От того- то и церкви при нем значительно умножились. Своим благоразумием он не только держал в союзе правоверных, но изумлял и еретиков и никак не решался мучить их; если же иногда и стращал, то после в отношении к ним опять высказывал свою снисходительность. Не пренебрегал он также и наукой, ибо много занимался сочинениями древних и просиживал над ними ночи, оттого философы или софисты не удивляли его. Да и в разговорах бывал он приятен и привлекателен и обнаруживал сострадание к скорбящим, словом, по апостолу, был для всех всем ( 1Кор. 9, 22 ). Прежде, еще в пресвитерстве, заучивал на память им же предварительно составленные слова и сказывал их в церкви, а впоследствии, с трудолюбием приобретши и смелость, говорил уже без приготовления самые торжественные проповеди. Впрочем, слова его были не таковы, чтобы могли заставлять слушателей заносить их на бумагу» ( Сократ Схоластик . Церковная история. С. 269–270). Последняя фраза Сократа указывает на тот факт, что в истории церковной письменности и богословия Аттик занимал весьма скромное место. О нем как церковном писателе см.: Patrology. The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon to John of Damascus/Ed. by A. Di Berardino. Cambridge, 2006. P. 23–24. 277 Свидетельство Сократа на сей счет гласит: «После кончины Аттика происходил великий спор касательно рукоположения епископа, потому что одни хотели того, другие другого, а именно: одни представляли пресвитера Филиппа, другие Прокла, который также был пресвитером. Но весь вообще народ сильно желал видеть епископом Сисиния. Этот Сисиний хотя и стоял на степени пресвитера, но определен был не к какой-либо церкви внутри города, а получил жребий священства в предместии Константинополя, по имени Элея... Этого мужа все миряне особенно любили, потому что он славился своею набожностью, а еще более потому, что помогал бедным больше, чем сколько дозволяли ему средства» ( Сократ Схоластик . Церковная история. С. 292). 279 Свидетельство Сократа гласит: «По смерти кизикского епископа Сисиний на епископию Кизика рукоположил Прокла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Известие о кончине Златоуста. Аттик пытается вовлечь в общение верных Златоусту христиан. И тотчас для того, чтобы погубить святого тем способом, которым они захотят, кратчайшим путем посылаются палачи, кипящие страстью и молодостью и сжигаемые стремлением к прибыли, которую им сулило вознаграждение за это дело. 1078 Они, вернувшись назад, доложили о кончине отца, иной говоря иное, и соответствующим образом склонили нас помышлять о ней, словно, либо, в самом деле, убив его, они убоялись громко возвестить об этом, либо вернулись, лишь спрятав его, чтобы слухом о его смерти положить конец народной любви к нему. Итак, если он еще жив, мы некогда увидим его, братие, сидящим, подобно Иосифу, на троне и раздающим всем духовную пищу; если же действительно он преставился к истинной жизни и вознесся к желанному Христу, мы имеем предстательствующего за нас мученика. 1079 А вот этот, получив желанное известие и утучнив тело этим удовольствием, облачившись в человеколюбие, начал бегать повсюду, умасливать и льстить всем, перемежая слова с делами, раздавать деньги нуждающимся, обнимать колени и валяться в ногах у тех, кому никаким другим способом не мог внушить доверие к себе, думая, с одной стороны, уничтожить справедливую к себе вражду, а с другой – обольстить их той преступной дружбой. Я же с удовольствием сказал бы ему: «О тиран – ибо ты показываешь мне, почему ты охотно принимаешь такое прозвище, – для чьих взоров ты приносишь лекарство, [должное исцелить] те раны, которые ты сам нанес? Или, умея льстить, ты для того сначала причинял боль, чтобы иметь где применить свое искусство? Но тот, кто это совершает, подобен некому врачу, который собирает множество трав и, облачившись в рубище, несет в левой руке [лекарство], а правой нанося человеку удары, говорит: “О возлюбленный, дерзай, ведь я имею в руке средство исцеления”. Но тот справедливо бы сказал: “О порочнейший человек! Зачем ты делаешь так, чтобы лекарство было необходимо? Как я вверю тебе лечение больного тела, которое, получив здоровым, ты так изувечил?»