О Боге как Троице Три свечи вы видите и различаете. Три вечные свечи – один Огонь. Три величества – один Царь. Три чуда – одна Тайна. Три Лица – одно Существо. Три Ипостаси – один Бог . Имя великое – Пресвятая Троица. Святая Троица во Единице. Отец, Сын и Дух Святой – присно и вовеки – один Бог. И солнце необъятное на небесном своде являет Троицу во Единице – пламя, свет и тепло, – троичность нераздельная, неразлучная составляет Солнце это. И каждый атом земной представляет собой триединство. И душа человеческая – образ Бога Триединого – состоит из трех главных нераздельных сил: чувства, ума и воли, но троичность эта не делит душу на три души. Душа – одна и едина; три ее силы составляют единство и остаются в единстве. Но мир познал Бога как Троицу не через образы природы, не через тени и символы. Небесное откровение было об этом: Господь наш Иисус Христос объявил о нем. От Него род человеческий узнал о родительстве Бога Отца, и о сыновстве Сына Божия, и об исхождении Духа Святого. И нас, грядущих во тьме ночной, Он приблизил к вечному Божественному свету, и мы стали видеть и различать Троих в Одном – три чуда в одной тайне, три Ипостаси в едином Божестве. Каким образом Дух Божий являлся верным? Во-первых, скажем: как тепло в сердце, оно приходит от усердной молитвы. Иногда оно разливается по всему телу. Пророк Иеремия ясно и истинно свидетельствует об этом, свидетельствует опытно. Но, как повествует он сам: было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог ( Иер. 20:9 ). Непобедим Дух Святой, вселившийся в чистое сердце. Еще Дух Божий являлся как глас. Об этом свидетельствовали многие пророки и апостолы. Глас таинственный, но отчетливый. Слышишь его, но кто говорит, не видишь. Являлся Он и в виде голубя. Так было при крещении Господа Иисуса Христа во Иордане. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ). Чистота голубя есть образ чистоты Духа Святого. Но самое яркое явление Духа Святого в человеческой истории было в виде огненных языков в день Пятидесятницы, по воскресении Христа. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ( Деян. 2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он был человекоубийца от начала (π’ ρχς) и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Диавол называется здесь человекоубийцей (νθρωποκτνος) от начала (π’ ρχς), что нужно понимать в собственном и строгом смысле, т. е. относить к самому началу человеческого рода. Действительно, в самом начале истории первых людей, в эпоху их райского блаженства, хитрый искуситель вовлек наших прародителей в такое преступление, следствием которого была смерть, как телесная, так и духовная и в этом смысле он вполне заслуживает названия, как человекоубийцы, так и отца лжи. В пользу такого именно, объяснения этого новозаветного цитата, говорит также авторитет многих отцов и учителей церкви, разумевших под «человекоубийцей от начала» диавола, как искусителя первых людей 481 . Край таинственной завесы, скрывающей от наших взоров историю падения ангелов, как причину самого появлении злых духов, по-видимому приподнимает Апокалипсис, когда говорит о победе архистратига Михаила над великим драконом – «древним змием», названным также диаволом и сатаной, соблазнителем всей вселенной» ( Откр.12:7–9 ). Всякая тень сомнения должна окончательно исчезнуть при ясном свете слов ап. Павла: «боюсь, чтобы как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор.11:3 ). А что апостол разумел здесь не одного лишь естественного змия, видно из следующих его слов, где он, обещая людям победу над искусителем, говорит об атом в следующих выражениях: «Бог сокрушит сатану под ногами вашими» ( Рим.16:20 ), заключающих в себе прямую параллель ( Быт.3:15 ). Господь наш Иисус Христос , названный, в качестве духовного возродителя падшего человечества вторым Адамом, подвергся тому же самому искусительному нападению, жертвой которого пал и первый Адам. И новый Адам, победоносно отразивший все козни диавола, тем самым загладил вину древнего Адама ( Мф.4:1 ; 1Ин.3:8 ). Если же искусителем Христа определенно назван приступивший к Нему диавол, то он же, бесспорно, был и причиной падения наших прародителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Остается