В те годы некоторые выпускники Киевской Духовной Академии избирали для своих кандидатских работ сходные темы: «Символическая книга лютеран – «Формула согласия» (Ярослав А.,1874), 919 «Аугсбургское исповедание (происхождение, содержание, текст и значение)» (Попов В.Д., 1910 г.) 920 и др. Аналогичные разработки велись и в С.-Петербургской Духовной Академии. В 1872 г. профессор СпбДА И.Т. Осинин осуществлял руководство по написанию студентами СпбДА кандидатских сочинении на темы: «Аугсбургское исповедание» и «Апология Аугсбургского исповедания». Заслуживает упоминания и сочинение бывшего питомца Казанской Духовной Академии И.В. Боркова «Лютеранское учение по Шмалькальденским членам» (Казань, 1915). «Манифест о веротерпимости», обнародованный в России 1 апреля 1905 года, облегчил знакомство русских читателей с лютеранским вероучением. В 1906 году в Москве вышла хрестоматия под названием: «Источники по истории Реформации» (вып. 1, М. 1906). В этом издании были опубликованы некоторые произведения раннего Лютера под общим заголовком «Взгляд Лютера на светскую власть» (С. 3–56). Переведенные на русский язык Д.Н. Егоровым, в этот раздел вошли различные послания, лекции, толкования Библии и другие работы Лютера. Среди наиболее важных заслуживают внимание такие как: «Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния. (Окончено в монастыре августинцев 24 июня 1520 года» (С. 3–13); «О свободе христианина» (1520 г.) (С. 14–16); «Пастырское увещание всем христианам остеречься мятежа и возмущения» (С. 16–20); «О светской власти, в какой мере люди обязаны ей повиновением» (С. 20–22); «Ратманам всех городов немецкой земли, об учреждении и поддержании христианских школ» (1524 г.) (С. 34–36). Важным событием в истории русской «лютеранистики» был выход в свет сборника под названием: «Хрестоматия по всеобщей истории» (ч. I. Эпоха гуманизма и Реформации. Киев, 1914). Составленная профессором П.Н. Ардашевым, эта хрестоматия включала в себя некоторые произведения Мартина Лютера. В сборнике были помещены некоторые из знаменитых «95-ти тезисов», 921 обнародованных Мартином Лютером в Виттенберге 31 октября 1517 года и положивших начало Реформации в Германии. При этом следует отметить, что часть лютеровских тезисов была опубликована на русском языке еще в 1861 году в книге священника Евграфа Бенескриптова «О западных вероисповеданиях» (Спб. 1861, ч. II). 922

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Веротерпимость особенно имела случай проявляться, когда определялись права протестантов завоевываемых нами северо-западных областей. Сдавшимся жителям Дерпта было объявлено (в июле 1558 г.): «граждане дерптские остаются при своей религии Аугсбурского исповедания без всяких перемен и не будут принуждаемы отступить от нее; церкви их со всеми принадлежностями остаются как были, равно как и школы их»; в условиях (1570 г.) с Магнусом сохранение Аугсбургского вероисповедания обещано для всей Ливонии. Подобные факты тем важнее, что Запад переживал тогда самые ожесточенные религиозные войны, с их спутниками: огульным сожжением протестантских книг и храмов, Варфоломеевской ночью и аутодафе. Там, где было достаточное количество протестантов, чтобы образовать отдельную общину, и где жили они постоянно, у нас вообще не стесняли их в отправлении общественного богослужения, дозволяя им иметь церкви и духовенство. Нельзя было добиться разрешения построить себе кирку только тем протестантам, которые проживали в России в разброску, небольшими группами, или временно, каковы иноземные купцы и тому подобные люди, хотя и таковые не были стеснены в личном вероисповедании, домашнем богослужении и пользовании кирками, уже существовавшими. В этом отношении Московское правительство нашло себя вынужденным поступить совершенно обратно практике Новгорода. Между тем как в Новгороде, в пору его политической самостоятельности и обширности внешней торговли, католический храм на Немецком дворе был дозволен для временно, обыкновенно не более по полугоду, проживавших там ганзейских купцов, Москва, все тянувшая на службу государству и старавшаяся заменить католиков протестантами, в свободе богослужения отдала предпочтение протестантам служилым и прикрепившимся к Русской земле. Какие приемы ни употребляли западные правительства, чтобы добиться разрешения для наезжавших к нам на время купцов строить свои кирки, постоянно получался ответ: купцы вольны отправлять службу своей веры у себя на дому, но особых церквей строить не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

