Кальвин ожидал, что склонивши цюрихцев к своему воззрению, он произведет большую радость в Германии, так как для Лютеран действительное присутствие тела и крови Христовых в евхаристии и вкушение их верующими было сущностью этого таинства. Женевский богослов для восстановления единения между обоими евангелическими вероисповеданиями внес in Consensionem Tigurinam выражения из Аугсбургского исповедания 1540 г., которое тогда в новом издании принято было во всеобщее употребление в Лютеранской церкви. Многие протестанты в Страсбурге и Виттенберге разделяли надежды Кальвина на примирение. Но эти надежды не исполнились. Иоаким Вестфаль m Гамбурга во многих своих сочинениях восстал против Кальвина и против Consensio Tigurina. Все сочинения Вестфаля дышат фанатическою ненавистью к женевскому богослову. Это чувство главным образом возбуждено было и поддерживалось в Вестфале ложным его предположением, что будто Кальвин замышлял искоренить лютеранство и на место его ввести исповедание Сакраментариев, которые поведут борьбу на жизнь и смерть, чтобы отвлечь от Лютера всех его последователей 501 . Вестфаль поставил для себя задачею возбудить в единомысленных людях открытую оппозицию против Швейцарцев. Он учил, что хлеб в причащении substatianliter есть тело Христа, что Христос и по человечеству находится везде и неограничен местом (extra locum). О Швейцарцах и особенно о Кальвине отзывался, как о еретиках, об учении их, как о безбожном отрицании Писания, об отвержении же всего святого, как о диавольском богохульстве. Кальвин сначала долго не отвечал против Вестфаля, чтобы чрез это не дать ему иного значения. Но когда в конце 1554 года он узнал, что Вестфаль с помощью своих единомышленников начал преследовать солидарных с ним (Кальвином) эмигрантов из Англии и во главе их поляка Ласко, собирал в нижнегерманских городах подписи, чтобы противопоставить Швейцарской церкви consensum церкви Саксонской, то спешил написать свое объяснение на Consensionem Tigurinam, где обширнее изложил свое учение 502 . Но как это не привело к миру, то Кальвин писал еще два сочинения против Вестфаля и одно против Тилеманна Гесгуса. Мы не входим в подробное рассмотрение этой полемики Кальвина с Вестфалем, потому что она не принесла ничего для раскрытия учения Женевского богослова и упомянули о ней лишь потому, что она разрушила его надежды на унию. Вследствие этой полемики строгие лютеране стали смотреть на Кальвина и его последователей крайне враждебно. Совершенно иначе, с сочувствием к Кальвинову учению об евхаристии и к кальвинистам относились последователи Филиппа Меланхтона, известные под именам Филиппистов, но и они под именем криптокальвинистов подверглись кровавым преследованиям со стороны ультра-лютеран.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Король лично принял их делегатов и, не скупясь на посулы, затянул с ними долгие переговоры, дав возможность герцогу Норфолку подтянуть к городу войска и разбить мятежников наголову. Снова последовала жестокая расправа. Между тем любвеобильное сердце короля выкинуло очередной трюк, в результате чего вопрос о наследнике престола снова оказался актуальным. Генриха пленила камеристка королевы Джейн Сеймур. Поскольку после рождения Елизаветы Анна одарила супруга только одним мертворожденным сыном, ничего хорошего он от нее больше не ждал. Закончилась эта история печально. В 1536 году Генрих выдвинул против королевы обвинение в супружеской измене и кровосмесительстве и приговорил ее к смертной казни. Брак опять объявили недействительным, а дочь Елизавету – лишенной права на наследование. Крэнмер, сделавший благодаря Анне головокружительную карьеру, приложил к ее гибели не меньше усердия, чем когда-то к свержению Екатерины. Генрих обвенчался с Джейн, которая через год умерла при родах, произведя на свет сына, будущего короля Эдуарда VI. Генрих оставался ревностным католиком. При всем при этом ересь вызывала в нем глубокое отвращение, и он весьма дорожил своим званием радетеля католической веры, дарованным ему тем самым папой, с которым теперь он порвал всякие отношения. Между тем существовало сразу два мощных источника влияния, вдохновители которых пытались склонить Генриха VIII к Реформации. Первый, достаточно скромный, представляли английские единомышленники Лютера и Цвингли; второй, гораздо более внушительный, – те князья-протестанты, союз с которыми сулил для Генриха немалые выгоды. Взамен они ожидали от короля Англии определенных религиозных уступок. В 1535 году Генрих VIII направил в Эрфурт трех эмиссаров, поручив им договориться о политическом союзе с князьями-протестантами. Последние не скрывали, что такой союз возможен, однако Генриху придется оказать им поддержку в борьбе за новую религию. В апреле 1536 года на свет явился « Символ веры англиканской Церкви» – своего рода гибрид, в котором переплелись положения Аугсбургского вероисповедания и догматы, защищаемые английскими католиками – так называемыми генрицистами, которых возглавлял епископ Винчестерский Гардинер.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

