Не соблюдая человеколюбия и справедливости, которой требует право войны, он с побежденными народами поступал жестоко, бесчеловечно; стал превозноситься обширностью своего царства, величием своей власти: все сатрапы мои, говорит Ассирийский царь, как цари повсюду, или все цари суть только мои сатрапы, подвластны мне; тщеславился своим могуществом, и вместо того, чтобы успехи в войне приписать Богу Израилеву, он приписал своей силе: никакой, говорит, город (из упомянутых в ст. 9–11) не мог противиться силе моего оружия, все покорились мне; стал презирать истинного Бога Израилева, говорил как бы так: я своею силою покорил многие царства, не смотря на то, что почитаемые ими боги защищали их; а боги их превосходнее, сильнее Бога, почитаемого в Иерусалиме и Самарии; следовательно, я также легко могу завоевать и Иерусалим, как завоевал прочие царства. Потому Ассур этим навлек на себя гнев Божий, и Пророк от лица Божия возвещает ему бедствие, которому он скоро подвергнется. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 12. И будет, когда Господ совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменнаго сердца царя Ассирийскаго и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Бог Ассирийским царям попускал следовать внушению их гордости и страсти к завоеваниям, чтобы чрез них наказать нечестивых в Своем народе, очистить Церковь и привести в исполнение сокровенные советы вечной Своей премудрости. По совершении Своих советов Бог, говорит Пророк, положит предел враждебным предприятиям Ассирийских царей и за жестокость, высокомерие и презрение истинного Бога предаст их праведному наказанию, что выражается словами: посещу на плод надменнаго сердца... Под плодом надменного сердца разумеется тщеславное нашествие Сеннахирима на Иудею, соединенное с презрением Бога, которое высказывал Рапсак и послы Сеннахирима ( Ис.36:18–20 ). Второй член; подробное изложение и подтверждение предыдущей речи а) Беззаконие Ассура: гордость и тщеславие. Ст 13. Он говорит: силою руки моей и моею мудростию я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

430 Гевал – земля к югу от Мертвого моря, заселенная идумеями; ...Аммон (аммонитяне) – народ, живший к востоку от р. Иордан; ...Амалик (амаликитяне) – многочисленное и сильное кочевое племя на юге Палестины. Тир – крупный торговый город Финикии. 431 ...Ассур – ассирийцы, народ, населявший территорию современного Ирака. Потомки Лота (племянника Авраама) – моавитяне и аммонитяне. Пророческое слово дает разуметь, что моавитяне и аммонитяне (потомки Лота) преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы: идумеев, амаликитян, ассирийцев (блж. Феодорит Киррский). 435 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...о точилах –см. примеч. к пс. 8:1; ...сынов Креевых – см. примеч. к пс. 41, 1. 437 ...душа... сердце... плоть – т. е. весь человек как совокупное единство духовного, чувственного и телесного; ...дворы Господни – двор храма, где собирались паломники, прибывшие на праздник из разных мест. 438 Речь идет о птицах, которые вьют себе гнезда в храме; в древности они считались священными. Псалмопевец имеет в виду прибежище, защиту, которую дает храм. 440 ...восхождение... замыслил – речь идет, возможно, о человеке, который намерен отправиться в Иерусалим как паломник. Святые отцы называют восхождениями благочестивые помыслы, потому что по ним душа как бы восходит от земного к Небесному. 441 Неясно, о какой долине плача идет речь в этом стихе. В Израиле выжженная за лето земля покрывается зеленью после первого осеннего дождя; так и паломники, прибыв в храм после тягостного путешествия, обретают радость. Возможно, имеется в виду ветхозаветное святилище, скиния или храм, где в великий день очищения плакали о грехах (см.: Лев. 16:29–31 ). 443 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1. Псалом поется, быть может, от лица вернувшихся на родину из вавилонского плена в 537 г. до Рождества Христова. 444 Ст. 2–4. Благодарение Богу за освобождение из плена. ...земле Твоей – Псалмопевец ощущает неразрывную связь своего народа с Богом: земля, на которой живет народ, принадлежит Богу; ...