Палладий (Добронравов) с 1918 г. еп. Сарапульский и Елабужский; с 1919 г. на покое; † 1922. Палладий (Каминский) 30.03.1947 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 15.11.1952 еп. Волынский и Ровенский; с 23.07.1956 архиеп. Львовский; с 31.05.1960 архиеп. Оренбургский и Бузулукский; с 14.05.1963 архиеп. Рязанский и Касимовский; с 5.02.1965 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 8.02.1968 архиеп. Житомирский и Овручский; с 6.10.1977 на покое; † 6.06.1978. Палладий (Соколов) в окт. 1919 г. хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского, возведен в сан архиепископа; † в дек. 1919 г. Палладий (Шерстенников) 14.12.1930 хирот. во еп. Бужского, вик. Казанской епархии; с 1933 г. еп. Ржевский, вик. Смоленской епархии; с 1935 г. еп. Ржевский, вик. Калининской епархии; с 1936 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. еп. Калининский; с 1938 г. в сане архиепископа; с 29.10.1947 архиеп. Семипалатинский и Павлодарский; с 18.11.1948 архиеп. Омский и Тюменский; с 21.02.1949 архиеп. Иркутский и Читинский; с 20.02.1958 архиеп. Саратовский и Вольский; с 14.07.1959 архиеп. Саратовский и Сталинградский; с 29.05.1963 архиеп. Орловский и Брянский; с 25.02.1968 в сане митрополита; † 23.04.1976. Палладий (Шиман) 8.02.1987 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 30.11.1988 еп. Ижевский и Удмуртский; с 25.03.1993 на покое; с 21.04.1994 еп. Читинский и Забайкальский; с 11.10.1996 на покое. Памфил (Лясковский) 26.12.1921 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 6.03.1928 еп. Бугучаровский, вик. Воронежской епархии; затем еп. Россошанский, вик. Воронежской епархии; с 13.08.1930 еп. Уральский; с 17.08.1931 еп. Чебоксарский; с 2.10.1932 еп. Богородский; с 20.10.1932 еп. Подольский; с 11.08.1933 еп. Краснодарский и Кубанский; 10.01.1936 покончил с собой. Панкратий (Кашперук) 28.04.1946 хирот. во еп. Каменец-Подольского и Проскуровского; с 3.06.1948 еп. Волынский и Ровенский; с 15.11.1952 еп. Львовский и Тернопольский; с 23.07.1956 архиеп. Волынский; с 9.07.1962 на покое; † 13.07.1972.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

мученика бессребренника Космы. Все они просили Государя о милостыне; Архимандрит Иоасаф подал Государю еще грамоты от Патриарха Александрийского Кирилла, от Иерусалимского Софрония, Волошского Воеводы Иеремии и от Архиепископа Синайского Лаврентия. Государь приказал Митрополиту и Епископам сесть; дьяк царский Афанасий Власьев объявил им царское жалованье, и все они были отпущены на подворье, куда им послан был корм со стола Государева. Грамота Цесарева была такого содержания: «Мы, Рудольф вторый, Божиею милостию, избранный Кесарь Римский, всегда прибавитель (semper Augustus) царств Немецких, Угорских, Чешских, Далматских, Кроатских, Славонских и иных Король, Арцы-Арцуг Австрийский, Арцуг Бургунский, Брабанский, Стырский, Краинский, Луценбурский, Виртембергский, вышне и нижне-Шлезский, Князь Швабский, Марграф святого царства Римского, Бурговский, вышней и нижней Лаузации Князь, и Граф Габсбургский, Тирольский и иных, извещает тому пресветлейшему и вельможнейшему Государю, Царю Борису Феодоровичу, властителю всея Русии, Великому Князю Московскому, Новгородскому, Государю Псковскому, Смоленскому, Тверскому, Царю Казанскому и Астраханскому, и Сибирскому Самодержцу, нашему особолюбительному другу и брату, наша дружба и братская любовь и все доброе. Пресветлейший, вельможнейший Князь, особолюбительный друг и брат! Бил нам челом тот, чести достойный, наш любительный богомолец, Дионисий Палеологус, Архиепископ Тырновский и Болгарский, а сказал он, что возжелал до вашей любви ехать, и нам бы его пожаловать, отписать к вашей любви об нем, и мы челобитья его не оставили и сию грамату к вашей любви ему дали, потому что нам про него расказали, что он несколько лет живет в духовном чину, богобоязненно, и доброю мыслию ко всему Христианству разными мерами объявился. И мы просим у вашей любви того дружно, чтобы для нашего прошения, был он у вашей любви в добром принимании, и для того нашего писания было бы ему чем обрадоваться, и то нам от вашей любви учините за особую любовь челобитья; а мы против того дружелюбным, братским доброхотением, воздавать во всякое время готовы будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1824 году состоялось открытие духовного уездного училища в Ставрополе. С того времени как центр Кавказской области был переведен из Георгиевска в Ставрополь, стало возрастать и значение этого города. Его центральное