ЛЮДИ ПЯТОГО ЦАРСТВА - возникшая в XVIIb. в Англии секта, которая проповедовала наступление " пятого царства " (тысячелетнего царства Христа). Члены секты полагали, что в нем осуществится равенство и справедливость. В начале 60-х гг. XVIIb. секта распалась. ЛЮТЕРАНСТВО - наиболее крупное протестантское течение, начало которому положил виттенбергский монах Мартин Лютер (1483-1546), обнародовав в 1517г. 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций в католической церкви. В основу вероучения положены Библия и " Книга согласия " , состоящая из " Аугсбургского вероисповедания " и " Апологии " , написанных Лютером и его сподвижником Филиппом Меланхтоном (1497-1560), " Большой катехизис " и " Малый катехизис " и некоторые другие богословские сочинения. При разграничении религиозной и общественной жизни лютеранство руководствуется Евангелием и апостольскими постановлениями. Лютеране отвергают пышный католический культ, но сохраняют епископство, организацию церкви, церковную живопись, крест и свечи. Из христианских таинств сохранены два - крещение и причащение. В отличие от католической концепции о реальном превращении хлеба и вина в плоть Христа утвержден тезис, что тело и кровь Христа лишь таинственным образом присутствуют в причащении. Лютеранство разрешает развод и вторичное вступление в брак. Основное внимание в идеологии уделено всеобщей греховности людей и учению об оправдании верой и милосердием Бога. Современные лютеране-ортодоксы придерживаются догмата греховности, а либералы ее отрицают. В Россию лютеранство проникло в XVI в. МАЛЕВАНЦЫ - члены секты, основанной в конце 1880-х гг. в бывшей Киевской губернии баптистом Малеванным (отсюда название движения). Он критиковал оцерковление баптизма и объявил себя посланцем Бога, царем над царями и Христом ( " воплощением правды " ), пришедшим на землю, где " царит зло " , чтобы установить свое тысячелетнее царство. Малеванцы считали учение о Страшном суде аллегорией, соблюдали посты, прыгали и скакали на собраниях, практиковали глоссолалию ( " говорение на иноязыках " ). В вероучении секты отразились учения баптистов, штундистов и хлыстов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/124/...

Меланхтон составил для школ и университетов получившие широкое распространение и ставшие образцовыми учебники греческой и латинской грамматики, логики, риторики, диалектики, богословия, этики, физики и психологии. В основу он положил Аристотеля, этого «единственного мастера метода». В большинстве случаев Аристотель, по мнению Меланхтона, сходится и с Откровением; где этого нет, там Аристотеля надо оставить. В 1545 г. Мелахтон составил «виттенбергову реформацию», в которой сделал католикам большие уступки в отношении епископальной организации церкви. В то же время, симпатизируя швейцарским реформатам, с 1535 г. Меланхтон всё решительнее склоняется в учении о евхаристии к воззрениям Ж. Кальвина. В итоге, в латинском издании 1540 г. он изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, в связи с чем получились две редакции Аугсбургского вероисповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиознополитических договоров и была подписана Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры превратилась в общепротестантское. Хотя после смерти Лютера к Меланхтону почти всецело перешел весь престиж, которым был окружен основатель Реформации, и слава «учителя Германии» ( Praeceptor Germaniae), этого было недостаточно, чтобы обуздать ортодоксальных последователей Лютера, возмущавшихся отступлениями Меланхтона от строго Лютерова учения. До самой смерти Меланхтона преследовала «ярость богословов» ( rabies theologorum): одни считали его криптокальвинистом, другие обвиняли в склонности к католическим воззрениям. 747 См.: Crespin J. Livredes martyrs ( Acta Marty rum), depuis le temps de Wiclif et de Jean Hus jusqu’a present, 1554 (лат. изд.: Acta Martyrum, or Actiones et Monumenta Martyrum, etc. 1 st ed. 1556; дополн. изд. в 2–х т: Geneve, 1619; Amsterd., 1684; ряд изданий по-латыни, на франц., голландск., англ, и нем. яз.); Browning W.S. A History of the Huguenots. 1829–1839. 3 vols. (repr.: Philadelphia, 1845); De Felice G. Histoire des Protestants de France: depuis l’origine de la Rdformation jusqu’au temps present (8 изданий c 1850 до 1895 г.; англ, пер.: History of French Protestants, 1851, 1853); Lacretelle Ch. Histoire de France pendant les guerres de Religion. Paris, 1815; MaimbourgL. Histoire du calvinisme. 2 ed. 2 vols. Paris, 1682; Polenz G. von. Geschichte des franzosischen Calvinismus bis zur Nationalversammlung i. J. 1789, zum Theil aus handschriftl. Quellen. 