ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ком­ментируя этот момент соборных деяний, В. В. Болотов писал: «Если бы вопрос был поставлен открыто, как предлагал Аттик, то нужно было бы пересмотреть всю догматическую деятель­ность Кирилла, и тогда бы открылось, что не всякая строка из сочинений Кирилла должна быть принимаема церковью к све­дению, а тем более к догматическому руководству... Св. Кирилл в своей полемике с Несторием дошел до крайностей» 821 . Правда, сам Аттик стремился, конечно, к тому, чтобы было сделано про­тивоположное заключение, подрывающее авторитетом святого Кирилла значимость диафизитских выражений из томоса Льва Великого , которые расходились с формулой Кирилла о «единой природе Бога Слова воплощенного». Не желая рисковать, предста­вители императора для убеждения или переубеждения сомнева­ющихся в богословской безукоризненности томоса предложили образовать специальную комиссию под председательством архи­епископа Константинопольского Анатолия, которой и было пору­чено составить согласованный проект соборного ороса. В конце заседания иллирийские епископы просили сановников освобо­дить арестованных иерархов и допустить их на Собор, но в этой просьбе им было отказано. 13 октября епископы заседали в отсутствие сановников под председательством папского легата Пасхазина. Это заседание было посвящено суду над Диоскором. Первым нотарием Собора архидиаконом Константинополя Аэцием было оглашено адресо­ванное Собору прошение епископа Дорилейского Евсевия, в кото­ром он, изложив преступные действия Диоскора, предпринятые против него и против почившего святителя Флавиана, настаивал: «Постановите: что все, учиненное против нас, не имеет силы ... что мы удерживаем сан священства; скверное учение его анафематствовать; слово благочестия утвердить; а его самого за предерзости очистить наказанием, чтобы он в продолжение осталь­ной жизни служил примером для вразумления всех, которые бы вздумали поступать подобно ему» 822 . Трижды к Диоскору приходили посланники Собора звать его на соборный суд, и трижды он отказался подчиниться, сослав­шись в первый раз на запрет со стороны стражи, во второй, когда стража разрешила ему отлучиться, чтобы предстать перед отца­ми Собора, – на болезнь и, наконец, в третий раз заявив, что он «не имеет ничего прибавить к тому, что уже сказано...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

181 Низложение святителя было поводом несогласий Запада с Востоком. Запад принимал в изгнанном Златоусте столь живое участие что Онорий угрожал войною брату своему Аркадию, ежели он не возвратит несправедливо низложенного и удаленного святителя. А папа Иннокентий, недовольный осуждением его, писал о святости его константинопольскому клиру, народу и Феофилу александрийскому, и старался возвратить неправедно изгнанного 182 , Будучи в изгнании, св. Иоанн продолжал назидать Церковь своим христианским терпением, писаниями, беседами и благотворениями, и, таким образом, до смерти своей имел влияние на христиан и умножал свою славу. 183 Созомен повествует, что Иоанн в ссылке сделался еще знаменитее. 184 Святость Златоустого и уважение к нему всех христиан еще более открылись по смерти его. Сократ говорить, что Иоанн получил почестей более по смерти нежели при жизни. 185 Творения его в IV и в V веке приобрели славную известность во всем христианском мире; онв хранились как драгоценность в царских чертогах и писались золотыми буквами. 186 По греческому часослову всех его творений сохранилось 1447 и писем 249. В 415 году св. Александр еп. Антиохийский, будучи в Константинополе, говорил слово в день памяти св. Иоанна Златоустог о и возбудил народ просить константинопольского епископа Аттика внести имя Иоанна в диптихи для молитвенного его поминовения, но Аттик не согласился. Преемника Александрова на кафедре антиохийской Феодота – мужа кроткого и святого народ антиохийский принудил вписать имя св. Иоанна в церковные диптихи. Акакий берийский известил об этом Аттика и Кирилла иерусалимского , объявив им, что Феодот сделал это по настоянию народа, чтобы прекратить разделение между верными. 