Начав борьбу с протопопами, патриарх постарался придать своему сану еще больше блеска и пышности, чем его предшественники. Приехавший во время начала спора боголюбцев с Никоном по поводу " памяти» бывший константинопольский патриарх Афанасий Пантеллярий, составил по просьбе Никона особый, очень торжественный чин патриарших служб. В новое издание Кормчей Книги, свода канонических постановлений церкви, по распоряжению того же Никона вводятся новые тексты церемониала поставлений патриарха и средневековая римская фальшивка о разделе власти между патриархом Рима, папой и императором, известная под именем " дара императора Константина». В последней, написанной в раннее Средневековье, для увеличения престижа пап, указывалось на большую власть римского первосвященника, и ее включение в русскую Кормчую было, несомненно, сделано для придания большего авторитета русскому первосвященнику – патриарху. Под давлением Никона царь передает в патриаршее управление ряд новых земель и сел, так как прежних доходов не хватало для того торжественного и роскошного образа жизни и патриарших церемоний, которые теперь ввел новый патриарх. Этот рост патриарших владений не прекращался во все время дружбы патриарха с царем и, несомненно, демонстрировал Москве и духовенству все влияние Никона и уважение, которое ему оказывал Алексей Михайлович. Через несколько месяцев после своего временного отступления по поводу " памяти» о поклонах и крестном знамении Никон чувствовал себя уже гораздо увереннее, чтобы начать расправу с непокорными протопопами, и с большим умением нашел для этого предлог, не имевший ничего общего с уставом или богословско-литургическими вопросами. На этот раз наступление начал он сам, перенеся спор с принципиальных позиций на дисциплинарные, на которых он после обещаний собора 1652 года был неуязвим. Как раз в это время один из видных боголюбцев, Муромский настоятель собора, отец Логгин, оказался в конфликте с местным воеводой, жену которого он обличил в безнравственном поведении. Становясь на сторону воеводы, Никон создавал как бы единый фронт светской и духовной бюрократии против " смутьянов протопопов» и распорядился взять Логгина под стражу 388 . На соборе московского духовенства, состоявшемся в июле того же 1653 года, Неронов вступился за Логгина перед патриархом. Выступление старого боголюбца немедленно выросло в резкий спор с Никоном. В ответ на ссылку Неронова на мнение и авторитет царя патриарх не постеснялся заметить, что ему ничья помощь, в том числе и царя, не нужна и он на нее»плюет и сморкает«. Неронов решил жаловаться царю, но обещавшие ему поддержку митрополит Иона Ростовский и другие видные церковные деятели, испугавшись патриарха, отказались быть свидетелями, и Никон обвинил его в нарушении дисциплины и необоснованной жалобе 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В 1834-1862 гг. Г. также служил в б-ке МДА, с 11 окт. 1842 г. заведовал ею. Пополнял б-ку редкими старопечатными книгами и уникальными рукописями (в т. ч. из богатейшей б-ки Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , Московской Синодальной типографии , Синодальной б-ки, архива Тобольского архиеп. Афанасия (Протопопова) и др. архиереев), внимательно следил за новой исторической и богословской лит-рой, его личная б-ка после смерти поступила в собрание МДА. Читал все поступавшие в б-ку книги, оставлял в них свои замечания. Благодаря многолетним занятиям с рукописной книгой Г. стал одним из крупнейших специалистов в области средневек. слав. церковной письменности. Прот. А. В. Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Прот. А. В. Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Г. с юности стремился к монашеству, но под влиянием родителей отказался от этого пути, позже решил принять священство. 24 марта 1860 г. в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре митр. Филаретом (Дроздовым) Г. был рукоположен во диакона, 27 марта в Успенском соборе Московского Кремля - во иерея в безбрачном состоянии (вопреки общепринятой практике Русской Православной Церкви). В том же году возведен в сан протоиерея, но своего прихода не имел и был приписан к Архангельскому собору Московского Кремля. В июле 1860 г. Г. работал в С.-Петербурге, в Комитете по преобразованию духовных уч-щ, проявил себя сторонником взглядов митр. Филарета, изложенных им в «Мнениях, касательно устройства приходского духовенства» (1822). 23 окт. 1862 г. Г. был назначен ректором МДА (первым из белого духовенства), занимал эту должность до конца жизни. Благодаря его усилиям МДА стала центром российской церковной науки, где основное внимание уделялось преподаванию церковной истории. В 1867 г. по инициативе Г. для чтения лекций по рус. истории в МДА был приглашен В. О. Ключевский , еще не защитивший в то время магист. диссертации. К студентам Г. относился требовательно, но с отеческой любовью, сам принимал вступительные экзамены. При нем в академии был освящен Покровский храм (1870), в саду устроено академическое кладбище (1871). Г. принимал активное участие в проведении реформы духовных учебных заведений в 1867-1869 гг.

