В виду этого собор прежде всего постановил обратиться к церквам востока с просьбою, «дабы они прислали самые истинные списки Никейского собора». Мы не имеем самого документа, которым снабжены были посланные, но за то имеем ответные послания к карфагенской церкви, по коим можно судить и о подробностях отправленной просьбы. Так епископ константинопольский Аттик отвечал африканским отцам: «вы желаете, чтобы я послал вам истиннейшие каноны, определенные отцами в Никее (ο καννες, καθς παρ τν πατρων ρσθισαν) вместе с изложением веры. И кто же может отказать в общей вере и в утвержденных определениях своим братьям. Поэтому – посылаю никейские каноны» и проч. 1741 Дело о посольстве на восток, разумеется, не могло быть исполнено тотчас. Но карфагенский собор не хотел прерывать своего дела и потому епископ Аврелий предложил собору – прочитать никейское исповедание веры и «определения (statuta) Никейского собора в XX главах» (capitulis) по крайней мере в том виде, в каком то и другое было уже в экземплярах, принесенных африканскими епископами с Никейского собора, и вместе с тем пересмотреть и утвердить и постановления соборов африканских, начиная с 397 по 418 год. Когда исполнено было то и другое, то «весь собор сказал: по изволению Божию первоначально подобает согласным исповеданием исповедовати церковную веру, преданную нам в сем славном собрании. Потом – церковный чин по согласию каждого, и всех вкупе, должно соблюдати. Для утверждения же помышлений братий и епископов наших, недавно поставленных, должно присовокупить то, что мы прияли от отцов, яко твердое определение (διατποσις, dispositio): единство Троицы, то есть Отца, Сына и Святого Духа. Сие в умах наших свято содержим и как научилися, так будем учити людей Божиих» (по переводу Книги Правил, Корф. соб. пр. 2). Некоторые латинские кодексы дают характерный вариант в чтении этого правила именно: вместо чтения Юстелла (с которого переводит и наша Книга правил):… tum demum… ordo ecclesiasticus adservandus, кодексы дают чтение: ordo adstruendus est.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Решение Антиохийского собора было передано епископам Эдессы, которые письменно подтвердили свое согласие с соборным постановлением. Флавиан написал также Литою, епископу Мелетинскому (митрополия Малой Армении), по просьбе последнего, открывшего сторонников мессалиан в своем диоцезе. Изгнанные в результате принятых мер из Сирии, мессалиане очутились, согласно Феодориту, в Памфилии. В конце IV – начале V в. они распространились и в Африке 964 . С полемикой против мессалиан связывают часто сочинение блж. Августина О монашеском труде 965 . Это произведение, однако, имеет лишь косвенное отношение к мессалианам. Во всяком случае, Августин, опровергая монахов, не желающих под предлогом молитвы трудиться своими руками, ничего не говорит об их догматических заблуждениях, но пишет о бродяжничестве и попытках продавать мощи, обереги и т. п. 966 Августин специально опровергает обычай этих бродяг носить длинные волосы 967 , что вполне соответствует аналогичной полемике Епифания, обличающего мессалиан в стрижке бород и отращивании волос 968 . Эта параллель тем более интересна, что в другом произведении 969 Августин ссылается на Епифания, приводя краткое резюме 80-й ереси Панария. По-видимому, речь идет о той «среднемонашеской» прослойке, из рядов которой могли рекрутироваться мессалиане 970 . Новая волна антимессалианских Соборов открылась в Византии с середины 20-х гг. V века. Аттик, патриарх Константинопольский с 406 по 425 год, требует от епископов Памфилии изгнания мессалиан 971 . В 426 г., воспользовавшись интронизацией нового патриарха Сисинния, архиереи составили Собор и снова отправили епископам Памфилии письмо, подписанное Антиохийским епископом Феодотом. Прп. Нил Анкирский (Синайский) 972 , выступая против безделия монахов, которому те предавались под предлогом непрестанной молитвы, упоминает о двух главах мессалиан: уже известном нам Адельфии и о «недавно» появившемся в Константинополе Александре 973 . Знаменитый историк Лёнэн дё Тильмон (Lenain de Tillemont) с вескими основаниями отождествлял этого Александра с известным монахом-основателем обители неусыпающих (акимитов) в Константинополе 974 . Житие Александра представляет детали настолько важные для нашего дальнейшего анализа истории мессалианства и его возможных связей с исихазмом, что на нем следует остановиться подробнее, ибо Александр – первый преподобный отец, почитаемый Церковью святым 975 , но осужденный за мессалианскую ересь 976 даже ранее автора CM.