Степан молчал. Вроде не слышал. — Я, мол: не кланяться б нам теперь воеводе! Хозяева-то мы получаемся, не воеводы. Тимофеич!.. Степан еще больше сощурил глаза. Наверно, Степан был счастлив. Он был рад. — Дай срок, Ваня, — сказал он негромко. — Не егозись пока. Может, пошлем, не теперь только. А охота послать-то? — Степан глянул на первого есаула и засмеялся. Народ ликовал на всем пути разинцев. Даже кто притерпелся и отупел в рабстве и не зовет свою жизнь позором, кому и стон-то в горло забили, все, с малолетства клейменные, вечно бесправные, и они истинно радуются, когда видят того, кто ногами попрал страх и рабство. Они-то и радуются! Любит народ вождей смелых, добрых. Слава Разина бежала впереди него. В нем и любили ту захороненную надежду свою на счастье, на светлое воскресение; надежду эту не могут, оказывается, вовсе убить ни самые изощренные, ни самые что ни на есть тупые владыки этого мира. Народ сам избирает себе кумира — чтобы любить, а не бояться. С полсотни казаков вошли с Разиным в Кремль, остальные остались за стенами. 7 Чтоб подействовать на гордого атамана еще и страхом Божьим, встречу с ним астраханские власти наметили в домашней церкви митрополита. Так надоумил митрополит. — Знамо, он — подлец отпетый, — сказал митрополит, — но все же… крестили же его! Тут мы его лучше проймем. Перед небольшим алтарем стоял длинный стол, за ним восседали: князь Иван Прозоровский, князь Михайло Прозоровский, князь Семен Львов, дьяк, подьячий, митрополит, голова стрелецкий Иван Красулин, еще пять-шесть приказных — всего человек двенадцать-тринадцать. — Э!.. — сказал Степан, входя в церковку и снимая шапку. — Я в Соловцах видал: вот так же на большой иконе рисовано. Кто же из вас Исус-то? Разин, еще молодым человеком не раз ходивший послом к калмыкам — склонять тайшей против крымцев (при этом сперва надо было раззудить до визга давнюю злобу калмыков к Малому Ногаю, а уж через Малый Ногай направить эту злобу на Крым), бывший в «головщиках» крупных отрядов в войне с тем же Крымом, к тридцати годам повидавший Азов, Астрахань, Москву, Соловки… Этот самый Разин, оказываясь перед лицом власть имущих (особенно когда видели казаки), такого иногда дурака ломал, так дерзко, зло и упорно стоял на своем, что казалось, — уж и не надо бы так. Не узнавали умного, хитрого Стеньку, даже опасались: этак и до беды скоро. Наверно же многоопытный атаман понимал потом, что вредит себе подобными самозабвенными выхлестами, но ничего не мог с собой сделать: как видел какого властителя (с Москвы на Дон присылаемых или своих, вроде Корнея), да еще важного, строгого, так его прямо как бес в спину толкал: надо было обязательно уесть этого важного, строгого.

http://azbyka.ru/fiction/ya-prishel-dat-...

Перед началом конференции состоялась беседа с журналистами, в которой приняли участие митрополит Кирилл, О.В. Васнецов, архиепископ Михаил, К.А. Маркелов, а также председатель Объединения памяти лейб-гвардии казачьего Его Величества полка В.Н. Греков. Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Казачье зарубежье. 1917-2017: уроки столетия». Участники обсудили такие темы, как «Революционные трансформации в России и их последствия», «Сохранение духа и идеалов казачества в вынужденной эмиграции», «Формирование феномена " Русское зарубежье " », «Пути и перспективы развития современного казачества», «Соработничество Русской Православной Церкви и казачества: опыт и перспективы развития» и др. Митрополит Кирилл открыл заседание чтением молитвы на начало всякого доброго дела, после чего участники конференции спели гимн России. Затем артисты ансамбля и кадеты исполнили гимн Всевеликого войска Донского и гимн Астраханского казачества. Митрополит Кирилл, приветствуя собравшихся, поблагодарил министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова и других сотрудников МИД за поддержку казачьего форума в Париже и предоставленную возможность собраться в Русском духовно-культурном православном центре. II Международная научно-практическая конференция стала первым в истории Центра крупным мероприятием Русской Православной Церкви и ее соработников после его освящения 4 декабря 2016 года Святейшим Патриархом Кириллом. После выступления А.И. Студенникова, советника-посланника Посольства Российской Федерации во Франции, отметившего возросшее влияние соработничества Церкви и казачества, митрополит Кирилл зачитал участникам конференции приветствие представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе РФ, председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества А.Д. Беглова. Следующий докладчик, директор ДСПО МИД России О.В. Васнецов, указал на результаты работы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством по сплочению казаков в России и за рубежом вокруг Русской Православной Церкви. «Несмотря на чудовищный социальный эксперимент в России в XX веке, казачество выжило, сохранило свою самобытность и хочет быть полезным современному обществу», — отметил выступавший.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4813739...

