И он собрал их в место, называемое по-еврейски Армагеддон. Армагеддон понимают как «круглую гору» или как «воскресение» 1017 , – и то, и другое толкование можно соотнести со Страшным судом. Ведь гора справедливо называется круглой, потому что весь мир тогда будет уничтожен сплошной массой огня. Справедливо и воскресением называется, потому что с воскресением все люди вновь обретут свой прежний вид. И седьмой ангел вылил чашу свою в воздух. Этим седьмым ангелом обозначены святые проповедники, которые будут во времена Антихриста, и, как мы сказали, он (ангел) есть тот, о ком выше прочли, что он вострубил седьмым 1018 , воздухом же названы пустые люди. Итак, ангел вылил чашу свою в воздух, поскольку святые проповедники будут возвещать пустым и нечестивым людям о том, что они должны быть осуждены на вечные муки. И из храма великого от престола раздался громкий голос, говорящий. Громкий голос – это голос святых проповедников, под храмом подразумевается Церковь . Итак, голос возникает из храма, потому что голос святой проповеди раздается из Церкви; кроме того, он раздается и от престола, потому что Церковь Божия есть престол Божий, и, сидя на нем, Он (Бог) почивает. О том же, что этот голос произносит, он говорит далее: свершилось! – то есть близится конец мира, когда исполнится все, что было предсказано Господом и святыми. И произошли молнии, голоса и громы, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое великое землетрясение! Молниями называются чудеса, которые через Своих святых совершит Бог, ибо мы прочли прежде, что Илия и Енох совершат много чудес; голосами названа проповедь святых, громами же выражен страх вечного огня; землетрясение же часто обозначает движение сердец. Ибо будут подвигнуты некоторые от зла к добру, как те Иудеи, которые уверуют во Христа, [а] другие, кто оставит веру во Христа и последует за прелестью Антихриста, будут подвигнуты от добра козлу. И сказал мне ангел: что дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её. имеющего семь голов и десять рогов. Равным образом и знамения, совершенные зверем, и упомянутые ранее деяния дракона, ибо [все] это были знамения диавола. Что же касается семи голов и десяти рогов, то об атом [мы] уже говорили ранее 1019 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И подобно тому, как, погрузившись глубоко в воду, мы не можем видеть солнца оттого, что над нами изобильная вода составляет как бы какую стену, – так и в мысленных очах происходить окаменение сердца, когда никакой страх не тревожить души. " Нет " , – говорит, " страха Божья пред глазами его " (Пс. 35:2). И еще: " Сказал безумец в сердце своем: " (Пс. 13:1). Окаменение происходить не от иного чего, как от бесчувственности; при атом заграждаются поры. Так, когда сгустившиеся мокроты сосредоточатся в одном месте, тот член мертвеет и делается бесчувственным; хотя бы ты стал его жечь или резать, что бы ни делал с ним, он (ничего) не чувствует. Так и они (язычники) после того, как раз навсегда впали в беспечность, что им ни говори, грози им хотя бы огнем или мечем, – на них ничто не подействует, ничто не убедить их. У них раз навсегда омертвил член (сердце). И пока ты не уничтожишь в нем этого бесчувствия, пока твое прикосновение к нему не будет так же ощутительно, как к здоровым членам, до тех пор все твои усилия будут тщетны. " С ненасытимостью " , – говорит: этим словом (апостол) преимущественно устраняет от них возможность оправдания. Ведь им можно было бы, если бы они захотели, не предаваться корыстолюбию, не быть беспечными, не служить чреву и не вести изнеженной жизни; можно было бы пользоваться умеренно и деньгами, и удовольствиями, и отдохновением. Но так как они не соблюдали в этом умеренности, то и испортили все. " Делают " , – говорит, – " всякую нечистоту " . Видишь ли, как (апостол) лишает их извинения, сказавши о делании нечистоты? Не по случайному, говорит, увлечению они грешили, но совершали все эти преступные действия, сами заботясь об них. " Делают всякую нечистоту " . Нечистота всякая – это любодеяние, блуд, сладострастная любовь к отрокам, зависть, всякая страсть и невоздержание. " Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе " (ст. 20 – 21). Выражение: " потому что вы слышали о Нем " – не означает, будто он говорит с сомнением, напротив показывает полную его уверенность: подобным образом он и в другом месте выражается: " Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью " (2 Фес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И солнце необъятное на небесном своде являет Троицу во Единице – пламя, свет и тепло, – троичность нераздельная, неразлучная составляет Солнце это. И каждый атом земной представляет собой