5 Bde. Gotha, 1857–1869; Puaux F. Histoire de la Reformation franfaise. 7 vols. Paris, 1868; Schaeffer A. Les Huguenots du seizieme siecle. Paris, 1870; Soldan W.G. Geschichte der Protestantismus in Frankreich bis zum Tode Karl’s IX. Lpz., 1855; Poole R.L. A history of the Huguenots of the dispersion at the recall of the Edict of Nantes. L., 1880; Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции: История феодальной реакции во Франции в 16 и 17 веках. Киев, 1871;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Над территориями светских чинов, принявших аугсбургское исповедание, было приостановлено осуществление юрисдикционных прав католических епископов. Подданным протестантских князей, желавшим оставаться в прежней вере, а равно подданным католических князей, принявшим аугсбургское исповедание, гарантирована свобода выселения в другую территорию (beneficium emigrandi). То jus reformandi, которое в исходе средних веков означало право католического светского начальства исправлять к лучшему пришедшие в упадок церковные дела территории и восполнять таким образом нерадение духовных властей, а в эпоху деятельности реформаторов означало право и обязанность светского начальства восстановить религиозный порядок согласно с истинным разумением Евангелия, теперь это jus reformandi превратилось в формальное право территориального начальства определять исповедание подданных. Таким образом имперский чин, присоединившийся к новому вероисповеданию, имел право вводить его в своей территории, а католический чин имел также право поддерживать и вводить в своей территории католическую веру. При этом могло случиться, что территория раз уже «реформированная», с поступлением под власть князя другого вероисповедания, снова «реформировалась» в противоположном направлении. Свобода выселения тех подданных, вероисповедание которых не совпадало с вероисповеданием начальства, в действительности превратилось в изгнание. Следовательно для свободы совести аугсбурский мир содержал в себе лишь то, весьма скромное, приобретение, что в германской империи, вместо одной принудительной церкви, стало две, и что приверженцы одной, находившиеся в пределах господства другой, не наказывалось уже смертной казнью как еретики, а только изгонялись; последователи же каких-либо других религиозных учений, кроме католического и аугсбургского, все еще должны были рассматриваться и наказываться государством как еретики. Почти столетие спустя, вестфальский мир, закончивший тридцатилетнюю войну, сделал более решительный шаг на пути веротерпимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Нам также не понятна позиция ЕЛЦ и ЕЛЦИ, заключающаяся в не признании наших служителей. Да, мы их и рукополагаем для своей Церкви. Если пасторы ЕЛЦ или ЕЛЦИ, к примеру, приедут в Германию или Финляндию, США их так же не допустят до служения, так как по правилам известных в этих странах лютеранских церквей пасторы ЕЛЦ и ЕЛЦИ служить могут только в России, а в других церквях пасторами не считаются. Так в чем же между нашими пасторами разница? Как они, так и мы рукапологаем пасторов для своих церквей. Разве устарели слова писания: " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши " .(2Кор.1:21-22). Также Апостол Павел резонно возражает своим критикам, которые обвиняли его подобно тому, как сейчас критики обвиняют ЕЛЦ АИ: " На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы " (2 Кор 10:7). Неужели, мы ошибаемся, когда ставим традиции на второе место, а на первое Евангелие? Независимость нашей церкви определяется отсутствием спонсоров на стороне и иностранных грантов. Реализуем принцип общинного устройства церкви, в котором община заботится о нуждах ее членов и принимает активное участие в социальном служении миру. Однако мы вовсе не отвергаем и не унижаем роли епископов и архипастырей Церкви, о чем свидетельствует и избрание в епископы священника Константина Андреева. ЕЛЦ АИ стала церковью, собравшей общины и группы верующих, желавших присоединиться к Лютеранской церкви, но не сумевших это сделать по ряду причин, в том числе зачастую из-за нежелания отдельных церковных функционеров думать, прежде всего о Божием, а не о своих амбициях. На данный момент в ЕЛЦ АИ зарегистрированы государством 14 поместных общины, еще несколько общин на стадии регистрации и подачи документов. В Заявлении акцентируется внимание на то, что наши общины без каких-то условий могут войти в состав ЕЛЦ, а вот служители, как раз организовавшие их, должны пройти " особую проверку " . Но сегодняшние положение и само существование общин связано с деятельностью именно этих служителей. И Архипастырям это должно быть хорошо известно. Мы считаем, что данный пункт Заявления является в первую очередь проявлением неуважения к общинам, свободно определивших своих пасторов и других служителей церкви, как предписывает им лютеранское вероисповедание.