упомянуть об увлечении юношей спортом, понимая под последним усиленную тренировку каких-либо физических способностей. На бесполезность таких занятий указывает ап. Павел: «Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1 Тим.4:8 ). Это, однако, не относится к подвижным детским играм на воздухе, катанью на коньках, на лыжах, на лодке, плаванью, которые укрепляют тело детей. Св. Макарий Великий говорит: «К чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него Богом». И чем бы ни занимались дети: наукой, техникой, искусством — родители должны внимательно следить за тем, какое место занимают в сердце детей эти занятия. Следует бояться того, чтобы что-либо не стало для детей кумиром, отдалило их от Бога, заглушило рост духовной жизни. Это признак духовной болезни, с которой надо бороться. Это признак нездоровой атмосферы, окружающей детей, недостаточности их духовного воспитания. Пусть сделают родители в этом случае все возможное для исцеления, исправления сделанных ими ошибок или упущений, усердно прося помощи у Бога. Ап. Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ). Приложение к главе 14й. Смотря на детей… Мальчик мой милый в коротких штанишках, Я ухожу, а ты остаешься. И будут твердить тебе устно и в книжках, Что ты перестройки всемирной добьешься, Что ты полетишь на другие планеты, Поставишь на службу расщепленный атом, У космоса новые вырвешь секреты И сделаешь мир бесконечно богатым, Что ты чудодействием техники брызнешь На все, что подвержено смерти и горю, И люди придут к ослепительной жизни Не где-то, когда-то, но близко и вскоре. Мой милый, мой бедный доверчивый мальчик, Все это — игрушки, твое обольщенье. Чем дольше играешь, тем дальше и дальше Отводится час твоего просветленья. Но смерть приведет этот час за собою. Поймешь ты — да поздно, уж силы иссякли, — Что целую жизнь ты напрасно построил —

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Отметим этот важный момент. Благовествуя о Боге, апостол Павел апеллирует к признанным авторитетам своих слушателей - стихотворцам. Это многократно усиливает убедительность его слов и располагает афинян к доверию. Свои дальнейшие рассуждения апостол Павел строит именно на приведенной им " цитате из классиков " : " Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого " . Поисками главного элемента, обеспечивающего единство мироздания занималась вся языческая философия. Основной вопрос античной философии можно сформулировать так: " Существует ли единый принцип связи в окружающем мире? " Например, Фалес избирал в качестве первоначала воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Пифагор - число, Демокрит - атом, и т.д. Многие философы прямо говорили о Боге, поисками которого, по большому счету, и занималась античность. Апостол Павел свои рассуждения о Божестве строит из представления о человеке - поскольку мы являемся родом Божиим. Он утверждает, что пришло время не туманных и абстрактных представлений, но истинного богопознания, для которого необходимо покаяние: " Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых " . Апостол Павел был умнейшим человеком. Он прекрасно понимал, как воспримут идею воскресения древние греки - изощренные в метафизических спорах, воспитавшие в себе строгую систему мышления, не допускающую ничего сверхестественного, не поддающегося пониманию. " Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время " . Апостол Павел прекрасно понимал, что будет осмеян и непонят большинством, но тем не менее не мог умолчать о краеугольном камне христианства - даже чтобы понравиться слушателям. Ибо " если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша " (1 Кор., 15:14). Как много проповедников, стремясь к успеху у почтенной публики, применяются к ее вкусам и пристрастиям, обходя всё, что может ей не понравиться (в том числе основополагающие истины веры). Порой такие проповедники достигают своей цели: мир называет их открытыми, терпимыми, настоящими лучами света в темном царстве. Однако их речи ничего не меняют в жизни людей и не приводят последних ни к покаянию, ни к истинной вере, а разве что к вере в конкретного человека. Между тем, по словам Псалтири, " всяк человек лож " .

