В Гос. думе была создана согласительная комиссия для работы над правительственным законопроектом и проектами, предложенными депутатскими объединениями, однако в силу принципиальных разногласий по мн. существенным вопросам прийти к компромиссному варианту не удалось. В июле 1996 г. Комитет Гос. думы по делам общественных объединений и религ. организаций внес на парламентское обсуждение в 1-м чтении проект закона «О свободе совести и о религиозных организациях (объединениях)». Необходимость принятия нового закона, а не внесения изменений в прежний комитет объяснил отсутствием в законе «О свободе вероисповеданий» целого ряда норм, регулирующих в новых условиях деятельность религ. орг-ций и их взаимоотношения с органами гос. власти, а также противоречие ряда положений Закона 1990 г. Конституции РФ 1993 г. и принятым позднее федеральным правовым актам. Тем не менее нек-рое время в ходе законодательной работы продолжали использовать оба названия законопроекта. 10 июля 1996 г. закон был принят Гос. думой в 1-м чтении. В день голосования на пленарном заседании слово было предоставлено Смоленскому митр. Кириллу (Гундяеву ; ныне Патриарх Московский и всея Руси), к-рый на протяжении неск. лет активно участвовал в работе над законопроектом как представитель РПЦ в правительственной рабочей группе и парламентской комиссии. Митр. Кирилл внес неск. новых, согласованных с руководством др. конфессий конкретных предложений для 2-го парламентского чтения закона. Во время продолжавшейся ок. года подготовки ко 2-му парламентскому чтению закона в Гос. думу поступило более 400 предложений о внесении в законопроект поправок от депутатов Федерального Собрания, законодательных собраний субъектов РФ, религ. орг-ций. Замечания по проекту закона, принятому в 1-м чтении, в Гос. думу направил Президент РФ, предложив снять ограничения на право создания религ. организации для лиц, не проживающих постоянно в России, и исключить из оснований для запрещения религ. орг-ций, деятельность которых может оказывать разрушающее влияние на общественную мораль; также президент высказал возражения по поводу преподавания в зданиях школ религиозно-образовательных дисциплин. Однако в ходе подготовки законопроекта ко 2-му чтению Комитет Гос. думы по делам общественных объединений и религ. организаций во главе с депутатом Зоркальцевым не принял президентские предложения. В большей степени в законодательной работе учитывались позиции органов власти российских регионов, наиболее влиятельных политических партий, пожелания представителей основных религ. конфессий. Так, в частности, предложения поставить правовой заслон бесконтрольной деятельности деструктивных сект и зарубежных миссий высказал в обращении к депутатам Гос. думы Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 г.

