Указ Московской Духовной Консистории за 3769 от 28 июня 1856 года гласил: «Состоящего при Лавре Гефсиманского скита иеромонах Парфений назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Сообразно с сим назначением ныне при священнослужении в Троицком соборе Лавры мы (митрополит Филарет. – А. П.) благословили ему употреблять в священнослужении набедренник. Знаменскому архимандриту Иннокентию поручается ввести его в должность и посредствовать в принятии монастыря и всего ему принадлежащего, а исполнении сего должно быть донесено… предписать Берлюковской братии, чтобы у назначенного настоятелем пребывать в должном послушании» 147 . Самым первым шагом нового настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни стало награждение братии бронзовой медалью и бронзовым наперсным крестом в память войны 1853–1856 годов на Владимирской ленте. Настоятель усмотрел достойных и наградил иеромонахов Вениамина, Лазаря, Феодорита, Иринарха, Феодосия и Иоанна. Энергично взялся отец Парфений за дело строительства. Еще его предшественник архимандрит Венедикт (Протопопов) начал в 1848 году обустраивать территорию монастырского леса над рекой Ворей. Именно там находились природные карстовые пещеры, тянувшиеся далеко вглубь под самый монастырь. Эти пещеры использовались старцами Берлюковской пустыни для уединенной жизни. Пещерные монастыри – это уникальное явление в истории Христианской Церкви. Появившись в XI веке, обители пещерные существовали до XX столетия. Пещерные обители почитались за строгость иноческой жизни, древность и святость места и были объектами паломничества многих и многих поколений верующих людей. В 1806 году здесь начал свой подвиг пещерожительства иеромонах Максим (Погудкин). В 1828 году в пустынь пришел Макар (Ермолаев), отпущенный на волю крепостной человек московских купцов Куманиных, ведущих свою родословную из города Переславля-Залесского. Макар был большим другом настоятеля отца Венедикта. В 1837 году настоятель постригает его в монашество с именем Афанасий. Отец Афанасий начинает энергично помогать настоятелю в деле сбора средств на строительство главного храма обители во имя Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

А из протопопов к присутствию в Синоде достойного Синод, избрав Вашему Императорскому Величеству представит имеет впредь.» Настоящий доклад подписали Димитрий митрополит новгородский, Гавриил архиепископ с-петербургский, Лаврентий архимандрит Троицкой Лавры и Симон архимандрит Кириллова монастыря, после новоспасский, которые и были на лицо в присутствии Святейшего Синода. Отсутствующими и находившимися в епархиях состояли: Афанасий епископ ростовский, Палладий епископ рязанский и Порфирий епископ коломенский. На приложенном к сему докладу реестр членов присутствующих и отсутствующих государыня собственноручно против присутствовавших в то время в Синоде и подписавших настоящей доклад написала: «оным быть в присутствии беспеременно», против же показанных отсутствующих архиереев начертала: «чрез два года сменяясь, присутствовать по одному». Во исполнение сего повеления Синод 3 ноября 1763 года докладывал государыне, что из назначенных членов к прибытию в С.-Петербург приглашается Афанасий епископ ростовский, который и является действительно присутствующим в 1764–1765 гг. в Святейшем Синоде. В конце 1765 года, именно 19 декабря, синодальный обер-прокурор князь Козловский объявил Святейшему Синоду Высочайший указ, коим повелевалось в предбудущий год присутствовать в Святейшем Синоде Иннокентию епископу псковскому, занявшему псковскую кафедру после Гедеона Криновского . Что касается остававшейся вакантной штатной должности синодального члена из лиц протоиерейского сана, то на таковую 17 мая 1764 года Синод предположил представить протопопа Иоанна Нарвского, который был переведен в С.-Петербург из псковской епархии. В основание своего представления Синод указывал на то, что Нарвский 9 мая говорил проповедь в присутствии Димитрия митрополита новгородского. Достойно примечания намерение императрицы Екатерины разделить Святейший Синод на два: московский и с-петербургский. 