(см. Адиафора ), споры в протестантизме XVI-XVII вв. по вопросам религиозно-нравственной оценки ряда действий человека или жизненных явлений. Понятием «адиафора» воспользовался Ф. Меланхтон . На основании Аугсбургского интерима 1548 г. император стремился обеспечить возврат протестантов к католич. Церкви. Это временное соглашение должно было регулировать религ. отношения на территории Римско-Германской империи до принятия окончательных решений Тридентским Собором . Согласно ему, допускалось Причащение под обоими видами для мирян и сохранение брака женатых священников, однако церковное устройство и католич. ритуал должны были быть повсеместно восстановлены. В Юж. Германии, где интерим проводился в жизнь под нажимом имп. власти, многие протестант. проповедники, не согласные с новым порядком, лишились должностей, часть из них отправилась в Магдебург, ставший центром сопротивления интериму. Герц. Мориц Саксонский , получивший за свою поддержку императора достоинство курфюрста и ставший владетелем Виттенберга, ввел в 1548 г. в своих землях разработанный при содействии Ф. Меланхтона Лейпцигский интерим. В этих условиях Меланхтон развил идеи о сохранении главных протестант. тезисов об оправдании перед Богом только верой, но в то же время о согласии с тем, что внешняя сторона культа, включая порядок богослужения и посты, будет осуществляться на католич. лад. Составители интерима объявляли, что не только определенные богослужебные формы и обряды, но и сами таинства Миропомазания, Елеосвящения, а также почитание святых представляют собой «внешние» по отношению к вере явления, относительно к-рых возможен компромисс с католиками. Меланхтон охарактеризовал их греч. термином «адиафора». Строгие лютеране под руководством Николая Амсдорфа и Матиаса Флация повели из Магдебурга атаку на интерим, утверждая, что в делах исповедания нет и не может быть ничего нравственно безразличного. На стороне Меланхтона выступили виттенбергские теологи И. Бугенхаген , Г. Майор и П. Эбер , а также лейпцигский теолог И. Пфеффингер и др. Спор продолжался и после Аугсбургского мира 1555 г., уравнявшего в правовом отношении в Германии католиков и протестантов. А. с. закончились фактической победой ортодоксального лютеранства.

http://pravenc.ru/text/63544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Протестантское богословие (см. также " Протестантизм " ) ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин (1783 - 1872), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики ДАМБРОВСКИЙ Самуэль (ок. 1577 - 1625), польск. теолог, лютеран. проповедник, суперинтендант Вел. Польши, суперинтендант церквей аугсбургского исповедания Великого княжества Литовского ДИППЕЛЬ Иоганн Конрад (псевд. Кристиан Демокрит) (1673-1734), нем. протестант. теолог, сторонник движения пиетизма ДРУЗИЙ [наст. имя Йоханнес ван ден Дриссе] (1550 - 1616), голл. кальвинист. (реформатский) богослов, ориенталист, гебраист и экзегет ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики КЕНОСИС обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира КЕРИГМА в либеральной теологии ХХ в. раннехрист. устная проповедь об Иисусе Христе как о Мессии и Спасителе, предшествовавшая созданию первых письменных текстов, вошедших в канон НЗ ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539) ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ направление в протестант. богословии кон. XIX-XX в., в основе к-рого лежат антропоцентризм, главенство непосредственного религ. опыта, отказ от необходимой связи богословия с догматическими определениями и жизнью Церкви ЛИЛИЕНФЕЛЬД Фэри фон [урожд. баронесса фон Розенберг Вера Георгиевна] (1917 - 2009), славист, протестантский богослов, проф. истории и богословия Восточных Церквей ун-та Эрлангена, автор научных трудов по истории Православия, пастор лютеран. церкви ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства НИБУР Карл Пауль Рейнхольд (1892-1971), амер. протестант. теолог, проповедник, профессор, политический деятель, публицист Мартин Фридрих Густав Эмиль (1892-1984), религ. и общественный деятель, «личный узник Гитлера», президент ВСЦ (1961-1968)

