Обратимся к отзыву Созомена об Арзакие. «Муж, говорит, кроткий и благочестивый». – Но посмотрите, как этого мужа, «кроткого и благочестивого» разоблачает историк. «Но, – прибавляет Созомен, – приобретенную им во время пресвитерства добрую славу помрачали некоторые клирики, делавшие, что им было угодно и вменявшие ему свои поступки. Особенно же унизило его то, что случилось после сего с приверженцами Иоанна (sic!). Так как последние считали для себя нестерпимым иметь общение и молиться вместе с ним (верх искусства!) и с его сомолитвенниками, – потому что между ними было много врагов Иоанна, – и делали собрания, как сказано, сходясь на концах города, сами по себе, то он сообщил царю (еще украшение!). Вследствие сего, трибун, получив повеление, напал с воинами на собравшихся и чернь разогнал палками и камнями; а тех, кто был познатнее и ревностнее привержен к Иоанну, заключал под стражу. Смятение и плач были по городу во всей силе (ну можно ли более сего сказать в похвалу!). Вот образ Арзакия в основных его чертах – «мужа кроткого и благочестивого». – Св. Иоанн Златоуст делает следующий отзыв об этой личности. «Слышал и я об этом шуте (см. Photii Biblioth. cod. 277. 1565 г.), которого императрица посадила на кафедру, что он подверг бедствиям всю братию, но пожелавшую иметь с ним общение; многие таким образом даже умерли из-за меня в темнице. Это волк в овечьей коже (шкуре); хотя по наружности – епископ, но на деле прелюбодей, потому что как женщина при живом муже, живя с другим, становится прелюбодейцею, так равно прелюбодей и он не по плоти, но по духу, ибо еще при жизни моей восхитил мою церковную кафедру» 1079 . Тьерри приводит в своей книге 1080 характерное суждение современников об этом епископе Арзакие, сохраненное одним из позднейших писателей 1081 . «О позор! Какой преемник и после кого же? Quis cui? Старый пень, которым, по высочайшему произволу, заменили ветвь крепкую и цветущую; старик восьмидесяти лет, которому приличнее было бы сидеть у могилы, нежели на престоле; безумец и глупец; нелепейший, – когда говорил; тупейший, – когда хотел думать; похожий более на камень, на чурбан, нежели на живое существо; годный только на то, чтобы проводить жизнь в углу комнаты или в постели; бесполезный самому себе и другим и недостойный сожаления» 1082 . Этого заместителя на кафедре Златоуста скоро сменил другой, носивший «печать скота», из Константинопольских священников 1083 , по имени Аттик, которого так расхваливает Сократ, говоря; «при епископе Аттике удивительно как процветали дела церкви» 1084 . «Он был одним из вожаков последних козней против Иоанна», – замечает Тьерри 1085 . Оба эти деятеля на кафедре Константинопольской оставили по себе кровавый след в яростной борьбе с Иоаннитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Порфирий, архидиакон, местоблюститель Урания, почтеннейшего епископа емесского, в области Финикии, сказал: «почтеннейший епископ наш Ураний, пославший меня вместо себя, находя послание святейшего архиепископа древнего Рима Льва согласным с изложением 318-ти святых отцов никейских, и 150-ти константинопольских, и с тем, что совершено и утверждено блаженнейшим Кириллом в Ефесе в первый раз, подписал его». Феодор, епископ клавдиопольский, в области Исаврии, сказал: толкование, изложенное блаженнейшим Кириллом и утвержденное на святом соборе ефесском первом, согласно с верою 318-ти и 150-ти; (с ним же) согласно и послание боголюбезнейшего архиепископа Льва; и я подписал его». Иоанн, почтеннейший епископ Германикии августо-евфратисийской, сказал: «мы и крещены и крестим в вере 318-ти, бывших в Никее, и 150-ти, собиравшихся в Константинополе, в прежние времена; находя, что с нею согласно изложенное и