Хотя режим Смита декларировал отделение Церкви от гос-ва, утверждал наличие в стране свободы совести, но реально деятельность религ. сообществ, выражение религ. взглядов, свобода собраний были жестко ограничены. В 1964-1971 гг. 13 миссионеров были высланы из страны, в их числе глава Объединенной методистской церкви еп. Ральф Додж. Напряженность между религ. орг-циями и гос-вом усилилась в 1970 г., после принятия новой конституции, согласно принципу расовой сегрегации закреплявшей права на 45 млн акров лучшей земли за немногочисленными белыми землевладельцами, оставляя африкан. большинству примерно такое же количество хозяйственно непригодной земли. После вступления в силу Конституции от 2 марта 1970 г. католич. епископы в пастырском послании от 17 марта того же года пригрозили гражданским неповиновением. В совместном заявлении от 18 апр. их поддержали главы 16 протестант. церквей, среди к-рых были представители Армии спасения, методистских, лютеран., баптист. общин, а также африкан. конгрегаций реформатских церквей. Наибольшие споры вызывал «Акт о землевладении», к-рый узаконил расовую изоляцию и в религ. сфере. 29 апр. ККЕ Юж. Родезии сделала офиц. заявление, что скорее Церковь закроет католические частные школы, предназначенные преимущественно для белых детей, чем согласится с законом, запрещающим посещение африканцами этих школ. В сент. 1970 г. главы 11 деноминаций, представлявшие ККЕ, ЕСЗ, ЗХС, приняли совместное заявление о несогласии с «Актом о землевладении». Правительство пошло на компромисс с церквами, в т. ч. и с католической, разрешив африкан. детям продолжать посещать католич. частные школы, расположенные в европ. анклавах, с тем условием, что общее количество африканцев составит не более 6% от всего числа учащихся. После янв. 1971 г., когда правительством был обнародован указ о том, что 5% зарплаты учителей должны выплачивать африкан. родители, уже значительно обремененные различными расходами на учебу, все церковные орг-ции, за исключением Англиканской епархии Машоналенда и Армии спасения, отказались от дальнейшего сотрудничества с властями в сфере предоставления начального образования африканцам. После этого школы перешли под временное управление центрального правительства, но вскоре по финансовым соображениям, прикрываясь целью «стимулирования самостоятельного развития», правительство передало эти школы в руки местных африкан. органов.

http://pravenc.ru/text/199795.html

Н. Голицыну. СПб., 1859; Пыпин А. Н. Рус. Библ. Об-во: 1812-1826//ВЕ. 1868. 8. С. 639-712; 9. С. 231-297; 11. С. 222-285; 12. С. 708-768; он же. Религ. движения при Александре I. Пг., 1916; Gotze P. O. Fürst Alexandre Nicolaejwitcz Galitzin und seine Zeit. Lpz., 1882 (рус. пер.: Гёце П. П. , фон. Из записок: [Кн. Голицын и его время]//РА. 1902. Кн. 3. Вып. 9. С. 66-107; Вып. 11. С. 321-329; Знаменский П. А. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования имп. Александра I. Каз., 1885; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего ст. СПб., 1894; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 1899; Стеллецкий Н. , свящ. Кн. А. Н. Голицын и его церк.-гос. деятельность//ТКДА. 1899. 10. С. 193-211; 1900. 3. С. 488-532; 7. С. 353-414; 10. С. 250-305; 1901. 4. С. 571-609; 6. С. 179-210; 8. С. 425-462; 9. С. 3-36 (отд. изд.: К., 1901); Вишленкова Е. А. Религ. политика: Офиц. курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. Каз., 1997; она же. Заботясь о душах подданных: Религ. политика в России 1-й четв. XIX в. Саратов, 2002; Кондаков Ю. Е. Личность и гос. деятельность кн. А. Н. Голицына//Личность и власть в истории России XIX-XX вв.: Мат-лы науч. конф. СПб., 1997; он же. Духовно-религ. политика Александра I и рус. правосл. оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Шилов Д. Н. Гос. деятели Рос. Империи: Биобиблиогр. справ. СПб., 2002. С. 185-187. В. А. Фёдоров Рубрики: Ключевые слова: ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества

http://pravenc.ru/text/165261.html

К. и раньше допускал истолкование декрета «Об отделении церкви от государства...» 1918 г. как не признающего к.-л. органов церковного управления (напр., циркуляр НКЮ от 18 мая 1920), но тогда это не имело значимых последствий. В 1922 г. власти, ссылаясь на декрет 1918 г., стали рассматривать всю организационную структуру правосл. Церкви как незаконную. Так, в заключительной части приговора по Московскому процессу от 5 мая 1922 г. говорилось, что трибунал «устанавливает незаконность существования организации, называемой православной иерархией». 6 мая 1922 г. в газ. «Известия» появилось разъяснение: «По смыслу декрета об отделении церкви от государства существование «церковной иерархии», как таковой, невозможно. Декрет предусматривает существование отдельных, не объединенных между собой никакой административной властью, религиозных общин». Наконец, появилось разъяснение НКЮ от 25 авг. 1922 г. с аналогичным заключением: «По духу советского законодательства каждая группа верующих - самодовлеющая церковь». Любое участие в органах высшего и епархиального церковного управления могло теперь рассматриваться как преступная деятельность, узурпация адм. прав религ. общин. 17 окт. 1922 г. К. стал членом образованной при ЦК РКП(б) секретной Комиссии по проведению отделения церкви от государства (более известна как Антирелигиозная комиссия) - «единственной руководящей [орг-ции] в делах церковной политики и антирелигиозной агитации и пропаганды». Между тем встал вопрос о дальнейшем существовании Отдела по делам культов НКЮ. Причиной тому была его неспособность организовать на местах работу с религ. объединениями. Территориальные подразделения 5-го отдела - подотделы или комиссии по отделению Церкви от гос-ва губ. отделов юстиции - в большинстве регионов или не были созданы, или существовали только формально. Фактически адм. работу с религ. объединениями (прежде всего их регистрацию) брали на себя местные органы НКВД, занимавшиеся учетом общественных объединений. В кон. нояб. 1922 г. Малый Совнарком (МСНК) принял решение об упразднении 5-го отдела НКЮ как выполнившего свою задачу по отделению Церкви от гос-ва и неспособного охватить новый круг задач в религ. сфере. Одновременно за упразднение Отдела по делам культов высказалась и коллегия НКЮ.

http://pravenc.ru/text/2458931.html

Поэтому работники и работницы должны составить устав коммуны, который утверждается земельным отделом и работники наделяются определенным участком земля и остальным необходимым, если не имеют собственных средств. Какую религию исповедуют те или иные члены коммуны безразлично. В уставе должно быть оговорено, что члены свободны исповедовать любую религию. Нетрудоспособные не могут быть полноправными членами коммуны. Равным образом члены коммуны могут пользоваться храмами и молельнями, по их усмотрению по соглашению с Совдепом, но извлекать доходы из этих религ. имуществ, от религ. обрядов и церемоний члены коммуны никоим образом но могут и не имеют права, ибо они тогда превращаются в общину, живущую эксплуатацией религ. чувств других граждан. Религ. жизнь граждан предполагается чуждой всякой коммерции. Каждый гражданин свободен лично принимать участие в религиозных обрядах и богослужениях по его усмотрению, но, как член трудовой коммуны, он не может, хотя бы сколько-нибудь извлекать доходы из эксплуатации верований других, иначе он уже становится нетрудовым элементом и переходит в разряд паразитических классов общества (29,/III – 1919 г. 449. Р. и Ц. 2, стр. 43). 16) Полномочная Комиссия В.Ц.И.К. в заседании от 22-го ноября 1921 г., обсудив вопрос о ликвидации Кондыревского женского монастыря (Крапивенского уезда, Царевской волости, Тульской губ.), пришла к следующему заключению: Кондыревский монастырь, судя по имеющимся данным, юридически ликвидирован еще в 1918 г., когда б. члены этого монастыря, по постановлениям сельских обществ, Волисполкома и Уземотдела, были наделены на общих основаниях землей. 13-го августа 1919 года постановлением Крапивенского Уземотдела была утверждена из членов образовавшегося, таким образом, сельскохозяйственного объединения Владимирская сельскохозяйственная, артель. Как видно из акта обследования, произведенного Комиссией Тульского Губземотдела от 8 октября 22 г. хозяйство этой артели является образцовым, интенсивным, могущим быть надежным пунктом для проведения в жизнь агрономических мероприятий и, что следует отметить, приведенным: в такое состояние, без применения наемного труда, трудами самих членов артели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