187 Пресвитер, принесший письмо Феодота в Константинополь, распространил в народе молву о причине своего прибытия и о содержании письма. Аттик, движимый желанием народа, советовал императору употребить меры успокоить народ и сохранить мир. Император отвечал, что для столь великого блага, каков мир, он не находить никакого препятствия вписать имя почившего в помянники церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть скажет святой собор, позволительно ли было святейшему архиепископу Анатолию послать отлучение отсутствующему почтеннейшему епископу Фотию и приказывать отнять у него известные церкви в области, и должно ли называть собором собрание епископов, живущих в императорском городе». Трифон, почтеннейший епископ хиосский, сказал: «собор созывается, и сходятся, и притесняемые получают (свои) права». Аттик, почтеннейший епископ зильский, сказал: «но отсутствующего никто не осуждает». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «отсутствующего никто не осуждает». Анатолий, почтеннейший епископ константинопольский, сказал: «издавна имеет силу обычай, что живущие в великоименитом городе святейшие епископы, когда случай позовет их касательно возникающих каких-нибудь церковных дел, сходятся, решают каждое (дело) и удостаивают ответа просителей. Итак я не сделал никакого нововведения, ни собравшиеся по обычаю святейшие епископы, жившие в городе, не произнесли нового устава; а присутствие епископов показывается состоявшимся деянием». Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «ваша знатность спрашивала нас, можно ли осудить отсутствующего; на это даю ответ римским голосом: он в божественных писаниях находится, так выраженный в книге Деяний: «несть обычай римляном выдати человека коего на погибель, прежде даже оклеветаемый не имать пред лицем клевещущих его, и место ответа приимет о своем согрешении» (Деян.25:16)». Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «ничего другого не прошу, а прошу вашего справедливого суда, чтобы каноны имели силу, и чтобы законно хиротонисанных мною, но низверженных и сделанных пресвитерами, восстановить, и возвратить мне церкви». Святой собор воскликнул: «это прошение справедливо; пусть каноны имеют силу; справедливо прошение почтеннейшего епископа Фотия». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны каноны». Аттик, почтеннейший епископ Никополя епирского, прочитал: 318-ти святых отцов, собиравшихся в Никее, правило 4    «Епископа поставлять наиболее прилично всем епископам местного округа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

4. Откликнулся Иоанн Златоуст и на хорошо известную ему иерархическую распрю в Антиохии и содействовал её прекращению. Откликался, как несущий на себе «вселенскую» ответственность за церковные дела, на известия и обращения к нему из Палестины, Финикии, Сирии. Не отказался при известных условиях принять апелляцию и на дела Александрийской кафедры. 5. С апелляцией на самоуправство Александрийского Владыки Феофила явились к Иоанну Златоусту и разгромленные Нитрийские монахи со своими вождями, братьями по прозванию «Долгими». Император пожелал, чтобы дело было рассмотрено соборно под председательством Иоанна Златоуста , как Епископа столицы. Это право Константинопольского иерарха испревращено было в суде над Иоанном Златоустом , только уже благодаря сложной интриге всей коалиции его врагов под водительством самолюбивого Феофила 3 . 