http://pravenc.ru/text/2578033.html

«Дья» является своеобразным двойником человека, но противоположного пола, поэтому удачным браком считается воссоединение 2 сущностей человека. «Дья» может покидать тело спящего человека, а после его смерти продолжает существовать, перевоплощаясь в животных и растения. Это становится возможным благодаря наличию в «дья» части единой природной силы под названием «ньяма», которая охраняется божеством воды и грома Фаро (иногда наряду с Пемба выступает как верховный бог). Главным божеством догонов является Амма, к-рый, по их верованиям, имеет 14 воплощений, соответствующих созданным им 14 мирам (7 небесным и 7 земным). У этого народа существует культ масок, с которым связаны ритуальные танцы. Каждые 60 лет догоны отмечают древний религ. праздник «сиги», кульминацией к-рого является вынос 10-метровой священной маски (последний такой праздник проводился в 1967). Распространены тайные культовые об-ва, членство в к-рых обусловлено не только полом и возрастом, но и социально-экономическим положением. В функции тайных об-в входит проведение обрядов инициации, отправление религ. культов, хранение и передача мифов, принятие важных для всех членов общины решений (сохранность собственности, наказание провинившихся и преступников и суд над ними). Тайные об-ва народа бамбара - комо, коре (или коте), коно, нама и чиуара - имеют свои обряды и ритуальные маски. Межденоминационные и экуменические организации В 1963 г. основана Ассоциация протестантских евангелических Церквей и миссий Мали (Association des Groupements d " Églises et Mission Protestantes Évangéliques au Mali, AGEMPEM), в к-рую в наст. время входит 4 организации - Евангелическая христианская Церковь Мали, Протестантская евангелическая Церковь Мали, Баптистская евангелическая Церковь, Протестантская Церковь области Каес. В 1966-1988 гг. Ассоциацию возглавлял пастор Кассум Кейта, внесший весомый вклад в развитие протестантизма в М. и пользовавшийся авторитетом у религ. деятелей др. стран Зап. Африки. Действует Совет старейшин, куда входят лидеры мусульм. и протестант. духовенства, а также католич. архиепископ. Правительство консультируется с Советом при принятии важных решений по вопросам внутренней политики. Религиозное законодательство М.- светское гос-во. Свобода вероисповедания закреплена в Конституции 1992 г. (ст. 4). Ст. 12 определяет, что каждый человек, преследуемый по религ. или политическим убеждениям или из-за этнической принадлежности, имеет право на убежище в М. В Уголовном кодексе (разд. III (1), ст. 29), принятом в авг. 2001 г., преследования по религ. мотивам названы преступлением против человечности. В 2012 г. было создано Мин-во по делам религий. Гос-во придает большое значение организации религ. школ. История

http://pravenc.ru/text/2561722.html

1917), к-рые лишили церковный брак юридической силы и передали ведение актов гражданского состояния гос. органам. Постановление советского правительства от 11 дек. 1917 г. передало учебные заведения, принадлежавшие религ. орг-циям, в ведение Наркомата просвещения. 20 янв. 1918 г. Наркомат гос. призрения издал приказ, отменивший гос. субсидии на содержание церквей и духовенства. Венцом советского законодательства кон. 1917 - нач. 1918 г., ставшего основой развертывания атеистической пропаганды и агитации, атеистического воспитания, стал декрет от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . Следствием этих законов и подзаконных актов стало полное изъятие принадлежавших религ. орг-циям материальных ценностей всех видов, запрет на преподавание религии в учебных заведениях, исключая собственно богословские, к-рые, однако, почти все были закрыты в 1918-1919 гг., религ. воспитание в организованных формах также запрещалось. Дозволенное декретом 1918 г. частное преподавание религии с 1929 г. интерпретировалось исключительно как право родителей обучать религии собственных детей. В 20-х гг. прекратился выпуск религ. журналов и газет. Серьезные препятствия возникли для реализации гражданами провозглашенного новой властью права исповедовать религию и создавать религ. орг-ции, поскольку регистрация общин и предоставление им помещений для отправления религ. обрядов (богослужения вне храмов были запрещены) теперь полностью зависели от произвола атеистической власти. Важной частью атеистической политики советской власти являлись атеистическая пропаганда и атеистическое воспитание. Уже в первые годы существования РСФСР, затем СССР были учреждены периодические издания, единственной целью к-рых было распространение А.: «Революция и церковь» (1919-1924), «Наука и религия» (с 1922), «Безбожник» (газета, 1922-1934, 1938-1941, в 1925-1941 выходил также журнал с таким названием), «Безбожник у станка» (1923-1931), «Антирелигиозник» (1926-1941), «Атеист» (1922-1930), «Воинствующий атеизм» (1931), «Юные безбожники» и др.