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Но, как человек, Он имел начало дней, ибо родился при Августе Кесаре, имел и конец жизни, ибо был распят при Тиверие Кесаре. Ныне же, как я сказал (стр. 250), Он имеет и человеческое естество бессмертным, и, как вознесся, опять так же приидет по слову Ангелов, которые сказали: сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо ( Дeяh. I, 11 ). Такое учение преподали нам божественные пророки, такое же и лик святых Апостолов, такое же и славные на Востоке и Западе святые: – знаменитый Игнатий, принявший достоинство архиерейства десницею великого Петра и за исповедание Христа сделавшийся пищей диких зверей; великий Евстафий, первенствовавший на собиравшемся (в Никее) соборе и за свою горячую ревность о благочестии принужденный жить в изгнании; это же самое учение возвещал и Мелетий, претерпевший одинаковые (с Евстафием) страдания, ибо и он трижды был изгоняем из своей паствы за апостольские догматы; это же учение (возвещал) и Флавиан, украсивший тамошний (Константинопольский) престол; это же учение (возглашал) Ефрем, орган божественной благодати, который оставил нам много полезного в своих сочинениях на сирийском языке; и славный Киприан, правивший Карфагеном и всею Ливией и принявший за Христа смерть от огня, и Дамас, управлявший великим Римом, и Амвросий, украсивший трон Медиоланский, – все они сохраняли это же (учение) в своих сочинениях и проповедях на латинском языке. И великие светильники Александрийские, Александр и Афанасий, и одинаково с ними мыслящие за это же претерпели воспеваемые всеми опасности. Эту же пищу подавали своим пасомым и великие учители царствующего града, – Григорий», блестящий защитник благочестия, Иоанн, учитель вселенной, и Аттик, принявший и предстоятельство и учение их. Василий, светлейший светильник благочестия, и Григорий (Нисский), гордившийся одними родителями, и Амфилохий, чрез того (Василия) получивший дар архиерейства, не только своим людям приносили это учение, но и нам доставили пользу своими сочинениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Итак, имя святителя было включено в диптихи в Церкви Константинопольской в 428 году. Об этом Аттик писал и св. Кириллу Иерусалимскому (412–444), чтобы и его расположить сделать то же 1454 . Но Кирилл, бывший на Соборе 403 г. против Златоустого вместе с Феофилом, сначала не соглашался внести имя Златоустого в диптихи. Уже спустя довольно времени убеждения многих других и особенно письма св. Исидора Пелусиота , умершего около 450 года 1455 , а также некоторое таинственное чудесное видение положили конец недоразумению св. Кирилла. Он предложил это дело на рассмотрение собору египетских епископов, и собор признал справедливым согласиться с Церковью Константинопольскою в установлении праздника в память великого иерарха. Св. Кирилл в последние годы своей жизни причислил к лику святых Иоанна Златоустог о и установил в Церкви Иерусалимской праздник в честь его 1456 . В V веке Анатолий, в VIII – Герман, Константинопольские патриархи, в IX – Феофан Начертанный, Студит, Георгий Никомидийский изложили и прославили святую жизнь святителя Иоанна в духовных песнях, ныне возносимых Церковью в день его преставления. Прославляя св. Златоуста, Церковь именует его подражателем Илии и Предтечи по воздержанию и чистоте; Златоустом, коего златыми словесы Церковь , яко утварьо златою, украсилась; от уст коего, «якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети»; нарицает златозарным органом, различные образы покаяния нам проповедующим; отцем нищих и сирот, помощником обидимых, показавшим нам высоту смиренномудрия 1457 . Ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Церковь совершает память св. Иоанна Златоустог о не в 14 (27) день сентября, когда святитель преставился, но в 13 (26) день ноября. День перенесения мощей св. Иоанна Златоустог о 27 января (9 февраля) По прославлении св. Иоанна Златоустог о пастыри более прежнего начали превозносить его достойными похвалами. В 438 году св. Прокл, ученик и впоследствии преемник Златоустого на Цареградской кафедре (437–445), по обыкновению, в день памяти св. Златоуста в похвальном ему слове говорил: «О, Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно, по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О, благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя. Он лежит в Понте, а во всем мире похваляется» 1458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

После смерти нечестивого Александрийского архиепископа Феофила, из-за которого столько бед, гонений, скорби принял Иоанн Златоуст ещё даже до изгнания, на престол его заместителем вступил знаменитый учитель Церкви св.Кирилл. Он был племянник Феофила и, находясь в атмосфере тех интриг и козней, которые тот направил в своё время против Иоанна Златоуста , сам поддался влиянию своего дяди, доверился всем этим клеветам на святителя, ибо незлобивый, как говорит Писание, веру емлет всякому словеси ( Притч. 14:15 ). Посему по смерти не хотел канонизировать великого светила как святого и не разрешал поминать его в церквах своих. Напрасно писал ему Аттик, патриарх Константинопольский до Нестория, чтобы он вписал в диптих Иоанна Златоуста . Неоднократно сильно и настойчиво писал ему об этом же его родственник преподобный Исидор Пелусиот , известный египетский подвижник и писатель того времени; он и его не слушал. Наконец вразумила его Сама Владычица Богородица, за честь Которой он столько боролся против Нестория. Видение же, которое его устрашило, было таково. Видел он себя в некоем прекрасном райском месте. Там был чудный храм. Войдя в него, Кирилл увидел Божию Матерь, окружённую множеством ангельским и святыми, в числе которых был и Иоанн Златоуст . Св.Кирилл хотел припасть к Богородице, но св.Иоанн с сущими окрест него устремились с гневом, возбраняя ему приближаться к Святой Деве. Трепетен был Кирилл, видя гневного Иоанна Златоуста , а себя изгоняемым из храма. Тогда видит он, что Богоматерь просит Златоуста простить Кирилла, согрешившего не от злобы, но по неведению. Но тот не соглашается. Тогда Владычица сказала: «Ради Меня прости его, потому что он много подвизался ради Моей чести, в людях прославил и Богородицею нарек». Тогда св.Иоанн смирился и сказал: «Твоего ради ходатайства, Владычице, прощаю ему» – и, дружественно приступивши к Кириллу, обнял и поцеловал его. После этого видения Кирилл созвал Собор, канонизировал Иоанна Златоуста и до конца жизни своей похвальными песньми ублажал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

При обсуждении догматических вопросов на соборе возникли сложности. Отцы уже опасались излагать веру «кто как верует», как было принято раньше. Они знали, как зыбки термины, как легко любой из них может быть истолкован в ту или другую сторону и какой огромный вес имеет каждое неудачно сказанное слово. Изложение веры было слишком ответственным делом, чтобы каждый мог выступать с ним лично. В ответ на вопрос «как веруешь?» теперь следовало только зачитывать принятую Церковью и утвержденную традицией формулу, тем более что церковное правило прямо требовало держаться того, что уже изложено. Поэтому вместо исповедания своей веры отцы приступили к зачитыванию уже существующих вероизложений, чтобы выбрать наилучшую формулу. Зачитали: никейский и константинопольский символы; послание Кирилла Александрийского Несторию и его же примирительное письмо Антиохийской церкви; томос папы Льва. Большинство одобрило томос возгласами: «Петр говорит устами Льва!», – но некоторые епископы из Иллирии и Палестины высказали сомнения, что высказанные в нем мысли православны. Проблема была в том, что положения томоса противоречили отдельным местам в трудах Кирилла, который был абсолютным и