Его церковное служение и общественная деятельность оказало сильное влияние на церковную и светскую жизнь России XIX столетия. Он стал автором многочисленных богословских трудов, трактатов и учебных программ. Митрополит Филарет был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Мощи святителя Филарета, прославленного в 1994 году, находятся в Храме Христа Спасителя. Хомяков Алексей Степанович (1804 –1860), поэт, публицист, религиозный философ. Родился 1 мая (13 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование. В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита). Проявляет большой интерес к философии (тяготеет к немецкому идеализму) и литературному творчеству: пишет стихи, работает над исторической поэмой «Вадим», переводит античных авторов. В 1822 Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. Устанавливает знакомство с поэтами-декабристами, печатает в «Полярной звезде» стихотворение «Бессмертие вождя» (1824). В 1825 оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью и пишет историческую драму «Ермак», которую по возвращении в Москву читает в доме Веневитиновых и получает одобрение слушателей: В 1828–29 Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в свое имение, решив заняться хозяйством. Не оставляет и литературную деятельность, сотрудничая с различными журналами. Уже в ранних стихотворениях Хомякова содержаться элементы славянофильства, которые в 1830-е складываются в славянофильскую идею. Этой идеей проникнуты его стихотворения «Орел», 1832; «Мечта», 1834; историческая драма «Дмитрий Самозванец», 1833. Основные теоретические положения славянофильства были изложены им в статье «О старом и новом» (1839). В эти годы усиленно занимается самообразованием, расширяя круг своих научных интересов. В 1838 приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записка о всемирной истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«В мире с Богом, собой и всеми» Памяти митрополита Ионы (Карпухина) Сегодня 9 дней митрополиту Ионе (Карпухину), без малого четверть века управлявшего Астраханской кафедрой. Архипастыря вспоминают друзья, а в друзьях у него были все, даже бывшие некогда ему по недоразумению врагами. Архиерей на отдыхе Митрополит Иона (Карпухин) Протоиерей Георгий Глазунов , настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Эманнуиловка Рязанской митрополии: — С владыкой Ионой мы еще с молодости дружим, учились вместе. Он и потом часто к нам приезжал, когда уже архиереем был, летом в отпуск выбраться старался. Это такой человек — по сути всегда говорящий, живущий. Идем с ним, разговариваем: — Ой, владыка, время какое-то такое движется нехорошее… — Ни-че-го-о, мы с тобой еще поживем, — всё у него всегда ладно было. Пройдем еще немного, а он: — О! Алтарь наш! Давай по три поклончика положим. И мы так прям на улице с ним по три земных поклончика и сделаем. Молился я за него постоянно. А тут вдруг мне говорят: «Владыка умер». Ой, друг мой любимый! Скорблю, конечно. Мы с ним одного года [рождения]. У нас разница в возрасте пару месяцев. Еще к нам архимандрит Авель (Македонов) приезжал. И вот они как-то вместе пошли на пруд, сели на мостике. Один ноги с одной стороны мостка в воду спустил, а другой — по другую сторону. Спинами друг к другу сидят, примолкли, задумались. А у нас была собака овчарка, ученая. Нам ее один архиерей подарил. Она очень любила носить палку. И вот я подкрался… Они уж и переговариваются тихо о чем-то… Бросаю палку — вперед, за мостик, в воду. И этот наш Анчар с такой скоростью пронесся между их спинами, что смотрю: а мостик-то пустой… Нет их, исчезли. Так перепугались, что занырнули, да и выныривать-то не спешат — сидят там, под водой, как караси. Они потом со мною целый день не разговаривали. Так напугались. Но потом всегда со смехом вспоминали. А то, бывало, владыка скажет: — Дай-ка мне фуфаечку, я пойду полежу там. Пойдет на левую паперть приляжет. Дремлет, а там прохладно — северная сторона. Потом иду, а он:

http://pravoslavie.ru/130998.html

Когда в 1765 году было издано по благословению Св. Синода известное «Увещание в утверждение истины», содержащее беспорицательные взгляды на старообрядческие особенности, – это дало смелость почина в невозбранении уже церковного употребления старопечатных книг, напр. со стороны епископов воронежских Тихона 2 (Якубовского) в 1772 г. и преемника его Тихона 3 (Малинина) в 1776 г. 13 , – епископа архангельского Вениамина (Краснопевкова-Румовского) «за многие (пред июнем 1786 г.) годы», вероятно, немного спустя по прибытии его на тамошнюю кафедру в 1775 г. 14 , – астраханских архипастырей (епископа Мефодия и архиепископа Антония Румовского) до 1780 г. для Уральского войска, область которого до перечисления в казанскую епархию входила в состав астраханской 15 . – наконец, архиепископа славенского Никифора Феотоки в 1780–81 гг. 16 . Однако высшая духовная власть, не отменяя сделанных распоряжений, принимает их пока только к сведению. Св. Синод, очевидно, далек еще был от склонности ставить у себя вопрос о церковном употреблении отмененных обрядов на юридическую и вообще официальную почву. Но вот к делу привлекаются светские влиятельные лица. Живое участие графа Румянцева, принятое в известных хлопотах инока Никодима из Стародубья и затем вмешательство князя Потемкина в это дело дали сильный толчок к скорому положительному разрешению только что упомянутого вопроса для определенных местностей прямо высочайшей властью. 11 марта 1784 г. уже без повторения того посредства высшего церковного управления, которое не обойдено было в 1763 году при решении вопроса о беспрепятственности соблюдения старообрядства в частной практике верующих, состоялся следующий указ императрицы Екатерины 2 на имя новгородского митрополита Гавриила: «В следствии прошения, поданного от имени жительствующих в Белорусском, Малороссийском и Екатеринославском наместничествах старообрядцев, мы желаем чтобы ваше преосвященство сообщили преосвященным архиепископам могилевскому и славонскому о даче священников старообрядцам, по их прошениям, и о дозволении им службу Божию отправлять по их обрядам, дав знать сим архиереям, что таково есть наше соизволение, покуда общее по представленным от означенных старообрядцев просьбам последует дальнее распоряжение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

Когда обратим внимание на эту святую ревность, на это благородное стремление всех к защите праведного дела; то невольно подумаем, что не без благой цели допустил Господь на Россию нынешнюю тягостную брань. Не воздвиг – ли Он её, чтобы обновить доблести Русского народа? Не желал – ли Он очистить нас от язв безверия и суемудрие, заносимых к нам извне, и растлевающих умы простые или легкомысленные? Не желал – ли Он обновить и укрепить в нас дух веры Христовой, чтобы перелить его обратно в сердца западных Христиан, колеблемые ныне лжеумствованиями и безбожным сочувствием магометанству? Не желал – ли Он испытать нашу готовность на доброе дело, возвысить дух наш, влить в сердца наши непоколебимое упование на Святое Провидение? Если таково о нас промышление Всевышнего, то мы должны Его только благодарить от глубины сердец за это испытание, и еще с большим упованием восклицать: с нами Бог, разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог! С этим упованием на Всевышний Промысл, для нас не страшна никакая враждебная сила. Успехи нас не возгордят; но не поколеблют и неудачи, если Господу Богу угодно будет испытать нас оными. Уверенные в правоте и святости нашего дела, мы выдержим борьбу, и отстоим права и честь России. Да и в первый – ли раз выдерживать ей тяжкие испытания? Едва Россия образовалась в великую державу, – гибельный раздел ослабил власть Самодержавия, а тем самым и основание её могущества, – и она порабощена дикими варварами Востока. Но Господь не оставил своего народа, испытанного и закаленного в бедствиях; подвиг его на великое дело, укрепил мышцы его, – и дикая сила свирепых врагов пала пред Верой и упованием на Господа. Теперь сии самые варвары послушествуют России, и получают от неё первые семена Христианского образования, а память прежних бедствий осталась только в венцах Царей Казанских и Астраханских, красующихся на главе её Самодержцев, и в неизмеримых областях, преданных её власти до самого Восточного Океана. В другое время, пресекся Дом наших Самодержцев, собиравших во едино землю Русскую, – и поколебался народ, лишенный Помазанников Божиих, настали кровавые смуты, раздуваемые коварством соседей с Запада да и Севера. Возникла, многолетняя брань, истощившая и разорившая, по-видимому, в конец Россию. Но Бог не оставил её и тогда. Он подвиг добрых сынов отечества, дал в юном отроке Родоначальника новому колену Русских Самодержцев, коварство врагов обратил на собственную их погибель, и наконец, поставил границы России на берегах Вислы, древнем достоянии её.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В своей административной обстановке патриарх окружил себя большей сравнительно с прежним временем пышностью и величием, по крайней мере, после успокоения России от смут, при царе Михаиле Феодоровиче. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь место этих лиц заступают целые учреждения — приказы наподобие царских, состоявшие каждый из боярина, дьяков и подьячих и решавшие дела с доклада патриарху. Таких приказов в течение почти всего XVII века было три: 1) судный или разряд, заведовавший судебной частью — после 1667 г. в нем образовалось отделение специально для духовного суда под именем духовного приказа, состоявшее под начальством доверенного духовного лица или судьи; 2) казенный, ведавший всякие церковные сборы патриарха; 3) дворцовый, заведовавший вотчинами и домовым хозяйством патриаршего дома. К концу XVII века появился еще четвертый приказ — церковных дел — по делам церковного благочиния. По примеру патриарха стали заводить у себя приказы и другие архиереи; но в епархиях заводились обыкновенно только по два приказа — духовный для епархиального управления и суда и казенный, сосредоточивавшийся около личности архиерейского казначея. Возвышение митрополита на степень патриарха потребовало умножения епархий и возведения некоторых из них на высшие степени. Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая епархии были возведены на степень митрополий; Суздальская, Рязанская, Тверская, Вологодская и Смоленская объявлены архиепископиями; кроме того, положено открыть еще шестую архиепископию в Нижнем Новгороде, но в 1589 году она не была еще открыта. Число епископий положено довести до восьми, но налицо явилось только 3 — старая Коломенская и новые — Псковская и Карельская, да и из них последняя, вследствие завоевания Карелии шведами, в 1611 г. была закрыта. Тогда же отошла к Польше одна архиепископия — Смоленская. И в последующее время за всю первую половину XVII века открыты были всего только две епархии — Астраханская в 1602 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