3 июня 1763 года тогдашний синодальный обер-прокурор, князь Козловский, всеподданнейше докладывал государыне императрице о имеющей за отбытием Святейшего Синода остаться в Москве синодальной конторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Прежде всего, взглянем на то, в каком состоянии Церковь подошла к началу 1940-х годов. На территории Саратовской области и АССР немцев Поволжья существовала Саратовская епархия Русской Православной Церкви, в которой, помимо центральной Саратовской, действовали следующие епископии: Аткарская, Балашовская, Вольская, Петровская, Покровская и Пугачевская. Согласно сведениям Комиссии культов ЦИК СССР, на 1 сентября 1936 года в Саратовском крае действовало 62 храма, в Республике немцев Поволжья – 17, при том, что до революции на той же территории действовало (согласно тому же отчёту) 1325 храмов. Иными словами, ещё до начала Большого террора в 95% храмов нашей земли уже была пресечена богослужебная и приходская жизнь. Архиепископ Саратовский Афанасий (Малинин) был арестован летом 1935 года, его преемник архиепископ Серафим (Силичев) – 28 марта 1936 года, назначенный тому на смену епископ Вениамин (Иванов) – 18 сентября 1937 года. 15 сентября 1937 года был расстрелян находившийся в лагере архиепископ Серафим, чуть более чем через месяц, в последних числах октября, в саратовской тюрьме был расстрелян епископ Вениамин. Архиепископ Афанасий скончался в архангельской ссылке 27 мая 1939 года. В живых и на свободе остался только престарелый и тяжело больной архиепископ Саратовский и Петровский Досифей (Протопопов), который ещё с 1927 года находился на покое и епархией не управлял. Викарный епископ Аткарский Николай (Парфёнов) был арестован 29 декабря 1936 года и скончался 20 января 1939 года в тюрьме города Владимира. Балашовская кафедра после ареста 13 февраля 1930 года епископа Иакова (Маскаева) так и не была замещена, сам священномученик Иаков был расстрелян 29 июля 1937 года. Последний Вольский епископ Сергий (Куминский) был переведён 14 апреля 1936 года в город Ачинск викарием Красноярской епархии, где и был расстрелян 11 декабря 1937 года. Петровское викариатство не замещалось с 1928 года – после перевода епископа Андрея (Комарова) в Вольск. Епископ Покровский Павел (Флеринский) с 1936 года находился на покое по болезни после отбытия пятилетнего лагерного срока, жил в Казани и викариатством не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После Иринея на Иркутскую кафедру вступил 18 июня 1831 года архиепископ Мелетий (Леонтович). В то же время в Тобольске после Владыки Павла Морева (Павлова), занимавшего кафедру с 7 августа по 18 декабря 1831 года, святительствовал архиепископ Афанасий (Протопопов) с 24 января 1832 года по 21 сентября 1842 года. Иркутский архипастырь Мелетий – миссионер по призванию и аскет в личной жизни – известен своим знаменитым в свое время «ставленническим катихизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам («Иркутские епархиальные ведомости», 1872). Это послание представляет первое в истории церковного проповедничества убедительное обличение низменного ламаизма и потому много способствовало к сокращению успехов этого темного языческого иезуитизма. Пламенная борьба против беспредельного владычества лам чуть не стоила ему жизни – подосланный ламаитами убийца был схвачен в то самое время, когда ломился в келлию Высокопреосвященного. Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев), ушедший на покой в 1843 году и скончавшийся в Волховском Троицком Оптине монастыре в 1847 году. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским Высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 году, а также Камчатской епархии, открытой в 1840 году, на которой первым епископом состоялся знаменитый Иннокентий (Вениаминов) . Тогда же были образованы Владыками для просвещения якутов духовные миссии с двумя походными церквами – Благовещенскою и Николаевскою. Первый Томский епископ Агапит (Вознесенский), святительствовавший с 12 августа 1834 года по 10 июня 1841 года, принимал вместе с Тобольским Владыкой Афанасием деятельное участие по борьбе против раскольников всевозможных сект, населявших обе епархии. Святительские братские послания к раскольникам, распространенные во множестве, производили сильное впечатление на простонародье и немало душ сберегли от ада. Владыки прилагали особые заботы к распространению единоверия, и при них возникли в Сибири первые единоверческие церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

