Три заповеди как бы суммируют суть закона Божия. Они касаются: — общественных отношений (справедливости), — личной нравственности (милосердия), — и отношения к Богу (смиренномудрия, которое есть благоговение перед волей Господней). Только при этих условиях жертвы будут иметь смысл как внешнее выражение духовной и нравственной жизни. 4. Спасение. Вождь-Мессия. Пр. Михей остается верен надежде на грядущее торжество Царства Божия. Пусть князья «сдирают кожу» с народа, пусть народ пленен заблуждениями, пусть придет на них неизбежное возмездие — цели Творца будут достигнуты вопреки всему. Остаток будет спасен. Бог соберет вокруг Себя верных и «будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века» (4,7). Совершится это руками таинственного Вождя. Срок испытаний не кончится, «доколе не родит имеющая родить» (5,3). Мессия родится от земной Женщины в отечестве Давида: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле И Которого происхождение из начала, от дней вечных . (5,2) К откровению Исайи в Кн. пр. Михея добавляются две черты: Мессия произойдет из Вифлеема и происхождение Его будет чудесным. Слова пророка стали основой ветхозаветной веры в предвечное бытие Мессии. Эта вера предвосхищала евангельскую тайну Слова, Которое «было в начале у Бога» (Ин 1,2). 5. Языческая реакция при Манассии и Амоне (687–642). В 687 году, вскоре после второго похода Синахериба, Езекия умер. При его наследнике Манассии (евр. Менаше) в Иудее восторжествовала проассирийская партия. «Партия реформ», группировавшаяся вокруг Исайи, надеялась, что великий враг Израиля и поработитель народов Ассур утратит силу. Но события развернулись иначе. Правление сына Синахериба Ассаргадона стало временем расцвета Ниневии. Ассаргадон восстановил Вавилон и тем приобрел его верность. Царства Сирии-Палестины не могли и думать о сопротивлении. Надпись Ассаргадона перечисляет 22-х покоренных монархов; в начале списка стоят имена Баала Тирского и «Манаси, царя Иауади» (Манассии).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Итак, говорит, когда ассириянин придет на город ваш, то есть когда жестокие и враждебные силы захотят напасть на святых, то они не найдут их лишенными защитников; ибо против них «востанут нань седмь пастыри и осмь язв человеческих». Кажется, мысль сего пророчества при помощи времен или чисел, говорю, семи и восьми, хочет указать на святых, бывших до пришествия Христа, во время самого пришествия и после сего. Ведь до пришествия по закону Моисея в седминах чтилось субботствование (празднование субботы), что было еще временем сени. Тогда же явился и сонм святых пророков, чтобы руководить ко благочестию и к познанию грядущего времени. Когда же напоследок явился Единородный и за жизнь всех претерпел крест, и, пленив ад, восстал из мертвых в день восьмой, тогда Он повелел святым апостолам научить все народы и крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учить их соблюдать все, что Он заповедал им (Мф.28:19—20). Сих-то и называет восемью язвами человеческими, указывая на тех, которые были со времени воскресения, т.е. как в момент его, так и после него. Итак, когда, говорит, «приидет Ассур», или чужеземец и варвар, тогда-то он придет к семи пастырям и семи язвам; ибо мы найдем, что и во время закона были святые, которых называет семью пастырями; и кроме них были еще апостолы и евангелисты, и, сообразно с нуждами Церквей, учители, которые всегда мужественно вели борьбу и восставали против обольщения демонов, и неутомимой злобе лукавого противопоставляли свойственную им бдительность. Они спасают живущих в святой земле и стране, утверждая их своими наставлениями во всем, что есть самого наилучшего. А что лик святых должен был некоторым образом как бы схитрить против сатаны и обесславить его духовными язвами, это опять показал Сам Бог, устами святого говоря о нем: «горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце. Яко внезапу востанут угрызающии его, и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им. Понеже ты пленил еси языки многи, пленят тя вси оставшии людие» (Авв.2:6—8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3525...

