Но требовательный и строгий митрополит Филарет уважал А. В-ча, доверял ему, ценил его труды и знания и отличал перед другими. 19-го января 1837 г. Горский был возведен в звание экстраординарного профессора, а 9-го сентября 1839 г. сделан ординарным профессором Академии 553 . VI. Переписка А. В. Горского с разными лицами, как средство приобретения знаний 11-го октября 1842 года А. В-ч сделался библиотекарем Академии, и он много сделал для процветания библиотеки. Как показывают рукописные каталоги того времени, исписанные большей частью рукой Горского, он выписывал массу книг самых нужных и редких. Пересмотрел он рукописи академической библиотеки и составил описание их. Много хлопотал он перед начальством о передаче в Московскую Академию главнейших рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря, старинных книг и рукописей, отобранных у раскольников в разное время и хранившихся в синодальной библиотеке. По его указанию, в 1847 году дешево куплена в Костроме наиболее ценная часть библиотеки умершего в 1842 г. архиепископа Тобольского Афанасия Протопопова. Своими трудами и заботами он, вместе с Филаретом Гумилевским , много способствовал обогащению академическ. библиотеки. Но это одна сторона дела. Горский не только собирал книги, но и знал и любил их. Большинство книг академической библиотеки того времени испещрены его пометками и замечаниями. Когда у Горского спрашивали одну книгу по какому-нибудь вопросу, он доставал и выкладывал десятки, указывал нужные листы и страницы, ночью без фонаря, ощупью, находил книгу. Библиотекарь он был идеальный, знающий, внимательный, предупредительный. Кроме академической, лаврской, синодальной библиотек, А. В-ч был знаком с другими библиотеками и архивами Москвы и окрестностей, и отовсюду черпал полной рукой знания. Но любопытно и заслуживает внимания следующее обстоятельство. А. В-ч редко и мало выезжал из пределов Московской губернии, но знал и интересовался тем, что делается в отдаленных уголках России и православного Востока. Он пользовался каждым случаем, чтобы пополнить и освежить свои знания, и для этого вел переписку с учеными и своими прежними учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это же следственное дело устанавливает и более близкие связи его с киевлянами и их наукой. Сошедшиеся 5 марта в келье чернца Саула противники латыни беседовали не только об уехавших в Киев любителях западного просвещения. Они, по извету Саула, шептались еще между собою: «учится у киевлян Федор Ртищев греческой грамоте, а в той де грамоте и еретичество есть». На допросе Костка Иванов подтвердил, что, действительно, у них на масленице был разговор у старца Саула, при чем Лучка Голосов и Ив. Засецкий просили его, Константина, известить Благовещенского протопопа (Стефана Вонифатьева), что «он, Лучка, у киевских чернцов учиться не хочет: старцы не добрые, он де в них добра не познал, добраго учения у них нет: ныне де он манит (угождает) Федору Ртищеву, боясь его, а вперед де учиться никак не хочет», ибо «кто де по латыни научится, и тот де с праваго пути совратится». «Старцы-киевляне всех укоряют и ни во что ставят благочестивых протопопов Ивана и Стефана и иных; враки де они вракают, слушать у них нечего 60 »... В зиму 1649–1650 г. учить любознательных москвичей латинскому и греческому языкам могли только что прибывшие из Киева Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский (последний только латыни: греческого языка он не знал), не говоря о ранее приехавших без вызова киевлянах. Хотя Славинецкий и Сатановский были приглашены, судя по царской грамоте 14 мая 1649 г., «для справки библеи греческие на словенскую речь», – им было поручено и «риторское учение». Последнее выступает как цель (вторичная) и в докладе об их приезде, и в других местах официальных документов 61 , и в литературных памятниках 62 . И это обучение было не только в намерении, но и осуществилось, судя по действительно составленному Славинецким для учебных надобностей Лексикону, о чем говорит и «Житие” Ртищева, по тому преданию, которое называет ряд его «учеников» Ртищева, чудовских стариков Евфимия и Германа справщика, Игнатия Корсакова, впоследствии Тобольского митрополита, Афанасия Любимова, после Холмогорского архиепископа 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Протопопов), архиеп. Тобольский (Протопопов Александр Федорович; апр. 1783, г. Любим Ярославской губ.