Аугсбургский религиозный мир признал лишь за князьями или вообще за имперским сословиями право принимать новое евангелическое вероисповедание и вводить ей в своих территориях (jus reformandi), с приостановлением в тоже время юрисдикционных прав католических епископов над этими территориями, причем относительно духовных князей и сословий (епископов и аббатов) была сделана оговорка (reservatum ecclesiasmicum), которая гласила, что духовные князья, в случае перехода их в аугсбургское исповедание, теряют свои бенефиции. Что же касается подданных, аугсбургский религиозный мир гарантировал лишь свободу выселения за лицами, желавшими остаться в старой вере, по отношению к евангелическому начальству, а равным образом и за подданными католических князей, перешедшими в протестантизм, по отношению к католическому начальству. В действительности свобода выселения, гарантировавшая в смысле благодеяния, превратилась в изгнание из территории подданных, принадлежавших не к той религии, к которой принадлежал князь. Таким образом, для свободы совести аугсбургский мир содержал в себе лишь то, весьма скромное, приобретение, что в германской империи, вместо одной принудительной церкви стало две, и что приверженцы одной, находившейся в пределах господства другой, не наказывались уже смертной казнью как еретики, а только изгонялись; приверженцы же других каких-либо религиозных учений, кроме римско-католического и аугсбургского, все еще должны были рассматриваться и наказываться государством как еретики 1459 . Почти столетие спустя, вестфальский мир, закончивший тридцатилетнюю войну, сделал более решительный шаг на пути веротерпимости: 1) к двум вышеназванным религиозным партиям он приравнял третью – реформатскую или кальвинскую; 2) подтвердил право князей лично принимать новое вероисповедание и реформировать их территории, с сохранением установленного аугсбургским миром духовного резервата и даже с распространением его на бенефиции, принадлежащие протестантам; 3) установил нормальный год (именно 1624-й) с той целью, чтобы создать некоторые гарантии для подданных, не принадлежащих к одной религии с князем: если какая-либо из религиозных партий в состоянии была бы сослаться и доказать, что она фактически существовала в данной территории, хотя бы один день, в 1624 году, то этот status quo 1624 года должен был и в будущем давать право на юридическое существование в данной территории и на осуществление религии в той мере, в какой оно практиковалось в названном году; 4) наконец и для тех диссидентов, которые не в состоянии были бы сослаться на sta­tus quo 1624 г., гарантировал (под условием впрочем согласия Landesherr’a) свободу домашнего богослужения, беспрепятственное занятие ремеслами и честное погребение, или по крайней мере выселение, не сопряженное с какими-либо имущественными потерями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

измене, имущество осужденных было конфисковано в пользу казны. Религ. вопрос в подвластных австр. Г. странах приобретал политическую окраску. Г. использовали Контрреформацию для усиления своей власти, оттесняя сословия с их традиц. институтами. В 1604 г. в Венгрии началось открытое выступление сословий против Рудольфа II, возглавленное И. Бочкаи и поддержанное главным соперником Рудольфа эрцгерц. Матиасом. Венский мир (1606) предоставил венг. протестантам религ. свободы, распространяя их не только на дворян, но и на горожан и солдат пограничных крепостей, гарантировал неприкосновенность имущества протестант. общин, отказ от дискриминации протестантов при назначении на гос. должности и т. д. Но преобладающая позиция католич. Церкви в Венгрии была сохранена. В 1608 г. сословиями Венгрии, Моравии, Н. и В. Австрии была создана конфедерация, поддержанная эрцгерц. Матиасом, в пользу к-рого Рудольф II был вынужден отказаться от этих владений. В 1609 г. Матиас подписал «Капитуляцию» (Capitulations-Resolution), по к-рой свобода вероисповедания предоставлялась господам, рыцарям, городам и местечкам Н. и В. Австрии. Под влиянием успехов конфедерации чеш. и силезские сословия, сохранявшие верность Рудольфу II, но не получившие от него никаких уступок в религ. и политических вопросах, в 1609 г. заключили союз и стали угрожать королю восстанием и переходом на сторону Матиаса. Рудольф II был вынужден удовлетворить требования сословий, что было зафиксировано в «Грамоте величества» (Majestätsbrief) от 9 июля 1609 г. 3 сословиям Чехии (господам, рыцарям и горожанам) гарантировалось соблюдение «Чешской конфессии, которую некоторые называют Аугсбургской», утвержденной Максимилианом II в 1575 г. Особым документом («Примирением») оговаривалась свобода вероисповедания «чешских братьев». Однако Рудольф II не смирился с поражением и решил подавить сословные выступления в Чехии и Силезии силой оружия, получив помощь от двоюродного брата еп. Пассау и Страсбурга Леопольда. После поражения Рудольфа II чеш.