместником, – не известно; но, как видно, он заведовал делами кафедры некоторое время и после Рогозы, при его преемнике – Ипатии Поцее, – т. е. уже в начале XVII века 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Алексиевской, на Мал. Алексеевской улице, свящ. Вит. Аникит. Красновского Алексиевской, на Глинищах, священ. Ал-дра Конст. Гиляревского —32— Андреестратилатовской, при Учительском Институте, на Б. Полянке, свящ. Тих. Ив. Сеньковского Антипиевской, у Колымажного двора, свящ. Влад. Иван. Протопопова Архангельского собора, прот. Вален. Ник. Амфитеатрова Архидиаконо-Стефановской, на Швивой горке, свящ. Викт. Павл. Зверева Афанасиево-Кирилловской, на Сивцем Вражке, свящ. Евлам. Иван. Троицкого Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Благовещенской. На Тверской, прот. Мих. Иван. Соболева Богородице-Рождественской, на Кулишках, священ. Аркад. Мих. Знаменского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феокт. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Ник. Ал-др. Ивановского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больнице, священ. Павла Васильевича Покровского Богородице-Рождественской, в Старом Симонове, священ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, прот. Мих. Вас. Модестова Богородицкой. В Александр. Общине сестер милосердия, Священ. Ал-дра Вас. Озерецковского Богоявленской. В Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина Варваринской, на Варварке, прот. Феофилакта Кротова —33— Василиевской, в Новой Деревне, свящ. Мих. Мих. Воронцова Введенской единоверческой, у Салтыкова моста, прот. Иоанна Гавр. Звездинского Введенской, на Лубянке, свящ. Ник. Петр. Антушева Введенской, в Мариинском Епарх. женском училище, свящ. Серг. Стеф. Гречанинова Введенской, в Мариинском женском училище Дамск. Попечит., священ. И. И. Сахарова Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенской, в Семеновском, священ. Сим. Афан. Ковганкина Верхоспасского собора, прот. Ник. Вас. Благоразумова Власиевской, в Старо-Конюшенной, прот. Дим. Пет. Некрасова Воздвиженской, в Ямском училище, свящ. Мих. Петр. Сперанского Вознесенской на Б. Никитской ц., прот. Алексея Самсонов. Горского Вознесенской, на Гороховом поле, прот. Ник. Конст. Протопопова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так ты и черниговского протопопа Михаила проклял дерзостно, и скуфью с него снял за то, что он в книге Кирилла иерусалимского не делом положим в двоестрочии, что христианам мучения не будет». В письме к царю Алексею Михайловичу, писанном из заточения в 1654 г., Неронов также прямо высказывает, что он стоит за свою братию – наказанных Никоном виновных протопопов и попов, ратует против того, что напр. Никон слишком строго судит и наказывает духовенство. Но особенно ясно выразился дух восстания. оппозиции первых расколоначальников духовных против п. Никона на соборе, созванном Никоном в 1653 или 1654 году, в патриаршей крестовой палате, из низших духовных властей – архимандритов, игуменов и протопопов, по случаю суда над муромским протопопом Логином, вследствие доноса на него муромского воеводы. Здесь протопоп Неронов и другие его товарищи горячо заступались за Логина и сильно, даже грубо упрекали Никона за то, что он слушал все доносы на духовенство. Никон, как передает Неронов, пред лицем собора, сказал: «я, кроме Евангелия, ни почему не сужу». А протопоп Неронов возразил ему: «во святом Евангелии написано, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, а тебе кто и добра хощет, а ты тех ненавидишь; а кто тебе огласит кого, хотя за пять сот верст, или за тысячу, и ты веру иметь, послушав клеветы: так де они делают, такие де нечестивые, а Стефан де протопоп и Иоанн им ворам потакают. Ты разве там сам был, своими очами видел, что так извещаешь на соборе». Патриарх на этот дерзкий упрек отвечал: «я сужу по правилам св. апостолов и св. отцов». Протопоп Неронов возразил: «в правилах написано: клеветникам веры не яти, а сыскав истинными свидетелями клеветников, наказанье чинити им без пощадения. А тебе клеветники в яве клевещут на добрых людей, а ты им веру иметь. Вот в то время был крестовый протодиякон Григорий с своими советниками, Божий страх забыв, многими укоризнами меня укорял, будто жена моя неистова, а сын мой будто у чудотворного образа казанския Богородицы серьги украл, а те де серьги приклад государыни царицы, и ты говоришь: такие де вы воры.