24 авг. 1918 г. была издана инструкция НКЮ «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»». Вопреки обещаниям представителей СНК на переговорах с соборной делегацией в марте-апр., этот документ был составлен без участия представителей религ. орг-ций и еще более ужесточил требования к религ. объединениям. Инструкция разъясняла порядок предоставления молитвенных зданий в пользование общинам верующих после обязательного заключения договора с местными органами власти и описи их представителями церковного имущества. Утверждалось полное изъятие у религ. об-в всего небогослужебного имущества, закрывались все религ. благотворительные и просветительские об-ва. 20 сент. 1918 г. из-за конфискации помещений Московского епархиального дома, где проходили соборные заседания, преждевременно прекратил свою работу Всероссийский Поместный Собор. Участились случаи нападения большевистских отрядов на мон-ри с разграблением или конфискацией монастырского имущества. При этом нередки были случаи жестоких расправ с насельниками монашеских обителей или мирянами, вставшими на их защиту. Репрессии приняли организованный характер после издания 5 сент. 1918 г. декрета СНК «О «Красном терроре»», который предписывал обеспечить защиту Советской Республики «от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях», а также постановлял, что «подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Священнослужителей расстреливали за одну только принадлежность к духовному сословию, обычно объединяя в группы приговоренных вместе с бывш. офицерами рус. армии, чиновниками, политическими деятелями и предпринимателями, либо как заложников в ответ на террористические акты против советских руководителей, либо по абсолютно надуманным обвинениям в подготовке вооруженных выступлений против советских властей. Сам Л. в период гражданской войны включал духовенство в категорию потенциальных врагов новой власти, против которых должны быть в первую очередь направлены репрессии.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

Мн. исследователи полагали, что К. Д. поощряли образование и лит. занятия, их деятельность способствовала появлению религ. сочинений на ирл. языке ( O " Dwyer. 1981. P. 15-16; ср.: Binchy D. A. Penitential Texts in Old Irish//The Irish Penitentials/Ed. L. Bieler. Dublin, 1975. P. 47-49). По мнению Флауэра, представители движения К. Д. были авторами религ. поэтических произведений, в к-рых выражали восхищение Божиим творением и мистические переживания. Героем стихотворений нередко выступает отшельник, живущий в уединенной келье на лоне природы: он читает, пишет, предается молитвенному созерцанию и размышлениям о Боге ( Flower. 1932; Hughes. 1966. P. 185-186; O " Dwyer. 1981. P. 184-191). Поскольку это плохо согласуется с реалиями, известными из сб. «Монастырь Таллахт» и других сочинений К. Д., Хьюз допускала, что изложение учения и практик К. Д. в этих произведениях принадлежит автору с «пуританским складом ума», к-рый подчеркнул «некоторые весьма непривлекательные аспекты учения своих наставников» ( Hughes. 1966. P. 174). В лит-ре высказывалось мнение об ошибочности подобных взглядов, т. к. ирл. религ. лирика скорее всего не имеет отношения ни к К. Д., ни к «настоящим» отшельникам (Ó Corr á in. 1989). Ламбкин вслед за Дж. Карни связывал с К. Д. поэмы на религ. темы Блатмака (2-я пол. VIII в.; изд.: The Poems of Blathmac, Son of Cú Brettan, together with the Irish Gospel of Thomas and a Poem on the Virgin Mary/Ed. J. Carney. Dublin, 1964, 1989r; см.: Lambkin. 1999). Гипотеза о влиянии К. Д. на распространение лит-ры на ирл. языке подверглась критике историков, указавших на недостаток данных ( Follett. 2006. P. 209-212). (Подробнее об источниках сведений по истории К. Д. см.: Haggart. 2003. P. 76-108; Follett. 2006. P. 100-170.) История К. Д. Важнейшими представителями К. Д. традиционно считаются св. Дублитир († 796), еп. Финнгласа (ныне Финглас, в черте г. Дублин; см.: O " Dwyer. 1981. P. 53-55); св. Маэл Руан († 792), основатель и епископ Тамлахты; его ученик Маэл Дитруб († 840), возглавлявший впосл. общину К. Д. в Тир-Да-Гласе (ныне Терригласс, графство Типперэри; см.: O " Dwyer. 1981. P. 39-40); Элар († 807), глава анахоретов пустыни Лох-Кре (ныне Монаинша, близ г. Роскрей, графство Типперэри; см.: Ibid. P. 55). Среди К. Д. в источниках упоминаются предшественник Дублитира еп. Каинкомрак († 791), Фер Да Крих († 747), аббат Дар-Иниса (близ совр. г. Йол, графство Корк), и Оэнгус, сын Оэнгобы, нередко именуемый Оэнгус Келе Де.

