Аналогичные меры безопасности были предприняты Анфимием и в Константинополе: по его приказу возвели новые стены на суше. Анфимий расширил территорию города и уже к 413 г. его план был почти полностью реализован. Теперь город имел стены, протяженностью более 5 км, на которых возвышалось 92 башни. Были восстановлены мосты, а в стенах устроены боковые выходы, позволяющие обстреливать врагов во время осады 581 . В завершение своих реформ Анфимий провёл указ императора (датированный 415 г.) о сложении с населения всех недоимок за последние 40 лет. Таким путём правительство Римской империи быстро восстановило экономику страны и облегчило жизнь провинций. Наконец, к чести Анфимия, ему удалось прекратить раскол «иоаннитов». Поставленный после Арзакия на патриаршую кафедру Аттик (406–425) слыл мягким человеком, близко стоящим ко двору и пользовавшимся большим авторитетом. Когда умер Александрийский патриарх Феофил (412 г.), а затем и Порфирий, епископ Антиохийский, Аттик прекратил преследование «иоаннитов», включив имя св. Иоанна Златоуста в диптихи Константинопольской церкви. Преемник Порфирия по Антиохийскому престолу, епископ Александр (408–418), направил письмо Римскому понтифику, в котором предложил восстановить общение церквей. Новый епископ Александрии св. Кирилл (412–444) также получил приказ Анфимия включить имя св. Иоанна Златоуста в диптихи. Правда, приказ был выполнен далеко не сразу, но всё же и в Александрии через некоторое время память св. Иоанна Златоуста была восстановлена. Удивительно, но раскол закончился в считанные месяцы 582 . Естественно, такая мера ещё более упрочила отношения между кафедрами, до этого весьма и весьма натянутые. Так, год за годом Восточная империя восстанавливала свои силы, в то время как Запад находился на краю гибели. Царевич и царевна повзрослели, и в 414 г. произошла перемена носителей власти: сестра св. Феодосия св. Пульхерия, достигшая 16-летнего возраста, 4 июля приняла по совету предшественника Анфимия Аврелиана титул августы и отставку опекуна. А 30 октября 414 г. в помещение сената были водворены бюсты Гонория, св. Феодосия и св. Пульхерии, что наглядно демонстрировало единство Римской империи 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофил I Александрийский , отказавшись от пересмотра дела, пытался не допустить активного вмешательства Иннокентия I. Противники святителя Иоанна организовали избрание на Антиохийскую кафедру Порфирия (404), в Константинополь был поставлен новый епископ Арсакий, продолживший преследования сторонников Златоуста, многие из которых бежали в Рим. Иннокентий I получил жалобы на притеснения от епископов Карии, от антиохийского и константинопольского клира, от месопотамских монахов и от префекта Константинополя Оптатия, о чём сообщается в послании к епископу Аврелию Карфагенскому и блаженному Августину . Весной 405 года Иннокентий I отправил послание, адресованное клиру и народу Константинополя, в котором, утверждая, что святитель Иоанн был осуждён и изгнан вопреки канонам, он отказывался считать сменившего его на Константинопольской кафедре Арсакия законным епископом. В послании вновь говорилось о необходимости пересмотреть дело на новом Соборе. Иннокентий I обратился за поддержкой к императору Гонорию , который поручил ему обсудить вопрос на Соборе италийских епископов (сам Гонорий неоднократно обращался к императору Аркадию с просьбой прекратить гонения и рассмотреть дело на Соборе епископов). В конце 405 года в Константинополь была направлена делегация, однако посольство окончилось неудачей - римских легатов заключили в крепость, а затем выслали на Запад. Весной 406 года Иннокентий I получил послание от Иоанна Златоуста с жалобами на тяжёлые условия жизни, где святитель выражал надежду на помощь из Рима. К этому времени император Гонорий, оказавшись в сложном политическом положении, уже не мог влиять на императора Аркадия. На личные обращения Иннокентия I Аркадий и предстоятели Восточных Церквей ( Феофил I Александрийский , Порфирий Антиохийский , Аттик Константинопольский ) не отвечали, поэтому Римский епископ был вынужден разорвать с ними общение. Кончина святителя Иоанна Златоуста (сентябрь 407) не привела к прекращению конфликта: его сторонники в Антиохии и Константинополе отказались признать епископов Порфирия и Аттика (т. н. иоаннитский раскол). Лишь в 415 году епископ Александр I Антиохийский , а за ним и епископ Аттик Константинопольский , смогли восстановить общение с Римом после внесения имени святителя Иоанна Златоуста в диптихи. Несмотря на то, что Антиохийская и Константинопольская кафедры примирились с Римом, святитель Кирилл Александрийский не желал идти на уступки.