Псалом 82 Ст. 1. Песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 7. Селения Идумейские располагались к югу от Мертвого моря; ...Измаильтяне – потомки Измаила, сына Авраама от служанки Агари (см.: Быт. 16 ), кочевое племя; ...Моав (моавитяне) – племя, жившее к востоку от Мертвого моря; к востоку от моавитян жило пастушеское племя Агарян. Ст. 8. Гевал – земля к югу от Мертвого моря, заселенная идумеями; ...Аммон (аммонитяне) – народ, живший к востоку от р. Иордан; ...Амалик (амаликитяне) – многочисленное и сильное кочевое племя на юге Палестины. Тир – крупный торговый город Финикии. Ст. 9. ...Ассур – ассирийцы, народ, населявший территорию современного Ирака. Потомки Лота (племянника Авраама) – моавитяне и аммонитяне. Пророческое слово дает разуметь, что моавитяне и аммонитяне (потомки Лота) преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы: идумеев, амаликитян, ассирийцев (блж. Феодорит Киррский). Ст. 10. Мадиам – кочевой народ, часто воевавший с древними евреями. Сисара – военачальник ханаанского царя Иавина: у подножия горы Фавор, при потоке Киссове, над Сисарой одержал победу еврейский воин Варак (см.: Суд 4 ). После гибели Сисары древними евреями был уничтожен и царь Иавин (см.: Суд. 4:24 ). Ст. 11. Аендор – селение к югу от горы Фавор. Ст. 12. Зив, Орив, Зевей и Салман – мадиамские царьки, убитые древними евреями (см.: Суд. 7–8 ).   Псалом 83 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...о точилах –см. примеч. к пс. 8:1; ...сынов Креевых – см. примеч. к пс. 41, 1. Ст. 2. ...обители Твои – святые церкви, к которым стремится всякая боголюбивая душа. Ст. 3. ...душа... сердце... плоть – т. е. весь человек как совокупное единство духовного, чувственного и телесного; ...дворы Господни – двор храма, где собирались паломники, прибывшие на праздник из разных мест. Ст. 4. Речь идет о птицах, которые вьют себе гнезда в храме; в древности они считались священными. Псалмопевец имеет в виду прибежище, защиту, которую дает храм. Ст. 5. ...живущие в доме Твоем – регулярно посещающие храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Заключительный стих мессианского пророчества Михея звучит следующим образом: «И будет Он мир. Когда Ассур придет в нашу землю и вступит в наши чертоги, мы выставим против него семь пастырей и восемь князей» ( Мих. 5, 1–5 ). Святитель Кирилл Александрийский понимает этот стих иносказательно: что под Ассуром, т.е. ассириянином, здесь следует понимать не человека из вавилонского народа, «но, скорее, виновника греха, или сатану, или даже, говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона… ибо Христос обитает в Церкви и как бы сделал ее некоторым городом Своим» 31 . Итак, когда нападут на Церковь служители диавола, против них выступят «семь пастырей и восемь князей». Святой преподобный Ефрем Сирин указывает, что семь пастырей – это семь пророков: Исайя, Осия, Иоиль, Амос, Авдей, Иона и Михей. А восемь князей – это Езекия, Елиаким и другие праведные правители Израиля 32 . 1.5. Пророчества о Мессии в книгах пророков Софонии и Наума Книга пророка Софонии занимает девятое место в ряду книг малых пророков. О самом пророке известно очень мало. В Соф. 1, 1 говорится следующее: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Время пророческого служения Софонии можно установить, исходя из надписания книги, однако начало его определить сложно. Книга пророка Софонии – небольшая по объему: она состоит всего из трех глав. В рамках настоящего исследования, среди прочего, представляет интерес отрывок книги пророка Софонии, читаемый в качестве паремии на вечерне в праздник Входа Господня во Иерусалим, а именно – Соф. 3, 14–19 : «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Все это будет совершено чрез Навуходоносора, которому богатства Египта послужат вознаграждением за труды, напрасно подъятые при осаде Тира ( Иез.29:17–21 ). Сила наемников египетских будет уничтожена ( Иез.30:1–5 ), падут самые крепкие города ( Иез.30:6–9 ), страна будет пустыней, потому что жители его частью будут истреблены, частью отведены в плен ( Иез.30:10–12 ). Египет лишается своего царя и теряет богов, вся его слава погибает от огня божественного суда ( Иез.30:13–19 ) и притом навсегда ( Иез.30:20,21 ). Египтяне