25 авг. 1924 г. произошла очередная реорганизация центральных гос. органов, ответственных за проведение религ. политики. Для контроля за соблюдением конфессионального законодательства был образован Секретариат по делам культов при Президиуме ВЦИК во главе с зам. председателя ВЦИК Смидовичем. Одновременно был окончательно упразднен V отдел культов НКЮ. Его бывший руководитель Красиков продолжил работу в религ. сфере в составе Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), членом к-рой являлся с окт. 1922 г. Ист.: Гидулянов П. В. Церковь и гос-во по законодательству РСФСР: Сб. узаконений и распоряжений с разъяснениями V отд. НКЮ/Ред.: П. А. Красиков. М., 1923; «Церковь отделяется от государства»: Доклады эксперта Наркомюста М. В. Галкина. 1918 г./Публ.: М. И. Одинцов//ИА. 1993. 6. С. 162-170; 1994. 1. С. 136-147; Политбюро и Церковь. Кн. 1, 2; Советское гос-во и религия, 1918-1938 гг.: Док-ты из Архива ГМИР. СПб., 2012; Отделение Церкви от гос-ва и школы от Церкви в Советской России (окт. 1917 - 1918 г.): Сб. док-тов/Отв. ред.: прот. В. Воробьев; отв. сост.: Л. Б. Милякова. М., 2016. Лит.: Васильева О. Ю. РПЦ и сов. власть в 1917-1927 гг.//ВИ. 1993. 8. С. 40-54; Куницын И. А. Правовой статус религ. объединений в России. М., 2000. С. 51-59; Кашеваров А. Н. Правосл. Рос. Церковь и советское гос-во: (1917-1922). М., 2005; Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфес. конфликты и проблемы межконфес. общения в условиях советской действительности (окт. 1917 - кон. 1930-х гг.). СПб., 2005. С. 30-39, 407-408; Редькина О. Ю. Народный комиссариат земледелия и VIII отд. Народного комиссариата юстиции: Проблемы сотрудничества гос-ва с религ. колхозами в годы «военного коммунизма»//Свобода совести в России: Ист. и совр. аспекты. М., 2005. Вып. 2; Фабинский М. В. Приказано ликвидировать!//НГ - Религии: Газ. 2008. 4 июня. С. 9; он же. Декретное время борьбы с Церковью//Там же. 2013. 16 янв. С. 7; он же. Декрет об отделении Церкви от гос-ва и школы от Церкви, его реализация в Петрограде: (По мат-лам ГАРФ)//Вестн.