непререкаемым авторитетом. Отцы могли бы подвергнуть подробному рассмотрению взгляды Кирилла и установить истину – как предлагал внезапно выздоровевший Аттик Никопольский – и этим, возможно, уберечь Церковь от дальнейшего раскола. Вместо этого всем сомневающимся было предложено разрешать свои сомнения в частном порядке, обратившись за разъяснениями к Анатолию Константинопольскому. Знаменитые «12 анафематизмов» Кирилла, послужившие причиной бурных раздоров, на соборе не зачитали. Вопрос так и не был разрешен до конца, что открывало большие возможности для монофизитов. Составить новое изложение вероисповедания никак не удавалось. Большинство отцов собора склонялись к александрийской формуле «из двух природ», очень близкой к монофизитству. В этом не было ничего странного: в богословии по – прежнему сохранялся сильный крен в сторону Кирилла и осуждение Диоскора по «административным соображениям» ничего не меняло. Снова, в который раз, пришлось вмешаться светской власти, уже не только во внешний порядок собора, но и в само богословие. Епископам было поставлено на вид, что выражение «из двух природ» употреблял Диоскор, поэтому оно неприемлемо. Заговорили о «двух природах», но в зале тут же послышались возгласы: «Долой несториан!» Кричавшим указали, что о двух природах говорит и папа Лев; но и это вызывало сомнения, потому что противоречило Кириллу. Папские легаты пригрозили, что, если томос Льва не будет принят, они уедут. Евсевий Дорилейский предложил вообще не составлять никакого вероисповедания, но это не устраивало императора и его представителей, главной целью которых было утвердить окончательную и всех примиряющую формулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Иннокентий также обратился к императору Запада Гонорию, брату Аркадия, с просьбой ходатайствовать перед Аркадием о помиловании Златоуста. Аркадий, однако, ответил отказом на все просьбы. Тогда папа решил созвать собор епископов Востока и Запада для рассмотрения дела Златоуста, но его предложение было отвергнуто на Востоке. После этого Римский епископ, возмущенный безнравственным поведением епископов Константинополя, Александрии и Антиохии, разорвал с ними церковное общение. Эта схизма, не первая и не последняя в истории взаимоотношений между Восточной и Западной половинами Древней Неразделенной Церкви, продолжалась до 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик вновь вписал имя св. Иоанна в диптихи, после чего Иннокентий I восстановил литургическое общение с Востоком (Феодорит. Церк. ист. 5, 34). Отвергнув все ходатайства за святителя и недовольный тем, что в Кукузе он пользуется популярностью, император Аркадий в июне 407 г. приказал перевести св. Иоанна в Питиунт (ныне Пицунда). Изнуренный болезнями и скорбями, святитель не дошел до нового места ссылки. Он умер на пути к нему в абхазском селении Команы 14 сентября 407 г. Последними словами Златоуста были: «Слава Богу за все. Аминь». Останки почившего святителя поместили в церкви; вскоре они сделались предметом всеобщего почитания. Спустя 30 лет после смерти святителя, 27 января 438 г., они были торжественно перенесены из Коман в Константинополь. Жители столицы вышли на лодках с зажженными факелами навстречу кораблю с мощами св. Иоанна – весь пролив Босфор, по свидетельству блаженного Феодорита , представлял собой море огней. Император Феодосий II, сын Евдоксии (скончавшейся в 404 г.), тоже вышел встречать прах св. Иоанна. «Склонив на гроб святителя очи и чело, он произнес молитву за своих родителей и просил простить им обиду, причиненную по неведению, ибо его родители давно уже умерли...» (Феодорит. Церк. ист. 5, 36). Творения Экзегетические беседы Основной частью литературного наследия св. Иоанна Златоуста являются экзегетические беседы на книги Ветхого и Нового Заветов. Златоуст был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги столь последовательно и систематически. В отличие от большинства представителей александрийской школы, нередко использовавших священные тексты лишь в качестве трамплина для собственных мистических и аллегорических идей, Златоуст