будут рассеяны и власть над ними получит царь вавилонский ( Иез.30:22–26 ). Но ели бы кто стал сомневаться в этом, такому пророк указывает на судьбу Ассура, который возросши при божественном попечении, достиг редкой высоты; но поскольку стал безмерно возвышаться, то Бог низверг его с этой высоты, а с ним пали и все его союзники. Как пал Ассур, так падет и Египет со всем своим могуществом и славою (гл. 31). – В заключение следует плачевная песнь на Фараона в двух отделах: 1) Египет, страшное морское чудовище, будет пойман, вытянут на сушу и отдан в пищу птицам и в добычу тлению. Все это к ужасу неба и земли совершится посредством Навуходоносора, который положит конец всей славе Египта ( Иез.32:1–16 ). 2) Пророк в мрачной, погребальной песни изображает как Фараон разделяет участь всех врагов Божиих и человеческих ( Иез.32:17–32 ). Вторая часть. Воскресение Израиля из мертвых гл. 33–48 Первый отдел. Восстановление Израиля в будущем гл. 33–39 Иезекииль должен, на подобие военных стражей, заботливо и прилежно предостерегать народ от суда Господня, и при этом он делается ответственным в душевном спасении народа ( Иез.33:1–9 ). Он должен указывать народу на покаяние, как на единственный, но всем открытый путь ко спасению ( Иез.33:10–20 ). Эту должность стража Иезекииль снова принимает на себя после долгого молчания, получив известие о падении Иерусалима ( Иез.33:21,22 ). Иезекииль прежде всего должен убедить нераскаянный народ, не хотевший все еще оставлять наследие своих отцов, что он сделался недостойным отечества за свои грехи, что Господь ради своей чести, уничтожит его ( Иез.33:23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Арсений, свт. Тверской, св. Арсений, строитель Спасского мон. за иконным рядом Арутюнова Н.Д. Архангельский М. Архелай (Ирод), ц. Иудейский, библ. Арцыбашев Богдан, гонец Ассур, библ. Астар, языческий бог§Атюляк, хан татарский Афанасий (Пателар), патр. Константинопольский Афанасий I, иг. Ф. мон. Афанасий II, иг. Ф. мон. Афанасий Великий , архиеп. Александрийский, свт., отец Церкви Афанасий, иг. Высоцкого мон. Афанасий, митр. Иконийский Афанасий, митр. Холмогорский Афанасий, патр. Константинопольский Афанасьев Михаил, крещёный еврей, с.б. Аффоний, митр. Новгородский и Великолуцкий Ахав, царь Израильский, библ. Ахан, вор, библ. Ахия, пророк из Силома, библ. Ахутина Т.В. Б адаланова-Покровская Ф.К. Базилевич К.В. Балдуин I, король Иерусалимский Баранкова Г.С. Баранова О.Г. Баранова С. И. Барберини, кардинал Барсков Я.Л. Барсов Е.В. Барсуков А. Бартенев П. Башковский Игнатий, сл. Башмаков Дементий Минин, дум, д. Безмин И.А., художник Белоброва О.А. Белокуров С.А. Белоненко В.С. Бельский Григорий (см. Скуратов М.Л.) Беляев И.Д. Беляев С. Белякова Е.В. Бенешевич В.Н. Бергер К. (Berger K.) Бердебек, хан татарский Берестов Д.А., д. Бестужев-Рюмин К.Н., кн. Бильбасов В.А. Бирнбаум X. Блеу, автор «Атласа» Боборыкин Роман Фёдорович, ок. ст. Бобров А.Г. Богданов А.П. Богданов Григорий, пдч. Богословский Н. Богоявленский С.К. Богуславский В.В. Борис Владимирович, св., кн. Ростовский, сын Владимира Святославича Борисенков Е.П. Борков Александр, вкладчик в К.-Б. мон. Брелоер М. (Breloer М.) Брехов Иван, д. Брике (Briquet С.М.) Брилиантов И. Брокгауз Ф.А. Брюсова В.Г. Брюховецкий Иван М., гетман Бубнов Н.Ю. Буганов В.И. Буйносов (Буйносов-Ростовский) Юрий Петрович, кн., бр. Буланин Д.М. Булычёв А.А. Булычёв Стёпка, пдч. К.-Б. мон. Булычов Васька, сл. Бурцов Василий Фёдорович, печатник Буслаев Ф. Бутурлин Фёдор Васильевич, воев. Бухвостов Василий, гол. стр. Бушуева Н.В. Бычков В.В. В imbiцьka О. Ваал, идол, библ. Вавилин Гришка, крст. Вакула, кузнец К.-Б. мон. Валаам, пророк из Месопотамии, библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

