Царя Небеснаго, Господа Иисуса, кротости подражая, добрыми делы зло побеждал еси, богоблаженне Иосифе. Сам бо ризы своя совлекл еси пред беззаконными и, во власянице (суконной одежде) пред ними представ, на мучения веден был еси. Таковое незлобие твое зряще, сице тебе вопием: Радуйся, священномучениче, огнем на земли опаленный, пламени вечнаго избавленный; Радуйся, ум и сердце твое посреде огненнаго мучения ко Господу устремивший. Радуйся, подобно отроком Вавилонским, во огни палимый, взывал еси: «Боже, благословен еси»; Радуйся, со онеми отроки и всеми святыми ликовствуеши ныне во Царствии Небеснем. Радуйся, кроткому Иисусу поревновавый; Радуйся, Того благодатию незлобие стяжавый. Радуйся, землю бо кротких наследовавый; Радуйся, смирения ради Самим Господом возвеличенный. Радуйся, незлобию и любви нас научающий; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже. Кондак 11 Пение немолчное совершая у святей раце мощей твоих, святителю Иосифе, покаяния молитвы за безумие отцов наших приносим, слезно глаголя: «Господи, даруй им прощение молитвами священномученика Твоего», да всегда прославляюще милосердие Божие, поют: Аллилуиа. Икос 11 Свет невещественный видеша люди на месте, идеже от падения со стены града смерть от беззаконных приял еси, святителю Иосифе, просвети убо молитвами твоими и нас, в пучине греха погибающих, да благодарно вопием ти: Радуйся, веру, надежду и любовь даже до конца сохранивый; Радуйся, светильниче многосветлый, светом истиннаго богопознания нас озаривый. Радуйся, луче солнца правды, теплотою Божественныя любве души наша согревающий; Радуйся, бисере честный, сиянием небесныя славы сердца наша увеселивый. Радуйся, каменю драгий, страну поволжскую украсивый; Радуйся, бездну милосердия Божия нам призывающий. Радуйся, священномучениче, люди земли поволжстей не забывающий; Радуйся, в молитвах с нами всегда пребывающий. Радуйся, за Господа распятаго опаленный, изъязвленный и убиенный; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже. Кондак 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии: (Житие и подвиги первого архиепископа астраханского Феодосия) Источник Во второй половине наступающего мая месяца Астраханская епархия, с разрешения Св. Синода, торжественно празднует трехсотлетие своего существования. Несмотря на то, что до этого знаменательного юбилея остается всего несколько недель, местные историки, поседевшие в изыскании прошлых судеб своего родного края и с замечательною любовью и добросовестностью немало потратившие усилий для точного установления хронологических дат в событиях его, хотя и важных, но покрытых забвением отдаленного прошедшего, все еще не могут успокоиться и примириться с официально установленными датами для предстоящих юбилейных празднеств. По их мнению, ни 1902 год, ни тем более 1903 год не могут считаться юбилейными в истории Астраханской епархии. По завоевании Астраханского царства царем Иваном Васильевичем Грозным и после покорения в 1557 году Астрахани, все низовье Поволжья в духовном отношении было подчинено казанскому архиерею. В настоящее время, если с положительностью и нельзя утверждать, что первые святители казанской епархии свв. Гурий (1555–1564), Герман (1564–1568) и др., в титуле своем именовались астраханскими архиепископами, то уже достоверно известно, что знаменитый Гермоген, в последствии патриарх московский, официально назывался «митрополитом казанским и астораханским». 1 Титул этот убедительным образом свидетельствует о том, что до начала XVII столетия Астраханская епархия самостоятельного значения не имела. С какого же времени следует начинать историю самостоятельного независимого существования этой епархии? Вот вопрос, который естественно, сам собою, напрашивается на решение, в виду предстоящих юбилейных празднеств. К глубокому сожалению, категорическое решение этого вопроса едва ли возможно даже и в отдаленном будущем, в виду того, что исторические документы начала XVII столетия большею частью погибли в московских пожарах в смутную эпоху нашего отечества. В распоряжении историков имеются данные мало надежные, а поэтому и мнения по занимающему нас вопросу в исторической литературе существуют весьма различные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Видя тщетность своих усилий и безразличие венецианских греков, он неоднократно заявлял о своей отставке, ждал разрешения ситуации, несмотря на отсутствие средств и возможности далее оставаться в Лейпциге. Н. был непоколебим в своем отказе вступить на Венецианскую землю до получения общиной независимости от папы Римского, т. к. приезд в качестве епископа до решения этого вопроса ставил бы Н. перед необходимостью принятия унии. В итоге в нояб. 1775 г. Н. уже в Яссах заявил венецианской общине о своем окончательном отказе и отправил краткое письмо об отречении патриарху К-польскому Софронию II . Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Кон. XVIII в. (после 1797 г.) (ЦАК МДА) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Кон. XVIII в. (после 1797 г.) (ЦАК МДА) В 1773 г. Н. оставил Лейпциг и весной 1774 г. переехал в Вену, затем, в сент. того же года,- из Вены в Пожонь (ныне Братислава), а летом 1775 г.- в Яссы, где по приглашению Григоре Гики (в то время господаря Молдавии), митрополита Ясского и вельмож возглавил господарскую школу: занимал должность схоларха (ректора), а также преподавал математику и геометрию. Примерно через год Н. был вынужден оставить эту должность. Как полагают исследователи, методы его преподавания, а также предметы, включенные в школьную программу (математика, физика и география на базе новых научных знаний), вызвали многочисленные возражения. В письмах Н. нет сведений, позволяющих подтвердить это предположение, из них известно, что он практически не имел средств к существованию. Обещанные при вступлении в должность блага Н. так и не получил, влиятельные лица, дававшие обещания, прикрывались его именем в своих целях и присваивали школьные деньги. Также Н. писал о плачевном духовном состоянии греков, проживавших в Яссах, об их ежегодном участии в неких нечестивых праздниках, а позже в качестве др. причины, приведшей к его отъезду, называл угрозы от турок Григоре Гике и его окружению. Современники и биографы Н. утверждали, что его отъезд из Ясс был тайным и внезапным, но сам Н. упоминал о полученном от господаря разрешении, о выданных отпустительных паспортах и о том, что весь город знал, куда, когда и с кем он отправлялся. Первый отъезд Н. в Германию с врачом Феодоракисом не состоялся потому, что его остановил Гика, которому Н. сообщил о своем твердом намерении уехать. Через 20 дней, 30 июля 1776 г., он действительно покинул город тайно, ночью. До кон. окт. 1776 г. Н. переезжал с места на место, не находя себе пристанища. В итоге он решил принять предложение Евгения (Булгариса), своего близкого друга и соотечественника, к-рый приглашал его в Россию еще в окт. 1775 г., и вместе с 3 архимандритами отправился туда.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Первая сессия конференции началась с доклада митрополита Батумского и Лазского Димитрия на тему российско-грузинских отношений. С докладами также выступили: доктор исторических наук, руководитель Центра истории народов России и национальных взаимоотношений Института российской истории РАН В.В. Трепавлов («Геополитика и миграция: Россия в судьбах грузинской элиты XVIII в.»); доктор исторических наук, руководитель грузино-российского общественного центра при Институте международных отношений З. Абашидзе («Русско-грузинские отношения — православная традиция»); кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО М.А. Волхонский («Прах еси и в прах обратишися. Нужно быть смиренным»: жизнь и деятельность Вахтанга VI в России (1724-1737)»); кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории Астраханского государственного университета А.В. Сызранов («Грузинская диаспора в истории полиэтничной Астрахани»). На второй сессии выступили кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории и регионоведения Астраханского университета В.О. Кулаков («Региональные источники о пребывании грузинского царя Вахтанга VI и его родственников в Астрахани») и М.А. Волхонский («Посольство царя Теймураза II в Санкт-Петербург, 1760-1762 г.»). На завершающей, третьей сессии прозвучали доклад доктора исторических наук, академика Национальной академии наук Грузии Р. Метревели «Из истории изучения погребений грузинских царей в Астрахани» и доклад доктора исторических наук, заведующей Отделом антропологии Института истории и этнографии Грузии Л. Битадзе «О раскопках склепов царя Вахтанга VI и царя Теймураза II в Успенском соборе в Астрахани». В докладах и сообщениях конференции были затронуты не только темы, касающиеся жизни царей Вахтанга VI и Теймураза II в России, но и вообще вопросы истории контактов и взаимодействия России и Грузии на протяжении веков, роли Православной Церкви и священнослужителей в укреплении дружеских, добрососедских взаимоотношений двух стран.