http://pravoslavie.ru/905.html

Отсюда и те святые, которых день погибели и суда застанет в телах, восхищены будут на облаках в сретение Христу вместе с другими святыми, воскресшими из мертвых, не вкусят смерти и всегда будут с Господом, поправ тяжкий закон смерти. Поэтому апостол и говорит: не все мы умрем, но все изменимся; ибо и воскрешение из мертвых и живые, восхищенные на облаках, перейдут в нетление и от смертности изменятся в бессмертие, – изменятся не во время какое-либо, ни даже в краткое протяжение времени, но в атом, точку времени, в мгновение, в какое веко глазное может моргнуть при последней трубе. И воскресение мертвых совершиться так быстро, что живые, которых последнее время застанет в их телах, не успеют предварить мертвых, восстающих из гробов. Очевидно, подтверждая это, апостол Павел говорит: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:52–53 ), чтобы могло оно жить вечно в том и другом случае – в муках, или в царствии небесном». Диодор, епископ Тарсийский, опустив это отделение, в дальнейшем объяснении сделал краткое замечание на слова: и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. «Если, говорит он, мертвые восстанут нетленными и, без сомнения, и они будут изменившимися к лучшему: то зачем нужно было говорить – и мы изменимся? Не хотел ли он этим дать разуметь, что нетление обще всем, а изменение только праведным, так как они наследуют не только нетление и бессмертие, но и славу?». Апполинарий, хотя и другими словами, сказал то же, что и Феодор, именно, что некоторые не умрут и от настоящей восхищены будут в будущую жизнь, чтобы по изменении и прославлении тел навсегда быть со Христом, что, веруем, и теперь совершается с Енохом и Илиею. Дидим не стопами, а словами переходя на сторону мнения Оригена , идет противоположным путем. О словах: говорю вам тайну: все мы умрем, но не все изменимся, он рассуждал так. «Если бы воскресение не нуждалось в толковании, и не имело никакой темноты для разумения, то Павел после того многого, что он сказал о воскресении, никогда бы не прибавил: говорю вам тайну: хотя все уснем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Подкрепление второе Жертва – это честь, которая возносится одному Богу и которую нельзя приносить какому-либо созданию, и называется по-гречески Латрией. Честь, воздаваемая по-другому, а именно, поклонением, смирением, послушани­ем, может быть и святым, как на небе, так и на земле, и другим благим людям, но жертва приноситься созданию не может. Поэтому в Писании говорится о том, что произошло, когда Павлу и Варнаве Ликаоиские жители хотели принести в жертву быка: Но Апос­толы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и. бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки ( Деян. 14. 14–15 ). Вспомним и мучеников Господних: за что они страдали? 3» то, что отнюдь не хотели приносить жертву Божиим созданиям и ложным богам, помня заповедь закона: Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен ( Исх. 22, 20 ). Из этого ясно, что приносить жертву должно только Богу. И что она есть знамение и испо­ведание превысочайшего Владычества Божия над всеми, и нашего рабства и ничтожности, как говорилось об этом выше. Поэтому где нет жертвы, там нет Бог», Которому одному приличествует принесение жертвы. Если же в нашем благодатном Новом Законе мы знаем истинного Бога и хотим по­читать Его должной честью, у нас всяко есть необходимость быть священству и жертве. Какова эта жертва? Наши противники дают двоякий ответ. ПЕРВЫЙ ответ их таков. Жертва в Новом Законе – это вера, молитва, покаяние, милостыня, страннолюбие, братолюбие и прочие добродетели. Этот ответ не подходит. Мы спросим здесь об истинной и действительной жерт­ве. приносимой наподобие жертвы Авеля, Ноя, Авраама, Моисея, Давида и других, ко­торые с сокрушенным сердцем приносили Богу видимые и внешние жертвы. Вера же и духовные добродетели не являются истинной жертвой, поскольку они принадлежат всем людям по всяком времени и на всяком месте. Но об атом более подробно и отчет­ливо поговорим во второй части. ВТОРОЙ ответ противников состоит в следующем. Они говорят, что христианс­кий закон и Церковь Христова имеют свою истинную жертву, то есть Кровную Жертву, которую Христос совершил на Кресте, принеся в жертву за нас Самого Себя Богу Отцу. Но и этот ответ неверен. Мы почитаем и превозносим Кровную Жертву, принесенную на Кресте, и исповедуем ее как истинную