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В своем письме епископы изъявляли желание, чтобы Иннокентий побудил Пелагия или явиться к нему и лично дать объяснение, или же объясниться письменно, и предостерегали его от опасности впасть в заблуждение вследствие различных понятий, соединяемых пелагианами со словом благодать. По всей вероятности, Иннокентий исполнил это желание, и присылка Пелагием своего исповедания и письма к Иннокентию была ответом на предложение последнего Пелагию – явиться для своего оправдания. В Январе 417 года последовали ответные письма Иннокентия на все три письма африканских епископов 97 . В этих письмах Иннокентий восхваляет бдительность африканских епископов о чистоте веры и почтительность их к апостольскому престолу, уверяя, что никогда в провинциях не было таких постановлений, которые не посылались бы для окончательной санкции к римскому престолу, откуда уже и расходились по всей церкви; уведомляет затем, что акты Диоспольского собора он уже получил частным образом от мирян, но ни от Пелагия, ни от отцов собора никаких известий не получил, почему и не смеет считать акты безусловно достоверными. Из этих актов он увидел, что Пелагий на соборе частию уклонялся от предлагаемых ему возражений, частию же намеренно затемнял смысл их неопределенностию своих выражений, прибегая при этом к ложным аргументам. Уведомляет далее, что внимательно прочитал книгу Пелагия и нашел, что в ней «много написано против благодати Божий, много хулений, ничего нет, что бы нравилось, и почти все совершенно не нравится и должно быть в ком угодно осуждено». Иннокентий осуждает тех кои отрицают благодать Божию, довольствуясь в исполнении заповедей одною свободною волей, и утверждают, что дети могут получить вечную жизнь и без крещения; наконец, отлучает Пелагия и Целестия от церковного общения, пока они не исправятся. Во время этой переписки Целестий находился в Константинополе, куда он прибыл, будучи изгнан из Ефеса. В Константинополе Целестий не скрывал своих заблуждений и приобрел себе последователей. На него было обращено внимание местной церковной власти: в начале 417 года епископ Константинопольский Аттик пригласил Целестия на суд, и, убедившись в еретичестве его, осудил и изгнал его из города и особыми письмами уведомил об этом деле епископов малоазийских, Фессалоникского и Карфагенского, в Рим же почему-то не послал никакого извещения, быть может, как догадываются бенедиктинцы, потому, что не улеглось неудовольствие на Иннокентия по поводу отношения последнего к Златоусту 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Феодорит) анафематствовал Кирилла! Что же? Хотят теперь изгнать Кирилла?!» Председатели уняли бурю, не посадив Феодорита раньше формального оправдания среди членов собора, a посадив в средине, как свидетеля, рядом с прокурором Евсевием. Подобные краткие восклицания входили в античное время в ритуал и деловых и праздничных собраний. Они записывались официальными писцами и входили в состав протоколов. Они играли роль нынешних парламентских групповых заявлений и резолюций. Очень долго, до позднего вечера читались протокольные записи «Разбойничьего» собора и в связи с ним флавианского Константинопольского собора 448 г. Прокурор и члены президиума попутно допрашивали ныне присутствующих участников тех соборов. И тут надо отдать справедливость Диоскору. Он вел себя, как узкий фанатик, мужественно. Большинство же епископата малодушно его предавало, ссылаясь на террор Диоскора. «Ах, бедненькие, они боялись!» — издевался над ними Диоскор. «Это христиане-то боялись! О, святые мученики, так ли вы поступали?!» Когда упрекали Диоскора в личном пристрастии к Евтиху, он искренне возражал, что y него нет тут ничего личного: «Если Евтих мудрствует противно догматам церкви, то он достоин не только наказания, но и огня. Ο вере кафолической я пекусь, a не ο каком-то человеке. Мой ум направлен на божественное, не взираю я на лица и ни ο чем не забочусь, кроме души моей и правой веры.» Когда среди различных материалов прочитано было примирительное послание св. Кирилла к Иоанну Антиохийскому 433 г. и вероизложение Флавиана 449 г., это вызвало решающую манифестацию среди членов собора: «Слава Кириллу, — мы так же веруем!» «Восточные» (т.е. антиохийцы) поясняли: «Флавиан сам так же веровал, за что же он был осужден?! Так верует и Лев, и Анатолий, и императрица, и мы все так же веруем!» Светские председатели собора, желая уловить и закрепить момент единодушия, предложили проголосовать индивидуально этот тезис ο согласии между Кириллом и Флавианом. Церковный председатель епископ Пасхазин принял это предложение и сам первый дал пример открытого голосования в положительном смысле. Пример был заразителен. Так же начали голосовать многие, в том числе и Фалассий Кесарие-Каппадокийский, один из вице-председателей Диоскорова собора 449 г. Другой председатель — Ювеналий Иерусалимский, видя старую игру бесповоротно проигранной, встал и не только заявил ο своем согласии с таким голосованием, но, как y нас на примитивной сельской сходке, перешел с левой половины скамей («Диоскоровой») на правую («римскую»). Повинуясь своему главе, то же сделали и все палестинские епископы. Иллирийцы поступили так же. Из них один только Аттик Никопольский уклонился от голосования, поспешно уйдя из церкви под предлогом будто бы острого заболевания. Даже из свиты Диоскора 4 подчиненных ему египетских епископа решились на такую же демонстрацию открытого голосования.