6 марта, взяв с собой московских стрельцов, Шах-Али выехал из Казани в Свияжск. Началась процедура передачи власти наместнику Ивана IV. К наместнику, князю Семену Ивановичу Микулинскому, находившемуся в Свияжске, прибыли из Казани «многие моллы и князи... и правду боярам дали на всей воли великого князя». Затем наместник направился в Казань, куда уже были посланы дети боярские «очищать» дворы для размещения его свиты. Однако в последний момент перед самым въездом наместника в Казань положение резко изменилось. Если казанскую знать с помощью различных средств (очевидно, обещаниями разных пожалований) удалось убедить согласиться на включение ханства в состав Русского государства, то иначе обстояло дело с более широкими кругами населения, которым установление новой власти не сулило никаких перемен к лучшему. Известно, что уже при решении вопроса о выезде Сююн-Бике с сыном в Москву в Казани начались волнения, которые усмиряла местная знать, «бъюще их щелыгами и батоги и дрекольем, разгоня их по домом». Затем толпы народа провожали судно, на котором ехали Сююн-Бике с сыном, «по обема сторонам Казани реки». По мере того как существование ханства как особого государства становилось все более призрачным, напряжение должно было нарастать. Шах-Али отказывался впускать в город русские войска вовсе не из симпатий к казанцам. Он, очевидно, понимал, что попытка осуществления такой акции привела бы к взрыву, который мог легко закончиться убийством самого хана. Казанская знать старалась контролировать положение, но ее . виднейшие представители выехали на встречу с московским наместником. В этих условиях оказалось достаточно слуха (исходившего якобы от касимовских татар из свиты Шах-Али), что после въезда наместника начнется избиение жителей города, чтобы население Казани закрыло ворота перед представителем московской власти. Первоначально казанские вельможи не придали случившемуся большого значения («възмутили, деи, землю лихие люди, пождите, деи, доколе се уговорят»), но затем были вынуждены признать свое бессилие («боятца, де, люди побою, а нас не слушают»). 12 марта наместник вернулся в Свияжск. Находившиеся в Казани дети боярские были перебиты. Казанцы напали на русские «сторожи» на границе с ханством и на русские суда, плывшие по Волге. В Казань с отрядом ногайцев прибыл астраханский царевич Ядигер, которого и провозгласили ханом. Мирное подчинение Казани не удалось. В Москве остро переживали неудачу своего плана. Митрополит Макарий строго предписал находившемуся в Свияжске войску покаяться в грехах и молиться, ибо дурное поведение воинов, их насилия над

