3 . ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены; Продали себя и Израиль и все человечество за грех и в первые дни праотцев и в течение жизни всего человечества и каждого народа и отдельной личности. Цена, полученная за грех народом и человеком, есть по существу своему ничто: временное обманчивое наслаждение, не могущее дать ни счастья, ни спокойствия 1625 . Но между тем правда Божия должна была получить удовлетворение. Человечество не могло ничем выкупить себя: но вот Сам Бог глаголет:. „без серебра будете выкуплены“ ( 1Пет. 1:18–20 ). Вспомним здесь прекрасные слова Иоанна Златоустог о, в беседе 18 на I Кор. VI, 15–20, в изд. Спб. Акад. 1863 года, стр. 314: „Божиими же называет (Ап. Павел Христиан) – не только потому, что Бог сотворил их, но и потому, что, когда они сделались чуждыми Ему, Он вторично приобрел их ценою крови Сына Своего“. 4 . ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. 5 . И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. Стихи эти воспоминают историческое прошлое, причем указывают, что в Египет пришли Израильтяне гостями и (по связи с стихом 3-м) были „проданы“, т. е. теснимы, как бесправные рабы, точно также теснимы были они Ассириянами. После того пророчество видит еще грядущее бедствие; народ будет опять „взят даром“, и над ним грозные „властители неистовствуют“. Здесь можно понимать грядущий плен Вавилонский с разрушением града и храма. Но не следует забывать того, что (как мы говорили и во вступлении и в примечаниях) под именами древних восточных монархий, теснивших Израиля, надо разуметь неустанную борьбу злого начала против правды и добра. И Египет (левиафан гл. 27 Исаии и крокодил гл. 29 Иезекииля и др.) и Ассур и Вавилон было типическими представлениями сатаны, старающагося разрушить твердыню церкви Божией непоколебимую. Но в среде ее явились изменники Царю и Богу своему. Эти изменники, предающиеся сатане посредством идолопоклонства, разврата, неправосудия, продают народ свой, и сами делаются жестокими властителями, тем более вредными, что они развращают народ свой и колеблют в нем и веру, и идею правды и добра. Об этом неоднократно говорил Исаия, как мы это видели выше 1626 . В более обширном смысле властелинами Израиля и всего человечества являются грехи и страсти и преступления и озлобление: чада тьмы и князя мира, которые заставляют человека „бесславить постоянно имя Господне“. Но эта всеобщая болезнь, по милосердию Творца, должна была быть исцелена и могла быть исцелена только Им же. Таково значение стиха 6-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2:20; 31:7). Тогда Господь даст дождь, «и хлеб, плод земли, будет обилен и сочен», стада будут пастись на обильных пастбищах, «и на всякой горе высокой и на всяком возвышенном холме потекут ручьи, потоки вод» (23–25 ст.). «Свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (26 ст.). Гнев Господень, подобно «огню поедающему» и «дыхание его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи» (ср. 8:7–8; 28:2), «развеет народы»,... «от гласа Господня содрогнется Ассур, как жезлом поражаемый».., «ибо Тофет давно уже устроен – в костре его много огня и дров, дуновение Господа, как ноток серы, зажжет его» (27–28, 30–33). А на Сионе будут песни, как в ночь священного праздника (т. е. Пасхи при исходе из Египта и вообще Пасхи; ср. Исх.12:12, 16, 42 ...), и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне, Израилевой» (29 ст.). – Еще раз возвещает пророк горе тем, которые «полагаются» на «силу коней» и на колесницы Египта, «а на святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают» 170 . Но «премудр Господь и наведет бедствие и не отменить слов Своих» (ср. 28:29); «восстанет против помощи делающих беззаконие». «Египтяне – люди, а не Бог , и кони их – плоть, а де дух» (1–3). Не в силе коней Египта спасение, а в «обращении к Господу» (6), ибо как лев от крика множества пастухов не содрогнется, так «Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его». «Как птицы птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет» (31:4–5). «В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех». И Ассур падет – «не от человеческого меча» (а силою Божией); «и пробежит мимо крепости своей» от страха пред Господом, «Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме» (7–9, ср. 10:17). «Вот, Царь будет царствовать по правде и князья будут править по закону» (1 ст.); т.