http://sedmitza.ru/lib/text/435173/

Ближайшим советником и руководителем Августы Пульхерии и вместе, значит, ее царственного брата Феодосия в первое время был константинопольский епископ Аттик. Он с жаром проводил политику Феодосия Великого, направленную к достижению церковного единства. Увеличившаяся с течением времени партийность между еретиками сильно облегчала эту задачу 3061 . Вследствие разделения ариан при первом приемнике Демофила, епископы арианских фракций все более мельчали и во времена Аттика потеряли почти всякое значение 3062 . Также и новациане но поводу вопроса о пасхе раскололись. При преемнике Агапия, новацианском епископе Маркиане пресвитер Савватий образовал особую партию 3063 . Стараясь мирным путем привлечь на свою сторону древних новациан, Аттик даже восхвалял их за то, что они, давно уже отделившись от церкви, не ввели ничего нового по отношению к вере 3064 . Он выступил против отбившихся от них савватиан. Узнав, что последние перенесли тело Савватия с острова Родос, где он скончался в изгнании, и предав земле, молятся на его могиле, Аттик, послав ночью людей, приказал зарыть тело Савватия в другую могилу. «После сего те, говорит Сократ 3065 , по обычаю пришедши сюда и нашедши могилу разрытой, перестали чтить ее». Также и в отношении других еретиков Аттик был весьма деятелен. Так он отправил послание епископам Памфилии и Амфилохию иконийскому против распространенных в восточных провинциях империи мессалиан 3066 . Особенно много хлопот доставила ему партия иоаннитов. Принадлежа к врагам Златоуста, Аттик с особой строгостью проводил императорский эдикт против иоаннитов 3067 . Последние, найдя поддержку в западных епископах с римским папой во главе, все еще составляли весьма упорную оппозицию. Видя безуспешность репрессивных мер против приверженцев святого, а главное, желая прекратить раскол с западом, Аттик решил переменить тактику и примириться с иоаннитами. Обстоятельства этому благоприятствовали. В 412 г. умер первый злейший враг Златоуста Феофил александрийский 3068 , а в 413 г. другой, именно, Порфирий антиохийский 3069 . Преемник последнего Александр, идя навстречу желанию папы Иннокентия I, восстановил в диптихах имя Иоанна Златоуста 3070 . Примеру его последовал Аттик 3071 , прекративший этим путем первую по времени схизму между востоком и западом 3072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Греческая Церковь чтит память св. Аттика, Константинопольского патриарха 8 января, а наша отечественная Церковь воспоминает его в числе преподоб. отцев в субботу сыр­ной недели (Постн. Триодь, Канон, в суб. сырн. недели) 1 . В наших Четьи Минеях и прологах нет никаких сведений об этом преемнике св. Златоуста. По низложении и ссылки св. Иоанна Златоуста , в начале июня 404 г., на его кафедру был избран Константинопольский пресвитер Арзаций. Он был брат Нектария, бывшего прежде Златоуста Константинопольским патриархом. Арзаций был глубокий старик (80 лет) и недолго управлял паствою, он скончался 11 ноября 405 г. По смерти Арзация, явилось много искателей патриаршей кафедры, из-за чего произошло замедление в избрании патриарха. В начале 406 года был избран пресвитер Аттик, которого предпочли всем другим претендентам на патриаршую кафедру. Аттик родом был, из Севастии, что в Армении; с юных лет вел подвижническую жизнь, под руководством македонских иноков. Перед этим временем в Армении Евстафий епископ Севастийский распространял еретическое учение о св. Духе, подобно Македонию, и Аттик был снача­ла увлечен ею; впоследствии обратился к православию, был удостоен пресвитерскаго сана; но к сожалению, по словам Созомена , примкнул к партии врагов Златоуста (Созомея. ц. ист. к. 8. 2G). Папа Иннокентий 1-ый, признавая поставление Аттика на патриаршую кафедру противо каноническим, так как жив был еще св. Златоуст, отлучил его от церковного общения. Аттик с 407 г., по смерти св. Злато­уста, по словам Барония, искал случая примириться с римским епископом, но достиг этого уже в 412 г., когда, по требованию папы, внес имя св. Златоуста в диптих своей церкви и побудил к тому же Кирилла, епископа Александрийского (Бароний 412 г. 47 стр.). Впрочем Сократ говорит иначе, почему Аттик внес имя св. Златоуста в диптих. «При епископе Аттике удивительно как про­цветали дела церкви – часто потому, что он управлял ими благоразумно, а частию и потому, что своими поучениями возбуждал народ к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

