Далеко не такова доля карел, которые всегда жили и живут среди русского народа со всех сторон. Чем богат русский человек, тем и рад. Что сам имел и имеет, тем он делился и делится и с православными карелами, не различая ни племени, ни роду, охотно вступая с ними и в родство чрез браки. Русские школы одинаково охотно открывали и открывают и карелам свои двери. В храмах Божьих они всегда – как и другие чада церкви. Обители также давали и дают им свой приют. Карелы почти совсем слились и обрусели. И в этом их великое и неоцененное счастье. Счастье это велико, но незаметно, как незаметно сразу бывает все великое. Карелы православны – это значит – они принадлежат к той истинной церкви Христовой, которая от Апостолов преемственно хранит все Христово учение... Карелы живут под властью Самодержавного Русского Государя, для которого все дети, и пользуются одинаковыми правами, не терпя ни насилий, ни каких ограничений. Все общее: податей особых на народ сей не наложено, стеснений никаких, язык не гонится. А безопасность, возможность жить и трудиться, где угодно, в таком громадном Царстве – полная. Счастье карел, что они живут среди Русской народности, ибо русские – народ добрый и простой; он никого не обижает и ничего себе не требует от меньшей братии племен, среди него обитающих. Умрет ли православный карел, его имя часто – часто в храме вспоминается среди русских имен, как одно из родных. И в то время, когда финны только и знают, что всех карел стараются превратить в финнов, и носятся со своими писателями и поэтами, как будто бы из карел не может и человека путного выйти, если он не офиннится, в России немало людей хороших вышло из карел на разных поприщах жизни, во главе со старцем Наумом Соловецким. Русские не только не угнетают племени Карел, как стараются доказать то финские сепаратисты, но и дают им все блага истинно-христианской жизни. И нельзя не пожелать, чтобы в будущем это благотворное просветительно-культурное влияние на карел все крепло и крепло и это племя всё теснее и теснее сливалось с русским народом, против чего собственно и воюют финские агитаторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Кротостью же он стяжал общую любовь при жизни и явился создателем обители, которая стала навсегда тихим пристанищем для гонимых миром искателей Горнего Иерусалима. Тяжела была прошлая жизнь Карел, которые издавна осели сначала на берегах Северной Двины и Белого моря, а потом переселились ближе к берегам Ладожского и Онежского озер и Балтийского моря. Это племя издавна подчинилось Русскому Царству. Постепенно и мирно сжились они с русскими, когда те, начиная с XI века, придвинулись к местам поселения Карел. Православные не гнушались вступать в браки с карелами; заводили с ними торговые сношения и мало-помалу просветили их светом веры Христовой. В великом деле просвещения карел светом истинной веры, главным образом, потрудились иноки Валаамского, Соловецкого, Коневского, Свирского и других северных монастырей. Сделавшись православными, карелы усвоили и весь быт русских людей. Вместе вели торговые дела; вместе и воевали против немцев и шведов, редко когда ссорясь между собою. Но тяжело было прошлое нашего Отечества. Теснимое врагами отовсюду, оно, как и все другие царства, не раз в войнах терпело уроны и во время одних неудачных войн теряло то те, то иные области; в следующие, происходившие вскоре же, войны, возвращало потери назад, и так случалось иногда по несколько раз в одно – два столетия. Карелы жили на границе России и Швеции. Шведы всегда старались оторвать север России и вели много войн с нами, пока Великий Петр не нанес им навеки непоправимого поражения. В такие войны, в пору Смутного времени особенно, и ранее, и попозже, часть областей, где жили карелы и русские, отошла к Швеции. Часть карел осталась под русским владычеством, а часть, называемая Приладожской Карелией, оказалась под властью Шведов. При Государе Петре Великом вся Карелия была отвоевана обратно, а при Государе Александре I, когда Выборгская губерния, по проискам нехороших людей, была, к несчастью, присоединена к Финляндии, отошла туда же и отвоеванная часть – Приладожская Карелия. С той поры и распалась Карелия на две части: чисто русскую – в пределах Архангельской и Олонецкой губерний, и финляндскую, где, по примеру прежних веков, и доныне стараются изгнать из жизни карел все, что только напоминает русское имя и русскую веру. Судьба карельского племени далеко не одинакова в той и другой половине его поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Монастыри есть городские и сельские. И та милостыня, какую дают русские люди монахиням, и