для всего края местоположение вызывало к нему гораздо большее тяготение Кавказского духовенства, нежели к отдаленному и крайне неудобно географически расположенному епархиальному центру –  Астрахани. В 1829 году состоялось еще одно значительное событие в духовной жизни Северного Кавказа: после свыше 225 лет пребывания в подчинении Астраханской епархии, этот край перешел в ведение новой Донской епархии. Первый ее епископ Афанасий получил наименование Новочеркасского и Георгиевского. Новый архиерей горячо ратовал за привлечение детей Кавказского духовенства к духовному образованию. Он попытался в 1841 году обязать асе Черноморское духовенство подпиской об определении детей в духовные училища по достижении 8 лет, но и эта мера не дала желаемых результатов. Не помогли грозящие неисполняющим это распоряжение кары в виде отрешения от должности, денежного штрафа, удержания части доходов, вызова в Духовную консисторию в Новочеркасск и т. п. Черноморское духовенство, служившее к тому времени в 60 приходах, по-прежнему оставалось глухо к призывам епархиального начальства о духовном образовании своих детей, обрекая тем самым их на темное невежество в самых элементарных богословских вопросах. Учреждение новой епархии не снимало вопроса об отдаленности епархиального начальства от Кавказской паствы и ее духовных пастырей. Астрахань и Новочеркасск находились одинаково далеко от Кавказской линии и Черномории, где располагались тогда основные населенные пункты Северного Кавказа. Для обширного Кавказского края, тяготевшего к своему военному центру – Ставрополю, естественнее всего было бы иметь там же и высшие церковные власти, которые могли бы опираться в своей деятельности на Екатеринодарское и Моздокское духовные правления. Понимая эти назревшие требования, командующий войсками Кавказской линии и Черномории П. X. Граббе стал настоятельно добиваться перед царем Николаем I и Св. Синодом учреждения независимой и самостоятельной Кавказской епархии. Все говорило об ее крайней необходимости. Территория нового края с каждым годом расширялась. По мере продвижения русских войск возникали новые казачьи станицы, образовывались новые церковные приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Россинский учредил в станицах 10 приходских училищ. Такого количества школ в ту пору не имели даже многие внутренние губернии России. Например, в старейшем Донском казачьем войске было только три приходские школы. Благодаря настоянию Россинского в 1818 г. в Екатеринодаре открылось духовное училище. В те времена среди Черноморского духовенства не было совершенно лиц со средним духовным образованием. Некоторые пономари не только писать, но и читать не могли, правя церковную службу по псалтырю и часослову наизусть. Россинский проявил себя как блестящий проповедник и глубокий ученый. Его перу принадлежит четыре тома речей и проповедей, несколько сочинений по истории и этнографии Черномории. Не удивительно, что скульптор М. Микешин, работая над памятником Екатерине II, поставленным в Екатерииодаре, включил фигуру протоиерея К. Россинского в один ряд с выдающимися деятелями Черноморского казачьего войска. В этом заключалось посмертное признание выдающихся заслуг первого просветителя Черномории, замечательного духовного пастыря Северного Кавказа отца Кирилла Россинского. В 1811 году кавказские военные власти обратили внимание на успех мусульманской религии среди горских народов. Проповедники ислама стали распространять самую фанатическую ненависть к христианству в России, и ее необходимо было как-то парализовать. Командующий русскими войсками на Кавказе генерал Тормасов предложил использовать для обращения горцев в христианство иезуитов. Однако царь Александр I выразил желание, чтобы для этой цели были найдены способные православные миссионеры. После чего в 1814 г. была вновь возобновлена деятельность Осетинской духовной комиссии, правда, теперь она находилась в Тифлисе и подчинялась учрежденному в 1811 г. Грузинскому экзархату. В его ведение были также переведены из Астраханской епархии приходы с православным осетинским населением. Их число, впрочем, к этому времени сократилось из-за совращения осетин в ислам до 2272 душ. На  возрожденную комиссию указом Св. Синода от 1824 года были возложены те же обязанности, что лежали на прежней, Моздокской комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В помощь Кавказскому духовенству по многим приходам были разосланы православные книги. Одновременно для духовного просвещения паствы начали