Св. Анфуса жила в царствование императора Аврелиана; она происходила от богатых и знатных родителей: Антонина и Марии, жителей Селевкии. Родители Анфусы были язычники. Св. Анфуса, желая принять христианское крещение от Афанасия, епископа Тарса киликийского, выпросила у своей матери двух ослиц в сопровождении двух рабов Харисима и Неофита под тем предлогом, что она хочет посетить свою кормилицу. По внушению Божию, еп. Афанасий сам вышел к Анфусе на встречу; увидев епископа, она поклонилась ему и просила его немедленно сподобить ее св. крещения. В этом месте не нашлось воды; св. Афанасий помолился Богу и внезапно явился источник воды, явились также два ангела и подали новокрещенной белую одежду; с нею крестились и оба ее служителя. После крещения, облекшись в бедную одежду, она отдала епископу свою драгоценную одежду с тем, чтобы он отдал ее бедным. Анфуса пришла к кормилице, но эта не узнала питомицу, видя ее в бедной одежде. Рассердилась и мать, узнавши о переходе дочери в христианство. Тогда св. Анфуса, совсем оставивши родителей своих и дом, ушла к еп. Афанасию, приняла от него монашеское пострижение и, удалившись в пустыню, в власянице 23 года прожила со зверями и питалась с ними. Между тем еп. Афанасий, вскоре после крещения св. Анфусы и ее удаления в пустыню, был схвачен и приведен к императору Аврелиану, который после многих истязаний приказал отсечь ему голову. Равным образом и слуги св. Анфусы – Харисим и Неофит, по удалении своей госпожи и по смерти еп. Афанасия, были приведены к Аврелиану и исповедали себя христианами. Он отдал их для истязания правителю Апеллиану, который повесил их на дереве и в продолжении трех часов строгал их тела и бил палками, наконец отсек им головы. Св. Анфуса пережила своих сподвижников на 20 лет и преставилась в мире. Тело ее, найденное спустя несколько лет пустынницею Полихрониею, по указанию пантеры зверя, погребено монахом Аврамием с братиею, и близ пещеры основался монастырь (Пролог. Месяц. Восг. А. Сергия, т. 2. замет. стр. 258). Св. муч. Евлалии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соч.: Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Буэнос-Айрес, 1966 (2-е изд. Минск, 1990; 3-е изд. Минск, 2000). Архив: АГЗ. Лит.: Белая книга. Жизнь и деятельность архиеп. Афанасия (Мартоса). Буэнос-Айрес, 1971 К 50-летию монашеского пострига архиеп. Афанасия. ПР. 1978. 8 Седляревич М. 40-летие архиерейского служения. ПР. 1982. 5 Седляревич М. Памяти архиеп. Афанасия. ПР. 1983. 22 Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Кривонос Ф., иерей. Афанасий (Мартос) архиеп. ПЭ. Т. 4. Афанасий ( Могилев Владимир , даты рождения и смерти не установлены), игумен. Из Одессы. Эмигрировал в Сербию, состоял в юрисдикции РЗЦ, полковой священник 2-го полка Русского охранного корпуса в Югославии (4.8.19441945), в конце 2-й мировой войны эмигрировал в Австрию, избежал репатриации, служил в лагере для перемещенных лиц, после смерти жены пострижен в монашество, уехал в Западную Австралию (1948), основатель и 1-й настоятель Покровской церкви в Мельбурне (19481949), настоятель Св.-Петропавловской церкви в лагере для перемещенных лиц «Нортгам» в г. Перт (194917.1.1951), настоятель церкви в г. Альбани (19511953), переехал в Иерусалим, состоял в Иерусалимской Духовной Миссии. Лит.: Протопопов М., прот. Архиепископ Феодосий Австралийский. Мельбурн, 2000. Афанасий ( Нечаев Анатолий Иванович ; 31.4.1886, Пензенск. губ. – 14.12.1943, Париж, Франция), архимандрит. Из семьи крестьян. Окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию, до революции работал железнодорожником, выехал из Советской России в Финляндию (май 1923), работал в Армии Спасения, поселился в Париже и поступил в Св.