Иакова – древнееврейского народа, именуемого так по имени своего прародителя (см.: Ис. 40:27; 41:14, 21; 42:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В изумлении спрашивает пророк в своем видении „Кто грядет“? Здесь в лице пророка, повидимому, говорящего от лица Израиля, изображается, как мы думаем, все человечество, с трепетом видящее это победоносное шествие Креста Господня, попирающего древние обычаи и верования, повергающего в прах древнее социальное устройство, „рассеявшего надменные помышлениями сердца; низложившего сильных с престолов и вознесшего смиренных; исполнившего алчущих благ, и богатящихся отпустившего ни с чем“ 1796 . Едом и Восор (Босра), представители племени, особо злобствовавшего против Иудеев 1797 , избраны как тип сатанинского и языческого противодействия Богу, точно так же как ранее 1798 представителями сатанинской борьбы против добра и истины были избраны в пророчестве Ассур и Вавилон. Вопрос, предложенный пророком от имени как бы всего человечества, получает ответ от Самого грядущего, величественного, выступающего в полноте силы Своей, к Которому относятся и слова Даниила Пророка ( Дан. 7:13–14 ) говорящего: „Вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий.... и Ему дана власть, слава и царство 1799 , чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное“. Господь отвечает на вопрос следующими знаменательными словами: „Я-изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“. Милосердный Господь, победитель типического Едома, указывает на оружие Свое: „Я-изрекающий правду! По поводу Пс. 44 -го мы говорили 1800 , со ссылкой на Ис. 49:2 , Евр. 4и Откр. 1:16 ,-что меч, которым препоясывает Себя Мессия, есть слово Божие и что истина и кротость и правда суть признаки, по которым мы узнаем, что в Пс. 44 -м поистине пророчествуется о царствии Господа нашего Иисуса Христа. В нашем „Опыте исследования Ев. Иоанна“ мы по поводу стиха 25, главы VIII Евангелиста (см. стр. 326) указывали, что Господь Иисус, говоря о Себе: „Я то, что и говорю вам“, сказал: „Я слово; Я истина“. Это и есть вечное победоносное оружие. Ложь – преходяща; это-чадо диавола; вечна одна истина, и она есть принадлежность Единого Всевышнего, Ему же слава во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на этот путь (8–9: ср. 34:13–14: «звери пустыни»... и др.). По нему «возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие; а печаль и воздыхание удалятся» (10 ст. ср. 30:29; особ. 51:11; 65:14, 18–19: ср. также в Откр.5:9 «песнь искупленных»). Главы с 28-й по 35-ю имеют между собою то общее, что все они находятся в непосредственном отношении к нашествию на Иудею царя Ассирийского Сеннахерима и отчасти также к заключенному в Иудее в виду этого нашествия союзу с Египтом. Однако не все они могли быть написаны в одно время, как думает Гитциг, который относит гл. 28–33 ко времени похода Сеннахерима. Так, глава 28 написана, по-видимому, в то время, когда Самария была близка к падению (1–4: «вот крепкий и сильный у Господа... повергает его, т. е. венец царства Ефремова на землю»). Глава 29-я могла быть написана через несколько времени после этого события – еще до нашествия Сеннахерима в 14 г. Езекии (ср. 29:1: «приложите год к году», и «Я стесню Ариил»; в ст. 3–4 тоже нашествие Сеннахерима только еще предсказывается 180 . Затем, из слов 33:7–8: «вот, сильные их кричат на улицах, послы для мира горько плачут, опустели дороги, не стало путешествующих»,... можно заключать, что эта глава написана в то время, когда Сеннахерим уже пришел в Иудею и опустошил ее, т. е. в 14-й год Езекии. Главы 34-я и 35-я также предполагают, что страна уже опустошена, стала «пустынею», и что наступает уже день «мщения за Сион» (34:8). Напротив, в главе 32:9–20 предполагается, что Ассур еще не пришел, так как на полях еще женщины «беспечно» собирают жатву, и пророк еще только предсказывает опустошение страны, ср. ст. 14, 15. Поэтому главы 30–32 могли быть написаны в какой-нибудь из годов Езекии с 6-го до 14-го. 181 Если уже следы времени, отпечатлевшиеся на всех главах с 28-й по 35-ю, свидетельствуют о написании их пророком Исаией; то свидетельство это подтверждается еще более отношением их к основной мысли пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Подробней о внутренних противоречиях в израильском обществе времен Иеровоама II см., напр.: Арсений (Соколов), игумен. Книга пророка Амоса: введение и комментарий. Москва, 2012. Особ. с. 18-22. Гадий был из Фирцы, а Менаим вышел из Фирцы? Еврейский текст допускает обе интерпретации. Согласно Синодальному переводу, Гадий происходил из Фирцы. Современный русский перевод, выполненный под редакцией Михаила Селезнева (Москва, 