Старокатолическая Церковь получила офиц. признание в А. в 1877 г. Еще одна близкая католицизму, но не являющаяся католич. религ. орг-ция - Новая Апостольская Церковь с центром в Дортмунде (Германия) - приобрела немало сторонников в А. В стране существуют приходы Армянской и Коптской Церквей. Австрийская англикан Церковь входит в состав Гибралтарского европ. еп-ства англикан. Церкви. Среди протестант церквей и деноминаций выделяются: Протестант. церковь аугсбургского исповедания (лютеран.), Протестант. церковь швейцарского исповедания (реформатская), Федерация общих баптистов, Объединенная методистская церковь. Наибольшее распространение протестантизм получил в альпийских регионах Австрии, к-рые менее всего подверглись давлению Контрреформации , и в Бургенланде, к-рый был частью Венгрии до 1918 г. Новые протестант. общины возникали в среде беженцев после второй мировой войны. Из протестант. общин официально признаны только две: Моравские братья , получившие легальный статус в 1880 г., но уже не имеющие прихожан в А., и методисты, к-рые вели активную деятельность с 1870 г. и были официально признаны в 1951 г., они непосредственно связаны с Объединенной методистской церковью в США. Множество мелких протестант. групп продолжают существовать без офиц. признания - адвентисты, баптисты , бретрены, братские меннониты , пятидесятники , среди таких групп официально признаны мормоны . В А. имеются последователи иудаизма (ок. 10 тыс. чел.), 1% мусульман (1992), а также представители буддизма и нехрист. сект: Свидетели Иеговы - 0,44% населения, 299 общин (1998); сайентисты - 5 общин. Экуменический Совет Церквей А. основанный в 1958 г., объединяет 14 членов и 11 наблюдателей. В Совет входят лютеран., реформатская, старокатолич., методистская, англикан. и правосл. Церкви. Неск. др. вероисповеданий и церковных орг-ций имеют статус наблюдателей. Христианство в Австрии Древнейшее известное население, проживавшее на территории А.- кельты,- было подчинено римлянами в правление имп. Августа , когда в состав Римской империи вошли земли Центр. Европы, лежащие к югу от Дуная. На территории совр. А. были образованы 3 рим. провинции: центральная часть составила пров. Норик с городами Ював (Зальцбург), Овилава (Вельц), Бойодур (Пассау) и Лауриак (Лорх, к востоку от Линца), зап. земли вошли в состав Реции с городами Бриганций (Брегенц) и Вельдиден (Вильтен), вост.- в состав Паннонии с Виндобоной (Вена). Одновременно с романизацией на этой территории разворачивалась деятельность первых христ. миссионеров. Ссылаясь на послание папы Симмаха (498-514), принесение христианства в Лауриак приписывают святым апостолам. Надписи, обнаруженные в XVI в. в г. Эмсе, говорят о личном пребывании св. ап. Марка и св. ап. Луки в Придунавье, хотя этот факт не имеет др. доказательств. Находки показали, что в эпоху раннего христианства в Придунайском регионе существовал местный чин литургии.