Архив Пн Митрополит Ставропольский Кирилл принял участие в IV Всероссийском слете казачьей молодежи 30 сентября 2023 г. 15:38 26-30 сентября в Астрахани прошел IV Всероссийский слет казачьей молодежи. Мероприятие было организовано Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) при поддержке Синодального комитета по взаимодействию с казачеством , Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Правительства Астраханской области, федеральных и региональных органов власти. На слет прибыли 150 молодых казаков и казачек из разных регионов России. В форуме принял участие председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . В дни проведения слета митрополит Кирилл совершил таинство венчания казачьей пары, свидетелями которого стали другие участники форума. Совершение таинства венчания на полях слета становится доброй традицией. В прошлом году во время III Всероссийского слета казачьей молодежи в Калининграде также состоялось венчание казака и казачки из числа делегатов слета. В рамках форума прошла встреча митрополита Кирилла с представителями казачьей молодежи. Архиерей рассказал о духовных основах жизни казака. По мнению владыки Кирилла, в настоящее время казачество становится оплотом патриотизма, защиты традиционных духовно-нравственных ценностей и самоотверженного служения Родине, и для казачьей молодежи крайне важно не потерять себя в мире, полном искушений. «Что толкает людей отдать свою жизнь? Кто-то верующий человек, религиозный. Но ведь кто-то — нет. В первую очередь толкает вера в бессмертие. Это реально дает возможность человеку отдать свою жизнь. Кто не верит в бессмертие, тот сбежит, будет плохо воевать, скрываться за спинами других, может, даже предавать, сбежит из страны. Про одного скажут, что он бесшабашен, а про другого, что воюет за семью. Но все-таки в основе такой решимости — вера в бессмертие. Человек создан Богом для бессмертия», — сказал, в частности, митрополит Кирилл. В ходе встречи ее участники могли задать вопросы архиерею.

http://patriarchia.ru/db/text/6064023.ht...

Необходимость учреждения митрополий вызывается также желанием объединения особых мероприятий, которые проводятся в разных территориях империи по распространению Христовой веры и охранению прав православия. Да и вообще местные условия выдвигают особые задачи, разрешение которых ближе всего заинтересовывает или озабочивает лишь ближайших соседних епископов, часто требуя притом скорейшего исполнения. Кроме того, компетентность, осведомлённость архипастырей данного округа, несомненно, выше, нежели вообще всех прочих, за отдалённостью не могущих знать местных нужд и настроения жителей. Б) Митрополии с их предполагаемыми областными соборами вовсе не являются совершенными автономиями. За исключением дел «второстепенной важности» и мероприятий, касающихся интересов местной Церкви, – во всём остальном, а главное в полной иерархической субординации, митрополит будет состоять в зависимости от центрального духовного начальства, будет ли то патриарх или, как ныне, Святейший Синод. Затем, нынешнее время есть, несомненно, время всеобщей децентрализации, и – насколько можно судить издалека – Императорское Правительство не видит в этом особой опасности. Не только остаются в разных местах генерал-губернаторы с весьма большими полномочиями и пределами власти, но даже учреждаются целые наместничества с присвоением их начальникам обширнейших прав во всех областях государственного управления. Можно полагать, что и областные митрополии (хотя бы и на окраинах) не представят угрозы государственному единству и целостности Российской империи. В) Права, преимущества и круг деятельности областных митрополитов должны быть теми, какими известны из истории христианской Церкви – в том виде, как определились они к концу соборного периода по различным каноническим определениям (главнейшие из них следующие: Апост. 34-е; I Всел. Соб. 6-е; Антиох. 9-е; Лаод. 57-е; IV Всел. Соб. 25-е; I Всел. Соб. 4-е; IV Всел. Соб. 28-е; Антиох. 19-е; Апост. 37-е; Антиох. 20-е; IV Всел. Соб. 19-е; VI Всел. Соб. 8-е; Антиох. 16-е; IV Всел. Соб. 9-е; Сард. 14-е; Карф. 28-е, 37-е, 139-е; Антиох. 