С проповедью в пользу евтихианства выступил некий пресвитер, Аттик. Узнав об этом, св. Лев написал к Анатолию письмо (CLI от 1 сент. 457 г.) с просьбою: если Аттик окажется с сердцем, содержащим еретический яд, то или исправить его или изгнать из церкви с надлежащей строгостью. В октябре (11 числа) этого же года св. Лев опять написал св. Анатолию (Ер. CLV), прося его пребывать в святой бодрости, пока десница Господня творит силу ( Пс.17:16 ). При этом св. Лев выражал, что ему «чрезвычайно не нравится» (illud sane plurimum mihi displicere significo) то, что в Константинополе некоторые клирики сочувствуют развращению противников веры. Таковых должно наставлять и поощрять к вере с надлежащей строгостью. Для церкви лучше лишиться некоторых святых членов, чем подпасть под вечное наказание. Св. Лев обращается с просьбами не только к самому Анатолию, но и к императору. Он просит его лишать еретиков не только степеней клира, но даже прогонять из города (Ер. CLVI, 6). Но св. Анатолий по каким-то причинам медлил исполнением желания св. Льва. Св. Лев обратился к нему с вторичною просьбою отлучить от общения этого человека, зараженного язвой (евтихианства). Если он пожелает остаться в общении с православием, то пусть он отречется от евтихианского учения с того самого места, с которого он проповедовал против православия Св. Лев убеждает также прекратить общение с Аттиком даже Константинопольский клир (Ер. CLXI от 21 марта 458). Между тем св. Анатолий известил св. Льва, что Аттик, отвергнул свои заблуждения и представил православное исповедание веры. Это исповедание было приложено к письму св. Анатолия (не дошло до нас). Св. Лев отнесся очень недоверчиво к обращению Аттика к православию и к его исповеданию. Ему казалось это исповедание недостаточным, так как тут говорилось только о том, что «ему ненавистен Евтихий», и ничего относительно того, что он осуждает его заблуждение Св. Лев требовал, чтобы Аттик подписал вероисповедание Халкидонского собора и эту подпись прочитал пред всем народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Если можно сказать, что патриарх Сирийский отныне присоединился к Православию, то нельзя было того же сказать о двух остальных. Неутомимый апостол примирения, Александр воспользовался своими прежними сношениями с Константинопольской церковью, чтобы воздействовать на ее паству и клир. Он лично отправился в столицу, чтобы на глазах Аттика призывать там к восстановлению несправедливо низложенного архиепископа и ко внесению его имени в диптихи. Сколько ни гремел Аттик против него, сколько ни называл попытки Александра «действиями безрассудными и дерзкими, противозаконным вмешательством одного епископа в епархию другого», Александр смело продолжал свою проповедь. Между тем, он умер, а его преемник продолжал его дело довольно вяло. Наконец, в 415 году один священник, присланный с письмом от Акакия, распустил слух, что этот епископ присоединялся к подписи лишь под известными условиями, и тревога возобновилась. Аттик упорствовал и как бы продолжал «гонение» на уже покойного Златоуста. Но константинопольский народ просил внесения имени святителя Иоанна в диптихи, а вскоре и потребовал – и мятеж положил конец уверткам архиепископа. Испуганный угрозами и шумом, Аттик поспешил во дворец за приказаниями Императора или, лучше сказать, советников Императора, потому что царствовавший тогда Государь, юный Феодосий, наследовавший Аркадию, был не старше 14 лет. Совет передал решение этого дела, из-за которого вот-вот могло вспыхнуть народное восстание, под личную ответственность Аттика. Аттику было трудно и неприятно принять это решение, потому что признать, наконец, сан архиепископа Константинопольского за Златоустом, умершим 14 сентября 407 года, значило бы отречься от самого себя, по крайней мере, от собственных действий до этого срока. Это значило бы признать себя похитителем и незаконным епископом, потому что по церковным законам два епископа не могли занимать один и тот же престол одновременно: следовало для другого вычеркнуть самого себя. К тому же Аттик занимал престол только десять лет, заместив Арзаса, непосредственного «преемника» Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как уже в свое время нами сказано было, св. Иоанн Златоуст по проискам Феофила, архиепископа александрийского, дяди св. Кирилла, два раза был лишен епископского сана собором „ π δpv“, состоявшим, из 45 епископов различных, соседних с Константинополем областей. Лишенный сана, он был сослан императором, в ссылку и там умер (407 г.). Но его