заводиться школы. Кизлярскому духовному правлению было предложено открыть в приходах школы грамотности, где могли бы обучаться «церковнические и другого звания дети славяно-российской грамоте». Такие школы были открыты в Кизляре и Моздоке. К сожалению, в станицах и селах тогда не возникло ни одной школы. Архиепископ Платон Любарский открыл также два духовных училища в Кизляре и Георгиевске. Однако фактически они были приходскими школами. В 1800 г. Астраханская духовная консистория предписала своим органам – Кизлярскому и Моздокскому духовным правлениям – выслать в Астраханскую семинарию всех детей духовенства от 10 до 15 лет, собрав их в Георгиевске. Всего набралось 6 мальчиков, т. к., по донесению благочинных, остальные дети еще не достигли указанного школьного возраста. Но благочинным не поверили и за ложные сведения и укрытие детей от посылки в Астрахань оштрафовали. После этого было предписано выслать в семинарию и тех «пристроившихся к месту» детей, которые были уже определены на причетнические места и посвящены в стихарь. Однако Кавказское духовенство упорно не желало учить своих детей в Астраханской духовной семинарии, что объяснялось дальностью и небезопасностью пути, а также скудным питанием бурсаков. Не последнюю роль играло укоренившееся убеждение, что и без обучения в духовной семинарии можно легко получить священническое место в приходе, тем более что в кандидатах на эти должности всегда имелся большой недостаток. Еще в 1799 году, при упразднении Моздокской епархии, против штата в приходах недоставало: священников – 25, диаконов – 56, дьячков – 60, пономарей – 74. Предпринимавшиеся епархиальной властью попытки вызвать священников из других епархий не давали должных результатов. Пополнение рядов Кавказского духовенства шло, главным образом, за счет его детей, с ранних лет начинавших прислуживать в церкви. В архивах сохранилось донесение священника села Московского, в котором он писал: «При церкви моего прихода причетнические места состоят праздны, а как у меня есть 2 сына –  Иван 11 лет, Николай – 9 лет, то и прошу определить их – одного дьячком, а другого пономарем». А вот другой пример: пономарем к Прасковейской церкви был определен девятилетний сын местного священника, обученный, как пишет отец, «и словесной грамоте и пению просто». Тем не менее на Северном Кавказе всегда было обилие свободных мест в приходах, что, при низком уровне богословского образования, способствовало развитию старообрядчества и сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все лето этого года Разин дрался то с черкесами, то с персиянами, потерял своего товарища Сережку Кривого, но у Свиного острова разбил персиян наголову, обратил их хана в бегство, а красавицу, дочь ханскую, захваченную в плен, взял к себе наложницей и, обогащенный добычей, 7-го августа, разбил один из учугов (место рыболовли) волжских, принадлежавший митрополиту астраханскому, а затем, ограбив персидскую бусу (судно) на море, заложил стан на острове Четырех Бугров, в устьях Волги. Воевода астраханский, князь Иван Семенович Прозоровский, выслал против Разина своего товарища, князя Сем. Ив. Львова, на 37 стругах. Завидя такую силу, Разин ушел в море, был преследуем князем Львовым 20 верст и, настигнутый, принял милостивую грамоту царскую, обещал добить челом государю, сдать награбленное казенное имущество, все пушки, и возвратиться на Дон, явился лично в астраханскую приказную избу, положил там, в знак послушания, свой бунчук, пил и гулял с воеводами астраханскими, не упускавшими случая поживляться от него персидской добычей, и, 4-го сентября, отправился на Дон, по пути к которому, в Царицыне, Разин велел «оттрепать бороду» воеводе Унковскому за разные притеснения донских покупщиков царицынской соли. На Дону, Разин, выбрав место между станицами Ведерниковской и Кагальницкой, устроил земляной городок Кагальник, к которому направил силой торговлю, сосредоточившуюся прежде в Черкасске, за все платы честно торговцам, не трогал никого, но повелительно являлся в Черкасске, где, на Фоминой неделе 1670 г., велел утопить жильца 133) Евдокимова, привезшего из Москвы царскую грамоту, причем заметил грозно Корнилу Яковлеву, атаману войска донского и своему крестному отцу: «Владей своим войском, а я буду владеть своим». В мае, Разин поднялся Доном к Паншину, погромил калмыков, кочевавших между Доном и Волгой, приплыл Волгой к Царицыну, взял его, а воеводу утопил и, после месячного пребывания в Царицыне, продолжал плавание к Черному Яру, где встретил флотилию князя Сем. Ив. Львова, высланную из Астрахани против мятежников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