http://pravenc.ru/text/76760.html

С 60-х гг. ХХ в. в Л. появляются первые мусульм. семьи. Несмотря на изменения в конфессиональной структуре, католическая Церковь по-прежнему оставалась доминирующей в Л. конфессией. В 1972-1981 гг. в духе Ватиканского II Собора состоялся IV Синод Люксембургского еп-ства. 23 апр. 1988 г. папа Иоанн Павел II возвысил его до статуса архиеп-ства, 1-м иерархом которого был назначен Ж. Анжен, бывший до этого (с 1971) епископом, а затем (с 1985) носивший персональный сан архиепископа еще до офиц. образования архидиоцеза. Тенденция к экуменизму между различными христ. конфессиями была ясно продемонстрирована в 1997 г., когда в Л. был создан Совет христианских церквей Люксембурга. В наст. время в стране ведутся дебаты по поводу степени светского характера Люксембургского гос-ва. Особенности законов Л., регулирующих деятельность религ. групп в стране, субсидирование религ. общин из госбюджета, обязательное преподавание в школе основ вероучения и проч. дают основание критикам и скептикам говорить о значительном взаимном слиянии религ. орг-ций (прежде всего католич. Церкви) и гос-ва. В этой связи в последние годы усилилось движение за секуляризацию и фактическое отделение Церкви от государства, что привело к образованию в 2010 г. Альянса гуманистов, атеистов и агностиков. Тенденции к секуляризации отразились в т. ч. и в заключенном в янв. 2015 г. новом соглашении между гос-вом и признанными религ. общинами, к-рое демонстрирует желание реформировать отношения между гос-вом и религ. орг-циями в сторону их большей адаптации к социальной действительности и предусматривает введение в общеобразовательных гос. школах курсов общей этики вместо основ веры (обязательной ныне дисциплины), а также пересмотр имущественных отношений между коммунами и религ. общинами. Лит.: Шафир М. А. Государственный строй Люксембурга. М., 1958; Матвеев Г. П. Люксембург. М., 1960; Weber P. Histoire du Grand-Duché de Luxembourg. Brux., 19614; Килль Ж. Тысячелетний Люксембург: Пер. с нем. М., 1965; Heiderscheid A. Aspects de sociologie religieuse du diocèse de Luxembourg. Luxembourg, 1961-1962. 2 vol.; Calmes A., Calmes C. Histoire contemporaine du Grand-Duché de Luxembourg. Luxembourg, 1971-1994. 13 vol.; СССР - Люксембург: Страницы истории, 1867-1984: Док-ты и мат-лы. М., 1985; Pauly A. Les cultes au Luxembourg. Luxembourg, 1989; Histoire de Luxembourg: Le destin européen d " un petit pays/Sous la dir. de G. Trausch. Toulouse, 2003; Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе/Ред.: В. Я. Швейцер. М., 2009. С. 473-513.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

В 50-70-х гг. ХХ в., когда действовала установка гражданской власти на уменьшение количества общин и «укрупнение» конфессий, в Донецкой обл. официально было разрешено существование неск. приходов правосл. Церкви, ряда общин евангельских христиан-баптистов и общины молокан. Качественные изменения в конфессиональной сфере произошли в кон. 80-х гг., когда в регионе начался быстрый рост числа религ. объединений. В 2006 г. в области существовало ок. 1200 религ. орг-ций (более половины - в Донецком и Мариупольском р-нах), относящихся к 36 деноминациям, 95,4% их принадлежат к христ. конфессиям. Наиболее крупным религ. объединением области является Д. и М. е. Раскольническая Украинская правосл. церковь «Киевского патриархата» (см. Денисенко М. А.) насчитывает 27 приходов. Укрепляет позиции Украинская греко-католическая Церковь , окормляющая преимущественно переселенцев из зап. областей Украины, в области действуют 13 униат. приходов, 2 мон-ря. В последние годы были образованы 4 католич. прихода, окормляемые священнослужителями из Польши. Широко представлены протестант. течения: организованы 79 общин евангельских христиан-баптистов, 30 - христиан веры евангельской (пятидесятники), 32 - свидетелей Иеговы, 30 - адвентистов седьмого дня, лютеран. приход, 14 общин евангельских христиан. В области действуют 17 исламских (в т. ч. Украинский исламский ун-т в Донецке), 18 иудейских (руководящий орган - Региональное духовное объединение иудейских общин Донбасса) и 6 буддийских объединений. Располагающийся в Донецке Духовный центр независимых мусульман Украины осуществляет руководство мусульманскими общинами всей Украины. В последние 15 лет происходит расширение присутствия в регионе новых религ. движений. В 2006 г. действовали 43 общины Церкви полного Евангелия, община Новоапостольской церкви, 4 общины церкви Иисуса Христа святых последних дней, 32 - Церкви Христовой, 5 - Церкви Божией, церковь Иоанна Богослова «Проповедь всемирного покаяния», Духовный центр «Новое поколение» христ. церквей Украины, община Международного об-ва сознания Кришны, 2 общины направления «Наука разума», община «Украинской национальной веры», община индуистской Тантры, ведический центр. Без регистрации в области существует более 100 религ. формирований. При баптист. центрах и при орг-циях, принадлежащих к новым религ. движениям, работают «миссии» различной направленности (милосердия, благовестия, добропорядочности), учебные заведения (Библейский ин-т «Слово жизни» в Донецке, Библейский ин-т «Свет мира» в Мариуполе, Библейский ин-т «Христос для Украины» в Краматорске и др.).