http://pravenc.ru/text/63028.html

известил имп. Карла V, что не в состоянии провести в жизнь Аугсбургский И. в полном объеме, после чего поручил теологам из Виттенберга и Лейпцига составить новый документ, более приемлемый для лютеран. Основным его автором стал Ф. Меланхтон . Крайне негативно оценивая Аугсбургский И., Меланхтон настаивал в частной переписке на том, что лютеране все же должны пойти на максимальные уступки католикам «в вещах маловажных (безразличных)» (греч. διφορον; см. статьи Адиафора , Адиафористские споры ), т. е. не предписанных, но и не запрещенных Библией, ради того, чтобы избежать полной ликвидации лютеран. церквей, как это произошло в Швабии. Лейпцигский И. был утвержден ландтагом Саксонии в Лейпциге 21-22 дек. 1548 г. и получил статус земельного закона в июле 1549 г. Содержательно он не отличался от Аугсбургского И., однако превосходил его многословием и двусмысленностью формулировок. Поскольку Лейпцигский документ в отличие от Аугсбургского был составлен не католиками и одиозным Агриколой, а теологами Виттенбергского ун-та - интеллектуального центра Реформации, он вызывал даже большее негодование лютеран. Оппозицию (см. Гнезиолютеране ) возглавил Маттиас Флаций Иллирик , в 1549 г. бежавший из Виттенберга в Магдебург, где печатались многочисленные памфлеты против интеримистов, в большом количестве изданные в Германии. В 1549-1552 гг. примерно 400 священников в контролируемых католиками областях Германии так или иначе не приняли оба И., за что подверглись тюремному заключению или иным репрессиям. В кон. 1551 г. Мориц разорвал союз с императором, и 5 апр. 1552 г. его войска заняли Аугсбург. 2 авг. 1552 г. был заключен мирный договор в Пассау, по которому оба И. были официально аннулированы. После заключения Аугсбургского религиозного мира 25 сент. 1555 г. лютеране вновь получили свободу вероисповедания в тех государствах, где монархи придерживались лютеранства в соответствии с принципом «чья власть, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Меланхтон, однако, признал Лейпцигский И. своей ошибкой только 5 сент. 1556 г. в личном письме Флацию Иллирику. Опыт, полученный лютеран. богословами, был учтен в ст. X «Формулы согласия» 1577 г., где говорится: «Во времена преследований, когда от нас требуется ясное и постоянное исповедание веры, не следует уступать врагам Евангелия в адиафоре». Ист.: Mehlhausen J. Das Augsburger Interim von 1548: Nach den Reichstagakten deutsch und lateinisch herausgegeben. Neukirchen-Vluyn, 1970. Лит.: Ranke L., von. Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation. Lpz., 1909 8. Bd. 5; Bente F. Historical Introductions to the Book of Concord. St. Louis, 1965; Rabe H. Reichsbund und Interim: Die Verfassungs- und Religions-Politik Karls V. und der Reichstag von Augsburg 1547/1548. Köln, 1971.

http://pravenc.ru/text/468845.html

Первоначально Лютер не стремился создать некую автономную церковную структуру с собственными иерархическим строем и вероучением; его намерением было лишь реформирование католич. Церкви, т. е. преодоление и устранение всего того, что он считал заблуждениями, суеверными обрядами и человеческими установлениями. В первые годы реформационного движения лютеране намеренно не отграничивали себя резко и безоговорочно от католич. Церкви в качестве автономной конфессии, т. к. сохраняли надежду на то, что путем созыва всеобщего церковного Собора или посредством политических переговоров им удастся убедить в собственной правоте и привлечь на свою сторону подавляющее большинство членов католич. Церкви, в т. ч. и представителей церковной иерархии, и тем самым восстановить единство христ. Церкви. Принадлежность отдельных церковных общин к Л. в этот период не имела строгого и формального характера; фактически она определялась лишь признанием со стороны Лютера своими единомышленниками и союзниками протестант. проповедников, руководивших теми или иными общинами. Более определенными конфессиональные границы Л. стали после появления в 1530 г. Аугсбургского исповедания , к-рое было представлено на Аугсбургском рейхстаге в качестве общего вероисповедания всех церковных общин, следовавших религ. учению Лютера и разделявших его взгляды относительно комплекса необходимых церковных реформ. Аугсбургское исповедание стало вероучительной основой лютеран. реформационных процессов в Европе, проходивших при активном участии светских властей. Будучи 1-м вероисповедным документом Л., Аугсбургское исповедание до наст. времени является тем документом, к-рый отделяет Л. от др. протестант. конфессий. Именно признанием Аугсбургского исповедания в качестве авторитетного выражения христ. учения определяются наиболее широкие конфессиональные границы Л.: церковная община, отвергающая Аугсбургское исповедание, не может считаться лютеранской. При этом внутри Л. в широком смысле существуют более узкие градации и деления, обусловленные тем, что лютеран.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