814 . Еще о замечательных колоколах в Сибири//Тобол, губ. ведомости. – 1858. – 44. 815 . Еще о священниках, рукоположенных из офицеров//Странник. – 1867. -Т. 2. – Июнь. – Отд. 4. 816 . Епископ Вологодский Антоний (Знаменский) и регент хора Фелицин//Вологод. епарх. ведомости. – 1873. – 6; 1879. – 817 . Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1867. – 82с. 818 . Жизнеописание Афанасия Протопопова, архиепископа Тобольского//Странник. – 1867. – 1–2. 819 . Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского//Странник. – 1864. – 1. 820 . Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и всея Сибири/С.А. Сул. – М., Тип. Семена, 1849. – 16 с. – Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов. – М., 1958. – Т. 3. – С. 90. То же. – 2-е изд., испр. и доп. – 1854. – 20 с. 821 . Жизнь Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. – 3-е изд. испр. и доп. – Шамордино (Калуж. губ.): Усов, 1915. – 71 с.: портр. – Загл. 2-го изд.: Святитель Филофей – митрополит Сибирский и Тобольский, просветитель сибирских инородцев. 822 . За Богом и святыми Его молитва не пропадет: (Письмо к ДРУГУ)//Странник. – 1868. – Дек. То же//Иркут. епарх. ведомости. – 1869. – 49. Статья написана под псевдонимом: Ефрем Ливинов. 823 . Заметка о пенсии митрополиту Филофею Лещинскому//Иркут. епарх. ведомости. – 1866. – 45–47. 824 . Заметки к описанию Тобольского Знаменского монастыря/Дополнение/Григорий Варлеков. – [Тобольск, 1859]. – 8с. – Отт. из: Тобол, губ. ведомости. – 1859. 825 . Заметки к статье «Сибирская солепромышленность»//Тобол, губ. ведомости. – 1859. – 26. 826 . Заметки к церемониалу погребения Тобольского архиепископа Варлаама I//Тобольск, губ. ведомости. – 1871. – 20–21. 827 . Замечательные в Сибири колокола и между ними ссыльный Угличский//Москвитянин. – 1843. – Кн. 1. – Май; Тобол, губ. ведомости. – 1858. – 10; Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те-1871. – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АФАНАСИЙ Григорьевич Кислов (1880 – 1937), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. АФАНАСИЙ Васильевич Докукин (1899 – 1937), сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАЛЕНТИН (Лукьянов Василий Яковлевич; 1875-1940), иером. прмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ Петрович Попов (1880 – 8.12.1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Пономарёв Владимир Георгиевич; род. 22 июня 1974 г.), архиеп. Махачкалинский и Грозненский ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Петров (1882 - 1942), мч. (пам. 2 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Евгеньевич Никольский (1977-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Малахов (1873-1937), свящ., исп. (пам. 11 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/dop.html

Молитва и переписка книг были постоянными занятиями Афанасия. Здесь его посетил брат Никифора Лев, много беседовал с ним и так умилился его словами, что дал средства на постройку новой церкви в Карейской лавре. Приходили и многие другие к Афанасию, так что он наконец решился идти в более уединенное место на краю Афона, где он прославил себя многими подвигами. Ho и здесь он не нашел желанного спокойствия. Никифор, отправляясь во главе войска против Магометан, просил иноков помолиться о нем и прислать к нему Афанасия. Афанасий отправился и долго беседовал с Никифором. Последний напомнил преподобному о своем желании сделаться иноком и, по окончании войны, действительно прислал ему средства на постройку обители. Афанасий принялся за дело, но Никифору не суждено было успокоиться в монастыре; судьба готовила ему более высокое и более бурное поприще. Одним из дворцовых переворотов, которые были нередки в Константинополе, возвел его на императорский престол. Честолюбие взяло верх над благочестивыми стремлениями. Афанасий весьма опечалился, узнав об этом; он оставил построенную им обитель и уехал на остров Кипр, но потом опять возвратился на Афон. Впоследствии он встретился с Никифором, который принял святого с почетом, богато одарил монастырь, в котором он жил, и обещал быть христианином на престоле. Деятельная жизнь и подвиги св. Афанасия изнурили его тело. Он стал часто болеть; большое дерево, упавши ему на ногу, заставило его три года пролежать в постели. В самой обители у него возникли недоразумения с монахами. Многие говорили, что он отдает слишком много времени и труда занятиям мирским, воздвигая дорогие постройки, устраивая водопроводы, засевая нивы, насаждая виноградники и делая таким образом монашескую обитель как бы мирским селением. Один из недовольных решился даже убить пр. Афанасия. Ночью он постучался в дверь и произнес обычные слова: «благослови, отче!» Преподобный отворил дверь. Доверчивость Афанасия так поразила инока, что он выпустил из рук меч и со слезами просил прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву… А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния – о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал… тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево – не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,– читаем в истории обители,– выздоровел… смертельно больной сын… воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был. Впрочем, последние замечания не устраняют противоречий рассматриваемого сверхъестественного явления. Дальнейшее знакомство с чудесными событиями в жизни протопопа Аввакума напрямую связано с церковной реформой.