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Отделение это разделяется на две части: А) предложение (ст. 5), и Б) изложение предложения (ст. 6–34). Изложение состоит из пяти членов. Первый член содержит: 1) показание причины, по которой Бог определил попустить Ассириянам напасть на Иудеев, – именно наказать лицемеров, порочных; 2) показание пороков, допущенных Ассирийскими царями в исполнении суда Божия; 3) показание наказания, определенного им (ст. 6–13). Второй член содержит подтверждение предыдущих слов и снова изображает гордость Ассирийского царя, обличает ее и подробнее объясняет суд Божий над ними, (ст.6–20). Третий член изображает состояние Церкви, очищенной скорбями, нанесенными ей от Ассириян (ст.20–24). Четвертый член содержит приложение предыдущего пророчества о поражении Ассириян к утешению Церкви (ст. 24–28). Пятый член содержит более частное описание нашествия сильного царя Ассирийского на Иудею, с его действиями и последствиями (ст. 28–34). Объяснение А) Предложение Ст. 5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! Смысл этих слов такой: горе Ассириянам, которые суть только орудие карательного суда Божия и которых все успехи в завоеваниях зависят единственно от того, что Бог в праведном гневе Своем определил чрез них наказать беззаконный Свой народ. Как палка в своем движении зависит от держащего ее, по его воле принимает направление и ударяет: так и Ассур, разумеется Сеннахирим, – бич гнева Божия во всяком своем движении и действии зависел от Бога, а без Его воли ничего не мог сделать. Вообще из этого видно, что все в мире – великое и малое подчинено провидению Божию, все царства в мире основываются, утверждаются или разрушаются для известных целей, назначенных Богом, которых люди часто не могут постигнуть; все движения царств, все советы, намерения, предприятия и конец предприятий царей Провидением управляются так, что без воли Божией ничего не могут сделать; а когда Бог чего хочет, то цари делают ни больше, ни меньше, как сколько Бог определил, или попустил сделать. Бог иногда так располагает обстоятельства, что по направлению их даже нечестивые против собственной воли исполняют волю Божию; а без воли Божией ничего не могут сделать при всех своих усилиях (См. под. Иер.51:20 ; Притч.21:1 ; 1Пар.5:26 ). В этом смысле и языческие цари иногда называются рабами, служителями Божиими, исполнителями Его воли ( Иер.25:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Некоторые христианские толкователи (например, святитель Иоанн Златоуст 392 ) усматривают воспроизведение данного пророчества из Исайи в послании апостола Павла к Фессалоникийцам ( 2Фес. 2:8 ), где слово «нечестивый» ( νομος, букв, «беззаконник») стоит в единственном числе, что позволяет в данном и некоторых других случаях библейского употребления этого слова (например, в Пс. 67:22; 109:6 ; Авв. 3:13 ) находить индивидуальное обозначение эсхатологического лица, враждебного в наивысшей степени Богу и Его Помазаннику. 393 Если говорить о ближайшем историческом смысле, который имел в виду пророк Исаия из-за нашествия Ассура, то и в этом случае, называя Ассур «нечестивым», он всё же указывал и на конкретное историческое лицо, которое должно прийти в будущем, поскольку в другом месте (гл. 14) под образом Ассура Исаия рисовал «восходящего денницу», т.е. сатану. На символическо-прообразовательном языке Исаии поражение исторического Ассура будет означать победу Мессии над Его личным противником и врагом, ибо и Ассур, и антихрист мыслятся как воплощения общего злого начала. 394 В стихе 11:5 Исаия продолжает описывать справедливость Мессии – царственного Судии: «И будет препоясанием чресл ( , " матнау») Его правда ( , " цедек»), и препоясанием ( , " эцор») бедр Его ( , «халацау») – истина ( , «гаэмуна»)». Чресла ( , «матнау») и бедра ( , «халацау») означают верхнюю часть ног вместе с поясницей, место, где надевали пояс. В Священном Писании Ветхого Завета нравственные свойства и силы человека, проявляющие действия Божии в человеке, нередко сравниваются с одеянием, поскольку одежда формирует внешний облик (см. Ис. 59:17 ; Иов. 29:14 ; Пс. 64:7; 103:2; 108:19 и др.). Препоясание или пояс ( , «эцор») важно в одежде, поскольку только собрав платье воедино, можно обеспечить лёгкость движений, что символизирует деятельность человека в целом. В данном случае он обозначает объединение всех свойств и действий потомка Иессеева началами правды ( , «цедек») и истины ( , «эмуна»), в их неразрывной связи друг с другом. 395 Употребленное здесь слово «истина» («эмуна», ) происходит от глагола «быть твёрдым», отсюда другое значение глагола – «быть верным, неизменным», и иное значение слова («эмуна»), обсуждавшееся в §1.5, – «верность» (переведено так на греческий ( πστις) Симмахом и Феодотионом). Это подразумевает верность и строгую сообразность всех поступков личности Мессии воле Божией. 