Новые религиозные движения представлены адептами Бахаи религии (19 религ. объединений; 2 культовых сооружения), Общества сознания Кришны (9 религ. объединений), вайшнавизма (3 религ. объединения), церкви объединения (муниты; 2 религ. объединения), сайентологии (3 религ. объединения). По 2 общины имеют церковь Последнего Завета (виссарионовцы) и Христово братство и одну - церковь христ. науки. Религиозное законодательство Согласно Конституции, К. является светским гос-вом (ст. 1). Граждане К. имеют право на свободу совести (ст. 22.1), к-рое «не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством» (ст. 22.2). Никто не может подвергаться дискриминации по религ. принципу (ст. 14.2), поэтому Конституция К. запрещает создание общественных объединений, «деятельность которых направлена... на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований» (ст. 5.3), а также пропаганду такого рода взглядов (ст. 20.3). Запрещено создание политических партий «на религиозной основе» (ст. 5.4). Гос-во и органы гос. власти не должны контролировать религ. пристрастия граждан, поэтому «каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность» (ст. 19.2). Конституция допускает существование иностранных религ. объединений в К., однако их деятельность, а также «назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики» (ст. 5.5). Гос-во также не вмешивается во внутриконфессиональную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы) и не оказывает религ. объединениям материальной или к.-л. иной, в т. ч. финансовой, поддержки. Право на свободу совести и вероисповедания защищается законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Гражданским кодексом и др. законодательными актами. Принятый в 1992 г. закон «О свободе вероисповедания» носил максимально либеральный характер и не предусматривал обязательной гос. регистрации религ. объединений. Однако ст. 375 Кодекса об административных правонарушениях предусматривала наказание за деятельность религиозных объединений без гос. регистрации. После принятия в 2005 г. законов «О противодействии экстремизму» (18 февр.), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремистской деятельности» (23 февр.) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» (8 июля) появилась возможность подвергать более высоким штрафам незарегистрированные религ. орг-ции.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

С ХХ в. формы церковно-гос. отношений представляют собой широкий спектр правовых статусов религ. общин. В порядке формального убывания прав религ. объединений это - теократия (Иран, Ватикан); гос. церковность; особое правовое положение отдельных религ. орг-ций; наделение отдельных религ. общин привилегиями; наличие у религ. общин статуса корпорации публичного права; радикальное отделение религии от гос-ва при полном равенстве религ. объединений; подавление гос-вом религ. объединений (отдельных или всех). В правовых гос-вах существование гос. Церкви уже не влечет за собой дискриминации религ. меньшинств; вмешательство светской власти во внутренние дела Церкви обычно минимизировано. В законодательстве таких гос-в нет ни прямых запретов отпадения от гос. Церкви, ни к.-л. вообще юридических затруднений для перемены вероисповедания. На практике реальное положение религ. общин в большинстве из совр. правовых гос-в несколько различается в зависимости от того, отделена или нет религия от гос-ва. При существовании гос. Церкви, напр. в совр. Великобритании, Дании, Греции, нет полного равноправия религ. общин; гос. Церковь имеет юридические привилегии, но при этом община, не имеющая статуса гос. Церкви, подчас реально может пользоваться большими возможностями в своей внутренней жизни. В Великобритании, напр., гос. англикан. Церковь в отличие от католич. поставлена в нек-рую зависимость от монарха. В то же время там практически нет дискриминации католиков, кроме того, что католику, равно как и всякому вообще лицу, не принадлежащему к англикан. Церкви, недоступен королевский престол. В. в России Воспринявшая Православие от Византии Русь усвоила и основополагающий принцип визант. отношений Церкви и гос-ва - принцип симфонии властей . При этом в отличие от Византии высшая церковная власть в допетровской Руси была более независима от гос-ва. Православие в России составляло народную святыню, и его защита была высшей обязанностью царя перед Богом. Соборное уложение 1649 г ., изданное при царе Алексее Михайловиче , содержит положения, направленные на защиту правосл. веры и неприкосновенности установлений Церкви под угрозой тяжких наказаний для покушающихся на святыни. 1-я глава Уложения, «О богохульниках и о церковных мятежниках», в частности, гласит: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 3. С. 85).