2011), вставляет еще одну запятую, следуя, таким образом, общему современному пониманию, отраженному в современных европейских переводах: «Менахем, сын Гади, пошел из Тирцы на Самарию». В этом месте локализует Типсах, напр., Библейская энциклопедия Брокгауза: Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 1999. С. 974. В средневековых еврейских комментариях встречается и другая локализация. Напр., у Давида Кимхи (Радак): «Тифсах находился не на земле Исраэля, а за рекой и принадлежал Араму… Вероятно, он находился на рубеже земли Исраэля против Тирцы» ( Книга Царей с толкованием Давида Кимхи. Т. II. Иерусалим-Запорожье, 2009. С. 166). Очевидно, «рекой» Радак называет здесь не Евфрат, а Иордан. См., напр.: CookH.J. Pekah. “Vetus Testamentum”, (1964). P. 121-135. Thiele E.R. Pekah to Hezekiah. “Vetus Testamentum”, (1966). P. 83-107. Протоиерей Александр Мень считал, что создание антиассирийской коалиции было делом рук Египта, который таким образом хотел отгородиться от напористых ассирийцев: «Две великие державы, Ассирия и Египет, много лет готовились к решительной схватке, причем перевес был явно на ассирийской стороне. Между соперниками находились государства Палестины и Сирии, и фараон хотел заручиться союзом с ними, чтобы создать заслон от ассирийцев. Между тем Ассур готовился поглотить эту преграду и выйти на рубежи Египта… В 736 году фараон добился больших политических успехов. Посулами, запугиваниями и увещаниями ему удалось создать блок против Ассирии. Сам он его не возглавил, предпочитая загребать жар чужими руками, а предоставил водительство Пекаху, царю Израильскому, и Рецину, царю Дамаска» ( Мень Александр, протоиерей. Вестники Царства Божия. Брюссель, 1986. С. 130-131). Это лишь предположение. Нет сомнения, антиассирийская коалиция Израиля и Дамаска (в которую, возможно, вошли и некоторые филистимские города-государства) была на руку египтянам, но исторических сведений о реальном участии Египта в ее создании нет.

http://bogoslov.ru/article/4241753

«Покоем», или буквальнее с еврейскаго – покоищем, местом пребывания, обитания Отрасли Иессеевой называется Церковь Христова, которая есть дом Божий ( 1Тим.3:15 ). Она будет славой, т. е. предметом, к которому будут относиться с высоким почтением и так или иначе выражать это почтение ( Пс.44:14 и сл. Ис.60:5 и сл.). И бдетъ в день оный, приложитъ Гдь показати рк свою, возревновати по станк прочем иже аще станетъ и и Вавлна и и и востоквъ солнца, и и островвъ морскихъ. 11. И будет в тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 11 . Приложитъ Гдь показати рк свою=снова станет действовать; ср. русск. снова прострёт руку Свою – для деятельности. Чтобы возвратить себе, буквально с евр.: приобрести покупкой, выкупить – пленных израильтян, которые были «проданы» за грехи свои ( Ис.50:1 ). Продажа и выкуп израильтян совершаются Господом, потому что Израиль есть наследственный удел, собственность Его ( Исх.19:5 . Втор.32:9 ), почему и называет его пророк Исаия «Его (Господа) народом». Между странами, из которых имели быть искуплены Израильтяне, первыми стоят две державы, которым принадлежало первенство в системе современных пророку Исаии и близких к иудеям государств: Ассур=Ассирия и Египет. Последнее имя, евр. Мицраим, в настоящем месте указывает частнее на Нижний Египет: потому что вслед за Мацраим в евр. тексте стоит Патрос=гиероглиф. Петорес=южная сторона (буквально «что принадлежит полудню»), следовательно, Верхний Египет. Вавилон – слав.-греч. – могло бы скорее заступить место Куша, а не Патроса. Слово Куш, как здесь, так и в других местах Ветхого Завета (например, Быт.2:13 . 4Цар.19:9 . Пс.67:32; 86:4 . Ис.20:3 и сл. Иез.30:4 ), переведено по греч. Αϑιοπα, и в большей части указанных мест под этим именем нужно разуметь действительно африканскую страну к югу от Египта. Но в Быт.10:7 сыновьями Хуса называются родоначальники народностей, которых местожительство надо искать никак не в Африке, а в степи на пространстве от западного берега Персидского залива к Аравийскому полуострову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Так изменчиво шли дела в Ассирийской монархии до разрушения ее около 800 г. до Рождества Христова Мидянином Арбаком при соучастии Белеса Вавилонянина. Вероятно в один из таковых периодов усиления чувственных стремлений и был послан в Ниневию пророк Иона для поддержания добрых нравов и для возобновления