архим. Модест (Никитин) Содержание Предисловие Введение I глава II глава III глава IV глава V глава VI глава VII глава Приложение (перевод творений св. Астерия) Слово о пророке Данииле и Сусанне На 5-ый псалом. Слово 1-ое Ha тот же 5-ый псалом. Слово 2-ое На тот же 5-й псалом, иначе. Слово 3 Ha тот же 5 псалом, иначе. Слово 4 На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник) Беседа на 6-ой псалом На 7-ой псалом Отрывки из сочинений Астерия (По Библиотеке Фотия) Из слов на текст: „человек некий схождате от Иерусалима в Иерихон» Его же слово на текст: „человека два внидоста в церковь помолитися» (Лук.18:10) Его же слово о Закхее Его-же о двух сыновьях, упомянутых у Луки Его-же о слуге сотника, которого исцелил Господь Его-же слово о Иаире и кровоточивой     Предисловие Мир и Церковь в лице своих представителей очень часто не понимали и не понимают друг друга. Они говорили и говорят разными языками. Властные божественные глаголы Слова Божия не проникают в сердце легкомысленных сынов земли, не трогают, не поражают его до изменения мыслей, настроений, чувств и желаний. Если слово Церкви ведет в глубины и тайны неба, приподнимает завесу над „бездной богатства, и премудрости, и ведения Божия», то мир восклицает на это: „какия странныя слова! Кто может это слушать?!» ( Ин.6:60 ). Если Церковь говорит, наоборот, простыми, ясными словами земли, в которых „каждый слышит собственное наречие» ( Деян.2:8 ), чувствует язык своей души, узнает свои собственные мысли, чувства и желания, то все изумляются и, недоумевая, говорят друг другу: „что это значит? Сии говорящие не все ли Галилеяне... как же мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» Минута сомнения, потом насмешка и разгадка готова: они напились сладкого вина ( Деян.2:7–8, 11–13 ). Если представители Церкви внимательно приникают к интересам земли, одушевленным языком говорят о хлебе, питающем человечество, болезнуют и служат немощам его, тогда народ возвышает голос свой, говоря по-ликаонски: „боги во образе человеческом сошли к нам» ( Деян.14:11 ). Но лишь только служители слова, оставив такие речи, скажут властно и строго: „не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ), восторженные ликаонские речи сменяются криками ненависти: „они не говорят ничего истинного, а все лгут» ( Деян.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

3. П ознати (чтоб познали) на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Если бы, говорит, исполнилось над нами выше сказанное, и Ты явил лице Твое, Христе, на нас! Для чего? Чтобы познали живущие на земли люди путь жизни своей, который Ты первый пройдя покажешь и другим, чтобы проходили его, и сверх того, чтобы знали все языческие народы вочеловечение Твое для нас. Его-то называет спасителем, как и Симеон назвал словами: ибо видели очи мои спасение Твое (Лук. 2, 30); так как посредством оного мы спасаемся Слова Исихия : Когда Ты явишь лице, тогда будет познан путь, ведущий к Тебе—Отцу—Тот, Который сказал: Я путь; и никто не приходит к Отцу, как только Мною. Он же будет и спасение для всех народов, и тогда исполнятся следующие слова: узрит всякая плоть спасение Бога нашего. Астерия : Путем Божиим называются закон и заповеди; ибо в пути, говорит, оправданий Твоих вразуми меня. Итак, он просит, чтобы оный путь был узнан, не только в Иудеи (где благоволил проповедать закон), но чтобы было узнано и у всех народов спасение Божие (в изд. Своде). 4. Да исповедятся Тебе (да славят Тебя) людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Здесь людьми просто называются обрезанные Иудеи; а всеми людьми называются язычники, поскольку их больше иудеев, так как они составляются из многих родов. Говорит: да исповедаются, то есть, да благодарят Тебя, Господи, и иудеи и язычники, и да прославляют Тебя за то, что Ты сделался для спасения их человеком. 5. Да возвеселятся и да возрадуются языцы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши. Пусть, говорит, радуются все народы. По какой причине? По той, что Ты праведно осудишь иудеев—тех, которые некогда были Твоими людьми, за то, что они не приняли домостроения Твоего во плоти; а народам, находящимся на сей земли, укажешь путь к Богопознанию Слова Феодорита: Посему-то и все народы и живущие по вселенной племена должны веселиться и ликовать и повествовать о Твоих благодеяниях. Ибо узнали, что между существами ничто не оставлено без попечения и промышления; но Ты Судия всех, производящий праведные суды и заблудшим указываешь путь к истине, а не хотящих покоряться наказываешь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