6. Один из ближайших преемников Иоанна Златоуста , Аттик (405–425), энергично продолжал укреплять и расширять свой «вселенский» авторитет, распоряжаясь уже полностью, как в подчиненных ему диэцезах – Понтийском, Асийском и Фракийском. Он первый простер свою церковную власть и на Иллирик (т. е. Дакию, Мэзию, Дарданию, Македонию, Фессалию, Эпир, Ахаию), и на о. Крит, числившиеся еще за римским первосвященником, в то время как Феодосием Великим Иллирик был приписан уже к восточной половине империи. В споре о законности занятия Коринфской кафедры Еп. Перигеном часть Иллирийских Епископов осталась недовольной судом Папы Бонифация I и апеллировала к Константинопольскому Архиепископу Аттику. Аттик встал на сторону апеллянтов и испросил у имп. Феодосия II эдикт, которым подтверждался в принципе суд Константинопольского иерарха по делу Еп. Перигена и устанавливалось правило, чтобы в сомнительных случаях Епископат Иллирика обращался за советом к предстоятелю Константинополя, «города, который пользуется прерогативами древного Рима», и затем решал дело на своем Соборе 4 . Аттику не удалось еще закрепить эту власть над Иллириком. Но это осуществилось позднее, при иконоборцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

8 . Мы столь подробно остановились на деталях «антибогомильских» процессов Михаила Куркуаса потому, что в них достаточно рельефно проявились черты тех двух внутрицерковных партий, борьба между которыми будет определять особенности церковной жизни Константинополя (и не только), примерно с середины 1140-х по середину 1160-х гг. Одна партия, на первом этапе представленная патриархом Михаилом Куркуасом и протасикритом Львом Иканатом, отличалась ригоризмом 20 и нетерпимостью 21 . Другая партия, представленная монахом Нифонтом, выступала, скорее, за сохранение status quo, сложившегося при первых Комнинах. 9 . Несмотря на первоначальные успехи Михаила Куркуаса по подавлению внутренней оппозиции в лице Нифонта (который, несомненно, был не одинок, но выражал мнения достаточно многих), к концу 1145 г. в патриархии случился аппаратный конфликт, вызванный вмешательством патриарха в процесс распределения официальных должностей 22 , – то ли из-за этого конфликта, то ли по каким-то еще причинам, в марте 1156 г. Михаил оставил кафедру. Уход Михаила с патриаршества оплакивал облагодетельствованный им знаменитый поэт Феодор Продром. 10 . Следующий патриарх – Косма II Аттик, – был избран в конце апреля 1146 г. из диаконов Св. Софии, то есть не из монашеской среды, а из группы влиятельных столичных клириков, занимавших официальные должности в патриаршей канцелярии и других структурах, среди которых выделялись образовательные подразделения («Вселенское (Патриаршее) училище»), чье влияние на интеллектуальное пространство Константинополя было особенно велико 23 . Эта группа клириков обычно рассматривалась и в качестве основного кадрового резерва патриархии при замещении ключевых архиерейских и патриарших кафедр. Косма Аттик, по замечанию Иоанна Киннама, был «человек, богатый всеми добрыми качествами, кроме того только, что он был излишне прост» 24 . Простота Космы вышла ему боком: получив церковную власть в результате ошибок, допущенных Михаилом Куркуасом, он не сумел удержать ее и оказался низложен менее, чем через год. Немаловажно, что Никита Хониат прямо описывал ситуацию в терминах межпартийной борьбы, не брезговавшей политическим наветом: «Общество [φατρα – группировка, клика, цирковая партия] тогдашних архиереев, не терпевших добродетели, и партия [μορα здесь – одна из враждующих сторон], враждебная этому благочестивейшему мужу, оклеветали его перед царем, будто он замышляет предоставить царство брату его Исааку» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1495 и 1550. Адрес: Украина, Волынская обл., Владимир-Волынский р-н, с. Зимнее Координаты: 50.801515, 24.32703 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Зимнем построен в конце XVI ст., вместительный, украшен ценными иконами и дорогим иконостасом. В храме имеется благодатная икона Божией Матери, очень древняя. По преданию, этой иконой Константинопольский патриарх благословил царевну Анну на замужество со св. Владимиром. Прихожан 1457 душ. Причт: 2 священника – приходской и монастырский и псаломщик. Причтовые помещения вблизи церкви, построены в 