http://pravenc.ru/rubrics/122518_2.html

В ходе Аугсбургского рейхстага (1530) лютеранами было оглашено составленное Меланхтоном Аугсбургское исповедание ; Цвингли также составил исповедание веры цюрихской протестант. общины. Желая подчеркнуть собственную религиозную независимость и вместе с тем обозначить возможность компромисса между религиозными взглядами Лютера и Цвингли, К. и др. страсбургские реформаторы, в т. ч. Буцер, Якоб Штурм (1489-1553), Матис Пфаррер (1489-1568), составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. К. и др. страсбургские проповедники намеревались представить документ на рейхстаге, однако его в отличие от Аугсбургского исповедания власти даже не позволили прочесть. От Аугсбургского исповедания документ отличается гл. обр. учением о Евхаристии, формулируя к-рое К. и Буцер занимали промежуточную позицию между Лютером и Цвингли: они говорили как о присутствии в Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, так и о том, что евхаристические Хлеб и Вино не меняют своей сущности; настаивали на духовной, а не телесной природе причащения. В 30-х гг. К. фактически передал руководство общиной Страсбурга Буцеру и почти отошел от дел. Вместе с тем он поддерживал переписку со мн. деятелями Реформации и принимал участие в различных межпротестант. совещаниях и переговорах. Так, К. присутствовал на собрании в Берне местных проповедников (9-14 янв. 1532), где способствовал восстановлению мира между протестант. проповедниками и городским советом (подробнее см.: Strasser. 1928). В 1533 г. городской совет Страсбурга разрешил провести общее собрание проповедников; в ходе собрания К. принимал участие в обсуждении исповедания веры и церковного устава протестант. общины Страсбурга ( Baum. 1860. S. 492). Как эксперт по проведению церковного реформирования, К. в 1535 г. давал консультации протестант. общине и городским властям Франкфурта-на-Майне; в 1537 г. он дал управлявшему княжеством Пфальц-Цвайбрюккен герц. Рупрехту советы относительно его обязанностей при осуществлении религ. реформ. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча К., Буцера, Генриха Буллингера (1504-1575), Освальда Микония (1488-1552) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием Первого Гельветического исповедания, засвидетельствовавшего единство в вере протестант. общин ряда городов Германии и Швейцарии, в т. ч. Цюриха, Берна, Базеля и Страсбурга.

http://pravenc.ru/text/1470323.html

Отречение Карла V от имп. титула (1556) привело к распаду «империи Габсбургов» и к обособлению 2 ветвей дома Г.- испан. и австр. Испания вместе с Нидерландами, Франш-Конте и землями в Италии отошла Филиппу II (1556-1598), а имп. титул с родовыми австр. землями получил Фердинанд (король Венгрии и Чехии с 1526, император с 1556 по 1564). Почти до конца Тридцатилетней войны (1618-1648) испан. ветвь оказывала серьезное давление на политику Вены, в т. ч. в религ. вопросе, в к-ром испан. Г. занимали жесткую прокатолич. позицию. В испан. владениях одним из главных орудий внутренней политики короля стала инквизиция . Испан. ветвь Г. правила до 1700 г. Религ. политика Г. в наследственных владениях и инкорпорированных королевствах (Австрия, Испания, Нидерланды, Чехия, Венгрия) в XVI в. в целом повторяла политику в Германии. В Австрии и Венгрии протестантизм получил широкое распространение, особенно среди дворянства и бюргерства. Усиливавшаяся сословная оппозиция растущим притязаниям Г. сливалась с религ. протестом. Несмотря на условия Аугсбургского религ. мира, Г. из-за постоянной тур. угрозы не могли активно поддерживать католицизм до кон. XVI в. Параллельно шло распространение протестант. идей среди католич. клира. Фердинанд I пытался проводить мероприятия, направленные на реформирование католицизма и вытеснение лютеранства. Он пригласил в Вену известных католич. богословов, среди к-рых был П. Канизий . С нач. 50-х гг. иезуитам было доверено преподавание теологии в Венском ун-те. В правление имп. Максимилиана II (1564-1576) положение католич. Церкви ухудшилось. В юности эрцгерцог был заподозрен в симпатиях к лютеранству. Чуждый догматической жесткости, Максимилиан верил в «божественное равноправие вероисповеданий». В придворном имп. совете заседали протестанты. В 1568 г. Максимилиан II разрешил дворянам Н. Австрии следовать Аугсбургскому исповеданию (разрешение подтверждено в 1571). Это затрагивало и др. слои населения, т. к. лютеран. богослужения в замках и владениях дворян могли посещать крестьяне и жители окрестных городов, что способствовало дальнейшему распространению протестантизма.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Стараниями К. на все пустовавшие приходы в диоцезе были поставлены священники. В соответствии с решениями Тридентского Собора о повышении образовательного уровня священников в 1583 г. К. предложил императору открыть в Вене католич. семинарию. В февр. 1585 г. был назначен членом Имперского надворного совета. В апр. 1588 г. получил должность проповедника при имп. дворе, в окт. того же года отказался занять кафедру небольшого, но важного еп-ства Винер-Нойштадт и стал его администратором. Проводил политику рекатолизации на землях еп-ства. Ему удалось выплатить все задолженности еп-ства; были отреставрированы епископский дворец и здание диоцезального управления. В 1590 г. имп. Рудольф II назначил К. генеральным реформатором (Generalreformator) для проведения церковных преобразований в Н. Австрии. После смерти Венского еп. И. К. Нойбёка (1594) К. фактически управлял еп-ством. 20 февр. 1598 г. император назначил его епископом Вены (К. сохр. за собой также должность администратора еп-ства Винер-Нойштадт). Однако он принял дела в еп-стве только 29 янв. 1602 г., и лишь 13 июля 1613 г. папа Римский Павел V утвердил назначение К. 30 марта 1614 г. в Кремсмюнстере папский нунций Плачидо де Марра, еп. Мельфи и Раполлы, совершил епископскую хиротонию К. Кард. М. Клесль. Гравюра из ж. «Theatrum europaeum». 1662 г. Мастер М. Мериан Старший Кард. М. Клесль. Гравюра из ж. «Theatrum europaeum». 1662 г. Мастер М. Мериан Старший К кон. XVI в. более 80% населения австр. владений Габсбургов исповедовало протестантизм. Его распространению способствовала толерантная религ. политика имп. Максимилиана II, утвердившего в Австрии положения Аугсбургского религиозного мира . Имп. Рудольф II значительно ограничил его действие, что было расценено австр. протестантами, в первую очередь дворянами, как нарушение их сословных прав и свобод, угрожавшее их самостоятельности в своих владениях и в органах местного управления (ландтагах). В церковной и гос. политике К. был сторонником «гибкой» линии компромиссов, постепенных действий, к-рую сам характеризовал как gradium (шаг за шагом).