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Христиан III прислал в подарок Иоанну IV «Библию с двумя другими книгами»: одной, как полагают нек-рые ученые, было А. и., др.- Малый катехизис Лютера (Цветаев. С. 538). Тем не менее на рус. язык А. и. переведено не было, несмотря на пожелания короля. Ист.: Die Bekenntnisschriften der Evangelisch-Lutherischen Kirche/hrsg. Heinrich Bornkamm. Gött., 1952; Grane L. The Augsburg Confession: A Commentary. Minneapolis, 1987; Die Augsburgische Konfession - Аугсбургское вероисповедание/Предисл. Г. Гассмана. Эрланген, 1988; Одной лишь верою: Аугсбургское исповедание и Апология. Лахти, Финляндия, 1997; Книга Согласия: Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Duncanville, 1998. Лит.: Ястребов М. Учение Аугсбургского исповедания и его Апологии о первородном грехе. Киев, 1877; Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Каз., 1910. Ист.: Acta et Scripta Theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani D. Heremiae. Wittenberg, 1548; Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы лютеранам/Пер. архим. Нила. М., 1866; Καρμρης Ι. Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα τς Ορθοδξου καθολικς Εκκλησας. Αθναι, 1952. Τ. 1. Σ. 437-503; Wort und Mysterium: Der Briefwechsel über Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tübingen Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel. Wittenberg, 1958. Лит.: Sokolovski St. Censura Orientalis Ecclesiae... Krakau, 1582; Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России. М., 1890; Καρμρης Ι. Ορθοδοξα κα Προτεσταντισμς. Αθναι, 1937; Zachariades G. E. Tübingen und Konstantinopol. Gött., 1941; Benz E. Wittenberg und Byzanz: Zur Begegnung und Auseinandersetzung der Reformation und der östlich-orthodoxen Kirche. Marburg, 1949; Florovsky G. An Early Ecumenical Correspondence: Patriarch Jeremiah II and the Lutheran Divines//World Lutheranism of Today. Lund, 1950. P. 98-111; Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви//БТ. М., 1968. Сб. 4. С. 5-36; Runciman S. The Grate Church in Captivity. N. Y., 1960; Maloney G. A. A History of Orthodox Theology since 1453. Belmont, 1976; Mastrantonis G. Augsburg and Constantinople. Brookline, 1982; Wendebourg D. Reformation und Orthodoxie. Gött., 1985. [Библиогр.]. И. Р. Леоненкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76808.html

225 После новых несчастий, испытанных Ливонией от москвитян, потребность эта ещё более уяснилась. Радзивилл продолжал указывать гермейстеру и орденским сановникам на присоединение к Польше и Литве, как на единственный исход. В сентябре 1561 года рыцари на сейме составили другой акт, где заявили, что считают совершенно невозможным дальнейшее существование ордена. Они признавали свою безженную жизнь грешною, навлекающею на них гнев и гибель от Бога. Решено сложить с себя духовное звание и отдаться Польше и Литве с тем, чтобы Готгартд Кетлер был наследственным правителем края, и чтобы на будущие времена там всегда оставался удельный владетель немецкого происхождения. 226 Упорство показал город Рига. Гермейстер выигрывал при отдаче Ливонии: он делался наследственным государем. Рыцари также выигрывали: они могли сделаться наследственными владетелями имений, которыми до того управляли в качестве орденских сановников. Но город Рига дорожил своими средневековыми привилегиями; они давали ей большие права и монополии, невыгодные для других, но выгодные для неё: их подтверждали 227 все гермейстеры один за другим; Риге было выгодно находиться в орденском владении. При этом же протестантство побаивалось католической Польши. Тем не менее, однако, было слишком ясно, что Рига не может одна действовать в разрез со всею Ливониею. Отвергать присоединение – значило бы разойтись с орденом и потом, наверное, погибнуть в перестрельном огне. Осенью 1561 года Радзивилл въехал в город Ригу великолепно, с большою толпою шляхты, как посол могущественного и вместе великодушного монарха. Он объявил гражданам положительно, что гермейстер и архиепископ отдаются Литве, и потому город должен со своей стороны выбирать депутатов и послать их в Польшу для отдачи своего города Сигизмунду Августу вместе со всею Ливонскою землёю. За ним в город приехали гермейстер и архиепископ. Стали потом съезжаться рыцари. Члены совета собрали всю городскую общину (ganssen gemen). Гермейстер и архиепископ стали уговаривать рижан; те сильно возражали, но скоро увидели, что дело зашло далеко; невозможен стал возврат назад; им самим уже некуда было деться. Радзивилл уверял рижан, что Рига останется со своими древними правами и преимуществами, что Сигизмунд Август принимает рижан как свой собственный любезный народ. 