вероучения. По просьбе Иоганна Альбрехта I (1525-1576), герц. Мекленбургского, М. составил обширный вероучительный раздел для церковного устава, к-рый был введен в герц-стве после объявления лютеранства офиц. вероисповеданием в 1552 г. По замыслу М., все кандидаты на должности пасторов и проповедников должны были подвергаться проверке на знание ими лютеран. вероучения в том объеме, в каком оно было изложено в уставе, вслед. чего соответствующий раздел получил название «Испытание кандидатов на рукоположение» (Examen ordinandorum; текст см.: Melanchthon Ph. SA. Bd. 6. S. 168-259). Впосл. М. отдельно издал расширенную версию раздела на лат. языке (текст см.: CR. Vol. 23. Col. 1-102). В 1551 г. по поручению курфюрста Морица, собиравшегося направить лютеран. делегацию во главе с М. на заседания Тридентского Собора , 2-й период работы которого продлился с 1551 по 1552 г., М. составил для представления на Соборе «Саксонское исповедание веры» (Confessio saxonica; текст см.: CR. Vol. 28. Col. 339-457; Melanchthon Ph. SA. Bd. 6. S. 80-166), к-рое подписали мн. протестант. теологи. В этом исповедании в полемическом антикатолич. ключе повторяются основные идеи Аугсбургского исповедания и «Апологии...», сгруппированные в 2 основных раздела: учение об оправдании и учение о Церкви. В нач. 1552 г. М. с группой теологов выехал в Тридент (ныне Тренто) для представления лютеран. позиции участникам Собора, однако он добрался лишь до Нюрнберга, где получил известие о восстании лютеран. князей против имп. Карла V; вскоре работа Собора была приостановлена и возобновилась уже после кончины М., в 1562 г. Отношение М. к католич. Церкви и ее представителям в 50-х гг. XVI в. становилось все более негативным. Анализируя итоги завершившихся 2 периодов работы Тридентского Собора (1545-1549 и 1551-1552), М. заключил, что католич. епископы не намерены искать к.-л. компромисс с протестантами и привлекать их к обсуждению спорных вопросов. На декларативное осуждение протестантского учения в решениях Тридентского Собора М.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Вестфальский мир, допуская возможность существования в территории, кроме господствующего вероисповедания, других, различал три степени осуществления религии: exercitium religionis publicum, exercitium religionis privatum и devotio domestica. Под exercitium religionis publicum разумелось то самое осуществление религии, которое до реформации принадлежало католической церкви, когда она была единственной церковью германской империи, и которое сделалось после реформации достоянием лютеранского или реформатского исповедания в территориях, присоединившихся к тому или другому из этих новых исповеданий. К публичности осуществления религии должны были следовательно относиться: обладание храмами, как богослужебными зданиями особой архитектуры, звон, возможность собираться на богослужение во всякое время, публичные церковные процессии. Под exercitium religionis privatum разумелось осуществление религии с образованием частного общества и с духовенством, но без упомянутых знаков публичности. Под devotio domestica разумелось домашнее богослужение в пределах дома и семьи, без образования религиозной ассоциации и без привлечения посторонних к домашнему богослужению. В этом последнем виде осуществления религии стали различать еще простое домашнее богослужение (dev. dom. simplex), без участия духовного лица, и квалифицированное (dev. dom. qualificata) с привлечением духовного лица. Позднее теория и практика распространили приведенную квалификацию на секты, с расширением понятия домашнего богослужения. Позднее стало рассматриваться, как необходимый вывод из индивидуальной свободы совести, которому следовательно противоречило бы запрещение участия духовного лица всякий раз, как богослужебное действие, на основании правил данного религиозного общества, могло бы быть совершено только духовным лицом. Т. н. jus reformandi при этом еще раз изменилось в своем содержании: оно применяется не к великим религиозным партиям, на которые было рассчитано в эпоху аугсбургского и вестфальского мирных трактатов, и о которых в настоящее время обыкновенно и вопроса не возникает, а к новообразующим обществам или сектам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Воскресение мёртвых не совершилось. – Воскресение мёртвых не совершилось ещё доселе, как будто бы оно относилось только к душе, которая благодатью Христовою