Глава I. Лютеранский приход или община Понятие о лютеранском приходе. Действительными членами евангелическо – лютеранской общины могут быть только лица, исповедующая лютеранское вероучение, основанное на пророческих и апостольских писаниях ветхого и нового завета, и признающие своими символическими книгами апостольский, никейский и афанасьевский символы веры , неизмененное аугсбургское вероисповедание, а также и изъяснения, внесенные в сборник, известный под именем Liber Concordiae (ст. 252). Община, состоящая из таких лиц, называется лютеранским приходом. Каждый лютеранский приход должен иметь свою кирку, молитвенный дом или хотя особое помещение для молитвенных собраний, и своего собственного проповедника или пастора; многолюдные приходы могут иметь и более, чем одного проповедника. А. Лютеранские кирки 1 . Построение кирки. По Строительному уставу (Свод. зак. т. XII, ч. 1., изд. 1900 г. ст. 140) лютеранские кирки и молитвенные дома могли быть устраиваемы не иначе, как с разрешения министра внутренних дел. Лица и общества, пожелавшие устроить кирку в каком либо городе или селе, обязаны были обратиться о том с просьбою в соответствующее губернское правление. Губернское правление сносилось с православным епархиальным начальством о неимении препятствий к разрешению просимой постройки и полученные таким образом сведения с своими заключениями сообщало в министерство внутренних дел по департаменту духовных дел иностранных исповеданий. Между тем именным Высочайшим указом 17 апреля 1905 года установлено, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: a) согласие духовного начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых де- нежных средств и в) соблюдете технических требований Устава Строительного. Изъятия же из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могут быть установлены только в законодательном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

М.Ю. Смирнов I. Дореволюционная историография протестантизма в России: официальный ракурс Н. И. Барсов. Протестантизм в России 11 Протестантизм в России получил начало почти одновременно с Западной Европой. Великим князем Василием были вызваны в 15241533 с Запада ремесленники, художники, торговцы и аптекари. Около того же времени прибыли в Россию шведские купцы, получившие право торговли в России по договору 1524. При Иване IV были вызваны в Россию толмачи, лекари, хирурги, типографщики. Между всеми этими лицами было немало последователей учения Лютера 12 , которым было предоставлено свободное отправление их богослужения, даже преимущественное перед католиками (последним не дозволялось иметь в Москве костелов), так как было замечено, что они не обнаруживают стремления к занятиям политикой и пропагандой. Впрочем, некоторые протестанты возымели надежду обратить в свою веру самого царя. Удостоенные собеседований с ним о вере, они вели споры о вере и письменные. Одерборний рассказывает, что царю нравились проповеди пастора Бакгорна, что он смотрел на учение Лютера «как близкое к истине», любил пасторов, как людей ученых; из них некоторые прямо склоняли его к принятию «Аугсбургского вероисповедания» 13 . Русские летописцы отмечают, что «Бомелий чуть не отвел царя от православной веры». Английскому пастору Коле царь поручал изложить письменно сущность англиканского учения, и это изложение понравилось ему. Лютеране в 1570 шлют к Ивану IV посольство с намерением вступить с ним и русской церковью в союз, причем дают посольству тайное поручение обратить в лютеранство самого царя. Во главе посольства находится пастор «чешских братьев» Рокита 14 . В первой же беседе по делам веры царь разочаровал послов, резко напал на главные положения лютеранства и категорически запретил протестантам не только пропаганду протестантизма, но и вход в русские храмы. Однажды лифляндский пастор сравнил перед царем Лютера с ап. Павлом; царь будто бы ударил его хлыстом по голове и сказал: «Убирайся к черту со своим Лютером».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВТОРОЕ [лат. Confessio Helvetica posterior], вероисповедание швейцар. реформатской церкви, написанное в 1562-1566 гг. Г. Буллингером , впосл. один из наиболее авторитетных вероучительных документов реформатских церквей. Буллингер составил Г. и. на лат. языке как своего рода богословское завещание. Незадолго до смерти друга Петра Мартира (12 нояб. 1562) он показал ему Г. и. и получил одобрение. Через 2 года, во время эпидемии чумы, Буллингер расширил и доработал документ и приложил к нему свое завещание, из к-рого следовало, что исповедание должно было быть доставлено в магистрат Цюриха в случае его смерти. Буллингер выжил, но похоронил жену и 3 дочерей. В 1565 г., когда курфюрст Пфальца Фридрих III Благочестивый был обвинен в ереси и оказался перед угрозой исключения из числа участников Аугсбургского мирного договора за свои реформатские взгляды и публикацию Гейдельбергского катехизиса (1563), он обратился к Буллингеру с просьбой подготовить исповедание веры, к-рое могло бы опровергнуть выдвинутые обвинения. В ответ тот послал ему рукопись Г. и. Фридрих высоко оценил полученный документ. На март 1566 г. имп. Максимилиан II назначил заседание Имперского рейхстага в Аугсбурге, где должно было разбираться дело Фридриха III. В это время в Швейцарии возникла потребность в общенациональном исповедании веры. Первое Гельветическое исповедание (др. название - Второе Базельское исповедание ) (1536) было слишком кратким, Цюрихское исповедание (1545), Цюрихское согласие (1549) и Женевское согласие (1552) касались только вопросов Вечери Господней и предопределения, и только новое исповедание, написанное Буллингером, удовлетворяло всем предъявляемым требованиям. Т. Беза приехал в Цюрих и принял участие в подготовке Г. и. для общенационального использования. Буллингер внес необходимые изменения в текст и приготовил версию на нем. языке. Женева, Берн, Шаффхаузен, Биль, Граубюнден, Санкт-Галлен и Мюльхаузен одобрили подготовленный документ. Только Базель, придерживавшийся Второго Базельского исповедания, долгое время не принимал Г. и., но затем и он подписал его. Исповедание было опубликовано в Цюрихе 12 марта 1566 г. на лат. (Confessio et expositio simplex orthodoxae fidei et dogmatum catholicorum syncereae religionis christianea) и нем. языках, первые копии были отосланы Фридриху III, к-рый успешно защитил себя в Аугсбурге, и Филиппу Гессенскому; вскоре после этого появился франц. перевод, сделанный в Женеве. Г. и. сразу же было принято реформатами в Шотландии (1566), в Венгрии (1567), в Польше (1571) и во Франции (1571), а впосл. практически всеми реформатскими церквами мира.