О ней упоминают многие древние писатели: Страбон, Николай Дамаскин и знаменитый по красноречию Ксенофонт... Увидев, что место, лежащее против Хрисополиса, приятно и весело, Аттик сказал: это­му месту прилично называться Аргирополисом, – и по его слову, оно с тех пор так и называлось». (Ц. Ист. стр. 547). Современники уважали Аттика за его благочестие. Еще при жизни считали его святым и приписывали ему дар чудотворения. Так Сократ рассказывает о следующем событии « Упомянутые времена (патриаршества Аттика) не лишены также чудес, или исцелений. Именно один иудей, впав в расслабление, лежал на одре много лет. Над ним без пользы истощено было все искусство врачебной науки; ни ма­ло также не помогли ему и все иудейские молитвы; наконец он обратился к христианскому крещению и верил, что оно одно будет истинным врачевством его. Это скоро сделалось известным епископу Аттику, – и он, огласив иудея и возвестив ему надежду на Христа, приказал принести его с одром в крещальню. Расслабленный иудей, приступив к крещению, с искреннею верою, лишь только воспринят был от крещальной купели, тотчас освободился от болей и потом уже был здоров. Такое исцеление сила Христова благоволила явить людям и в наши времена; и оно было причиною, что многие язычники уверовали и крестились». (Ц. Ист. стр. 508). 3 Св. Аттик предузнал и предсказал время своей кончины «Если хочешь еще видеть меня, писал Аттик к пресвитеру Каллиопию, живым, поспеши прежде поздней осени в Константинополь; а когда замедлишь, то не застанешь». И Сократ, приведши эти слова св. Аттика, заметил: «сказав это, он не ошибся, ибо скончался в 21 год своего епископства, в 10 день месяца октября, в 11-е консульство Феодосиево и в первое Валентинианово» (стр. 448). Император Феодосий 1-й в это время был в Фессалонике и, возвратившись в столицу, не застал уже погребения его; ибо Аттик предан был земле за день до прибытия само­держца. – После Аттика на патриарший престол был избран Сисиний, предшественник известного Нестория. Из письменных трудов Аттика, кроме вышепреведенного письма к Никейскому пресвитеру Каллиопию (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Признав то, чего от него требовали, не ослабит ли он силу некоторых актов своего епископства и все акты своего предшественника? Было, о чем подумать, а между тем время не терпело, и императорский совет избежал смут. Аттик уступил. Более честолюбец, нежели фанатик или непримиримый враг, он вел ожесточенную борьбу со Златоустом при его жизни, поскольку опасался его возвращения, но теперь, когда смерть освободила его, тень могла ли быть для него опасной? Очевидно, нет; он продолжал бы носить митру, и его уступчивость доставила бы ему, без сомнения, покорность противной стороны. Вот что сказал себе Аттик, и внес имя Златоуста в список архиепископов Константинопольских. Однако же эта уступка, сделанная так неохотно, не сблизила с ним всех иоаннитов, и, так как он сам стыдился своего поступка, то счел нужным оправдать себя перед раскольниками, верными в Ненависти, в особенности перед патриархом Александрийским, которого он оставлял одиноким в борьбе с двумя третями Востока и с главой Римской церкви. Его оправдание было изложено в письме, которое он адресовал этому патриарху, но которое, в сущности, было предназначено для гласности и которое историки внесли в свои книги. Письмо, во-первых, было унизительное, робкое и снискивало извинения своему автору даже в самом его унижении. Аттик пытался оправдать свой поступок страхом перед необузданностью константинопольского народа и волей Императора; впрочем, вся тяжесть обвинения слагалась, прежде всего, на патриарха Антиохийского, слова которого, полные безрассудства и дерзости, должны были разжечь междоусобную войну у самых дверей императорского дворца. Уступая угрозам, для сохранения мира, Аттик последовал примеру Апостола Павла, который, как он сам говорил, «делал все для всех», по духу примирения и единения. Если его поступок рассмотреть с точки зрения церковных постановлений, то в нем нельзя найти ничего противного ни писанным правилам, ни преданию. Церковные диптихи заключают в себе не только имена епископов, но и мирян, даже женщин, и не все ли равно, в каком разряде было помещено имя Иоанна? К тому же, разве он не был епископом? Итак, Аттик мог внести его, имея ввиду то время, когда он был