призвана от смерти греха, но должно быть чаемо в последний день; ибо тогда как ясно свидетельствует Писание, всем умершим возвращены будут их собственные тела, – плоть и кости, чтобы каждый человек, по делам своим мог получить награду или наказание, смотря по тому, жил ли он добродетельно или порочно. Души умерших не умирают вместе с телами и не пребывают в праздном сне (т. е. до суда). – Мнения эти член признает противными учению, открытому нам Священным Писанием. Еретики, называемые милленариями. – Член осуждает их учение. Не все люди спасены будут при конце. – Член осуждает мнение, что будто бы все люди, даже и самые нечестивые, будут спасены после того, как понесут за свои грехи назначенное Богом временное наказание. При внимательном чтении приведённых нами членов английского вероисповедания, мы прежде всего замечаем в них весьма немалое сходство с другим подобным им документом, а именно с аугсбургским исповеданием 614 . Это сходство простирается до такой степени, что во многих случаях английские члены буквально повторяют те же самые определения, какие встречаются в аугсбургском исповедании. Это можно заметить напр. в определении церкви, в учении о необходимости особого призвания для служения в церкви, в определении таинства и т. п. Первый же и второй члены английского исповедания в полном своём составе представляют собою буквальное повторение соответствующих членов аугсбургского 615 . Отсюда мы не без основания можем заключить, что составители сорока двух членов имели аугсбургское исповедание у себя пред глазами и пользовались им при своём труде. Мало того, рассмотрение самого содержания членов ясно убеждает исследователя, что это исповедание было для них самым главным источником. В изложении наиболее глубоких догматов христианского вероучения английские члены не всегда отличаются должною ясностью и определённостью 616 , может быть и не без намерения допуская в некоторых случаях возможность различных толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

е. соединяться с практическим исполнением воли Божией, выраженной в заповедях ВЗ и НЗ, с «послушанием праведного христианина, проистекающим из живого горения верующего сердца и из любви к Богу» (Ibid. S. 62; ср.: Kallmeyer. 1851. S. 116-131). Второй документ, «Церковный распорядок» (Kirchen Ordnung; опубл.: Sehling. 1913. S. 66-110), имеет также лат. заглавие «Об учении и обрядах надлежащего богопочитания» (De doctrina et ceremoniis sinceri cultus divini); он представляет собой довольно подробную инструкцию для протестантских пасторов и проповедников по всему комплексу вопросов церковной практики. В 1-й ч., «Об учении», кратко устанавливаются вероисповедные нормы для церковных общин Курляндии: источниками истинного вероучения помимо Свящ. Писания объявляются 3 древних Символа веры ( Апостольский Символ веры , Афанасиев Символ веры и Никео-Константинопольский Символ веры ), «Катехизисы» Лютера и Аугсбургское исповедание (Ibid. S. 68). Каждый пастор должен быть знаком с текстами этих вероисповеданий; кроме того, он должен быть способен верно изложить церковное учение по 35 темам, или «вопросам», которые ему могут быть предложены в ходе визитации (см.: Ibid. S. 68-69; вопросы заимствованы из сочинений Меланхтона; ср.: Kallmeyer. 1851. S. 133). Во 2-й ч., «О служении», подробно излагается учение о порядке поставления пасторов и проповедников. Прежде всего пастор должен иметь внутреннее призвание (vocatio) к служению, т. е. иметь желание и готовность добросовестно выполнять все возложенные на него обязанности. Он также должен быть надлежащим образом призван внешне; избрание подходящих кандидатов объявляется обязанностью суперинтенданта. После призвания происходит проверка, или «экзамен» (examen), в ходе которого пастор подтверждает знание истин веры и способность вести проповедь. Далее совершается поставление (ordinatio), порядок которого заимствован из практики Лютера и Меланхтона. Законно поставленному пастору до начала служения необходимо пройти процедуру «представления» (introductio) общине, в ходе которой возносится совместная молитва суперинтенданта и общины о даровании пастору благодатной помощи в его служении; при этом прямо об избрании пастора общиной в документе не упоминается (см.: Sehling.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