14-е и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г) Согласно указаниям Церковной истории и многочисленным каноническим определениям (например IV Всел. Соб. 17-е пр.; VI Всел. Соб. 38-е пр.), при решении вопроса о том, где должны быть митрополии, должно руководиться, во-первых, гражданским делением государства (древние диоцезы, нынешние генерал-губернаторства и подобные им административные единицы), а во-вторых – сравнительной древностью и авторитетом епископии. По нужде, как было и прежде, так могут быть сделаны и теперь некоторые отступления. Сообразуясь с такой точкой зрения, деление российской Церкви на округа можно предположить в таком виде: 1) Митрополия Московская 90 включающая в себя епархии коренного великорусского центра: Московскую, Владимирскую, Рязанскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую. 2) Митрополия Киевская 91 обнимающая епископии с малорусским (преимущественно) населением: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую и Воронежскую. 3) Митрополия С.-Петербургская 92 , обнимающая северо-запад и север европейской России со включением Финляндии (по малочисленности её православного элемента), т. е. епархии: С.-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, Рижскую, Архангельскую, Вологодскую и Финляндскую. 4) Митрополия Новороссийская (Одесса), включающая в свой район край степной европейской России, т. е. епархии: Херсонско-Одесскую, Таврическую, Екатеринославскую, Кишиневскую и Донскую. 5) Митрополия Виленская с губерниями Белорусско-Литовского края и русской Польши, которая, подобно Финляндии, имеет особого генерал-губернатора, но по тем же соображениям не имеет основания для особой митрополии. Сюда должны войти епархии: Литовско-Виленская, Полоцко-Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, Варшавская и Холмская. 6) Митрополия Кавказская в приблизительном объёме нынешнего экзархата, т. е. епископий: Карталинско-Кахетинской, Гурийско-Мингрельской, Имеретинской, Сухумской (Горийской, Алавердской) и Владикавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гетман Брюховецкий в воззвании к казакам в апреле 1668 г. объяснил причину заточения Никона и давал свою ему характеристику. «Бояре бо Московские раззоренных вспомогаючи ляхов, 14 миллионов денег дали и дружбу, которую с ними вечно присягою установили не для чего иного, мне мнитца, токмо хотя выбитца из под царской руки, чтобы могли, аки в Польше ляцким побитом и городами владети: в Польше бо сенатори все королями, а одного за господина быти мало разумеют; того ради всех неповинных людей и начальника Богом данного к нищете и хлопотам приводят. Яко и сего времени те Московские царики на нас бедных невинных, которые ему были добровольно без насилия поддалися, не для чего иного, токмо ведаючи его, православного Царя, но бояр безбожная мучительная злоба усоветовала присвоити себе в вечную кабалу и неволю… верховнейшего пастыря своего св. Отца Патриарха, который их к доброму делу, яко пастырь провождал, они же не яко овцы пастыреви были, но его свершили, егда не хотя послушными заповеди его быти, который поучал, чтобы имети милость и любовь к ближним, к братии своей се есть к убогим и мирским людям (намек на бунты 1649 и 1662 г.), за таковое его глаголание в заточение отдали, чтобы больше их к доброму делу не наставлял и к тому Св. Отец наставливал их, чтобы чином христианским, а не поганским учреждалися, наипаче дабы не присовокуплялися к латинской ереси, которая много Православию святому вредит». (Акты, относящиеся к Истории Южной и Западной России VII, 61). Память о незаслуженности расправы с Никоном сохранилась, и время от времени о себе напоминала. Так, во время Астраханского бунта, в 1670 г. 11 мая мятежная толпа позвала из Церкви Митрополита Иосифа во время проскомидии. Он облачился и велел звонить в колокола и вышел к толпе. Казак Мирон сказал, что они православные, и не могут наложить рук на такой священный сан, но его тотчас убили и велели священникам разоблачить Митрополита. Низвергая его, кричали: «он не затруднялся низвергнуть даже своего Патриарха Никона » (P.