б) 4, 253, 256, 295, 779, 1102, 1103 и 1110 Уставов духовных дел иностранных исповеданий (Свод зак., т. XI, ч. 1, изд. 1896 г.); в) 45, 63, 70, 77, 78, 81 и 88 Устава о предупреждении и пресечении преступлений (Свод зак., т. XIV) и г) 82, 83, 86, 87 и 95 Высочайше утвержденного 22 марта 1903 года Уголовного уложения (Собр. узак., 1903 г., ст. 416 и 1906 г., ст. 461) – отменить. II. Отменить действие Высочайшего повеления от 14 февраля 1875 года о разрешении лондонским миссионерам проповеди и обращения евреев в христианство и ст. 5 и 6 Высочайше утвержденного 29 ноября Положения Комитета по делам Царства Польского о лондонских миссионерах в губерниях Царства. III. Статью 4 Высочайше утвержденного 29 ноября 1875 г. Положения Комитета по делам Царства Польского изложить следующим образом: «Совершение английскими миссионерами богослужения и произнесение проповедей в церквах евангелических может быть допускаемо только с разрешения Варшавской Евангелическо-Аугсбургской консистории». IV. Статьи 81, 76 и 77 Высочайше утвержденного 22 марта 1903 г. Уголовного уложения (Собр. узак., 1903 г., ст. 416 и 1906 г., ст. 461) изложить следующим образом: 81. Виновный в воспрепятствовании, хотя и без насилия над личностью или наказуемой угрозы, лицу, находящемуся у него в услужении, в обучении ремеслу или на работе, исполнить религиозную обязанность его вероисповедания или участвовать в установленном сим вероисповеданием чествовании воскресного или иного праздничного дня, наказывается: денежною пенею не свыше пятидесяти рублей. 76. Виновный в поношении признанного в России нехристианского вероисповедания, либо его установлений или обрядов, или поругании действием, или в поношении предмета религиозного чествования этого вероисповедания, за сие поношение или поругание наказывается: если оно учинено: 1) в молитвенном доме нехристианского вероисповедания или при совершении установленного этим вероисповеданием общественного религиозного служения, или публично, или в распространенных или публично выставленных произведениях печати, письме или изображении – арестом;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Редукция» (Reduktion) 1680 г. вернула швед. короне значительную часть земель, ранее дарованных знати. Это позволило увеличить доходы короля и преодолеть последствия войны, но привело к разорению ряда аристократических семейств. В целом экономическое положение страны улучшилось, что позволило провести военную реформу и построить новую военную гавань в Карлскруне. Однако частый голод в последние годы правления К. тяжело сказался на экономике и положении населения севера Швеции, Финляндии и остзейских провинций. Большое значение уделялось интеграции новых доминионов, перешедших к Швеции после Сконской войны,- провинций Сконе, Блекинге и Халланд. Швед. язык стал языком богослужения и преподавания, был восстановлен Лундский ун-т, введены новые законы. Религиозная политика Значительное влияние на мировоззрение короля оказал его воспитатель Олоф (Олов) Свебилиус, придворный капеллан и архиепископ Уппсалы (1681-1700). К. вырос образцовым лютеранином, требовавшим от окружающих столь же суровой, целомудренной и набожной жизни. В его представлении созданный Творцом мир движется к предуготованному ему концу; Бог установил в Свящ. Писании законы, к-рым нужно непреложно следовать. Короли являют собой образец предписанного Богом поведения и должны способствовать тому, чтобы и подданные следовали этому образцу. К. делал все возможное, чтобы поддерживать единство в королевстве, в т. ч. и в вопросах вероисповедания и религ. практик, вплоть до того, что солдаты по воскресеньям патрулировали улицы и следили за посещением церкви подданными короля. Хранителем скрижалей Декалога называли короля, и ему надлежит подчиняться как установленной Богом власти. Риксдаг в 1686 г. провозгласил, что королевская семья Богом и природой предназначена для того, чтобы «управлять нами как абсолютные и полновластные короли, которые связуют нас своей волей и не отвечают за свои поступки ни перед единым человеком на земле» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 453-454). К. ограничивал свой круг чтения Библией и богословскими трудами и не терпел компромисса в религ. делах. По мнению Э. Аптона, при К. Швеция настолько приблизилась к идеалу всеобщего религ. единства, насколько это вообще было возможно для европ. общества после Реформации . По случаю 100-летия принятия Швецией Аугсбургского исповедания К. написал в дневнике: «Вечная хвала Богу, позволившему нам эти сто лет внимать Его спасительному Слову во всей чистоте. Господь Бог, благоволи нам, чадам Швеции, чтобы мы могли сохранять Твое чистое слово до скончания века» ( Upton. 1998. P. 21-22).