За это преступление полагалось самое тяжелое наказание, какое только можно было найти в кодексе уголовного человеческого правосудия: еретики отлучались от церкви и выдавались светской власти для предания сожжению. Когда оказывалось невозможным искоренить ересь применением уголовных наказаний к отдельным лицам по судебному приговору, тогда проповедовались и наряжались крестовые походы против еретиков (как напр. против альбигойцев и гусситов). Таким образом на западе в средние века еще менее, чем в христианской римской империи, возможно было правомерное осуществление еретиками их религиозного учения. Сам Лютер, от которого исходило информационное движение в Германии, подвергся бы, по отлучении его от церкви папой, обычной участи средневековых еретиков, если бы не нашел защитников в лице некоторых германских князей. В борьбе, завязавшейся между защитником римской церкви – императором германским и солидарными с ним католическими князьями с одной стороны и между имперскими чинами, покровительствовавшими учению Лютера с другой, были сделаны первые практические завоевания в пользу религиозной свободы. § 141. Постепенное развитие веротермимости со времени реформации. Аугсбургский религиозный мир 1555 г. в первый раз допустил юридическое существование в Германии другого исповедания, кроме католического, именно аугсбургского или лютеранского, однако не в том смысле, чтобы на пространстве всей империи открывалась этим миром возможность всем и каждому, по убеждению совести, принадлежат к тому или другому из обоих вероисповеданий. Аугсбургский религиозный мир признал лишь за имперскими сословиями (князьями, городами, духовными прелатами) право принимать аугсбургское исповедание, с той оговоркой относительно духовных князей (reservatum ecclesiasticum), что если кто-либо из них отступит от прежней религии, то лишается своей бенефиций или должности с плодами или доходами, ей присвоенными, причем управомоченные органы церковного устройства должны были приступить к избранию бенефициата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Здесь снова повторяем, что лютеранское вероисповедание, действительно, по-видимому, ратует за дары Благодати, в противоположность католичеству, где, как казалось Лютеру, забывали о них и в деле искупления, главным деятелем признавали самого человека. Но это – лишь оптический обман; в сущности – лютеранин, ратуя за дары Благодати, ратовал за себя самого: он переносил их на свою собственную личность. По мере того, как развивалась мысль о необходимости внутреннего общения со Христом, его собственная личность поднималась выше и выше, пока, наконец, не сделалась сама существом всеобъемлющим, абсолютным. Причина в том, что лютеранин понимал это общение чисто отвлеченным образом, идеально, мечтательно. Где же исходный пункт этого воззрения, где тот основный догмат лютеранства, из которого выходили бы все другие и в котором мы могли бы признать преимущественное выражение той идеи, о которой говорили и говорим? В наших Богословских системах, излагавших догматические разности лютеран в том порядке, в каком расположены вопросы в догматике, такой пункт вовсе не указывался. Католики также недавно и именно со времен Мёлера стали отыскивать этот исходный пункт лютеранства. Сами протестанты увидели его в самое последнее время. Прежде они несправедливо признавали исходным пунктом своего вероисповедания свое учение о св. Писании, как единственном источнике Веры. А между тем – уже у Лютера и Меланхтона, не смотря на всю несистематичность их учения, ясно высказывалось сильное тяготение к одному пункту, к одному тезису. На него же по преимуществу ударяли и швейцарские реформаторы Цвингли и Кальвин. Этот пункт, составляющий сущность лютеранства, есть учение об оправдании верою. Лютер в так называемой застольной речи, раз высказал следующую сентенцию: «Если падет наше учение об оправдании, то пропало все дело реформации». Еще яснее говорится об этом в Смалькальденских членах: «Id praecipuum est, ut fide una justificemur» и т. д. Что же такое это оправдание верою? Тот ли в нем смысл, что реформаторы вовсе отвергают добрые дела? Но еще на Аугсбургском сейме Меланхтон замечал папистам, что они напрасно приписывают лютеранам отрицание необходимости добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Из главных центров, в которых первоначально обнаружилось новое учение, оно быстро стало распространяться по другим католическим странам. Из Саксонии оно распространилось по другим областям северной и южной Германии, затем в Данию, Швецию, Прибалтийские области; из Швейцарии проникло оно в Голландию, Францию, Шотландию, Англию. Довольно сильные