http://drevo-info.ru/articles/13679787.h...

   В этот период на него было совершено два покушения Coзoмeh.VIII.21.    Однако позже городской префект Оптат даже с помощью пыток не смог добыть у иоаннитов доказательства сознательного поджога и расследование было прекращено императорским указом.    Подробнее об этом рассказывает Созомен VIII.24.    Иоанниты отказались иметь с ним общение и подверглись репрессиям.    Арзакий умер в 405 г. Аттик стал епископом в следующем, 406 г.    Сначала Иоанн Златоуст был отправлен в г. Кукуз в Армении, где он провел большую часть своей ссылки. Позже император решил перевести его еще дальше — в Питиунт на Черном море. Во время долгого изнурительного переезда Иоанн умер в сентябре 407 г.    Малая Галатия — северная часть провинции Галатия.    Аркадий был провозглашен августом 16 января 383 г., а умер 1 мая 408 г. Вместе со своим отцом Феодосием Великим, умершим 17 января 395 г., он правил не тридцать, а двадцать пять лет. Книга VII Глава 1 О том, что, по смерти царя Аркадия, который оставил восьмилетнего сына Феодосия, всем управлял префект Анфемий    По смерти царя Аркадия, случившейся в первый день месяца мая, в консульство Васса и Филиппа, брат его Гонорий управлял западными странами, а под властью сына его, Феодосия Младшего, которому было тогда восемь лет, находились страны восточные. Здесь дело управления лежало на префекте Анфемии, внуке Филиппа, который при Констанции изгнал из Церкви епископа Павла и вместо него ввел Македония. Анфемий со всех сторон окружил Константинополь великими стенами и, как в мнении, так и на самом деле, был человеком между современниками умнейшим, ничего не предпринимал необдуманно, но советовался со многими друзьями, что следовало делать, особенно же софистом Троилом, который, при своей мудрости, не уступал Анфемию и в знании дел общественных. От того-то Анфемий почти во всем поступал по совету Троила. Глава 2 О константинопольском епископе Аттике, какого он был нрава    В то время, как царь был на восьмом году своей жизни, Аттик уже третий год сиял на епископской кафедре Константинополя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Другие же, напротив, говорили, что Иоанн низложен справедливо, ибо путешествуя в Эфес для рукоположения Гераклида, он отнял много церквей у новациан, четырнадцатидневников и некоторых других в Азии и Лидии. Справедливо ли было низложение Иоанна, как утверждали люди, огорченные им, или Кирин получил достойное наказание за свое злословие, также из-за Иоанна ли выпал град и умерла царица, или это произошло по другим причинам, либо даже по тем и другим вместе, — известно одному Богу, который знает тайное и есть праведный судья самой истины. А я написал, что тогда говорили. Глава 20 О том, что после Арзакия на Константинопольский престол вступил Аттик    Арзакий недолго жил в епископстве, ибо скончался в следующее консульство, когда консулами были Стилихон во второй раз и Антемий, а именно одиннадцатого числа ноября. Так как этой епископии домогались многие, и потому в искательстве протекло много времени, то упразднившийся престол занят был уже в следующее консульство, то есть, шестое Аркадия и Проба, и в епископское достоинство возведен благочестивый муж, по имени Аттик. Родом был он из Севастии, что в Армении, с юных лет вел жизнь подвижническую, и хотя имел образование посредственное, но обладал здравым природным рассудком. О нем я буду говорить немного ниже. Глава 21 О кончине Иоанна в изгнании    Иоанн скончался на пути в ссылку, именно в Команах при Эвксинском Понте, в четырнадцатый день месяца сентября, в следующее консульство, то есть седьмое Гонория и второе Феодосия. Он был, как и прежде сказано, по строгому воздержанию, более склонен к гневу, нежели к ласковости, и, воодушевляемый воздержанием, во всю свою жизнь смело говорил истину. Но удивляюсь, почему при таких подвигах воздержания он в своих беседах учил пренебрегать воздержанием. Так, несмотря на то, что на Соборе епископов постановлено было, чтобы от падших после крещения только однажды принимаемо было покаяние, он дерзнул сказать: «приступай, хотя бы ты каялся и тысячу раз». За такое учение порицали его многие даже из близких к нему людей, а особенно епископ новацианский Сисинний, который против этих слов Иоанна написал и сочинение, где сильно нападал на него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Правив патриаршеством один год и около 5 месяцев, он скончался 405 года. На его место произведен 406 г. 34) Аттик, родом из Севастии