«Ибо вот они», говорит пророк, созерцая пленение народа как факт уже как бы совершившийся, «переселены из-за опустошения», на них обрушившегося; «Египет примет их», или точнее, соберет их по одному всех вместе и как бы в одной могиле похоронит их, как это видно из дальнейших слов пророка: «Мемфис похоронит их». Мемфис – название греческое, вместо египтского Мамфта или Мануф, откуда у Евреев Моф, как именно здесь у Осии в евр.; или Ноф, как у Ис.19:13 ; Иер.44:1 и др. Это была столица среднего Египта, недалеко от нынешнего Каира, почему и названа здесь вместо всего Египта (ср. Иез.30:13 ). Священное имя этого города было Га-ка-фта, т.е. дом почитания Фта (египетского бога огня, греч. Вулкана (см. Comm Keif, на Ос.9:6 ). Но и здесь, как и в выше упомянутых местах ( Ос.8:13, 9:3 ), Египет принимается не как земля пленения десятиколенного Израиля, или изгнания туда, а как древний тип, по ( Втор.28:68 ), земли рабства, которое собственно будет исполнено в земле ассуровой, потому что у Осии только Ассур всюду является как жезл ярости Божией относительно безбожного десятиколенного Израиля, а отчасти и Иуды. Царь Ассур есть царь яреб – поборник, – у которого Ефрем ищет помощи и в котором получит вместо помощи стыд ( Ос.3:13, 10:6 ); ибо от ассирийского царя Салмана (сокращенная форма Салманассара, разрушившего Самарию – 4Цар.17:6 ) идет разрушение и опустошение ( Ос.10:14 ). Наконец в ( Ос.11:5 ) ясно говорится: «не пойдет он опять в землю египетскую Ассур, – он будет царь у него». Итак, Израиль будет изгнан на погибель в землю пленения. Что же касается до его отечественной земли, до оставленных им жилищ и сокровищ, то жилища эти и сокривища будут разграблены, и те места, где находились эти сокровища и где стояли жилища и шатры Израиля, будут превращены в пустыню и заростут дикими, колючими растениями. «Драгоценностями их из серебра», домами, украшенными и наполненными благородными металлами, «завладеет колючий терн, волчец в шатрах их», волчец и колючий терн будут расти на месте разграбленных, разрушенных жилищ и шатров Израиля, – всюду будет лежать печать всеобщего запустения (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Духом и в общение предрекаемых им Христовых состояний. Этим слово Божие именно поучает нас (как уже сказали мы выше и снова подтверждаем), что – тем более нам в Новом Завете удобно и должно входить в самый человеколюбивый дух Христовых состояний и особенно Христовых страданий, или «сие мудрствовать, еже и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ), победившем зло мира чрез понесение бремени его на себе самом. С заглаждением грехов человеческих, по исаиным предречениям, должно быть отнято средостение, отделяющее израильтян и язычников между собою 15 , и тем и другим откроется равный доступ к Богу: «в тот день из Египта в Ассирию будет уравнена дорога, Ассур будет проходить в Египет, и египтяне вместе с Ассуром будут служить Иегове. В тот день Израиль будет третий в союзе с Египтом и Ассуром; благословение будет на земле, которую Иегова благословит, говоря: благословен народ Мой египтяне, и дело рук Моих Ассур, и удел Мой Израиль» ( Ис.19 ) 16 . Вообще внешние, плотские или только наружно-церковные преимущества и лишения не будут значит ничего в отношении к избранию и оправданию, но одна живая и деятельная вера и верность: «не говори, чужеземец: отдалил меня Иегова от народа своего, и скопец не говори: вот я дерево сухое. Ибо так говорит Иегова скопцам, которые... приемлют то, что Я люблю, и держатся завета Моего: дам им в доме Моем и в стенах Моих часть и им лучше, нежели сынам и дочерям, имя вечное дам им – и иноземцам, присоединившимся к Иегове, чтобы служить Ему... дам им веселие в молитвенном доме Моем: ибо дом Мой назовется молитвенным домом для всех народов» ( Ис.56 ). – Так эту великую тайну, над раскрытием которой столько трудился в Новом Завете избранный сосуд слова Божия апост. Павел, – тайну призвания языков, – уже ясно предуказал Исайя; но с другой стороны столько еще образной прикровенности оставалось в сей тайне, что языки у Исаии представляются в царстве Мессии, еще как будто прозелитами иудейства: «дам им в доме Моем и в стенах Моих часть... иноземцам, присоединившимся ко Мне, дам им веселие в молитвенном доме Моем (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