http://pravenc.ru/text/161976.html

М.Ю. Смирнов Приложения Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви. В редакции 1832 года. 446 Раздел первый. Устав Евангелическо-Лютеранской церкви 1 Глава первая. О учении 134 . Евангелическо-Лютеранская Церковь в Российской Империи исповедует учение, основанное на Пророческих и Апостольских писаниях Ветхого и Нового Завета, и объясняющими оные Символическими книгами признает Апостольский, Никейский и Афанасиевский Символы Веры , Неизмененное Аугсбургское Вероисповедание, и прочие внесенные в Собрание, известное под наименованием: Liber Concordiae. 135 . Никто из членов Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи не должен дозволять себе распространять словесно или письменно мнения, противные учению сей Церкви. 136 . Евангелическо-Лютеранские Проповедники, при вступлении в должность, обязываются присягою, проповедовать и поучать согласно с правилами своей Церкви. 137 . Профессоры и Учители Закона Божия, Церковного Права, Церковной Истории и всех частей Богословия в учебных заведениях, для образования Лютеранского юношества учрежденных, должны принадлежать к Евангелическо-Лютеранской Церкви, и также при вступлении в должность обязываются присягою наставлять и преподавать согласно с правилами Церкви своей. 138 . Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно исповедуемым в Империи, верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма. Глава вторая. О богослужении Отделение первое. О богослужении общественном 139 . Во всех Евангелическо-Лютеранских приходах в Империи имеет быть отправляемо общественное богослужение с пением, проповедью и молитвою по воскресным, праздничным и некоторым другим, особенно для того назначенным, дням. 140 . Чин общественного богослужения, а равно и прочие церковные обряды и обыкновения, которые в Евангелическо-Лютеранских в Империи церквах долженствуют быть наблюдаемы, подробно определены в особенном служебнике сих церквей, именуемом Агенда. Изменения в литургических постановлениях допускаются не иначе как с разрешения высшего начальства, установленным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЭ [лат. Andreae] Якоб (25.03.1528, Вайблинген, герцогство Вюртемберг - 7.01.1590, Тюбинген), лютеран. теолог, активно участвовавший в составлении формулы согласия и первых попытках богословского диалога между лютеран. теологами и правосл. богословами К-поля. богословское образование получил в Тюбингенском ун-те. С 1546 г. диакон в Штутгарте, после публикации Аугсбургского интерима (1548) из-за своих антикатолич. взглядов был вынужден переехать в Тюбинген. Здесь, пользуясь покровительством герц. Кристофа Вюртембергского, защитил в 1553 г. докт. дис. по теологии и получил должность пастора и суперинтенданта в Гёппингене. Испытал значительное влияние тюбингенского теолога И. Бренца. В 1562 г. стал старшим пастором, профессором и первым евангелическим канцлером Тюбингенского ун-та. В 1568 г. А. вместе с М. Хемницем был приглашен герц. Юлиусом Брауншвейгским для реорганизации лютеран. церкви в герцогстве по вюртембергскому образцу. Со 2-й пол. 50-х гг. XVI в. А. пытался наладить взаимопонимание внутри протестантов. Согласно Аугсбургскому миру 1555 г. в этот процесс с самого начала не были включены анабаптисты . А. находил поддержку своим действиям в лице герц. Кристофа Вюртембергского, к-рый проявлял интерес к созданию единой по учению и устройству лютеран. Церкви, к-рая могла бы объединить не только протестантов Империи, но и по возможности франц. кальвинистов и даже православных. После того как не удалась попытка сближения с кальвинистами, А. участвовал в переписке тюбингенских теологов с К-польским Патриархом Иеремией II в 1574-1581 гг., в ходе к-рой в К-поль был послан текст Аугсбургского вероисповедания в греч. переводе. Полемика происходила гл. обр. по вопросам исхождения Св. Духа, свободы воли, соотношения веры и человеческих заслуг в деле спасения, таинств, поклонения святым, иконопочитания и монашества и не привела к установлению единого мнения между участниками переписки.