228 8-го сентября Радзивилл дал Риге от себя письменное удостоверение в том, что всё им обещанное утвердит король. 229 12-го сентября всё дворянство имело своё собрание. Там были и городские депутаты. Тогда было решено отдаться в подданство польскому королю и великому князю литовскому, Сигизмунду Августу с тем, чтобы король утвердил новоприсоединяемым провинциям невозбранно на вечные времена свободу аугсбургского вероисповедания и оставил неприкосновенными права и обычаи страны. Вместе с тем положено просить о расширении некоторых прав для благоденствия края. В этом смысле давалось полномочие избранным послам, которые должны были ехать в Вильно. 230

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

2 . ЕЛЦ принадлежит к единой, святой, христианской и апостольской Церкви и признает себя частью всемирного христианского движения. В своей деятельности ЕЛЦ сохраняет и продолжает традиции Евангелическо-Лютеранской Церкви, существовавшей на территории России с XVI века и впервые конституированной в 1832 г. ЕЛЦ является членом Всемирной Лютеранской Федерации и тесно сотрудничает с другими Лютеранскими Церквями. 3 . Вероучение ЕЛЦ основывается на Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. В своей церковной деятельности ЕЛЦ руководствуется церковным вероучением и признает Апостольский и Никейский Символы веры древней Церкви, как и Символ веры Лютеранской Церкви, в особенности в подлинном Аугсбургском исповедании и кратком Катехизисе доктора Мартина Лютера. Основы вероисповедания и учения не подлежат изменениям внутри ЕЛЦ. 4 . ЕЛЦ действует в соответствии с нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством и иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством стран нахождения своих структурных подразделений, настоящим Уставом, а также внутрицерковным Уставом. 5 . ЕЛЦ является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 6 . ЕЛЦ отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание. ЕЛЦ не несет ответственности по обязательствам своих структурных подразделений, равно как и структурные подразделения не несут ответственности по обязательствам ЕЛЦ. Согласно закону не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество ЕЛЦ богослужебного назначения. 7 . ЕЛЦ имеет печать, штамп, бланки со своим наименованием, символикой и другие реквизиты юридического лица. 8 . Место нахождения руководящих органов ЕЛЦ – г. Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

P. 51), иезуит в качестве обоснования того, что истинное вероучение не может быть выведено человеческим умом из одного только Свящ. Писания, изложил содержание споров между лютеранами по вопросу о Евхаристии, коснувшись также и др. разногласий в протестант. среде (Ibid. P. 54-56). Из всего этого он сделал общий вывод: «Непримиримые противостояния в Германии не прекратятся до тех пор, пока всякий будет толковать Писание, руководствуясь своим суждением, и опираться лишь на собственное толкование» (Ibid. P. 56). Т. о., если отказаться от толкований отцов Церкви в качестве критерия истины, то, как считал К., согласие вообще будет невозможно, как это демонстрируют дискуссии среди протестантов, поэтому вести споры о вере без признания авторитета отцов Церкви - пустая трата времени (Ibid. P. 62). Когда К. завершил речь, еп. Хельдинг потребовал от лютеран дать четкий ответ на вопрос об их отношении к последователям Ульриха Цвингли (1484-1531), Жана Кальвина (1509-1564), Андреаса Озиандера (1498-1552) и к прочим протестантам, вероисповедание которых в чем-либо отличалось от Аугсбургского исповедания. Этот ход, по мнению протестантских исследователей, специально задумывавшийся католиками как провокация (см., напр.: Slenczka. 2010. S. 406-409), а по мнению католич. ученых, естественным образом вытекавший из общего хода дискуссии ( Brodrick. 1935. P. 408-409), привел в замешательство протестантов, среди к-рых сразу же возникли споры о том, кого можно и кого нельзя признать «еретиками». Недовольный этими разногласиями Меланхтон обвинил К. в неспособности вести богословскую дискуссию ( F ö rner. 1624. P. 63). Заседания прервались из-за возникшего у лютеран раскола: гнесиолютеране во главе с Шнепфом составили и подали католикам документ с осуждением сторонников Цвингли и других «еретиков» (Ibid. P. 65), Меланхтон в ответ добился от протестант. князей мандата, запрещавшего гнесиолютеранам принимать участие в коллоквиуме; вскоре те покинули Вормс. Еп. Ю. фон Пфлуг неоднократно предпринимал попытки возобновить заседания; Меланхтон и его коллеги обращались к нему с петициями, в к-рых обвиняли католиков в провокациях и в нежелании вести содержательный диалог ( Brodrick.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