- 21.09.1842, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Сын протоиерея, впосл. принявшего постриг и возведенного в сан архимандрита Толгского ярославского мон-ря . А. Протопопов учился в Ярославской ДС, к-рую окончил в 1804 г., как лучший ученик был оставлен на преподавательской должности, занимался переводами с лат. и греч. языков. В 1809-1814 гг. учился в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра богословия. В 1814 г. принял постриг с именем А., был рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором СПбДА. 18 марта 1816 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского в честь Преображения Господня мон-ря и ректором КазДА. Вслед. закрытия КазДА 28 июля 1817 г. переведен ректором в Тверскую ДС и настоятелем Макариева калязинского мон-ря . В 1823 г. находился в С.-Петербурге на чреде священнослужений, преподавал Закон Божий в 1-м кадетском корпусе. 29 июля 1823 г. А. был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. 13 окт. 1826 г. назначен епископом Нижегородским и Арзамасским, по инициативе А. началось строительство Спасо-Преображенского собора в Н. Новгороде. С 24 янв. 1832 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. Несмотря на то что назначение в Сибирь воспринял как ссылку, прекратив переписку со мн. архиереями, в т. ч. с Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) , на Тобольской кафедре активно потрудился на миссионерском и просветительском поприще. Преобразовал в 1836 г. Кондинский Троицкий мон-рь Тобольской губ. в миссионерский и основал при нем ДУ для детей ненцев, коми и хантов. Значительно пополнил б-ку и минералогический кабинет Тобольской ДС как собственными пожертвованиями, так и выписанными из С.-Петербурга. Богатая б-ка А. после его кончины поступила в Тобольскую и Тверскую семинарии. А. является автором неск. проповедей, а также оставшихся в рукописях «Записок по каноническому праву», «Материалов по церковным древностям», «Описания качеств и действий Иисуса яко Христа и Сына Божия» (в 1878 это соч. было пожертвовано митр. Исидором (Никольским) в б-ку СПбДА), перевода с латыни «Изложения Апостольского Символа веры».

http://pravenc.ru/text/76922.html

Мощи его перевезены в Киев и доселе нетленно почивают в церкви Софийской (О нетл. св. мощ.“ Протопопова, стр. 23). Св. мощи находили на камне. Так, напр., тело пр. Антония Римлянина лежало 450 лет в каменном гробе под полом, поверх земли. Его нашли на камне нетленным и самый покров на нем остался в целости („Странник, 1864 г., ч. 4). Мощи св. Афанасия Афонского (980 г.) найдены были нетленными под мусором развалившегося церковного здания. Мощи священномученика Автонома (313 г.) обретены нетленными под грудою камней („О нетл. св. мощей» Протопопова, стр. 28). Мощи св. Иакова Боровицкого в 1540 году принесены были на льдине на реке Мсте, против ее течения, и пристали к порогу Боровицкому; отсюда они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 году патр. Никон перенес их в г. Валдай, в Иверский монастырь. Преподобные отцы наши: Авраамий, Леонтий и Иаков Ростовские, Никита и Даниил Переяславские, Никита Новгородский и некоторые другие жили посреди вод мутных, гнилых, наполненных вредными испарениями и по кончине своей погребены были в той же тонкой, болотистой местности. По естественному порядку вещей тела их должны были бы истлеть в самом непродолжительном времени. Однако через долгое время мощи этих угодников Божиих были обретены нетленными, каковыми и остаются доселе, сохраняемые чудодейственной силою Божиею («О нетл. св. мощей“, Протопопова, стр. 32. Сн. брош. Властова: „О нетлении св. мощей»).    Clement. Roman. 1 ad Corinmh.» n. 1, 34, 47, 57; Ignat. „epist. ad Smyrnens.“ n. 8; epist. ad Magnes. n.. 3, 6, 7. 52 ad Antonianum et epist. adlapsos.    „Тв. св. отц. в русс. иер. 1844, 1. стр. 142 – 145.    Тот. XI. 75 ет tom. X, 548, Venem. 1741.    Ambros. de offic. ministr. II, сар. 24, n. 123; dialog. contra Luciferian. сар. 4; Augusmin. contra Parmaniani, 1., сар. 3, n. 5; Gregor. Magn. epist. Magn. 61 adverus Anmioch. сн. 63 ad Theodorem.    „Послан. патриархов восточно-кафол. церкви о правосл. вере“ чл. 12.    Примеч. Кому возглашается анафема? „Отрицающим бытие Божие и Промысл Божий; называющим Бога не Духом, а веществом; не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы; отвергающим необходимость для людей вскупления Христова; хулителям приснодевства Божией Матери; не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же муки грешникам, не принимающим спасительных таинств церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских преданий».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Вот вижу на другой день множество новых, незнакомых для меня лиц. Тут были тверитяне, ярославцы, костромичи, казанцы, симбирцы, астраханцы, сибиряки, кавказцы, из польских губерний, перешедшие из унии, – одним словом, представители половины России. Некоторые были осторожны или дики и не спешили знакомиться, другие же знакомились скоро и без особенных церемоний; между ними скорее всех сделался приятелем москвичей и нас вифанцев Флавий Вас. Скабовский, из Володимира, знатный и милый малый. Но сначала долго не сливалось наше общество; оно разделялось на малые корпорации между земляками. Уже после, когда нас окончательно расселили по номерам и мы начали ходить в классы, мы начали сближаться и сдружаться, смотря по обстоятельствам и характерам. Но москвичи в нашем курсе во все время оставались довольно отдельным и заключенным обществом, т.е. знались только между собой. Не чуждались они и иногородних, но собственное их общество не расплывалось. Некоторые, кажется, даже считали для себя честью и счастьем сближаться с москвичами; но я до этого не унижался, потому что как ни мало я о себе думал, но был горд и щекотлив, и не захотел бы искать места в обществе поклонами, ухаживаньем и угодничеством. Мои товарищи по семинарии, поступившие со мной в Академию, были следующие: Степан Иванович Зернов (ныне священник у Николы в Студенцах) 183 ; Алексей Осипыч Ключарев (ныне свящ. у Казанской у Калужских ворот) 184 ; Петр Петрович Счастнев (умер перед окончанием академического курса); далее я; за мной следовали волонтеры: Василий Иванович Куняев (умер в Варшаве на профессии); Михаил Иванович Протопопов (перед окончанием курса сошел с ума, теперь пьет, ходит вечным жидом и собирает гривенники у товарищей); Евгений Иванович Кедров (свящ. у Афанасия и Кирилла). – Москвичи нашего курса были: Ипполит Михайлович Богословский (священник у Успения на Могилыдах); Семен Иванович Протопопов (ныне архимандрит Серафим, профессор Казанской Академии 185 ; Сергей Константинович Смирнов (бакалавр Моск. Академии доныне) 186 ; Павел Алексеевич Некрасов (умер на профессии в Тамбове); Платон Николаевич Попов (умер суб-инспектором в Москов. семинарии), Василий Иванович Романовский (свящ. у Пятницы на Пятницкой); Иван Ефимович Световидов (свящ. у Николы Красный Звон); Феофилакт Ив. Кротков (протопоп в Новодевичьем монастыре); Павел Алексеевич Троепольский (ныне О. Платон, в Каменец-Подольской семинарии) 187 . Кажется все. Оказалось, что все были люди прекрасные и благородные. Один С. Ив. Протопопов чувствовал в себе течение особенной, какой-то фамильной крови, и серьезно доказывал это другим товарищам. Был еще один москвич, Илиодорыч, который походил на сумасшедшего и скоро воротился домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович) Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем. В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря. 29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский. С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года). Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Aмbpocueм II. С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество. Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям. Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским. Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анны 1 ст. В 1807 г. переведен в Астрахань архиепископом; но чрез год испросил себе увольнение, по причине расстройства здоровья, и на пути в Глуховский полтавский монастырь скончался в слободе Ровеньках, воронежской губернии, 5-го ноября 1808 г., и погребен в тамошней приходской церкви. Он перевел и дополнил книги: 1) Нетленная пища, напечат. в Москве 1794 г. и вторично 1799, в 4 д. л. гражданскими буквами. 