которая служит опорой для подъема хозяйственной монастырской жизни, это чистая капля в сравнении с тем потоком благосостояния, какое разливают монастыри. В городах женские монастыри – это училища рукоделий; в селах – школы земледелия и любящего заботливого обращения с домашними животными, не говоря уже о простом сельском рукоделии. Сколько пустырей разделано под отличные нивы трудами инокинь; сколько храмов среди болот и лесов воздвигнуто ими; сколько сироток воспитано и выпущено в жизнь добрыми семьянинками? Но несравненно более велика та духовная польза, какую обильными струями льют женские обители в среду людскую, и простую и образованную. И в шумных городах и в уединениях пустынных женские обители дают под своею сенью широкое поле для деятельности тех чистых, возвышенных женских душ, которые из чистой святой любви к Спасителю всю жизнь свою посвящают на служение Ему в молитвах, постах и других пустынных подвигах созерцания, или до последнего вздоха, капли пота и жизненной силы бьются в служении беднякам, слабым, немощным и детям. Ведь много есть при обителях богаделен, приютов, школ, хотя всего чаще эти деяния не носят шумных титулов, которыми так любит рядиться мирская благотворительность, часто и зиждущаяся на лептах, приносимых ради своего же удовольствия. Здесь, в уютных, прекрасно убранных храмах, отдыхает от печали, слез и горя всякая измученная душа... Тихое, всегда с оттенком грусти, пение инокинь, вдумчивое чтение, тишина, порядок, условность служения – все это великое благодеяние, особенно дорогое русскому благочестивому сердцу... Чтение Слова Божия, житий Святых и разнообразных поучений из святоотеческих творений много душ привело из мира в эти тихие пристани для подвигов спасения. Сколько надорванных, искалеченных, порою жестоко из-за излишней доверчивости опозоренных, женских разбитых сердец здесь нашло мир и воскресение к жизни новой – святой?! Своей любовью к отечественным святыням женские монастыри бесподобны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

30. Неужели же он жил, как прилично было предстоятелю многочисленного народа, но учил, не как жил? Или подвизался, не как учил? Или подвергался бедствиям менее кого-нибудь из подвизавшихся за слово? Или почтен меньше, нежели сколько заслуживали его подвиги? Или по вшествии помрачил чем-нибудь славу, приобретенную при вшествии? Нимало; напротив того, в нем все одно другим поддерживалось и, как в одной лире, все одинаково было настроено – и жизнь, и учение, и подвиги, и бедствия, и что оказано ему при возвращении, и что совершено им по возвращении. Он вступает в управление Церковью , но вместе с тем не испытывает на себе того же, что бывает с людьми, которых ослепляет неумеренность гнева и которые, покорясь его владычеству, изгоняют и ниспровергают все, на первый раз им встретившееся, хотя бы оно и стоило пощады. Напротив того, рассуждая, что теперь всего благовременнее заслужить ему одобрение (потому что злостраждущий всегда бывает умереннее, а получивший возможность воздать злом за зло менее соблюдает умеренности), так кротко и снисходительно обходится с оскорбившими его, что даже и для них самих, можно сказать, не было неприятно Афанасиево возвращение. 31. Он очищает святилище от корчемствующих святыней христопродавцев, чтобы и в этом стать подражателем Христовым; впрочем, совершает сие не свитым из вервий бичом ( Ин. 2:15 ), но убедительным словом. Он примиряет друг с другом и с собой беспокойных, не потребовав к тому посредников, освобождает от притеснений терпевших обиды, не разбирая, держался ли кто его или противной стороны, восставляет падшее учение. Снова свободно исповедуется Святая Троица, поставленная на свещнике и блистательным светом Единого Божества осиявающая души всех. Снова дает он законы вселенной, обращает к себе умы всех, к одним пишет послания, других призывает к себе, а иные приходят не призванные и получают назидание. Всем же предлагает он один закон – свободное произволение, ибо сего одного почитал достаточным руководством к совершенству. Кратко сказать, он подражает свойствам двух похваляемых камней: для поражающих служит адамантом, а для мятежников – магнитом, который неизъяснимой силой естества привлекает железо и приспособляет к себе самое твердое из веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