http://pravenc.ru/text/166267.html

Сто тридцать лет после этого жители Котинской деревни состояли в приходе Оекской Афанасие-Кирилловской церкви, потом переименовавшейся в Успенскую. Но хотя и живут от нее в одной версте и селение Котинское, расположенное на юг, в виду Оекского, однако ж и здесь было не без затруднений в сношениях – с приходскою церковию и со священниками. То и другое селение разделяет река Куда, во время прохода и замерзания прекращающая между соседями возможность сообщения. Котинские жители давно сознали это неудобство; давно бы хотелось им воздвигнуть среди жилищ своих собственную церковь , но по своей малочисленности и недостаточности не могли исполнить своего желания. И вот приходит им помощь от Вышнего! Иркутские жители братья Иван Михайлович и Константин Михайлович Почерские давно хранили обет – построить своим иждивением храм в таком селении, где он нужнее. Посещая Котинское селение по делам коммерческим, как нельзя ближе к условию своего обета признали они это селение. И иждивением их в один год (1860) возникло и церковное (деревянное) благовидное здание, и при нем дом для причта, – и явились колокола, и утварь, и книги, и все предусмотренные самые малые принадлежности храма. Благословение на заложение храма во имя покровителя страны, иже во святых отца нашего Иннокентия, первого Иркутского епископа, преподано от Преосвященного архиепископа Евсевия, а освятить храм, и первый по вступлении на епархию, Угодник Божий предоставил прибывшему в Иркутск в конце декабря 1860 г. преемнику архиепископа Евсевия, Преосвященному Парфению, тогда еще бывшему в сане епископа. Освящение храма совершилось в 23 день февраля, в четверток, 1861 г. Собор церковный, приглашенный здателями храма братьями Почерскими, состоял после епископа из протоиереев: Прокопия Громова, ключаря Иоанна Протопопова, местного благочинного Петра Родионова; из священников: определенного к новосозданной церкви Георгия Сотникова и из оекских Петра Ковригина и Василия Пляскина. Торжество было поистине духовное! Построившие храм радовались о Господе, помогшем выполнению их намерения, и как нельзя более благопотребно, и прочно и изящно. Принявшие такой неценимый дар от щедрот братьев Почерских прихожане новой церкви радовались о вселении среди жилищ своих Дома Вышнему и не находили выражений для полной благодарности храмоздателям. Для всех же православных образовалась картинная местность. На равнине, на необозримой бурятской степи, в виду одна против другой стоят теперь две церкви, Оекская и Котинская, разделяемые одноверстным расстоянием и к довершению исполнения пейзажа довольно большою рекою, которая голубою лентою струится между зеленеющими берегами двух селений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архим. Тихон (Затёкин), А. В. Морохин Н. и А. е. в 1800-1917 гг. В 1813 г. еп. Моисей (Близнецов-Платонов ; 1811-1825) составил и разослал духовенству епархии инструкцию о проповедовании Слова Божия, согласно к-рой каждый образованный священник был обязан произносить не менее 12 проповедей в год. Инструкция еп. Моисея действовала до 1863 г. В 1816 г. в Преображенском кафедральном соборе (строился в 1632-1652) Нижегородского кремля из-за ветхости были прекращены богослужения. Еп. Моисей большое внимание уделял духовному образованию и просвещению, инициировал строительство нового здания Нижегородской ДС, открыл Арзамасское и Печерское духовные уч-ща. Спасо-Преображенский кафедральный собор в Нижегородском кремле. 