жертву, превосходящую все жертвы, от которой они имеют всю свою силу и действенность. Однако мы говорим, что эта Кровная Жертва не та, что является необходимой для установления и сохранения нашего закона и нашей веры, которая, как пожелал Христос, будет пребывать до конца веков. Но почему? По двум причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Познание Царства, открытого Спасителем Христом, несравненно важнее всех познаний. Только в свете этого познания все остальные знания обретают смысл и ценность. (2, с. 213) Рождество – Благой день и из-за явленной Христом жизни вечной. До этого дня лишь крошки падали в мир, чтобы напомнить людям о трапезе небесной жизни. Люди судорожно хватали их, не зная, ни откуда, ни от Кого они. Христос пришел в мир, чтобы открыть людям неиссякающую трапезу жизни и позвать их на вечный пир. И каждый, кто принял приглашение и поверил Непогрешимому, начинал чувствовать голод полноты жизни, голод Божественной обильной трапезы жизни. (2, с. 285–286) О человеке О человек, секунда во времени и миллиметр пространства! Чем гордишься? Сказано о тебе в Писании: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч. 16:5 ), и, если хочешь, еще: Бог гордым противится ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ), или: Погибели предшествует гордость ( Притч. 16:18 ). Своей гордостью ты объявил войну Всемогущему и Бессмертному. Атом восстал на Безграничного! Секунда взбунтовалась против Вечного! Даже муравью очевидно твое поражение. Внезапно придут к тебе позор и погибель. Потому обратись, покайся, отрезвись, опомнись, стань человеком. Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком. Это звание драгоценнее всех венцов и важнее всех престолов мира. (2, с. 43) Бог сотворил человека по Своему образу и подобию и вдохнул в него жизнь. Следовательно, убийством человека мы восстаем против Божьего подобия и против Божьей собственности. Мы не имеем права отнимать то, чего не можем дать. (3, с. 101) Человек – самая большая ценность на земле. Роскошь и внешний блеск не прибавляют достоинства человеку, так же как нищета не умаляет его. (2, с. 158–159) Что есть человек, чтобы его слову быть веским и значимым? Как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается, – говорится в Священном Писании ( Иов 14:1 ). Если сам по себе человек – такая ничтожность, то уж тем более – его слово. Если тростник не много значит, то что говорить о его шелесте. Если раб я Господень, то предлагаемое мною исходит не от меня, а от моего Владыки. И аще глаголю что – глаголю не от себя (ибо аз есмь раб), но от Господа моего. (8, с. 302)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

При наступлении второй ночи Бог сотворил новое чудо, окончательно устроил нашу пространственную структуру, сотворив космическое пространство. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь: и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» ( Быт. 1,6–8 ). Так сотворено было второе небо, ибо Писание знает, что существует до трех небес, куда был восхищен ап. Павел (2. Кор.12,2). Божественное «слово-идея», будучи внедрена, по изволению Отца изрекшего ее Сыном, в среду вод, тотчас же «распростерло небеса, как тонкую ткань (указывается на тонкую настройку Вселенной), и раскинуло их, как шатер для жилья ( Ис.40,22 ), ибо в них – место обитания бесплотных духов, и вся Вселенная предназначена, для того, чтобы на Земле была возможна жизнь. Твердь называется так потому, что является фундаментом космоса («стереома» – «опора», «основа» с греч.). А поскольку все лежащее выше – по словам свт. Василия – по природе тонко и неуловимо для чувства (речь идет об ангельских мирах), то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью (2. стр.48). Так назвать ее можно еще и потому, что она еще и сейчас не поддается разложению. Хотя ученые уже разрушили атом, но не нашли еще возможности манипулировать с пространством («ракиа» – по-еврейски и значит «пространство, протяжение»). Это свойство тверди существует благодаря одобрению Божию – «очень хорошо», которое и ставит границы разрушительным стремлениям человека. Св. Григорий Нисский говорит: «Твердь, которая названа небом, есть предел чувственной твари и за этим пределом следует некая умопостигаемая тварь, в которой нет ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры протяжения, ни цвета, ни очертания, ни количества, ни чего-либо иного, усматриваемого под небом». Поэтому