утвержденное блаженнейшим Кириллом на первом ефесском соборе, а также и послание святейшего архиепископа Льва, мы подписали его». Евлогий, почтеннейший епископ Зевгмата августо-евфратисийского, сказал: «послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением 318-ти и 150-ти святых отцов, и с тем, что совершено и утверждено блаженнейшим Кириллом в Ефесе в первый раз: и я подписал его». Подобным образом (оказали): Квинтилл, почтеннейший епископ ираклийский, занимающий место Анастасия, святейшего епископа фессалоникского, и Петр, почтеннейший епископ Коринфа, метрополии Еллады, и Аттик, почтеннейший епископ Никополя, метрополии древнего Епира, и Лука, почтеннейший епископ Диррахия, метрополии нового Епира, и Константин, почтеннейший епископ Димитриады фессалийской, занимающий место Вигилянция, почтеннейшего епископа Лариссы, метрополии той же области, и Мартирий, почтеннейший епископ Гортины, метрополии Крита, и почтеннейшие епископы первой Македонии, именно: Созон, почтеннейший епископ филиппский, и Евсевий, почтеннейший епископ довирский 10 , и Максим, почтеннейший епископ серрский, и Николай, почтеннейший епископ стовский, и Иоанн, почтеннейший епископ парфеникопольский, и Дарданий, почтеннейший епископ варгадский 11 , и Гонорат, почтеннейший епископ фасский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

На Собор " При Дубе " Феофила сопровождал в сане диакона его племянник Кирилл, сменивший в 412 году своего дядю на Александрийской кафедре. В лице святителя Кирилла Александрия получила одного из самых энергичных и политически мудрых Предстоятелей. Во внешних делах св. Кирилл действовал в традициях своей кафедры. Так, когда св. Аттик Константинопольский в 417 году предложил Кириллу включить, по примеру столицы, имя Иоанна Златоуста в поминальные диптихи, св. Кирилл в сильных фразах отказался это сделать. " Каким образом среди епископов окажется мирянин " , риторически спрашивал он Аттика, сравнивал Златоуста с Иудой, и рекомендовал, в свою очередь, нечто обратное вычеркнуть его имя из Константинопольских диптихов По меньшей мере, до 420-го года имя св. Иоанна не фигурировало в диптихах Александрийской Церкви. Св. Кирилл не ограничивал себя кругом чисто церковных дел, но стремился активно влиять на государственную политику в Египте. Еще со времен Птолемеев значительную часть населения Александрии составляли иудеи, за которыми императорское правительство сохраняло особые права и самоуправление. Св. Кирилл произвел в городе страшный разгром иудеев, приведший к полному запустению иудейской части города Это противоречило планам императорской политики, и префект Египта Орест энергично протестовал против антииудейской кампании св. Кирилла; св. Кириллл в свою очередь боролся с Орестом жалобами на него в Константинополь. Описанное происшествие для нас важно в одном отношении: Александрийский папа, в лице св. Кирилла, пытался действовать вопреки широким политическим планам Империи, при этом смело вступая в противоборство с императорским правительством в лице префекта. Величайшая заслуга св. Кирилла его вклад в победу над несторианством. При этом св. Кирилл не ограничивался только лишь осуждением ереси. Была у него и другая цель: закрепить доминирующее значение собственной кафедры на Востоке Империи. Именно это и придало Эфесскому Вселенскому Собору его особый характер. Впрочем, на характер Собора повлияла и нарочито отрешенная позиция Императора св. Феодосия Младшего Император помнил печальное дело св. Иоанна Златоуста: ответственность за его осуждение, спровоцированное Александрией, была целиком возложена на Императорскую чету его родителей Аркадия и Евдоксию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/423/...

Славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитан». И когда почтеннейший епископ Евномий подал его, Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, прочитал: «Валентиниан, благочестивый, благополучный, август, никомидиянам (желает) здравствовать». «Относительно издревле приобретенных привилегий вашего города пусть сохраняется древний обычай. Вашему праву не может повредит увеличение чести города Никеи, так как достоинство Никомидии еще увеличивается, если она, занимая второе место, называется именем митрополии». Славнейшие сановники сказали: «ни одна высочайшая грамота не говорит об епископе; та и другая предоставляют честь митрополии. А высочайшая грамота священной памяти Валентиниана и Валента, предоставившая тогда (городу) Никее право митрополии, прямо повелевает не отнимать ничего у других городов. И канон святых отцов изрекает об одном митрополите в каждой области. Итак, что думает святой собор об этом»? Святой собор воскликнул: «пусть имеют силу каноны; пусть будет по канонам». Аттик, почтеннейший епископ Никополя в древнем Епире, сказал: «канон изрекает так, чтобы в каждой области власть имел митрополит и чтобы он поставлял всех епископов, находящихся в той области. Таков смысл канона. Епископу Никомидии, так как она с древнего времени есть митрополия, надлежит рукополагать всех епископов, находящихся в его области». Святой собор сказал: «этого все мы желаем: об этом все мы просим; пусть соблюдается это везде; это всем угодно». Иоанн, Константин, Патрикий и прочие почтеннейшие епископы понтийского округа сказали: «каноны имеют в виду одного только старейшего митрополита. И очевидно, что право рукоположения предоставляется боголюбезнейшему епископу никомидийскому; потому что законоположения, как видела и ваша знатность, почтили Никею одним только именем митрополии, а от прочих епископов области отличается (епископ никейский) одною только честью». Святой собор сказал: «они правильно объяснили, хорошо объяснили; все мы говорим то же». Аэтий, архидиакон великоименитого Константинополя, сказал: «припадаем к вашей знатности с просьбою, чтобы высказанное святейшим епископом города Никомидии Евномием и боголюбезнейшим епископом никейским Анастасием, или постановленное касательно их, не служило каким-либо нареканием святейшему престолу константинопольскому; потому что святейший престол константинопольский или сам совершает рукоположение в Василинополе с прочими, или позволяет совершать, как могут показать и посылаемые грамоты или многократно посланные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Как ни наивничал Феофил, упиваясь своей победой и даже презирая суд над ним Рима, но ход времени приближал ликвидацию его близорукого и мимолетного торжества. Правда была по суду народной совести и суду Рима на стороне загубленного праведника. Сменилась власть, творившая неправду. Β 408 г. умер император Аркадий. Хотя принятый курс политики при малолетстве сына Аркадия 7-летнего Феодосия II официально и продолжался, но церковные низы, тяготевшие Иоанну Златоусту и прозванные уже «иоаннитами,» в предчувствии перемен продолжали своим упорным ростом завоевывать себе свободу. Все изгнанные за свое бегство в Рим епископы твердо держались на стороне «иоаннитов.» У официального главы Константинопольской церкви архиепископа Аттика храмы не были полны народом, a в неразрешенных молитвенных собраниях вне города (за столбами застав, εξω κιονων) участвовали густые толпы. Сам Аттик по смерти императора Аркадия (408 г.) поневоле счел нужным относиться терпимо к упорствующим и этим вовлек часть их в официальную церковь. Но часть населения и большинство епископов не сдавались на примирение. И сестра Феодосия II Пульхерия, достигшая в 419 г. своего 16-летнего возраста и приобщенная к власти со званием «августы,» сложилась в убежденную сторонницу мира с папами и оправдания памяти Иоанна Златоуста. Но эти предрасположения Пульхерии до