1630–1634 гг. Фотография. Нач. XX в. Спасо-Преображенский кафедральный собор в Нижегородском кремле. 1630–1634 гг. Фотография. Нач. XX в. В 1818 г. начал работать Нижегородский комитет Российского библейского общества , вице-президентом к-рого стал еп. Моисей. По указанию архиерея нижегородский в честь Воздвижения Креста Господня женский монастырь был перенесен с берега Волги, где часто случались оползни, на новое место. Еп. Моисей освятил перенесенную обитель 17 авг. 1823 г. При еп. Мефодии (Орлове; 28 февр.- 19 окт. 1826) по указанию имп. Николая I Павловича началась подготовка к постройке нового кафедрального собора взамен обветшавшего Преображенского; для возведения собора был образован комитет. Еп. Афанасий (Протопопов 1826-1832; впосл. архиепископ) реконструировал архиерейской дом, устроил при нем Крестовую ц., завершил возведение семинарского корпуса, 26 мая 1830 г. заложил новый Преображенский собор в Нижегородском кремле. Еп. Амвросий Морев ; 1832-1835) 17 сент. 1834 г. освятил новопостроенный собор. Еп. Иоанн (Доброзраков ; 1835-1847; впосл. архиепископ), архиеп. Иаков (Вечерков ; 1847-1850; до 3 апр. 1849 епископ), еп. Иеремия (Соловьёв; 1851-1857) поддерживали иером. Макария (Миролюбова ; с 1853 игумен, с 1854 архимандрит, впосл. архиепископ) в его трудах по изучению б-к, архивов духовных учреждений, монастырей и храмов епархии. По поручению еп. Иеремии иером. Макарий объединил и дополнил свои исследования церковных памятников епархии, опубликовав труд «Памятники церковных древностей: Нижегородская губерния» (СПб., 1857).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

255 Примечание редакции. Настоящий очерк напечатан в «Казанских Губернских Ведомостях» за 1892 г. 258 При этом томе находится прекрасный литографированный портрет Высокопреосвящ. Павла. Цена книги 2 руб. 50 коп. В библиотеке можно получать и другие томы его проповедей. 260 В 9 пр. Д. регламента говорится: «Место Семинарии не в городе, но в стороне,-где нет народного шума, ниже оказии, которые мешают учению, похищают мысли молодых людей и прилежать учению не попускают». 261 Первым Ректором Казанской Духовной Семинарии был Архимандрит Димитрий Сеченов, впоследствии Митрополит Новгородский, 2-Силиверст Гловацкий, впоследствии Митрополит Тобольский, 3-Вениамин Пуцек-Григорович, впоследствии Митрополит Казанский, 4-Феофил Игнатович, впоследствии Епископ Черниговский, 5-Иероним Фармаковский, впоследствии Епископ Владимирский, 6-Архимандрит Константин Борковский, 7-Платон, впоследствии Архиепископ Астраханский, 8-Архимандрит Гедеон Зольщанский, 9-Амвросий-Яковлев Орлик, впоследствии Епископ Рязанский, 10-Архимандрит Арсений, 11- Сильвестр Лебединский , впоследствии Епископ Астраханский. 262 В зале Семинарии находится портрет Преосвященного Луки Конашевича, с надписью, в которой он называется основателем библиотеки Семинарии. 263 Из числа Казанских семинаристов вышли: Иакинф Бичурин, знаменитый миссионер в Китае и этнолог; Гедеон Криновский - знаменитый проповедник времен Императриц Елизаветы и Екатерины-Епископ Псковский. Борис Поликарпов-Префект Казанской Академии; Мефодий-Епископ Нижегородский и др. 265 Эта поправка семинарского здания сделана была на Высочайше дарованную сумму (17,875 р.) по плану, составленному архитектором Емельяновым. 