5 . Пятое горе: на Ассура, спасение и прославление Иерусалима гл. 33. Ассирияне стоят уже в Иудее, опустошили страну и угрожают Иерусалиму. Пророк с оружием пророчества и молитвы является между Ассуром и своим народом, и горе обращается от одного к другому. Ассур некогда испытает сам, что делал другим ( Ис.33:1 ). Пророк молится за свой народ и созерцает духом, как Господь истребит его врагов и начнется новое время ( Ис.33:2–6 ). Но от будущего пророк снова возвращается к настоящему. Он горюет о бедственном современном положении и плачет с своим плачущим народом. Сеннахирим, хотя и получил за мир требуемую сумму, подступает однако к Иерусалиму и опустошает на пути страну ( Ис.33:7–9 ); поэтому Господь истребит Ассура: гнев Ассура на Иерусалим послужит ему в погибель ( Ис.33:10,11 ). Вполне погибнет, внезапно ( Ис.33:12 ), в научение как язычникам, так и Израилю ( Ис.33:13–16 ). Но народ Божий, наученный судом, увидит среди себя во славе своего Царя ( Ис.33:17 ). Горе исчезнет тогда подобно сновидению ( Ис.33:18,19 ); безопасно и спокойно будет стоять вечно Иерусалим и Господь будет жить в нем и служить ему защитой, как если бы он окружен был широкими реками и глубокими каналами ( Ис.33:20–22 ). Теперь Иерусалим подобен кораблю, носимому бурей; но тогда будет иначе. Ассур попадет на мель и Иерусалим, не прибегая к оружию, обогатится богатствами ассирийского лагеря. Но все это спасение основывается на прощении грехов ( Ис.33:23,24 ). Шестая Часть. Заключительная речь о суде над всем миром и о спасении народа Господня гл. 34 и 35. Предсказания пророка касаются всех народов, преимущественно в их отношении к бществу народа Божия. Поэтому пророк заставляет народы, a с ними и всю земную природу выслушать суд, идущий на них ( Ис.34:1–3 ). От этого суда погибнет нынешнее небо и нынешняя земля ( Ис.34:4 ; Апок.6:14 ). Наказующая сила истребляет враждебный народу Божию мир ( Ис.34:5–7 ), для отмщения вечным наказанием за грехи против народа Божия ( Ис.34:8–10 ). Враждебный Богу мир обратится в пустыню, исчезнет навсегда с своим богатством и славою ( Ис.34:11,12 ), он сделается развалинами ( Ис.34:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

И следующий 25-й стих рисует благоденствие страны, помилованной Богом. 25 . И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни. Последнее выражение довольно темно, но Епископ Петр, по сравнению с Ис. 2указывает, что башни повергнутые как бурею, судом Божиим, суть символы царей и царств, униженных и уничтоженных Господом. Мы присовокупим, что изображение страны, благословляемой Богом, переходит в пророчество о царствии Божием. Мы напоминаем Ис. 12:3 : „в радости народ будет почерпать воду из источников спасения“, и Иоил. 3 „из дома Господня выйдет источник и будет напоить долину Ситтим“ 1082 и Ис. 40:4 : „всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизится“. 26 . И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы. „Эта эмблема изображает обильное излияние духовного света“, говорит Епископ Петр (ч. I, стр. 351). Этот свет исцеляет те язвы и Израиля и всего человечества, которые делали из Иудеев как бы гнойный струп, как указывал пр. Исаия ( Ис. 1:6 ). С 27-го по 33 стих пророчество произносится о гибели Ассура и о радости верных Господу сердец. Надо памятовать, что (как мы говорили и во вступлении и в главах X и XIV) Ассур не только известный народ, или символ исторической его силы, – но Ассур в пророчестве Исаии есть еще (как и Вавилон) типическое имя сатаны, представителя злобной силы, борющейся против правды и грядущего царствия Божия. 