2) Приточник евангельский, напеч. 1796 г. в Москве в 4 д. л. также гражд. буквами. 3) Собрал из разных авторов классическое сокращение Богословии на латинском языке для казанской академии, напечат. в С.-Петербурге 1799 г. и вторично в Москве 1805 г. в 8 д. л. 2) Ксенофонт Троепольский (1799–1800), архимандрит, 1798 г. февраля 7 определен в Спасо-преображенский монастырь и вскоре – учителем философии в казанской академии, января 2-го 1799 г. – учителем богословия, а 24 августа того же года из Преображенского переведен в свияжский Богородицкий монастырь, и сделан ректором академии; в 1800 году января 15 хиротонисан в епископа свияжского, викария казанского и 24 февраля того же года переведен на Владимирскую епархию. 6) Афанасий (Александр) Протопопов (с 18 марта 1816 до августа 1817), с 1789–1804 г. обучался в ярославской семинарии; по окончании учения, как опытный студент, был оставлен в этой семинарии (1804–1809) учителем и проходил эту должность в низших классах до реторики. Избравши невесту по сердцу, учитель Протопопов подавал ярославскому пр. Антонию Знаменскому прошение об определении его на праздное диаконское место к одной из ярославских церквей. Но промысл не судил быть ему диаконом, а готовил его для высшего служения церкви. Ему нужно было взять одобрение у прихожан. Чтобы зарекомендовать себя, Протопопов хаживал в оную церковь , становился на клиросе и читывал апостол. Не смотря на стройный голос и благообразный вид, прихожане не дали учителю одобрения. Не доставало у него сильного баса и большого роста, – таких качеств, которые считались, а у многих и ныне считаются, необходимою принадлежностию диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 Ист. России Соловьева, т. X, стр. 326. – Церк. ист. митр. Платона, т. II, стр. 197 – 12-е возражение Никона на вопр. Стрешнева и отв. Паисия Лигарида. (Госуд. Арх., дело патр. Никона). 37 При дальнейшем исследовании дела патр. Никона оказывается, что титулование Никона «великим государем» было главнейшей причиной ненависти бояр к Никону, а затем и полнейшего к нему охлаждения царя. Об этом говорит сам Никон в одном из писем к Алексею Михайловичу. 38 Послание патр. Ник. к Паисию м. Газскому. Перехв. грам. Ник. к Цареград. патр. Дионисию; сказка Афанасия Матюшкина, поданная 15 февр. 1660 г. 40 Сказка Афанасия Матюшкина, взятая у него 15 февраля 1660 г. (Госуд. Арх., дело патр. Никона). 42 Сказки митр. Питирима и архиеп. Иоасафа. – В жизнеописании патр. Никона (изд. Воскр. мон.), стр. 178, сказано, что после разговора с Никоном Ромодановский удалился, а Никон отправился к праздничному всенощному бдению. 47 5-е возражение Никона на вопр. Стрешнева и отв. Лигарида. Перехваченная грам. Никона к Царегр. п. Дионисию. 50 Сказки митр. Питирима и архиеп. Иоасафа, митр, сербск. Михаила, Успенского собора протопопов Михаила и Кондрата и священника Федора Терентьева. – В ист. России Соловьева т. XI (изд. второе) в 67-м примеч. сказано, что следующее изложение Никонова дела составлено по подлинным документам, хранящимся в Госуд. Архиве между столбцами приказа тайных дел; но между этими документами и сведениями, сообщенными в истории, заключается разность. В означ. томе на стр. 258 сказано: «Принесли мешок с простым монашеским платьем; но тут толпа двинулась и отняла мешок». – По сказкам, здесь приведенным, мы видим, что мешок с монашеским платьем принесли Никону в ризницу. Здесь народ не бывает, но в это время тут были митрополиты и другие власти; они и отняли мешок с монашеским платьем. 