http://pravenc.ru/text/178935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТАКОМБНОЕ ДВИЖЕНИЕ (Катакомбы, Катакомбная Церковь), совокупность нелегальных общин Русской Церкви, церковное подполье в СССР в 20-80-х гг. ХХ в. Название «катакомбное движение» произошло от лат. catacumba - подземных кладбищ, к-рые служили убежищами для христиан во время гонений первых веков существования Церкви. Продолжение религ. жизни в нелегальных, «катакомбных» условиях было характерно в СССР не только для православных верующих. В регионах традиц. распространения ислама действовало значительное количество незарегистрированных мусульм. общин, евр. население имело подпольные иудейские центры. Своя история существования в подполье была у католич. Церкви, баптистов и др. протестант. деноминаций, различных религ. объединений, не признаваемых властями. Однако термин «катакомбное движение» получил распространение в публицистической, в мемуарной и отчасти в исторической лит-ре только применительно к РПЦ (включая близкие к ней по традиции религ. группы). При этом термин «катакомбное движение» употребляется в 2 значениях: все правосл. общины, существовавшие вне сферы контроля советских органов власти; только нелегальные группы, не признававшие канонической высшей церковной власти. Возникновение К. д. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. правовые ограничения религ. деятельности стали служить важной составляющей частью репрессивной политики советской власти по отношению к Церкви. Однако лишение тех или иных религ. орг-ций признаваемого законом статуса не обязательно означало прекращения их существования. Многообразная церковная жизнь продолжалась в нелегальной с т. зр. властей сфере. Первыми среди религ. общин с делегализацией столкнулись правосл. мон-ри. Они изначально рассматривались советскими властями только как хозяйственные орг-ции. Провозглашенная в нач. 1918 г. национализация церковного имущества послужила юридическим основанием для ликвидации обителей. Сохранение нек-рых монашеских общин через формальное преобразование в сельскохозяйственные артели лишь на время задержало их ликвидацию. В инструкции Наркомзема и Наркомюста РСФСР от 30 окт. 1919 г. говорилось, что монахи и священнослужители не могут являться членами трудовых земледельческих артелей, как лица, лишенные избирательных прав («лишенцы»). Основная часть мон-рей, сохранявшихся в виде легальных земледельческих товариществ, была закрыта в 1919-1921 гг.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