Арманской, муж благочестивый и мудрый. Есть его послание к св. Кириллу Александрийскому о вписании в диптихи имени св. Златоуста. О других посланиях его упоминает святейший патриарх Фотий в своей библиотеке. Аттик правил церковью 20 лет (или по другим, точнее – 19). при нем (408 г.) скончался самодержец Аркадий, оставив преемником сына своего Феодосия Малого. По кончине же самого Аттика его место заступил 425 г. 35) Сисиний I, муж священный. Фотий упоминает об изданном от него соборном определении на мессалиан. При нем же Феодосием Малым учреждены в Константинополе новые народные училища, которых до сего времени было немного. Он правил три года; по смерти его патриаршествовал по Божию попущению 428 г. 36) Несторий еретик, красноречивый по языку, неискусный по уму и нечестивый по душе. Он изрыгал хуления на Приснодеву Богородицу и на другие священные предметы. Почему и собран был Третий Вселенский Собор (431 г.), на котором ересеначальник Несторий, как нераскаянный, быв предан проклятию, низложен и отослан в находящийся близ Антиохии монастырь, в котором он прежде жил. Но поскольку и там он не остался спокойным, то изгнан в Оазис Египетский, где злый злп помер. На его место произведен 431 г. 37) Максимиан, и патриаршествовал три года. По смерти его 434 г. 38) Прокл – святейший и знаменитейший по учению и добродетели. Он был ученик и писец св. Иоанна Златоуста . Сисинием патриархом он сначала рукоположен был во епископа в Кизике; но поскольку кизикиане имели уже прежде избранного Далматия, то Прокл оставался в Константинополе на покое, поучая христиан слову Божию (посему-то первая из дошедших до нас беседа его надписывается: Прокла, епископа кизического), Быв возведен на престол церкви константинопольской, свято пас ее 11 лет. Он написал много сочинений, относящихся до Церкви, из коих доселе хранятся многие красноречивые беседы и послания; особенного внимания достойно небольшое сочинение о предании божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, из вышесказанного явствует, что Константинопольский престол, по определению 3-го правила II Вселенского Собора, приобрел патриаршее достоинство (преимущество чести) и получил второе место среди великих церковных кафедр по чину чести (по порядку) после епископа Римского, а 28-е правило Халкидонского Собора дало ему, помимо этого, каноническую патриаршую власть над конкретными тремя диоцезами: Фракийским, Азийским и Понтийским – и прилегающими к ним варварскими территориями. 1.7.6. Восточный Иллирик В период между 381 и 451 годами епископ Константинопольский приобрел, пользуясь «обычным правом», привилегии административной власти над соседними Асийским и Понтийским диоцезами и над всем Восточным Иллириком. В частности, архиепископы Константинопольские Геннадий, Аттик, Сисинний, божественный Иоанн Златоуст и Прокл, создавая «обычное право» сверхмитрополичьей власти или применяя его, вмешивались в находившиеся в дурном состоянии дела этих епархий, от Иллирика до Понта, и исправляли их. При этом Рим, Александрия и отдельные митрополиты противодействовали усилившейся активности Константинополя за пределами его юрисдикции, что показывает их вполне понятное болезненное восприятие нарушения действующих правил I Вселенского Собора, а также завистливое стремление ограничить растущую силу епископа новой столицы, проявившееся на Соборе «у Дуба» в виде известных антиканонических действий. Мы говорим здесь о переходном периоде, события которого при внимательной оценке показывают, в чем заключаются права Церквей. В данном случае имеет место ограничение прав Рима, но не Александрии. Политическая реформа 379 года в Восточном Иллирике была так или иначе необходима из-за нашествия готов, а за ней последовали неизбежные изменения в церковной жизни, закрепившиеся до времени правления Исаврийской династии. Можно сказать, что, с точки зрения правил Никейского Собора, экстерриториальные действия Константинопольского епископа были очевидным вызовом по отношению к правам Церкви Рима. Вот почему, замечает Досифей, «когда Арсакий и Аттик, при жизни Златоуста, были рукоположены на Константинопольский престол, тогда Антиохийский епископ вместе с папой Иннокентием, а также палестинские и иллирийские епископы прервали общение с Арсакием и Аттиком» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Константинопольский патриарх Аттик, живший раньше Нестория, в своих посланиях убеждал его вписать имя святого Иоанна Златоустого в церковные диптихи [ 50 ], то есть — в книги с именами