http://pravenc.ru/text/1841319.html

В XVI-XVII вв. Реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями (наиболее крупное в В. Австрии в 1626), и рост тур. угрозы на вост. границах стали серьезным испытанием для австр. гос-ва. Тем не менее твердая прокатолич. политика Габсбургов позволила им укрепить свое положение. С 1526 г. к герц. Фердинанду I (1526-1562, имп. 1556-1564) переходят короны Чехии и Венгрии. Постоянная угроза со стороны Османской империи (в 1529 турки осадили Вену, в 1532 - крепость Гюнс (венг. Кёсег) близ штирийской границы, но были отбиты) способствовала централизации гос-ва. Династия Габсбургов в XVI в. стала щитом для проникновения ислама в регион, защитницей христианства - это проявилось прежде всего в поддержке католич. традиции против различных инноваций. Реформация в А. достигла крупных успехов: в сер. XVI в. более половины населения страны были протестантами, в нек-рых областях они составляли до 80%. Папа Пий IV , уступая реформационным требованиям, допустил к чаше Причастия мирян в архиеп-стве Грац, однако папа Пий V запретил это. Имп. Фердинанд I поддерживал католицизм инспекцией мон-рей и приходов, влиянием на решения Тридентского Собора (1545-1563). В австр. провинциях иезуиты были значительным фактором в защите католич. веры. При покровительстве Фердинанда св. Игнатий Лойола основал коллегию иезуитов в Вене. Первый нем. член ордена св. Петр Канизий возглавил 2 кафедры на теологическом фак-те и организовал гимназий с семинарией при нем. Сын Фердинанда имп. Максимилиан II (1564-1576), имевший воспитателем протестанта, впосл. разрешил князьям в своих замках и городах следовать принципу Аугсбургского религ. мира - «чья власть, того и вера». В 1570 г. в провинции Тироль правитель Якоб Пагрсбах разрешил желающим исповедовать протестантизм. Тем не менее реформационное движение в А. носило компромиссный характер. Протестанты не порывали окончательно с католич. Церковью, хотя и проводили секуляризацию церковного имущества, признавали право духовенства на вступление в брак, церковное богослужение на родном языке. Еп. Вены Мельхиор Клесль возглавил движение контрреформации в А., к-рое было полностью поддержано Габсбургами, и прежде всего имп. Рудольфом II (1576-1612). К сер. XVII в. А. вновь становится в основном католич. страной.