правильных понятий о Боге небесном, благоволившем наименовать Себя по преимуществу Богом Симовым ( Быт 9:26 1138 ). Итак Ниневия имеет близкое отношение к излагаемым в Библии путям Божественного промышления о спасении всех людей. Конечно, Ассирийская монархия вскоре после Арбака была восстановлена Фулом или Пулом. Но тогда она бесповоротно вступила на путь завоеваний; тогда в ней начался непрерывный ряд жестоких властителей и кровожадных поработителей, из коих один в надписи на своей статуе говорит о себе: «из ушей юношей я сложил целую груду; из голов стариков я воздвиг башню. Я выставил эти головы перед городом в знак победы. Детей обоих полов я жег, – город я разорил и предал потом пламени» (см. у Симашкевича в его сочинении: Пророчество Наума о Ниневии, стр. 53). Тогда Ассур годился быть только жезлом для наказания других и потерял охоту слушаться добрых советов ( Ис 10:5–11 1139 ). Тогда из Ассирии выходили уже хулители Бога Симова – Бога небесного, каковыми явились воины Сеннахиримовы под начальством Рапсака в Иудее ( Ис 36:18–20 ; 1140 37:17 1141 ). Поэтому вероятнее мнение тех, которые путешествие Ионы в Ниневию относят или к последним годам царствования Иоаса или к первым царствования Иеровоама II, царей Израильских. Прочия обетоятельства жизни пророка Ионы малоизвестны, за исключением тех, которые составляют содержание его книги. 50. Содержание книги Услышав повеление Божие о проповедании покаяния Ниневитянам, Иона решился бежать в Фарсис от лица Господня, чтобы не идти с необыкновенною и печальною вестию, как догадывается святой Григорий Богослов ; – и чтобы впоследствии не оказаться лжецом, если город спасется покаянием (Слово 3 по Русск. перев., стр. 77). Может быть, подобно Моисею и Гедеону Иона таким образом старался уклониться от возлагаемого на него поручения по причине трудностей и опасностей, соединенных с исполнением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 82 Н. Гребнев ПСАЛОМ 82 Боже, восстань, не молчи, не таись, Ибо враги расшумелись премного. В дерзости поднял главу свою ввысь Всяк человек, ненавидящий Бога. Против колен, кои Ты отличил, Злобные умыслы враг затаил. Всех истребим, мол, туда им дорога, Чтоб даже имя их мир позабыл. Зло против нас замышляют неправо Люди, которых Едом породил, Дети, чей праотец был Измаил, Племя Агари и семя Моава. Боже, на нас ополчилось полмира, Встали и двинулись с разных сторон Рати Гевала и воины Тира, Встал против нас Амалик и Аммон. Поднялись против Господня оплота Племя Ассура и правнуки Лота. Господи, будет народ Твой спасен, Если всех, жаждущих крови упрямо, Ты поразишь, как в свой час Мадиама, Как Иовина, что рухнул в Киссон. Пусть, кровожадных, постигнет их горе, Их покарай, как князей в Аендоре, Чтобы остался лишь пепел да прах. С ними, идущими с войском трусливым, Так поступи, как с Оривом и Зивом, Кои главы не снесли на плечах. Пусть не кичатся: «Возьмем во владенья Божье имение, Божьи селенья!» Ибо гордятся они не к добру, Все пред Богом — что пыль на ветру Или солома пред вихрем осенним. Господи, всех приведи их в смятенье, Прочь погони их и в бездны свали. И, словно лес, обреченный сожженью, Пламенем Божиим их опали. Лица Ты им заклейми, святотатцам, Да посрамятся они и смутятся, Чтобы на тропы Господни пришли. Сущие в мире пусть вновь убедятся: Нет, кроме Бога, владыки земли. 83-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 83-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Боже наш, не безмолвствуй и не оставайся в покое, ибо наши враги собрались и замыслили злое. Вот, составили заговор против Тобою хранимых — Твой народ извести или сделать толпою гонимых. Сговорились на нас, окружили войсками своими, чтобы не вспоминалось на свете Израиля имя. Тут Моав и Эдом, филистимляне, жители Тира, и Ассур к ним пристал, и другие — почти что полмира, Амалек и Амон, и сыны Ишмаэля и Лота, — против Господа все, ибо против Господня народа. Боже наш, не безмолвствуй и не оставайся в покое — нечестивцам, собравшимся в полчища, сделай такое,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