триединство. И душа человеческая – образ Бога Триединого – состоит из трех главных нераздельных сил: чувства, ума и воли, но троичность эта не делит душу на три души. Душа – одна и едина; три ее силы составляют единство и остаются в единстве. Но мир познал Бога как Троицу не через образы природы, не через тени и символы. Небесное откровение было об этом: Господь наш Иисус Христос объявил его. От Него род человеческий узнал о родительстве Бога Отца и о сыновстве Сына Божия и об исхождении Духа Святаго. Он нас, грядущих во тьме ночной, приблизил к вечному Божественному свету, и мы стали видеть и различать Троих в Одном – три чуда в одной тайне, три Ипостаси в едином Божестве. От Христа приняли мы веру в «Духа» Божия «Святаго, Животворящаго, , Иже от Отца исходящего» разделенных между собой и бессильных, множество, но Дух Святый один. Языческие народы, веровавшие во множество богов, в действительности верили в этих темных и лживых духов. В Духа единого Святаго могут веровать только православные, которые веруют «во единаго Бога» . Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он подает жизнь, возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог творил мир, «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1, 2 ), когда создал «человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2, 7 ). Апостол Божий пишет христианам: «Дух Божий живет в вас» ( Рим. 8, 9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим. 8, 16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святый не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Нужно просить и нужно чистить дом своей души для принятия самого дорогого из гостей. Вот как говорит Победитель смерти, Господь наш: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11, 13 ). Сей есть самый великий дар, который Господь дает людям. Ибо, давая Духа, дает Самого Себя. Есть ли дар больший? Есть ли любовь больше этой?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И это есть великий плод неизреченного Домостроительства и снисхождения к нам Господа нашего! Это и есть то страшное Таинство, о котором пишу трепеща! Но поскольку Бог хочет, чтобы любовь Его стала явной для всех, чтобы и мы иной раз помыслили о Его благости и, устыдившись, возревновали и сами воспринять любовь к Нему, то и я подвигся к тому, чтобы письменно объявить вам об этом Таинстве. Не то я доказываю, будто человек уподобляется Пресвятой Деве, родившей Господа по образу Ее неизреченного рождения. Нет, этому быть невозможно, потому что иное есть воплощенное рождение Бога Слова, бывшее от Пресвятой Богородицы, и иное то, которое бывает духовно в нас. В том воплощенном рождении, в котором Пресвятая Богородица родила Сына Божия и Бога воплощенного, совершилось таинство воссоздания рода человеческого и спасения всего мира, которое есть Господь наш и Бог Иисус Христос, соединивший в Себе разделенные естества – Бога и человека – и понесший грех мира. А это духовное рождение совершает в нас таинство обновления душ человеческих, благодатию Святого Духа соединяя и сочетая нас с воплотившимся Сыном Божиим и Богом, через Которого мы «были беременны, мучились, – и рождали» ( Ис. 26, 18 ) дух спасения. Возвещаю же я об атом, чтобы явно представить неизреченную любовь Божию к нам и то, что если захотим, то и мы все указанным выше способом можем стать матерью Иисуса Христа Господа и братьями Его и подобными ученикам Его и апостолам – не по их достоинству и не по трудам, какие приняты ими в проповеди Евангелик, но по благодати Божией, которую щедро изливает Он на верующих в Него и последующих Ему, не возвращаясь вспять, как Сам Христос всем явно возвещает об этом: «Мать Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк. 8, 21 ). Видишь, как Он всех, слышащих слово Его и творящих его, возводит в чин Матери Своей и называет их братьями и родными Своими? Но на самом деле Мать Его есть Пресвятая Богородица, неизреченно родившая Его воплощенным, а святые все зачинают и имеют Его в душах своих по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. « Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят », — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: « И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет » (Откр 21:1). Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы. JV@NYC Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей. При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах? Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые. Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого? Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой. Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах? Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.