3) Утешительные обетования о будущем. Св. пророк утешает евреев, что наступит время, когда Господь Бог , как Пастырь, соберет их воедино, Сам сокрушит все преграды пред ними (2: 12, 13); будет время, когда возвысится гора Господня (т. е. Церковь Божия), на которую потекут народы великие и получат там истинное ведение; Господь воцарится на Сионе, где будет решать судьбы народов, сыны Израиля будут наслаждаться миром и благоденствием (4, 1–8), а враги их будут истреблены (ст. 11–14); из Вифлеема произойдет Владыка, Которого исходища – начало, дни вечности; Он упасет Израиль в мире и могуществе Иеговы, а если Ассур и нападет на народ Божий, то он потерпит великое поражение от семи пастырей и восьми помазанников. Остаток Иакова уподобится благотворной росе, каплям дождя посреди многих народов; будет как лев среди зверей в лесу, как скимен в стадах овец; все враги народа Божия будут побиты (5, 1–8); настанет время, когда Бог помилует и возвратит пленный еврейский народ в отечество, а пленившие их враги будут попираемы, как попирается грязь на улицах; тогда к Израилю будут приходить из Ассирии и египетских городов; народы, увидев чудеса и могущество народа Божия, устыдятся своего бессилия, вострепещут в своих укреплениях (7, 7–17). В заключение св. пророк говорит, что Господь Бог вполне простит людей Своих, повергнет на землю беззакония их и погрузит в пучины морские все грехи их, явит верность (обетований) Иакову и милость Аврааму, как клялся от дней древних. 1 Михей. Это слово еврейское и значит «кто как Он?», а если производить от другого еврейск. слова, Михайягу , то значит: «кто яко Бог?» 2 Местоположение гор. Морасфи достоверно неизвестно. Некоторые из толковников смешивают его с гор. Маржою, построенным Ровоамом, царем Иудейским, близ потока Сорекского; другие полагают Морасфи близ Елевтерополя, который, впрочем, сделался известным уже в IVbeke по Р.Х. См. толк. 6л. Иеронима на книгу св. пр. Михея, и церк. ист. Созомена . Кн. VII, гл. 29. Micliaeas, говорит Калмет, ex tribu luda, е Morasthi modico vico ad Elevteropolin in plaga meridionali Ierusalimae ortus. To же Корнел, a Lap. и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Впрочем, скоро эти предсказания сделаются столь ясными, что глухие и слепые поймут их на опыте, когда многое перевернется кверху дном: Ливан сделается садом, а сад – диким лесом (29:17–18 234 ). Тогда страждущие найдут отраду в Господе и научат детей своих страху Божию (29:19–24 235 ). А теперь что? Увы, чада непокорные! Вы, не вопросив меня, заключаете союз с Египтом; но сия надежда обманет (30:1–7 236 ). Теперь, говорит Господь Исаии, пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу… Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня (30:8–9). Они запрещают пророкам говорить правду…, и этот грех доведет их до состояния, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема (30:9–14). Господь говорит им: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы, т. е. нравственным исправлением, точным исполнением принятых обязательств и отсутствием военных приготовлений, навлекающих подозрение; а они готовят конницу, говоря: мы на конях убежим, – зато и убежите; мы на быстрых ускачем, – зато и преследующие вас будут быстры. От угрозы одного побежит тысяча… и остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме (30:15–17). И при всем том Господь медлит, чтобы помиловать вас, если вы покаетесь и оставите идолов (30:18–22 237 ). Тогда возвратится к вам благоденствие совершенное (30:23–26 238 ). Ярость гнева Божия прольется на язычников, а вы со свирельюпойдете на гору Господню, к Богу Израилеву (30:27–30). Самые Ассирияне поражены будут язвою в долине Тофеф или на долине Енномовой и достанутся в пищу огню, когда трупы 185,000 падших от руки Ангела погубляющего будут на ней преданы сожжению в предотвращение заразы (30:31–33 239 ). Вы ищете помощи у Египтян, а не у Бога, как будто человек может заменить Всемогущего. Не Египтяне, но Сам Господь, как лев, вступится за гору Сион… И падет Ассур не от меча человеческого, и не меч человеческий потребит его, он избежит от меча… (31:1–9). А царь (Езекия) будет царствовать в правде, восстановит упадшее правосудие и поддержит уважение к истине (32:1–8 240 ). Но до наступления этого счастья, считая от переживаемого времени, несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные дщери Иерусалимские; на земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе, т. е. настанет запустение (32:9–14) и оно продолжится, доколе не изольется на вас Дух свыше; и пустыня не сделается садом; тогда будет возвращено Иудеям благоденствие (32:15–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Далее Апостол приводит два пророчества из пророка Исаии о том, что и иудеи не все приняты будут в обетованное Царство спасения во Христе Иисусе. 