http://sedmitza.ru/lib/text/438914/

Никто не был казнен, не было никакого сыска. Самые важные преступники, и в числе их Федька Шелудяк, жили на свободе; но за такую милость награбленные богатства переходили в руки боярина и его подначальных, служилых и приказных людей. Милосердие, дарованное боярином Милославским, было дано от имени царя, предоставившего боярину это право: сначала правительство и не действовало вопреки ему; оно дозволяло боярину отпускать в разные места покаявшихся мятежников. Некоторых боярин брал себе во двор в услужение. Вдруг, летом 1671 года, приехал в Астрахань князь Яков Одоевский для сыска и расправы. Начались допросы, пытки и казни. Федька Шелудяк, Алешка Грузинов - убийца астраханского митрополита, и другие задорнейшие мятежники были повешены. Остальные отправлены на службу в верховые города. Так окончилась кровавая драма, имевшая значение попытки ниспровергнуть правление бояр и приказных людей, со всяким тяглом, с поборами и службами, и заменить старый порядок иным - казацким, вольным, для всех равным, выборным, общенародным. Попытка эта была задушена в пору; дух мятежа не успел еще охватить большей части Московского государства; нестройные толпы поселян и посадских не в состоянии были выдерживать борьбу с войском, уже отчасти знакомым с европейским военным обучением. Известно, что правильно обученное войско, составляющее притом отдельное от народа сословное тело, везде было лучшей опорой властей против народных волнений. Если, при сильном распространении духа восстания, и оно может, наконец, проникнуться тем же духом, то прежде чем дойдет до этого, оно, - имея возможность осилить первые попытки облечь замыслы в дело, - способствует бессилию самих замыслов. Так было и при Стеньке. Быть может, мятеж не был бы так скоро задушен, если бы Стенька явился под Симбирском победителем: и Русь испытала бы тяжелые потрясения, хотя, конечно, все-таки возвратилась бы к старому порядку. Малороссия служит наглядным образчиком того, к чему могло привести стремление распространить на весь народ казацкое устройство, составлявшее идеал восстания Стеньки.

http://sedmitza.ru/lib/text/435663/

Благодарю Бога, что он был истинный пастырь и во время бунта не щадил своей жизни, но даже за врагов своих просил помилования у меня " и жалел, что не застал митрополита в живых. На другой день, по желанию императора и в его присутствии, была отслужена панихида по митрополиту Сампсону. Митрополит Сампсон управлял Астраханской епархией 16 лет 10 месяцев. Скончался 3 апреля 1714 года; погребен в нижнем храме Успенского собора . От митрополита Сампсона остались среброзолоченые, финифтеные сосуды, 2 саккоса, омофор, палица, поручи, воздухи — все это низано жемчугом с разноцветными камнями. Они хранились в Успенском соборе до разорения собора безбожной властью в 1918 году. В так называемой «Ключаревской рукописи», составленной ключарем Астраханского кафедрального собора Кириллом Васильевым, жившим в конце XVIII столетия - начале XIX, записано, что в 1801 году, при архиепископе Платоне (Любарском) , гроб митрополита Сампсона был освидетельствован, при чем при тщательном рассмотрении найдено, " что липовый гроб, обитый темным полубархатом, все одежды и обувь святителя оказались как бы в тот час для сего приуготовленныя " . При осязании, тело ощущалось мягкое, белое, руки свободно разгибающиеся. По освидетельствовании был снят с Сампсона белый саржевый клобук, которым было покрыто лицо его и который теперь хранится в соборной ризнице. Летописец подробно описывает все одежды, обувь и лик митрополита Сампсона и в заключение добавляет: " Сподобил меня грешнаго Господь Бог неоднократно облобызать десницу святаго тела его " . Сампсон был последним астраханским митрополитом; после него постановлено быть в Астрахани епископии, хотя многие астраханские иерархи были архиепископами. Использованные материалы Редакция текста от: 13.08.2017 13:16:35 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676603.h...

