Уже Меланхтон в своём аугсбургском вероисповедании, изложивши по определению древней церкви учение о существе Божием и троичности лиц в Божестве, произносит осуждение на всех еретиков, искажающих изложенное им учение; он осуждает валентиниан, ариан, евномиан, магометан 11 и наконец последователей Павла Самосатского древних и новых (neotericos), разумея под последними современных ему антитринитариев, которые, как он выражается, cum tantum unam personam esse contendant, de verbo et de Spiritu sancto astute et impie rethoricantur, quod non sint personae distinctae, sod quod verbum significed verbum vocale et spiritus motum in rebus creatum, т. е. которые настоятельно доказывают только одно лице, о Слове же и Св. Духе беззаконно и нечестиво хитрословят, будто бы они несут различные лица а будто бы Слово означает простое словесное слово, а Дух – простое движение в вещах 12 . Понявши таким образом антитринитаризм в смысле простого возобновления древних ересей и, в частности, ереси Павла Самосатского, Меланхтон дал возможность и другим идти по указанному им пути. Доминик Колоний и Александр Алезий утверждали, что Михаил Сервет употреблял все усилия к тому, чтобы возобновить богохульство Павла Самосатского и Нестория 13 . Эти писатели открывают собою ряд учёных богословов и историков, которые также легко и поверхностно относились к антитринитарному движению шестнадцатого века, признавая тесную связь его с движением монархианским и считая его лишь результатом этого последнего. Так подобную мысль с большим усилием старается раскрыть и утвердить Бокк в своём сочинении «De Socinianismo ante Laelium ei Faustum Socinos» 14 . Того же взгляда держались Юст Фейерборн 15 , Николай Гунний 16 , Балтазар Мейснер 17 . Иаков Мартини 18 , Иисус Штегман 19 , Георг Вальх 20 , Захария Урсин 21 , Даниил Витбей 22 и др. Даже некоторые из католических церковно-исторических писателей держались мнения древней протестантской полемики, хотя в католичестве, как мы увидим, на первых же порах появления антитринитаризма составился свой взгляд на его происхождение, мы можем указать в этом случае на иезуита Людовика Мэйенбурга 23 и Бернарда Лями, сочинение которого „Histoire du Socinianisme“, при всём искажении фактической стороны дела, пользовалось в своё время большим уважением 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

3. Вы пишете: « Термин «конфессия», применяемый В.В. Бурегой в отношении раскольников несостоятелен ни с религиоведческой, ни с канонической точки зрения ». Слово конфессия происходит от латинского confessio, что дословно означает «исповедание». В религиоведческой литературе понятие «конфессия» используется как синоним термина «вероисповедание», под которым принято понимать либо «принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации», либо «религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру» (Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994. С. 81, 241). Это сугубо религиоведческий термин. И усваивать ему какое-то строгое каноническое смысловое наполнение некорректно. Термин «конфессия» получил широкое распространение, начиная с XVI века, когда различные протестантские течения объединялись вокруг различных вероисповедных текстов, именовавшихся конфессиями (Аугсбургское исповедание — Confessio Augustana, Гельветическое исповедание — Confessio Helvetika и т.д.) Впоследствии и сами религиозные образования, члены которых принимали те или иные вероисповедные тексты, стали именоваться «конфессиями». Сегодня в религиоведческой литературе «конфессиями» именуется подавляющее большинство религиозных организаций, имеющих христианские корни (в том числе и те, которые с точки зрения православного богословия следует именовать сектами). Порой этот термин прилагается и к нехристианским религиям. В современной православной литературе термин «конфессия» обычно употребляют именно в тех случаях, когда нужно обозначить религиозную организацию, которую с канонической точки зрения некорректно именовать Церковью. Я в своей статье руководствовался именно этим принципом. Конфессиями я назвал те религиозные сообщества, которые находятся вне лона Святой Православной Церкви. Поэтому Ваше обвинение считаю необоснованным. 4. Что касается Четвертого крестового похода, то я достаточно подробно пояснил свою позицию в ответах на поступившие на сайт комментарии (там можно найти и перечисление тех версий, которые я имел в виду, и другие замечания принципиального характера).