51 Сказки: митропол. Питирима и архиеп. Иоасафа, митр. серб. Михаила, бояр. кн. А. Н. Трубецкого, архим.: Новоспасского Иосифа н Хутынского Тихона, Усп. соб. протопопов: Михаила и Кондрата, ризничего дьякона Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Имябожники скрыли ее от братии, объявив ей, приезду из Ватопеда, что Ватопед на их стороне, между тем как Ватопед грозил в этой бумаге изгнать из скита всех, кто будет продолжать исповедовать учение означенной книги. – прим монаха Климента). Дважды еще о. Антоний задал вопрос о. Иерониму, отказывается ли он от власти, и, не получив желаемого ответа, крикнул – На ура, братцы! И первый прыгнул на большой письменный стол, за которым сидел игумен Иероним со своими единомышленниками. Последних было в игуменских покоях человек сорок-пятьдесят. Что произошло дальше, о том мы находим любопытнейшие сведения в дневнике монаха Николая Протопопова, очевидца и участника сражения. (Протопопов – один из главарей имябожнического бунта. прим, монаха Климента). «Отец Антоний вскочил на стол для того, – повествует монах Николай, – чтобы его не задавили, так как он из себя малосильный и небольшого росту. Первым долгом о. Гавриил и иеромонах Иаков (сторонники о. Иеронима) ухватили о. Антония за горло и начали душить, так как его считали всему делу головой, сильным в деле и на словах. Им хотелось его убить и этим погасить все дело. Но их попытки оказались тщетными. Гавриилу дали одну «столбуху» и он онемел, выпустил о. Антония. На Иакова бросился о. Афанасий и, вцепившись в бороду, оттащил от о. Антония, и последний стал невредим». (О. Антоний бросился на стол, очевидно, с целью вытащить игумена из-за стола. Это можно заключать из того, что он протягивал к игумену руки. Но братия до сего его не допустила. Я стоял с игуменом рядом и не видел, что о. Антоний был кем- либо из братии бит или душим. О. Протопопов говорит, что душили о. Антония о. Гавриил и иеромонах Иаков, а сам о. Антоний в своей статье «Моя борьба с имяборцами на Святой Горе» («Исторический Вестник») указывает вместо иеромонаха Иакова о. Досифея. Это их разногласие, конечно, говорит не в их пользу. Заявление же о. Протопопова, что хотелось отцам Гавриилу и Иакову убить о. Антония и тем кончить все дело, совершенно не имеет никакого смысла, так как этим дело не только не окончилось, но и еще бы более обострилось.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Лукиан Федотович Протопопов с 31 октября 1798 г. по 12 марта 1813 г. Он был переведен в Успенский собор из С-Петербургского лейб-гвардии полков Преображенского собора на 56 году от роду: скончался 70-ти лет. В 1812 г. во время нашествия на Москву французов прот. Л.Ф. Протопопов удалился в Ярославль и долго по изгнании из Москвы французов не являлся на место своего служения, что было ему поставлено в вину. Александр Афанасьев с 30 сентября 1813 г. По 17 февраля 1816 г. Назначен протопресвитером из сакеллариев Успенского собора: а на эту должность был перемещен из Верхоспасского собора, что за золотою решеткой. На должности протопресвитера скончался 74 лет. Он приходился близким родственником Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому, именно: отец матери Митрополита Филарета, Евдокии Никитичны, Никита Афанасиевич, был родным братом протопресвитера Александра Афанасиевича. Иаков Дмитриевич Никольский с 13 марта 1816 по 28 ноября 1839 г. О предшественниках протопресвитера И.Д. Никольского, к сожалению, мы не могли дать более подробные сведения, потому что до него не было в обычае вести и представлять начальству послужные списки членов причта Успенского собора. Таковые списки начали составляться только с И.Д. Никольского. Из его послужного списка мы узнаем, что он был сыном священника Покровского уезда, Владимирской губернии. Обучался в Троицкой Лаврской семинарии латинскому, греческому, еврейскому языкам, риторике, философии и богословию. По окончании курса богословского учения в 1787 году, он был послан в Московский греческий Николаевский монастырь для изучения разговорного ново-греческого языка, причем вторично проходил богословские науки в Московской славяно-греко-латинской академии. С 1788 года, в течение семи лет, он был учителем в Лаврской семинарии, сперва греческого и еврейского языков, преподавал катихизис, а потом риторику, вместе с поэзией и историей, продолжая обучать и еврейскому языку и преподавал также катихизис. После семилетнего прохождения учительских должностей в Троицкой Лаврской семинарии, в 1795 году он был переведен во священника Христорождественской, что в Кудрине, Пречистенского сорока, г. Москвы, церкви: ставленная грамота была выдана ему за подписью Высокопреосвященного Платона, Митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010