http://pravenc.ru/text/1684147.html

Миссии были переподчинены Парижскому евангелическому миссионерскому об-ву (PESM). 1-я пол. XX в. характеризовалась ростом числа прихожан: в 1900 г. протестантов было ок. 3 тыс., в 1950 г.- ок. 40 тыс. чел. Самым известным проповедником в Г. был музыкант и врач А. Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира 1952 г., приехавший в Ламбарене в 1913 г. и трудившийся здесь до смерти в 1965 г. После обретения Г. независимости орг-ция стала автономной и называлась Евангелическая Церковь Габона (Église Évangélique du Gabon-EEG). В 30-х гг. XX в. стали создаваться и др. протестант. орг-ции. В 1934 г. Парижское евангелическое миссионерское об-во попросило отд-ние Христианского миссионерского альянса в Конго взять на себя осуществление евангельской проповеди в юж. части Г. В 1956 г. была основана Церковь христианского альянса Габона (Église d " Alliance Chrétienne du Gabon-EACG). Благодаря возрождению этой церкви в 1968 г. количество верующих увеличилось на 20% за 1 год. Евангелическая церковь пятидесятницы (Église Évangélique de Pentecôte) была создана в 1936 г. миссионером, вышедшим из рядов Парижской миссии. Религиозное законодательство Г.- светское гос-во, в к-ром взаимоотношения с религ. орг-циями регулируются Конституцией. В 1-й габонской Конституции, принятой в 1961 г. и дополненной в 1967 г., гарантировались свобода совести и вероисповедания (Ст. 1. § 1), а также право на создание религ. орг-ций (Ст. 1. § 8). Габонская Республика «уважает все верования» (Ст. 2). Гос. образование строится на основе религ. нейтралитета, при этом сохраняется возможность для получения религ. образования по просьбе родителей (Ст. 1. § 12). В 1991 г. вступила в силу новая Конституция. Лит.: Gardinier D. E. The Beginnings of the French Catholic Evangelization in Gabon and African Responses, 1844-1883//French Colonial Studies. 1978. N 2. P. 49-74; Fernandez J. W. Bwiti: An Ethnography of the Religious Imagination in Africa. Princeton, 1982; Isichei E. A history of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. L., 1995. P. 185, 205-206. Э. Небольсин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161201.html

18 июня 1997 г. закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» был принят Гос. думой во 2-м чтении. Внесенный на утверждение парламентом законопроект принципиально отличался от документа, утвержденного в 1-м чтении в 1996 г. В частности, по предложению депутата Зоркальцева в текст была включена преамбула, в к-рой упоминались основные традиц. религии как неотъемлемая часть общероссийского исторического, духовного и культурного наследия. Наиболее важными новациями в законе были введение обязательного для регистрации 15-летнего срока существования религ. группы в России, а также запрет миссионерской деятельности зарубежных религ. орг-ций, не зарегистрированных в РФ. 23 июня того же года Гос. дума приняла текст закона в 3-м, заключительном, чтении. 4 июля закон был утвержден Советом Федерации. Однако для вступления закона в юридическую силу требовалось его одобрение Президентом РФ Ельциным. Принятие законопроекта Федеральным Собранием РФ вызвало резко негативную реакцию политического руководства зап. гос-в и ряда религ. орг-ций. Уже 24 июня, на следующий день после голосования по закону Гос. думой в 3-м чтении, папа Римский Иоанн Павел II направил письмо президенту Ельцину, в к-ром призвал не утверждать принятый парламентом закон, т. к. его отдельные статьи ограничивают свободу католич. исповедания в России. 8 июля Президент США Б. Клинтон также обратился к Ельцину по поводу российского закона о свободе совести, якобы нарушающего права новых религий и конфессий. Примером жесткого давления на руководство РФ стало решение сената США от 16 июля 1997 г. о прекращении программ помощи России в случае вступления в силу этого закона. В России против закона выступали либеральные политические партии, правозащитные орг-ции и протестант. религ. объединения. Поддержали принятие закона традиц. конфессии. 17 июля 1997 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) вместе с 48 архиереями РПЦ обратился к Президенту РФ с настоятельной просьбой ввести в действие закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», к-рый «устраняет прежние правовые пробелы в области деятельности религиозных объединений и их взаимоотношений с государством, разумно и ответственно упорядочивает правовое положение религиозных объединений».