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Наиболее почитаемой святыней Донской епархии являлась Аксайская икона Божией Матери. В старочеркасском Воскресенском соборе хранились иконы, присланные в 1671 г. царем Алексеем Михайловичем: Воскресения, Благовещения Пресв. Богородице и Богоявления. В храме также находился список с иконы св. Иоанна Предтечи, в 1711 г. перед сдачей города туркам перенесенный из Азова в донецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь . В Александро-Невской ц. Новочеркасска почиталась Иерусалимская икона Божией Матери , которой в 1833 г. благословил войско Донское Иерусалимский патриарх Афанасий V . Архиереи архиеп. Афанасий (Телятев; 5 апр. 1829 - 17 окт. 1842, возведен в сан архиепископа в 1830); архиеп. Игнатий (Семёнов; 17 окт. 1842 - 13 янв. 1847); архиеп. Иоанн (Доброзраков; 13 янв. 1847 - 6 марта 1867); архиеп. Платон (Городецкий; 9 марта 1867 - 25 апр. 1877); архиеп. Александр (Добрынин ; 25 апр. 1877 - 22 мая 1879); архиеп. Митрофан (Вицинский; 23 мая 1879 - 19 нояб. 1887); архиеп. Макарий (Миролюбов; 5 дек. 1887 - 30 апр. 1894); архиеп. Донат (Бабинский-Соколов ; 30 апр.- 12 нояб. 1894); архиеп. Афанасий (Пархомович; 12 нояб. 1894 - 20 сент. 1908); архиеп. Владимир (Синьковский; 16 сент. 1908 - 11 июля 1914); митр. Митрофан (Симашкевич; 10 янв. 1915 - 1925, возведен в сан митрополита в нач. 20-х гг.); еп. Димитрий (Добросердов; 1925); еп. Усть-Медведицкий, вик. Д. и Н. е., Иов (Рогожин; 1926, в. у.); еп. Амфилохий (Скворцов; 1928, до 27 апр.); еп. Антоний (Романовский; 12 марта 1929 - 1930); еп. Аксайский, вик. Д. и Н. е., Серафим (Протопопов; 27 апр.- 27 июня 1928, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Симеон (Михайлов; 13 мая - июнь 1932, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Владимир (Горьковский; 11 авг.- окт. 1932, в. у.); еп. Каменск-Шахтинский, вик. Д. и Н. е., Александр (Раевский; 23 окт. 1932 - 16 февр. 1933, в. у.); еп. Таганрогский, вик. Ростовской епархии, Иосиф (Чернов; 16 февр. 1933 - янв. 1935). Монастыри Усть-Медведицкий в честь Преображения Господня , или Межигорская Спасова пуст.

http://pravenc.ru/text/178954.html

«Хорош он, говорили о Протопопове, но низенек, не виден и не басист. К нашей церкви найдутся лучшие диаконы». К тому же не выполнялось и требуемое приданое за выбранною невестою. Столь неожиданное препятствие сильно подействовало на учителя Протопопова. Он видел в нем призвание Божие себя к ученым занятиям и уединенной жизни. Человеком зрелых лет (26) поступил он в новооткрытую С.-Петербурскую академию в 1809 году; в 1814 г. магистром окончил курс. По пострижении в монашество на 31 г. жизни, он оставлен при петербурской академии не только бакалавром богословских наук, но вместе и инспектором. В марте 1816 г. он произведен в архимандрита, переведен ректором в казанскую академию; получил в управление Спасо-преображенский монастырь и сделан присутсвующим консистории. В Казани он оставался не долго. В августе 1817 года он переведен был в Тверь, также ректором, профессором богословия в тверской семинарии и архимандритом первокласного Колязина Макарьева монастыря. Казань оставила в нем неприятные впечатления частию гнилою водою, а большею частию теми перестройками, какие нужно было производить в самой академии, сгоревшей 3-го сентября 1815 г. Об этой неприятности вспоминал он при каждом удобном случае. С особенною радостию получил он известие о переводе его из «неустроенной академии в устроенную семинарию» 18 . В казанской академии Афанасий прославил себя преподаванием богословия. Его богословские лекции, наполненные герменевтическими, историческими и археологическими изысканиями, были импровизованы языком ясным и отчетливым. Но кроме дара отличного преподавания, Афанасий умел открывать в других дарования и возбуждать ревность к занятиям. Умел он проникать и в нравственное поведение учеников, отличая случайные шалости от закоренелых привычек. Он был правдив и иногда снисходителен. Будучи ректором в Казани, Афанасий собирал материалы для церковных древностей. После быль викарием киевским (1823–1826), епископом нижегородским (1826–1832) и тобольским архиепископом (1832–1842).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010