http://foma.ru/8-voprosov-pro-voskreseni...

На атом месте речи Павла обстановка резко изменилась: «До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить» ( Деян. 22:22 ), Катализатором взрыва стало слово «язычники»: услышав его, затихшая было толпа взревела еще громче и стала требовать немедленной смерти оратора. Мы можем здесь вспомнить рассказ Луки о проповеди Иисуса в назаретской синагоге. Согласно этому рассказу, Иисус, придя в Назарет, город Своего детства, «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать». Ему подали книгу, Он выбрал из нее место, где содержалось предсказание о Мессии, и засвидетельствовал, что предсказание исполнилось. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его». Однако далее Иисус начал говорить о том, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве», и привел примеры из Ветхого Завета, свидетельствовавшие о том, что Бог через пророков оказывал благоволение язычникам. Тут настроение слушателей сменилось на противоположное: «Услышав это, все в синагога исполнились ярости и. встав. выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» ( Лк. 4:16–29 ). В повествовании о попытке Павла рассказать свою историю иудеям мы видим ту же резко негативную реакцию на саму идею благоволения Бога к язычникам. Религиозное самосознание израильского народа было построено на чувстве собственной исключительности, и язычников воспринимали не иначе как оскверненных, после соприкосновения с которыми надо было совершать ритуальные омовения. Идея обращения язычников к вере в Единого Бога была в общем глубоко чужда иудеям, и проповедь среди язычников воспринималась иерусалимскими иудеями не как подвиг, а, скорее, как преступление. Свое негодование речью Павла слушатели выражали тем, что «кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух» ( Деян. 22:23 ). Метание одежды – действие, схожее no смыслу с раздиранием одежды па себе: в тот момент, когда Иисус па допросе у первосвященника объявил Себя Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежду в знак того, что услышал богохульство ( Мф. 26:65 ). Варнава и Павел «разодрали свои одежды» в знак возмущения действиями язычников в Листре ( Деян. 14:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Найдутся ли слова рассказать о них? Здесь главная мысль – обнаружение Божественной Силы. Бог есть Дух. Божественная Сила есть высочайшая духовная сила. Значит, она не материальна и законы материальности неприложимы к ней. Говорить об этой Силе применительно к материалистическим понятиям – значит кощунствовать. Однако не думай, что Божественная Сила, по ее тончайшей духовности, для нас, материальных существ, есть чистая фикция, иллюзия, почти самообман. И не думай, что обнаружение Божественной Силы в материальных вещах – по ее несродности этим вещам – тоже иллюзия. Нет! Поскольку человеческий дух (не душа) вдунут от Божественного Духа («и вдунул в лице его (Адама) дыхание жизни»), постольку есть в человеческом духе атом сродности Божественному Духу, и потому Божественная Сила может быть осязаема духом человека. Евангельский рассказ о кровоточивой свидетельствует эту мысль фактом жизни. Этот факт показывает, что Божественная Сила – реальность. Она – такая же реальность, как любое наблюдаемое и видимое физическое явление. Сам Христос Господь для удовлетворения человечества, имея в виду узость и ограниченность его мысли, привыкшей брести в мире ограниченности и измерять все ничтожной меркой земных вещей и условных понятий, Сам Господь в событии с больной женщиной материализирует обнаружение Божественной Силы до осязаемости физического явления. Евангелие рассказывает: в момент прикосновения женщины «Иисус почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила», и Он с настойчивостью вторично указывает на это: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» ( Лк.8:46 ). Эта сила, как какой-то материализованный ток физической энергии, выходит под влиянием физического возбудителя – прикосновения. Христос чувствует действие силы в момент прикосновения женщины. Это дважды и отмечается рассказом. «В то же время» (т.е. в миг прикосновения) Иисус почувствовал, и второй раз: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал...» И, наконец, Божественная Сила, вышедши, не неуловима, не исчезает бесследно, а подобно материальной энергии производит определенное физическое действие. Больная женщина, читаем у евангелиста, сейчас же, в миг прикосновения к Господней одежде, ощутила Божественную Силу и ее действие: «И тотчас иссяк у нее (больной) источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Непрерывный и неуклонный рост христианской общины в первые века обусловливается двумя причинами — внутренней и внешней. Первой причины мы уже коснулись — это привлекательность самой христианской жизни, то умиротворение, которое приносит душе человека следование евангельским заповедям. Но отвечая требованиям души, учение Христа отвечает также и требованиям разума, ибо содержит в себе полноту истины. Это очень важный момент, на котором нужно остановиться. Христианское учение не просто отводит понятию истины важную роль, оно, в сущности, отождествляет себя с истиной. Иисус говорит апостолу Фоме: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ), а уверовавшим в Него иудеям — «…истина сделает вас свободными» ( Ин. 8:32 ). А вот что сказал Он народу: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ). Этому вторит, говоря о Христе, Его любимый ученик: «В Нём была жизнь и жизнь была свет человеков» ( Ин. 1:4 ). Суммируя эти самоопределения, мы получаем следующую картину: Сын Божий сошёл на землю, чтобы помочь человеку в выборе жизненного пути. Многие пути ведут к погибели, и только один — к вечной жизни. Поскольку человека нельзя лишать свободы, ибо тогда он перестанет быть богоподобным, он должен сделать этот выбор сам. Но если человек пребывает во тьме, какой может быть у него свободный выбор — он же не видит, какие пути куда ведут, — поэтому их надо осветить для него светом истины, объяснить ему, что с ним будет, если он встанет на тот или иной путь. Только свет т.е. истина, сделает его выбор действительно свободным. Такова взаимосвязь между евангельскими понятиями пути, истины (она же — свет) и вечной жизни, которая раскрывает точный смысл каждого из них. Как нужно понимать утверждение, что христианство открыло человечеству полноту истины, которой нет в других религиях, содержащих лишь частичную истину? Конечно, не в том смысле, что оно сообщило нам всё о Боге, мире и человеке. Например, о Втором пришествии сам Христос говорит апостолам: «…Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ). Узнав от Сына Божия, что у Его Отца «обителей много», мы остаёмся в неведении, сколько их и каковы они. Непроницаемой завесой скрыта от нас цель сотворения мира, и вообще многое мы видим «сквозь тусклое стекло». Не сказало нам Евангелие и о том. что атом состоит из протонов, нейтронов и электронов — до этого человечеству приходилось походить собственным умом…