http://pravenc.ru/text/2581697.html

Маронитская католическая Церковь появилась на К. в VIII в. Резиденция архиепископа Кипра расположена в Никосии. Имеется 10 приходов. Прихожан насчитывается ок. 4 тыс., большинство из которых - сельские жители. Более половины всех маронитов К. проживает в неск. деревнях в окр. Кириния. В зап. части округа, в сел. Кормакитис, находится один из старейших соборов кипрских маронитов, построенный в 1-й пол. XII в. Среди городских жителей маронитов менее 500 чел. В Никосии проживает ок. 350 чел., в Лимасоле - ок. 100. Протестантские церкви, деноминации и секты Распространение протестантизма началось на К. во 2-й пол. XIX в. Тогда же образовались различные протестант. миссии. Наиболее многочисленная - 10 тыс. прихожан, в основном англичан, среди протестант. орг-ций - англикан. Епископальная Церковь Иерусалима и Ближнего Востока, представленная диоцезом Кипра и Персидского зал. На острове проживает ок. 500 чел. Свидетелей Иеговы . Адвентисты седьмого дня, Церковь Бога , Реформатская пресвитерианская церковь (греко-евангелическая) насчитывают по неск. десятков адептов каждая. Небольшое число протестантов-евангелистов, встречающихся среди армян, объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближ. Востоке. Христ. Церкви К. входят в Совет Церквей Ближ. Востока. Ислам Верующие мусульмане К.- сунниты. В основном это турки-киприоты, проживающие в сев. части острова, где существует наибольшее количество мечетей, нередко переделанных из католич. храмов. Иудаизм Община приверженцев иудаизма объединяет 1800 чел. В Ларнаке открыта синагога (построена в 2005). Религиозное законодательство Согласно Конституции 1960 г. (ст. 18. 1), каждый человек имеет право свободы слова, совести и религии. Все религии, обряды к-рых не осуществляются тайно, являются свободными и равны перед законом (ст. 18. 2-3). Ни один законодательный, исполнительный или адм. акт республики не может дискриминировать к.-л. религ. институт или религ. орг-цию. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, он может изучать догматы своей религии индивидуально или коллективно. Запрещена религ. деятельность, угрожающая конституционному строю, безопасности граждан и общественному порядку. Все эти постановления указывают на то, что на острове нет религии, признанной официальной. Гарантирована защита прав 3 религ. групп, к-рые составляют наименьшую часть населения (католики, монофизиты и марониты).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Соч.: Забытый путь опытного богопознания: В связи с вопросом о характере правосл. миссии. Вышний Волочёк, 1902. (Религ.-филос. б-ка; 1); Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. Вышний Волочёк, 1902, 19082; Из разговоров о войне. Вышний Волочёк, 1904. (Религ.-филос. б-ка; 6); О праздниках//ЦВ. 1904. 23. С. 717-718; Полицейско-врачебный протокол и христ. добродетели. СПб., 1904; Суды чести в среде учителей. Вышний Волочёк, 1904; Голос мирянина//Русское дело. М., 1905. 13. С. 4; 17. С. 6-8; К вопросу об участии духовенства в выборах в Гос. Думу//ЦВ. 1905. 35. С. 1091-1093; О воссоздании живой церковности//Русское дело. 1905. 11. Особое прил. С. 1-4; Письмо к редактору «Русского дела» С. Ф. Шарапову//Русское дело. 1905. 6. С. 7; Соборное подготовительное совещание//О возрождении Русской Церкви. Вышний Волочёк, 1905. С. 83-86; Открытое письмо братьям православным//Моск. голос. 1906. 1; В тихой пристани: (Посвящается братии Зосимовой пуст.). Вышний Волочёк, 1908, 19092; Серг. П., 19113; Вселенская Христова Церковь и «Всемирный христ. студенческий союз». М., 1909; Духовный гастролёр Григорий Распутин//Моск. вед. 1910. 49; Еще нечто о Григории Распутине//Там же. 72; Голос правосл. мирянина//Голос Москвы. 1912. 19; Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912; Догмат, этика и мистика в составе христ. вероучения//Голос Церкви. 1912. 10. С. 92-111 (отд. изд.: М., 1912. (Религ.-филос. б-ка; 30)); По поводу нового официозного сообщения о деле еп. Гермогена. М., 1912. (совм. с Ф. Д. Самариным, Н. Дружининым, В. А. Кожевниковым и др.); Психологическое оправдание христианства: Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве//Голос Церкви. 1912. 1. С. 71-98; 2. С. 61-88 (отд. изд.: М., 1912. (Религ.-филос. б-ка; 28)); Светочи Православной Христовой Церкви//Там же. 3. С. 68-78; 7. С. 77-84; 11. С. 89-94; 12. С. 43-48; 1913. 4. С. 40-53; Уроки веры и благочестия из святоотеческого богословия//Там же. 1912. 1. С. 61-70; Беседы о жизни. М., 1913; За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913; По поводу послания Св. Синода//Голос Москвы. 1913. 269; Папизм в Православной церкви. М., 1913; Игнатий (Брянчанинов), еп. Поучение о спасении/Сообщ.: М. Новосёлов//БВ. 1914. Т. 1. 1. С. 1-4; Письма к друзьям/Публ., предисл.: Е. С. Полищук. М., 1994; Письма М. А. Новосёлова к Л. Н. Толстому/Публ., предисл.: Е. С. Полищук//Минувшее: Ист. альманах. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 371-423; Переписка свящ. П. А. Флоренского и М. А. Новосёлова/Публ.: И. В. Никитина, С. М. Половинкин. Новосиб.; Томск, 1998; Переписка мч. Михаила Новосёлова с Ф. Д. Самариным, 1905-1913 гг./Публ., коммент.: Е. С. Полищук//БТ. 2013. Сб. 45. С. 425-468.