396 5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Примирение народов не рисуется в Кн. Исайи как внешнее торжество Израиля над врагами. Напротив, и те, кто были поработителями (Ассур), и те, кто несли соблазн многобожия (Египет), войдут в священное братство возрожденного человечества: В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской… В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и египтяне в Ассирию. И египтяне вместе с ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — египтяне, и дело рук Моих — ассирияне, и наследие Мое — Израиль. (19,19,23–25) Таким образом, мессианская эра рисуется в Кн. Исайи как эра универсализма . Вторая особенность мессианских чаяний пророка заключается в том, что Помазанник Божий выступает как конкретное Лицо . Важнейших мессианских пророчеств у Исайи, как было сказано, три. Первое прозвучало около 734 года, когда войска ефремо-сирийской коалиции шли на Иерусалим. Царь Ахаз готовился встретить превосходящие силы врага и обходил оборонительные сооружения, когда перед ним предстал пророк Исайя. «Не страшись и да не унывает сердце твое», — сказал он царю. Ахаз должен стоять твердо в вере, ибо град Давидов будет спасен. Пророк даже предложил монарху дать знамение, удостоверяющее в непреложности обетования. Сион уцелеет, какой бы враг ни посягнул на него. Ахаз, лелея планы чисто политические (см. §4), не пожелал просить у Бога знамения. И тогда пророк сказал: Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил , Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо прежде, нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. (7,14–16) К этому пророк добавил слова об ассирийской угрозе и о грядущих испытаниях Иерусалима. Первое мессианское пророчество читается в церкви на службе повечерия Рождества Христова и на вечерне праздника. Имеет оно двоякий смысл :

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

8. А то, что он сказал: за хомер и полхомера ячменя (Ос. 3. 2), — в хомере полная мера, в половине хомера — половинная, полнота в Евангелии, незавершенность в законе, как читаем то, что говорит Господь: Не нарушить пришел Я закон, но исполнить (Мф. 5. 17). И в другом месте читаем, как Господь говорит через пророка Михея, что тогда мир будет на земле Израильской, когда Ассур придет в землю его и поднимутся против него семь пастырей и восемь укусов человеческих (Мих. 5. 5). Ибо тогда будет полным мир у верного народа, свободного от всяческих искушений и сует, когда мир и благодать изгонят из сердец наших суету мира сего: мир — Ветхого Завета, благодать — Нового. 9. Семь пастырей — это предписания закона, которыми стало, все еще неразумное, как розгой Моисеевой было ведомо и направляемо по пустыне; восемь укусов человеческих — это заповеди евангельские и речения уст Господних. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10. 10). Благие это укусы, чрез которые мы вкусили дар вечной жизни, поедая отпущение грехов в теле Христовом. В Ветхом Завете горек укус смерти, поэтому сказано: Истребила осилившая смерть (Ис. 25. 8). В Новом Завете сладок укус жизни, которая поглотила смерть; поэтому апостол говорит: Поглощена смерть победою своей. Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало (1 Кор. 15. 55–56)? 10. А также воспользуемся апостольскими свидетельствами: сотворив человека, почил Бог в день седьмый от всех дел Своих (Евр. 4. 4). Но так как народ иудейский по дерзости своей презрел заповеди Божии, Господь говорит: Не войдут в покой Мой (Евр. 4. 3). И в другом месте Бог предопределил день, о котором говорит: ныне, если глас Мой услышите. 2788 Ибо Писание знает два главных дня, вчера и сегодня, о которых говорит: Подражайте вере! Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13. 7–8). В предшествующем дне обетование, в последующем — освобождение. Но так как во вчерашний день ни Моисей, ни Иисус Навин не ввели народ в покой, в сегодняшний день ввел Христос, Которому Отец сказал: Я ныне родил Тебя (Пс. 2. 7). Ибо Своим воскресением Иисус уготовал покой народу. Ведь покой на небе, не на земле, покой наш — Господь Иисус, Который говорит: Ныне же будешь со Мною в раю (Л к. 23. 43).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Один ушел на поле свое, – говорит блаженный Феофилакт, – т.е. уклонился к плотоугодной роскошной жизни, а другой на свои купли, т.е. к жизни любостяжательной» (свт. Иоанн Златоуст ). В притче не сказано, что звал к себе на брачный пир и сам сын царев; по-человечески судя, это было бы неприлично, не сообразно с его достоинством; но на самом деле Сын Царя Небесного так смирил Себя, что ради любви принял на Себя образ раба, образ одного из тех, которых Его Отец Небесный посылал для приглашения званых. И вот, пока эти званые только не хотели идти, пока не оскорбляли посланных, дотоле Царь благодушно терпел и снисходил их лености и нерадению. Такое благодушное снисхождение слышится во всех беседах к Иудеям апостола Петра после Пятидесятницы: «я знаю, братия, что вы... сделали это по неведению», – говорит он ( Деян. 3:17 ). «Слуги, – говорит святой Иларий, – суть апостолы, ибо они должны были напомнить тем, кого звали пророки. Вторично же посланные