невинность была очевидна для всех, не ослеплённых по большей части личной злобой против него; а потому, партия несогласная с постановлением собора ,, π δpv“ с течением времени, особенно после истинно христианской кончины этого невинного и безропотного страдальца, все более и более увеличивалась, тем более что римский папа не признал законности низложения Златоуста и даже прекратил общение с его врагами. Особенно сильна была эта партия сторонников Златоуста на его родине, в Антиохии, и среди его бывшей паствы – в Константинополе. Александр, епископ антиохийский, по вступлении на кафедру в 413 г., вопреки Церковным канонам, запрещавшим епископов, низложенным соборным путем, восстанавливать в прежнем сане кому бы то ни было единолично, внес имя Златоуста в диптихи для поминовения при богослужении наряду с именами других усопших епископов. 706 Кроме того, он нарочито ездил в Константинополь, чтобы поддержать и там партию сторонников Златоуста и убедить Аттика, архиепископа константинопольского, внести имя Златоуста в диптихи. Но тот не решался идти против постановлений собора „ π δpv“ законным порядком, утвержденным и не отмененным никаким другим равным ему собором. 707 Даже преемник Александра – Феодот отказался внести имя Златоуста в диптихи; но народ антиохийский против воли заставить его сделать это. Когда об этом из письма Акакия Верийского узнал Аттик, когда и в самом Константинополе все больше и больше разрастался ропот на Аттика за его отказ внести имя Златоуста в диптихи, то Аттик обратился за советом к императору; а тот потребовал, чтобы для успокоения народа и для восстановления прерванного общения между церквами имя Златоуста было внесено в диптихи. Аттик после этого уступил требованию народа и императора. 708 Но, однако, нарушая каноны Церковные , он считал долгом оправдаться в этом перед другими влиятельными епископами, от которых он мог опасаться получить укор. И вот, Аттик пишет довольно пространное послание к св. Кириллу, в котором излагает историю внесения имени Златоуста в диптихи и спрашивает его, не согласится ли и он на это? 709 Св. Кирилл не соглашается с Аттиком и пишет ему обширное послание, в котором доказывает несправедливость поступка Аттика, согласившегося под посторонним давлением внести в диптихи имя собором низложенного Златоуста. 710

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

258 Итальянский епископ. Его кафедра не известна. Мариан упоминается в числе епископов, которым папа Иннокентий написал письма 29 и 39. (См.: PL 20, 582, 606.) 259 Аттик первоначально был пресвитером Константинопольской Церкви, а затем, после смерти епископа Арсакия, занял Константинопольскую кафедру. Относился к числу противников св. Иоанна Златоуста  и давал против него показания на соборе «у Дуба». (См.: Приложение II/Наст. изд. С. 519.) Принудительно заставлял епископов, поддерживающих Златоуста, вступать с собою в общение. Созомен, характеризуя Аттика, говорит: «Родом он был из Севастии Армянской, с юности учился любомудрию у монахов македонианской ереси (македонианская ересь – форма арианства. – А. Б.). ...Достигнув уже совершенных лет, Аттик перешел в кафолическую Церковь . Человек умный больше по природе, чем по образованию, он был искусен в житейских делах, умел как строить ковы, так и противодействовать им. Нрава он был вкрадчивого, так что нравился многим, но в церковных поучениях казался посредственным, так что слушатели не находили их достойными записывания, а изучения – и того менее. Зато, когда представилось время, он усердно занимался чтением знаменитейших языческих писателей и сколь ни мало был сведущ, но, рассуждая о них, часто удивлял и знатоков. Говорили также, что он старательно покровительствовал единомышленникам, а разномыслящим внушал страх, так что кого хотел, мог легко испугать, но потом, вдруг переменившись, казался кротким. Таков был Аттик, по словам людей, которые знали его». (См.: Созомен, Указ. соч. С. 604 –605.) Сократ, относящийся к партии врагов Златоуста, делает акцент на других качествах Аттика. «В епископское достоинство возведен благочестивый муж по имени Аттик, пишет он. – Родом был он из Севастии, что в Армении, с юных лет вел жизнь подвижническую и хотя имел образование посредственное, но обладал здравым природным рассудком». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 263.) 263 Лампсак находился на южном берегу Пропонтиды в провинции Геллеспонт. Путешествие от Атиры до Лампсака непродолжительно, но опасно для пассажиров корабля, находящегося в плохом состоянии, каков и был корабль, на который были посажены римские епископы. (См.: Dialogue. Т. 1. Р. 92, n. 2.