б)  Апология Аугсбургского исповедания (Apologia confessionis augustanae). Р.-католические богословы, бывшие на Аугсбургском сейме, написали опровержение («Confutatio confessionis augustanae»), представленного лютеранами изложения своего вероучения в «Аугсбургском исповедании», в защиту которого Меланхтоном и была написана «Апология» этого исповедания. В ней (в XIV гл.) последовательно разбираются р.-католические возражения и защищается лютеранское вероучение. в)  Шмалькальденские члены (Arttculi smalcaldici). «Члены» эти были составлены Лютером, и, представленные на сейм в Шмалькальдене (в 1537 г.), здесь, по рассмотрении, были подписаны собравшимися немецкими богословами. Ο предметах веры в них говорится согласно с «Аугсб. исповеданием» и в противоположении католицизму, но часто в резких и даже грубых выражениях, в особенности ο папстве. г)  Большой и малый катихизисы Лютера. Оба эти катихизиса содержат объяснение десяти заповедей, Символа веры (Апостольского) и молитвы Господней, учение ο таинствах крещения, исповедания грехов и евхаристии, с присоединением молитв на разные случаи. Малый катихизис назначен для народа и начальных школ, а большой для народных учителей и проповедников. д)  Формула согласия (Formula concordiae). В лютеранстве почти с самого начала его возникновения появились разделения и споры, разные секты, наконец выделились в особое вероисповедание последователи Цвингли и Кальвина. Нужно было оградить лютеранство от чуждых заблуждений и для устранения внутренних несогласий свести все разнообразные воззрения по спорным вопросам к одной норме. Для этой цели и была составлена немецкими богословами «Формула согласия» (1580 г.), в которой разрешаются, главным образом, вопросы, возбуждавшие споры в среде лютеранства, и указываются особенности лютеранского вероучения от реформатского, анабаптистского и пр.   3. Вероучение другой отрасли протестантства — реформатства в основных положениях согласно с лютеранским, выраженным в символических книгах последнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В 1526 году герцог Прусский Альбрехт I поручил группе проповедников заняться организацией новой Церкви на своих землях. Он ввел отправление литании на польском языке и потребовал от всех своих подданных исполнения Аугсбургского вероисповедания. Одновременно некоторое число польских аристократов вопреки воле короля Сигизмунда склонились к Реформации и начали внедрять новое вероучение в своих поместьях. В скандинавских странах религиозные перемены совершались на волне политических столкновений, сотрясавших побережье Балтики. Христиан II, король Дании, Норвегии и Швеции, зять Карла V, женатый на его сестре Изабелле, поссорился со своими епископами и серьезно подумывал о переходе под крыло Реформации. Этим планом он поделился с Меланхтоном, который направил к нему одного из своих учеников, Мартина Райнхарда. Обращение населения в новую веру пошло далеко не так гладко, как предполагалось, и сопровождалось жестокими репрессиями против особенно строптивых монахов. Не менее печальная судьба ожидала и архиепископа Лунда, примаса Скандинавии, посмевшего возмутиться кровавыми методами новых проповедников. Против Христиана II дружно выступило дворянство, добившееся его низложения. Тогда на престол вступил его дядя Фридрих Гольштейнский, тоже лютеранин. Не желая пугать подданных сверх меры, Фридрих I принес в день коронации клятву поддерживать католичество и бороться с ересью, что не помешало ему в 1527 году протащить на рейхстаге в Оденсе указ, уравнявший в правах обе конфессии. Это был лишь один эпизод в истории становления государственной религии. Король получил право назначать епископов и принялся раздавать церковное имущество тем, кто перешел в лютеранство. Еще более действенные меры принял его сын и наследник Христиан III (1534–1559), друживший с Лютером. Начал он с того, что посадил в тюрьму всех епископов, а выпустил оттуда только тех, кто соглашался принять новую веру, навязанную государем. Об эффективности этого метода говорит тот факт, что участвовать в сделке отказался один-единственный епископ, так и окончивший свои дни в темнице.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

