Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОРВЕЖСКАЯ ЦЕРКОВЬ Кафедральный собор в Осло. 1697 г. Архит. Й. Виггерс (?). Фото: VisitOSLO/Didrick Stenersen Кафедральный собор в Осло. 1697 г. Архит. Й. Виггерс (?). Фото: VisitOSLO/Didrick Stenersen [Норвеж. Den Norske Kirke (букмол), Den Norske Kyrkja (нюнорск)], евангелическо-лютеранская церковь, крупнейшая религ. орг-ция в Норвегии, охватывающая 70,6% населения страны (3 740 920 чел.; кон. 2017). Основана в результате проведенной в 1536-1537 гг. кор. Кристианом III Реформации в Датско-Норвежском королевстве. Название «Норвежская церковь» в отношении евангелическо-лютеран. церкви в Норвегии впервые было официально употреблено в 1859 г. (историю НЦ см. в ст. Норвегия ). Офиц. сайт: http://kirken.no/. Членами НЦ становятся посредством таинства крещения. НЦ признаёт крещение, совершённое в др. христ. Церквах. Ок. 55% новорожденных в Норвегии крестят в НЦ (2016). В 2017 г. было проведено 30 268 обрядов крещения. Чтобы стать членом НЦ, необходимо постоянно проживать в Норвегии или иметь норвеж. гражданство. Члены НЦ регистрируются в приходских церковных книгах, они не могут одновременно состоять в др. религ. организациях. Для выхода из состава НЦ необходимо написать заявление. Вероучение НЦ относится к лютеран. церквам (см. Лютеранство ), ее вероучение основано на Библии и 5 писаниях: Апостольском Символе веры , Никео-Константинопольском Символе веры , Афанасиевом Символе веры , Аугсбургском исповедании , «Малом катехизисе» М. Лютера. Библия обладает наивысшим авторитетом, проч. писания считаются исповедальными постольку, поскольку основаны на Библии. ВЗ состоит из 39 канонических книг (НЦ считает 7 девтероканонических книг апокрифами), НЗ - из 27 книг. Церковно-административное устройство НЦ - епископально-синодальная церковь, состоит из 11 территориальных еп-ств (bispedømme): Осло, Борг (кафедра - Фредрикстад), Хамар, Тунсберг (кафедра - Тёнсберг), Агдер и Телемарк (кафедра - Кристиансанн), Ставангер, Бьёргвин (кафедра - Берген), Мёре (кафедра - Молде), Нидарос (кафедра - Нидаросский собор в Тронхейме), Сёр-Холугаланн (кафедра - Будё), Нур-Холугаланн (кафедра - Тромсё),- разделенных на 101 пробство (prosti). По данным на 2017 г., в НЦ 1204 территориальных прихода (sokn, sogn) и 10 общин (menighet), не связанных с к.-л. территориальным приходом (7 общин глухонемых при еп-стве Осло, городская община Саннес в еп-стве Ставангер, южносаамская община в еп-стве Нидарос, община на Шпицбергене в еп-стве Нур-Холугаланн). Действуют ок. 1,6 тыс. церквей, ежегодно проводится ок. 64 тыс. богослужений, среднее число участвующих в богослужении верующих - 95 чел. (2015).