http://pravenc.ru/text/1681071.html

С публикацией в 1831 г. «Наблюдений над состоянием Церкви в XV - нач. XVI в. в связи с утверждавшейся необходимостью реформации, нарушающей сложившиеся устои Церкви» (Betrachtungen über den Zustand der Kirche im 15. und zu Anfang des 16. Jh., in Bezug auf die behauptete Nothwendigkeit einer die bestehenden Grundlagen der Kirche verletzenden Reformation), в к-рых на основе сочинений М. Лютера , Ж. Кальвина и У. Цвингли рассматривается религиозное состояние общества в переломную эпоху истории западноевроп. христианства, внимание М. сосредоточилось на доктринальных различиях между протестантами и католиками. Одной из причин этого было обострение в церковно-богословских кругах интереса к конфессионализму в период общественных празднований в прусской Германии 300-летних юбилеев - начала Реформации в 1817 г. и составления Аугсбургского исповедания в 1830 г. В рамках этой проблематики М. уже в следующем после выхода «Наблюдений...» году представил один из главных своих трудов - кн. «Символика, или Описание догматических противоречий католиков и протестантов по их публичным изложениям вероисповедания» (Symbolik, oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten nach ihren öffentlichen Bekenntnisschriften. 1832), написанную по материалам читавшегося им с 1830 г. лекционного курса. Еще при жизни М. книга претерпела 5 переизданий и оказала большое влияние на развитие сравнительного богословия, притом что как таковой жанр символики не получил в католицизме продолжения ( Gei ß er. 1988. S. 84). В ее 1-й ч. рассмотрены расхождения с лютеранами и реформатами в доктринах о грехопадении, спасении, Церкви и таинствах. Во 2-й ч. описаны основные доктринальные особенности меньших течений (Sekten) протестантизма: анабаптистов и меннонитов , квакеров , гернгутеров, методистов , арминианства , социниан , а также теософии Э. Сведенборга . Новым в методе М. стал принцип опоры на тщательное изучение источников при объективном сравнительном анализе протестант. и католич. вероучений, избегающем как заданной полемической заостренности, так и ложного примиренчества. Тем самым он положил начало строго научному подходу к межконфессиональной богословской дискуссии, став одним из предтеч совр. экуменического богословия. Основным мотивом усилий М. в этом направлении служило стремление к осмыслению фактических разделений в Церкви и к выработке путей восстановления христ. единства ( Wagner. 1977. S. 185-190, 251; Rosato. 1978. P. 66, 68).