http://pravenc.ru/text/150455.html

объединений; 8 культовых сооружений). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. баптисты начали сближение с меннонитами (гл. обр. церковными меннонитами); с 1966 г. они совершали совместные богослужения и вошли во Всесоюзный совет Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1989 г. в К. было зарегистрировано 11 общин меннонитов, в 1992 г.- 9, а в 2011 г.- 5 общин. Методисты в К. насчитывают ок. 1 тыс. чел. Возникновение методистских церквей связано с деятельностью проповедников Корейской методистской церкви (Чан Сап Сон, Тэ Хон Юн, Ин Ги Ли) и Российской объединенной методистской церкви (РОМЦ). Территория К. входит в Восточную конференцию РОМЦ. Адвентисты седьмого дня, на численности к-рых также сказалась массовая эмиграция, в наст. время имеют в К. 68 религ. общин. Пятидесятники представлены общинами Союза христиан евангельской веры (20 религ. объединений; 14 культовых сооружений) и Евангельскими христианами в духе апостолов (1 религ. объединение; 1 культовое сооружение). Новые пятидесятнические объединения насчитывают 76 религ. объединений, крупнейшими из которых считаются Сун Бок Ым (12 общин; 9 культовых сооружений) и Ассамблеи Бога (2 общины; 1 культовое сооружение). У неопятидесятников и харизматов наибольшее число религ. объединений в К., к ним можно отнести и т. н. пресвитерианские церкви, созданные корейско-амер. миссионерами. Среди пресвитерианских общин, опирающихся на учение о дарах Св. Духа, к наиболее крупным относятся миссия «Грейс», религ. центр к-рой расположен в США (штат Калифорния), и церковь «Благодать». Первые общины «Грейс» возникли в К. в 1990 г.; на 1 янв. 2011 г. к миссии относятся 72 религ. объединения и 30 культовых сооружений. У церкви «Благодать» имеется 54 религ. объединения и 27 культовых сооружений. В 1996-2006 гг. в К. появилось более 259 протестант. харизматических объединений, относящихся к более чем 30 деноминациям, среди них - орг-ция «Новая жизнь» (57 религ. общин; 26 культовых сооружений) и миссия «Агапе» (51 религ. объединение; 33 культовых сооружения), Церковь полного Евангелия (32 общины; 5 культовых сооружений).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

До «перестройки» в СССР действовало 2 зарегистрированных религ. объединения буддистов: Иволгинский (Бурятия) и Агинский (Агинский Бурятский АО) дацаны. В 1988 г. буддийские общины были зарегистрированы в Калмыкии, Туве и Ленинграде. В 1991 г. из Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ, центр в Улан-Удэ) выделилось Объединение буддистов Калмыкии. Общее число буддийских общин в стране выросло до 16. По мере того как религ. орг-ции обретали права, они начинали отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с гос. властью, что наиболее ярко выразилось в процессе разработки и принятия нового закона о свободе совести и религ. орг-циях. По поручению Политбюро ЦК КПСС работа над законопроектом велась с нач. 1988 г. в Совете по делам религий, в созданных им комиссиях и рабочих группах с участием представителей религ. орг-ций. Однако в мае 1989 г. в результате аппаратной борьбы председатель Совета по делам религий Харчев был заменен Ю. Н. Христорадновым, а подготовленный проект закона о свободе совести отклонен идеологической комиссией ЦК КПСС за излишние уступки религ. орг-циям. Дальнейшая работа над законом проходила в Верховном Совете СССР. На его весенней сессии 1990 г. законопроект был рассмотрен и возвращен на доработку. Отказ депутатов принять представленный вариант закона был во многом обусловлен позицией религ. орг-ций, прежде всего РПЦ. В работе парламентской комиссии над этим законопроектом активно участвовал Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Ридигер), избранный народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья. Состоявшийся после кончины Патриарха Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор РПЦ 6-10 июня 1990 г. был первым в послевоенный период Собором, проходившим без вмешательства Совета по делам религий. Власти не оказывали влияния на процесс выборов нового Патриарха, к-рым был избран Ленинградский митр. Алексий. Большое внимание на Соборе уделялось вопросам взаимоотношений Церкви и гос-ва, в частности проекту закона о свободе совести. Законопроект предусматривал предоставление прав юридических лиц отдельным приходам, мон-рям, духовным учебным заведениям, управлениям и центрам, но не Церкви как единой, целостной религ. орг-ции. Собор указал на недопустимость подобного положения, фактически повторявшего дискриминационную в отношении Церкви позицию постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г. Патриарх Алексий II довел до сведения Г. критическое отношение Церкви к проекту закона о религ. орг-циях, что способствовало достижению договоренности об участии представителей РПЦ и др. религ. объединений в дальнейшей работе над законопроектом.