http://patriarchia.ru/db/text/3672459.ht...

Что же касается до разорения персидских берегов, то ведь и русские терпели тоже от своевольства персидских подданных: почему же и персидским не потерпеть от русских? Казацкий поход был, в некотором смысле, возмездием; казаки доказывали это, приводя с собой освобожденных пленников. Только что перед возвратом Стеньки астраханские воеводы получили известие, что антиохийский патриарх, возвращаясь из Москвы через персидские владения, был ограблен в Шемахе тамошним ханом: хан отобрал у него разные драгоценности и выплатил по той цене, какую сам ему назначил. В Дербете другой хан ругался над русским гонцом и приказал ему отвести для помещения скотский загон; наконец, в Персии убили, в ссоре, родственника русского посланника, который умер с тоски от дурного с ним обращения. Некоторым образом Стенька отплачивал за оскорбления, нанесенные России, а Россия не нарушала согласия с Персией, сваливая разорение берегов ее на своевольных казаков. 242 Так приготовлялись астраханские воеводы встретить Стеньку и давно уже его ждали. Вдруг прибегают в Астрахань рабочие с митрополичьего учуга и объявляют о появлении казаков. Затем, вслед, явился в Астрахань персидский купец, хозяин ограбленной бусы. Прозоровский в тот же день отрядил своего товарища, князя Семена Ивановича Львова, с четырьмя тысячами вооруженных стрельцов, на тридцати шести стругах 243 . Семен Иванович поплыл скоро; он намеривался вступить с казаками и в бой, если нужно будет; но у него была царская милостивая грамота. Казаки, ограбив бусу, заложили стан на острове Четырех Бугров, при конце устья Волги. Место было очень удобное для защиты: остров высок, берега каменисты; кругом все обросло камышами; оставался один небольшой свободный вход для судов. Они ждали астраханцев и готовились поступить, как покажут обстоятельства. Будет возможно – решили они в круге – бой дадим, а если увидим, что не сладим – уберемся и пройдем по Куме домой, да еще отгоним лошадей у черкес, по дороге. Когда казаки завидели, что против них выплывает из Волги сильное войско, то снялись и убежали в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

вышла в свет и первая богослужебная книга на осетинском языке с применением грузинских литер. К ним лишь добавлялись знаки, свойственные осетинскому языку. Эта книга, вышедшая на основе грузинского алфавита, положила начало осетинскому книгопечатанию. Вслед за ней стали появляться и новые церковные книги, как об этом можно судить по челобитной архимандрита Григория, в которой он в 1767 г. писал Екатерине II: «...в прошлом 745 г. по просьбе бывшего в осетинской комиссии архимандрита Пахомия с братиею, по знанию моему азиатских четырех языков комиссии для способности призван... чего ради принужден был и нужда требовала – осетинский язык через два года научиться... и на осетинский язык некоторые духовные книги перевел». Новый начальник Осетинской духовной комиссии А. Лебедев уже нашел Моздокскую школу в обветшавшем и запущенном состоянии. Придавая большое значение этой осетинской миссионерской духовной школе, Екатерина II в рескрипте на имя Астраханского губернатора Якобия предписала восстановить пришедшее в негодность школьное здание, ибо «нет лучшего способа по обстоятельствам осетинцев и ингушевцев и прочих горцев учинить их прямыми христианами и к здешней стороне приверженным, как просвещением из них молодых людей». В результате Моздокская школа была