http://pravenc.ru/text/2563592.html

Празднование 1000-летия Крещения Руси (1988) открыло более благоприятный этап советской религ. политики. 31 июля 1988 г. в Вильнюсе прошел собор СПЦ, избравший новый состав ВСС в ЛССР. После провозглашения независимости Л. 11 марта 1990 г. начался новый период в истории древлеправославия в этой стране. По закону, принятому в нояб. 1989 г., ДПЦ получила статус юридического лица. Конституция Литовской Республики (1993), законы о религ. общинах и сообществах (1995), о порядке восстановления права религ. общин на сохранившееся недвижимое имущество (1995) и др. законодательные акты урегулировали отношения между церковными структурами и гос-вом, позволили Церкви вернуть свое имущество. ДПЦ является одной из 9 официально признанных традиц. религ. орг-ций Л. Правительство ежегодно выделяет старообрядцам некоторую финансовую помощь. Несмотря на создание в 90-х гг. XX в. руководящих органов ДПЦ в России и Латвии, руководство ВСС в Л. до 1998 г. сохраняло статус международного центра. Важным событием было принятие 22 нояб. 1990 г. на общем заседании ВСС и духовной комиссии устава ДПЦ. В 1990 г. ВСС в Л. издавал ж. «Китеж-град» 1-3). При Вильнюсской, Каунасской, Клайпедской и др. общинах открыты воскресные религиозно-просветительские школы и кружки церковного пения. В 1990-1995 гг. было построено или открыто 8 старообрядческих храмов и храмовых помещений: в Радвилишкисе, Шилуте, Дукштасе, Утене, Зарасае, Шяуляе, Ужусаляе, Лаздияе. В 1996-2005 гг. в Л. открылся храм в Пабраде (Швянчёнский р-н), в 2002 г. возобновила деятельность ранее закрытая Кулинская община (Молетский р-н). В наст. время в Л. действует Высший совет ДПЦ, впервые избранный на соборе ДПЦ в Вильнюсе (февр. 2002) и объединяющий 59 старообрядческих общин Л. Согласно переписи 2001 г., в стране проживало более 27 тыс. староверов. По данным Высшего совета ДПЦ, в Л. живет 40-45 тыс. поморцев. Э. П. Р. Протестантизм в кон. XVIII - нач. XXI в. был представлен гл. обр. евангеликами-лютеранами (см. ст. Литовская евангелическо-лютеранская церковь ) и евангеликами-реформатами (кальвинистами).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В 1-й пол. XIII в. в результате агрессии Тевтонского (Немецкого) ордена католицизм утвердился на прусских землях. В 1525 г. орден был секуляризирован его магистром Альбрехтом фон Бранденбург-Ансбахом, конфессией новообразованного герц-ства Пруссия было провозглашено лютеранство (Пруссия стала 1-м лютеран. гос-вом). В XVII в. в Кёнигсберге появились общины православных и иудеев. XVIII-XIX века отмечены политикой веротерпимости прусских правителей (королей Фридриха II Великого, Фридриха Вильгельма II и др.; подробнее см. в ст. Германия ). В 1-й пол. XX в. крупнейшей конфессией на территории совр. К. о. было лютеранство. В 1947 г. советские власти зарегистрировали 12 религ. об-в герм. граждан бывш. Вост. Пруссии: 6 лютеранских, 5 католических и баптистское. В 1948 г. они были сняты с регистрации из-за депортации немцев. В последующие годы, несмотря на активную борьбу православных и представителей др. конфессий за легализацию, действовал запрет на регистрацию религиозных обществ. В 1967 г. офиц. статус получила калининградская община евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты ). В 1985 г. было принято решение о регистрации православной общины в Калининграде. К 1 янв. 2011 г. в К. о. было зарегистрировано 169 религ. орг-ций, действовали 83 незарегистрированные религ. группы. Основные конфессии и религ. орг-ции представлены следующим образом: РПЦ - 73 орг-ции, в т. ч. 3 мон-ря (составляют Калининградскую и Балтийскую епархию ), Римско-католическая Церковь - 24 орг-ции и 13 незарегистрированных групп, Евангелическо-лютеранская церковь - 15 орг-ций и 29 незарегистрированных групп, христиане веры евангельской ( пятидесятники ) - 14 орг-ций, адвентисты седьмого дня - 8 орг-ций, евангельские христиане-баптисты - 7 орг-ций и 7 незарегистрированных групп, Иеговы свидетели - 4 орг-ции и 11 незарегистрированных групп, Новоапостольская церковь - 2 орг-ции и 11 незарегистрированых групп, евангельские христиане - 6 орг-ций, христиане веры евангельской - 5 орг-ций, мусульмане - 2 орг-ции и 4 незарегистрированные группы, иудаисты - 3 орг-ции.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