К тому же ты и не знаешь, что принесет завтрашний день (ср. Притч.3:28 ). Будь готов, и пусть Бог ведет тебя, куда Ему угодно. Всем нужна осторожность, всюду враг-гонитель. Стремись, чадо мое, ко спасению, где бы ты ни был, молясь и обо мне, грешном твоем отце. Отправляясь на Запад по возвращении братьев 1034 и взяв, конечно, с собою письма, с помощью моих молитв соверши для меня боголюбезное и необходимое [дело]. Узнав о том, что там [у вас] сделано прежними предстоятелями, я поразился и впал в уныние. Как ты не сообщил мне о деле Филагрия? Моя смиренная душа подавлена заботой о нем. 379. К нему же 1035 Твое письмо явилось для меня совершенно неожиданным, любезнейшее чадо. О ком я думал, что он в Риме, тот пишет мне из Византия. Кого я считал свободным пребывает в узах. Что это [значит]? Это, во всяком случае, дело Божия Промысла, дабы и ты со священными своими братьями принял участие в страданиях за Христа, ибо ты не только [состоишь] в числе молящихся, но среди многих отличаешься знаниями и имеешь первенство среди писцов, можно прибавить, и являешься устами моего смирения. Ты уже высказался, в своих письмах прославляя мои дела, а их правильнее назвать твоими, ибо отцовское принадлежит сыну, и в своей любви не зная пределов. А я умоляю тебя быть мужественным в подвигах за Христа и выносить всё даже до крови, ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). С другой стороны, ты же и с самого начала решил примкнуть к исповедникам и (511) почти сам предал себя опасности. Теперь, когда ты взят, тебе, брат, устроилось законное мученичество, [как говорит] Писание ( 2Тим.2:5 ). Не отступим, умоляю [тебя], не станем жалеть свою плоть, но предадим ее на всё, что уготовал Христос, чтобы привести и душу и тело к бессмертным благам. Изречение Астерия слово в слово таково: «Не изображай Христа; ибо довольно для Него одного уничижения воплощения, которое (512) Он добровольно принял ради нас, но, умственно сохраняя в душе своей, носи бестелесное Слово» 1038 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

писания, то вообще нельзя сказать, что они были многочисленны. Да и дело-то не в числе их, а в силе. То верно, что в свящ. писании нет прямой заповеди относительно почитания св. икон, как нет и запрещения. Следовательно, должно было остановиться вниманием на таких свидетельствах, которые благоприятствуют выводу в пользу почитания св. икон. Отцы собора читают заповеди Божии о том, «чтобы в скинии свидения были очистилище из золота и человекообразные и крылатые херувимы, осеняющие кивот завета 8 ». Подобное же значение может иметь и указание на храм Соломонов, устроенный по повелению Божию. Отцы остановили свое внимание на весьма характерном свидетельстве из книги пророка Иезекеиля относительно украшений храма, показанного ему в видении. Вот как описывает пророк украшение храма: «от верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене внутри храма, как и снаружи, были резные изображения сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны, к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха сделаны были херувимы и пальмы, так же и по стене храма… на дверях храма сделаны херувимы и пальмы такие же, какие сделаны по стенам… 9 » Из священных книг Нового завета отца приводят свидетельство из послания ап. Павла к Евреям глава девятая, с первого по пятый стих. Этим и заканчивается чтение свидетельств священного писания. По порядку должно было выслушать голос церкви, выражаемый ею в св. предании. Свидетельства последнего весьма многочисленны, выразительны и поучительны. Чтение их на соборе заняло довольно много времени. Из творений великих светил церкви Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Григория Нисского , Астерия Амасийского , максима Исповедника и многих других, отцы извлекли не одно только указание на существование иконопочитания во дни жизни названных отцов, но и гораздо большее. Из святоотеческих свидетельств выяснено было значение икон в деле религиозного образования и воспитания духа человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Пс.66:3 .  