http://bogoslov.ru/article/290876

В соответствии с «Условиями...» Ливонский орден подлежал секуляризации и роспуску. Большая часть земель ордена (в т. ч. важная в стратегическом отношении Рига) переходила непосредственно под управление кор. Сигизмунда и преобразовывалась в герц-ство Задвинское в составе Литвы; меньшая часть была выделена в герц-ство Курляндия и Семигалия, становившееся родовым владением К. как вассала кор. Сигизмунда. Курляндское герцогство представляло собой область к югу от р. Зап. Двина (Даугава), которая имела вид длинной полосы, растянутой от запада к востоку; оно не было сплошной территорией, т. к. внутри его было немало чужих владений (см.: Документы к истории присоединения Ливонии к Польше. 1880. С. 414-415; Арбузов. 1912. С. 184-185). Из-за невозможности в краткие сроки добиться согласия от польск. сейма на присоединение Ливонии формально Ливония получила статус не части Литвы или Польши, но особого «личного наследственного владения» кор. Сигизмунда; при этом король брал на себя обязательство добиться освобождения Ливонии от вассальной зависимости по отношению к имп. Свящ. Римской империи и ее полноправного вхождения в союзное гос-во Литвы и Польши (Документы к истории присоединения Ливонии к Польше. 1880. С. 412). Статус провинций Ливонии как подчиненных непосредственно польск. королю остался неизменным и после Люблинской унии (1569), в результате которой Польша и Литва образовали единое гос-во - Речь Посполитую. В «Условиях...» было оговорено, что рыцари ордена, владевшие землями на территории созданного Курляндского герцогства, становились вассалами К. и получали все права польских дворян. В «Привилегиях...» закреплялось право ливонских дворян на их земельные владения, подтверждалась неизменность «германского управления» в Ливонии, т. е. всех действовавших правовых норм, договоров и обычаев. Т. к. мн. представители знати Ливонии к этому времени были протестантами, а кор. Сигизмунд оставался верным католицизму, специально была оговорена свобода вероисповедания: «Дабы оставалась священной и неприкосновенной религия, хранимая согласно евангельскому и апостольскому Писанию, Никейскому Символу и Аугсбургскому исповеданию» (Codex diplomaticus regni Poloniae. 1759. P. 243-244). 5 марта 1562 г. К. в Риге в присутствии рыцарей Ливонского ордена передал кн. Н. Радзивиллу ключи от орденских замков и печать ордена; рыцари сняли кресты и орденские мантии в знак сложения с себя духовного звания. К. принес присягу на верность кор. Сигизмунду и получил назад ключи от замков уже как вассал короля и «наместник Ливонии». Тем самым существование Ливонского ордена прекратилось ( Henning. 1848. S. 240-241; Schirren. 1885. Bd. 3. S. 285-287; ср.: Арбузов. 1912. С. 163; Klocke. 1931. S. 430).