И. В. Дынникова Законодательство в отношении религии Согласно принятой в 1988 г. конституции, браз. гос-во гарантирует всем проживающим в Б. лицам «свободу совести и верований… включая свободное отправление религ. культа… и защиту мест богослужения и совершения обрядов», если только религ. или философские убеждения не влекут отказа от гражданских обязанностей (ст. 5). Вооруженные силы обязаны предоставлять возможность альтернативной службы для тех, кому религ. убеждения не позволяют брать в руки оружие (ст. 143). Органы гос. власти не имеют права «учреждать религиозные культы или церкви, субсидировать их, вмешиваться в их деятельность или устанавливать с ними или их представителями отношения… за исключением сотрудничества ради общественных интересов» (ст. 19). В школах «религиозное образование является необязательным», но «предоставляется во временных рамках обычных школьных занятий» (ст. 210), религ. школы имеют доступ к общественным фондам (ст. 213). Гос-во признает церковный брак, если при его заключении не были нарушены законы страны (ст. 226). Лит.: Morris J. W. The History of the Brazil Mission//History of the Theological Seminary in Virginia and Its Historical Background: In 2 vol./Ed. W. Goodwin. Rochester (N. Y.), 1924; Бразилия. М., 1963; Lloyd Mecham J. Church and State in Latin America: (A History of Politico-Ecclesiastical relations). Chapel Hill, 1966; Славкин Л. Ю. Земля Святого Креста. М., 1970; Григулевич И. Церковь и олигархия в Латинской Америке, 1810-1959. М., 1981; Культура Бразилии. М., 1981; Bruneau T. C. The Church in Brazil: The Politics of Religion. Austin (Texas), 1982; Constituao: Republica Federativa do Brasil, 1988. Brasilia, 1988; Mainwaring S. Igreja Catolica e politica no Brasil, 1916-1985. San Paulo, 1989; Cook G. New Face of the Church in Latin America. N. Y., 1994; Андронова В. П. Евангелическая экспансия в Латинскую Америку: Очерки истории зап. протестантизма. М., 1995; Мосейкина М. Н. Отец Феодосий - архиепископ Сан-Паульский и всей Бразилии//Лат. Америка. 2000. 7. С. 69-74; Statistical abstract of Latin America. Los Angeles, 2000. Vol. 36; Anuario estadistico de America Latina y el Caribe/Naciones Unidos. Santiago (Chile), 2000; Catholic Almanac, 2002. Huntington (Indiana), 2001.