266 После Сильвестра (Лебединского) были ректорами Академии: 2-Ксенофонт Троепольский, впоследствии Архиепископ Подольский, 5-Антоний Соколов, впоследствии Епископ Воронежский, 4-Архимандрит Евгений, 5-Епифаний Канивецкий, впоследствии Епископ Воронежский, 6-Афанасий Протопопов, впоследствии Архиепископ Тобольский и 7-Архимандрит Феофан Александров .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1813 году, по кончине настоятельницы схимонахини Марфы, все сестры единогласно избрали матушку Олимпиаду начальницей обители, но она со слезами просила оставить её простой сестрою. Сестры обители пошли ей навстречу и настоятельницей избрали сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и через 6 недель скончалась. Молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией и 13 августа 1813 года она была утверждена настоятельницей. По вступлении своем в должность новая настоятельница не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Схимонахиня Олимпиада мудро, по-хозяйски и с большим терпением управляла своей родной обителью, была любима всеми, не только сестрами, но и мирянами. Обладая необыкновенным красноречием и даром убеждения, Ольга Васильевна очень часто в трапезной при общем собрании сестер произносила проникновенные наставления. А в те дни, когда по своей болезненности не могла быть в обществе сестер и устно общаться с ними, лежа на постели, писала им послания. Именно ее трудами и заботами Алексеевская община развивалась не только во внутренней духовной жизни ее обитательниц, но и благоустраивалась внешне. Так, при ней был значительно расширен и великолепно украшен главный Вознесенский (летний) собор монастыря. В период ее правления с помощью разных благотворителей построены: больничная церковь с помещениями для больных и престарелых сестер, три каменных корпуса, деревянные на каменном фундаменте мельница и колодец с водоподъемной машиной; приобретено несколько новых участков земли под монастырские огорода. Еще с молодых лет схимонахиня Олимпиада глубоко почитала святых чудотворцев Киево-Печерских и имела сильное желание поклониться в последние дни своей земной жизни святым мощам этих угодников Божиих. В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, она стала просить Преосвященного Афанасия (Протопопова), епископа Нижегородского и Арзамасского отпустить ее в Киев. Однако в этот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосии, которые говорили ей: «Мы тебя от себя не отпустим». Только после нескольких настойчивых просьб Владыка в 1828 году уволил её, разрешив осуществить намерение. Однако радость была омрачена болезнью, которая была настолько сильной, что сестры опасались за жизнь матушки. Тем не менее, 14 июня 1828 года матушка поехала в Киев. Горестным было прощание сестер со своей любимой настоятельницей. Больную матушку Олимпиаду после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери «Утоли мои печали» на руках перенесли в дорожный экипаж. В течение всего путешествия состояние её здоровья иногда менялось к лучшему, а иногда она настолько плохо себя чувствовала, что сопровождавшие её сестры опасались, что она не доедет до Киева.