http://pravenc.ru/text/1684285.html

Они забыли, что это духовное священство есть только первообраз, к которому каждый должен стремиться в продолжении всей своей жизни, и что оно, как чисто-духовное и внутреннее, не исключает потребности священства видимого в человеческом обществе. Притом сами могли видеть и видели, что оно одно никому не дает права на общественное служение в церкви, потому в XIV члене аугсбургского исповедания признали за несомненное верование, что никто без законного призвания не должен ни учить в церкви, ни совершать таинства. В тоже время, когда, по слову Господа Иисуса Христа, возвещалось святое знание и высшее священство Христово, которого удостаивался каждый верующий, – в то же время учреждалась на земле церковная иерархия с богодарованными правами и богодарованною властью. Вместо исправления церкви, Лютер подкопал ее основание, нанес опасность верному и неизменному существованию самого христианства, и все здание своей реформации, как вероисповедания, сделал нетвердым и шатким. Сколько бы ни улучшал он состояние церковного учения, сколько бы ни исправлял частных заблуждений и уклонений от чистоты Евангелия, все это не заменит нетвердости его творения, и малоценно, при отсутствии внутренних основ, поддерживающих целость творения. Ибо при этом учении самые благие семена, посеянные среди церкви, тотчас же, при малейшей перемене обстоятельств, могут быть исторгнуты из нее и пропасть безвозвратно. Сам Лютер, конечно, не мог отвергать существенной необходимости богоучрежденной церкви для распространения и всегдашнего сохранения богооткровенной христианской религии. Она нужна для нас: наша душа, по устройству своей природы, не может преуспевать в духовно-религиозной жизни, если ее лишить высшего руководства в деле нравственного воспитания и предоставить самой себе; она необходима для самого христианства, для продолжения христианской жизни чрез все века и тысячелетия: мир не сохранил бы в себе всех благ, дарованных христианством, если бы над целостью и неприкосновенностью их не бдела св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Отречение Карла V от имп. титула (1556) привело к распаду «империи Габсбургов» и к обособлению 2 ветвей дома Г.- испан. и австр. Испания вместе с Нидерландами, Франш-Конте и землями в Италии отошла Филиппу II (1556-1598), а имп. титул с родовыми австр. землями получил Фердинанд (король Венгрии и Чехии с 1526, император с 1556 по 1564). Почти до конца Тридцатилетней войны (1618-1648) испан. ветвь оказывала серьезное давление на политику Вены, в т. ч. в религ. вопросе, в к-ром испан. Г. занимали жесткую прокатолич. позицию. В испан. владениях одним из главных орудий внутренней политики короля стала инквизиция . Испан. ветвь Г. правила до 1700 г. Религ. политика Г. в наследственных владениях и инкорпорированных королевствах (Австрия, Испания, Нидерланды, Чехия, Венгрия) в XVI в. в целом повторяла политику в Германии. В Австрии и Венгрии протестантизм получил широкое распространение, особенно среди дворянства и бюргерства. Усиливавшаяся сословная оппозиция растущим притязаниям Г. сливалась с религ. протестом. Несмотря на условия Аугсбургского религ. мира, Г. из-за постоянной тур. угрозы не могли активно поддерживать католицизм до кон. XVI в. Параллельно шло распространение протестант. идей среди католич. клира. Фердинанд I пытался проводить мероприятия, направленные на реформирование католицизма и вытеснение лютеранства. Он пригласил в Вену известных католич. богословов, среди к-рых был П. Канизий . С нач. 50-х гг. иезуитам было доверено преподавание теологии в Венском ун-те. В правление имп. Максимилиана II (1564-1576) положение католич. Церкви ухудшилось. В юности эрцгерцог был заподозрен в симпатиях к лютеранству. Чуждый догматической жесткости, Максимилиан верил в «божественное равноправие вероисповеданий». В придворном имп. совете заседали протестанты. В 1568 г. Максимилиан II разрешил дворянам Н. Австрии следовать Аугсбургскому исповеданию (разрешение подтверждено в 1571). Это затрагивало и др. слои населения, т. к. лютеран. богослужения в замках и владениях дворян могли посещать крестьяне и жители окрестных городов, что способствовало дальнейшему распространению протестантизма.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Созданные в этот период в духе Тридента монашеские ордена - иезуиты, пиаристы, ораторианцы, орден милосердия, капуцины и лазаристы - вошли в полосу расцвета и с успехом проводили в жизнь решения Тридентского собора. Важное новшество, введенное Григорием XV, касалось избрания папы: он распорядился, чтобы голосование осуществлялось на конклаве тайно, записками. Этим самым он хотел добиться демократизма выборов и способствовать избранию на папский престол наиболее достойных и пригодных для выполнения функций главы церкви. (Избрание папы с точки зрения канонов может осуществляться трояко: один из кардиналов предлагает кандидатуру, и если остальные поддерживают ее, то они открыто и громогласно заявляют о своем согласии; для избрания папы кардиналы выделяют из своей среды комиссию, и ее решение остальные кардиналы открытым голосованием или принимают, или отвергают; члены конклава голосуют индивидуально и тайно.) В 1630-х годах война принимает европейские масштабы. Протестантские немецкие князья оружием были поддержаны Швецией и Трансильванией, а материально - Голландией, Англией и католической Францией. В то время как Габсбурги своими военными успехами были обязаны в первую очередь гениальности их полководца Валленштейна, политические успехи антигабсбургской коалиции были выкованы кардиналом Ришелье. Второй тур войны был решен в пользу протестантов вступлением в войну в 1630 году шведского короля Густава Адольфа, и «Католическая лига» потерпела поражение. В 1635 году Пражский мир восстановил равновесие обоих вероисповеданий, но императорская власть и католицизм усилились. В 1620-1630-х годах Габсбурги успешно завершили контрреформацию на исконных австрийских территориях и в Чехии. В Венгрии значительная часть высшего дворянства - не в последнюю очередь в результате деятельности Эстергомского архиепископа (получившего в 1629 году сан кардинала) Петера Пазмани - вернулась в католическую веру. Однако Венгрия и в дальнейшем продолжала оставаться страной со смешанным вероисповеданием. Тесно переплетенная с интересами габсбурского абсолютизма, контрреформация стала официальной программой его государственной политики с принятием в 1629 году в момент кульминации военных успехов распоряжения о восстановлении (neoaquistica comissio). В этом документе Фердинанд II распорядился о возвращении церкви секуляризированных после Аугсбургского религиозного мира, то есть начиная с 1552 года, церковных земельных владений. Из религиозного мира он снова исключил кальвинистов. Это свое распоряжение император вынужден был отменить в Пражском мире 1635 года (австрийских провинций это, правда, не касалось).