9:27–29. Смысл первого из приведенных пророчеств Исаии (см. Ис. 10:22–23 ) такой. Бог назначил ассириян быть бичом Своим на нечестивых и беззаконных, в том числе и израильтян. Но и сам Ассур будет поражен Богом за свою гордость. Тогда оставшиеся от разгрома иудеи обратятся к Богу, и Он из всего многочисленного народа, плененного Асуром, спасет только остаток – малое число их, разумея под спасением остатка не возвращение из плена, а нечто другое, дело решительное, которое совершит Господь по правде на земле. Какое же это решительное дело. Это – явление Христа на земле, к которому призваны будут все народы (ср. Агг. 2:7 ; Евр 12:6 ). Во втором приведенном Апостолом пророчестве (см. Ис. 1:9 ) поясняется, что разуметь под остатком Он назван здесь семенем. Смысл пророчества такой. Пророк Исаия обличает иудейский народ в нечестии, и указав на бедствия, постигшие их за это нечестие (см. Ис. 1:7 ), предсказывает, что Господь погубил бы их окончательно, как Содом и Гоморру, если бы между ними не осталось доброго семени, людей благочестивых и благодетельных, ради которых Он и щадил народ. Это-то семя или остаток, и суть истинные чада Авраама, чада обетования. Из всего сказанного Апостолом следует, что если спасение зависит не от заслуг человека, а исключительно от милости Божией, то она и должна быть усвоена преданностью воле Божьей, и верою в Его милосердие. Язычники воспользовались этим средством, потому что не имели откровенного закона, не полагались на свои права и получили спасение. 9:30. Какая же причина тому, что язычники, не заботящиеся о праведности, а живущие под руководством самоугождения, думавшие лишь о благополучии земной жизни, когда услышали Евангельскую проповедь, то поверив ей, приняли крещение и с ним благодатные дары, обновляющие и укрепляющие жизнь духа, стали жить праведно? Причина тому, вера их в Евангельскую проповедь, и по вере – дела или жизнь. Израильский же народ, полагаясь на свою праведность, а не на милость Господа и веру, заблудился на пути спасения и не получил оправдания в Царстве благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

познайте, что Я-Бог, буду превознесен в народах, превознесен на земле“. ( Пс. 45:7,11 ). Несомненно, что в 11 и 12 стихах пророк видит уже и падение Ассирии и восстановление силы и падение Вавилона; или лучше сказать он видит унижение всякой силы и гордости человеческой, ибо как увидим мы ниже, и Ассур и Вавилон суть типы, противупоставляемые церкви Божией Сиону, и эта борьба мира против царства духовного есть борьба вечная, доколе не приидет Судия мира судить вселенную. Человек забывается и кичится, и гордится, пока „страх Господень и слава величия Его“, не напомнит ему его ничтожества. И день страха Господня есть день великий и плодотворный и для человечества и для всякого человека: „О какой день!“ восклицает пророк Иоиль,.... день Господень близок: как опустошение от Всемогущего придет он“ 281 . Тогда поникнут гордые взгляды человека; и то, что в человеческом муравейнике считалось высоким, чем оно станет, когда все земное рушится? День Господень грядет не на верующих и смиренных сердцем: они привыкли ждать его, как день избавления от лжи и многих скорбей плоти; день этот грядет на все высокомерное и гордое, – которое повержено будет в прах, из которого вызвал человека Творец мира, – и перед Творцем останется одна душа, забывшаяся во временном безумии мнимого величия. В следующих 13–16 стихах перечисляются некоторые предметы, как символы и образы гордости человеческой. В стихе 24 первой главы мы в первый раз в книге пророка Исаии читали священное имя Господа Саваофа. Кроме некоторых указаний, которые мы сделаем ниже, встречая это священное имя, – мы заметим, что вообще в Библии оно впервые произносится в смиренной молитве Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар. 1:11 ) и второй раз в ответе Давида надменному, кичащемуся своею силою Голиафу ( 1Цар. 17:45 ). 13. и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, 14 . и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, 15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, 16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010