http://religare.ru/2_93521_1_21.html

Начало Реформации в Англии чаще всего связывают с именем Генриха VIII, но ее творцом и идеологом был его современник – архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер . Становление в первой половине XVI столетия англиканской ветви Реформации в силу исторических условий существенно отличалось по своему характеру от зарождения германской и швейцарской ветвей. Если в Европе Реформация шла преимущественно «снизу», то в Англии она началась «сверху», что отразилось на ее сравнительном консерватизме и сохранении иерархического устройства церкви. Кроме того, английская Реформация запоздала во времени по сравнению с европейской и приняла смягченный характер компромисса между католичеством и Реформацией, хотя в дальнейшем он все более размывался под натиском крайнего, преимущественно кальвинистского протестантизма. Символических книг Англиканской церкви немного по сравнению с другими протестантскими исповеданиями. Их часто отличает некая намеренная богословская неопределенность, ибо они были составлены в эпоху религиозного противоборства как выражение, скорее, компромисса, чем принципа, и отражают общую двойственность англиканского вероучения. Прежде всего это так называемые «39 артикулов Англиканской церкви», которые представляют собой позднейшую редакцию составленного Т. Кранмером на основе «Аугсбургского исповедания» и некоторых положений кальвинизма изложения англиканского вероучения. Окончательно они были утверждены лишь в 1571 году и представляют собой краткое изложение основ англиканского вероисповедания. Несомненное значение для веры и жизни всех англикан представляет так называемая «Книга общих молитв», содержащая порядок англиканского богослужения. После ряда редакций ее окончательное утверждение состоялось в 1661 году, и до сих пор она остается символом церковного единства всего Англиканского содружества. Третьей символической книгой является «Англиканский катехизис», окончательно сложившийся к 1604 году. Хотя англиканство сохраняет уважение к преданию Церкви, частично признает и использует его, но, как и все протестантские исповедания, оно отрицает его вероучительное достоинство, равное Священному Писанию, ибо по утверждению 6-го артикула англиканского исповедания: «Священное Писание содержит в себе все необходимое для спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Немецкие протестантские князья устроили против императора заговор, одной из побудительных причин которого объявили интересы свободы религии. В 1552 г. они в союзе с Францией напали на императора и разбили его войска. Карл V бежал в Штирию, поручив вести переговоры своему брату Фердинанду, который в 1553 г. в Пассау заключил мир, которым давалась полная свобода в религиозных делах. Поздней осенью 1555 г. на Аугсбургском сейме мир, заключенный в Пассау, был утвержден. Это был, наконец, настоящий религиозный мир, принявший за принцип то, что с 1532 г. все еще считалось только уступкой, которую всегда можно отменить. На сейме было постановлено, что запрещается притеснять кого-либо из-за «Аугсбургского исповедания», что все религиозные распри должны приводиться к мирному решению лишь миролюбивыми средствами. Это постановление не распространилось, однако, на новые исповедания, не принадлежащие к «Аугсбургскому исповеданию», — цвинглианство и кальвинизм, которые к тому времени были уже довольно широко распространены. Однако и в этом мире были темные стороны. Им была обеспечена не свобода совести вообще, а свобода отдельных правительств избирать для своих подчиненных то или другое вероисповедание. Протестанты опасались, что если такой принцип будет строго проводиться в жизнь, то католические князья могут притеснять своих подданных протестантов. В предупреждение этого они внесли дополнительную декларацию, предусматривавшую свободу веры и для них. Таким образом Аугсбургский мир допустил совместное существование двух Церквей на законном основании и тем самым разрушил средневековый церковный порядок. Так Реформация приобрела общеевропейское значение. Единство западноевропейского мира было уже разрушено. Было уничтожено и морально-политическое единство Западной Европы. Протестантизм содействовал выявлению и осознанию государственной самостоятельности и через это уяснение прав государства как такового, но, к сожалению, эта индивидуалистическая тенденция, как считает профессор М. Зызыкин, заглушила идею солидарности государств, снова воскресшую в новейшем протестантизме, особенно в так называемом практическом христианстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