благоустроена, что позволило увеличить число ее воспитанников. В школе теперь обучали детей русской и осетинской грамоте; чтению церковных книг и церковному пению. Часть воспитанников после окончания поступала в учрежденную в 1777 г. Астраханскую духовную семинарию. Уже в 1784 г. в ней обучалось девять учеников – осетин. Один из них стал священником в Нарском ущелье. В архивах Северной Осетии есть сведения, что в 1770 г. католикос Антон с разрешения Св. Синода открыл в самом Моздоке первую осетинскую типографию для напечатания богослужебных книг на осетинском языке. До этого книги печатались в типографии грузинского царя Ираклия II. В одном из рапортов Св. Синоду протопоп Афанасий Лебедев писал, что наличие в штате Осетинской духовной комиссии лишь четырех священников затрудняет обращение осетин в христианство. В результате в 1777 году последовал рескрипт Екатерины II на имя Астраханского губернатора Якобия, в которой повелевалось: «От Святейшего Синода Протопопу Осетинской комиссии дать наставление в том, чтоб он не считал исполненным звание и долг в торопливом сподоблении крещения, а старался бы внушить им силу Христианского учения, и руководствовать ко всякому благонравию; без чего крещение, диким людям преподаваемое, едва ли не может быть названо злоупотреблением из величайших таинств веры христианской». На основании этого рескрипта Св. Синод дал новые указания Осетинской духовной комиссии: «1) Проповедники Слова Божия отнюдь не должны говорить, что присланы по указу, 2) предлагать крещение по довольном научении и утверждении в вере, 3) никаких непристойных и до звания проповеднического разглашении не чинить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие потом последовали еще прибавки и перемены в Воронежской губернии, то пространного требовало бы описания. Довольно кратко означить, что по Атласу Российскому, изданному от Санкт-Петербургской академии наук в 1745 году, губернии сей граница, с севера начинаясь от мыса, где река Арша, соединяясь с рекой Тешей, впадают в Оку, (что ныне во Владимирской губернии), оттуда спускалась к югу по границе Арзамасского уезда до верховьев реки Алатыря, и потом по границе Пензенской провинции до берега реки Волги, немного ниже Саратова; оттуда по реке Медведице и вниз по оной к Дону и по Дону вниз. Потом на перекоп Дона с Волгой перешед Дон, простиралась по Астраханской степи через реки Маныч и Гегерлик первый, второй и третий; оттуда прямо на крепость Св. Димитрия и Черкасск, и потом к западу через реку Ольховатку около верховья реки Лугани и крепостей Бахмута и Тора поворачивалась опять к северу прямо через реку Донец возле города Изюма, вверх по реке Осколу, минуя город Валуйки, на Новой Оскол; оттуда по границам Коротояцкой, Ливенской, Елецкой, Ефремовской включительно округ, возвращалась на границу округ включительно же Донковской, Козловской Верхнеломовской и на преждеупомянутый с начала пункт. Все сие составляло чрезвычайную обширность и вмещало в себя до 50 городов и крепостей 46 . До 1779 года, т.