1904 г. на средства, отпущенные Духовной консисторией, поместительные, но зимой холодные. Из надворных построек у священника имеется лишь сарай для дров; есть огород. Причтовой земли нет. Приписные деревни: Горичев и Вулька в 1 – 2 ½ верстах. В приходе имеются школы: второклассная женская с образцовой школой и церковно-приходская одноклассная, здание второклассной школы каменное, двухэтажное, удобное, а здание церковно-приходской школы ветхое. Приписное село Фалемичи в 3 верстах; в селе церковь Покровская, богослужения совершаются поочередно, а также во все великие праздники. Имеется одноклассное министерское училище. Кроме того есть приписные церкви Троицкая в селе Зимнем и Варлаамская пещерная. «Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. В 1724 г. здание приобрело облик, сходный с католическим костелом: разобраны две башни на востоке, на западе воздвигнут аттик с фронтоном. Реконструкция здания произведена по проекту архит. Н.П. Козлова в 1898-1900 г.г. Разобрана западная стена в границах контрфорсов, и вместо нее возведена новая с большим арочным окном, над образовавшимся выступом возведен аттик с завершением в псевдомосковском стиле, состоящим из декорированного тремя рядами кокошников цоколя, круглого барабана с луковичной главой. Аналогичные, но меньших размеров кокошники расположены над северо-западным и юго-западным углами здания. Перед входом устроен тамбур с высоким щипцом, окна получили обрамление в псевдорусском стиле, более развитым стал венчающий карниз. Повреждения, нанесенные зданию и подземной церкви во время первой мировой войны, устранены в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны были разрушены завершения и крыша (1943 г.).

http://sobory.ru/article/?object=29197

Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 178) Первый шаг к примирению был сделан в Антиохии. Когда святой Иоанн был осужден, Антиохийскую Церковь возглавлял престарелый Флавиан, и в деле Златоуста он стоял на стороне своего земляка, как и весь почти епископат, клир и народ Сирийского диоцеза. Но уже 26 сентября 404 года Флавиан скончался. Под давлением правительства на Антиохийскую кафедру был поставлен местный пресвитер Порфирий, один из немногих в этом городе противников Златоуста, и он взял курс на подавление оппозиции. В его поддержку был издан императорский указ не впускать в храмы тех, кто отвергает молитвенное общение с Аттиком, Феофилом и Порфирием. В результате Антиохийскую Церковь сотрясал раскол, продолжавшийся целое десятилетие, пока в 414 году не умер Порфирий. На его место был поставлен Александр, который восстановил в диптихе имя святого Иоанна. Клирики-иоанниты, а также двое епископов – Елпидий и Пап, устраненные от служения за преданность Златоусту, были воссоединены в сущем сане. О состоявшемся примирении Александр сообщил папе Иннокентию, и общение Рима с Антиохией, разорванное при Порфирии из-за дела святого Иоанна Златоуста, было восстановлено. Затем Александр отправился в Константинополь и там настаивал на внесении имени Иоанна в столичный диптих, но Аттик противился этой инициативе. Благодаря своей примирительной политике Александр добился воссоединения с малочисленной общиной павлиниан, которую после смерти самого Павлина возглавлял Евагрий, скончавшийся в 392 году и оставивший эту общину уже без предстоятеля. Правда, после кончины архиепископа Александра, последовавшей в 419 году, на Антиохийскую кафедру был поставлен противник Златоуста Феодот, который снова вычеркнул имя Иоанна из диптиха, но этот его выпад вызвал столь сильное возмущение в народе, что Феодот вынужден был подчиниться воле христианского народа, и имя угодника Божия было снова включено в антиохийский диптих и уже навсегда. В 417 году по указанию Пульхерии Аттик внес имя святого Иоанна в диптих Константинопольской Церкви – раскол в столице был преодолен, что открыло путь к восстановлению канонического общения между Константинополем и Римом.