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Главное свидетельство принадлежит Сократу Схоластику : «Прокл с ранних лет был чтецом, посещал школы и ревностно занимался риторикой. Достигнув же мужеского возраста, большей частью находился при епископе Аттике в должности его секретаря. Так как на этом месте сделал он значительные успехи, то Аттик возвел его в сан диаконский, а потом, удостоенный и пресвитерства, он... возведен был Сисинием на епископство кизическое... Прокл был человек прекрасного нрава и отличался этим больше других. Воспитанный Аттиком, он подражал всем его добродетелям, а незлобием превосходил и его самого, ибо Аттик иногда бывал страшен для еретиков, а Прокл на всех действовал кротко и старался привести их к истине скорее этим средством, чем силой» 476 . Помимо этого свидетельства прочие биографические сведения о св. Прокле очень скудны и отрывочны, а поэтому детали его жизненного пути восстанавливаются с большим трудом 477 . Родился он около 390 года (а вполне возможно, и в 375–380 годах) в Константинополе и, вероятно, в семье достаточно благополучной и состоятельной, позволившей ему получить очень приличное образование. В византийских хрониках и некоторых других поздних источниках сохранились указания, что св. Прокл был учеником св. Иоанна Златоуста , но подобное указание вряд ли соответствует исторической истине 478 . Впрочем, если брать понятие «ученик» в широком смысле слова, то по духу своего богословского мировоззрения св. Прокл действительно во многом следовал Златоустому отцу 479 . Не случайно, по словам Сократа, именно Прокл, став Константинопольским предстоятелем, был главным инициатором перенесения мощей св. Иоанна Златоуста в столицу 480 . Но в основном наставником молодого Прокла был Аттик, после смерти которого (425) его духовное чадо впервые выдвигается в качестве претендента на константинопольскую кафедру; однако же Прокл лишь с четвертой попытки стал столичным предстоятелем – случай, уникальный в истории 481 . В третий раз, когда предпочтения столичных христиан разделились между св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Одновременно с этим он обратился к племяннику и преемнику Феофила, Кириллу с особым посланием, в котором увещевал последнего в видах мира и согласно общему желанию внести имя Златоуста в диптихи своей церкви. Кирилл вначале противился, ссылаясь на каноны и дядю 3073 , но затем под влиянием убеждений Исидора пелузийского 3074 , согласился и восстановил в Египте память Иоанна 3075 . Добившись таким образом примирения с западом и с иоаннитами и их духовенством, которому была дана полная амнистия 3076 , Аттик достиг того, что со славой был признан во всей церкви и привел в цветущее состояние дела константинопольской кафедры 3077 . Поколебленную падением Златоуста власть константинопольского епископа во Фракии и в Малой Азии Аттик восстановил в прежнем объеме. Он поставил ритора Сильвана в епископа филиппопольского, а через три года перевел его в Трою фригийскую, так как Сильван не мог вынести сурового климата Фракии 3078 . Равным образом он вмешался в спор епископов Феодосия и Агапита из-за синнадской кафедры и разрешил его в пользу второго 3079 . Наконец, его высшую власть в Малой Азии доказывает его послание к епископам Памфилии и к Амфилохию иконийскому по поводу широкого распространения мессалианства в этих провинциях 3080 . Этого мало. Опираясь на милостивое расположение к нему императора Феодосия II, Аттик выхлопотал общий закон, запрещавший в диэцезах фракийском, понтийском и азийском рукополагать епископов против воли константинопольского иерарха 3081 , чем создал прочный базис для церковной власти Константинополя. Тесная связь между столицей и провинциями этих диэцезов совершенно ясно обнаружилась при одном из ближайших его преемников, именно Нестории. Из протеста 68 дессидентирующих епископов на ефесском соборе 431 г. видно, что митрополиты и епископы диэцеза фракийского, а также ближайших к Константинополю провинций понтийского – Вифиния и Пафлагония – а также большей части азийского – Геллеспонт, Лидия, Фригия, особенно Salutaris, острова, Памфилия и Писидия – видели в константинопольском епископе своего главу и до конца оставались верными защитниками и последователями его. Если мы внимательнее рассмотрим этот оставшийся верным Константинополю круг, то заметим, что он в своих границах как раз совпадает с округом, подчиненным в судебном отношении константинопольскому