ангелы и не подчиняются нашим пространственным условиям (например, могут проходить сквозь стены), хотя и они имеют связь с первичным пространством (первое небо), общим с нами, ибо, когда Гавриил стоял перед Девой, его не было на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Такое великое землетрясение! Молниями называются чудеса, которые через Своих святых совершит Бог, ибо мы прочли прежде, что Илия и Енох совершат много чудес; голосами названа проповедь святых, громами же выражен страх вечного огня; землетрясение же часто обозначает движение сердец. Ибо будут подвигнуты некоторые от зла к добру, как те Иудеи, которые уверуют во Христа, [а] другие, кто оставит веру во Христа и последует за прелестью Антихриста, будут подвигнуты от добра козлу. И сказал мне ангел: что дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её. имеющего семь голов и десять рогов. Равным образом и знамения, совершенные зверем, и упомянутые ранее деяния дракона, ибо [все] это были знамения диавола. Что же касается семи голов и десяти рогов, то об атом [мы] уже говорили ранее . Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. Зверь этот есть диавол, который был перед пришествием Христа, обладая человеческим родом; но сейчас уже не владеет человеческим родом так, как владел раньше, ибо во Христе избранные сердца отдалены от него. И действительно он выйдет из бездны, когда во времена Антихриста будет выпущен Сатана из темницы его, и, выйдя, обольстит все народы, поскольку явит многочисленные знамения; и пойдёт в погибель вместе со всеми впавшими в заблуждение, и со всеми сподвижниками своими будет осужден на вечную муку. И удивятся живущие на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя зверя, который был, и нет его. Эти обитатели земли, ущербные разумом, которые будут почитать магов как Бога и которых Антихрист введёт в заблуждение. Удивятся лживым деяниям те, имена которых не вписаны в книгу жизни и которые не удостоятся вечной жизни. Видя зверя, то есть знамения, совершенные диаволом посредством Антихриста, и в Антихристе поклоняясь диаволу. Здесь ум, имеющий мудрость, то есть в этом скрыта великая тайна, и чтобы понять это, требуется весьма искусный и острый ум. А не слушающий Господа не в силах открыть эту тайну.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Итак, что же мы получаем в итоге анализа Ульрици? – Есть ли, по анализу Ульрици, атом-единство? – Есть: «атомы неделимые единства». – Есть ли атом – множество? Есть: «атомы неделимые единства, которые связывают две силы или более». – Есть ли атом центр, точка, – не более? Есть: «атомы – суть простые центры сил». – Есть ли атом шар, имеет ли он периферии? Есть и имеет: «каждый атом является как точка, в которой соединяются многие силы, как место, от которого исходят различные проявления силы, – следовательно, как центр, окруженный периферией действий». – Что же такое атом, только ли центр, точка или шар? Оказывается, и то, и другое; но скорее последнее, скорее шар. А почему? Потому, что Ульрици хочет свой неделимый, по качественности, атом отличить от Фехнерова атома, – только непротяженной точки, хотя, в то же время, отличает и от «так называемой материи». Значит, по Ульрици, атом, не будучи точкой, в то же время, не есть, и тело. – Есть ли атом Ульрици величина неделимая? Есть: «атомы суть неделимый единства». Есть ли атом величина сложная? Есть: «атомы суть неделимые единства, которые связывают две и более, словом, многие и разные силы». – Составляют ли эти силы существенное единство с атомом? -Составляют: «атом есть центр, объединяющий многие силы». – Составляют ли силы, о которых речь, нечто разное с атомом? Составляют: «объединяющая многие, разные силы и удерживающая их вместе сила, сила покоя, косности, неподвижности, сопротивления, отталкивания, – эта сила есть собственно субстанция атома. Как точка соединения сил, атом действительно отличается не только от каждой отдельной силы, но и от всех их вместе, не потому, чтоб он был чем-либо противоположным силе (так называемой материей), а скорее от того, что он есть особенная, от всех других отличная, сила». – Однако же, привязаны ли эти силы к субстанции атома? Привязаны так, что составляют в атоме неделимое единство: «атом – центр сил, неделимое единство, в котором силой сопротивления, пунктом их посредства и соединения, связаны многие и разные силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010