вне своей паствы. Восточные патриархи, например, прибыли в Астрахань 21 июня, а в Москву – 2 ноября, т.е. находились в пути из Астрахани в Москву четыре с лишком месяца. Предположим, что местный астраханский епископ прибыл бы в Москву вдвое скорее патриархов, но и тогда бы ему на одну дорогу в Москву и из Москвы пришлось бы затрачивать более четырех месяцев в году и притом по самым плохим и тяжелым дорогам. Но даже из ближайших сравнительно епархий ежегодные поездки в Москву архиереев были бы для них крайне обременительны и тяжелы, и едва ли полезны для их епархий, которые ям приходилось бы ежегодно оставлять на очень долгое время, что однако решительно и строго осуждается и запрещается церковными канонами. Очевидно, ежегодные церковные соборы, на которые бы собирались все русские епархиальные архиереи, но особенностям нашей страны, были совсем невозможны. Это хорошо понимало наше правительство и решилось выйти из безвыходного, казалось, положения таким образом: у нас, вероятно, с очень древнего времени, иногда собирались при митрополитах маленькие соборы из так называемых «прилунившихся» архиереев, т.е. таких архиереев, которые в данное время по какому-либо случаю находились в столице. Первый постановленный в Москве независимо от Константинопольского патриарха русский митрополит Иона в своей прощальной грамоте Владимирскому и берестийскому епископу Даниилу говорит: «мы простихом его и благословихом, с всеми нашими детми и с служебники, с архиепископом и епископы рускыми нашия митрополия, елиции в сие время прилучишася при нас» 209 . Потребность иметь в Москве, время от времени, хотя бы немногих приезжих архиереев для обсуждения и решения возникавших церковных дел, какие не мог, или считал неудобным, решать один митрополит, а потом патриарх, была так естественна и настоятельна, что наши митрополиты, а потом патриархи, сами собою, при всяком удобном случае, старались составить соборы из «прилунившихся» архиереев. Архиереи древней Руси вместе с монастырями были у нас очень богатыми землевладельцами и имели на своих землях многочисленных крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В контракте, заключенном с ним, между прочим, сказано «и будучи мне, Дорофею, у того каменного дела над мастерами каменными смотреть... и во всем у той церкви каменном деле его, казначея, слушать и не доверша этой соборной церкви совсем в отделку, из Астрахани никуда не съехать. А буде я, Дорофей, в чем-нибудь против этой записи не устою, и ему, казначею, взять на мне, Дорофее, какие причинятся протори и убытки и каменному делу остановка, а за неустой 100 рублев, а за всякое мое непослушание смирять ему, казначею, меня, Дорофея, смотря по вине». В 1703 году наняты были мастера устраивать иконостас за 800 рублей из своего леса, при чем по рядной записи обязались «делать ряду в доме преосвященного митрополита самым добрым мастерством, а хлеб и харч есть нам свой и сальным свечам быть нашим, а клей к тому делу домовой» т. е. от архиерейского дома. В 1704 году наняты были иконописцы и позолотчики «со своим золотом, серебром и всякими красками, на своем хлебе и харче» за 1500 рублей, которые исполняли свою ряду тоже в доме преосвященного. Митрополит Сампсон сам следил за всеми работами, вникал во всякое дело и даже сам, по преданию, по ночам носил кирпичи на верх постройки. Употребляя все свои личные и домовые средства на построение собора, он собирал и пожертвования. Как стекались пожертвования, об этом может свидетельствовать, между прочим, следующее предание: является к митрополиту Сампсону какой-то мужичек с боченком груздей и предлагает его в дар. Святитель, чтобы не обидеть его отказом, принял его дар. Мужичек получил благословение и ушел. Когда вскрыли боченок, в нем, под верхним слоем груздей, оказались червонцы. Начали было разыскивать этого мужичка, но нигде его не нашли. На строение собора, кроме кирпича, извести, железа и разного леса, было израсходовано 7330 рубл. При всей энергии митрополита Сампсона строение собора продолжалось 12 