praefectus Urbi, и еще охватывает провинции юго-восточного союза епископов азийского диэцеза, тянувшие уже со времен Нектария константинопольского, Амфилохия иконийского и Оптима антиохие-писидийского к Константинополю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Тому же Асклепиаду заметил он: «Новата я хвалю, а новациан не одобряю». Изумившись при этом замечании, Асклепиад спросил: «Как это говоришь ты, епископ?» «Новата, — отвечал Аттик, — хвалю, потому что он не хотел иметь общения с людьми, принесшими жертву, я и сам то же сделал бы. А новациан не хвалю, потому что они отлучают мирян от общения и за малые грехи». На это Асклепиад отвечал: «Кроме приношения жертв, по Писанию, есть много и других смертных грехов, за которые вы отлучаете только клириков, а мы — и мирян, предоставляя прощение их единому Богу». Аттик предвидел и свою кончину. Отправляясь из Никеи, он сказал тамошнему пресвитеру Каллиопию: «Если хочешь еще видеть меня живым, поспеши прежде поздней осени в Константинополь, если же задержишься, то не застанешь». Сказав это, он не ошибся, ибо скончался в двадцать первый год своего епископства, в десятый день месяца октября, в одиннадцатое консульство Феодосия и в первое Валентиниана. Царь Феодосий, возвратившись из Фессалоник, уже не застал его погребения, ибо Аттик предан был земле за день до прибытия самодержца. Вскоре после сего, именно, в двадцать третий день того же месяца октября последовало и провозглашение Валентианина. Глава 26 О Сисинии, который был константинопольским епископом после Аттика    После кончины Аттика происходил великий спор касательно рукоположения епископа, потому что одни хотели того, другие другого, а именно: одни представляли пресвитера Филиппа, другие Прокла, который также был пресвитером. Но весь вообще народ сильно желал видеть епископом Сисиния. Этот Сисиний хотя стоял и на степени пресвитера, но определен был не к какой-либо церкви внутри города, а получил жребий священства в предместии Константинополя, по имени Элея. Предместие Элея лежит против города, и в нем обыкновенно совершается всенародный праздник вознесения Господня. Этого мужа все миряне особенно любили, потому что он славился своею набожностью, а еще более потому, что помогал бедным больше, чем сколько дозволяли ему средства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

6. Один из ближайших преемников Иоанна Златоуста, Аттик (405-425), энергично продолжал укреплять и расширять свой „вселенский” авторитет, распоряжаясь уже полностью, как в подчиненных ему диоцезах — Понтийском, Асийском и Фракийском. Он первый простер свою церковную власть и на Иллирик (т. е. Дакию, Мэзию, Дарданию, Македонию, Фессалию, Эпир, Ахайю), и на о. Крит, числившиеся еще за римским первосвященником, в то время как Феодосием Великим Иллирик был приписан уже к восточной половине империи. В споре о законности занятия Коринфской кафедры Епископом Перигеном часть Иллирийских Епископов осталась недовольной судом Папы Бонифация I и апеллировала к Константинопольскому Архиепископу Аттику. Аттик встал на сторону апеллянтов и испросил у императора Феодосия II эдикт, которым подтверждался в принципе суд Константинопольского иерарха по делу Епископа Перигена и. устанавливалось правило, чтобы в сомнительных случаях Епископат Иллирика обращался за советом к предстоятелю Константинополя, „города, который пользуется прерогативами древнего Рима”, и затем решал дело на своем Соборе . Аттику не удалось еще закрепить эту власть над Иллириком. Но это осуществилось позднее, при иконоборцах. 7. Аттик же пересматривал и решил дело фригийских Епископов Агапита и Феодосия . 8. Несторий (428-431) споткнулся на догматическом учении, но действовал при поддержке императора в управлении и суде церковном, как председатель всего имперского Епископата (προεδρα τς οκουμνης πσης — формула Блаж. Феодорита). Он принял жалобы александрийских клириков на их Владыку Св. Кирилла и этим обострил вражду к нему последнего . 9. Прокл Константинопольский (444-446) уже просто подчинил себе диоцезы Фракии, Асии и Понта, а Епископов Эфеса, Кесарии Каппадокийской и Анкиры рукоположил сам. Некоторые Епископы из Иллирика при Прокле вновь сделали попытку уйти от Папы под власть Константинополя. Власть Константинопольского Архиепископа неуклонно ширилась. К Проклу обратился с апелляцией из Антиохийского округа Епископ Перрский Афанасий. Дело его было разобрано на Константинопольском σνοδος νδημοσα, и решение было сообщено Домну Антиохийскому (444 г.) с просьбой пересмотреть дело Афанасия .