Познати (чтоб познали) на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Если бы, говорит, исполнилось над нами выше сказанное, и Ты явил лице Твое, Христе, на нас! Для чего? Чтобы познали живущие на земли люди путь жизни своей, который Ты первый пройдя покажешь и другим, чтобы проходили его, и сверх того, чтобы знали все языческие народы вочеловечение Твое для нас. Его-то называет спасителем, как и Симеон назвал словами: ибо видели очи мои спасение Твое ( Лук. 2:30 ); так как посредством оного мы спасаемся (1). (1) Слова Исихия: Когда Ты явишь лице, тогда будет познан путь, ведущий к Тебе – Отцу – Тот, Который сказал: Я путь; и никто не приходит к Отцу, как только Мною. Он же будет и спасение для всех народов, и тогда исполнятся следующие слова: узрит всякая плоть спасение Бога нашего. Астерия: Путем Божиим называются закон и заповеди; ибо в пути, говорит, оправданий Твоих вразуми меня. Итак, он просит, чтобы оный путь был узнан, не только в Иудеи (где благоволил проповедать закон), но чтобы было узнано и у всех народов спасение Божие (в изд. Своде). Пс.66:4 .  Да исповедятся Тебе (да славят Тебя) людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Здесь людьми просто называются обрезанные Иудеи; а всеми людьми называются язычники, поскольку их больше иудеев, так как они составляются из многих родов. Говорит: да исповедаются, то есть, да благодарят Тебя, Господи, и иудеи и язычники, и да прославляют Тебя за то, что Ты сделался для спасения их человеком. Пс.66:5 .  Да возвеселятся и да возрадуются языцы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши Пусть, говорит, радуются все народы. По какой причине? По той, что Ты праведно осудишь иудеев – тех, которые некогда были Твоими людьми, за то, что они не приняли домостроения Твоего во плоти; а народам, находящимся на сей земли, укажешь путь к Богопознанию (1). (1) Слова Феодорита: Посему-то и все народы и живущие по вселенной племена должны веселиться и ликовать и повествовать о Твоих благодеяниях. Ибо узнали, что между существами ничто не оставлено без попечения и промышления; но Ты Судия всех, производящий праведные суды и заблудшим указываешь путь к истине, а не хотящих покоряться наказываешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первомученик и архидиакон Стефан. История в картинках 2 мин., 09.01.2017 Церковь вспоминает первомученика Стефана несколько раз в году, в том числе и 28 сентября, в день перенесения мощей святого из Иерусалима в Константинополь. Первомученик Стефан относится к числу 70-ти апостолов , однако, по словам святителя Астерия Амасийского, это был «муж, по времени второй после апостолов, а по славным делам первый». Церковь особенно чтит этого святого потому, что он стал первым в истории христианства человеком, пострадавшим за Христа и прославленным как мученик . После того как Святой Дух сошел на апостолов, Церковь стала быстро разрастаться, и возникла необходимость заботиться о бедных, сиротах, вдовах, принявших Крещение. Тогда апостолы избрали семерых человек, посвятив их в диаконы и сделав своими ближайшими помощниками не только в опеке бедных, но и в молитвах и богослужениях. Архидиаконом, т. е. первым диаконом , был назван молодой Стефан, выделявшийся своей крепкой верой и даром слова. Он стал известным проповедником христианства в Иерусалиме и побеждал иудейских законоучителей в спорах. Во время его речей нередко происходили чудеса и знамения. Успех Стефана возбудил ненависть иудеев. Представив ложных свидетелей, они обвинили его перед синедрионом в том, что Стефан оскорбляет Бога и Моисея. А Стефан в ответ произнес пламенную речь, смело обличая иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Члены синедриона пришли в великую ярость. Они бросились на Стефана и повлекли его за город, забрасывая камнями. Святой мученик молился за своих убийц. Падая под камнями, перед самой смертью он воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой!». Так в 34 году после Рождества Христова скончался первый христианский мученик. На казни святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. В момент, когда Стефана закидывали камнями, он держал одежды кидающих. Но вскоре после этого Савл покаялся в содеянном: я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его (Деян 22:19-20). Он уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа — апостолом Павлом . Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pervomuchenik-i-arhidiako...