святых. Сам Аттик раньше также был одним из врагов Иоанна Златоустого, но потом, сознав невинность сего святого мужа и вместе с тем свой грех против него, раскаялся. Вступив на патриарший Константинопольский престол после Арсакия, он вписал в диптихи и Златоуста и, пока был жив, увещевал святого Кирилла письмами, в которых просил его поступить так же. Но последний не слушал его, не желая ниспровергнуть значение бывшего ранее собора против Иоанна, который был созван Феофилом [ 51 ]. Точно также и святой Исидор Пелусиот [ 52 ], — родственник Кирилла, муж преклонных лет, — видя негодования многих на святого Кирилла за то, что он исключает Златоуста из числа святых, с дерзновением писал ему, увещевая рассмотреть беспристрастно обстоятельства осуждения Иоанна Златоуста. «Пристрастие недальновидно, а ненависть вовсе ничего не видит, — так писал Пелусиот в одном из своих посланий к святому Кириллу. — Посему, если желательно тебе быть чистым от того и другого недостатка, не произноси необдуманных приговоров, но подвергай деяния справедливому суду; потому что и Бог, Который знает все прежде, нежели придет исполнение, человеколюбиво благоволил снизойти с небес и видеть вопль Содомский (Быт.18:20), научая нас делать все по точном исследовании. Ибо многие, бывшие с тобою на соборе Ефесском, в посмеяние говорят, будто ты удовлетворяешь собственной вражде, а не того православно ищешь, что требовалось бы для Иисуса Христа. Феофилов он племянник, говорят о тебе, и его держится духа. Как Феофил явно излил неистовство свое на богоносного и боголюбивого Иоанна, так и этому желательно похвалиться, хотя в положении подсудимого произошла большая перемена, ибо Иоанн уже претерпел изгнание и теперь не находится в живых». В другом послании святой Исидор Пелусиот так писал Кириллу: «Устрашают меня примеры из Божественного Писания и вынуждают писать, о чем должно. Ибо, если я — отец, как говоришь сам ты, то боюсь осуждения, какому подпал Илий за то, что не уцеломудрил согрешивших сыновей [ 53 ]; а если, как вернее знаю, я — сын перед тобою, носящим на себе образ великого оного Марка [ 54 ], — то страшит меня наказание, какому подвергся Ионафан за то, что не остановил отца, искавшего волшебницы [ 55 ]. Ибо поелику мог остановить, то умер на сражении прежде согрешившего. Посему, чтобы и мне не быть осужденным, и тебя не осудил Бог, прекрати распри, и того мщения за собственное оскорбление, какое следовало бы воздать смертным, не переноси в живую Церковь, — под предлогом благочестия не производи в ней вечного раздора» [ 56 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда это стало известно матери, Евгения казнили, а Гонорию отослали в Византию под строгий надзор благочестивой тетки Пульхерии. 809 Царевна томилась в скучной и строгой атмосфере двора Феодосия и наконец придумала способ освободиться из плена. Она послала Аттиле кольцо и предложила ему себя в жены. Посредником был евнух, состоявший при царевне, Иакинф. Аттила имел много жен и постоянно умножал их число; однажды он справлял новую свадьбу во время пребывания у него посольства из Константинополя. Он отлично понял, какие выгоды может извлечь из брака с Гонорией, принял ее предложение и потребовал от Феодосия прислать ему невесту. Феодосий поспешил отослать Гонорию в Равенну к ее матери и брату. Там ее выдали замуж за Геркулана, бывшего консула, человека пожилого, от которого нельзя было ожидать, что он, опираясь на родство с династией Феодосия, захочет искать прав наследования. Валентиниан расследовал все дело, подверг пытке Иакинфа и казнил его. 810 Аттила потребовал от Валентиниана свою невесту и в приданое за нею желал получить часть империи как наследство Феодосия. Ему отвечали, что Гонория замужем, брак расторжению не подлежит и что женщины в императорском доме не наследуют царства. Аттила не удовлетворился этим ответом и считал себя обманутым. Но вследствие этого эпизода его мысли были обращены на Запад, где была его невеста. В эту пору скончался Феодосий, и руководство политикой Восточной империи перешло в другие руки. Церковные дела Церковные отношения в начале правления Феодосия были омрачены, продолжавшимся расколом иоаннитов. Помянутый выше патриарх Аттик, второй преемник Иоанна, человек мирного характера, относившийся с христианской терпимостью к еретикам, находился в наилучших отношениях ко двору и имел большое влияние на Пульхерию. Упрочивая пошатнувшийся престиж власти Константинопольского патриарха после катастрофы, постигшей Иоанна Златоуста , Аттик