интересуется текстом самим по себе, старается выявить его основной, буквальный смысл. Однако он никогда не впадает в односторонний буквализм, присущий, например, другому антиохийцу и современнику святителя – Феодору Мопсуестийскому. Златоуст не пренебрегает аллегорией, если она уместна и в особенности если она несет какую-либо нравственную нагрузку. В своих толкованиях Златоуст затрагивает вопросы текстологии и библейской критики, актуальные до сего дня. Каждую проповедь он сопровождает пастырскими увещаниями на нравственные темы, часто не связанные логически с основной темой беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но в ту минуту, когда святой изгнанник писал к Олимпиаде эти строки, полные надежды, его непримиримые враги, Севериан гавальский, Аттик константинопольский , Порфирий антиохийский и некоторые другие, составляли уже новые замыслы против него. Иначе впрочем, и не могло быть. Никогда св. Златоуст, ни в Антиохии, ни в Константинополе, не был в такой славе, как теперь; его имя повторялось на всех концах земли; рассказ о гонениях, им терпимых, слух о его высоких добродетелях разносился повсюду; весь мир был занят мыслию об нем. Но по чувствам к нему все делились на две части: на одной стороне были папа и римский двор, епископы, пресвитеры, девственницы, и все вообще жаждавшие правосудия, ревновавшие о славе св. Церкви и любившие св. Златоуста; с другой бродяги, низкие душею царедворцы, недостойные своего звания епископы и пресвитеры, движимые завистию, увлекаемые честолюбием, и достигшие высших степеней священства низкими происками и преступным ласкательством. Кукуз и Арабисса сделались бессмертными в памяти потомства. Письма, писанные св. Златоустом из этих мест, поставили его в тесные отношения со всеми знаменитейшими и вместе благочестивыми лицами империи; в эти пустынные и отдаленные места стекались лица достопочтенные со всех концов земли: из Финикии. Сирии, Сицилии, Константинополя и Антиохии, Одни приходили для того, чтоб припасть к ногам святого изгнанника в знак своего благоговения к нему, услышать из его уст добрый совет и утешение и испросить охранение в святых его молитвах; другие, увлекаемые рассказами о высоких его достоинствах, не хотели умереть, не видевши столь знаменитого изгнанника; некоторые же даже поселялись в Кукузе, или окрестностях его для того только, чтоб иметь счастие чаще наслаждаться его беседою. Те же, которые не имели возможности сами прийти к нему, присылали своих служителей с разными подарками, знаками искренней любви к нему и попечительности о его благосостоянии. К нему прибегали епископы, пресвитеры и все верные, преследуемые и изгоняемые из своих мест двумя епископами антиохийским и константинопольским. Из Кукуза и Арабиссы, наконец, разносились письма с пастырскими распоряжениями и ободрением пустынникам и пресвитерам, занимавшимся проповеданием Евангелия в Армении, Финикии, Аравии, Персии и других местах; вместе с этим посылаемо было миссионерам, для вспоможения нуждающимся, множество разных пожертвований от лиц усердствующих и от самого св. Златоуста, имевшего всегда избыток в приношениях друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Примеров низложения патриархов в описываемую эпоху большое число. Вот некоторые из них. В конце XII века Исаак Ангел низложил и заточил одного за другим четырех патриархов – Василия Каматира, Никиту, Леонтия и Досифея. Также распоряжался патриаршей кафедрой и Михаил VIII Палеолог в XIII веке. Низложив благочестивого патриарха Арсения, он поставил на его место Германа; когда этот оставил кафедру, – поставил Иосифа; низвергнув этого за противодействие унии, поставил Иоанна Векка; даже и этого удалил было с кафедры и возвратил только в угоду папским легатам. По поводу низ­ложения Арсения и поставления Иосифа в Константинопольской Церкви образовался даже целый раскол, так называемый арсенианский, который окончился только в 1312 году. Вследствие такого произвольного со стороны византийских императоров распоряжения патриаршей кафедрой, нередко случалось, что ее занимали люди недостойные и неспособные. Но, с