Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1072 Исповедники, по всей вероятности, разделялись на два класса: умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий причисляемы были к мученикам; жившие более или менее долго после них подводимы были относительно причтения к лику святых под одно и тоже правило или одно и тоже условие с подвижниками, о котором сейчас. Во всяком случае мы имеем свидетельства (принадлежащие св. Киприану Карфагенскому ), с одной стороны – что исповедники причислялись к мученикам, с другой стороны – что были такие исповедники, которых не могли причислять к мученикам или – что тоже – к святым. 1073 См. список патриархов Константинопольских, записанных в святцах новооткрытого устава Константинопольской св. Софии IX века, о котором в статье Н.О. Красносельцева: «Типик церкви св. Софии в Константинополе», помещенной во II книге Летописи Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском Университете, составляющей 1-ю книгу Византийского Отделения, стр. 218, и сноси его со списками патриархов Константинопольских, причисленных к лику святых, находящимися у Вершинского в Месяцеслове, – стр. 369, и у преосв. Сергия в Полном месяцеслове, – т. II, приложж. стр. 251 fin. sqq. (подобное же находим относительно пап, только за более ранний и за более краткий промежуток времени: после 30-ти первых пап, которые все причислены к лику святых потому, что все, за исключением одного, были мучениками, причислены потом к лику святых еще сподряд 26-ть пап, занимавших престол с 296-го года по 526-й год, а затем довольно многие до 867-го года, до папы Николая I, Великого, включительно, см. каталог пап в календаре латинской церкви La Gerarchia Cattolica e la Famiglia Pontificia). 1074 Из преемников Златоустого до половины V века Аттик, скончавшийся в 425-м году, и Максимиан, скончавшийся в 434-м году, называются патриархами, а Прокл, скончавшийся в 447-м году, называется архиепископом. (Впрочем, должны мы оговориться, что в Менологии импер. Василия предполагаемая нами особенность в употреблении имен: патриарх и архиепископ не наблюдается: Павел исповедник и Прокл называются в нём патриархами, а многие позднейшие патриархи называются архиепископами). – Имена всех умерших епископов, о которых говорим, вносимы были в диптихи и возглашаемы были при совершении каждого богослужения, а в день смерти каждого из них ежегодно была совершаема его память (Карфагенский календарь 5-го или 6-го века, открытый Мабиллоном, надписывается: hic continentur dies natalitiorum martyrum et depositiones, – дни преставления, episcoporum, quos ecclesiae Carthaginis anniversaria celebrant): могло быть так, что после того или другого количества лет непрестанной молитвы о них признавали их молитвенниками за себя и что дни ежегодной памяти их обращали с течением времени из дней молитвы за них в дни молитвы им.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А император большей частью отдавал эти дела на рассмотрение константинопольского патриарха и его собора, состоявшего из подведомых ему епископов. Таким образом все епископы оказались под ведением константинопольского патриарха. Уже патриарх константинопольский Нектарий на одном константинопольском синоде 394 года мало давал слова присутствовавшим на этом синоде епископам александрийскому и антиохийскому и решал, дела почти единолично. О том, как далеко простиралась власть его преемника по константинопольской кафедре Иоанна Златоустог о, Феодорит говорит следующее: «Приняв кормило церкви великий Иоанн с дерзновением изобличал совершаемые некоторыми неправды, смело внушал полезное царю и царице и располагал к повиновению установленным законам иереев; а кто дерзал нарушать их, тем запрещал входить в алтарь, говоря, что тому не подобает наслаждаться честью иерея, кто не ревнует о жизни истинно иерейской. И такое попечение имел он не только о своем городе, но и о всей Фракии, которая разделена была на 6 епархий, даже о целой Асии, управлявшейся одиннадцатью начальниками; да и всю Понтийскую область украшал он теми же законами, хотя в ней было столько же епархий, сколько и в Асии». В 400 году Златоуст, по приглашению, путешествовал в Ефес, чтобы посвящать епископа ефесского; а между тем ефесская митрополия занимала весьма видное место. Один из преемников Златоуста по константинопольской кафедре, Аттик, побудил императора Феодосия младшего издать в 421 году указ, по которому ни один из епископов соседних митрополий не мог быть посвящен без согласия епископа константинопольского. Но эти права, которыми в действительности уже пользовался константинопольский патриарх, необходимо должны были быть торжественно утверждены на вселенском соборе, чтобы иметь законную силу. Это сделано было на халкидонском соборе. Четвертый вселенский собор, бывший в Халкидоне в 451 году утвердил и расширил власть епископа константинопольского, в 28 правиле постановляя следующее: «следуя во всем определениям святых отцов и признавая недавно прочитанный канон ста пятидесяти любезнейших епископов, собиравшихся при блаженной памяти Феодосии Великом, бывшем императоре, в царствующем городе Константинополе – новом Риме, и мы