органы о лишении их сана или об освобождении их от занимаемых выборных должностей. Ст. 24 фиксирует норму, согласно к-рой для открытия духовных школ по религ. профессиональному обучению требуется разрешение премьер-министра. Согласно ст. 25, религ. церемонии за пределами сакральных зданий дозволяются по разрешению народных комитетов тех сельских или городских районов, где они проводятся. В случае если они выходят за рамки одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения, разрешение на их проведение дает народный комитет провинции. Ст. 37 обязывает приезжающих во В. иностранцев соблюдать вьетнам. законы, ввозить религ. лит-ру, статьи и публикации религ. характера только для собственных нужд. На них распространяются те же условия отправления культов в сакральных зданиях, что и в отношении вьетнам. верующих. Они обязаны уважать правила для религ. орг-ций. В соответствии со ст. 38, в случае если данный указ противоречит обязательствам страны, вытекающим из подписанного вьетнам. гос-вом международного договора, действует как имеющее приоритет положение международного договора. Лит.: Fall B. B. The Political-Religious Sects of Vietnam//Pacific Affairs. 1955. Vol. 28. N 3. P. 235-253; Vietnam: the Christian, the Gospel, the Church. Phil., 1967. P. 20-27; Missions and Organizations in South Vietnam/Ed. R. E. Reimer. Saigon, 1973. P. 50; Григорьева Н. В. К вопр. о восприятии христианства в странах Дальневост. ареала: Христианство и традиц. религ. синкретизм во Вьетнаме//Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Спб., 1993. С. 147-151; Андросов В. П. Словарь индо-тибетского и рос. буддизма: Главные имена, осн. термины и понятия. М., 2000. С. 64; Атнашев В. Р. Распространение ислама в Тямпе - пример межцивилизационных контактов//Восточная Азия - Санкт-Петербург - Европа: Межцивилизационные контакты и перспективы эконом. сотрудничества: Тез. и докл. Междунар. науч. конф., 2-6 окт. 2000 г. СПб., 2000. с. 113-118; Колотов В. Н. Южный Вьетнам: новые технологии управления колонией//Там же. с. 169-182; Новакова О. В. Католич. Церковь в совр. Вьетнаме в свете контактов двух цивилизаций: Западноевроп. и Дальневост.//Там же. С. 245-248. В . А . Радаев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161139.html

В случае принадлежности религ. объединения к к.-л. региональному или централизованному объединению (т. е. конфессии) при подтверждении этого факта названным объединением его устав подлежал обязательной регистрации в течение месяца. При отсутствии подтверждения регионального или централизованного объединения соответствующий орган юстиции должен был обратиться за заключением в Экспертно-консультативный совет при Комитете Верховного Совета РСФСР по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию. В этом случае срок регистрации мог быть продлен до 3 месяцев. Отказ в регистрации устава религ. объединения мог быть обжалован в суде (ст. 20). Только суд, согласно закону, мог принять решение о прекращении деятельности религ. объединения, если эта деятельность противоречила законодательству РСФСР. При этом в законе уточнялось, что «нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом» (ст. 21). Фактически данная правовая норма делала невозможным закрытие нарушающих российские законы религ. объединений (напр., деструктивных сект) даже при доказательстве преступной деятельности их членов. Возможность регистрации религ. орг-ций, охватывавших в своей деятельности всю территорию страны (т. е. конфессиональных центров), в Министерстве юстиции РСФСР принципиально отличала российский закон от соответствующих норм закона СССР, предусматривавшего регистрацию всех религ. объединений (включая центральные органы управления конфессий) исключительно местными органами власти. Не случайно регистрация Гражданского устава РПЦ, принятого в янв. 1991 г. Синодом в связи с введением в силу Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», была осуществлена 30 мая того же года по российскому законодательству в Министерстве юстиции РСФСР. Т. о., Церковь впервые более чем за 70 лет получила в стране полноценное юридическое признание. Важной особенностью Закона РСФСР от 25 окт. 1990 г. было отсутствие в нем положений о правовом статусе молитвенного здания (храма) религиозной общины - одной из ключевых тем советского конфессионального законодательства.

http://pravenc.ru/text/ О свободе ...