http://pravenc.ru/text/2577959.html

В 1522 г. в обращении «ко всем христианам» он писал: «Я прошу, чтобы люди молчали о моем имени и называли себя не лютеранами, а христианами (nit lutherisch, sondern Christen). Кто такой Лютер? Я ведь не учу ничему от себя самого... Отбросим же все партийные имена и станем называться христианами по имени Того, Чьему учению мы следуем» ( Luther M. WA. Bd. 8. S. 685). Руководствуясь такими взглядами, в 1-й пол. XVI в. члены лютеранских общин предпочитали именовать себя «христианами», «евангельскими христианами», «Церковью Христовой», «апостольской Церковью» и т. п. Однако с сер. XVI в. наименование «лютеране» стало употребляться как самообозначение представителями протестантских общин, стремившихся подчеркнуть свою верность учению Лютера в конфессиональной полемике с кальвинистами, анабаптистами и представителями иных неортодоксальных и радикальных групп внутри реформационного движения. В кон. XVI в. появились первые протестантские церкви, официально именовавшие себя лютеранскими; в это же время теологи Виттенбергского ун-та стали называть «лютеранским» сформулированные Лютером на основе Свящ. Писания и развитые его последователями вероисповедание и богословское учение. В XVII-XX вв. слово «лютеранство» неоднократно использовалось в контексте конфессиональной полемики протестант. церковными общинами и теологами, подчеркивавшими свою верность религ. взглядам Лютера. В наст. время использование прилагательного «лютеранская» в офиц. именовании протестантских церквей является стандартной практикой, однако его присутствие в названии не обязательно; лютеранскими с т. зр. вероисповедания могут быть протестантские церкви, формально не называющиеся таковыми, напр. Церковь Швеции, Церковь Датского Народа, Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания Австрии и т. п. Проблема конфессиональной идентичности, предполагающая решение вопроса о том, какие именно протестант. церкви и на каком основании следует считать лютеранскими, тесно связана с историей возникновения, распространения и развития Л.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

В нач. 90-х гг. XX в. началась регистрация лютеран. общин и приходов в М. о. В наст. время действует зарегистрированная в 2003 г. коломенская община Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР, входит в Союз евангелическо-лютеранских церквей; см. ст. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии ). Община относится к Центральному пробству ЕЛЦЕР. Активной на территории региона является Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ), имеющая 2 зарегистрированных прихода: равноап. Константина (в Дубне, действует с 2008) и ап. Павла (в Павловском Посаде, действует с 2010). В 2016 г. ЕЛЦАИ начала осуществлять проект по созданию коммунитета (лютеранского монастыря) с хосписом и пансионатом для престарелых в дер. Бразуново Павлово-Посадского р-на. Армия спасения В 2003 г. в Ногинске была зарегистрирована община Армии спасения . К июлю 2017 г. община находилась в процессе ликвидации. Методисты Первая община методистов , зарегистрированная в М. о. в 1992 г.,- церковь «Еммануил» в Мытищах. Она вошла в состав получившей регистрацию в 1993 г. «Российской объединенной методистской церкви» (РОМЦ). Церковь «Еммануил» 1-й в регионе открыла молитвенный дом, в к-ром собиралась также «Московская северная методистская община». Под эгидой РОМЦ в 1995 г. открылись церковь «Благодарение» в Лыткарине, в следующем году - церковь «Святая Троица» в Долгопрудном, в 1998 г.- община «Живой свет» в Ногинске, в 1999 г.- церковь в Раменском, в 2000 г.- церковь в Химках, в 2002 г.- еще 2 церкви в Мытищах. В М. о. представлена и др. юрисдикция методистов - основанное в 1995 г. «Российское межрегиональное методистское собрание», переименованное в 1999 г. в «Методистское собрание в России». Его глава - корейск. пастор Ю Чжин Ель в 1999 г. перерегистрировал свой религ. центр, находившийся ранее в Москве, по адресу новопостроенного молитвенного дома методистов в Щёлково. К этой юрисдикции относится учрежденная в 1995 г. церковь в пос. Поварово Солнечногорского р-на, которую возглавляет пастор Цой Хва Сун. Щёлковская община получила регистрацию в 1996 г. Там же в 2000 г. была зарегистрирована богословская семинария корейских методистов (снята с регистрации в 2009). В 2001 г. пастор Цой Хва Сун зарегистрировал методистскую общину в Сергиевом Посаде. В 2014 г. главой «Методистского собрания в России» стала пастор С. Б. Тен.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