http://pravicon.com/info-3651

К Афанасию Архиепископу Тобольскому С Афанасием (Протопоповым), архиепископом Тобольским (с 24 янв. 1832 г.; † 21 сент. 1842 г.), у архим. Макария были давние отношения. Афанасий, по окончании СПб. академии в 1814 г., два года был ее инспектором, именно, когда там учился М. Глухарев. Затем, будучи епископом Чигиринским (1823−26 г.г.) и настоятелем Михайловского монастыря, он отечески принимал у себя, покоил и врачевал архим. Макария, когда тот, оставив Костромскую семинарию, переехал на житье в Киево-Печерскую лавру. Назначение преосвящ. Афанасия в Тобольск (из Нижнего Новгорода), вновь поставило архим. Макария в подчиненное к нему отношение. Но в его лице о. Макарий встретил начальника самого доброжелательного, и готового служить, чем только можно, делу миссии, как это видно, между прочим, из сохранившегося в библиотеке Казанской дух. семинарии письма его к архим. Макарию (от 29 дек. 1832). Об их дальнейших отношениях можно читать в статье прот. Сулоцкого: «Преосвященный Афанасий Тобольский» (Странник. 1861 г., I). Печатаемое ниже письмо – рапорт архим. Макария к архиеп. Афанасию, найдено в копии с подлинника в библиотеке Казанской дух. семинарии Часть его была напечатана в «Материалах» Д. Д. Филимонова (изд. 2, стр. 69). 67 Преосвященнейшему Афанасию Архиепископу Тобольскому и Сибирскому. Архимандрита Макария, находящегося в Бийском округе при обращении иноверцев в Христианскую веру – Рапорт. Его Высокопреосвященству, Архиепископу Евгению ныне Рязанскому, когда этот Архипастырь управлял Тобольской Епархией, незадолго перед отъездом моим к месту настоящей службы при Миссии, случилось открыть мне, что тот служитель Церкви, который введет сто душ в христианскую веру, получает от щедрот монарших знак отличия, усвоенный некоторому ордену. 313 Ныне число ста душ, соединившихся с христианской Церковью при здешней миссии по великой милости Божией, исполнилось, в сем числе состоят и младенцы. Повергаясь в душе моей к стопам Вашим, милостивейший Архипастырь и благодетель мой, со всепокорнейшей искренностью молю, никакого ордена знаком, и никаким отличием не украшать моей немощной службы, и как свидетельствует совесть моя, не по строптивому небрежению о знаках благоволения власти, от Бога поставленной, о сем молю в твердой решимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1 января епископа Павлина вновь вызывают к следователю. На прежних допросах епископ Павлин старался назвать как можно меньше имен. К сожалению, очень многое ГПУ узнало из изъятых бумаг епископа Павлина. Однако владыка Павлин в первые допросы предпринимает попытки запутать следствие, не называет среди подписавших документ епископа Афанасия (Сахарова) , епископа Фаддея (Успенского) , митрополита Иосифа (Петровых) , занявшего после ареста митрополита Сергия (Страгородского) место временного управителя Русской Церкви. Первый допрос епископа Павлина был 9 декабря 1926 года, завещательное распоряжение на случай своего ареста, в котором упоминалось имя и епископа Фаддея, владыка Иосиф огласил 8 декабря. Когда от епископа Павлина следователь требует имя архиерея, передавшего ему отзыв соловецких епископов о необходимости избрания на патриаршество именно митрополита Кирилла, владыка Павлин, словно в насмешку над следователем, говорит: «Точно не помню, кто именно из Ленинградских епископов подал мне этот документ и составил его; возможно, что Зосима, или Серафим, или Савватий» 488 . В то время православных иерархов (тем более среди викариев Петроградской епархии) с именами Зосимы или Савватия мы не находим. Был, правда, обновленческий епископ Зосима (Сидоровский) 489 , носивший титул Фрунзенского, и обновленческий же епископ Савватий с титулом Слуцкий 490 . Но не их же имел в виду арестованный архиерей. Зато был епископ Колпинский Серафим (Протопопов), который вполне мог быть, как мы уже писали, тем, кто привез с Соловков отзыв. В общем-то, епископ Павлин откровенно издевался над слабо ориентирующимся в церковной иерархии следователем, называя в качестве возможных авторов «Соловецкого отзыва» имена небесных покровителей Соловецкой обители преподобных Зосимы и Савватия. Увы, это не помогло избежать новых арестов и новых обвинений. 