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Говорила она весьма мало. Впоследствии Симеон стал знаменитым подвижником. Мать иногда посещала его и давала совет не гордиться своими подвигами, но помнить, что они – дело Господа. Кончина Марфы за год была предсказана ей и сыну в двух видениях. За несколько дней до кончины она посетила сына, и ночью ей было следующее видение: она была восхищена на небо и Пресв. Дева показывала ей райские жилища, уготованные праведным. Утром она рассказала о своем видении сыну, приобщилась Божественных Таин, а на другой день отправилась в обратный путь. В селении Теревниф она почувствовала себя больною и ее отвезли в Антиохию. Через два дня она умерла. По требованию сына, она была похоронена близ того столпа, на котором он подвизался. Марфа славилась своим благочестием, и потому ее похороны привлекли много народа и отличались своей торжественностью. Каждый желал коснуться тела праведницы. Один юноша, по имени Сергий, усомнившийся в действии этого прикосновения, впал в тяжкую болезнь и исцелился тогда только, когда помолился на гробе праведницы. Были при ее гробе и другие чудеса. Кончина св. Марфы относится к 551 г. (Четьи-Минеи). Обретение мощей пр. Евфимия Суздальского Пр. Афанасий, родом из Трапезунта, еще в детстве лишился своих благочестивых родителей и воспитывался под руководством одной монахини. Такое воспитание положило отпечаток на ребенка, который проявлял несвойственную детскому возрасту серьезность и стремление к воздержанию. Его пытливый ум жаждал знания, и, достигнув юношеского возраста, Афанасий (его мирское имя было Авраамий) решился посетить Константинополь, бывший центром науки. Случай скоро представился ему. Афанасий удивил всех своими быстрыми успехами. В то же время он сблизился с одним знатным константинопольцем, который женился на его родственнице. Афанасий поселился в его богатом доме, но не оставлял своей обычной умеренности в пище и одежде. Однажды вместе с своим родственником Афанасий совершил поездку в Эгейское море. Присматриваясь с любопытством к незнакомым местностям, он был поражен видом Афонской горы: она показалась ему весьма хорошим прибежищем для человека, ищущего уединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киевляне, убежденные в невинности Поликарпа, видели в разорении Киева наказание Божие за неправду митрополита пред игуменом Поликарпом. После удаления Мстислава, Поликарп был освобожден из заточения. В 1174 году вместе с митрополитом встречал он нового великого князя. В смутах времени еще 8 лет управлял он обителью. Будучи уже глубоким старцем, в 1182 г. 24 июля преподобный Поликарп скончался и был погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи, как свидетельство его богоугодной и святой жизни (Печерский патерик). Муч. Афанасия Икийского Св. Афанасий, родом из округа Икиа (в Никейской епархии), богатый семьянин и влиятельный человек в своем околодке, был муж благочестивый и верный хранитель заповедей Божиих. Однажды турки сверх всякого чаяния обложили округ тяжкою данью, которая падала только на одних христиан. Афанасий, как главный представитель общины и ревностный заступник интересов своих единоверцев, предложил местным туркам принять участие в султанской дани на том основании, что и они такие же подданные. Мусульмане, разумеется, отвергли такое предложение; но, зная значение Афанасия в округе и влияние на местных судей, опасались, как бы он не принудил их судебным порядком принять законное участие в султанском налоге. Для предупреждения опасности они составили заговор, схватили правдивого христианина и представили его в Константинополь к визирю, перед которым оклеветали его, будто бы он изъявил желание сделаться турком. Визирь допросил Афанасия и долго уговаривал его принять исламизм; но Афанасий твердо отвечал: «сохрани меня, Царь небесный, чтобы я когда либо отрекся от своей православной веры». Исповедник Христов ввергнут был в темницу, где переносил от турок жестокие пытки в течении шестидесяти дней. После этого Афанасий снова был представлен визирю и опять выслушал те же предложения – сделаться мусульманином. Непоколебимый исповедник и не думал изменить вере своих отцов и желал умереть христианином. За сопротивление визирь осудил его на смертную казнь и для исполнения приговора предал мученика градоначальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. также: Ходоровский И., священник. Великий подвижник... Хаджи Георгий... 