лет. Кроме недостатка в средствах, строение собора замедлялось еще по следующим причинам: в 1702 г. обрушились своды собора, а в 1709 г., во время необыкновенного пожара в городе и кремле, обгорели соборные главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Кто у вас с митрополитом складывает грамоты? Кто с московскими боярами списывается? Дети боярские стали было отрицать обвинения, но казаки закричали: На вас есть извет. Извещал нам в круге казак Оська Серебренников. Подайте сюда Оську! Оська Серебреникова поставили в круг. Оська Серебреников закричал громким голосом: – Вы с вашим митрополитом, у него в келье, составляете ложные воровские письма, а митрополичьи люди ведают про всякие письма, что митрополиту пишут, и откуда получают! – Пытать их, жечь на огне! – кричали в круге. – Нет, изрубим их! – говорили другие. – В воду посадить! – шумели третьи. – Да что из этого будет, что их рубить и казнить? – отозвались четвертые. – Их казним, а у митрополита будут иные писцы; пора бы нам приняться за самого митрополита. Убьем-ка его, так у нас, в городе, смуты не будет. Детей боярских посадили под караул, в воротных башнях, но через четыре дня отпустили. Слыша, между тем, плохие для себя вести, казаки составили приговор, где обязывались упорствовать в своем деле. Иван Красулин с товарищами понес приговор митрополиту и требовал, чтоб он подписал его. Митрополит отвечал: – Я такого воровского приговора не подпишу, а одно скажу вам: отстаньте вы от своего богопротивного воровства, обратитесь к истине и принесите повинную великому государю! Он начал поучать его, приводя доказательства из Священного Писания , но казаки отвечали невежливою бранью и ушли. Ненависть к митрополиту усилилась. Федор Шелудяк был тогда с войском в Царицыне и узнал подробнее, что Дон решительно отложился от их партии; Терек тоже. Отовсюду приходили вести о падении их дела. Между тем из Астрахани написали к нему о митрополите. Он послал в Астрахань казака: извещал казачий круг, что и сам слышал, как митрополит им вредит, и приглашал казачество разделаться с ним. 11 мая астраханцы получили это известие и собрали круг. Старшинами были тогда: Иван Красулин, Дмитрий Яранец, да Феофил Колокольников. Они послали трех человек: Степана Севрина, астраханского посадского, и двух есаулов, Кабанова и Бешлеева, звать митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

23 октября 1635 г. посольство прибыло в Терский город, а 8 октября 1636 г.—в Москву. 11 октября 1636 г. митрополит Никифор был на аудиенции у царя Михаила Федоровича и 25 июня 1637 г. выехал из Москвы (Накашидзе RT. Указ. соч.— С. 108—112). Дело об отправлении посольства кн. Ф. Ф. Волконского и дьяка А. Хватова в Кахети. См.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1637 г., 1. Русское посольство во главе с князем Ф. Ф. Волконским и дьяком А. Хватовым выехало из Москвы вместе с митрополитом Никифором 25 июня 1637 г. Послы имели проект престоцеловальной записи, то есть договора с Теймуразом I. 10 октября 1637 г. послы приехали в Терский город, 5 августа 1638 г. в сопровождении посланцев Теймураза I они добрались до лагеря Теймураза I, 2 сентября 1638 г. прибыли к Алавердскому монастырю, и 9 сентября состоялся прием послов Теймуразом I. После долгих переговоров 23 апреля 1639 г. Теймураз I торжественно подписал престоцеловальную запись, 28 апреля 1639 г. посольство выехало из Грузии и в конце года прибыло в Москву (Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 112—122). Дело о втором приезде митрополита Никифора в Россию см.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1640 г., 1, л. 1—273; 1641 г., 1, л. 1—494. В 1639 г. митрополит Никифор второй раз приехал в Москву с грамотой от Теймураза I об оказании денежной и военной помощи. 9 июня 1641 г. он, вместе с новыми послами кн. Е. Ф. Мышецкого и дьяка И. Ключарева, которые везли Теймуразу I публикуемую грамоту, отправился в Кахети. 20 сентября 1641 г. послы прибыли в Астрахань, к августу 1642 г. добрались до границ Грузии, 1 сентября 1642 г. в Шуамта, где находился двор Теймураза I, состоялся официальный прием русского посольства. 