После падения фашистского режима Муссолини и упразднения монархии была принята Конституция Итальянской Республики (22 дек. 1947), в к-рой провозглашались равноправие граждан без различия религ. убеждений и свобода деятельности всех религ. конфессий, но в то же время оговаривалось сохранение юридической силы за Л. с. (часть 2 ст. 7). Принятый в дек. 1970 г. Закон о разводе (т. н. Закон Фортуна-Базлини) вызвал протест Папского престола, указавшего на его противоречие со ст. 34 конкордата, однако проведенный 12 мая 1974 г. референдум сохранил данный закон в силе. 18 февр. 1984 г. председатель Совета министров Италии Б. Кракси и гос. секретарь Папского престола кард. Агостино Казароли подписали Соглашение об изменении Л. с., согласно к-рому Римско-католическая Церковь в Италии отказывалась от статуса католицизма как единственной гос. религии, что было связано с принципом религ. свободы, утвержденным декларацией «Dignitatis humanae» Ватиканского II Собора . Была подтверждена независимость Римско-католической Церкви от гос-ва, Папскому престолу было предоставлено право назначать епископов (ординариев) на кафедры и др. церковные должности в Италии без к.-л. уведомлений итал. правительства о кандидатурах; была отменена присяга, установленная ст. 20 конкордата. Доходы Римско-католической Церкви, не связанные с религ. служением, лишались налогового иммунитета, отменялось ее гос. финансирование. Ст. 8 Соглашения вносила изменения в положения о браке: гос-во гарантировало юридическое признание брака, заключенного в католич. Церкви, при условии, что он был заключен в соответствии с действующим гражданским законодательством; требование церковного аннулирования брака для развода было удалено. Уроки католич. катехизиса в гос. школах более не являлись обязательными, но сохранялись как факультативные занятия по выбору учащихся и их родителей. 20 мая 1985 г. был принят закон, вносивший изменения в Л. с. в том, что касалось взимания религ. налога: было установлено взимание с граждан 0,8% подоходного налога, к-рые по желанию налогоплательщика могли быть перечислены католич. Церкви, др. религ. общинам или направлены в благотворительные фонды. 3 июня 1985 г., после ратификации итал. парламентом и обмена ратификационными грамотами между Папским престолом и итал. правительством, поправки в Л. с. вступили в силу.

http://pravenc.ru/text/2463153.html

Кризис религ. сознания в Европе, общие причины к-рого заключались в отступлении от христианства и подмене религии Христа просветительско-гуманистическим мировоззрением, уповавшим на торжество человеческого разума и всесилие научного познания, обозначил на рубеже XIX-XX вв. наступление эпохи материализма и нигилизма, стал источником распространенных учений об исторической «неудаче христианства» и «смерти Бога». Б. в России в своих глубинных истоках было отражением общеевроп. кризиса религ. сознания, попыток «переоценки ценностей» религии и жизни. Вместе с тем его корни - в рус. истории, в образовавшемся разрыве между Церковью и соперничающей с ней, начиная с эпохи имп. Петра I, новой культурой, носителем к-рой была интеллигенция, в разрыве между верой и знанием, духовным и светским образованием, в материализме и безбожии, захвативших не только широкие слои интеллигенции, но и высшие образованные сословия, в отчуждении интеллигенции от Церкви и поисках ею «своего» пути в Церковь, а иногда и «своей церкви», наконец, в тяжелом положении самой Русской Церкви, скованной синодальным управлением, обособленной и подчиненной гос-ву. Хотя рус. Б. во всем многообразии своих форм и связей не может быть объяснено одними религ., социальными или культурными условиями своего времени, тем не менее, с одной стороны, особенности религиозно-исторического пути и духовной жизни России, с др.- характер самосознания рус. интеллигенции, ее отношение к Церкви и культуре, стремление либо придать культуре абсолютный, почти что религ. смысл, либо соединить с Церковью всю мировую культуру, в т. ч. дохрист., обусловили существенную особенность Б.: его антиномическое отношение к Православию, Церкви, культуре и гос-ву, выраженное в исключительно крайних формах. В числе рус. богоискателей были те, кто отрицал Православие и историческую Церковь и кто считал, что надо раскрыть еще не раскрытую «правду Православия» и создать новую христ. церковь, кто отвергал культуру по утилитарным или религ. соображениям и кто в культуре видел еще один путь спасения души, наделяя ее абсолютным смыслом, кто был противником любого гос. устройства, руководствуясь религ. мотивами, и кто абсолютизировал гос-во в его сложившихся религиозно-исторических формах.

http://pravenc.ru/text/149473.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010