— Люди, которые приходят крестить своего ребенка или венчаться, не против, чтобы таинство совершал неопытный священник? — Возражений у нас никогда не было. Кроме того, если новорукоположенный не имеет достаточно знаний, он сначала в течение определенного периода времени сослужит более опытному клирику, смотрит на все со стороны. Конечно, многое зависит от предшествующего опыта человека. В течение первой недели мы смотрим, понимает ли он, как схватывает суть — быстро или ему нужна «раскачка». Уровень подготовки ставленников, которые сейчас приходят к нам, разный. От очень хорошо подготовленных, которые буквально за три дня все осваивают, хорошо знают служебник и готовы показать свои знания на практике, до тех, кто с трудом ориентируется в своих новых обязанностях. — Но ведь молодой священник после духовных школ уже должен знать литургику на определенном уровне? — По моему мнению, раньше, когда семинария была средним учебным заведением, там давали более серьезную подготовку именно к совершению богослужения. Например, у нас литургику, а также предмет «Практическое руководство для пастырей» преподавал будущий митрополит Астраханский и Камызякский Иона , который тогда был благочинным Покровского академического храма. На уроках мы в основном занимались практическими вопросами, можно сказать, что по ним нас прямо «натаскивали». Преподаватель добивался, чтобы мы усвоили порядок богослужения, и то, что он нам привил и объяснил, до сих пор держится в голове. Да, мы мало занимались вопросами истории богослужения. Зато, когда пришли служить, все нам было знакомо и понятно. Сейчас в семинариях главный акцент делается на науке, языках и других предметах. И мы замечаем, что не все семинаристы считают важным уделять достаточное время практической литургике. Но помимо знаний, полученных в духовных школах, сегодня существует еще и особая подготовка перед хиротонией. Эти обязанности распределены по викариатствам. Где-то более серьезно к этому подходят, где-то менее, и, к сожалению, слабая подготовка всегда очень ­заметна.

http://patriarchia.ru/db/text/5242367.ht...

Послание Святейшего Патриарха Тихона о каноническом осуждении, запрещении в священнослужении и предании церковному суду главных деятелей обновленческого раскола Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о пересмотре дела бывшего архиепископа Владимира [Путяты] 29.04(12.05).1924. «Поручение», данное Святейшим Патриархом Тихоном обновленческому «епископу» Николаю [Соловью], отбывающему за границу Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном заявлении лидера «Живой Церкви» протопресвитера В. Д. Красницкого позднее 08(21).05.1924. Послание Святейшего Патриарха Тихона по поводу организации административных органов Высшего Церковного Управления и Епархиальных Советов на местах Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об образовании высших органов церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета – со включением в состав последнего протопресвитера В. Д. Красницкого и др. 13(26).05.1924. 346. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о назначении Преосвященного Мензелинского, викария Уфимской епархии, Иринея [Шульмина] епископом Малмыжским, викарием Сарапульской епархии 244. Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Варшавскому Дионисию [Валединскому] по вопросу об «автокефалии» Православной церкви в Польше 438. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном прошении причтов и представителей приходов гомельских городских церквей Заявление Святейшего Патриарха Тихона членам делегации астраханских мирян в связи с подачей последними жалобы во ВЦИК об отобрании местными административными властями православных храмов Ответное послание Святейшего Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Григорию 7 по вопросу о внутрицерковных делах в России 410. Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о прекращении работы Патриаршего Священного Синода ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа церковного управления 523. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о прекращении организации при нем Высшего Церковного Управления, положенная на адресе Елисаветградского духовенства «Беседа с Тихоном» («К примирению Тихона с Красницким») 1924.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