После поражения турок под Веной в 1683 г. и присоединения территории Венгрии и Трансильвании для А. началось т. н. великое столетие, эпоха наивысшего расцвета империи Габсбургов, тесно связанная с распространением идеологии «просвещенного абсолютизма» в А. С этого времени и до распада империи в 1918 г. под скипетром одной правящей династии оказывается конгломерат разнородных земель и этносов юж. части Центр. Европы, в к-ром германоязычные австрийцы составляли уже меньшинство. В политике австр. государей XVIII в. проявилась тенденция к освобождению от влияния Церкви. Несмотря на религиозность императрицы Марии Терезии (1740-1780), влияние иезуитов в стране постепенно снижалось, чему способствовало и негативное воздействие инквизиции на общественную жизнь. Орден был отстранен от управления учебными заведениями, а в 1772 г. на территории империи распущен. В XVIII в. активно развивалась система светского гос. образования, средних городских и сельских школ. Имп. Иосиф II стремился усилить свою власть, добиваясь независимости Австрийской Церкви от Рима и утверждая влияние светской власти на Церковь. Им была проведена секуляризация церковных земель, общины монашеских орденов были переподчинены местным епископам, многие мон-ри были закрыты. В рамках адм. реформы в империи Иосиф устанавливал новые границы еп-ств, контролировал отношения австр. епископов с Римом. В 1781 г. он выпустил Акт о веротерпимости, который уравнял в правах католиков и представителей др. вероисповеданий. В целом, однако, реформаторская и антирим. политика Иосифа II не была успешной. Несмотря на ряд поражений от Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв., империя Габсбургов сохранила политическое единство, потеряв, однако, для своих правителей титул римско-герм. императоров. В XIX в. в А. активно развивается движение за либерализацию общественной жизни, господствующее положение католич. Церкви вызывает протесты как на слав. окраинах империи, так и в среде образованной элиты. Свобода вероисповеданий становится одной из целей революции 1848 г. В 1855 г. был заключен Конкордат с Римской курией, по к-рому система образования в А. вновь переходила в ведение католич. Церкви. Конституция 1861 г. провозгласила религ. свободу: на территории империи были признаны аугсбургское и швейцар. исповедания, позднее объединившиеся в Евангелическо-реформатскую Церковь.

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

Депутаты-католики, прибывшие на Регенсбургский рейхстаг (1532), принуждали императора самостоятельно созвать Собор, если папа Римский не сделает этого (Ibid. P. LXXIII). Однако Карлу V, заинтересованному в поддержке нем. князей для борьбы с турками, пришлось гарантировать тем правителям, кто приняли Аугсбургское исповедание, что в гос-ве сохранится сложившееся к этому времени положение, а вопросы о религ. принадлежности правителей и их подданных будут рассматриваться только Собором (Нюрнбергский религиозный мир, 23 июля 1532). Тридентский Собор (1545-1563) был созван следующим папой, Павлом III (1534-1549). Папа Римский Климент VII с процессией. Миниатюра из миссала. Ок. 1523 г. Худож. В. Раймонди (NY. Morgan. M. 1134) Папа Римский Климент VII с процессией. Миниатюра из миссала. Ок. 1523 г. Худож. В. Раймонди (NY. Morgan. M. 1134) На время понтификата К. приходится утверждение Реформации в Скандинавских странах. В 1523 г. начался конфликт со швед. кор. Густавом I Вазой (1523-1560), который без согласия папы назначил на архиепископскую кафедру Уппсалы Иоанна Магнуса (Юхана Монссона). К. счел незаконным смещение предыдущего архиеп. Уппсалы Густава Тролле (он был обвинен в гос. измене) и отказался утвердить назначение Иоанна Магнуса. Король, сначала относившийся негативно к распространявшемуся в стране лютеран. учению (в 1523 он издал указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера), в поисках дополнительных источников средств добился того, что в 1527 г. на Вестеросском риксдаге он был объявлен главой Церкви, а имущество мон-рей передано в королевскую казну. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королем. Папа обращался к швед. церковным иерархам с призывом помешать распространению лютеран. учения. Архиеп. Иоанн Магнус активно выступал как против реформаторских действий Густава Вазы, так и против деятельности лютеран. проповедников Олауса и Лаврентия Петри. В 1526 г. король отправил Иоанна Магнуса послом к Московскому вел.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