волнения вызвало оно на первых порах и в южно-европейских странах Италии и Испании. Но здесь оно было скоро подавлено, между тем как в северо-западных странах никакими мерами нельзя было остановить его распространения. Таким образом оказалось постепенно, что старое и новое учения как бы поделили между собою племена и страны западной Европы, соответственно с их местными особенностями народным характером. В странах юго-западных – между народами романского племени, у которых преимущественно развито воображение и чувство, в религиозной жизни удержался католицизм, как исповедание наиболее соответствующее их духовным свойствам и требованиям, в странах же северо-западных, между народами германского племени, у которых более преобладает холодный рассудок, утвердилось новое учение, само отличающееся более холодным рассудочным характером. Между новым и старым учениями долго не устанавливались определённые отношения. Вначале каждое из этих учений относилось к другому враждебно и воинственно. Новое учение везде угрожало ниспровержением старому; старое в свою очередь везде старалось подавить новое. Потом когда оказалось, что каждая сила крепко стоит против другой, между ними сделаны были попытки соглашения и примирения (пред открытием аугсбургского сейма 1530 г. и триденского собора 1545 г.). Но когда эти попытки еще более обнаружили непримиримую взаимную рознь между старым и новым исповеданиями, после долгих споров и кровавых войн между последователями этих исповеданий, установилось между ними такое соглашение, чтобы каждому исповеданию держаться в сфере захваченных мест, прав и влияний. И такое условное соглашение устанавливалось не сразу и держалось непрочно. Напр, в Германии оно первоначально установлено было Аугсбургским религиозным миром 1555 г., но потом после новых продолжительных кровавых столкновений, в которые вовлечены были почти все европейские государства, оно вновь утверждено было уже почти чрез столетие вестфальским миром 1648 г. Во Франции условная равноправность и терпимость между двумя исповеданиями установлена, была нантским эдиктом короля Генриха IV в 1598 г.; – и этот эдикт также был неоднократно отменяем и вновь восстановляем и расширяем в дальнейшие эпохи французской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Император Карл V в 1521 г. вызвал Лютера на имперский сейм в г. Вормсе для разбирательства. Ни свидетельств Священного Писания, ни ясных доводов разума, переубедивших бы Лютера, его противникам найти не удалось, и он отказался отречься. Незадолго до этого папский указ отлучил его от церкви. После событий в Вормсе было официально объявлено об имперской опале Лютера. В 15211522 гг. Лютер скрывался под покровительством курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в замке Вартбург. Здесь за одиннадцать недель он создал немецкий перевод Нового Завета с греческого текста. Перевод Ветхого Завета Лютер завершил в 1534 г. В 1524 г. он формально расстался с монашеством, а год спустя женился. Свои теологические идеи после Вормского эдикта Лютер выразил трактатом 1525 г. «О рабстве воли», где доказывал полную зависимость человека от предопределения и благодати Бога. Последующие события, связанные с Крестьянской войной в Германии и прочими потрясениями, побудили Лютера к более консервативным суждениям о религиозных и социальных вопросах. В 1529 г. марбургская дискуссия со швейцарскими реформаторами по поводу пресуществления окончательно разделила Лютера с радикальными приверженцами Реформации. В то же время учение Лютера распространилось во многих европейских государствах. Шпейерский рейхстаг 1526 г., в созвучие его идеям, положил начало широкомасштабной секуляризации. «Протестация» на запрет лютеранской реформы рейхстагом 1529 г. вызвала в немецких землях междоусобицу, которая привела к конфессиональному расколу и приостановилась только с подписанием Аугсбургского религиозного мира в 1555 г., уже после смерти Лютера. Последний период жизни реформатора прошел в работе над теологическими сочинениями, составлении и редактировании вероизложений, проповедовании, уточнении главного труда – перевода Библии. – Комментарии. 13 «Аугсбургское вероисповедание» – изложение вероучения, составленное Филиппом Меланхтоном (14971560) и одобренное Лютером, для предъявления существа реформационной доктрины на заседании рейхстага в 1530 г., где проходили переговоры с католическими властями о признании протестантизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010