епископом законным, а не то время, когда он им уже не был, и с этой оговоркой внесение его не противоречило ни в чем осуждению его на обоих Соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Зная о разделении церкви, поскольку иоанниты (приверженцы И. Златоуста) собира­лись вне ее, он приказал поминать в молитвах Иоанна, подобно тому, как делается поминовение и о других усопших епископах, в той надежде, что через это многие воз­вратятся в церковь (Сокр. ц. ист. кн. 7 гл. 25. стр. 545). И действительно, партия, отделившаяся – было от общения с Константинопольским патриархом из-за Златоуста, при­мирилась с Аттиком. Сократ и Созомен много говорят об учености Аттика, о его природном благоразумии, о спо­собности в управлении церковными делами, а через все это, в соединении с искренним благочестием, Аттик приобрел себе уважение от современников, и управление его принес­ло большую пользу церкви. Вот отзыв Сократа: «Он (Ат­тик), при великом образовании, был муж благочестивый и мудрый. От того-то и церкви при нем значительно ум­ножились. Своим благоразумием он не только держал в союзе правоверных, но изумлял и еретиков.... Не пренебрегал он также и наукой, ибо много занимался сочинениями древних и просиживал над ними ночи; от-того философы или софисты не удивляли его. Да и в разговорах бывал он приятен и привлекателен и обнаруживал сострадание к скорбящим; словом, по Апостолу, бывал всем вся. Прежде, еще в пресвитерстве, он заучивал на память им же предварительно составленные слова и сказывал их в церкви; а впоследствии, с трудолюбием приобретши и смелость; говорил уже без приготовления самые торжественные проповеди ». (Ц. ист. кн. 7. гл. 2). Аттик пользовался уважением не только от православных, но и от самих еретиков, потому что в обращении с ними был ласков и снисходителен. «Своим благоразумием, по замечанию Сократа, изумлял и еретиков и никак не ре­шался мучить их; если же иногда и стращал, то после в отношении к ним высказывал свою снисходительность» (Ц. ист. кн. 7, гл. 2). Так однажды приближенные к нему советовали запретить Новацианам собираться на молитву вне города. Аттик заметил: вы не знаете, сколько они потерпели вместе с нами во время гонений при Констанции и Валенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Но этому все приводил в движение против людей, мысливших согласно с Македонием, вооружал во вред им руки подчиненных себе клириков и употреблял бесчисленное множество ухищрений, даже не упускал случая призывать их в судилища, особенно же подвергал различным оскорблениям их епи­скопа Агапита. Впрочем, для исполнения наказаний, ему каза­лось власти областных начальников недостаточно, он отпра­вился еще в Константинополь и просил окружных указов. Но между тем, как Феодосий для этой цели медлил в Константиноноле, Агапит, бывший предстоятелем македонианского вероисповедания, пришел к благой мысли. Посовето­вавшись со всем своим клиром и созвав подчиненный себе народ, начал он убеждать принять веру в единосущие (Сына Божия) и, когда достиг этого, тотчас же с великою толпою, или лучше, со всем народом отправился в св. цер­ковь и, совершив молитву, занял престол, на котором обык­новенно восседал Феодосий. Таким образом соединив на­род и потом проповедуя веру в единосущие, он сделался правителем и тех церквей, который зависели от Синнады. Спустя немного времени после этого события, является Феодосий и приносит с собою полномочие областным начальникам. Еще не зная ничего случившегося, он тотчас приходит в церковь , но, изгнанный из нее всеми вместе христианами, опять отправляется в Константинополь и, прибыв туда, оплакивает перед еипскопом Аттиком свое несчастие, как неожиданно изгнан он из епископии. Аттик рассудил, что это дело произошло с выгодою для церкви, и по­тому, утешив Феодосия словами, убедил его принять с терпением, жизнь в покое и научил предпочесть выгоды общественные своим, а Агапиту написал, чтобы он управлял епископию, не опасаясь ничего неприятного от огорчения Феодосиева» (Ц. Ист. кн. 12. гл. 3. стр. 506–508).– Но в отношении еретиков, опасных для православной церк­ви, Аттик был иногда строг. Патриарх Фотий говорит, что он ревностно защищал христианское учение от ерети­ков (Biblioth. Codl. 52). Аттик, по его словам, приглашал к себе Памфилийских епископов и убеждал их прини­мать строгие меры против мессалиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010