http://pravenc.ru/text/2563156.html

При этих благоприятных условиях дело реформы пошло весьма быстро: через три года по выставлении тезисов, 10 декабря 1520 года, Лютер в присутствии множества ученых сжег осуждавшую его папскую буллу и тем сделал решительный шаг к разрыву с Римом; в 1524 году он оставил монастырь и женился на бывшей монахине Екатерине фон-Бора, а в 1529 году уже составился союз германских богословов и владетельных князей, окончательно порвавших с папою. Эти приверженцы Лютера заявили о себе подачею протеста против определения шпейерского сейма, постановившего не приступать ни к какому преобразованию Церкви до Вселенского собора, отчего за последователями Лютера и утвердилось название протестантов. Успехам реформации много содействовал Филипп Меланхтон: он умерял страстные порывы Лютера и составил так называемое аугсбургское исповедание, в котором изложены отличительные догматы лютерантства. Лютеранское вероисповедание удержало некоторые отступления от Православия, которые допущены были прежде в Католической Церкви, как-то: учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, обливание в крещении, опресноки вместо квасного хлеба в литургии, некоторые обычаи, утвердившиеся в Католической Церкви, например: органы при богослужении, открытые алтари, места для сиденья, и, сверх сего, допустило многие новые отступления. Так как оно развивалось и определялось среди страстной и ожесточенной борьбы с католиками, то отсюда произошло такое последствие: если где католичество уклонялось в сторону от Православия или допускало какие-либо крайности в воззрениях, то лютеранство представляет противоположную крайность, так что из одного сличения сих противоположных учений ясно открывается истина Православия. Основными догмами лютеранства почитаются учение об оправдании одною верою без добрых дел (в противоположность учению католиков о сверхдолжных заслугах святых, лежащему в основе индульгенций) и учение об единственном источнике веры – Священном Писании , с предоставлением права каждому верующему объяснять его по своему разумению (в противоположность недостаточно разборчивому отношению католиков к преданиям и запрещению пап читать мирянам Библию). Допустив, что человек находит в вере все нужное для спасения, Лютер отверг необходимость установленных Господом посредств благодати, как-то: Церкви, иерархии, таинств, а также призывание святых, почитание икон и мощей (через веру, учат лютеране, верующие входят в непосредственное единение с Самим Христом); и те церковные обычаи, которые установлены для упражнения человека в добродетели, как-то: посты, обеты монашества, праздники, кроме Господских, путешествия к святым местам и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Церковь в Кёсеге. Кон. XVIII в. Церковь в Кёсеге. Кон. XVIII в. Во 2-й пол. XVI в. все большую популярность приобретало учение Ж. Кальвина , что повлекло за собой отделение сторонников Гельветического исповедания от лютеран. На соборе 1567 г. в Дебрецене кальвинисты создали собственную церковную орг-цию. В это же время в Трансильвании, ставшей самостоятельным княжеством (воеводством), увеличилось число сторонников антитринитаризма. Это в свою очередь стало основой для гонений католич. властей на инакомыслящих, что явилось началом Контрреформации . Необходимость защититься от давления католиков заставляла лютеран принимать аналогичные Аугсбургскому исповеданию собственные вероисповедные документы, что должно было привести к смягчению положения церквей на королевских территориях. В результате было принято 3 документа: исповедание 5 свободных королевских городов Сев. Венгрии 1549 г. (Confessio Pentapolitana), исповедание 7 шахтерских городов 1559 г. (Confessio Heptapolitana) и Сепешское исповедание 1569 г. (Confessio Scepusiana). Все эти акты, написанные на латыни, строго выдержаны в духе идей Ф. Меланхтона и Лютера с учетом особенности местных условий. Важно отметить, что документы не были направлены на борьбу с католицизмом, а противостояли кальвинизму и проч. отступлениям от учения Лютера. В ходе Контрреформации силами ордена иезуитов , начавшего свою деятельность в королевской части Венгрии в 60-х гг., а в 80-х обосновавшегося и в Трансильвании, католицизм смог частично вернуть утраченные позиции. Неоднократные войны венгерских протестантов (в первую очередь в Трансильвании) за свободу вероисповедания привели к заключению с властью соглашений, подписанных в 1606 г. в Вене и в 1647 г. в Линце. Тем не менее мн. деятели венг. протестантизма считали, что выгоднее искать союз с Османской империей, чем подчиняться Габсбургам. Это приводило к массовому участию протестантов во всех антигабсбургских революционных движениях. Лютеранский собор в Будайском замке. Архит. М. Каллина. 1895 г.