определяем и постановляем то же самое о преимуществах святейшей церкви сего Константинополя, нового Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Занявший Константинопольскую кафедру престарелый Арсакий, брат патриарха Нектария, скончался в ноябре 405 года, пробыв на кафедре лишь год. Его сменил враждебно настроенный к Иоанну Златоусту Аттик. Несмотря на смерть императрицы Евдоксии, которая скончалась в том же году, гонения на сосланного святителя и его последователей не прекратились. Три основные восточные кафедры – Константинопольская, Александрийская и Антиохийская – возглавлялись врагами Златоуста: Аттиком, Феофилом и Порфирием. Властолюбивый Феофил практически стал главой Восточной Церкви. Всех, не желавших с ними общения, преследовали по приказу императора. Трудно описать бедствия, которые претерпела тогда Церковь. Враги Златоуста заставляли каждого, входящего в храм, произносить анафему на своего незаконно низложенного, любимого и почитаемого архиерея. Церкви стояли пустые, собрания вне храмов были запрещены. В христианском обществе наблюдался раскол, «гибельная схизма». Для последователей святителя Иоанна схизматиками были его гонители, а незаконные гонители считали схизматиками всех, сохранявших верность своему архиерею, последователей и преданных Иоанну Златоусту людей называли «иоаннитами». Результатами этого раскола были насилие, кровопролитие, тюремное заключение. По переписке со святителем Иоанном можно понять, что Олимпиада не сразу посвятила его в свое бедственное положение, которое она понесла за верность своему учителю: о суде и об изгнании ее из столицы он узнал позже от других. Златоуст, думая, что она по-прежнему имеет влияние при дворе, дает ей некоторые поручения, которые она не в силах выполнить. Изгнанная из столицы, она некоторое время скиталась с небольшой общиной сестер по Малой Азии, пока ее не отправили в ссылку в Никодимию. Здоровье этой женщины, хрупкой по природе и по аскетическому образу жизни, при перенесении ею дополнительных страданий подорвалось. Ее мучила лихорадка, она не могла подняться с постели, находясь в полузабытьи. Полгода она находилась в таком печальном состоянии. Нередко она говорила о смерти, как о желанной гостьи, которая могла бы освободить ее от земных страданий. Ей было в то время около 36 лет. Следы ее красоты, столь прославляемой совершенствами, не исчезли. Еще более удивительная красота чистой ее души светилась в глазах. Но невыносимая скорбь обуревала ее душу – она видела уничижения добра и победу зла, торжество беззакония и беззащитность невинности. И самым тяжелым испытанием для святой было то, что ее молитвы как бы не были услышаны Богом. Ее по-детски чистая вера поколебалась, она впала в душевное изнеможение.

http://pravoslavie.ru/31501.html

Статья посвящена византийской «предыстории» кризиса в Русской Церкви 1156–1169 гг., вызванного введением новых постовых и аскетических норм греческими иерархами во главе с митрополитом Константином I. Внимательное изучение конфликтов 1040-х – 1060-х гг. внутри Константинопольской патриархии, вызванных вначале бездействием, а затем, наоборот, активными действиями императора Мануила I Комнина, позволяет выявить борьбу двух церковных партий, состоявших преимущественно из бывших или действующих диаконов Св. Софии. Одна партия стремилась сохранить в Церкви status quo, сложившийся при первых Комнинах, в том числе, в соблюдении постовых норм, согласно старой («студийской») традиции: ее представляли патриархи Косма II Аттик и Николай IV Музалон, митрополит Евстафий Диррахийский и такие интеллектуалы, как Михаил Солунский, Никифор Василаки, Сотирих Пантевген и, вероятно, Иоанн Цец. Другая партия стремилась к ревизии постовых и аскетических норм, усматривая в этом возвращение к древним правилам и ориентируясь на реформированную («евергетидскую») монашескую традицию: в ее рядах были патриархи Михаил II Куркуас и Феодот II, высокопоставленные чиновники Лев Иканат и Иоанн Пантехн, диакон Василий-«Вагой», митрополит Эфесский Георгий Торник и митрополит Киевский Константин I. В своей борьбе эти партии не гнушались различными средствами и последовательно смещали неугодных им патриархов, а других несогласных объявляли еретиками и, при возможности, подвергали репрессиям, в чем особенно преуспела вторая из указанных партий. Наконец, на соборах 1156 и 1157 гг. второй партии удалось окончательно расправиться со своими оппонентами, что позволило Константину I Киевскому и близким к нему иерархам безоглядно насаждать новые аскетические нормы на Руси. Однако после собора 1166 г., когда Мануил I стал склоняться к унии с Римом, репрессии начали применяться уже и к тем, кто десятилетием ранее праздновал победу. В частности, это могло быть причиной отправки на Русь Константина II Киевского, если понимать эту отправку как почетную ссылку. С 1170-х гг. ситуация в патриархии меняется, и влияние этой партии сходит на нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Скачать epub pdf Cod. 52. Постановления собора в Сиде против мессалиан Переводчик: Болгов Н. Н. Переводчик: Зайцева И. В. Классическая и византийская традиция. 