Сергий 8 мая 2020, 21:47 Большое спасибо авторам статьи. Как хорошо на душе, от того что мне посчастливилось в жизни видеть владыку, слышать его простые и удивительно проникновенные проповеди, получать благословения после службы. Царствия Небесного владыке Ионе! Екатерина Сибирёва 8 мая 2020, 13:57 Царствия Небесного любимому владыке Ионе! Андрей Агафонов 7 мая 2020, 20:29 Прочитал воспоминания о владыке Ионе. Узнаю того отца Иону, которого посчастливилось знать по его последним годам, проведенным в Алтуфьевском храме. Очень светлый и добрый человек, как здесь верно замечено - умел находить простые и нужные слова для людей. И несмотря на свои годы и болезни всегда старался служить в храме. Прихожанам Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево будет его не хватать. Дай Бог владыке Царствия небесного и покоя и благодати во Христе. Андрей 7 мая 2020, 02:20 Веет, прямо от рассказов про Владыку, Божиим... Редкий, похоже, был человек... Надеюсь,- Господь упокоил его душу...Светлая тебе память, митрополит Иона... р.Б.Ольга Орлова 6 мая 2020, 22:09 Христос Воскресе! Ольга, у Владыки действительно была пневмония, но причиной смерти стал — сердечный приступ. Денис, об этом владыка Тихон, Псковский и Порховский, говорит: когда договорились с Администрацией области, что службы будут проводить на улицах, нашлись «гиперблагочестивые» христиане, которые в битком набитых храмах предпочли молиться, смущаясь якобы нарушением сложившихся традиций храмовой молитвы, — посмотрите последнюю «Парсуну» от 4 мая, ответы владыки псковским журналистам от 2 мая. Ольга Максютенко 6 мая 2020, 18:39 Царствие Небесное, дорогой Владыка! Странно только, что сейчас уже написано " от сердечного приступа " ... Вроде все знают, что Владыка умер от двусторонней ковидной пневмонии. Елена 6 мая 2020, 17:44 Спасибо за такую статью о владыке! Я встречала его не часто. Он приезжал к нам в город, когда служил на Астраханской кафедре. Но однажды мне довелось пить с ним чай в кабинете директора школы. Это было в начале 2000-х, и мы начинали вести в школе Основы православной культуры. Владыка Иона был прост, радостен. Рассказывал о том, как он, москвич, на предложение вернуться в стольный град шутил: " И куда я от своих помидоров! " И так легко было с этим замечательным человеком! Упокой, Господи, во Царствии Твоем!

http://pravoslavie.ru/130887.html

Они выбрали первый, потому что у них не доставило припасов, и вместе с тем они хотели узнать: не пошлет ли им царь милостивой грамоты, как Стенька сказал донским казакам в Яике. Впрочем, они не оставляли намерения поворотить и на другой путь, если нужно будет. 237 VI Десять дней плыли казаки от Свиного острова до устья Волги и 7 августа 1669 года, ночью, напали на учуг Басаргу, принадлежавший астраханскому митрополиту. Они набрали там для себя икры, рыбы, вязиги, взяли кое-что из снастей, буравов, неводов, багров, вероятно, чтоб самим ловить рыбу, в случае нужды, когда придется воротиться в море, и покинули нескольких пленных (яссыр), и какую-то церковную утварь (в тайне заверчена): 238 быть может, эта утварь была когда-нибудь ограблена мусульманами и теперь казаки, отняв у мусульман, возвращали ее в церковное ведомство, как бы в заплату за то, что взяли для себя ни учуге 239 . Они немедленно повернули в море, услышав, что из Персии идет к Астрахани большая купеческая буса. Шло разом две бусы. Одна из них была нагружена товарами персидского купца Муххамеда Кулибека; на другой везли дорогих аргамаков: то были любительные поминки персидского шаха русскому государю. Казаки напали на первую бусу, ограбили ее, взяли в полон хозяйского сына Сехамбета и требовали за него выкупу пять тысяч рублей. Отец с терскими стрельцами, провожавшими бусу, прибежал с вестью в Астрахань 240 . Во все время, когда казаки гуляли по Каспию, по устью Волги плавали служилые люди и проведывали, не возвращаются ли удальцы, чтоб тот час, как узнают, дать знать воеводам в Астрахань 241 . Астраханское начальство готовилось гораздо милостивее встретить казаков, чем следовало по заслугам. Воеводы заранее выправили такую милостивую грамоту от имени царя, которая давала прощение казакам, если они принесут повинную. Несколько причин разом располагало их к такому великодушию: во-первых, поход Стеньки произвел сочувствие на Дону: слишком суровое обращение с казаками могло раздражить донцов; во-вторых, астраханские воеводы не могли положиться на свои силы; переход на сторону воровских казаков, стрельцов и черного люда заставлял побаиваться, чтоб и в Астрахани не повторилось то же в большом размере; в-третьих, поход Стеньки приносил пользу воеводам: воеводы знали, что порядочная часть добычи перейдет им на поминки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010