е. до учреждения Воронежского наместничества, сия губерния все еще состояла из четырех провинций и 31 приписных городов. Провинции были: I) ВОРОНЕЖСКАЯ, II) ЕЛЕЦКАЯ, III) ШАЦКАЯ, IV) ТАНБОВСКАЯ. К первой приписные города были: 1) Землянск, 2) Костенск, 3) Коротояк, 4) Ольшанск, 5) Усерд, 6) Верхососенск, 7) Орлов, 8) Усмонь, 9) Демшинск, 10) Романов, 11) Сокольск, 12) Павловск, 13) Хоперская Крепость и 14) Борисоглебск. Ко второй принадлежали: 1) Чернавск, 2) Ливны, 3) Лебедянь, 4) Скопин, 5) Донков, 6) Ефремов. К третьей: 1) Наровчат, 2) Троицк, 3) Красная Слобода, 4) Керенск, 5) Кадом, 6) Темников, 7) Касимов, 8) Елатма. К четвертой: 1) Козлов, 2) Верхний Ломов, 3) Нижний Ломов, 4) Инзар, 5) Доброй, 6) Рясск. В первой провинциии было всех ревизских душ 154.475; во второй 179.191 душа; в третьей 251.581 душа; в четвертой 277.932 души. Всего в губернии состояло мужского пола ревизских душ 863.179. Граничила же сия губерния уездами своими с Московской, Белогородской, Слободской Украинской, Азовской, Нижегородской, Казанской и Астраханской 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

За богослужением молились К.А. Маркелов, делегаты Международной конференции, казаки-кадеты, сотрудники Синодального комитета, многочисленные прихожане и гости храма. Во второй день работы конференции состоялись торжественная церемония возложения цветов и венков к памятнику солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, помогавшим французам в Первой мировой войне, и экскурсия в музей лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Казакам-кадетам председатель Объединения памяти лейб-гвардии казачьего полка В.Н. Греков вручил памятные медали. Утром 20 февраля на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа у памятника погибшим казакам архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сослужении клириков Корсунской епархии совершил панихиду. За богослужением молились учащиеся Астраханского казачьего кадетского корпуса, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, другие делегаты Международной конференции. Подводя предварительные итоги конференции «Казачье зарубежье. 1917-2017: уроки столетия», митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл сказал: «Роль Русской Православной Церкви в сохранении и развитии духовно-нравственных традиций, в процессе объединения казаков трудно переоценить. Сами казаки стремятся в лоно Церкви, дорожат возможностью встреч, организацией качественного общения с окормляющим духовенством в России и за рубежом, представителями науки и культуры, знакомством с молодежными казачьими организациями. Я выражаю признательность потомкам казаков, живущих в дальнем зарубежье, которые и по сей день хранят нашу культуру и казачьи традиции. Особый и заслуженный интерес в России, тем более, за рубежом, вызывает учебный и воспитательный процессы в казачьих кадетских корпусах. И в этом году в Париже все мы увидели настоящую казачью смену, которая подрастает и духовно крепнет в стенах Астраханского казачьего кадетского корпуса имени атамана Бирюкова. Моя особая благодарность архиереям, священникам Русской Православной Церкви, с подвижнической готовностью отзывающихся на наши идеи проведения больших мероприятий за рубежом. Мы с радостью убеждаемся в том, что соработничество Церкви и казаков обладает разносторонним потенциалом. Это подтверждает растущее число участников казачьего направления Международных образовательных чтений, и состоявшийся II казачий форум в Париже, делегаты которого уже предложили новые формы репрезентации богатейшей истории, текущего опыта хозяйствования и служения Родине на различных площадках, включая Русский духовно-культурный православный центр в Париже. Прозвучавшие предложения участников конференции получат квалифицированную экспертизу и развитие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4813739...