§ 114. Сочинения св. Афанасия: 1) Догматические: а) Четыре слова против ариан; содержание 1-го, 2-го и 3-го слов. В продолжение всего пастырского служения своего св. Афанасий препирался с Арием делами своими; равно самая большая часть сочинений его направлена также против арианства. Тем не менее в числе сочинений св. Афанасия видим сочинения: I) чисто догматические, II) догматическо-исторические, III) изъяснительные, IV) нравственные 164 . I) Слова св. Афанасия против ариан, по связи их с главным предметом пастырской деятельности Афанасиевой, прежде всего обращают на себя внимание 165 . Эти слова, по намерению св. Афанасия, составляют одно целое: только последнее из них заключено обыкновенным славословием Св. Троице, которым обыкновенно оканчивали свои сочинения древние отцы. Впрочем, они изданы были в начале не все вместе; в начале второго слова св. Афанасий ясно говорит, что он после того, как сообщил Церкви в обличение ариан первое свое слово против них, слышит новые возражения со стороны ариан. Первое слово против ариан св. Афанасий начинает тем, что указывает в арианах – нехристиан; они не христиане, говорит он, точно так же как не христиане маркиониты, манихеи и все другие, получившие свое название от людей, исключенных из общества христианского. «Православный народ никогда не получал названия от своих епископов, но от Господа, в Которого мы и веруем. Посему, хотя блаженные апостолы были нашими учителями и служителями Евангелия Спасителева; впрочем, мы не от них получили название, но от имени Христа. Христиане есьмы и называемся». (§ 2) ариане, продолжает св. Афанасий, и потому не христиане, что оставили без внимания слова божественного Писания, а Ариеву Фалию называют новою мудростью. (§ 4) Заметив при сем, что Арий в своей Фалии подражал сочинению язычника Стада, которое однако осмеивают самые язычники, св. Афанасий показывает содержание сего сочинения, а вместе с тем и главные мысли ариевой ереси 166 . Учению Ария, которое называет св. Афанасий предвозвестием антихриста, противополагается учение христианской Церкви, учение апостолов. Первой мысли Ария, что «было время, когда не было Сына, противополагает аа) слова в начале бе Слово, и другие подобные ( Апок. 1:4 ., Рим. 9:5; 1:20 , Кор. 1:24., Ин. 14:8, 9 ., Евр. 1:2 . и проч. 167 ; бб) такие выражения, каково Ариево выражение о Сыне Божием: не было, прежде нежели, когда, – Писание употребляет только о сотворенных вещах и никогда о Сыне Божием, вв) те, которые говорят: «было некогда , когда не было Сына, предполагают что Бог некогда существовал без Слова и Мудрости, был некогда светом без сияния, источником без воды». Допустив, что Сын существовал не от вечности, должны допустить, Что Сын произошел от кого-то вне Бога, и мир сотворенный Богом чрез Слово сотворен Творцом существующем вне Бога 168 ; дд) если Сын не вечен: то было время, когда в Боге не было истины, так как Сын есть истина 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме упомянутой лучшей редакции Евсевиева послания, имеются и другие: у Сократа (I, 8), блаж. Феодорита (I, 12), Геласия (Истории Никейского собора, II, 34–35). Текст Символа в Феодоритовой редакции довольно значительно разнится от текста как Афанасиевой, так и Сократовой редакции. Еще больше отличий содержит текст Геласиевой редакции. В «Деяниях Вселенских Соборов», изданных Казанской духовной академией, текст Символа веры приведен дважды: в ст. IX (Соборное изложение веры) – из послания св. Афанасия к императору Иовиану – и в ст. XVII (Послание Евсевия к пастве) – в основном по Геласиевой редакции. Проф. А. П. Лебедев поставляет издателям «Деяний» в минус неиспользование ими более древних и более исправных редакций как послания Евсевия, так и заключенного в нем текста Никейского Символа 18 . Это же замечание (в отношении Евсевиева послания), по справедливости, относится и к изданию Манси 19 . «Правила Никейского Собора (ст. » XI) " 20 правил Первого Вселенского Собора с древнейших времен распространялись в многочисленных списках как на греческом, так и на других языках. Наиболее древние сохранившиеся до нас рукописи, содержащие текст никейских канонов, восходят к IX в. по Р. X. Так, В. Н. Бенешевич в своем труде «Древнеславянская Кормчая. XIV титулов без толкований» 20 корректирует греческий текст 20 правил Первого Вселенского Собора путем привлечения древнейших списков «Синтагмы 1-й редакции (Трулльской) конца VII века», а именно двух Патмосских списков (Patm. 172 – первой половины IX в. и Patm. 173 – второй половины IX в.). Как известно, Руфин насчитывал 22 правила Никейского Собора. Но это объясняется тем, что некоторые правила были им разбиты на два (6-е – на 6-е и 7-е; 8-е – на 9-е и 10-е; 16-е – на 17-е и 18-с; 19-е – на 21-е и 22-е), два правила (9-е и 10-е) объединены в одно (11-е), а одно (20-е) – совсем опущено. В «Послании св. Афанасия к папе Марку» 21 говорится о сожжении арианами «70-ти глав» Никейского