С 22-го стиха пророк говорит слова Господни. Слова эти раскрывают не только народу Израильскому, но и народу новому, пастве Христовой, что хотя бедствия Иудеев и Иерусалима суть наказания Господни, но что и народы, попиравшие Иудею и Иерусалим, исполненные злобы и греха, понесут должное наказание, так как в них должна быть наказана злая воля, влекшая их на попрание всех народов, которые были слабее их. „Враждуйте народы, но трепещите!“ восклицал пророк в гл. VIII, 9–10. Вы делаете сознательно зло, а что Господь обращает его на пользу человечеству, это не может служить вам в оправдание. Слова пророка, в главах VIII, X, XIV или XLIX, 26 о притеснителях, имеющих испытать на себе гнев Божий и испить ту чашу страданий, которую вкусил Израиль и в первые три века Христианства вкушала гонимая Церковь Христова, относятся ко всем народам, мучившим другия племена и преследовавшим свет истины. Так пали Ассур с Ниневией и Халдея с Вавилоном; так пала и Персидская монархия, когда она сделалась орудием жестокости и лжи. Так пал строй языческого высококультурного греко-римского мира, замененный Христианскими идеалами и стремлениями, и эта новая жизнь спасла этот мир. 1612 Многие относят этот Псалом, надписанный „учение сынов Кореевых“ ко времени Маккавеев, другие ко времени поражения и смерти Иосии (4Цар. 23ср. 2Пар. 35:20–25 , ср. еще Зах. 12:11 ). Некоторые же и в том числе Speaker’s Comm. считают вероятнее отнести его ко времени Давида, полагая, что одно из неудачных сражений подало повод к начертанию его (v. IV, Psalms; see. Ps. XLIV). 1617 См. в Изуч. Ев. от Иоанна, ч. II, стр. 100 –102, единство Св. Троицы в словах Господа Иисуса. 1619 См. прор. Иер. 25:15–29 „Возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости, и напой из нее все народы“. Ниже перечисляются все народы известной тогда части земли, начиная с Иерусалима и Иудеи, с указанием (ст. 29), что если народ и город, на котором имя Господне, наказуются, то останутся ли ненаказанными другие народы. Ср. выше всю XXIV гл. Исаии с вашими замеч. 1622 Мы говорили в Опыте нашем изучения Ев. Св. Иоанна, ч. I, стр. 33–36, что: „разрушение Иерусалима и храма было не только наказанием злобному народу, но еще было, по воле Премудрого, началом полного отделения христианства от иудейства... необходимого для полной свободы церкви Христовой“. „Древний обрядовый религиозный мир окончился навсегда“... „Христианство отрешилось от всякой народности“... оно должно было стать всемирным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вторая часть книги (4–14) содержит три пророческие речи, относящиеся ко времени преемников Иеровоама II: Захарии, Селлума, Менаима, Факии, Факея и Осии. В них подробно описываются грехи израильтян, говорится о наказании за них, содержатся обетования о спасении. Говоря о грядущих страданиях, пророк предсказывает, что в бедствиях народ раскается и скажет: «Пойдем и возвратимся к Богу, ибо Он уязвил, и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны». В настоящем своем состоянии, говорит пророк, они не исправимы; ложь, воровство и разбой действуют открыто; все благое пожираемо идолопоклонством «как печью, растопленною пекарем». Но, несмотря на нечестие, Господь верен Своим обетованиям. Он через пророка напоминает Израилю о промышлении о нем в дни его юности: «Когда Израиль был юн, Я возлюбил его и из Египта вывел сына Моего. Я звал их, а они уходили прочь, приносили жертву и кадили истуканам. Я Сам приучил Ефрема ходить (учил путям жизни), носил его на руках Своих (во время 40-летнего странствия в пустыне), а они не сознавали, что врачевал их...» (11:1–3). А теперь «Ассур он будет царем его... И падет меч на города его и истребит затворы его» – говорит пророк, от лица Божия предсказывая плен. Но далее он говорит о милосердии и любви Божией. «Повернулось во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя. Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; ибо Я Бог, а не человек...» (11:8–9). Последние три главы представляют собой резюме всего сказанного в одиннадцати главах. Построены все речи в книге по одному плану: сначала следует обличение, потом угроза наказанием и, наконец, обетование спасения. Мессианские пророчества Осии Обетования спасения, заключающие каждый отдел книги пророка Осии, имеют мессианское значение, так как черты, в каких изображается это спасение, согласны с мессианскими предсказаниями других пророков и приложимы ко Христу и Его Церкви. Стихи себе пророчество о новом Израиле – христианах. Апостол Павел приводит эти стихи в послании к Римлянам (9:25–26) и говорит об исполнении содержащегося в них пророчества, т.е. о призвании в Церковь Христову не только иудеев, но и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010