24 ноября 1642 г. Теймураз I принял кн. Е. Ф. Мышецкого и дьяка И. Ключарева «на отпуск». 26 октября 1642 г. посольство выехало из Кахети и 4 октября 1643 г. прибыло в Москву, привезя ответную грамоту Теймураза I (Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 130—135). В 1564 г. правительство Ивана IV взяло под свое покровительство царя Кахети Левона II и послало ему русский вспомогательный отряд. В конце XVI в. Россия восстановила прерванную в 70-х годах связь в Кахети. В 1585 г. туда прибыл астраханский стрелецкий сотник Данилов с грамотой царя Федора Ивановича с предложением покровительства и политического союза. В ответ в Москву были присланы кахетинские послы и в 1587—1589 гг. заключен русско-кахетинский союз (См.: Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 14). О приезде кахетинских послов см.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп, 1, кн. 1. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

Мефодию, единственно в чаянии возмездия от него небесного, да и при напечатании их ничего вещественного не желаю, ибо все права на сей мой труд всецело передал я Пешношской обители. Поэтому совершенно бескорыстно прошу Вас, милостивейший владыка, о добром содействии вашем в этом деле, чем окажите Вы мне истинное одолжение». После 17-го числа начались в покоях Высокопреосвященного митрополита Исидора заседания 1-го комитета, состоящего из трех членов Синода (в том числе был и я), управляющего канцелярией Св. Синода В. К. Саблера и Обер-Секретаря А. В. Гаврилова, для рассмотрения наградных списков священнослужителей по следующим епархиям: «Новгородской. С-Петербургской. Московской. Ведомству Московской Синодальной Конторы. Ведомству Министерства Народного Просвещения. Грузинскому Экзархату. Олонецкой. Тверской. Псковской. Рязанской. Тульской. Волынской. Владимирской. Таврической. Астраханской. Ярославской. Казанской. Иркутской. Камчатской. Симбирской. Полоцкой. Оренбургской. Минской. Костромской. Туркестанской. Могилевской. Якутской. Нижегородской. Саратовской. 1 марта послал я в Тверь преосвященному Антонину враз два письма: одно официальное, другое частное. В официальном письме, за 654 я изъяснил следующее: «Преосвященный Владыко, Возлюбленный о Господе Брат! Препровождая при сем к Вашему Преосвященству присланный мне при письме от 27-го минувшего февраля, за 395, Выокопреосвященнейшим Митрополитом Киевским Платоном Государственный Банковый 5% Билет 1860г., за 20078, на тысячу рублей, в пользу Тверского Братства Благоверного Князя Михаила, прошу Вас внести сей билет в Совет Братства, для употребления по назначению высокочтимого жертвователя. О получении же оного благоволите меня уведомить. С братской к Вам любовью пребываю. Савва А. Тверский. P. S. Посылаемую при сем книгу (Слова… преосвященного Дмитрия 451 , прошу с любовью принять от меня в дар». В частном письме к преосвященному я писал: «Препровождаю Вам вместе с сим для церковного братства щедрую жертву (5% билет на 1000 рублей) досточтимого старца – Киевского Владыки. Я уверен, что Совет Братства в точности исполнит мою резолюцию, написанную на письме ко мне Высокопреосвященнейшего Митрополита. Но если Совет рассудит письменно благодарить Его Высокопреосвященство (лично я поблагодарил уже его) за приношение, то надобно исполнить сие немедленно, пока Владыка здесь. 11-го сего марта он выезжает из Петербурга в Киев. Можно в случае нужды, вручить преосвященнейшему благодарственное письмо лично, когда он будет ехать мимо Твери и остановится на несколько минут на Тверской станции. А если это окажется почему-либо неудобным, по послать письмо прямо в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