http://pravenc.ru/text/63028.html

чего объединение европ. протестантов осталось лишь частичным. Хотя М. считал успех переговоров значительным достижением, в идейном отношении он не воспринимал Виттенбергское соглашение как выражение собственных взглядов на Евхаристию и поддерживал его исключительно ради церковного мира. Объединение протестантов в рамках Шмалькальденского союза позволяло им вырабатывать совместные ответы на внешние вызовы как политического, так и религ. характера. Узнав о намерении папы Римского Павла III (1534-1549) созвать вселенский Собор католич. Церкви, лидеры Шмалькальденского союза обратились к лютеранским теологам с просьбой составить документ, в котором излагалось бы, в каких вопросах возможен компромисс между католиками и протестантами, а по каким вопросам уступки недопустимы. Этот документ, впосл. получивший известность как Шмалькальденские артикулы , был написан Лютером; М. принимал участие в работе над ним лишь как консультант. Во время собрания членов Шмалькальденского союза, к-рое проходило в Шмалькальдене с 10 февр. по 6 марта 1537 г., участники заседаний не стали рассматривать артикулы, т. к. созыв вселенского Собора не состоялся. Артикулы были лишь в частном порядке подписаны теми теологами, к-рые пожелали это сделать. М. был в числе подписавших артикулы, однако он присоединил к своей подписи оговорку относительно института папства. В ней М. отмечал, что «по человеческому праву» можно уступить папе Римскому главенство в Церкви, если он не будет препятствовать проповеди Евангелия. По поручению членов союза М. написал в Шмалькальдене трактат «О власти и первенстве папы» (De potestate et primatu papae tractatus; текст см.: BSLK. S. 469-498; рус. перевод: Книга согласия. С. 400-418). В этом сочинении М. опровергал аргументы, приводившиеся католиками в защиту учения о божественном происхождении папской власти, а также рассматривал многочисленные злоупотребления, связанные с институтом папства. М. заявлял, что власть папы Римского - это власть антихриста, угнетающего Церковь и преследующего проповедников истинного Евангелия. Отличие этих резких суждений от мнения, выраженного М. в подписи под Шмалькальденскими артикулами, вероятно, объясняется тем, что в 1-м случае М. говорил о папстве как о человеческом установлении и желал указать на возможность достижения компромисса по этому вопросу на планировавшемся вселенском Соборе, тогда как во 2-м случае он выражал общую позицию членов Шмалькальденского союза. На заседаниях в Шмалькальдене была подтверждена верность всех участников союза Аугсбургскому исповеданию; князья, делегаты и теологи подписали его вместе с присоединенными к нему «Апологией...» и трактатом М. «О власти и первенстве папы» (см.: BSLK. S. 497-498). Т. о., официальным вероисповеданием Шмалькальденского союза стали составленное М. Аугсбургское исповедание и примыкающие к нему документы, а не гораздо более резкие по тону и бескомпромиссные по содержанию Шмалькальденские артикулы Лютера.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Недовольство политикой К. проявилось как в сопротивлении интериму отдельных городов (напр., в Магдебурге документ был введен в действие только после осады в 1550-1551), так и в создании тайного альянса протестант. князей (Кёнигсбергский союз, 1550) во главе с курфюрстом Морицем Саксонским, к-рому удалось заручиться поддержкой Франции (соглашение в Шамборе, янв. 1552), и, наконец, в открытом выступлении мятежников весной 1552 г. (т. н. 2-я Шмалькальденская война). Князья, требовавшие восстановления былых «свобод и вольностей» и избавления императора от «испанских прислужников», неожиданно напали на К., ему пришлось бежать из резиденции в Инсбруке в г. Филлах в Каринтии, а французы по соглашению с Морицем Саксонским оккупировали Лотарингию. Осада имп. войсками Меца (окт.-дек. 1552) закончилась провалом. К. удалился в Брюссель. После переговоров, к-рые в отсутствие К. вел кор. Фердинанд I, в Пассау был заключен мир (1552): отменялось действие Аугсбургского интерима, признавалось право исповедания лютеранства (до окончательного решения вопроса о религии на рейхстаге), освобождались находившиеся в плену Филипп Гессенский и Иоганн Фридрих Саксонский. Политика Фердинанда, стремившегося к умиротворению князей даже путем признания за подданными императора равных прав на лютеран. и католич. вероисповедание, все больше дистанцировалась от курса К. Условия Пассауского договора легли в основу Аугсбургского религиозного мира (25 сент. 1555), согласно которому католичество и лютеранство признавались 2 офиц. вероисповеданиями в империи; религ. принадлежность жителей того или иного княжества определялась волей князя (лат. jus reformandi, позднее сформулированный как принцип «cuius regio, eius religio» - «чья власть, того и вера»). Подданные, чье вероисповедание не совпадало с вероисповеданием князя, должны были покинуть пределы княжества (jus emigrandi), предварительно распродав свое имущество. К. не принимал участия в работе Аугсбургского рейхстага; по его окончании от императора было получено известие о намерении добровольно отречься от престола. Войны с Францией