27 . Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, 28 . и дыхание Его, как разлившийся поток, который подымается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению. Выше мы видели, что гнев Господень угрожал Израилю за непослушание, потому что суд начинается с дома Божия, как говорит Апостол Петр ( 1Пет. 4:17 ), но потом обращается на все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ис.36–37 ; Наум. 1:7–11 ). Но пророк не довольствуется тем, что он изрек об определении Божием касательно погубления Ниневии и об основании, или причинах этого погубления. То и другое, т. е. и определение Божие и основание для этого определения, он еще теснее и точнее раскрывает: «так говорит Иегова», вещает он, обращаясь к войску ниневийскому, к этим врагам народа Божия, «хотя они и благоденствуют и их так много, – но так они будут и скошены», – хотя воинство Ниневии и пребывает невредимым доселе, крепкое своими силами и своей многочисленностью, не смотря на то оно все-таки будет уничтожено и уничтожено ровно настолько, насколько оно внутренне сильно и совне-многочисленно; «и исчезнет он», прибавляет пророк, – исчезнет неприятель весь до чиста, погибнет, как один человек. С погибелью Ассирии кончится данническое иго, которое Иуда нес на себе во времена царствования Ахаза и в первые годы царствования Езекии. Иго Ниневии над Иудой более не повторится (см. ст. 9). «Я теснил тебя», говорит Бог устами пророка Иуде, – «но впредь уже не буду теснить. И сокрушу ныне ярмо его (Ассура ср. Ис.10:27 ), лежащее на тебе, и узы твои разорву». Хотя через поражение полчищ Сеннахирима под стенами Иерусалима ярмо Ниневии над Иудой было потрясено и значительно ослаблено, но не было уничтожено в конец, как и показал впоследствии случай нападения на царство Иудино военачальников ассирийских при царе Манассии, – нападения, во время которого царь Манассия был взят в плен и отведен в Вавилон ( 2Пар.33:11 ). Окончательное уничтожение ярма могло совершиться только вместе с окончательным уничтожением могущества ассирийского через полное разрушение Ниневии, что Бог действительно и определил, как еще раз подтверждает пророк. «И изрек Иегова о тебе», говорит он, обращаясь к Ассуру: «не будет уже отраслей твоего имени», – не будет более никаких потомков у Ассура; «из дома богов твоих (из идольских храмов) будут истреблены (всякого рода) истуканы и изваяния, Бог приготовил Ассуру гроб его; потому что Ассур найден легким», – недостаточным по своей нравственной вескости; Бог приготовил гроб, определил окончательную погибель Ассуру и богам его, на которых он надеялся, как на источник его силы и могущества, определил потому, что Ассур со своими идолами оказался на весах правды Божией недостойным существования (1:12–14). II. Завоевание, опустошение и разрушение Ниневии

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

                        и не вспомнится уже имя «Израиль». " Совет» сод – тайный, в узком кругу лиц ( Пс.25 /24:14). «Совещаются» – корень глагола указывает, что «совещаются на совете эца – более широком, чем сод. «Имя Израиль» – как принадлежащее народу Церкви. Те, кто восставал на ветхозаветный Израиль, поступают точно так, как – те, кто враждует на Израиль Нового Завета: чтобы имена «Бог» и « Церковь » позабылись, исчезли из памяти, как должна исчезнуть сама Церковь . Пс.82:6             И посовещались единодушно,                         против Тебя союз заключили: «Единодушно» – букв.: сердцем едины. «Союз» берит – также: завет. Организационно стадии осуществления враждебных действий против народа Церкви таковы:        «шумное» движение вовне ( хамон ) – тайный