времени не изменяли заведенного Феофилом Александрийским «неумного» курса церковной политики. «Неумного» для самой Александрии, традиционно опиравшейся на Рим в защите своего второго почетного места. Сейчас неумный Феофил, вульгарно говоря, «в ус себе не дул,» когда даже самые авторитетные богословы александрийского патриархата возмущались его неправедным судом. Так, открыто осуждал Феофила преподобный Нил Синайский, в миру бывший крупным чиновником в Константинополе, и преподобный Исидор Пелусиот (из Пелусия). Исидор укорял всех, не щадя вместе с Феофилом и самого императора Феодосия II. Он писал: «Египет всегда был врагом Моисея, приверженцем фараона. Теперь против святого учителя выдвинул этого Феофила, человека жадного до драгоценных камней и золота. K нему примкнули четыре участника, четыре отступника, как и он,— Акакий, Севир, Антиох и Квирин. И они его уничтожили.» Все такого рода письма тогда выполняли роль публицистических журнальных статей; распространялись и читались,

http://sedmitza.ru/lib/text/435128/

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Аттик, автокефальный епископ Константинополя, мудрому брату и сопрестольнику Сахаку, епископу Армении, (желает) радости в Господе. Воздаем большую благодарность Богу за твою добрую славу посреди такого варварского народа, но не освобождаем от обвинения в том, что ты не сразу вспомнил о любезности (нам) твоих блаженных отцов Нерсеса и Григора. Еще больше удивляемся тому, как это ты обошел источник церкви, святого нашего отца Иоанна, просветившего своим учением не только вселенскую столицу, но и всех христиан всего мира, почему и его прозвали Златоустом; (как это) вы пренебрегли им и пожелали утолить свою жажду текучей водой, пока Вседержитель, видя тщетность ваших усилий, не пролил на вас благодати Духа, чему мы теперь рады. Ныне же велением самодержца Августа тебе даруется право обучать в нашей стороне и либо подчинить, либо изгнать из своего (епископского) удела ересь борборитов 1 . Посланного же тобой Месропа мы рукоположили экклесиастиком 2 . 1 Борбориты. О сущности этой секты определенных данных нет. Одни их название выводят из греческого борборос – «грязь», «скверна», другие из барба-рос – «варвар». Читать далее Источник: История Армении/[Соч.] Моисея Хоренского; Перевел с армянского и объяснил Н. Эмин. - Москва : Тип. Катков и К°, 1859. - 384, VIII с./Письмо Атика к Сахаку. 161 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Attik_Konstant...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОПОЛИТИАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 51 , С. 55 опубликовано: 13 января 2023г. НИКОПОЛИТИАН (Никтополион, Никополит), мч. (пам. греч. 2, 3 нояб.) - см. в ст. ЕВДОКСИЙ, АТТИК, АГАПИЙ, КАТЕРИЙ и др. мученики Севастийские. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Никополитиан (Никтополион, Никополит), мученик (пам. греч. 2, 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские См.также: ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60 АВВАКУМ ( † 1628), нмч. Солунский (пам. греч. 6 авг.) АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2577585.html

Андрагафий, философ – VI.3 Аниан, еп. антиохийский – II.40 Аникита, еп. римский – V.22 Аниф, еп. македонский – IV.12 Антемий, консул – IV.20 Антиной, любимец имп. Адриана – III.23 Антинох, еп. птолемаидский – VI.11 Антинох, консул – VII.31 Антипатр, еп. римский – III.25 Антоний Великий – I.21; IV.23, 25 Антоний, еп. г. Гермы – VII.31 Анувион, еп. – I.35 Анфемий, префект – VII.1 Анфуса – VI.3 Апит – III.23 Аполлинарий, еп. иерапольский – II.46, III.7, 16 Аполлинарий младший – III.6 Аполлинарий – VI. 13 Аполлон, миф. – III.23 Аравиан, еп. антрский – III.25 Арат, астроном – III.16 Арбатион, еп. – I.35 Арбитион, консул – II.34 Арбогаст, римск. военачальник – V.25 Ардавурий, римск. военачальник – VII. 18, 20, 23, 28 Ареовинд, римск. военачальник – VII. 18, 40 Арзакий, еп. константинопольский – VI. 19, 20, 22 арианство – I.6, 23; II.2 Арий, пресвитер, ересиарх – I.1, 5–9, 14, 23–27, 33, 36–39; II.1, 2, 6, 10–12, 21, 35, 37, 44; III.7; IV.1, 12, 33; V.6, 22; VII.6 Аристенет, консул – VI. 18 Аристеник, еп. – III.25 Аристотель – II.35; III.23; VII.6, 22 Аркадий, император – IV.31; V. 10,12, 25; VI.1, 2, 6, 20, 23; VII.1, 5, 24 Арриан, писатель, биограф Александра Македонского – III.23 Арриний, еп. иерусалимский – II.45 Арсений – I.27, 29, 30 32, 35; II. 17 Арсений, еп. македонский – IV.12 Арсений, египет. монах – IV.23 Артемий, еп. – I.27 Архелай, библ. – III.8 Архелай, еп. касхарский – I.22 Архелай, консул – I.29 Асклепиад, еп. – VII.25 Асклепий, еп. газский – II.15, 23 Асклепиодот, консул – VII. 22 Аспар, консул – VII.23, 40 Астерий, софист – I.36; II.40 Асхолий, еп. фессалоникийский – V.6, 8 Атанарих, вождь готов – IV.33; V.10 Аттик, еп. константинопольский – VI.20, 22; VII.2–4, 13, 14, 17, 18, 21, 25, 26, 28, 37, 41 Аттила, вождь гуннов – VII. 10 Аттис, жрец – III.23 Афанасий Великий , еп. александрийский – I.8, 13, 15, 19, 23, 27– 35; II.1–3, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 20, 22–26, 28, 36, 37, 45; III.3, 4, 6–8, 14, 24; IV.1, 13, 20, 21, 23; VI.9, 13, 18; VII.27 Афанасий, еп. анкирский – III.25

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

16:52), – а в том, что в сравнении с более преступным Иерусалимом он кажется праведным. Ибо тот умертвил Сына Божия, а этот вследствие изобилия хлеба и большой роскоши, чрезмерно предался похоти. Мытарь в Евангелии ( Лук. 18 ), ударявший себя в грудь, как бы в хранилище самых злых помыслов, и в сознании грехов не дерзавший возвести очей, сравнительно с превозносящимся фарисеем оказывается более праведным. И Фамарь под видом блудницы обманывает Иуду и из уст самого обманутого удостаивается слышать: оправдася Фамарь паче мене ( Быт. 38:26 ). Из всего этого доказывается, что не только по сравнению с Божественным величием люди более несовершенны, но и по сравнению с ангелами и другими людьми: так что и ты, лучший в сравнении с другим, которого ты покажешь несовершенным, в свою очередь уступаешь превосходящему тебя, и поэтому не имеешь истинного совершенства, которое, если безусловно, не имеет ни в чем ограничения. 19. К. Да как же, Аттик, слово Божие призывает нас к совершенству? А. В том смысле, в каком я сказал, – чтобы каждый по мере сил наших, насколько будет в состоянии, стремился, не сможет ли как-либо достигнуть, получить почесть вышняго звания. Когда Апостол учит, что по домостроительству восприятой плоти Сын покорится Отцу, да будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15 ), то ясно показывает, что даже всемогущему Богу не все покорено. Отсюда и пророк представляет свое подчинение в конце, говоря: «не Богу ли единому покорится душа моя? Ибо от Него спасение мое» ( Пс. 61, 1 ). И поскольку в теле Церкви глава есть Христос, и так как некоторые члены еще сопротивляются, то оказывается, что и тело не подчинено главе. Ибо если страдает один член, то с ним страдают все члены и все тело терпит мучение от болезни одного члена. Поясню высказанное. Пока имеем сокровище оное в сосудах скудельных и облечены плотию бренною, смертною и тленною, мы почитаем себя блаженными, если в некоторых добродетелях и сторонах добродетелей, мы покорены Богу. Когда же смертное сие облечется в безсмертие и тленное сие облечется в нетление, и пожерта будет смерть во Христе победою, тогда Бог будет всяческая во всех, так что в Соломоне не будет только мудрость, в Давиде кротость, в Илии и Финеесе ревность, в Аврааме вера, в Петре, коему сказано Симон Иоаннов 3 любиши ли мя ( Ин. 21:15 ), любовь совершенная, в сосуде избранном ревность к проповеди и в других по две или по три добродетели, но весь (Бог) будет во всех, и лик святых будет славен во всем хоре добродетелей, и будет Бог всяческая во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010