Ты всех будешь побеждать и здесь будешь наслаждаться временным, а в будущей жизни вечным царством. Сделай только следующее: покайся в пролитой тобою крови святых, уверуй во Христа и приими святое крещение. Выслушав эти слова, Клавдий сказал присутствовавшим: — Слышите, римские граждане и все люди, какое здравое учение возвещает нам этот человек. Но епарх по имени Калпурний, громко сказал на это: — О, царь ты соблазняешься пустым учением этого человека. Судите сами, справедливо ли нам оставить тех богов, поклоняться которым мы научены с детства нашего. После того, как епарх сказал эти слова, изменилось сердце императора, и он передал Калпурнию святого пресвитера Валентина и со скорбью сказал ему: — Терпеливо выслушай его, и если проповедуемое им учение окажется не основательным, то поступи с ним по закону, по которому судятся похитители священных предметов, но если найдешь, что основателен и правдив совет его, то почему нам не послушать его? Епарх Калпурний, взяв святого Валентина, поручил его одному из бывших под его властью главных сановников, по имени Астерию, человеку известному своим умом, и сказал ему: — Если ты сможешь словами склонить этого человека к единомыслию с нами, то я сообщу об уме твоем императору, и ты будешь другом его. После сего Астерий взял пресвитера Валентина к себе и привел его в дом свой. Когда святой Валентин вошел в дом Астерия, то преклонил колена на молитву и молился так: — Боже всех видимых и невидимых тварей, Создатель рода человеческого, для спасения нас от обольщения диавольского и для приведения от тьмы к свету пославший Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который и призвал нас к Себе, сказав: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), Ты обрати к Себе дом сей и дай после тьмы свет, пусть он познает Тебя — Бога и Христа в единстве с Духом Святым во веки. Аминь. Когда святой окончил эту молитву, то Астерий, слышавший слова его, сказал ему: — Меня удивляет то, что ты называешь вашего Христа светом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Христианская Церковь в лице лучших её представителей всегда остро ощущала и сурово обличала ненормальность социальных отношений, при которых одни в изобилии пользуются всеми благами мира, другие же умирают от голода и изнурительного труда. Подходя к этому вопросу в этическом плане, Церковь усматривала корень зла в стяжательстве и в злоупотреблении собственностью. «Послушайте вы, богатые, — говорит апостол Иаков, — плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас… Золото паше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас… Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:1-4 ). «До каких пределов, богачи,— восклицает св. Амвросий Медиоланский ,— простираете вы свои безумные вожделения? Разве вы одни обитаете на земле? Отчего вы исключаете соучастника природы и присваиваете себе владение природой? Земля — общее достояние всех, богатых и бедных. Почему же вы, богатые, приписываете право собственности себе одним? Природа, которая рождает всех бедными не знает богатых…» (Migne, Р. L. 14, col. 731). Подобных гневных обличительных слов на страницах святоотеческих творений очень много. В них звучит голос правды Божией. повторяется суровый приговор, который был изречен еще в Ветхом Завете «удерживающим плату у наемника, притесняющим вдову и сироту» ( Мал.3:5 ). «прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остается места» ( Ис.5:8 ), тем, у кого «зубы — мечи и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми» ( Притч.30:14 ). Суровые обличения социальной несправедливости во множестве рассеяны на страницах творений св. Василия Великого (Migne, Р. Gr. 31, col. 276), св. Григория Богослова (Migne, Р. Gr. 35, col. 892). св. Иоанна Златоуста (Migne. Р. Gr. 61, col. 91; 48, col. 980). св. Астерия Амасийского (Migne. Р. Gr. 40, col. 209), блаж. Августина, блаж. Иеронима. Климента Александрийского . Лактанция и других отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

http://azbyka.ru/osnovnoj-doklad-mitropo...