http://sedmitza.ru/lib/text/441662/

В 1555 году Карл V, отказавшись от престола королевского, в пользу сына своего Филиппа, в от императорского, в пользу брата своего Фердинанда, отправился (1556 г.) в эстремадурский монастырь Юста, и здесь умер (1558 г.). Последователи Лютера, усиленные миролюбивым расположением к ним преемников Карла (1558–1569 г.), разделившиеся (1563 г.) на две враждебные половины, из коих каждая имела сильную опору в державах иноземных, не примиренные с латинами и собором тридентским (1564 г.), не встретившие (1574–1581 г.) одобрения отступлениям своим на православном востоке 107 , не пришедшие в единомыслие между собою при посредстве «образца согласия» 108 , то стесняемые, то ограничиваемые, то нетерпимыые, то истребляемые, то постыждаемые, то терявшие покровительство законом, вообще лишаемые прав и преимуществ в Австрии (1576 г.), Кельне (1583–1584 г.), Страсбурге (1592–1604 г.), Штирии (1596–1598 г.), Пруссии (1598 г.) и в других местах, начали близиться к уничтожению. В начале XVII века (1608 г.) они поставлялись даже в крайность – возвратить латинам значительное число архиепископий, епископий и церковных имений, присвоенных ими со времени аугсбургского мира. При таком положении дел, они составили тогда во владениях анспахских, в агаузенском монастыре, союз для охранения свободы немецких сословий и, в случае притеснения которого-нибудь из них, для совокупного действования в его защите, а когда при короле богемском Фердинанде нарушена была (1618 г.) грамота Величества, данная богемцам (1609 г.) Pyдoльфoм II, утверждавшая за ними свободу вероисповедания, с оружием в руках явились в канцелярию штатгалтеров прагского дворца, выбросили оттуда за окно двух членов правления с их секретарем, захватили в свои руки правительственную власть, овладели государственными доходами, изгнали иезуитов, снарядили войско, низложили избранного в преемника императору Матфию (†1619г.) Фepдuhahдa II, и провозгласили (1619 г.) королем Фpuдpuxa V, курфирста пфальцского, начальника своего союза 109 . Открылась тридцатилетняя война, вначале (1620–1628 г.) угрожавшая последователям Лютера совершенным подавлением, – вследствие двух побед над императорскими войсками, одержанных покровителем их шведским королем Густавом Aдoльфoм II, одной под Лейпцигом (1631 г). а другой при Люцене (1632 г.), обещавшая им полное торжество, – по смерти Густава Адольфа от ран под Люценом, не сопровождавшаяся уже особенными успехами в пользу самовольных преобразователей латинства, а вследствие блистательной победы, одержанной (1634 г.) императорскими войсками над шведами при Нердлингене, утвердившая перевес за императором во всей южной Германии. Совершенное истощение обеих партий и всеобщее желание мира прекратили, наконец, кровопролития. В 1648 году подписав был в Мюнстере и Оснабрюке вестфальский мир, и лютеране получили наконец полную свободу вероисповедания 110 . § 230. Источники сведений о заблуждениях лютеран