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

Отсюда, делает вывод И., ни одна Церковь не имеет права распространять среди людей свое исповедание во что бы то ни стало, не заботясь о верном акте. В то же время И. отмечает теснейшую связь религ. акта и религ. содержания как в жизни, так и в истории религии (Там же. С. 136-137). Вопрос о «религиозном методе», т. е. верном пути (греч. μθοδος; букв.- «путь вслед за чем»), ведущем к Богу, есть основной и существенный для каждой религии (9-я аксиома): «религиозное учение наставляет людей в методе и человеческая религиозность состоит в осуществлении этого пути» (Там же. С. 170). Религия, подчеркивает И., есть прежде всего путь к Богу, для христианина Христос есть религ. путь, ведущий к истине и обновляющий его жизнь (Там же. С. 172, ср.: Ин 14. 6); всякий верующий человек, к-рый считает себя «владеющим истиной о Боге, достигшим ее», должен стараться рассказать о своем пути и пытаться научить других (Там же. С. 191). Несмотря на то что религия принадлежит к сфере «чудесного» и «таинственного», религ. отношение к чуду и религ. созерцание тайны отличаются от суеверного, магического и всякого иного нерелиг. восприятия «потусторонней» сферы жизни и мира (10-я аксиома) (Там же. С. 198). Далеко не все необычное, непонятное и неизвестное является «чудом». И. дает характеристику чуда в религ. смысле: чудо есть «нечто подлинно-сущее, вправду совершившееся, объективно-достоверное», однако не объяснимое никаким действием известных нам естественных сил; в подлинно религ. чуде непременно проявляется «живое и беззаветное искание Бога», «поэтому христианин, признающий Христа лишь по Его чудесам, еще не нашел к Нему верной, духовной дороги»: чудеса Христа не были главным делом Его жизни, но они были только постоянным проявлением Его любви к страждущим; «Он Сам был (как Бог во плоти) величайшим Чудом», несравнимо большим всех остальных Его чудес (Там же. С. 199, 203, 204). Раскрывая религ. понимание тайны, И. считает необходимым различать 3 стороны в области «таинственного»: человеческий подход к таинственному; то, что человек принимает и выдает за «тайну»; самую «подлинную глубину таинственно-сущего Предмета» (Там же. С. 210). Религ. тайна есть «тайна Бога», она «скрыта в Боге», однако эта сокровенность вовсе не означает недоступность, она требует от человека свободного обращения, самоусовершенствования и усвоения.

http://pravenc.ru/text/389451.html

Согласно данным Исламского культурного центра в Люксембурге, в сер. 70-х гг. ХХ в. в стране было ок. 300 мусульман, в сер. 90-х гг.- ок. 3 тыс., в сер. 2000-х гг.- ок. 6 тыс. По данным на 2007 г., 65% мусульман Л. прибыли сюда из Балканских стран; 6% мусульман родились в Л. В 2014 г. 6 мусульм. общин создали Совет (Шура) мусульманских общин Люксембурга, зарегистрированный как юридическое лицо. По оценкам этой организации, в наст. время число исповедующих ислам в герц-стве составляет от 10 до 15 тыс. чел. (данные, вероятно, завышены и учитывают не только граждан Л., но и приезжих из др. стран). С 2015 г. ислам является официально признанной религией. Религиозное законодательство Гос-во Л. формально носит светский характер. Конституция Л. (принята 17 окт. 1868; действует с поправками) гарантирует свободу вероисповедания и публичного отправления религ. обрядов, как и свободу выражения религ. убеждений, с сохранением ответственности за правонарушения, совершённые при пользовании этими свободами (ст. 19). Запрещается принуждение к участию в религиозных актах и обрядах и к соблюдению религ. праздников (ст. 20). Гражданская регистрация брака должна всегда предшествовать церковному браку (ст. 21). Отношения между религ. организациями и гос-вом определяются в специальных соглашениях, что отмечено в ст. 22 конституции: «Участие государства в назначении и допущении к должности глав религиозных культов, порядок назначения на должность и отрешения от должности других служителей культов, права тех и других должны быть согласованы с вышестоящими властями и необходимо публиковать их акты, а также отношения Церкви с государством являются предметом соглашений, подлежащих рассмотрению палатой депутатов по тем вопросам, которые требуют ее участия». Согласно ст. 26, учреждение любого религ. сообщества должно быть разрешено законом. В Л. действует понятие т. н. признанных религ. общин, к к-рым до недавнего времени относились католич. Церковь, лютеран. церковь, кальвинист. церковь, правосл. Церковь и иудейская община. В янв. 2015 г. между правительством и религ. общинами Л., в т. ч. православной, католической, англиканской, протестантской, иудейской и мусульманской, было подписано новое соглашение, заменившее предыдущие отдельные соглашения. Подписанный документ предусматривает включение англикан. Церкви и мусульманской общины в число признанных религ. организаций, установление для всех признанных общин ежегодной финансовой субсидии от гос-ва (ст. 7), выведение религ. групп из сферы публичного права в сферу частного (ст. 4).