В своей статье «Гносеология интуитивизма» я подверг критике соловьевскую идею субстанциальности .   Философская концепция религии Соловьева показывает, что он не был ни православным, ни католиком, ни протестантом. Он стоял выше рамок этих вероисповеданий и всегда стремился быть поистине универсальным христианином. Соловьев говорил, что пока мы утверждаем нашу религию прежде всего в ее сектантской особенности и только после этого как вселенское христианство, — мы отнимаем у нее не только здравый смысл, но и нравственное значение. Таким образом, религия становится препятствием на пути к духовному возрождению человечества. Соловьев понимал союз православной и католической церквей не как поглощение одной церкви другой, а как «такое сочетание, при котором каждая сохраняет свое образующее начало и свои особенности, упраздняя только вражду и исключительность» .   Еще в «Трех разговорах» Соловьев рассматривал союз католической, православной и протестантской церквей как три ветви одной церкви, сохраняющих свои права. В 1892 г. он писал Розанову: «Я так же далек от ограниченности латинской церкви, как и от ограниченности византийской или аугсбургской, или женевской. Исповедуемая мною религия Св. Духа шире и вместе с тем содержательнее всех отдельных религий: она не есть ни сумма, ни экстракт из них, как целый человек не есть ни сумма, ни экстракт своих отдельных органов» 2 .   Божественнное откровение, по мнению Соловьева, не есть нечто раз навсегда данное и законченное в прошлом евреями и христианскими церквами. Откровение продолжает существовать и развивается, ибо Бог учит человечество постепенным восприятием открывающейся истине. «Само Божество всегда остается тем, что оно есть — любовью; но лишь духовно-совершеннолетних может Бог ввести в совершенный совет Своей любви; а на духовное младенчество Он необходимо действует как и сила и власть, на духовное отрочество — как закон и авторитет» 3 . Закон, не позволяющий поклоняться идолам, часто нарушается человеком, который даже и не подозревает того, что он поклоняется не Богу, а твари, или даже некоторому материальному объекту или некоторой системе идей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

в ст. Коллоквиумы ). О. как один из представителей лютеран. стороны принимал участие в коллоквиуме, проходившем в Хагенау (Агно) и Вормсе в 1540 г. Формально О. был подчинен главе нюрнбергской делегации, ученику Меланхтона дипломату Эразму Эбнеру (1511-1577), однако это не мешало ему отстаивать самостоятельную позицию по мн. вопросам. Как и другие находившиеся в Вормсе протестант. теологи, О. в нояб. 1540 г. поддержал предложенную Меланхтоном в качестве общего вероисповедания новую редакцию Аугсбургского исповедания (т. н. Confessio Augustana Variata). Однако независимость О., выступавшего за право всех теологов, а не только неск. представителей каждой стороны, участвовать в общих дискуссиях, в кон. 1540 г. привела к конфликту между ним и наиболее убежденными сторонниками поиска компромиссов с католич. стороной - Буцером, Якобом Штурмом (1489-1553), а также с негласно поддерживавшим их Меланхтоном. Поведение О. в Вормсе вызвало недовольство городского совета Нюрнберга, поэтому в янв. 1541 г. он был отозван с коллоквиума (в заседаниях к-рого примерно в это же время был объявлен перерыв); О. не принимал участия в заключительном этапе работы коллоквиума в 1541 г. в Регенсбурге (см.: Osiander. GA. Bd. 7. S. 313-324. N 271-272). Значительный интерес представляет написанное О. не позднее 1540 г. небольшое соч. «Является ли истинным и достоверным то, что иудеи тайно душат христианских детей и используют их кровь» (Ob es war und glaublich sey, dass die Juden der christen kinder heymlich erwürgen und ir blut gebrauchen; крит. изд.: Osiander. GA. Bd. 7. S. 216-248. N 257), имеющее форму письма неизвестному адресату. В нем О. выражает свое отношение к казни ок. 30 иудеев в Пёзинге в 1529 г. по обвинению в ритуальном убийстве христ. младенца, а также к подобного рода обвинениям в целом. В отличие от большинства католич. и протестант. теологов своего времени (в т. ч. Лютера), к-рые охотно поддерживали всевозможные нападки на иудеев и антииудейские акции светских властей, О. видит в иудеях благочестивых и богобоязненных людей, которые стремятся следовать заповедям ВЗ, а также нравственным и ритуальным наставлениям раввинов.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010