http://predanie.ru/book/219482-praktika-...

340–341 Святой Павел I, еп. Константинопольский. 341–342 Евсевий, еп. Константинопольский. 342–344 Святой Павел I, еп. Константинопольский (вторично). 342–348 Македонии I, еп. Константинопольский. Гонения на христиан от персидского царя Шапура II. 348–350 Святой Павел I, еп. Константинопольский, (третий раз). 350–360 Македонии I, еп. Константинопольский (вторично). 360–369 Евдоксий, еп. Константинопольский. 361–363 Имп. Юлиан Отступник. 363–364 Имп. Иовиан. 364–378 Имп. Валент II. 369–370 Евагрий, еп. Константинопольский. 369–379 Демофил, еп. Константинопольский. Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского. 379–395 Имп. Феодосии I Великий. Второй Вселенский Собор в Константинополе. 379–381 Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский. Максим I, еп. Константинопольский. 381–397 Нектарий, патр. Константинопольский. 395–408 Имп. Аркадий. 398–404 Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский. 404–405 Арсакий, патр. Константинопольский. 406–422 Аттик, патр. Константинопольский. 408–450 Имп. Феодосии II. 426–427 Сисиний I, патр. Константинопольский. 428–431 Несторий, патр. Константинопольский. Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория. 431–434 Святой Максимиан, патр. Константинопольский. 436–446 Святой Прокл, патр. Константинопольский. Перевод Нового Завета на грузинский язык. 446–449 Святой Флавиан, патр. Константинопольский. Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма. 449–458 Святой Анатолий, патр. Константинопольский. 450–457 Имп. Маркиан. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов. Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии. 457–474 Имп. Лев I. 458–471 Святой Геннадий I, патр. Константинопольский. 472–488 Акакий, патр. Константинопольский. Имп. Лев II. 474–476 Имп. Зенон. 475–476 Имп. Василиск. 476–491 Имп. Зенон, (вторично). 488–489 Фравит, патр. Константинопольский. 489–495 Евфимий, патр. Константинопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Валент II. 369—370 — Евагрий, еп. Константинопольский. 369—379 — Демофил, еп. Константинопольский. 372 — Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского. 379—395 — Имп. Феодосии I Великий. 381 — Второй Вселенский Собор в Константинополе. 379—381 — Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский. 381 — Максим I, еп. Константинопольский. 381—397 — Нектарий, патр. Константинопольский. 395—408 — Имп. Аркадий. 398—404 — Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский. 404—405 — Арсакий, патр. Константинопольский. 406—422 — Аттик, патр. Константинопольский. 408—450 — Имп. Феодосии II. 426—427 — Сисиний I, патр. Константинопольский. 3428—431 — Несторий, патр. Константинопольский. 431 — Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория. 431—434 — Святой Максимиан, патр. Константинопольский. 436—446 — Святой Прокл, патр. Константинопольский. 440 — Перевод Нового Завета на грузинский язык. 446—449 — Святой Флавиан, патр. Константинопольский. 448 — Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма. 449—458 — Святой Анатолий, патр. Константинопольский. 450—457 — Имп. Маркиан. 451 — Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов. 457 — Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии. 457—474 — Имп. Лев I. 458—471 — Святой Геннадий I, патр. Константинопольский. 472—488 — Акакий, патр. Константинопольский. 474 — Имп. Лев II. 474—476 — Имп. Зенон. 475—476 — Имп. Василиск. 476—491 — Имп. Зенон, (вторично). 488—489 — Фравит, патр. Константинопольский. 489—495 — Евфимий, патр. Константинопольский. 491 — Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви. Кон. V- нач. VI в. — Утверждение несторианства в Персии, после того как Бабей, католикос Ктесифона и всей Персии, окончательно отделил свою Церковь от общения с православной Церковью. 491—518 — Имп. Анастасий I Дикор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010