При использовании документов ведомственных архивов автором учитывался тот факт, что при допросах в 30-е годы применялись такие методы дознания, которые не позволяют в настоящее время быть до конца уверенным в полной адекватности протоколов допросов действительно сказанному привлекавшимися к уголовной ответственности лицами. В частности, вопрос о фальсификации некоторых протоколов допроса митрополита Иосифа (Петровых) в 1937 году может считаться вполне установленным. Учитывалось и то, что на допросах подследственные могли сознательно умалчивать или искажать многие факты, с целью сохранения жизни тем родным, близким, знакомым, единомышленникам, которые еще находились на свободе, но могли быть арестованы. В целом следует отметить, что неопубликованные архивные материалы составили значительную часть источников настоящего исследования. В то же время многие из опубликованных до 1917 года материалов, особенно в периодической печати, использованных в настоящем исследовании, после 1917 года не вводились в научный оборот и игнорировались до самого последнего времени. " Приложение 2 Отзыв экстраординарного профессора Н.И.Барсова о сочинении студента Смирнова Константина: «Никифор Феотокий и его значение в истории русской церкви и духовной литературы» Сочинение состоит из 1) введения, 2) биографии Никифора, 3) обстоятельного изучения его экзегетически-гомилетических сочинений, 4) разбора его «ответов» раскольникам и 5) очерка мировоззрения, развиваемого в его сочинениях. Биография составлена весьма хорошо, по печатным лишь, впрочем, источникам, так как материалами письменными, находящимися в архивах консисторий Екатеринославской и Астраханской, автор, естественно, воспользоваться не мог. Эта часть сочинения имеет полную научную цену в том смысле, что автор тщательно эксплуатировал для своей задачи сочинения на греческом языке, в которых содержатся данные для биографии Никифора (в России доселе неизвестные), именно сочинения: Гуды, Кума, Сафаса, а также французское сочинение Ризо. Вторая часть сочинения, весьма обширная, представляет весьма обстоятельное изучение сочинений Феотокия, не всех впрочем (исчисляемых им во введении), а, соответственно гомилетической задаче сочинения, лишь истолковательных и проповеднических, именно обширного Kuriakodromion и Seira. Автор изучает своего автора не по русским только переводам, но и по греческим подлинникам, делая иногда поправки к русским переводам. Изучение обоих, весьма больших по объему, сочинений автор делает весьма подробное (хотя недовольно систематическое), рассматривая и излагая характеристические черты как их содержания, так и формы – построения, изложения и языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В интересах церковного правосудия представляется полезным для дел того же рода, т. е. меньшей важности, учредить апелляционную инстанцию – съезд духовных судей епархии. По апелляционной жалобе на приговор духовного судьи известного уезда съезд всех духовных судей епархии, признав жалобу уважительной, может отменить его приговор и постановить своё решение, которое почитается окончательным и никакому обжалованию не подлежит. Таковые съезды духовных судей епархии могли бы быть два раза в год – в мае и сентябре месяцах в том месте, где сами судьи сочтут для себя удобным собраться. Г) Для производства следствий по важным обвинениям и жалобам на священно- церковнослужителей как белого, так и чёрного духовенства, должны быть особые духовные следователи. Духовными следователями должны быть люди по возможности со значительным церковно-юридическим образованием, избираемые самим духовенством. Духовных следователей должно быть по числу уездов в епархии. Такими следователями могут быть и лица, не имеющие духовного сана; если же духовный следователь – священник, то он должен быть бесприходный, причисленный только к штату кафедрального или уездного собора. Следователь должен быть обеспечен приличным содержанием. Духовный следователь приступает к предварительному следствию не иначе, как по предписанию епархиального духовного совета в той местности, где находится обвиняемый и где совершено то или другое преступление. Предварительное следствие, которое духовный следователь признаёт оконченным, представляется им епархиальному духовному совету. Совет, признав