http://pravenc.ru/text/2578033.html

«Эпоха науки» вновь сменяется «эпохой веры» - не в смысле уничтожения науки, но в смысле признания бессилия и кощунственности попыток разрешить научными средствами основные, конечные проблемы существования» (Там же. С. 51). По словам Н. Трубецкого, именно Православие призвано сыграть определяющую роль в возрождении и формировании национальной рус. (евразийской) культуры: «Православие сообразно со свойствами нашей национальной психики должно занять в нашей культуре первенствующее положение, влияя на многие стороны русской жизни» ( Трубецкой Н. С. Верхи и низы русской культуры// Он же. 2007. С. 196). Вместе с тем религ. идея оказывается у Трубецкого лишь частью более широкой культурной идеи: по его утверждению, «необходимо, чтобы русская культура не исчерпывалась восточным Православием» (Там же. С. 197). Православие должно стать основой культуры, но помимо него в культуру должны быть включены и духовные элементы «иноверного туранского Востока», именно благодаря к-рым «разнородные» племена исторически сплотились «в одно культурное целое» (Там же). Т. о., Е., по-видимому, предполагало некий культурный синтез, возвышающийся над очевидными религ. разногласиями между Православием и иными религиями, и потому справедливо подвергалось упрекам в возвышении идеологии над собственно религией. Ориентируясь на общую линию размежевания с культурой Запада, в области религ. концепций евразийцы также исходили из жесткого противопоставления Православия (Восток) и католичества (Запад). По мысли евразийцев, католичество является духовной основой романской культуры, центральная религ. идея к-рой - мысль о «преступлении» и «Боге-Судии»: «На Востоке крепче верили в Христа-Спасителя, Христа-Искупителя; на Западе Христос являлся воображению прежде всего как грозный Судия. Здесь больше боялись загробного возмездия, нежели веровали в прощение грехов» ( Бицилли П. М. Католичество и Римская Церковь//Россия и латинство. 1923. С. 65). Главный недостаток католичества евразийцы видели в его обмирщении, в стремлении добиться максимально возможной земной власти, а также в рационалистическом понимании духовных явлений, ставшем причиной кризиса всего европ.

http://pravenc.ru/text/187285.html

В 1-й пол. 1925 г. сложилась конфликтная ситуация между членами моравских филиалов и пражским руководством Чешской религ. правосл. общины. 6 мая духовенство чеш. и моравских филиалов направило в Президиум Совета министров и в Мин-во образования и народного просвещения ЧСР письмо, в к-ром на основании ряда документально подтвержденных фактов выдвигало требование лишить архиеп. Савватия статуса настоятеля общины, а его секретаря протопр. Милоша Червинку - должности председателя общины. После проведенного расследования мин-во признало это требование обоснованным, поскольку были выявлены нарушения уставной процедуры создания общины и выборов архиеп. Савватия. 22 нояб. 1925 г. в г. Ческа-Тршебова было проведено общее собрание членов Чешской религ. правосл. общины, на к-ром были переизбраны ее руководящие органы. Новым духовным руководителем общины стал Г. Собрание приняло постановление о признании единственно законной на территории ЧСР канонической юрисдикции СПЦ. Через месяц Гос. управление культами при Мин-ве образования и народного просвещения ЧСР утвердило результаты собрания. 23 февр. 1926 г. делопроизводство и архив общины были изъяты у архиеп. Савватия и переданы Г. Не имея в Праге храмов в своем подчинении, Г. по договоренности с еп. Сергием (Королёвым) , настоятелем рус. эмигрантского прихода, стал совершать с 20 июня 1926 г. богослужения на чеш. языке в Успенском храме на пражском Ольшанском кладбище. В 1926-1927 гг. Г. вел борьбу за признание права на гос. заработную плату (лат. congrua) за подведомственным ему правосл. духовенством. 17 июля 1928 г. постановлением Правительства ЧСР «О выплате заработной платы духовенству» правосл. Церковь в Чешских землях, Словакии и Подкарпатской Руси была признана конгруальной (право на гарантированную материальную поддержку гос-ва, пенсионное страхование, дотации на обучение детей, ежегодный отдых, лечение и т. д.). В 1927 г. Г. начал подготовку к учреждению Чешской правосл. епархии. 15 апр. 1928 г. Синодальный совет Чешской религ. правосл. общины одобрил проект Устава епархии. 12 марта 1929 г. Устав был утвержден Свящ. Синодом СПЦ, а 6 июня 1929 г. одобрен Мин-вом образования и народного просвещения ЧСР. 22 сент. того же года в Оломоуце состоялось собрание, заявившее об офиц. учреждении епархии и избравшее Г. ее главой. 5 июля 1930 г. полномочия Г. как главы Чешской правосл. епархии были подтверждены Советом министров ЧСР. По инициативе Г. местные филиалы Чешской религ. правосл. общины были преобразованы в самостоятельные приходы, и к 1931 г. в составе его епархии было уже 11 местных общин, из к-рых 9 находилось в Моравии. Каноническая власть Г. в соответствии с Уставом епархии распространялась на правосл. население исторических Чешских земель (т. е. на Чехию, Моравию и чеш. Силезию).

http://pravenc.ru/text/166169.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010