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

В 1522 г. в обращении «ко всем христианам» он писал: «Я прошу, чтобы люди молчали о моем имени и называли себя не лютеранами, а христианами (nit lutherisch, sondern Christen). Кто такой Лютер? Я ведь не учу ничему от себя самого... Отбросим же все партийные имена и станем называться христианами по имени Того, Чьему учению мы следуем» ( Luther M. WA. Bd. 8. S. 685). Руководствуясь такими взглядами, в 1-й пол. XVI в. члены лютеранских общин предпочитали именовать себя «христианами», «евангельскими христианами», «Церковью Христовой», «апостольской Церковью» и т. п. Однако с сер. XVI в. наименование «лютеране» стало употребляться как самообозначение представителями протестантских общин, стремившихся подчеркнуть свою верность учению Лютера в конфессиональной полемике с кальвинистами, анабаптистами и представителями иных неортодоксальных и радикальных групп внутри реформационного движения. В кон. XVI в. появились первые протестантские церкви, официально именовавшие себя лютеранскими; в это же время теологи Виттенбергского ун-та стали называть «лютеранским» сформулированные Лютером на основе Свящ. Писания и развитые его последователями вероисповедание и богословское учение. В XVII-XX вв. слово «лютеранство» неоднократно использовалось в контексте конфессиональной полемики протестант. церковными общинами и теологами, подчеркивавшими свою верность религ. взглядам Лютера. В наст. время использование прилагательного «лютеранская» в офиц. именовании протестантских церквей является стандартной практикой, однако его присутствие в названии не обязательно; лютеранскими с т. зр. вероисповедания могут быть протестантские церкви, формально не называющиеся таковыми, напр. Церковь Швеции, Церковь Датского Народа, Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания Австрии и т. п. Проблема конфессиональной идентичности, предполагающая решение вопроса о том, какие именно протестант. церкви и на каком основании следует считать лютеранскими, тесно связана с историей возникновения, распространения и развития Л.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Важнейшими результатами церковных реформ в Трансильвании стали независимость евангелических общин от католич. Церкви, право самостоятельно выбирать епископа, замена лат. мессы ее упрощенным богослужением на родном языке, введение причащения под 2 видами. Мон-ри были распущены, их имущество перешло в собственность городов и церковных общин. Во мн. местах церкви и общины непосредственно управляли школами и воспитанием детей. В 1553-1554 гг. 1-м епископом (суперинтендантом) стал Пауль Винер. В 1556 г. от преимущественно нем. церкви лютеран. толка отделились трансильванские венгры, принявшие под влиянием кальвинист. идей Гельветическое исповедание . На заседании национального собрания Венгрии в 1568 г. с одобрения венг. кор. Яноша Запойяи был принят специальный закон «О полной свободе возвещения Евангелия», в к-ром были оговорены легальные формы существования на территории Венгерского королевства 4 вероисповеданий: католицизма, Православия и 2 разновидностей протестантизма - лютеранства и кальвинизма. В 1572 г. церковь лютеран Трансильвании приняла Аугсбургское исповедание и т. о. произошло ее сближение с лютеран. церковью в Германии. Проведение Реформации в Кронштадте и Германштадте контролировалось муниципалитетами этих городов. До 1572 г. резиденцией епископа церкви был Германштадт, затем Биртэльм (ныне Бьертан). Становление евангелической церкви в Трансильвании как национальной церкви саксонцев и ее деятельность имели важное значение в политическом отношении. В период существования самостоятельного Трансильванского княжества протестант. конфессии были на этой территории доминирующими и беспрепятственно исповедовали свою веру. Несмотря на постоянные столкновения в борьбе за власть в Трансильвании, лютеране имели возможность поддерживать отношения с ун-тами стран Зап. Европы, прежде всего Германии. Была разработана система всеобщего образования, начиная со школьного и гимназического. В 1685 г. Трансильвания вошла в состав Австрийской монархии, что крайне отрицательно сказалось на положении всех некатоликов. Церковь немцев оказывала сопротивление попыткам австр. центральной власти провести Контрреформацию, проникшую и в вост. часть империи. Несмотря на то что, согласно т. н. Диплому Леопольда 1691 г., гарантировалось равноправие 4 конфессий, высшие гос. чины Австрийской империи оказывали явное содействие реставрационному движению и инициировали открытые гонения на протестантов, в т. ч. и на немцев-лютеран, вплоть до репрессий и конфискации церквей. Особенно сильными были гонения в правление имп. Карла VI и Марии-Терезии.