http://pravoslavie.ru/49552.html

Для исполнения наказания еретиков Феодосию казалось мало власти областных начальников: он отправился в Константинополь и просил окружных указов. Покуда он там был, Агапит, посоветовавшись со всем своим клиром и народом, убедил его принять веру в единосущие и, когда достиг этого, тотчас занял престол, на котором восседал Феодосий. Возвратившийся Феодосий не был принят народом и опять отправился в Константинополь оплакивать перед Аттиком (патриархом) своё несчастие. Аттик, рассудив, что дело произошло с выгодой для церкви, утешил Феодосия словами, а Агапиту написал, чтобы он управлял епископией» («Церковная история» Сократа, книга 7, глава 3). Разбор. Правила церковные запрещают самовольный переход епископа с одной кафедры на другую даже в том случае, когда на свободную кафедру переходит безместный епископ. В 16 правиле Антиохийского Собора говорится: «Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь , не имеющую епископа, и восхитит престол её без совершенного собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избрал весь народ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует и митрополит» (полная Кормчая). «Заметь из настоящего правила, – говорит Вальсамон, – что предоставлять праздному епископу право священнодействовать в праздной церкви и восседать ему и на самом престоле её дозволяется по соборному усмотрению». Это же самое говорит другой толковник правил Аристин. Зонара в толковании на 2-е правило II Вселенского Собора говорит: «Епископ не может совершать никакого иерархического распоряжения непризванный» (полная Кормчая). Напрасно апологеты раскола ссылаются и на Агапита, будто бы самовольно занявшего престол и породившего иерархию, признанную всеми. Агапит, занявший кафедру в отсутствие Феодосия по желанию народа, не самовольно начал управлять паствой, но с благословения патриарха Константинопольского Аттика. Узнав, что занятие кафедры Агапитом послужило к умиротворению церкви, Аттик дал письменное разрешение, чтобы он управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Но Иоанниты не хотели знать Арзакия, и Бог был с ними и за них. В продолжении нескольких месяцев смерть или странные болезни поразили многих из тех, кто преследовал Златоуста, или участвовал в его осуждении. Палладий подробно рассказывает об этом в своих диалогах 1093 . И церковная история не отрицает в них характера сверхъестественного. – 6-го октября того же 404 года чрез 3 ½ месяца умерла императрица Евдоксия в невыразимых страданиях, родив мертвого младенца. Сократ рассказывает об этих событиях и прибавляет: «справедливо ли было низложение Иоанна или Кирин, епископ Халкидонский, верный слуга Феофила, получил достойное наказание за свое злословие, – ему отдавили сапогом ногу и антонов огонь прикончил ему жизнь, – также из-за Иоанна ли умерла царица, или это произошло по другим причинам, – известно одному Богу, который знает тайное и есть праведный судия самой истины» 1094 . Арзакий – «гнилой пень так и умер дубиной» 1095 . Хитрый Аттик, когда скончался Святитель Иоанн Златоуст , зная о разделении церкви, поскольку Иоанниты собирались вне ее, – приказал поминать в молитвах Иоанна, подобно тому, как делается поминовение и о других усопших епископах, в той надежде, что через это многие возвратятся в церковь 1096 ; но и под этим благовидным предлогом верные своему архипастырю Иоанниты чувствовали жало змеи и понимали как нельзя лучше, что за человек был Аттик. О нем замечает Созомен: «кого хотел он, легко мог испугать; но потом вдруг, переменившись, казался кротким 1097 . «Злобный триумвират патриархов Константинопольского, Антиохийского и Александрийского был, на самом деле, креатурой этого злодея, чтобы повсюду, не только в Константинополе, но и в соседних епархиях, во всех провинциях в каждой церкви преследовать Иоаннитов, хотя закон вышел еще при епископе Арзакие 1098 . Закон гласил: «кто прекращает свое общение с Арзакием, Феофилом, Порфирием должны быть отлучены от церкви» 1099 . По этому закону епископы, уличенные в принадлежности к Иоаннитам, были низлагаемы, изгоняемы из своих церквей и предаваемы светскому суду, как преступники.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010