совет, заговор ( сод ) – более широкое совещание ( эца ) – зафиксированный союзный договор ( берит ) – активные действия с привлечением мировых финансов («Тир») и иностранной военной помощи («Ассур»). Эти организационные стадии наблюдаются и в современной истории. Описывается состав коалиции: Пс.82:7,8             шатры Едома и Измаильтяне,                         Моав и Агаряне,                   Гевал и Аммон, и Амалик,                         Филистимляне с населяющими Тир. «Пророк показывает, что первыми врагами бывают домашние, то есть родственники, как говорил об этом и Христос ( Мф.10:36 )» (ПсСвОт). Родственники – это: Едом (Исав, близнец Иакова); потомки Измаила (сын Авраама от Агари); Моав и Аммон (сыны Лота, племянника Авраама); потомки Агари (имела ли Агарь других детей, кроме Измаила?); Амалик (внук Исава, Быт.36:12 ; враг Израиля со времен Исхода, Исх.17:8 ). Это – родственники. Гевал – тоже, может быть, родственное племя (соседи Идумеян). За «родственными» идут враги «чужие»: Филистимляне (группа народов-государств) и жители Тира (финансового центра всех времен). К этой коалиции примкнули Ассирийцы: Пс.82:9             И Ассур примкнул к ним,                         они стали мышцею 443 для сынов Лота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

и) В толк. 5–6 ст. 5 гл. кн. пр. Михея: «Егда Ассур приидет на землю вашу и егда взыдет на страну вашу и востанут нань седмь пастыри, и осмь язв человеческих, и упасут Ассура оружием, и землю Немродову во рву его, и избавит от Асура, егда приидет на землю вашу, и егда вступить в пределы ваша. Для объяснения сих стихов мы скажем, что пророческое слово опять удаляется от чувственных и наглядных предметов, как бы поднимается вверх и от видимого образа искусно уводит к духовным явлениям. Под Ассирийцами здесь разумеет уже не человека из Вавилона, но скорее виновника греха, или сатану, или даже говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона, о котором и божественный псалмопевец воспоминает, говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс.86:3 ); ибо Христос обитает в церкви и как бы сделал ее некоторым городом Своим, хотя Он божественным естеством Своим наполняет все. Итак, она есть град Божий, как бы некая вемля, страна освященных и в Духе обогатившихся единством с Богом. Итак, говорит, когда Ассириянин придет на город ваш, то есть, когда жестокие и враждебные силы захотят напасть на святых; то они не найдут их лишенными защитников; ибо против них восстанут седмь пастыри и осмь язв человеческих. Кажется, мысль сего пророчества при помощи времен и чисел, говорю, семи и осми, хочет указать на святых, бывших до пришествия Христа, во время самого пришествия и после сего... Итак, когда, говорит, приидет Ассур, или чужеземец и варвар; тогда-то он придет к семи пастырям и осми язвам; ибо мы найдем, что и во время закона были святые, которых называет семью пастырями; и кроме них были еще апостолы и евангелисты и, сообразно с нуждами церквей, учители, которые всегда мужественно вели борьбу и восставали против обольщений демонов и неутомимой злобе лукавого противопоставляли свойственную им бдительность. Они спасают живущих в святой земле и стране, утверждая их своими наставлениями во всем, что есть самого наилучшего... Но если бы на кого напал ассириянин, то есть, муж иномыслящий и заблудившийся и не имеющий правой веры, как бы хромающий и изломанный умом; то и сему противопоставят силу истины, как бы угрызая его как волка и изгоняя его из стада духовных овец. Итак, сии седмь пастырей, а также и подразумеваемые под осмью язвами упасут Ассура оружием... А что за орудие следует разуметь здесь, которым обыкновенно пользовались святые, это объясняет псалмопевец, говоря о них: «И мечи обоюдуостри в руках их» ( Пс.149:6 ); живо бо слово Божие и действенно и острейше паче всякого