http://pravenc.ru/text/115342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕЗИУС [лат. Alesius] Александр (23.04.1500, Эдинбург - 1565), шотл. протестант. теолог, сторонник лютеранства . Получил образование в ун-те Сент-Эндрюса, там же стал каноником. Первоначально принадлежал к Римско-католич. Церкви. Университетскими властями ему было поручено вести диспут с шотл. протестантом П. Гамильтоном , но в ходе полемики он воспринял аргументацию последнего. Мученическая смерть Гамильтона (1528) окончательно сделала А. сторонником реформы Церкви. На провинциальном синоде в Сент-Эндрюсе он публично выступил с критикой нравов католич. духовенства, за что был арестован. В 1532 г. бежал в Германию, где сблизился с М. Лютером и Ф. Меланхтоном и принял Аугсбургское вероисповедание (в 1534 отлучен от католич. Церкви в Шотландии). С 1533 г. А.- активный участник полемики о необходимости распространения среди мирян Свящ. Писания на национальных языках (De Scripturis legendis in lingua materna. Lpz., 1533). В 1535 г. прибыл к Генриху VIII и Т. Кранмеру с сочинениями и личными посланиями Меланхтона. А. пользовался покровительством Кранмера, Х. Латимера и Т. Кромвеля , читал лекции по теологии в Кембриджском ун-те. В 1537 г. участвовал в публичной полемике с еп. Лондонским Дж. Стоксли о количестве таинств, защищая протестант. взгляды. В 1540 г. покинул Англию после принятия статута о «Шести статьях» и казни Кромвеля. Вернувшись в Германию, преподавал теологию во Франкфурте-на-Одере, а с 1543 г.- в Лейпциге, где написал множество экзегетических, догматических и полемических трудов. В правление Эдуарда VI вновь посетил Англию; по поручению Кранмера перевел на лат. текст англикан. литургии, установленный Книгой общих молитв 1549 г., чтобы с ней могли ознакомиться М. Буцер и П. Мартир. Оказал большое влияние на формулировку в англикан. вероучении тезиса о символическом, а не реальном присутствии Господа в Св. Дарах. Ист.: De Authoritate verbi Dei adversus Joannem Stokisley Londinensem episcopum. Strassburg, 1542; Expositio Libri Psalmorum Davidis juxta Hebraeorum et Dr. Hieronimi Supputationes. Lpz., 1550; Expositio I Epistolae ad Timotheum et Epistolae ad Titum. Lpz., 1551; De Evangelio Johannis. Basel, 1553; Disputationes in Paulum ad Romanos. Lpz., 1553; Responsio ad Lovaniensium Articulos. Lpz., 1559; Responsio adversus Ricardum Tapperum de Missa ac Coena Domini. Lpz., 1565.