обстоятельно (1–40). Во второй главе сообщает биографические сведения о св. Астерии Амасийском по следующим рубрикам: происхождение, время рождения, воспитание, образование, переход из адвокатуры в церковный клир, служение Церкви в сане Епископа, деятельность его в Амасии и т. д. Говорит о пасторологических, догматических и моральных воззрениях св. Астерия, рисует живыми чертами состояние Амасийской паствы в век Астерия (40–87). Третью главу посвящает раскрытию вопроса о числе бесед св. Астерия. Здесь автору пришлось встретиться с сложным и запутанным вопросом о подлинности некоторых бесед св. Астерия. Некоторые из этих бесед различные учёные приписывают не только двум другим Астериям – Арианину и Скифопольскому, – соименникам св. Астерия, но и многим другим церковным писателям православного и неправославного образа мыслей. Автор сделал всё, что можно сделать в этом трудном вопросе, основываясь на тщательном изучении русских и иностранных источников и пособий (Cotelier, Ceillier, Du-Pin, Tillemont, Oudin, Cave, Migne, Bardenhever, Combetis, Biblioth. Phot., Baronius, Pauicl и дрр.) и тщательном изучении с внешней и внутренней стороны тех гомилий, принадлежность которых св. Астерию оспаривается различными учёными (87–137). В четвёртой главе автор занимается изучением бесед св. Астерия со стороны их содержания. Характеризуя проповедника, автор говорит, что он преимущественно проповедник-моралист, а не догматист и ещё менее мистик. В рассматриваемом отделе сочинения автора можно встретить целый ряд блестящих страниц, на которых умелой рукой собраны в одно стройное целое чудные выдержки из бесед св. Астерия, христианская мысль которого затрагивала почти все злободневные вопросы того времени. Эти страницы весьма живо воспроизводят пред нами светлый образ христианского проповедника, умевшего своим словом владеть сердцами христиан (138–210). В пятой и шестой главах ведёт речь о внешней стороне бесед св. Астерия: форме, разделении, стиле и проч. В этом отделе особенно любопытны и ценны те страницы, на которых он говорит о влиянии на христианских писателей языческих писателей и господствовавших

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Седьмым по счету является „Слово о слепом от рождения». Греческий текст слов известен по автографу Сирмунда из codex " a sequierianus’a и по выдержкам в Библиотеке» Фотия – cod. 271. Исследователи Астерия, начиная с Фотия, не сомневались в принадлежности этого слова Амасийскому епископу. Фотий, приведя выдержку из этой речи, замечает, что св. Астерий даст здесь весьма ясное доказательство чистоты своей веры, признавая Божество Сына равным и совечным Отцу. Отсюда, говорит он, нельзя предполагать, чтобы этот отрывок принадлежал Астерию Арианину 187 . Tillemont, ослабляя силу этого доказательства, приведенного Фотием в пользу принадлежности этого слова Астерию Амасийскому , – тем выражением, что „равенство Сына здесь не доказано положительно 188 – считает однако это слово в числе несомненных произведений св. Астерия. Остальные исследователи без возражений относят его к творениям Астерия Амасийского . На восьмом месте в собрании гомилий св. Астерия, по счету Комбефиза и Миня 189 , стоит „Похвальное слово первоверховным ап. Петру и Павлу». Текст его взят из codex " a sequierianus’a, „весьма почтенной древности» 190 . Это слово было одним из наиболее распространенных и известных в Католической церкви произведений св. Астерия. „Оно оказалось особенно благоприятным для католических воззрений» 191 . Некоторые выражения св. Астерия об ап. Петре легко могли быть приняты как указание на приматство этого Апостола. Несмотря, однако на это, исследователи творений св. Астерия не сомневались в принадлежности этого слова Астерию Амасийскому . Высказываемые здесь догматические положения о Христе – строго православны. Но излагаются они так, как это свойственно было писателю IV века, – с ясным указанием и обличением современных ему еретиков – ариан и евномиан. Стиль и дух в этом слове –Амасийского епископа. Девятая 192 гомилия –„Похвальное слово на день св. мученика Фоки». Текст его взят из кодексов Королевской библиотеки и издан по автографу Сирмунда. Похвальное слово Астерия мученику Фоке примечательно во многих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010