меча обоюду остра ( Евр.4:12 ) (т. X. стр. 127–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Ос.11:2 . Звали их, а они уходили про­чь от лица их: при­носили жертву Ваалам и кадили истуканам. «Звали их». Слова ст. 2 можно понимать о проповеди пророков, которых Господь посылал Своему народу; или же безлично (Гоонакер) «сколько их ни звали, они уходили прочь». Некоторые комментаторы согласно с текстом LXX, читают глагол в начале стиха в числе единственном и понимают об Иегове (­­ звал Я их). Ос.11:3 . Я Сам при­учал Ефрема ходить, носил его на руках Сво­их, а они не сознавали, что Я врачевал их. Пророк указывает на проявление любви Господа к Израилю в самом начале его истории: вероятно, имеется в виду факт ( Исх 15.27–26 ), когда, по действию Божию, сделались сладкими воды Мерры и Иегова, т. о. явился целителем Своего народа. Ос.11:4 . Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднима­ю­щий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: новый образ любви Божией; Господь в отношении к Израилю уподобляется доброму хозяину, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Смысл образа тот, что Иегова облегчал Израилю иго закона и дал ему средства к исполнению этого закона. Текст LXX (и слав.) в ст. 3-м имеет много отступлений от подлинника. Отступления эти объясняются обыкновенно предположением ошибок в чтении евр. текста греч. переводчиками. Ос.11:5 . Не воз­вратит­ся он в Египет, но Ассур – он будет царем его, по­тому что они не захотели обратиться ко Мне. «Не возвратится он в Египет» (lo jaschul); «но Ассур – он будет царем его». Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) не читают отрицания, при глаг. jaschuv, полагая, что lo должно быть отнесено в конец ст. 4, (где вместо lo – не должно быть lo – ему). Упоминание об Египте, как и в Ос 8.13, 9.3 , понимают в смысле общего указания на страну рабства. Мысль пророка в таком случае получается такая: Израиль отверг отеческое попечение Иеговы ( Ос.11:1–4 ); за это он пойдет в рабство и будет подчинен тираническому владычеству Ассирии – LXX евр. jaschuv, ( возвратится) читали, как jaschav ( жить, поселяться) отсюда в слав: «вселися Ефрем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(6) Положение [Церкви] изменилось при Нероне, после того как он обнаружил, что великое множество людей не только в Риме, но и повсюду ежедневно изменяет культу идолов и присоединяется к новой религии, осужденной древностью 902 ; казалось, что ненавистный, достойный проклятия тиран возник вдруг именно для разрушения небесного храма и истребления справедливости и был первым из всех, кто преследовал рабов Божиих, распял Петра и убил Павла. (7) Но все-таки не осталось это безнаказанным, ибо Бог увидел мучения народа Своего. Тогда презренная гордость низвергла властелина, и, свергнутый с высот человеческих, бессильный тиран нигде больше не появился, так что неизвестно на земле и место погребения столь злого зверя. (8) От этого всякие сумасброды верят, что он был перенесен и сохранен живым, – поскольку, как предсказано Сивиллой: С дальних пределов [земли] возвратится мать погубивший, (Сив 5:363) чтобы тот же, кто был первым преследователем, напоследок ещё раз исполнился силой и предвосхитил приход Антихриста. (9) Вследствие чего не должно верить, что подобно тому, как два живых пророка были перенесены в позднейшие времена 903 , а именно когда сошла святая и вечная первосущность Христа, точно так же считают, и Сивиллы предсказывают такое будущее, что Нерон вернётся, чтобы быть проводником диавола и предшественником идущего Сатаны для опустошения земли и уничтожения рода человеческого 904 . ВИКТОРИН ПАТАВИЙСКИИ – ТОЛКОВАНИЕ НА ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА И зверь, выходящий из бездны. После того, как совершатся многие бедствия, выйдет из бездны зверь. О бездне же этой, откуда