http://pravenc.ru/text/Алезиуса.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялось поставление Дитриха Брауэра во архиепископа Евангелическо-лютеранской Церкви в России Поставлением Дитриха Брауэра состоялось 8 февраля в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла в Петербурге. МОСКВА. Торжественное богослужение с поставлением Дитриха Брауэра архиепископом Евангелическо-лютеранской Церкви в России состоялось 8 февраля в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла в Петербурге, сообщили " Благовест-инфо " в ЕЛЦР. В торжественной церемонии приняли участие: вице-президент Всемирной лютеранской федерации, епископ Евангелическо-лютеранской Церкви Венгрии Томаш Фабини, генеральный епископ Евангелической Церкви Аугсбургского вероисповедания в Словакии, председатель департамента ВЛФ по экуменическим связям Милош Клатик, архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии Урмас Вилма, архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии Юкка Парма, старший церковный советник, референт Евангелической Церкви Германии по Центральной и Восточной Европе Михаэль Хюбнер, член Высшего совета Евангелической Церкви Германии Уве Михельсон. С возведением в должность архиепископа Дитриха Брауэра поздравили: от имени Руководителя Администрации президента Российской Федерации С.Б. Иванова начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления президента РФ по внутренней политике Е.В. Еремин, от имени председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона его заместитель архимандрит Филарет, от имени губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко начальник отдела по связям с религиозными объединениями правительства Санкт-Петербурга В.Г. Иванов, от имени Чрезвычайного и Полномочного посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигера фон Фрича полномочный министр и постоянный заместитель посла Германии в России Георг Биргелен, от имени посла США в Российской Федерации Джона Ф.

http://sedmitza.ru/text/5410587.html

[  назад  ] Реформатская церковь в Венгрии Краткая история церкви: (Magyarorszagi Reformatus Egyhaz) Вторая по влиянию церковная организация Венгрии, представляющая,15 населения (1,622 миллиона человек, согласно переписи 2001 года). Венгерские протестанты-немцы вскоре на Эрдодском синоде 1545 приняли лютеранское Аугсбургское вероисповедание, а протестанты-венгры в 1557 на синоде в Ценгере выработали кальвинистское по своей сущности Венгерское исповедание, а в 1567 на Дебреценскиом синоде отдали предпочтение кальвинистскому Второму Гельветическому исповеданию. Венгерская реформатская церковь долгое время считалась выразителем венгерской национальной идеи, чему способствовала проповедь на венгерском языке. К концу 16-го века 80-90% венгров обратились в протестантство. В 1590 году была издана Библия на венгерском языке, именно нее (и псалтырь 1607 года) используют и в современном богослужении. В 1606 году император Рудольф II отменил религиозную свободу и начал активное притеснение реформатской церкви (что, в частности, стало причиной союза Трансильвании с Турцией). Католицизм насильственно возвращался на утерянные земли - церкви отбирались, реформатские пастора преследовались, ссылались и отправлялись как рабы на галеры. Был введен принцип " чья власть, того и вера " , и усилия по обращению были обращены на крупных землевладельцев. В период гонений сильно выросла роль мирян в церкви, которые в отсутствие служителя (иногда длившееся десятилетиями) совершали службы. В 1781 году был издан Эдикт о Толеранции, утвердивший относительную свободу вероисповедания для протестантов (приходы, независимые от католического священника можно было создавать в местах, где жило более 100 протестантских семей), которая вновь была отменена после революции 1848 года. Только договор о двойной Австро-Венгерской монархии 1867 года вновь дал церкви свободные права. Только в 1881 году Дебреценский Синод утвердил конституцию церкви и, по сути, сформировал единый церковный организм с центральным управлением, состоящих из нескольких церковных округов.

http://hierarchy.religare.ru/h-refpresb-...