121 (...Снегирев Вячеслав, IV курса... Смирнов Александр Стефанович... Дорошевский Феодор, II курса... – Снегирев Вячеслав Владимирович (25.03.1878–?) – выпускник МДА, кандидат богословия. Родился в семье священника Троицкой соборной церкви г. Покрова Владимирской губернии. Окончил Вифанскую ДС (1898), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1902). 08.08.1902 г. определен помощником инспектора во Владимирскую ДС. См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3896. Личное дело студента МДАВ. В. Снегирева. Смирнов Александр Стефанович (21.04.1878–?) – выпускник МДА, кандидат богословия. Родился в семье священника Златоустовской церкви г. Костромы. Окончил Костромскую ДС (1899), затем – МДА в звании действительного студента (1903). С 21.08.1903 г. помощник инспектора в Кутаисской ДС. 27.09.1903 г. утвержден в степени кандидата богословия. См.:ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3799. Личное дело студента МДА А. С. Смирнова . Дорошевский Федор Алексеевич (11.03.1879–?) – выпускник МДА, кандидат богословия. Родился в семье священника с. Новая Меловатка Богучарского уезда Воронежской губернии. Окончил Воронежскую ДС (1900), решением Правления Семинарии направлен в МДА. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1904); определен учителем географии и гражданской истории в Пензенском епархиальном женском училище. См.: ЦИАМ. Ф. 229.Оп. 4. Д. 965. Личное дело студента МДА Ф.А. Дорошевского.) 122 (...студент IV курса Бурцев... – Бурцев Александр Кондратьевич (01.06.1878 – после 1942) – выпускник МДА, кандидат богословия. Родился в семье священника с. Покровское на Плаве Чернского уезда Тульской губернии. В 1893 г. поступил в Тульскую ДС, после 5-го класса в августе 1897 г. переведен по прошению в Астраханскую ДС, которую закончил в 1898 г. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1902). С 17.10.1902 г. преподаватель физики и математики в Олонецкой ДС. С 1917 г. учитель физики и математики в 1-й школе II ступени Петрозаводска. С 1921 г. учитель физики и математики в 1-й средней школе Петрозаводска. С 1941 г. учитель математикии физики в Шунгской средней школе. С февраля 1942 г. учитель математики и физики в средней школе г. Кемь. Об А.К. Бурцеве см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 485. Личное дело студента МДА А.К. Бурцева; электр. ресурс: http://gov.karelia.ru/)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Из Консистории стали поговаривать: “Владыка, по своему смирению, распустит духовенство!” Но духовенство почувствовало благодатное влияние владыки, стало исправляться гораздо лучше, чем от грозного консисторского приказа. 3 . Жизнь владыки была строго подвижническая: питался он простой пищей, по уставу монашескому. Спал он не на перине, а на войлочной кошме 314 ; а в головах было что–то твердое, зашитое в материю. А о его молитвенном бдении знали только одни стены его келии. В обращении он был тих. Пальцы его левой руки всегда перебирали узелки чёток. Лицо было – матовое, постническое, задумчивое. 4 . В нижнем этаже, под покоем владыки, была столовая для неимущих, не только духовного звания, но и всех нуждающихся. Все дети причетников – и в семинариях, и в духовном училище – не были забыты владыкой: все получили потребное для жизни и учения. А женское епархиальное училище ждало владыку, как Святой Пасхи. Такое было необъятное, любящее сердце владыки Феофана. 5 . И так владыка–подвижник, как яркая звезда, прожил в Астрахани около двух лет. Наступил март 1913 года; и стали носиться слухи, что владыку переводят в город Полтаву. Причина: якобы сырой астраханский климат вреден для здоровья владыки Феофана. К сожалению, слухи оправдались: настал печальный день отъезда владыки. Вот здесь–то, на проводах владыки, и выяснилась жизнь владыки–аскета! Вся разноплеменная вышла провожать его: не только православные, но и татары, и армяне, и даже евреи. Это были те, кто получал поддержку от владыки. Вся привокзальная площадь была занята. 6 . Астраханские епископы получали порядочную сумму за сдачу в аренду рыболовных вод – до 45 тысяч в год. А в день отъезда владыки в архиерейской не оказалось той суммы, чтобы купить проездной билет до Полтавы! .. И город купил билет для проезда Владыки Феофана. (Курсив – автора письма. – М. В.) ... И после долго, долго чувствовалось духовное влияние архипастыря–подвижника на духовенство астраханское... 7 . Скажу о себе: владыка Феофан, назначив меня к посвящению во священника, в 1913 году 15 марта, милостиво, как родной отец, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010