лютеранами и католиками. В 1531 г. кор. Густав I добился назначения Л. Петри архиепископом Уппсалы; т. о., Церковь Швеции возглавил архиепископ, придерживавшийся лютеран. взглядов. Проходившие под непосредственным руководством короля и братьев Петри реформы затянулись на неск. десятилетий. Хотя первоначально король намеревался упразднить епископальное устройство Церкви Швеции, под давлением Л. Петри и др. лютеран. епископов он отказался от этих планов. Поскольку Л. Петри был рукоположен католич. епископом П. Магни, епископское преемство в Швеции формально было сохранено. В 1541 г. вышло 1-е изд. Библии на швед. языке. Окончательное отделение Церкви Швеции от католич. Церкви состоялось в 1544 г., когда участники риксдага дали клятву хранить принятое лютеран. учение и защищать независимость швед. лютеран. церкви. В 1593 г. на синоде в Уппсале был подтвержден лютеран. принцип признания только Свящ. Писания авторитетным источником вероучения, а также названы обязательные для всей церкви вероисповедные документы - древние Символы веры и Аугсбургское исповедание. В Финляндии, входившей в состав Швеции, реформационные процессы проходили по аналогии со шведскими. Ведущая роль в проповеди и распространении Л. в Финляндии принадлежит М. Агриколе (1510-1557), к-рый в 30-х гг. XVI в. обучался в Виттенбергском ун-те. В 1548 г. вышел сделанный Агриколой перевод на финский язык текста НЗ; он также переводил и распространял лютеранские сочинения. В 1554 г. Агрикола стал епископом Або (Турку), 1-м лютеран. епископом Финляндии. На прибалтийских территориях распространение Л. началось в 20-х гг. XVI в. После ряда неудачных военных кампаний великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (1490-1568) принял решение превратить оставшиеся у него в подчинении владения ордена в светское княжество. В 1523-1524 гг. он вел интенсивные переговоры с Лютером, сперва обратившись к нему в письме с просьбой составить для нового гос-ва план религ. реформ и назначить лютеран. проповедников, а затем несколько раз лично посетив Виттенберг.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕНЦ [нем. Brenz] Йоханнес (24.06.1499, Вайль-дер-Штадт - 11.09.1570, Штутгарт), деятель нем. Реформации, один из самых влиятельных евангелических теологов в Юж. Германии. В 1518 г., в период обучения в Хайдельберге, познакомился с И. Эколампадием и Э. Шнепфом , а также стал свидетелем выступления М. Лютера на генеральном капитуле августинцев. В 1522 г. Б. стал проповедником в г. Швебиш-Халль, где начал проведение церковной реформы: им была упразднена рим. месса и распущены мон-ри. Будучи одним из умеренных реформаторов, Б. оказался на стороне Лютера в его споре об образе присутствия Тела Христова в Причастии, желал сохранения лат. языка церковных гимнов и был сторонником широкого участия светской власти в управлении Церковью. В 1530 г. Б. принял участие в Аугсбургском сейме, в 1552 г. - в протестант. посольстве на Тридентский Собор . В 1537 г. возглавил Реформацию в Тюбингенском ун-те. На основе разработанного Б. учения о вездесущии Божием протестант. синод в Штутгарте в 1559 г. принял определение образа присутствия Христа в Евхаристии: Тело Христово присутствует в Св. Дарах реальным образом, поскольку Его человеческая природа участвует в вездесущии Его божества. Б. писал труды по теологии, экзегетике и христ. этике, он - автор первого нем. протестант. катехизиса. Соч.: Zwo Christenliche Sermon D. J. Brentzen Ecclesiasten zu Schwebischen Hall. Straßburg, 1527; Ein Christeliche Predig von erhaltung gemeynes frides. Nurmberg, 1535; De poenitentia, et iis quae ad poenitentiam agendam necessaria. Halae Suevorum, 1544; Pericopae evangeliorum quae visitato more in praecipuis festis legi solent. Ursellis, 1558; Catechismus piae et utili explicatione illustratus. Lpz., 1558; Leben des J. Brenz, des Würtembergischen Reformators/Hrsg. F. Prött. Bielefeld, 1857; Von Milderung der Fürsten gegen die aufrührerischen Bauern. Lpz., 1908; Confessio Virtembergica: das württembergische Bekenntnis von 1552/Hrsg. v. M. Brecht, H. Ehmer. Holzgerlingen, 1999. Лит.: Brenz 500: Grafische Vorlagen und Texte zum 500. Geburtstag von J. Brenz/Hrsg. v. M. Bogner. Stuttg., 1999; Fehle I. Johannes Brenz 1499-1570: Prediger, Reformator, Politiker. Schwäbisch Hall, 1999; Baur J. Johannes Brenz. Stuttg., 2000. Прот. Михаил Дронов Рубрики: Ключевые слова: ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации

http://pravenc.ru/text/153415.html

получила офиц. признание в А. в 1877 г. Еще одна близкая католицизму, но не являющаяся католич. религ. орг-ция - Новая Апостольская Церковь с центром в Дортмунде (Германия) - приобрела немало сторонников в А. В стране существуют приходы Армянской и Коптской Церквей. Австрийская англикан Церковь входит в состав Гибралтарского европ. еп-ства англикан. Церкви. Среди протестант церквей и деноминаций выделяются: Протестант. церковь аугсбургского исповедания (лютеран.), Протестант. церковь швейцарского исповедания (реформатская), Федерация общих баптистов, Объединенная методистская церковь. Наибольшее распространение протестантизм получил в альпийских регионах Австрии, к-рые менее всего подверглись давлению Контрреформации , и в Бургенланде, к-рый был частью Венгрии до 1918 г. Новые протестант. общины возникали в среде беженцев после второй мировой войны. Из протестант. общин официально признаны только две: Моравские братья , получившие легальный статус в 1880 г., но уже не имеющие прихожан в А., и методисты, к-рые вели активную деятельность с 1870 г. и были официально признаны в 1951 г., они непосредственно связаны с Объединенной методистской церковью в США. Множество мелких протестант. групп продолжают существовать без офиц. признания - адвентисты, баптисты , бретрены, братские меннониты , пятидесятники , среди таких групп официально признаны мормоны . В А. имеются последователи иудаизма (ок. 10 тыс. чел.), 1% мусульман (1992), а также представители буддизма и нехрист. сект: Свидетели Иеговы - 0,44% населения, 299 общин (1998); сайентисты - 5 общин. Экуменический Совет Церквей А. основанный в 1958 г., объединяет 14 членов и 11 наблюдателей. В Совет входят лютеран., реформатская, старокатолич., методистская, англикан. и правосл. Церкви. Неск. др. вероисповеданий и церковных орг-ций имеют статус наблюдателей. Христианство в Австрии Древнейшее известное население, проживавшее на территории А.- кельты,- было подчинено римлянами в правление имп. Августа , когда в состав Римской империи вошли земли Центр. Европы, лежащие к югу от Дуная. На территории совр. А. были образованы 3 рим. провинции: центральная часть составила пров. Норик с городами Ював (Зальцбург), Овилава (Вельц), Бойодур (Пассау) и Лауриак (Лорх, к востоку от Линца), зап. земли вошли в состав Реции с городами Бриганций (Брегенц) и Вельдиден (Вильтен), вост.- в состав Паннонии с Виндобоной (Вена). Одновременно с романизацией на этой территории разворачивалась деятельность первых христ. миссионеров. Ссылаясь на послание папы Симмаха (498-514), принесение христианства в Лауриак приписывают святым апостолам. Надписи, обнаруженные в XVI в. в г. Эмсе, говорят о личном пребывании св. ап. Марка и св. ап. Луки в Придунавье, хотя этот факт не имеет др. доказательств. Находки показали, что в эпоху раннего христианства в Придунайском регионе существовал местный чин литургии.