5 января 1927 года обвинение было предъявлено митрополиту Сергию. Следователь нашел, что гражданин Страгородский И. Н. «состоя одним из активнейших членов церковно-антисоветской группировки, поставившей своей задачей борьбу с Соввластью – при помощи возбуждения населения верующих через Церковь , используя возможности, предоставляемые последней, т. е. совершая преступные действия, предусмотренные ст. 58–6 УК» 491 . Мерой пресечения, так же, как и прочим арестованным иерархам, было избрано содержание под стражей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большинство трудов и рукописных материалов отца Александра Сулоцкого посвящено сибирской иерархии: «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье» 71 , «Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших Преосвященных» 72 , «Архиереи из сибирских уроженцев» 73 , «Тобольские и Томские архипастыри» 74 . Эти статьи вместе с жизнеописаниями выдающихся Тобольских архипастырей XIX века – архиепископов Афанасия (Протопопова) 75 , Антония III (Знаменского) 76 , Евгения (Казанцева) 77 , Амвросия (Келембета) 78 и других являются важными источниками для церковной историографии Сибири, охватывают почти все стороны церковной жизни в крае. Следует выделить исследование отца Александра о святителе Димитрии, митрополите Ростовском, «Святитель Димитрий Ростовский как архипастырь Сибирский», которое было напечатано в журнале «Странник» в 1866 году 79 . Автор излагает малоизвестные события жизни святителя Димитрия, который был посвящен в архиерейский сан ради Сибири и который заочно, из Москвы, управлял Тобольской митрополией на протяжении девяти месяцев. «Живя в Москве, святитель Димитрий ласково принимал и речами своими назидал приезжавших туда сибиряков, равно и лиц, по делам службы или по своим собственным надобностям отправлявшихся в Сибирь» 80 . В заключение отец Александр Сулоцкий приводит пример молитвенного почитания святителя Димитрия среди сибирской паствы: «Тобольский Преосвященный Владимир (Алявдин; 1842–1845), по прибытии в Тобольск, узнав, что святой Димитрий Ростовский некогда был также митрополитом Тобольским, в 1843 году предписал циркулярно во всех церквах Тобольской епархии на отпустах всех дневных служб поминать ежедневно, кроме обыкновенно поминаемых святых, и святого Димитрия, Ростовского чудотворца» 81 . В главном своем историческом исследовании – книге о жизни и апостольских трудах святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского (в схиме Феодора) 82 ,– протоиерей Александр Сулоцкий сумел убедительно показать, что православные русские миссионеры в Сибири никогда не применяли насилия по отношению к просвещаемым народам, но проповедовали христианскую веру «тишайшими словесы» – в духе евангельской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. находился рядом с г. Калязином Тверской губ., на левом берегу Волги. Разрушен в ходе затопления территории при строительстве Угличской ГРЭС. Основными источниками сведений о ранней истории М. К. м. являются Житие прп. Макария Калязинского, составленное в XVI в. (Житие. 2003; Житие. 2008), и документы из архива монастыря (РГАДА. Ф. 1193), к-рый изучался с XIX в. ( Лебедев. 1867; Павел (Крылов). 2002; Пономарёва. 1986; Она же. 1995; Она же. 2000; Акты Троицкого Калязина мон-ря. 2007; Соколов. 2010). Сохранились подлинные акты XV в., грамоты Тверских великих князей, царские и патриаршие грамоты, владельческая и др. хозяйственная документация, в т. ч. Кормовая книга XVII в. О повседневной жизни братии в XVII в. свидетельствует лит. соч. «Калязинская челобитная» ( Пономарёва. 1993). В распоряжении исследователей XIX в., составивших описания М. К. м., имелись рукописный рассказ об обители, принадлежавший настоятелю (1817-1823) архим. Афанасию (Протопопову) , и др. монастырские записи ( Лебедев. 1867. С. 24, 11; Павел (Крылов). 2002. С. 10, 16). 1434-1920 гг. Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Мон-рь основан ок. 1434 г. прп. Макарием Калязинским , пострижеником Клобукова кашинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с 7 старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и ц. во имя Св. Троицы. Прп. Макарий основал М. К. м. «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Но «смирения ради» назвал монастырь не «своим именем, но нарече его Калязин» (Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14). Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его «изжденет» и землю его к «своей пустыни присовкупит». Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители (Житие. 2008. С. 52).

http://pravenc.ru/text/2561264.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010