http://pravenc.ru/text/153311.html

Зарубежные источники сообщают о подпольных общинах и большем числе верующих, в т. ч. об исповедующих шаманизм, однако достоверная информация о них отсутствует. Православие В июле 2006 г. организован Корейский патриарший Троицкий приход Владивостокской и Приморской епархии Московского Патриархата. В 2004 г. была учреждена Корейская митрополия К-польского Патриархата с кафедрой в Сеуле, юрисдикция к-рой распространяется на всю территорию Корейского п-ова. Православных насчитывалось ок. 60 чел., в основном это представители иностранных дипломатических миссий. Римско-католическая Церковь В 1945 г. на территории буд. КНДР имелось 2 диоцеза - Хамхын и Пхеньян (епископства-суффраганы Сеульского архиеп-ства), а также монастырь Токвон. После провозглашения КНДР они были упразднены. Протестантские церкви, деноминации и секты Протестантские церкви, деноминации и секты, по данным World Encyclopedia of Christianity (Oxford, 2001), представлены общинами Методистской церкви (50 общин, 1 тыс. чел.), Пресвитерианской церкви Кореи (40 общин, 5 тыс. чел.), Церкви адвентистов седьмого дня (20 общин, 1 тыс. чел.). Из независимых церквей наиболее крупная - т. н. Движение домашних церквей (20 тыс. общин, 300 тыс. чел.). Новые религиозные движения Новые религиозные движения представлены корейскими синкретическими культами, в к-рых сочетаются элементы христианства, буддизма, конфуцианства, шаманизма. Крупнейшим об-вом является Чхондогё (свыше 3 млн последователей). Традиционные верования Традиционные верования представлены шаманизмом, анимизмом и культом предков. Религиозное законодательство В Конституции КНДР провозглашается свобода совести, свобода отправления религ. обрядов и строительства религ. зданий (ст. 68). В то же время свобода религ. деятельности жестко ограничивается интересами социалистического строя. Согласно ст. 68, не допускается использовать религию как средство для проникновения внешних сил и нарушения общественного и гос. порядка. Действующая конституция свидетельствует о принятой в КНДР в последнее время политике предоставления религ.

http://pravenc.ru/text/2057274.html

е. предоставлять ему достойное место в жизни в связи с задачей духовно-нравственного и религ. восхождения человека к Богу. В трактовке правосл. Б. можно выделить неск. основных аспектов. 1. Б. как основной религ. принцип отношения человека к Богу и спасительным действам Его Божественного Промысла. 2. Б. как путь следования Богооткровенной истине, открывающейся в конкретных предписаниях Православного Предания. 3. Б. как истинность исповедания догматов правосл. веры (правила веры) в строгом соответствии с апостольской и святоотеческой традициями и постановлениями Вселенских Соборов. 4. Б. как стиль жизни, построенной в соответствии с идеальными требованиями духовного совершенства, включающими заповеданную Евангелием любовь к ближним, благотворительность и патриотическую доблесть. 5. Б. как степень духовно-нравственной сформированности личности в ее восхождении к обожению. Структуру понятия Б. в том виде, в каком оно сформировалось в правосл. сознании, составляют, т. о., одновременно религ., мировоззренческий и этический компоненты. Традиции православного церковного Б. в России приобретают широкую популярность с самого начала распространения здесь христианства и входят в состав рус. религ. жизни. История рус. Б.- это прежде всего история рус. святости и рус. святых, начиная от святых равноапостольных вел. кнг. Ольги и вел. кн. Владимира Святославича Красного Солнышка и до прославленных в лике святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. новомучеников и исповедников Российских. Ревнители Б.- это носители правосл. святости: благоверные князья, страстотерпцы , святители , преподобные , юродивые Христа ради, праведные мужи и жены, благодатные старцы, новомученики и исповедники Российские. Тема правосл. Б. нашла отражение в памятниках церковной письменности Киевской и Московской Руси, в житиях и службах, посвященных рус. святым, в исторической и церковно-исторической лит-ре, в творениях церковных писателей, в записках и отзывах иностранцев, посещавших Россию и отмечавших феномен рус.