О совершившемся присоединении православного к инославной вере инославное духовное начальство извещает губернатора, который сообщает о том надлежащей православной духовной власти. Лютеранские проповедники или пасторы, без особого разрешения начальства, могут допускать только евреев к наставлению в догматах своего вероучения, когда они изъявляют желание перейти в лютеранство; но в этом случае лютеранские консистории обязаны следить за тем, чтобы, при присоединении евреев к лютеранству, были соблюдаемы все существующие по сему предмету постановления. Лютеранские проповедники или пасторы могут присоединять к своим общинам, без всякого разрешения, только лиц, принадлежащих к разным евангелическим протестантским исповеданиям. Для них лютеранские пасторы могут беспрепятственно совершать и все духовные требы. Для перехода из одного евангелическо-протестантского исповедания в другое достаточно, чтобы лица, желающие этого, представляли свидетельства проповедников прежних своих приходов об изъявлении ими этого намерения. Проповедники, принимающие их по таким свидетельствам в другое протестантское исповедание, обязаны, однако же, о всяком переходе этого рода доносить, чрез местную консисторию, Министерству внутренних дел. Понятие о лютеранском приходе. Действительными членами евангелическо-лютеранской общины могут быть только лица, исповедующие лютеранское вероучение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Завета, и признающие своими символическими книгами апостольский, никейский и афанасиевский символы веры , неизмененное аугсбургское вероисповедание, а также и изъяснения, внесенные в сборник, известный под именем Liber Concordiae (ст. 252) 36 . 11 Впервые: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. XXVA. Полутом 50. СПб., 1898. С. 520526. Печатается по этому изданию. Барсов Николай Иванович (18391903) – сын священника, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии (преподавал здесь в 18691889 гг.), автор ряда книг и множества статей (в журналах «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Русская старина» и др.) по истории христианской церкви, гомилетике, пасторскому богословию, по дидактике и педагогике. – Комментарии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Общая характеристика англиканского исповедания . Члены англиканского символа большей частью выражены и формулированы неопределенно и двусмысленно. Общий характер вероисповедания, выраженного в этих членах, заключается в смешении элементов лютеранских, кальвинистских и латинских 239 , с решительным преобладанием и перевесом первых (т. е. протестантских) над последними. Присутствие в англиканском исповедании лютеранских элементов выражается в учении о Священном Писании о первородном грехе, об оправдании верою, о церкви и таинствах. Священное Писание англиканские символические члены признают единственным правилом веры, необходимым для спасения; Священное же Предание ими совершенно отвергается за исключением трех символов (афанасиевского, апостольского и никейского), признаваемых и лютеранством; за вселенским соборами члены не признают никакого авторитета. В учении о первородном грехе, хотя англиканские члены и избегают крайних и резких выражений Аугсбургского исповедания, но по существу своего воззрения они все-таки приближаются к последнему, уча о первородном грехе, как таком повреждении природы, которое простерлось до полной неспособности и немощи человека творит добро без содействия благодати (чл. 10). Отсюда также в членах удерживается лютеранское учение об оправдании одной верой; впрочем, это учение выражено здесь очень неопределенно и уклончиво (чл. 11). Латино-римское учение о делах сверхдолжных, об очистилище и об индульгенциях членами англиканского исповедания отвергается в резких выражениях; отвергая также учение о почитании икон и мощей и о призывании святых 240 . В учении о таинствах англиканские члены отвергают старое латинское учение о силе таинств «ex ореге operato»; «таинства, по их определению, не только суть символы и знаки христианского исповедания, но несомненные свидетельства и действительные признаки благодати Божией, укрепляющие нашу веру» (чл. 26). Число таинств, по учению членов, ограничивается только двумя – крещением и евхаристией; «остальные же пять таинств, по словам членов, нельзя считать таинствами евангельскими, так как они образовались вследствие повреждения, происшедшего после времен апостольских» (чл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010