2011. Читаны Постановления собора в Сиде 49 против секты мессалиан 50 , евхитов, или адельфиев 51 . Амфилохий, епископ Икония, председательствовал, поддержанный 25-ю пятью другими епископами. Читал здесь же письмо от собора Флавиану, епископу Антиохийскому, давая ему отчёт по слушаниям. Впоследствии из-за этого письма Флавиан созвал другой собор против тех же самых еретиков, которым помогали три других епископа – Биз Селевкийский, Маруфа, епископ Суфарены 52 , и Сам. Присутствовали также действующие священники и дьяконы в количестве 30 человек. Собор отказался принять раскаяние адельфиев или признать его, когда он предложил отказаться от своей ереси; поскольку это не показало ни его отказ, ни того, что его раскаяние было искренним. Основателями этой секты были Адельфий, который не был ни монахом, ни священником, но одним из непосвященных, Саба Апокоп (Кастрат), который принимал монашеский сан, другой Саба, Евстафий Эдесский, Дад и Симеон, ещё один злодей, и другие, которые росли вместе с ними. Адельфий и его последователи были осуждены, хотя они искали возможность раскаяния, но им отказали, так как они были замечены в переписке, как будто они разделяют их взгляды, с людьми, которых они прокляли как мессалиан. Флавиан написал письмо осроэнцам, сообщая им о том, что было сделано и давая отчёт о наказании и отлучении от Церкви еретиков. Епископы, которые получили этот отчёт, отвечали на письмо Флавиану, благодаря его, и выражая своё одобрение. Литойус 53 , епископ Армении, также написал запрос о мессалианах, и копию декрета с предложением совета послали ему. Великий Флавиан также написал другому армянскому епископу о том же самом предмете; в этом втором письме он обвиняет епископа в симпатии к мессалианам. Аттик, епископ Константинопольский, также написал епископам Памфилии, предлагая им удалить мессалиан отовсюду. Он написал о подобной возможности и Амфилохию, епископу Стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Знатнейшие и славнейшие санонники и знаменитый сенат сказали: «После всего этого сомневается ли еще кто-нибудь?» Почтеннейшие епископы воскликнули: «Никто не сомневается». Аттик, почтеннейший епископ Никопольский, сказал: «Так как ваша знатность выразила готовность выслушивать с терпением, то прикажите дать нам отсрочку, чтобы в несколько дней, с спокойным и невозмущаемым духом, постановить угодное Богу и святым отцам. А так как теперь прочитано послание владыки нашего и Святого отца, архиепископа Льва, украшающего апостольский престол: то нужно прочитать и послание блаженного Кирилла к Несторию, в котором он убеждает его согласиться с двенадцатью главами, и дать это (послание) нам, чтобы во время рассуждений найтись нам готовыми». Почтеннейшие епископы воскликнули: «Если прикажете дать нам отсрочку, мы просим отцов сообща рассмотреть дело». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «Пусть заседание будет отсрочено на пять дней, чтобы в промежуток (этого времени) собраться вашей святости у святейшего Анатолия и сообща рассудить о вере, дабы вразумились и те, которые сомневаются». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «Мы так веруем; (все так веруем; веруем так, как Лев); из нас никто не сомневается; мы уже подписались». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «Нет нужды всем вам собираться. Но как порядок требует убедить всех сомневающихся, то пусть почтеннейший архиепископ Анатолий изберет из числа подписавшихся епископов, которых почтет способными вразумить сомневающихся». Почтеннейшие епископы воскликнули: «Мы просим об отцах: отцов (отдайте) собору. (Согласных со Львом – собору, отцов – собору). Эти голоса – к императору, эти просьбы – к православному, эти просьбы – к августе! Все мы погрешили, всем да будет прощено». Клирики константинопольские воскликнули: «Кричат немногие; не собор говорит». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Египетского в ссылку!» Почтеннейшие епископы иллирикские и бывшие с ними воскликнули: «Все мы погрешили, всех помилуйте. Эти голоса к православному императору! Церкви разделяются». Константинопольские клирики воскликнули: «Диоскора в ссылку! (еретика в ссылку)! Диоскора Бог осудил». Почтеннейшие епископы иллирикские и бывшие с ними воскликнули: «Все мы погрешили; всем да будет прощено. Диоскора – собору, Диоскора – церквам. При вашем правлении да не случится бедствия! (При вашем правлении да не будет разделения)». Клирики константинопольские воскликнули: «Общник Диоскора есть иудей». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Египетского в ссылку! еретика в ссылку!» Почтеннейшие епископы иллирикские и бывшие с ними воскликнули: «Отцов – собору!» Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «Сказанное пусть будет передано к исполнению».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