http://pravenc.ru/text/149337.html

боевиков-националистов. В апр.-мае 1945 г. по обвинению в активной предательской деятельности и пособничестве оккупантам были арестованы преемник Шептицкого митр. Иосиф Слипый и ряд епископов и клириков УГКЦ. В то же время власть приняла решение поддержать существовавшее в униатской среде движение за воссоединение с правосл. Церковью. При гос. поддержке 28 мая 1945 г. во Львове образовалась инициативная группа по воссоединению греко-католич. Церкви с Православием, к-рую возглавил настоятель львовского Преображенского собора свящ. Гавриил Костельник , а в числе первых членов группы оказались священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник (впосл. после принятия монашества были хиротонисаны во епископы) и проф. С. Хруцкий. Группа призвала греко-католич. духовенство Зап. Украины поддержать их инициативу, определив в качестве своей конечной цели созыв церковного Собора для присоединения униатов к правосл. Церкви, к-рое состоялось уже после окончания ВОВ на Львовском Соборе 1946 г. В отношении ряда др. религ. объединений политика гос-ва в годы войны оставалась неизменно жесткой. Прежде всего это касалось «антигосударственных, антисоветских и изуверских сект», к числу к-рых были отнесены духоборцы , молокане , методисты , адвентисты , пятидесятники , Иеговы свидетели , хлысты , скопцы и др. Власть считала их не столько религ., сколько политическими орг-циями, контроль за их деятельностью возлагался не на Совет по делам религ. культов, а на НКГБ. Ист.: Правда о религии в России. М., 1942; РПЦ и Великая Отечественная война: Сб. церк. док. М., 1943; Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947; Николай (Ярушевич), митр. Слова, речи, послания. М., 1947-1957. 4 т.; И. В. Сталин: «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства»/Публ. док. М. И. Одинцова//Диспут. 1992. 3. С. 142-158; Униаты и сов. власть: встреча в Москве. Дек. 1944 г./Публ. док. М. И. Одинцова//Там же. 1994. 3. С. 56-71; Религ. организации в СССР накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938-1943 гг.)/Публ.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

название; 2573 чел.) и Холистический союз (Holistisk Forbund; основан в 2002; 861 чел.). Экуменические и межденоминационные организации В 2006 г. в результате слияния Совета свободных церквей Норвегии (Norges Frikirkeråd; основан в 1902 как Норвежский диссидентский тинг, Norsk Dissenterting) и Христианского совета Норвегии (Norges Kristne Råd; основан в 1992) создан Новый христианский совет, в 2007 г. вновь получивший название «Христианский совет Норвегии». Он объединяет основные христ. церкви и религ. общины страны, в т. ч. НЦ, Римско-католическую Церковь, англикан. Церковь, Православную Церковь в Норвегии - приход св. Николая, греч. правосл. приход в честь Благовещения Пресв. Богородицы (К-польская Православная Церковь), Сербскую Православную Церковь, Норвежский баптистский союз, Методистскую церковь и др. Всего в Христианском совете Норвегии состоят 22 христ. орг-ции, 7 орг-ций имеют статус наблюдателя (2018). В 1996 г. основан Совет по сотрудничеству религиозных и мировоззренческих общин (Samarbeidsredem for tros- og livssynssamfunn), к-рый объединяет 15 религ. и мировоззренческих орг-ций (христианские, мусульманские, буддистские, индуистские, гуманистические и т. д.). Основными задачами Совета являются достижение равноправия, взаимного уважения и понимания, углубление сотрудничества между религ. и мировоззренческими общинами страны и защита их прав в обществе и гос-ве. Религиозное законодательство Конституция Н. провозглашает свободу вероисповедания (§ 16). Каждый человек, постоянно или временно проживающий на территории Н., имеет право открыто исповедовать свои религ. убеждения. «Норвежская церковь, евангелическо-лютеранская церковь, остается народной церковью Н. и как таковая поддерживается государством. Все религиозные и мировоззренческие общины должны поддерживаться на равной основе» (§ 16). В § 2 Конституции Н. сказано, что «основополагающей ценностью остается наше христианское и гуманистическое наследие». До 2012 г. НЦ являлась гос. церковью (statskirken), а король Н.- ее главой.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010