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Архимандрит Мисаил, с приложением копии с оставленной капралом инструкции донес о странном распоряжении Преосвященному Иннокентию, и просил указать, как бы Селенгинскому монастырю не платить двойных денег. Показалось ли распоряжение Митрополита Святителю Иннокентию неприличным до не возможности отвечать на оное, или предоставил он решить этот спор времени, так как с часу на час ожидал от Св. Синода разрешений на свои представления, между прочими и о новом разграничении и Епархий: только на известие архимандрита Мисаила ни какой резолюции не видим. Назначение содержания Иркутскому архиерею, и новое разграничение епархий Встретившие Епископа Иннокентия Кульчицкого по принятии Иркутской Епархии трудности в прожитии, как то: неимение в Епархиальном городе дома и едва выпрошенное право на временную квартиру, отказ в жалованье, – ничтожность узаконенных сборов с крошечной Паствы, и наконец вмешательство в управление и этою паствою Тобольского Митрополита, вынудили Его обратиться к покровительству Святейшего Синода. А для лучшего успеха в деле, по условиям тогдашнего времени, вместе с представлениями отправлены были в столицу доверенные от Епархии, служивший некогда при Дворе царевны Наталии Алексеевны, взятый Епископом Иннокентием из Сергиевской Лавры, и привезенный в Иркутск, Герасим Кириллов Лебратовский, да хорошо ознакомленный с сибирскою местностию, по давнему пребыванию здесь, писчик Архиерейского Приказа Артемон Шляков. Посланные снабжены на дорогу из последнего, достояния Святителя 300 рублями, некоторыми вещами и уполномочением, в случае недостатка всего этого на расходы, сделать в Москве заем. Святейший Синод, приняв от Лебратовского представления Иркутского Епископа Иннокентия, приказал навести справки о содержании архиереев в Астрахани и в Сибири, а от Шлякова взял сведения о расстояниях Илимска, Киренска и Якутска от Иркутска и от Тобольска, и удивленный несообразностию прежнего разграничения Тобольской и новооткрытой Иркутской Епархий, сделанного Митрополитом Антонием, определил: 1.) Епископу Иннокентию Кульчицкому выдать жалованье за 1727 год по окладу пекинскому; 2.) Впредь Иркутскому архиерею по примеру Астраханского, производить на содержание денежного жалованья в год 506 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приходилось иногда злоупотреблять терпением и выключать все электрические пробки. Представьте, свет погас, и я спокойненько ушла спать. Владыка не трогает. Вот я бы точно позвонила или постучала: «Ну-ка немедленно вызывай мастера!» Утром открываю дверь, чтобы его разбудить, и чувствую — пахнет свечами. Он сидел, работал и не сделал мне ни единого замечания. Вот это любовь, вот это милосердие… Однажды снова смотрю — он еле живой. На этот раз я и свечи все спрятала, даже украшающие. Владыка потерпел полчасика, а потом не выдержал: «Немедленно включай свет. Немедленно». Что оставалось делать? У него не было никаких отпусков или выходных, для него отпуск — это послушание в церкви. Единственное, по требованию Патриарха Пимена и врачей он на десять дней уезжал лечиться в больницу. Первые полтора-два дня отсыпался, потому что было полное переутомление, а потом снова принимался за работу. Чем человек более воспитан, тем он более скромный. В жизни владыка был очень простым, хотя происходил из настоящего дворянского рода, этот титул Вахромеевым пожаловал император.  Он родился в 1935 году в Москве, в его послевоенном детстве самой любимой игрой был футбол: но гоняли не мяч, а консервную банку. Когда детей звали обедать, мальчикам, его друзьям, не полагалось садиться за один стол с людьми дворянского сословия, их кормили теми же блюдами, но отдельно в другой комнате. И владыку это всегда очень коробило. Став архиереем, он обязательно приглашал к столу всех — и водителя, и сторожа, и дворника. Он показывал, что для него нет людей выше или ниже рангом, все дети Божьи. Он ребенку поцелует ручку, бабушку обнимет, нищему даст копейку, за обиженного заступится… Как-то мы говорили с его сестрой Ольгой Варфоломеевной, она рассказала, как их семья прятала гонимого астраханского епископа Федора. «Береги! Береги! Ты золотой сосуд носишь под сердцем. Будет великий перед Господом», — кивнул он маме будущего митрополита Филарета, когда она носила его под своим сердцем. Блаженная Валентина Минская еще в 60-х годах предсказывала: «Придет в Белоруссию такой черный, — а у него тогда была действительно черная борода, ему ведь всего-то 43 года исполнилось, когда он здесь оказался. — Придет, столько сделает! Храмы, монастыри откроет, поднимет всю православную Белую Русь на высоту духовную, а потом…» — и закрыла глаза. Ничего не сказала больше.