он выйдет, есть много ясных свидетельств. Ибо говорится в 31-й главе Иезекииля: вот, Ассур, кипарис на горе Ливанской (31:3). Как поверженный Ассур был [некогда] высоким ветвистым кипарисом среди многих народов на горе Ливанской, так же и [сейчас] царство царств Римское с прекрасными ветвями и крепким войском. Воды, говорится, питали его ( Иез. 31:4 ) 905 , то есть многие тысячи людей, которые подвластны ему. Это и есть та бездна, которая извергнет его (зверя). Ведь и Исайя говорит почти теми же словами 906 . А что он (зверь) будет в царстве Римском и из числа Цезарей, об этом свидетельствует и Павел апостол; который говорит Фессалоникийцам: удерживающий ныне да держит, пока не будет взят от среды. И тогда явится беззаконник, чьё пришествие будет по действию Сатаны, со знамениями и чудесами ложными (2 Фес 2:7–9) 907 . И чтобы знали, что придёт тот, кто тогда был владыкой 908 , прибавил: тайна коварства уже приуготовлена ( 2Фес. 2:7 ), то есть коварство, которое он совершит, уже производится, чтобы были осуждены те мужи, а также отцы их, воскрешенные по велению Божьему, о которых сказал Павел: за то, что не обратились к любви Божией, постигнет дух заблуждения, внушающий ложь, тех, которые не верили истине (2 Фес 2:10–12). И Исайя говорит: ожидали они света, [но] тьма постигла их (59:9) 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Некоторые христианские толкователи (например, святитель Иоанн Златоуст 63 ) усматривают воспроизведение данного пророчества из Исаии в послании апостола Павла к Фессалоникийцам ( 2Фес.2:8 ), где слово «нечестивый» ( νομος, букв, «беззаконник») стоит в единственном числе, что позволяет в данном и некоторых других случаях библейского употребления этого слова (например, в Пс.67:22, 109:6 ; Авв.3:13 ) находить индивидуальное обозначение эсхатологического лица, враждебного в наивысшей степени Богу и Его Помазаннику. Если говорить о ближайшем историческом смысле, который имел в виду пророк Исаия из-за нашествия Ассура, то и в этом случае, называя Ассур «нечестивым», он все же указывал и на конкретное историческое лицо, которое должно придти в будущем, поскольку в другом месте (гл. 14) под образом Ассура Исаия рисовал «восходящего денницу», т.е. сатану. На символическо-прообразовательном языке Исаии поражение исторического Ассура будет означать победу Мессии над Его личным противником и врагом, ибо и Ассур, и антихрист мыслятся как воплощения общего злого начала 64 . В стихе 11:5 Исаия продолжает описывать справедливость Мессии – царственного Судии: «И будет препоясанием чресл (, «матнау») Его правда (, «цедек»), и препоясанием (, «эцор» 65 ) бедр Его (, «халацау») – истина (, «гаэмуна»)». Чресла (, «матнау») и бедра (, «халацау») означают верхнюю часть ног вместе с поясницей, место, где надевали пояс. В Священном Писании Ветхого Завета нравственные свойства и силы человека, проявляющие действия Божии в человеке, нередко сравниваются с одеянием, поскольку одежда формирует внешний облик (см. Ис.59:17 ; Иов.29:14 ; Пс.64:7, 103:2, 108:19 и др.). Препоясание или пояс (, «эцор» 66 ) важно в одежде, поскольку только собрав платье воедино, можно обеспечить легкость движений, что символизирует деятельность человека в целом. В данном случае он обозначает объединение всех свойств и действий потомка Иессеева началами правды (, «цедек») и истины (, «эмуна»), в их неразрывной связи друг с другом. Употребленное здесь слово «истина» («эмуна», ) происходит от глагола «быть твердым», отсюда другое значение глагола – «быть верным, неизменным», и иное значение слова («эмуна») – «верность» (переведено так на греческий (πστις) Симмахом и Феодотионом). Это подразумевает верность и строгую сообразность всех поступков личности Мессии воле Божией 67 . 9. Деяния Отрасли от корня Иессеева в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010