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

Однако уже в следующем письме император попытался сгладить конфликт, уточнив, что не желает ничего предпринимать без одобрения понтифика. Разграбление Рима и пленение папы отложили вопрос о созыве Собора. На Шпайерском рейхстаге (1529) папский представитель Дж. Ф. Пико делла Мирандола, хотя и весьма неохотно, от лица папы обещал созвать Собор; рейхстаг обратился к императору с требованием, чтобы Собор был созван в течение 2 лет и проходил в Германии. На Аугсбургском рейхстаге (1530) скорейшего созыва Собора потребовали протестанты, но обнародование лютеран. Аугсбургского исповедания веры и католич. «Ответа на Аугсбургское исповедание» (Responsio Confessionis Augustanae), более известного как «Папское опровержение» (Confutatio Pontificia), а также запрет на богословскую дискуссию свидетельствовали об окончательном религ. расколе и о скором открытом противостоянии (подробнее см. ст. Карл V ). Император, поддерживаемый теми нем. князьями, которые сохранили верность католич. Церкви, настаивал на созыве Собора в кратчайшие сроки (предлагалось выбрать между Мантуей и Миланом), видя в нем единственный способ умиротворить герм. княжества. К., в целом признавая необходимость соборного решения насущных проблем в католич. Церкви, выдвинул трудновыполнимые условия: на Соборе будут обсуждаться только вопросы, касающиеся новых еретических учений и борьбы с турками; император должен лично присутствовать на всех заседаниях Собора; Собор будет проходить в итал. городе по выбору папы; голосование должно быть организовано в соответствии с каноническими требованиями; лютеране смогут отправить на Собор полномочных представителей (CTrident. 1904. P. LVII). Император в свою очередь представил свои требования. Затем начались долгие переговоры, в которых участвовали Франциск I и Генрих VIII, о том, в каком городе будут проходить заседания, на какие уступки по отношению к протестантам каждый из правителей может пойти в своей стране, какие полномочия получат депутаты, в т. ч. представители протестантов, и др.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГНЕЗИО-ЛЮТЕРАНЕ религ. партия в Германии в 1547-1552 гг., объединявшая тех лютеран (гл. обр. приходских пасторов), кто принципиально отвергали Аугсбургский Интерим и Лейпцигский Интерим. 4 июля 1546 г. папа Римский Павел III по предварительной договоренности с имп. Карлом V объявил Шмалькальденскому союзу германских протестантов войну с целью «искоренить сорняки безбожных доктрин». Имперская католич. армия нанесла поражение лютеран. князьям Германии при Мюльберге 24 апр. 1547 г., их вождь Иоганн Фридрих, курфюрст Саксонии, был захвачен в плен. Вся Юж. Германия, а частично и северогерм. гос-ва оказались под контролем католиков. 23 мая Карл V во главе католич. армии занял Виттенберг - столицу лютеран. Реформации. Он не позволил осквернить останки М. Лютера, заявив, что воюет «не с мертвыми, а с живыми». Цель католиков в Шмалькальденской войне официально заключалась в том, чтобы заставить лютеран подчиниться решениям Тридентского Собора, чья работа (начатая в 1545) была еще далека от завершения. Поэтому 15 мая 1548 г. Карл V утвердил Аугсбургский Интерим - документ, составленный Иоганном Агриколой и определявший церковный порядок в областях Германской империи, ранее охваченных Реформацией, впредь до окончательных решений Тридентского Собора. Аугсбургский Интерим дозволял лютеран. священникам вступление в брак и преподание Причастия под 2 видами для мирян, но восстанавливал совершение всех 7 таинств Римско-католической Церкви и обязывал пасторов признать верховенство Римского папы по Божественному праву (лат. jure divino) и истинность католич. учения о транссубстанциации причастных элементов. Повсеместное и единодушное сопротивление Аугсбургскому Интериму (в т. ч. и пассивное со стороны прихожан, к-рые не ходили в церкви) побудило Морица, нового курфюрста Саксонии, перешедшего из лютеранства в католичество, выступить с инициативой разработки нового, компромиссного канонического документа.

http://pravenc.ru/text/165183.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010