http://pravenc.ru/text/1681065.html

В период ранней Реформации (до 1577) лютеран. богословие не было однородным. Возникало множество специфических учений, сомнительных для лютеран, к-рые впосл. были признаны ересями (антиномизм, адиафоризм, гнезио-лютеранство , майоризм, синергизм, крипто-кальвинизм и др.). В 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеран. вероисповедание «Формула согласия» . По настоянию сакс. курфюрста ее должны были подписать все духовные лица, преподаватели, церковные служащие. В 1580 г. «Формула согласия» была включена в «Книгу согласия», куда вошли также Апостольский, Никейский и Афанасиев Символы веры, работы Лютера (Катехизисы (большой и малый), «О власти и первенстве папы»), Аугсбургское исповедание веры и его Аугсбургского исповедания апология , Шмалькальденские артикулы , «Статьи о визитации» и «Перечень свидетельств», 86 имперских чинов и ок. 8,5 тыс. представителей лютеран. духовенства подписали новую догматическую основу лютеранства, сделав ее нормативом для 2/3 нем. протестантов. Одновременно это укрепило политические позиции курфюршества Саксонского. Ведущим центром кальвинизма стал ун-т Гейдельберга в курфюршестве Пфальц. В 1563 г. здесь по заказу курфюрста Фридриха III Благочестивого К. Олевиан и З. Урсин составили Гейдельбергский катехизис . Обстановка межконфессиональной напряженности привела к повышению в Г. роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами и гаранта Аугсбургского религ. мира 1555 г. Императоры Фердинанд I (1556-1564) и его сын Максимилиан II (1564-1576), не утратившие надежды на воссоединение Церквей, проводили политику терпимости и компромисса с умеренными князьями-лютеранами. Они стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религ. почве. Эта позиция подкреплялась постоянной необходимостью общеимперских денежных сборов в связи с тур. угрозой. Имп. двор не был закрыт для протестант. дворянства. Максимилиан II шел на уступки, разрешая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Боясь распространения военных действий на территорию империи, он запретил и католикам, и протестантам вербовать нем. солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах во Франции .

http://pravenc.ru/text/529064.html

присутствовал на торжественном оглашении Аугсбургского исповедания в присутствии имп. Карла V и высших сановников Свящ. Римской империи. Дальнейший ход событий в Аугсбурге убедил Й. в том, что император безоговорочно поддерживает католиков и лишь стойкость и твердость протестант. князей не дают ему начать решительную борьбу с протестантизмом (Ibid. P. 64-66). Размышляя сразу после завершения сейма о возможности достижения согласия с католиками, Й. составил «Суждение об условиях заключения мира» (Judicium de codicionibus pacis faciendae//CR. Vol. 2. Col. 368-371). В нем Й. выделял 7 пунктов, принятие к-рых католиками он считал обязательным; в целом они повторяют содержание Аугсбургского исповедания ( Delius. 1952. S. 66). Впосл. Й. достаточно скептически относился к различным переговорам с католиками. Он не присутствовал на проводившихся по инициативе светских властей в 1540-1541 гг. соборах в Агно, Вормсе и Регенсбурге, но знал о происходивших там событиях из писем Меланхтона и Круцигера; в письмах друзьям он с горечью говорил по этому поводу, что «во всем царстве папы нет ничего здравого» (JJBW. Bd. 1. S. 426; ср.: Lehmann. 1963. P. 71-72). Начиная с 1528 г. Й. неоднократно принимал участие в визитациях - поездках по различным нем. городам, к-рые осуществлялись по поручению покровительствовавших протестантам саксон. курфюрстов и др. светских правителей. Целями поездок были проверка состояния религ. жизни и подготовка предложений по ее реформированию в соответствии с «евангельским учением». Во время визитаций проводились собеседования с пасторами и выяснялись их религ. взгляды; обычно виттенбергские проповедники также требовали от них подписать Аугсбургское исповедание. В 1528 г. Й. посетил Торгау, Айленбург, Кольдиц и др. города Саксонии (см.: Delius. 1952. S. 74); в 1536 г. он неск. месяцев проповедовал и организовывал церковную жизнь в Наумбурге (см.: Lehmann. 1963. P. 77-78). В 1539 г. Й. с др. проповедниками посетил 14 городов, относившихся к еп-ству Майсен, к-рое после смерти противника реформации Георга Бородатого, герц.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010