Собора, что как будто указывает на гораздо большее (чем 20) число соборных определений. Однако это послание принадлежит к числу произведений несомненно подложных (spuria), и его свидетельство не заслуживает никакого доверия 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Однакож Христиане собрались во множестве и стали просить префекта, чтобы он опрометчиво не изгонял епископа, но определение царского указа рассмотрел тотчас: ибо этот указ относится только к тем, которые, быв сосланы при Констанцие, возвратились при Юлиане; а Афанасий, говорили, был и сослан Констанцием, и возвращен на свою епископию Констанцием же, между тем как Юлиан, возвратив всех прочих епископов, преследовал его одного, так что Афанасий вызван был уже Иовианом. Говоря это, они конечно не убедили его, однакож противодействовали и не допускали употребить насилие. Многочисленное отвсюду стечение народа, великое его смятение, беспокойство в городе и опасение возмущения заставили префекта известить царя об этом событии, а Афанасию позволить оставаться в городе. После сего протекло уже много дней; волнение по-видимому прекратилось: но в один вечер Афанасий тайно вышел из города и скрылся в некотором месте. А в ту же самую ночь, рано поутру, овладели его жилищем — церковию префект Египта и начальник тамошних войск, однакож ища его везде, даже на вершине кровли, сознались в ошибочности своего соображения и удалились. Они думали, что так как народ наконец забыл о прежнем возмущении и весь спит, то если теперь нападут, легко исполнят царский указ и вместе сохранят город от восстания. Однакож всем казалось чудом, что Афанасия не нашлось. По внушению ли божественной силы удалился он, или по предостерегательному доносу каких-нибудь людей, это все равно. Надлежало иметь проницательность вышечеловеческую, чтобы можно было вовремя предузнать козни и спастись от них. Иные говорят, что, предвидя бузумное возмущение народа и боясь, как бы не показаться причиною имеющих произойти от того бедствий, Афанасий все это время прожил в погребальнице своих предков. Но вскоре потом, как от таким образом скрылся, царь письмом приглашал его возвратиться и управлять Церковию. Догадываюсь, что Валент решился писать это не по собственному чувству, но либо потому, что рамышлял о торжестве Афанасиевой славы и вероятно за это порицал Валентиниана, который покровительствовал учению отцов никейских, либо потому, что видел множество Афанасиевых хвалителей и опасался, как бы не произошло возмущения и нововведений ко вреду дел общественных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С. 538); Maxim. Confess. Amb. 42 (107-109)//PG. 91. Col. 1321CD; 1324CD; 1325D; Joann. Damasc. Exp. fidei II.12 (26); Agobard. Lugdun . Contra object. Fredig. abb. 14 и др. См. Hilar. Pictav. Tr. in Ps. 91.3; Cyrill. Alex. Contra Nestorium. Lib. I//ACO. T. I. Vol. 1. Pars 6. P. 24; Gennad. Massil. De eccl. dogm. 14; Maxim. Confess. Amb. 42 (108)//PG. 91. Col. 1324C; Alcuin. De ratione anim. 13. Критику см.: Nemes. De nat. hom. 2. 487-490. См.: Nemes. De nat. hom. 2. 487-490; Aug. De Genesi ad litt. VII.28.40; X.4.5. См.: Aug. De Genesi ad litt. X.4.5. profecto aut utrumque (et animam et carnem) uitiatum ex homine trahitur, aut alterum in altero tanquam in uitiato uase corrumpitur, ubi occulta iustitia diuinae legis includitur. Aug. Contra Julianum V.4.17. См.: Methodius ap. Phot. Bibil. 237//PG. 103. Col. 1161A; Greg. Naz. Carm. dogm. 8.79-81, 82-90//PG. 37. Col. 453A; Carm. moral. 14 (De humana natura). 63-68-85//PG. 37. Col. 760A–762A; August. De anim. et ejus orig. I.16.26; IV.1.1-2; Retract. I.1.3; II.56.1; Opus imperf. c. Julianum, II.178; IV.104; Fulgent. De ver. praedest. III.18.28-19.29; Ep. 16.16; Cassiodor. De anim. 7; Greg. Magn. Registr. epist. IX.52; Isidor. Hisp. De eccl. offic. II.24.3; Alcuin. De ratione anim. 13; Raban. Maur. De anim. 2. Aug. Retractat. I.1.3. См. Greg. Magn.Registr. epist., IX.52//PL. 77. Col. 990A; Isidor. Hisp. De differen. rer. 92; Anastas. Sinait. Serm. in constit. hom. 1.2//PG. 44. Col. 1332BD. Ср. Orig. De princ. III.4.2. Tatian. Orat. ad Graec. 12-13. Cм.Smrom. VI.16.135; IV.26.167; Eclog. prophet. 50.1-3; Quis div. salv. 26.3; 33. Adv. Ar., I.62.11-14; 26-37. По свидетельству псевдо-афанасиевого трактата Contra Apollin. II.8//PG. 26. Col. 1143C. De opif. mund. VI.23. См., например, Theodoret. Eranist.//Ed. G.H. Ettlinger. Oxford, 1975. P. 112-113; Greg. Nyss. Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 185.9-30; Gennad. Massil.De eccl. dogm. 15; 11-й канон IV Константинопольского собора 869/870 г.// Mansi . T. 16. Col. 166=Enchiridion symbolorum.