-Сергиевский богословский институт (1925), пострижен в монашество (4.12.1926), иеродиакон (6.12.1926), иеромонах (30.10.1927), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в храме Сергиевского подворья в Париже, состоял в юрисдикции митр. Евлогия, священник при обители Нечаянной Радости в Ливри-Гарган под Парижем (27.5.19281.5.1931), настоятель церкви в Монбаре (15.9.19291.5.1931), откололся от митр. Евлогия и выбрал юрисдикцию МП по верности митр. Сергию (Страгородскому) (13.5.1931), помощник настоятеля храма Трехсвятительского подворья в Париже (19311933), архимандрит (1932), настоятель Трехсвятительского подворья (19331943) и благочинный приходов МП во Франции (19331943), во время оккупации Парижа немцами помогал преследуемым евреям, за что был арестован во время молебна в церкви (31.9.1942) и подвергнут допросам гестапо, умер от изнеможения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ияков Красноярской молыл: " Только бы-де воевода по государеву указу ехал прямою дорогою, и мы бы-де нужи такие не терпели " . И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву... А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния - о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал... тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,- читаем в истории обители,- выздоровел... смертельно больной сын... воеводы Афанасия Пашкова - Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Герман Литавор – Хребтович 1551–1558. 305 Еще при жизни Германа, король дал грамоту на полоцкую архиепископию боярину Глебу Ивановичу Корсаку, который, по смерти Хребтовича, и был с 1559 г. архиепископом, приняв имя Герасима. 306 В 1559 г. на виленском сейме обыватели земли полоцкой просили короля, чтобы, согласно с их древними привилегиями, «в дом Божий святой Софии и в дом Божий святого Спаса (в женском монастыре) и в люди тых церквей не вступоватися казати рачил, а ижбы его королевская милость, подлуг давного обычаю, опекунов церковных установити рачил». Король приказал полоцкому воеводе, вместе с ними, «избрать таких опекунов, из панов полоцких, двух особ для церквей Софийской и Спасской, которые пригледати будут, абы от владыки и от игуменьи имения церковные знищенья не терпели»; а по смерти их, владыки и игуменьи, они должны составить опись всему имению и сдать в целости посланцу господарскому, который владыку, або игуменью полоцкую, увязовати поедет». 307 В 1562 г. король отдал полоцкую архиепископию пану Гририю Марковичу Воловичу до его живота. Но Волович в том же году, до своего посвящения, скончался. В октябре того же 1562 г. наименован и после посвящен на полоцкую кафедру инок предтеченского полоцкого монастыря Арсений Шишка. Но, по взятии в следующем году Полоцка русскими, Арсений отведен был в плен и заточен в Спасокаменный монастырь, где и скончался. 308 С 1563 года полоцкими епископами московского поставленья были: Трифон Ступишин 1563–1566. Афанасий с 1566. Скончался и погребен в Кирилло-белозерском монастыре. Антоний, с 1572 митрополит всероссийский. Киприан, 1578. В 1579 году взят в плен Баторием. В то же время полоцкими епископами с литовской стороны были: Варсонофий Валах 1564–1576 и Феофан Богдан Рпинский, из марковских протопопов, с 1576; скончался в 1588 г. 309 Следующие епископы были также поставленья киевского митрополита. Афанасий (Андрей) Терлецкий, из лещинских архимандритов, 1588–1592. Он был родной дядя знаменитому поборнику унии Кириллу Терлецкому. 310

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Епископ Тверской Афанасий, хорошо знавший дарования и жизнь Тихона, выпросил его себе в епархию у архиепископа Дмитрия. В Твери он немедленно был поставлен в архимандрита Желтикова монастыря, а вскоре определен был в ректора Тверской семинарии и настоятеля Отроча монастыря. Быстро подвигался Тихон на поприще духовном; многим уже давно было известно внутренне его достоинство, и его ожидала высшая степень епископства, но не мечтал о себе Тихон, а смиренно трудился на предоставленном ему поприще. Он, по своему глубокому смирению, никогда не думал, что он может когда либо достигнуть степени епископской; он трудился всего более над своею душою и искал