http://pravenc.ru/text/186835.html

После поражения турок под Веной в 1683 г. и присоединения территории Венгрии и Трансильвании для А. началось т. н. великое столетие, эпоха наивысшего расцвета империи Габсбургов, тесно связанная с распространением идеологии «просвещенного абсолютизма» в А. С этого времени и до распада империи в 1918 г. под скипетром одной правящей династии оказывается конгломерат разнородных земель и этносов юж. части Центр. Европы, в к-ром германоязычные австрийцы составляли уже меньшинство. В политике австр. государей XVIII в. проявилась тенденция к освобождению от влияния Церкви. Несмотря на религиозность императрицы Марии Терезии (1740-1780), влияние иезуитов в стране постепенно снижалось, чему способствовало и негативное воздействие инквизиции на общественную жизнь. Орден был отстранен от управления учебными заведениями, а в 1772 г. на территории империи распущен. В XVIII в. активно развивалась система светского гос. образования, средних городских и сельских школ. Имп. Иосиф II стремился усилить свою власть, добиваясь независимости Австрийской Церкви от Рима и утверждая влияние светской власти на Церковь. Им была проведена секуляризация церковных земель, общины монашеских орденов были переподчинены местным епископам, многие мон-ри были закрыты. В рамках адм. реформы в империи Иосиф устанавливал новые границы еп-ств, контролировал отношения австр. епископов с Римом. В 1781 г. он выпустил Акт о веротерпимости, который уравнял в правах католиков и представителей др. вероисповеданий. В целом, однако, реформаторская и антирим. политика Иосифа II не была успешной. Несмотря на ряд поражений от Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв., империя Габсбургов сохранила политическое единство, потеряв, однако, для своих правителей титул римско-герм. императоров. В XIX в. в А. активно развивается движение за либерализацию общественной жизни, господствующее положение католич. Церкви вызывает протесты как на слав. окраинах империи, так и в среде образованной элиты. Свобода вероисповеданий становится одной из целей революции 1848 г. В 1855 г. был заключен Конкордат с Римской курией, по к-рому система образования в А. вновь переходила в ведение католич. Церкви. Конституция 1861 г. провозгласила религ. свободу: на территории империи были признаны аугсбургское и швейцар. исповедания, позднее объединившиеся в Евангелическо-реформатскую Церковь.

http://pravenc.ru/text/63028.html

Правда, латинская церковь в это предание привнесла много такого, чего никогда не признавала и не допускала церковь вселенская, тем не менее нельзя же отрицать факта существования в ней апостольского предания. Реформаторам и следовало бы показать, чт в латинской церкви согласно было с вселенской церковью и чт было отступлением от нее. Между тем, реформаторы без разбора отвергли все вероучения латинской церкви, не замечая того, что вместе с заблуждениями эта церковь хранила учение, содержимое всей вселенской церковью. Следовательно, отвергнувши римско-католическое учение, реформаторы этим самым отвергли и учение вселенской церкви, сохранявшееся в ее непрерывном предании. Протестанты мечтали восстановили первобытную чистоту церкви апостольского века помимо предания, всегда сохранявшегося в христианской церкви; но это равнялось тому, что они стали искать первобытную церковь в воздухе. Вместо того, чтобы примкнуть к восточной православной церкви, сохранявшей чистоту вселенской истины без всякой примеси заблуждений, и воссоединиться с этой церковью, – протестанты, выделившись совершенно из среды латинской церкви, образовали новые самостоятельные вероисповедания – лютеранское, реформатское и англиканское. I. Вероучение лютеранское Символические книги лютеранского вероучения Символическими книгами называются такие письменные произведения, в которых излагаются отличительные и характеристические особенности в вероучении того или другого церковного общества на основании им принадлежащих символов, т. е. известных религиозно-догматических формул, исповедуемых этим обществом. Хотя лютеране признают и  символ веры : так называемый апостольский, никео-цареградский и афанасиевский, содержимые и вселенской православной церковью и потому не имеющие никакого отношения к особенностям и заблуждениям лютеранства, но истинный символ протестантства заключается в следующих книгах. 1 . Аугсбургское, или Августанское 167 исповедование – «Confessio augustana». Книга получила свое название от имени города Аугсбурга потому, что была торжественно читана и представлена была Карлу V-мy на сейме в Аугсбурге в 1530 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010