http://pravenc.ru/text/180948.html

Рейнгард  Тьоле:  Всемирная лютеранская федерация была основана в 1974 году. На сегодняшний день к ней принадлежат 140 Церквей, в которых насчитывается 68,9 млн. членов. Многие из Церквей в Африке, Северной и Латинской Америке возникли благодаря немецким или скандинавским миссиям или же вследствие эмиграции. Поэтому они продолжают заботиться о сохранении обычаев или богослужебных песнопений Церквей их исторического происхождения. Однако в наше время эти Церкви, объединенные по региональному признаку, стали независимыми и способными к самостоятельному развитию: у них есть собственные акценты в богослужебной и общественной жизни. С.Б.: Насколько справедливо сравнивать эту федерацию с мировым англиканским сообществом? Насколько ВЛФ едина? Есть ли разделения на консервативное и либеральное крыло? Какое место здесь занимает Евангелическая Церковь Германии? Р.Т.: Англиканское церковное сообщество объединено вокруг архиепископа Кентерберийского, который является почетным председателем англиканского епископского собрания. Это церковное сообщество описывает основы своей веры в " Lambeth-Quadrilateral " : Библия как основа вероучения, никейский символ веры как основа вероисповедания, крещение и причастие как основные таинства, а также наличие апостольского преемства епископата. Церкви ВЛФ объединяют основы вероучения, которое единственным источником веры признает Ветхий и Новый Завет, а правильным истолкованием слова Божьего три Символа Веры (Никейский, Апостольский и Афанасьевский), а также аугсбургское исповедание и Малый катехизис Мартина Лютера. На ведущие посты в ВЛФ избираются представители Церквей, входящих в ее состав. Грубо говоря, Церкви можно разделить на более консервативные и более прогрессивные. 33 Лютеранские Церкви, которые близки скорее к консервативному североамериканскому синоду Миссури, объединились в Международный лютеранский совет (International Lutheran Council), основанный в 1952 году в Юльцене (Uelzen). Также существует объединение «Конференция конфессиональных евангелических лютеран» ( " Confessional Evangelical Lutheran Conference " ), куда входит 21 Церковь; они объединены вокруг североамериканского синода Висконсина и относятся также скорее к консерваторам. К ним принадлежит и Украинская Лютеранская Церковь.

http://bogoslov.ru/article/533280

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010