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

– Но она не знала, с кем разговаривает, – заступилась за Еву мама. – Да, конечно, – кивнул Дмитрий Михайлович. – Она не могла знать, с кем имеет дело. Змей как змей. Как ей было догадаться, кто в него забрался. Мало ли в раю всяких тварей ползает, бегает и летает. Поговорить с ними порой одно удовольствие. Но услышав лукавые слова: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?” – можно было бы насторожиться. Правда, вопрос был поставлен так искусно, что не сразу поймёшь, то ли змей не знает, что говорил Бог, то ли сам хочет отведать плодов древа, да не решается. Искуситель и есть искуситель, вовлек её в разговор. И тут последовал сокрушительный удар в самую сердцевину – в веру в Бога – удар, посеявший у Евы сомнение в искренности Творца: “Нет, вы не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите этих плодов, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”. Так в безмятежную, чистую душу порвался яд сомнений. “Что такое Добро? Что такое Зло? Пора бы, наконец, узнать – нельзя же всю жизнь быть в неведении. И если мы блаженствуем сейчас, то какое блаженство ожидает нас, когда мы отведаем запретное?” Так ли, иначе ли думала Ева – кто знает? Но глаз от запретного плода оторвать она не могла, он так и притягивал, словно таинственный магнит. По внушению дьявола и по собственной воле Ева “взяла плодов с этого дерева и ела, и дала также мужу своему, и он ел”. Адам же вместо того, чтобы заповедь Божию вспомнить да прогнать Еву от дерева, сам соблазнился, взял из её рук плод и ел. Так это было. И дело не только в запретном плоде. Глубину этого разрыва с Богом мы продолжаем постигать до сих пор. Адам и Ева не послушались Бога, а доверились сатане. Природа божественная была осквернена. В мире появились болезни и смерть, а Адам и Ева больше не могли видеть своего Творца и были изгнаны из рая. Так возникло зло в людях. Вы поняли, отчего оно появилось? – Из-за непослушания, – уверенно сказала Таня. – Да, – подтвердил Дмитрий Михайлович. – Послушание – это закон, установленный Богом. Каждый атом во Вселенной движется по законам Творца. Всё человеческое общество основано на послушании, как и каждая семья.

http://azbyka.ru/fiction/budem-kak-deti/

Но что же все таки произошло на самом деле — человек эволюционировал из обезьяны или сотворен Богом? Сама постановка вопроса впадает в ту же ошибку, о которой мы говорили. Это как спрашивать: «Машина едет потому, что в двигателе происходят такие-то химические реакции или потому, что Иван Иванович решил отвезти свою семью на дачу?» Это смешение двух типов вопросов — «как именно развивается тот или иной процесс» и «по чьей воле и с какой целью он так развивается». Само противопоставление «сотворен – эволюционировал», «природные процессы – вмешательство Бога» бессмысленно в мире, каждый квант которого создан и поддерживается в бытии Творцом. Не существует никаких независимых от Бога «естественных процессов». Для священнописателей Бог несомненно присутствует в явлениях природы – привычных, повторяющихся из года в год, в нашем представлении вполне «естественных»: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс 103:14,15) Вся вселенная, каждый ее атом, каждая капля дождя пронизаны творящим присутствием Создателя. В поразительном 138 псалме говорится: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:15,16). Беременность – естественный процесс, но, если мы принимаем свидетельство псалмопевца, он был одновременно и актом Божьего творения. Это так и в отношении происхождения видов - эволюция не противостоит творению, она является творением. Глядя, как симфония мироздания достигает своей кульминации в появлении человека, мы можем воскликнуть вместе с богодухновенным автором псалма: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс 138:14) Еще раз отмечу, что не оцениваю здесь саму по себе биологическую теорию эволюции — я не биолог и не специалист в этой области. Есть биологи и специалисты, которые ее принимают, оставаясь при этом вполне традиционными христианами — например, я могут обратить ваше внимание на книгу очень известного американского генетика Френсиса Коллинза, который сейчас возглавляет Национальный Институт Здоровья, «Доказательства Бога». Коллинз подробно объясняет, почему, как христианин, он верит в сотворение, и как биолог — в эволюцию.

http://foma.ru/mozhno-li-verit-v-boga-i-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010