http://pravmir.ru/vladyka-mozhno-s-vami-...

240 В другом Архангельском чине сказано: «Благоверному и благочестивому и христолюбивому самодержавнейшему великому Государю нашему, венчанному и превознесенному, отцу отечества, Петру Великому Императору и Самодержцу Всероссийскому, Его Цесарскому Величеству, Московскому, Киевскому, Владимирскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Царю Сибирскому, Государю Московскому и Великому Князю Смоленскому, Князю Эстляндскому, Лифляндскому, Корельскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и Великому Князю Новагорода низовския земли, Черниговскому, Рязанскому, Ростовскому, Ярославскому, Белозесрскому, Удорскому, Обдорскому, Кондинскому и всея северныя страны повелителю и Государю Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинская земли, Черкаских и Горских князей, и иных наследному Государю и обладателю. Подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же, спасение и во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани его на многа лета». 241 До 1731 года нынешняя Архангельская епархия называлась: Холмогорскою и Важскою, а чины православия, называемые нами Архангельскими, собственно были Холмогорскими. Но так как на одном чине указано, что он «из Архангелика», т.е. оттуда прислан в 1763 году в Синод, и «вечная память» в нем возглашалась уже епископу Архангельскому Герману, то для ясности называем чины Архангельскими. 242 В другом Архангельском чине слова отого многолетия «за веру» до слов «даже до крове» очерчены киноварью и на поле .листа киноварью же написано: «в печатных нет». 243 Слова о Иоанне Васильевиче в рукописи зачеркнуты и написано вместо них друтой рукой и другими чернилами: «Михаилу Феодоровичу». В рукописи зачеркнуто «архиепископу» и написано «митрополиту Киприану». 245 На поле написано рукой другой: «перенесть, и после царицы по порядку написать, потом царевичу и царевне, а потом митрополиту». 247 Зачеркнуто и панисапо: «благоверной и благородной и великой княжне Ирине Михайловне, много лета».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На поставлении его были митрополит рязанский Стефан, ростовский Димитрий и грек Парфений, м. Лаодикийский, экзарх Фригии. 1051 В бытность свою в Москве, Димитрий был свидетелем многих важных событий. Войска потерпели Нарвское поражение, для литья пушек была отобрана четвертая часть колоколов, 1052 в Москву было прислано злое сочинение Корба о стрелецких казнях, 18 июня был страшный пожар в Москве, когда сгорел Кремль и до 2000 домов; с декабря введено немецкое платье; 1 января 1702 г. праздновали Эрестферскую победу. С другой стороны и в жизни духовенства происходили важные реформы. 16 декабря уничтожен патриарший разряд. В январе 1701 года было указано произвести опись монастырей, не держать лишних бельцов, отобрать бумагу и чернила из келий монахов. В феврале был учрежден монастырский приказ, начальником коего сделан старик астраханский воевода Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. В марте были отданы на откуп оброчные статьи в вотчинах патриарших, архиерейских и монастырских и запрещено было меняться землями с помещиками. В декабре были отняты монастырские вотчины, назначены денежные и хлебные оклады монахам, а остальные доходы должны были поступать в монастырский приказ. 1053 Проповеди, произнесенные святителем за время с февраля 1701 по февраль 1702 г., носят на себе, хотя и очень слабый, отпечаток своевременности. 1054 Во время Шведской войны, тяжелого жития после Нарвского поражения, среди общей тревоги и безденежья, речь Димитрия указывает на необходимость испытаний и труда для будущих успехов и на силу молитвы. Существуют разные псевдополитики, (кальвинисты?), указывающие на то, что все предопределено, и что нечего уже молиться о решенном, но сам Спаситель сказал: просите и дастся вам. Как отец иногда бросает деньги нарочно на землю пред своим детищем, чтобы тот, ища их и найдя, сильнее обрадовался и похвалился пред отцом, так и Бог велит нам снискивать уготованные им дары трудом и молитвою. 1055 Молитва удерживает руки Самого Всесильного, простершего их на отмщение грешников, и кто изочтет силу и действие святой молитвы явленные и являемые на врагов видимых? 1056 Всегда надо молиться, но особенно во время нужды, «во время начинания какого труднаго, каково есть дело воинское: тут надобно силы, надобно сердца, надобно защищения и покрова!» Не одним воинам, но и прочим чинам подобает поднимать руки к Богу, подобно Моисею, «да преодолеют добрии воины стены градов неприятельских, неправедно держимых».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010