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Буддизм в И. представлен Буддистским союзом Италии, созданным в 1985 г. В 1991 г. союз был признан религ. орг-цией. К 2011 г. Буддистский союз включал 45 орг-ций. Индуизм. Существующий с 1996 г. Индуистский союз Италии в 2000 г. был официально признан итал. государством как представляющий одну из религ. конфессий. Новые религиозные движения представлены последователями бахаизма (см. Бахаи религия ), неоязычниками («Римский путь к богам», «Община Одина»). Религиозное законодательство Конституция И. гарантирует свободу вероисповедания; оскорбления на религ. почве и кощунство наказываются уплатой штрафа. По закону все религ. группы могут быть признаны юридическими лицами и освобождены от налогов. И. является светским гос-вом, однако гос-во оказывает поддержку некоторым религ. организациям - в первую очередь Римско-католической Церкви, но также и др. конфессиям. Гос. поддержка обеспечивается особым соглашением между правительством и религ. орг-цией в соответствии со ст. 8 Конституции И. По соглашению духовенству предоставляется свободный доступ в гос. госпитали, тюрьмы и на территорию воинских частей, позволяется офиц. регистрация браков и облегчается проведение религ. церемоний при погребении, учащиеся освобождаются от посещения учебного заведения в дни религ. праздников. При наличии соответствующего запроса соглашение может включать добровольный перевод части налоговых отчислений верующих на нужды религ. орг-ции. Кроме Римско-католической Церкви соглашения с гос-вом заключили Союз Методистской и Вальденской церквей, Адвентисты седьмого дня, Ассамблеи Бога в Италии, Христианский баптистский евангелический союз Италии, Лютеранская Евангелическая церковь Италии (1993), Союз еврейских общин Италии. В 2007 г. были заключены предварительные соглашения с Буддистским союзом Италии, свидетелями Иеговы, мормонами, Апостольской церковью, а также переработано соглашение с Союзом Методистской и Вальденской церквей и с адвентистами. 13 мая 2010 г. совет министров утвердил эти соглашения и передал их для ратификации в парламент (на нояб.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В то же время Собор отметил отсутствие в тексте принятого закона неск. принципиальных положений, о необходимости которых Церковь неоднократно заявляла в процессе обсуждения законопроекта, прежде всего в отношении четкого разделения религ. орг-ций по категориям с их структурными и функциональными особенностями. Как говорилось в определении Собора, было бы естественно и закономерно установление в первую очередь Церкви в целом (или духовного управления, или иной целостной религ. орг-цией, состоящей из общин и др. религ. учреждений) как юридического лица, а затем по принципу канонической принадлежности за ее общинами, мон-рями, духовно-учебными заведениями, за находящимися в ее ограде религ. братствами, миссионерскими об-вами и др. В этой связи в определении Собора отмечалась как необоснованная установленная Законом СССР единообразная процедура регистрации всех категорий религ. орг-ций в местном исполнительном комитете районного (городского) Совета народных депутатов. Собор выразил сожаление в связи с тем, что в тексте закона не нашли отражения высказывавшиеся в процессе его разработки пожелания о закреплении права религ. объединений получить в собственность храмовые здания и др. сооружения, если они находятся на их полном содержании, включая реставрацию, ремонт, реконструкцию. Собор выразил надежду на то, что со временем в закон будут внесены необходимые изменения, и посчитал неотложной задачей его претворения в жизнь (ЖМП. 1991. 2. С. 2-5). 25 окт. 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял собственный закон «О свободе вероисповеданий», на основе к-рого стали складываться в дальнейшем государственно-религ. отношения на территории Российского гос-ва. В связи с этим Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» фактически остался недействующим, хотя потерял юридическую силу только в дек. 1991 г. в связи с прекращением существования СССР. Лит.: Цыпин. История РЦ. С. 484, 493-494; Куницын И. А. Правовой статус религ. объединений в России: ист. опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. С. 81, 130-131; Одинцов М. И. На переломе эпох: гос-во и религ. объединения в СССР, 1985-1990 гг.//Права человека в России и за рубежом: Мат-лы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. «Правовые средства обеспечения и защиты прав человека: российский и зарубежный опыт». М., 2009. С. 139-184; он же. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России, 1985-1997. М., 2010. С. 67-92, 109-111, 118-137. Д. Н. Н. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/ О свободе ...