следствие произведённым достаточно полно, приступает к суду. Судопроизводство должно быть гласное. Представленные доказательства поверяются и, если нужно, дополняются в заседании суда рассмотрением подлинных протоколов и других доказательств и отобранием показаний от подсудимого, свидетелей и участвующих в деле лиц. В вопросах и прениях на суде предоставляется принимать участие как обвинителю, так и подсудимому или его защитнику. После совещания приговор постановляется по внутреннему убеждению членов совета, записывается в протокол и объявляется немедленно. Приговор, против которого в двухнедельный со дня объявления срок не последовало ни протеста обвинителя, ни отзыва подсудимого или его защитника, почитается вступившим в законную силу. Если же подсудимый заявит неудовольствие на решение епархиального духовного совета, то всё дело переносится на рассмотрение окружного митрополита, который или утверждает постановление епархиального духовного совета, или же отменяет оное и даёт своё заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже после Октябрьской революции, в 1918 г., в целях политического воздействия на отсталые массы канонизировали митрополита Иосифа Астраханского, одного из видных деятелей по подавлению восстания эпохи Степана Разина. В недрах теперешней патриаршей канцелярии подготовляется инсценировка канонизации сибирских церковных сановников Сафрония и Павла, а также Василия Мангазейского. Государственная власть и правящие классы поручали церковникам приспособлять «мощи» как надежный, рекомендованный еще Иоанном Златоустом аппарат для затемнения сознания народа, для укрепления в нем религиозных предрассудков, а вместе с сим и своего влияния на темные массы. Кроме того, сооружение драгоценных гробниц и культ вокруг них для церковников, в свою очередь, служат средством извлечения последними для себя огромных доходов путем сборов денег, продажи свечей, «цельбоносного» масла, воды, служения молебнов, акафистов и иных манипуляций, имеющих магическое значение в глазах темных людей. Революционное сознание трудящихся масс протестует против того, чтобы мумифицированные трупы, или останки трупов, или имитация трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплуатации масс церковным организациям в их свободное распоряжение, в нарушение самых элементарных порядков общежития и к оскорблению чувств всех сознательных граждан. Мероприятия местных Исполнительных комитетов, в некоторых случаях выразившиеся только в акте вскрытия и не доведших дело до уничтожения обмана до полной ликвидации варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел и кукол, дают церковникам возможность дальнейшей эксплуатации, которая продолжается и до настоящего времени, даже у вскрытых гробниц, принеся, например, патриарху Тихону и монахам Троице-Сергиевой Лавры за 9 месяцев 1919 г. хотя и меньший сравнительно с прош лым временем, но все же значительный доход от служения молебнов и продажи свечей (более 1.400.000 р., по признанию самих церковников). Помещение мощей в музеи является наиболее рациональным способом ликвидации дальнейшей эксплуатации предрассудков и суеверий. Подобные реликвии, относящиеся к другим религиям (например, египетские мумии), уже давно находятся в музеях наряду с другими остатками старых культур, что, конечно, не является ни оскорблением религиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

LVI. Письмо к царю Алексею Михайловичу грека Василия Иванова о словесных приказаниях патриарха Иерусалимского, касающихся до патриарха Никона и Афанасия митрополита иконийского; о разглашении Мелетием в Яссах данного ему тайного поручения; о шубах Мелетием распроданных и о растраченных им деньгах и проч. (Получ. 