881). 255 . Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . С присовокуплением предисловия на книги святого Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. Изд. 2-е. М., Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1847. XVI, 302, III с. Изд. 3-е. 1892. 276, IV с. 256 . Житие и подвиги святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникского. Соч. патриарха Константинопольского Филофея. Изд. иеромонаха Антония. Одесса, 1889. 257 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского , основателя общежития на Афоне, с изображением его. СПб., РПМА, 1866. Изд. 5-е. М., РПМА, 1887, 51 с. Изд. 6-е. М., РПМА, 1894. Изд. 7-е. М., РПМА, 1901. Изд. 8-е. М., РПМА, 1908, 63 с. См. также: Помяловский И. В. Житие преподобного Афанасия Афонского ... 612). 258 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Святой Афонской Горе, с изображением его. СПб., РПМА, 1869. Изд. 5-е. М., РПМА, 1889. Изд. 6-е. М., 1896. Изд. 7-е. М., 1901. 36 с. Изд. 8-е. М., РПМА, 1908. 259 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы, архиепископа Сербского, подвизавшегося на Святой Афонской горе. Изд. 3-е. СПб., РПМА, 1869. Изд. 4-е. М., РПМА, 1894. Изд. 5-е. М., РПМА, 1901. Изд. 6-е. М., РПМА, 1911. 260 . Житие Преподобного отца нашего Афанасия Афонского . М., 1909. 31 с. Изложено на рус. яз. по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского . Ср.: Помяловский И. В. Житие... Афанасия Афонского ... 261 . Житие Преподобного отца нашего Максима Грека . С прибавлением его двух душеполезных слов и канона Святому Духу-Параклиту. СТСЛ, 1909. 262 . Житие Преподобных и Богоносных отец Свв. Симеона Мироточиваго и Святителя Саввы I, Сербских чудотворцев. Изд. 2-е М. Д. Усова. Шамордино, 1916. 59 с. В конце текста примеч.: «Житие это составлено по следующим книгам: Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Саввы I, архиепископа Сербского. Изд. 5-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – Жития святых, Филарета, архиепископа Черниговского. – Жития святых, Протопопова. – Жития святых, Бахметевой. – Письма Святогорца. – Сказания о странствии и путешествии... инока Парфения».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Рассеять их преосвященному помог декабрист М. А. Фонвизин, прямая, твердая вера которого раскрыла архиепископу ложь философских взглядов относительно Бога. Преосвященный до конца жизни был благодарен Фонвизину, уничтожившему мрак лживой философии и укрепившему его в основах Божественных истин. Архиепископ Афанасий заботился о просвещении духовенства своей епархии. От священнослужителей он требовал благоговейности и усердия в выполнении своих обязанностей. Строго преследовал корыстолюбие, нетрезвость, ссоры. Суд его в епархиальных делах был беспристрастен и справедлив. Паству свою преосвященный Афанасий воспитывал в духе благочестия и твердой веры, искореняя пороки и суеверные обычаи. Много уделял он внимания духовной семинарии, устройству библиотек, которые обогащал своими пожертвованиями. Преосвященный возглавил миссионерскую деятельность в епархии. В 1836 году Тобольский Кодинский (Котский) монастырь был обращен в миссионерский с учреждением при нем училища для инородческих детей. Под его руководством тобольские и пермские миссионеры обратили в Православие несколько тысяч человек. Преосвященный Афанасий отличался любовью к храмозданию. Он употреблял все средства на строительство церквей. В Нижегородской епархии им построен Спасо-Преображенский собор; в Тобольске перестроены Крестовая церковь и архиерейский дом. Богослужения архиепископа Афанасия отличались торжественностью и величественностью и вызывали у молящихся чувство благоговения. Преосвященный Афанасий занимался и литературной деятельностью, но печататься не любил, и некоторые его проповеди вышли в свет без его ведома. Труды: Опыты упражнений воспитанников 2-го класса Санкт-Петербургской духовной академии. – СПб., 1817. Слово при избрании судей петербургским дворянством//Христианское чтение. – 1829. Слово в день Преображения Господня (в рукописи). Записки по каноническому праву (составлены по поручению академии). Материалы по церковным древностям. Исправления и очищения от неологических заблуждений, переведенные для него из немецких обширных археологий Яна и Розенмиллера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010