Иов (Рогожин) в 1920 г. хирот. во еп. Вольского, вик. Саратовской епархии; с 1922 г. еп. Пятигорский и Прикумский; с 1926 г. еп. Усть-Медведицкий, вик. Донской епархии; с 1927 г. еп. Мстерский, вик. Владимирской епархии; † 20.04.1933. Иов (Тывонюк) 3.01.1975 хирот. во еп. Зарайского, вик. Московской епархии, управ. приходами РПЦ в Канаде и США; с 19.07.1976 зам. пред. ОВЦС; с 12.04.1982 в сане архиепископа; с 30.11.1988 архиеп. Костромской и Галичский; с 14.09.1989 архиеп. Житомирский и Овручский; с 5.10.1994 архиеп. Одинцовский, вик. Московской епархии; с 27.12.1996 архиеп. Челябинский и Златоустовский. Иона (Зырянов) 5.07.1964 хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского; с 27.02.1968 еп. Ставропольский и Бакинский; † 1.06.1975. Иона (Карпухин) 25.10.1992 хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского. Иона (Лазарев) 16.01.1926 хирот. во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии; с 1926 г. в заключении. Иона (Орлов) 19.03.1944 хирот. во еп. Воронежского; с февр. 1945 г. архиеп. Воронежский и Острогожский; † 26.05.1945. Ионафан (Елецких) 23.04.1989 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с сент. 1991 г. на покое; с 1992 г. еп. Белоцерковский, вик Киевской епархии; с 1994 г. еп. Глуховский и Конотопский; с 28.07.1994 в сане архиепископа; с 27.07.1995 архиеп. Сумской и Ахтырский. Ионафан (Кополович) 28.11.1965 хирот. во еп. Тегельского, вик. Среднеевропейского экзархата; с 7.10.1967 в сане архиепископа; с 7.10.1967 архиеп. Нью-Йоркский и Алеутский, экзарх Северной и Южной Америки; с 10.04.1970 на покое; с 8.06.1970 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; с 11.10.1972 архиеп. Кишиневский и Молдавский; с 12.05.1987 на покое; † 21.05.1990. Иосиф (Невский) в 1921 г. хирот. во еп. Валдайского, вик. Новгородской епархии; с 1927 г. в заключении. Иосиф (Орехов) 9.09.1945 хирот. во еп. Воронежского и Острогожского; с 22.02.1950 в сане архиепископа; с 25.02.1959 в сане митрополита; † 14.01.1961. Иосиф (Петровых) с 15.03.1909 еп. Угличский, вик. Ярославской епархии; с 1920 г. архиеп. Ростовский, вик. Ярославской епархии; 1920–1925 врем. управ. Новгородской епархией; с 29.08.1926 митр. Ленинградский; с 17.09.1927 митр. Одесский и Херсонский, но назначения не принял; с 27.03.1928 запрещен в священнослужении; арестован и выслан в Казахстан; расстрелян 20.11.1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Главные преступники, как например: Федька Шелудяк, Алешка Грузинов, Феофилка Колокольников, Красулин и другие были повешаны. Один, по имени Корнилко Семенов, сожжен живой за то, что у него нашли тетрадку заговорного письма. Другие были отправлены на службу в верховые города с боярином Милославским, который, однако, не подвергся ничему за свои взятки. Новый астраханский митрополит Парфений приказал вынуть гроб своего предшественника и поставить посреди церкви. Так стоял он три дня, и астраханские жители приходили просить у покойника прощения, а потом, в знак уважения к его мученической кончине, погребли его в главной соборной церкви, в углу, за святительским местом. Набожные люди видели в нем набожного страдальца. Носились вести о знамениях, которыми небо свидетельствовало о его праведности. 16 августа 1671 года, в астраханской приказной палате отбирали показания о таких знамениях. Двое пушкарей объявили, что, через неделю после смерти митрополита, они стояли на карауле близ зелейного двора и видали ночью свечу на том самом месте, где архипастырь был сброшен с раската. Это видение повторялось три ночи сряду и продолжалось каждый раз три часа. Другой, отставной стрелец Иван Глухой, говорил: – Когда воровские казаки и астраханские жители столкнули с раската митрополита Иосифа, я скорбел ногою, грыжною болезнью. В первую ночь сна этого дня, во втором часу ночи, как есть, кто-то меня за больную ногу дернул; я в то время встал и стал ужастен, и ненароком поглядел от себя из чердака в красное окошко к Соборной церкви от урочища улицы гостиного двора, и тогда на раскате, у Соборной церкви, увидел я: три свечи горят; от середней свечи как будто искры и пламя великое, а над нею будто кубец; не в обычай мне было это чудо; размышлял я всяко, и в ту ночь девять раз вставал смотреть, а те свечи горели неугасимо. Про такое чудо я никому не поведал, ни домашним, а только поутру, как встал, скорбною ногою здоров стал. С того числа, с 11 мая по 6 августа, с вечера до утра, как только встану и погляжу, горели свечи неугасимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010