III. СОБОР ЕФЕСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ТРЕТИЙ. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕТЬЕМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ Со времени второго вселенского собора на константинопольской церковной кафедре преемником Нектарию был Святой Иоанн Златоуст , Златоусту Арсакий, брат Нектария, Арсакию Аттик, Аттику Сисиний. По смерти его, император Феодосий младший, затрудняемый противоположными желаниями граждан в избрании епископа, решил избрать епископа не из константинопольской Церкви, а из антиохийской, именно Нестория. Несторий родился в Германикии 148 . Он владел даром слова, хотя и не был способен к общественной должности. Отличаясь грубостию простонародной одежды, величавостию в поступи и во взгляде, бледностию и сухостию лица, он заставлял предполагать в себе воздержность, благочестие, жизнь сообразную с правилами древних христиан. Поэтому-то, с общего всех согласия, он призван был в Константинополь, и возведен в сан епископа. Он привел с собой из Антиохии пресвитера Анастасия, который всегда был при нем самым близким и доверенным лицом и с которым Несторий обращался дружественно. Этот пресвитер в одном из своих поучений к народу дошел до такого нечестия, что с величайшим бесстыдством говорил: будто пресвятую Марию не должно называть Богородицею ( Θεοτκον, потому что Бог не может родиться от человека. Нечестивые слова его произвели в народе беспокойство и смятение. Несторий же, созвав народ в церковь , красноречиво оправдывал своего пресвитера, тогда как виновник такого волнения заслуживал грозного приговора к отлучению от Церкви и самого строгого наказания. Поддерживая богохульство богохульством, он в ипостаси или лице Христа Господа представлял два лица, и утверждал, что в нем как два естества, так и два сына и два Христа: один есть Бог от Бога, другой – человек от матери; потому и св. Деву называл не Богородицей, а Христородицей. Также один из епископов, Дорофей, изменили, вере, по корыстным видам. В церкви, когда Несторий совершал священнодействие, он бросился на верх кафедры, и с нее, против ожидания присутствующих, произнес проклятие на всех, которые употребляли слово Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Но мы, скажем подобно Иеремии, не слушаем словес пророков, иже пророчествуют прельщение (Иерем. 23, 16). Пусть он послушает Иезекииля и прочитает слова его, которыми он угрожает: и простру руку Мою на пророки, видящые лжу, и провещавающые суетная: в наказании (в числе) людей моих не будут, и в землю исраилеву не внидут: понеже прелстиша людей моих (Иезек. 13, 9, 10). Где же заботливость о священном стаде, которая составляет обязанность пастыря? Где попечительность о крепости ограды Господней? Какой может ждать безопасности стадо, когда его пастырь переменяется в волка, и, приходя к овцам, с яростию нападает на каждую? Уста, которые произносят нечестивое, только терзают, как пасть волка. Дается корм, который не утучняет, а истощает. Но и при этом стадо счастливо тем, что Господь предоставил ему суд о своей пажити; а потому вера ваша должна – мы не сомневаемся, что вы так поступаете – отвергнуть нечестивое учение, чтобы у вас те, которые бодрствуют во Христе, различали пищу от яда и вы пребыли твердо в том, чему вы научились от прежних пастырей, зная, что до настоящего времени у вас были иереи, высокие учением и святостию, которые, никогда не отступая от отеческих преданий, в глубоком мире правили кормилом Церкви Господней. Начну с ближайших к нам по времени. Сколько силы оказало на ваши души учение святого епископа Иоанна, которого слово распространилось по всему миру, поддерживая везде кафолическую веру. Нет места, где бы он не был с своим учением: он проповедник везде, где только читают его. За его заботливою мудростию следовала всем известная твердость души; блаженной памяти епископ Аттик управлял народом христианским по примеру предшественника, и преследовал нечестивое безумное учение еретиков. По смерти его, был общником нам блаженной памяти Сисиний, который свою славу поставлял в том, чтобы сохранить целою и невредимою красоту кафолической веры, как она была до его времени: мы видели, что у него не было недостатка ни в простоте голубицы, ни в мудрости змия. Скоро лишившись его охранительной деятельности, мы плакали о том, возлюбленные братия, как бы предвидя наше будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Святитель Кирилл Александрийский Жизнь Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений этого Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофизиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность – предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи. Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословское образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту , св. Кирилл некоторое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Письмо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста . Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидора Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения. После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV-V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно передавалась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему наследовал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей следующего епископа – Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил боролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впоследствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010