убеждениям, обучение основам религии в школе, безвозмездная передача религ. орг-циям всех ранее использовавшихся ими культовых и иных зданий (Письмо Совета министров СССР в Верховный Совет СССР при внесении на его рассмотрение проекта Закона СССР «О свободе совести и религиозных организаций», 30 апр. 1990 г.// Одинцов. 2010. С. 150-152). 18 мая 1990 г. была образована комиссия Верховного Совета СССР под рук. председателя подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по законодательству Себенцова. В состав комиссии вошли в т. ч. являвшиеся народными депутатами СССР митр. Ленинградский Алексий II (Ридигер ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), верховный патриарх и католикос всех армян Вазген I и председатель президиума Духовного управления мусульман Ср. Азии и Казахстана Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф. Митр. Алексий активно участвовал в работе комиссии до своего избрания 7 июня 1990 г. на Патриарший престол. На заседаниях комиссии его заменил архиеп. Смоленский Кирилл (Гундяев ; ныне Патриарх Московский и всея Руси). В ходе работы над законопроектом обсуждали составление исчерпывающего переченя причин отказа от регистрации религ. объединения, права религ. объединений на производственно-хозяйственную, благотворительную и издательскую деятельность и свободное учреждение органов печати, уравнение суммы в отношении налогообложения религ. объединений и др. общественных орг-ций. Митр. Алексий и архиеп. Кирилл неоднократно поднимали принципиальный вопрос о предоставлении прав юридических лиц не только местным религ. общинам, но и конфессиональному религ. объединению (Церкви) в целом, но не получили поддержки со стороны большинства членов комиссии. 30 мая 1990 г. проект закона «О свободе совести и религиозных организациях» был принят Верховным Советом в 1-м чтении. 6 июня его текст был опубликован в газ. «Правда» для общенародного обсуждения. Законопроект вызвал многочисленные отклики, оценки, замечания и предложения от глав религ. орг-ций, священно- и церковнослужителей, преподавателей духовных образовательных учреждений, представителей религ. центров, ученых, верующих, от членов республиканских советов по делам религий. Мн. отзывы публиковались в печати. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. было высказано позитивное отношение к готовившемуся закону и выражена надежда на то, что он обеспечит Церкви конституционные условия для выполнения ее миссии (ЖМП. 1990. 9. С. 8). При этом Поместный Собор внес конкретные замечания по проекту закона, прежде всего в отношении того, что он «представляет составным частям Церкви (приходам, монастырям, управлениям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридического лица, но лишает такого права Церковь как целостную религиозную организацию» (Там же. С. 10).

http://pravenc.ru/text/ О свободе ...

с избранным в 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным . В Верховном Совете РСФСР разрабатывался собственный Закон «О свободе вероисповеданий» , к-рый был принят 25 окт. 1990 г. Российское законодательство пошло дальше союзного по пути преодоления прежних ограничений на деятельность религ. орг-ций. Сохраненный в Законе СССР гос. орган по делам религий в Законе РСФСР упразднялся и заменялся экспертно-консультативным советом при парламентском Комитете по свободе совести. Также в российском Законе вводилась норма, разрешавшая преподавание в гос. образовательных учреждениях религ. дисциплин, имеющих информационный характер. Регистрация уставов религ. объединений была передана в компетенцию республиканского Мин-ва юстиции и его органов на местах, а не была оставлена в ведении местных исполкомов, как это предусматривалось союзным законодательством. Позднее аналогичные российскому законодательные акты появились и в др. союзных республиках - на Украине, в Туркменистане, Узбекистане и Армении. При разработке нового законодательства без решения остался вопрос о возвращении религ. орг-циям их культовых зданий. За религ. орг-циями не было закреплено исключительное право на передачу недвижимого имущества религ. назначения, поэтому значительная часть культовых зданий на долгие годы оказалась занятой посторонними пользователями, а в нек-рых случаях приватизированной светскими орг-циями и частными лицами. В стране были созданы все условия для свободного исповедания и свободной деятельности религ. орг-ций. Право на регистрацию получили прежде запрещенные в СССР культы. В частности, в марте 1991 г. Мин-вом юстиции РСФСР был зарегистрирован Управленческий Центр свидетелей Иеговы в СССР (см. Иеговы свидетели ), в мае того же года регистрацию получила Церковь Иисуса Христа святых последних дней ( мормоны ). В стране происходило бурное и бесконтрольное распространение многочисленных нетрадиц. религ. движений различного толка (неохрист., неоориенталистские, синкретические, оккультно-мистические и неоязыческие).

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010