http://bogoslov.ru/article/1935627

Разделы портала «Азбука веры» ( 65  голосов:  4.1 из  5) Отзыв о книге «Молитвенный щит православного христианина» «Щит и меч» православных христиан Приходит в храм женщина: — Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить? — Богу! — КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!.. А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: «Молитвенный щит православного христианина». Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: «наилучше продаваемой» книгой среди православных. Этот «щит» скован в Воронеже (издательство НПО «МОДЭК») и выдержал уже несколько переизданий. Благословение «Епископа Задонского Никона», как оказалось, липовое… Особую популярность этот «щит» приобрёл благодаря огромному количеству молитв «на всякую потребу». Но центральная «молитва», ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане — это «молитва задержания». О чём же предлагают помолиться составители «Молитвенного щита»? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: «Молитва на освящение всякия вещи», «Молитва на освящение воды», причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана. Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность — читать молитву «о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу». Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому , который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне… Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых «замучил» страждущий родственник!

http://azbyka.ru/fiction/molitvennyj-shh...

46-е правило Карфагенского собора (358) говорит: «В Таинстве Тела и Крови Господней ничего не приносить, кроме преподанного Самим Господом, т. е. хлеба и вина с водою». 28 пр. Трульского собора (691 г.) также говорит об этом с запрещением соединять с жертвою бескровною виноград, как это было в различных церквах. В Афанасиевом исповедании веры, известном Феодориту, говорится: «По телу Христос есть и называется Первосвященник и Апостол и передал нам Таинство ( μυστριον), когда сказал: “Сие есть Тело Мое за вас преломляемое, и Кровь Нового Завета, за вы изливаемая. Совершая самое Таинство, благословил и сказал: и Пийте от неё вси, сие есть кровь Моя Новаго Завета за вы изливаемая " " 139 . 4) Все древние литургии Востока и Запада также содержат веру в истинное Тело и Кровь Господню. Так, в Литургии «Апостольских постановлений» после воспоминания в благодарственной молитве преподания Спасителем Таинства Своим ученикам, приводятся самые слова установления Таинства Евхаристии 140 , и молитва ко Св. Духу, да явит Он хлеб сей Телом Христа Твоего и Чашу сию Кровию Христа Твоего. В греческой Литургии Иакова говорится: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и пошли на нас и на предлежащие дары Всесвятого Духа Твоего, да низойдя святым благим и славным присутствием Своим, освятит и сотворит хлеб сей Св. Телом Христа Твоего и сию Чашу драгоценною Кровию Христа Твоего» 141 . В Сирской Литургии Иакова читаем: «Помилуй нас Господи, Боже всемогущий, и пошли Духа Твоего Святого... чтобы Он... соделал хлеб сей Телом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и то, что смешано в Чаше сей, Кровию Господа» 142 . В Литургии Марка говорится о призывании священником Св. Духа на хлеб и Чашу, чтобы Он освятил и сделал хлеб Телом Господа, а Чашу Кровию Самого Спасителя и Царя нашего Иисуса Христа 143 . В Амвросианской Литургии приводятся слова установления Таинства и молитва призывания Св. Духа на дары 144 . В Мозарабской Литургии вспоминаются слова установления Таинства и молитва призывание Св. Духа 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010