другой стороны, в описываемое время мы видим и несколько замечательных патриархов, проходивших свое служение достойным образом. Таковы, например, из патриархов Константинопольских второй половины XI века Николай Грамматик, известный своею любовью к просвещению и любимый народом, XII века – Михаил Каракуа, благочестивый и просвещенный патриарх; Косма Аттик, отличавшийся святой жизнью и благотворительностью; Михаил Анхиалий, ревностный защитник Православия против латинян; Феодосий, человек честный и правдивый; XIII века – Арсений, человек строгой и благочестивой жизни; Афанасий, строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира; его обличений боялись даже царские дети; XIV века – Иоанн Гликис, просвещенный и трудолюбивый пастырь, и другие. Из прочих восточных патриархов известны немногие, так как от многих из них сохранились одни только имена. Из александрийских патриархов замечательны: Николай I (около 1200 г.), переписывавшийся с папой Иннокентием III об освобождении от турок Египта при помощи крестоносцев; Николай II, бывший на соборе в Константинополе, низложившем Арсения, и державший его сторону; Афанасий III, принимавший живое участие в делах Константинопольской Церкви во время лионской унии; в XV веке – Филофей, осудивший вместе с другими патриархами флорентийскую унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святой Александр, бывший епископом Александрии с 312 по 326 г., один из первых поборников православия, выступивший против ереси Ария. учитель. Этим именем обозначались не просто учителя грамотности, но люди в полном смысле обладавшие ведением всей греческой классической литературы, — изучавшие ее критическим путем — со стороны построения фразы и со стороны содержания. или Младший царствовал на Востоке с 408 по 450 г. ( < < back 1) ( < < back 2) о которой упоминается здесь, находилась в верхнем Египте (Фиваиде), на берегу р. Нил. ( < < back 1) ( < < back 2) название городского квартала, близ соборной площади. ( < < back) гора находилась к югу от Александрии, на запад от реки Нил, близ Ливийской пустыни. Название свое гора получила от обилия нитры или селитры на озерах, примыкавших к ней. В ряду других пустынных местностей Египта Нитрийская гора была излюбленным местом обитания отшельников. ( < < back) назывались греки. Религия их представляла собою яркое выражение антропоморфизма, т. е. обожествление человеческой природы со всеми ее достоинствами и недостатками, а также обожествление различных проявлений человеческого гения. Боги греков — олицетворение различных свойств и проявлений телесной и духовной природы человека. ( < < back) Сисиний занимал епископский престол в Константинополе с 426 по 427 г. ( < < back) Аттик вступил на константинопольский престол в 406 г. и занимал его до 425 г. ( < < back) занимал константинопольскую кафедру с 428 по 431 г. До своего избрания во епископа столицы он был пресвитером в Антиохии (см. о ней ниже). Он отличался аскетическим направлением жизни и начал свою деятельность в Церкви, постригшись в монахи. Сверх того, Несторий имел склонность к учености и славился своим плавным и звучным ораторством; но в то же время его обвиняли в гордости и честолюбии, говорили, что любовь к славе заставляла его прибегать к показной святости в его жизни и к высокопарному слогу в проповеди. Как бы то ни было, он до своего избрания на константинопольскую кафедру пользовался хорошей репутацией. Вдобавок к его личной славе особое доверие к его имени внушало в Константинополе то обстоятельство, что он вышел из одной и той же церкви с высокочтимым Иоанном Златоустом. Сделавшись епископом столицы, Несторий показал себя на первых порах ревностным поборником православия. Проповедуя в соборном храме в день своего вступления в сан, он обратился к императору со словами: «дай мне землю, очищенную от еретиков, а я в свою очередь дам тебе царство небесное». Слова эти встречены были громким одобрением, но последующие обстоятельства показали, что Несторий сам был не тверд в православии и являлся волком в овечьей шкуре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010