добился издания указа, по которому в диоцезах Фракии, Азии и Понта воспрещалось рукополагать епископов без предварительного согласия константинопольского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Не следует также умолчать и о том, как святитель Христов Кирилл — этот великий угодник Божий, при столь великой своей святости, тем не менее имел нечто зазорное в себе и противное благочестию, — дабы видеть чудесное его исправление. Он без причины гневался на Иоанна Златоустого — святой на святого. Это не должно нас удивлять, потому что совершенство свойственно лишь одному Богу; из людей же никто не может быть совершенным сам по себе, если только он не «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать» (Ин.1:16) Христова; потому-то и святые, как люди, причастны человеческим слабостям. Такая слабость была и у святого Кирилла, именно в его отношениях к Иоанну Златоусту: он гневался на святого мужа не только при жизни последнего, но даже и после кончины его и не хотел поминать его во святых. Такой гнев Кирилла происходил не от злобы, но от неведения. Он, с одной стороны, от своего дяди, патриарха Феофила, с другой, от других, питавших вражду к Златоусту, слышал много несправедливых клевет против сего вселенского светильника и, по своему незлобию, придавал веру лжи, как истине. Ибо написано: «Глупый верит всякому слову» (Притч.14:15). Константинопольский патриарх Аттик, живший раньше Нестория, в своих посланиях убеждал его вписать имя святого Иоанна Златоустого в церковные диптихи то есть — в книги с именами святых. Сам Аттик раньше также был одним из врагов Иоанна Златоустого, но потом, сознав невинность сего святого мужа и вместе с тем свой грех против него, раскаялся. Вступив на патриарший Константинопольский престол после Арсакия, он вписал в диптихи и Златоуста и, пока был жив, увещевал святого Кирилла письмами, в которых просил его поступить так же. Но последний не слушал его, не желая ниспровергнуть значение бывшего ранее собора против Иоанна, который был созван Феофилом Точно также и святой Исидор Пелусиот — родственник Кирилла, муж преклонных лет, — видя негодования многих на святого Кирилла за то, что он исключает Златоуста из числа святых, с дерзновением писал ему, увещевая рассмотреть беспристрастно обстоятельства осуждения Иоанна Златоуста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Низложение святителя было поводом несогласий Запада с Востоком. Запад принимал в изгнанном Златоусте столь живое участие, что Онорий угрожал войной брату своему Аркадию, ежели он не возвратит несправедливо низложенного и удаленного святителя. А папа Иннокентий, недовольный осуждением его, писал о святости его константинопольскому клиру, народу и Феофилу Александрийскому и старался возвратить неправедно изгнанного 1449 . Будучи в изгнании, св. Иоанн продолжал назидать Церковь своим христианским терпением, писаниями, беседами и благотворениями и, таким образом, до смерти своей имел влияние на христиан и умножал свою славу 1450 . Созомен повествует, что Иоанн в ссылке сделался еще знаменитее 1451 . Святость Златоустого и уважение к нему всех христиан еще более открылись по смерти его. Сократ говорит, что Иоанн получил почестей более по смерти, нежели при жизни. Творения его в IV и в V веке приобрели славную известность во всем христианском мире; они хранились как драгоценность в царских чертогах и писались золотыми буквами 1452 . По греческому Часослову, всех его творений сохранилось 1 447 и писем 249. В 415 году св. Александр, еп. Антиохийский, будучи в Константинополе, говорил слово в день памяти св. Иоанна Златоустог о и возбудил народ просить Константинопольского епископа Аттика внести имя Иоанна в диптихи для молитвенного его поминовения, но Аттик не согласился. Преемника Александрова на кафедре Антиохийской – Феодота – мужа кроткого и святого, народ антиохийский принудил вписать имя св. Иоанна в церковные диптихи. Акакий Берийский известил об этом Аттика и Кирилла Иерусалимского , объявив им, что Феодот сделал это по настоянию народа, чтобы прекратить разделение между верными 1453 . Пресвитер, принесший письмо Феодота в Константинополь, распространил в народе молву о причине своего прибытия и о содержании письма. Аттик, движимый желанием народа, советовал императору употребить меры успокоить народ и сохранить мир. Император отвечал, что для столь великого блага, каков мир, он не находит никакого препятствия вписать имя почившего в памятники церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010