мыслями пустыни. «Я никогда и не мыслил о важном сане, рассказывал он в последствии. У меня были мысли непременно удалиться в пустынный монастырь, быть монахом и проводить уединенную жизнь. Близ города Твери была монастырская вотчина и при ней роща; положение места прекрасное и уединенное, я имел намерение в этой роще выстроить себе келью для уединения». Но промысл Божий судил иначе. Однажды в день Пасхи на божественной литургии, во время пения херувимской песни, Тихон подошел вместе с другими пресвитерами к архиерею, который вынимал части из просфор у жертвенника. «Помяни мя, владыко святый», сказал по обычаю архимандрит Тихон. Афанасий, забывшись, отвечал: «епископство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем». Смутился смиренный Тихон, но архипастырь, улыбаясь, сказал: «дай Бог вам быть епископом!» Как открылось позже, в этот самый день первенствующий член Синода, митрополит Димитрий Сеченов, вместе с смоленским епископом Епифанием избирали викария для Новгородский епархии. Уже написаны были имена семи кандидатов, выбор которых должен был решиться по жребию, когда смоленский епископ просил приписать к ним еще имя ректора Тверской семинарии, Тихона. «Он еще молод, время не ушло», ответил митрополит Сеченов, однако велел записать. Три раза кидали жребий, и три раза выпадал жребий Тихона. «Ну, знать, так Богу угодно, быть ему епископом; я не туда назначал его», сказал митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В пустыне он жил в пещере, питался кореньями и ходил нагим зиму и лето. Об этом подвижник авва Агафоник, игумен лавры Саввы освященного, рассказывает следующее. «Однажды я пришел к пр. Пимену; я поговорил с ним, исповедал перед ним грехи свои, и так как был уже вечер; то он оставил ночевать меня в своей пещере, а сам пошел в другую. В эту ночь был сильный мороз, и я жестоко страдал от стужи. На утро пр. Пимен спросил меня: «как, чадо, проводил эту ночь?» «Прости меня, отче, всю ночь сильно страдал от холода», ответил я. «А я так ничего!» сказал Пимен. Удивляясь этому, так как преподобный был наг, я спросил его, почему он, не смотря на свою наготу, не пострадал от холода. Старец отвечал мне: «лев, пришедши, лег около меня и согрел меня». При этом он сообщил, что он будет заеден зверями. Когда я спросил его о причине такой его кончины, он сказал: «до своего пострижения в иноки я пас овец на своей родине; однажды мимо меня проходил какой-то человек, собаки мои бросились на него и разорвали его, я же, имея возможность избавить его от смерти, не избавил. Через несколько времени мне было открыто Богом, что и я умру такою же смертью». Вот что рассказывает о пр. Пимене авва Агафоник! Предсказание св. Пимена о своей смерти сбылось в точности: он был съеден зверями; время его жизни относится к VI веку (Четьи-Минеи. Луг духовн. по русск. переводу, §166). Св. Ливерия, папы Римского Св. Ливерий вступил на престол после Иулия I, в 352 году 22 мая, при императоре Констанции, и с самого начала своего правления был постоянным защитником св. Афанасия. Император Констанций ни угрозами, ни ласкательствами, ни через своих приближенных, ни сам лично не мог принудить его к осуждению св. Афанасия, а следовательно и православия, наконец послал его в ссылку в Берию во Фракии. Но когда Констанций въ 357 году был в Риме, народ и просьбами и угрозами испросил у императора возвращение папы в Рим. Однако прежде возвращения в Рим св. Ливерий был вызван на 3 Сирмийский собор, полуарианский по своему направлению, где был принужден подписаться под определение веры этого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасий обещал предать все это забвению. Он продолжал увеличивать обитель различными постройками. Однажды отправился он вместе с братиею осматривать одну из недоконченных построек. Когда он вместе с шестью монахами взошел на верх здания, оно обрушилось. Пять человек были задавлены камнями, но св. Афанасий оставался жив в течение некоторого времени; по крайней мере иноки начавшие разрывать камни и мусор, слышали голос преподобного, раздававшийся из под развалин. Когда его откапали, он был уже мертв. Все тело его было невредимо и только на правой ноге оказалась рана. На погребение Афанасия стеклись все иноки Афона. У его гроба совершались чудеса. (Четьи-Минеи. Афонск. Пат.). Пр. Лампада Преподобный Лампад подвизался в Иринополе. От юности он посвятил себя постническому житию, жил богоугодною жизнью и удостоился дара и многих чудес при жизни и по смерти. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметк.). Св. муч. Анна одно лицо с Агнией, память которой празднуется 21 января. Она многих блудниц обратила ко Христу, творила чудеса и была сожжена, как волшебница. Кирилла – Кигрилла, она скончалась с Феодором. См. 4 июля. (Месяц. всех свят. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Обретение мощей преп. Сергия Радонежского Слава. о святости и чудесах преподобного Сергия распространилась еще при его жизни. Посл его кончины многие приходили молиться при его гробе. Один благочестивый муж, во время усердной молитвы, был охвачен дремотою и увидел св. Сергия, который обратился к нему с такими словами: «скажи игумену этой обители, напрасно так долго оставляют меня под землею». Пробудившись, он сказал о своем видении игумену Никону, ученику св. Сергия. Когда духовенство, князья и бояре открыли гроб, воздух наполнился благоуханиями; тело святого оказалось нетленным и даже одежда нимало не поддалась порче. Мощи святого, при пении псалмов и песней, положены были в раку. Это было в 1423 г. Над гробом святого заложена была каменная церковь . (Пролог). Преподобномуч. Киприан пострадал от турок в Константинополе в 1679 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рясофорный Афанасий, Афанасий Иванов Мисюра, крестьянин Полтавской губернии, Гадячского уезда, Вельтовской волости, села Свинарина. Монах Адриан, Андрей Петров Калиниченко, крестьянин Полтавской губернии, Пирятинского уезда, Ковалевской волости, села Берловка. Монах Никодим, Никита Николаев Рудаков, крестьянин Курской губернии, Тимского уезда, Успенской волости и села. Монах Марин, Михаил Петров Евграфов, мещанин города Оренбурга. Монах Гавриил, Григорий Тарасов Устенко, крестьянин Херсонской губернии, Александрийского уезда, Косовской волости, села Протопоповки. Монах Панкратий, Петр Андреев Лапин, крестьянин Тамбовской губернии, Усманского уезда, Нижне-Матроновской волости и села. Монах Пионий, Прокопий Иванов Шептекита, крестьянин Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Гандрабургской волости, села Липецкого. Монах Гурий, Георгий Иванов Попов, крестьянин Семиреченской области, Сыр-Дарьинского округа, Лебединской волости и села. Монах Тарасий, Тимофей Федоров Франко, крестьянин Подольской губернии, Ольгопольского уезда, Чеботаевской волости, села Жаботач. Монах Герман, Григорий Андреев Воронов, крестьянин Курской губернии, Белгородского уезда, Мельховской волости и села. Монах Августин, Александр Захаров Полылин, крестьянин Ставропольской губернии и уезда, Донской волости и села. Монах Иринарх, Иларион Фомич Назаров, крестьянин Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Врадивской волости, села Комарова. Рясофорный Леонтий, Леонтий Иванов Валиков, крестьянин Курской губернии, Льговского уезда, Ольшанской волости, деревни Пантеевой. Монах Сергий, Семен Евдокимов Семенов, крестьянин Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Саровской волости, села Кривского. Монах Далмат, Дамиан Моисеев Давымук, крестьянин Подольской губернии, Ольгопольского уезда, Ободовской волости, села Соболевки. 48 Монах Иов, Иван Андреев Андрейченко, крестьянин Харьковской губернии, Волковысского уезда, слободы Коломак, той же волости. Монах Геннадий, Герасим Мартиянов Барский, крестьянин Подольской губернии, Балтского уезда, села Даниловой Балки, той же волости.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010