[  назад  ] Украинская евангелическо-реформатская церковь Краткая история церкви: В 16-17 веках реформатство было широко представлено на украинских землях, в 60-ых годах 16-го века на современной территории Украины действовало более 300 реформатских общин, созданных перешедшими в реформатство магнатами и дворянами. Общины входили в состав Реформатской церкви Речи Посполитой . После активной контр-реформации большинство из них вернулись в католическую церковь, и с конца 16-го века начинается быстрое угасание реформатской церкви. К середине 17-го века деятельность практически всех общин прекращается, к началу 18-го века действовали отдельные небольшие общины, вскоре угасшие. Второе пришествие кальвинизма в на Украину происходит в 20-ых годах, когда в находящиеся в составе Польской Республики украинские земли возвращаются украинские эмигранты, в Северной Америке принявшие пресвитерианство (в частности, бывшие члены Независимой Греческой церкви ). 12 апреля 1925 года в Коломые состоялось первое украинское евангелическое богослужение. В том же году была основана " Украинская Евангелическая церковь " , подчиненная Станславской супериндентентуре. В 1927 году ее приходы (кроме трех, оставшихся в составе " Евангелической Церкви Аугсбургского и Гельветического Вероисповеданий в Малой Польше " ) отделились и создали " Союз украино-реформатских общин " . В 1931 году они безуспешно попытались присоединиться к Виленской реформатской церкви , а в 1932 присоединились к Варшавской реформатской церкви . Уже через три года они были образованы в отдельную суперинтендентуру. В 1934 году был издан украинский перевод " Гейдельбергского Катехизиса " . К началу 30-ых годов она насчитывала 21 общину, а в 1939 году 35 общин и 31 миссия с 18 пасторами и примерно тремя тысячами верующих. Было построено пять церквей, строительство еще двух церквей близилось к завершению, было начато строительство одиннадцати храмов. После захвата земель СССР часть проповедников сгинули в Сибири, часть бежала на Запад. Во время немецкой оккупации (1941-1943) проходило частичное восстановление церковной жизни, в августе 1943 г. произошло объединение всех украинских евангелических общин в " Украинской Евангелической Церкви рейхскомиссариата " Украина " " , включавшей в себя лютеранский и реформатский сеньорат.

http://hierarchy.religare.ru/h-refpresb-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНФЕССИЯ [от лат. confessio - исповедание], вероисповедание . В расширительном смысле употребляется как синоним слова «религия» . В более узком - обозначает направления или школы внутри религий, напр., суннизм и шиизм в исламе , талмудизм и караимство в иудаизме, хинаяна и махаяна в буддизме . В нек-рых случаях К. называют также основные направления христианства: православие , католицизм , протестантизм , несторианство , монофизитство , однако в терминологически строгом употреблении словом «конфессия» могут быть названы любые христ. общины, именующие себя церквами и исповедующие различные вероучения, даже если расхождения между ними касаются единичных положений. Так, напр., лютеранские, пресвитерианские, евангелические и др. церкви, объединяемые принадлежностью к протестантизму, представляют собой разные христ. К. В большинстве случаев вероучительные расхождения между христ. общинами влекут за собой разрыв евхаристического общения или не позволяют такое общение установить. С правосл. т. зр. полнотой церковности обладает лишь правосл. Церковь, тождественная единой, святой, соборной и апостольской Церкви, о к-рой говорится в Никео-Константинопольском Символе веры (381). Вопрос об отношении к этой Церкви различных христ. К. и о мере их церковности представляет собой сложную и отчасти дискуссионную даже в рамках правосл. богословия проблему (см. ст. Границы Церкви ). Термин «конфессия» вошел в употребление в связи с возникновением и последующим дроблением протестантизма, поскольку «исповеданием» (нем. Konfession; франц., англ. confession) часто называли символические книги , излагающие доктрину того или иного протестант. течения, напр. «Аугсбургское исповедание» 1530 г., «Галликанское исповедение» 1559 г., «Вестминстерское исповедание» 1647 г. В ряде случаев доктринальные расхождения между христ. К. выражаются в содержательных разночтениях в символе веры. Так, напр., католицизм от православия помимо прочего отличает добавление к Символу выражения «и от Сына» ( Filioque ) в предложении, где речь идет об исхождении Св. Духа от Отца. В др. случаях вероучительные расхождения между К. не отражаются в символах веры, напр., старокатолич. церкви, являясь самостоятельными К., используют те же символы, что и католики, но не признают изменения, к-рым подверглось католич. вероучение на Ватиканском I Соборе , в частности отвергают учение о папской непогрешимости.

http://pravenc.ru/text/2057156.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010