3 июня 1665 г) Перевод с греческого письма, каково писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу греченин Василий Иванов в нынешнем в 173-м году июня в 3 день, а на Москве в Посольском Приказе подал то письмо греченин Анастас Юрьев. Благочестивому, Богом венчанному, Богом почтенному и победителю, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу, Московскому, Невскому, Владимирскому, царю Казанскому, царю Астраханскому, царю Сибирскому и иных многих государств государю и обладателю. Благожеланно бью челом и покланяюсь, и облобызаю стопы ног твоих. Не малое было дарование и доброта, Богом венчанный христианский царю, то есть, что от твоего христианского великого царствия прял есми, учинил меня тайного работника святому царствию твоему, и я было радуяся пошел работать прилежно, а яже ненавидяй добра дьявол , что от твоего царского величества повеление, чтоб я опять в друго ряд ехал таможе, где преже был. И яз вашего царского величества повеления не ослушался, но был есми и в друго ряд нещадя головы своей, чтоб мне совершить всякие дела вашего царского величества сполна, якоже и о патриарших грамотах, которые дал есми Перфилью то бо есть истинно, что писано в них, что после Пасхи думал ехать и приитти. Такоже иныя грамоты дал есми Захарью Алексееву, двоюродному брату Христофорову Колареву, который живет тут. Первая грамота та есть, что взял есми сперва преж от патриарха, а другую от меня, и о том в той грамоте писал есми, что мне приказывал блаженнейший патриарх, и дал есми их в руки Захарию и Перфилию, и потом опять шел Иван Алексеев, и в те поры поспел архидьякон Досифей блаженнейшего патриарха, чтоб было ему всякому промыслу помешал богатую и дарованную десную душевное дело, всяким своим навожением дьявольским смутил многим сердца человеком, ожидали многое время, чтоб надо мною зло сотворити, сколко что и стало мне, невозможно мне проехать через Черкасы, приити и поклонитися святому и Богом венчанному вашему царствию с теми делами, что вез с собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

454 Таким образом, главным побуждением к возвышению иркутской епархии из третьеклассной во второклассную была скудость материальных средств тамошнего архиерея, которые синод хотел увеличить возведением её на степень второклассных епархий, пользующихся более высокими окладами. Совершенно другими побуждениями руководилось правительство при возвышении епархий, вновь открытых в царствование покойного Государя, возводя их во второй класс или прямо при самом их открытии, или из викариатств: здесь уже имелись в виду или цели политические и административные, или соображения и условия, вытекавшие из значения тех городов, в которых полагалось учредить архиерейские кафедры, или, наконец, личные качества и заслуги иерархов. На основании таких побуждений стали вдруг выше многих старых епархий обращенные из викариатств в самостоятельные: варшавская, занявшая десятое место в ряду наших второклассных епархий и бывшая при покойном Государе дверью к петербургской метрополии, которой она дала в лице Антония и Никанора двух митрополитов, и рижская, получившая особенное значение по важности Риги для Остзейского края, как в промышленном, так и в религиозном отношении, а потому и поставленная только одною степенью ниже варшавской. По тем же причинам и обстоятельствам, при самом открытии, получили второй класс епархии: литовская, олонецкая, донская и херсонская. Первая заняла девятое место, сколько по значению этой епархии для нашего Западного края, столько же по личным заслугам своего иерарха, удостоенного саном митрополита и званием члена св. синода. Вторая и третья сделаны архиепископиями как потому, что они были образованы из частей старейших епархий – одна была отделена от новгородской метрополии (олонецкая), а другая (донская) от астраханской архиепископии – так и потому, что религиозное состояние паствы этих епархий требовало пастырей опытных, испытанных, а следовательно приобретших своими заслугами право на архиепископское достоинство. Возвышение херсонской епархии, занявшей прямо восьмое место между второклассными епархиями, условливалось и священною для русских древностью самых мест, вошедших в её состав, и торговым значением для Одессы, в которой было назначено пребывание херсонского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010