суть мужи и преемники апостольские». И апостолы, и их ученики первое свое благовестие о Христе Спасителе обращали к Иудеям, но Иудеи, за исключением нескольких избранников благодати, отвергли их проповедь. В книге «Деяния святых апостолов» мы часто встречаем такие известия: и наложили на них руки... посрамили их... побили их... Наконец, долготерпение Божие к народу Иудейскому истощилось; Царь Небесный прогневался: «поскольку они не захотели прийти, но убили пришедших к ним, то Он сжег города их и, послав войско, истребил их. Этим Господь предсказывает события, случившиеся при Веспасиане и Тите». В Священном Писании и нечестивые люди иногда называются слугами Божиими, если Бог через них карает преступников Своей воли; так, об Ассириянах говорится: «О, Ассур, жезл гнева Моего!» ( Ис. 10:5 ) О Навуходоносоре: «Навуходоносор, раб Мой». В том же смысле и легионы римские названы в притче воинством Царя Небесного. Римляне истребили и город их, т.е. Иерусалим, который уже перестал быть градом Божиим, градом Великого Царя, Который отрекается от него, не признает его более Своим: «се, оставляется вам дом ваш пуст!»  ( Мф. 23:38 ). «Не тотчас по смерти Христа случилось истребление города, но спустя сорок лет, после того, как они убили Стефана, умертвили Иакова, и наругались над апостолами, чтобы видно было Его долготерпение. Видишь ли, как точно и скоро исполнились самые события? Ибо это случилось еще при жизни апостола Иоанна и многих других, бывших со Христом, и свидетелями этих событий были те, которые слышали это предсказание. Затем, особенное попечение Божие. Он насадил виноград и, по убиении одних рабов, послал других; по убиениии же этих послал Сына и по убиении Сына призывает их на брак, а они не восхотели прийти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В это время проходил свое служение первый из «великих» пророков – Исаия. Он ободрил Езекию, царя Иудейского, во время нашествия Сеннахерима, царя Ассирийскаго, на Иудею. Сеннахерим наперед послал своих послов убеждать евреев подчиниться ему. Знаменательно, что один из этих послов Рабсак говорил по Иудейски ( 4Цар. 18, 26, 28 ), иудейский язык и иудейские писания, значит, не были секретом для народов востока. Господь отвратил нашествие Сеннахерима на Иерусалим чудесным образом ( 4Цар. 19, 35 ; Ис. 37, 36; 2 Парал. 32, 21): Ангел Господень истребил всех храбрых и главноначальствующих и начальствующих в войске царя Ассирийского, всего в стане Аассирийском было поражено сто восемьдесят пять тысяч. Это заставило Сеннахерима возвратиться, но слух о совершившемся чуде должен был следовать за ним и привлекать внимание народов точно так же, как некогда привлекалось оно чудесами в Египте ( Ис. 37, 20 ). Однако речи того пророка, который возвестил о том, что Богом будет подана чудесная помощь Иудеям, должны – если они достигали до слухов народов – привлекать их внимание к себе более, чем совершившееся чудо. Несмотря на то, что земля раздиралась войнами и нестроениями, Египет, Ассирия и Иудея враждовали и боролись между собою, пророк предсказывал, что имеет наступить новый порядок вещей. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне в Ассирию, и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: «благословен народ Мой, Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне и наследие Мое – Израиль» (19, 23–25). Но между этим отдаленным светлым моментом и печальным настоящим лежит длинный ряд имеющих совершиться событий. Пророк предрекает гибель Вавилону (13), гибель Моаву (16, 4), печальную судьбу Дамаска (17), несчастья, имеющие посетить Египет (20) и Тир (23), предвозвещает явление гнева Господня всем народам земли (34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

О том, что все известные в древности царства происходили от первых потомков Ноя – свидетельствует Иосиф Флавий, еврейский историк первого века, ссылаясь на недошедшие до нас источники. " У Сима было пять сыновей. Элам оставил после себя эленийцев, Ассур дал имя свое ассирийцам. Арфаксад назвал нынешних халдеев (шумерийцев) арфаксадитами. Родоначальником нынешних лудийцев был Луд. У Арама было четыре сына: Ус основал Трахониду и Дамаск, Хул положил начало Армении, Гофер является родоначальником бактрийцев, мисанийцев, страна которых называется Антиохией " . " Островки " истинного Богопознания, оставшиеся в мире перед тем, как Бог призвал Авраама Сколько времени в Шумерийском царстве хранилось истинное Богопочитание среди всего народа – неизвестно. Библия свидетельствует, что знание истинного Бога сохранилось в роде Сима по прямой линии до Авраама, что составляет 2000 лет. Нет сомнения: указанные за это время десять генераций имеют большие пропуски, что явно доказывает расхождение в описании родословной еврейского текста и перевода Семидесяти. Археологические данные также свидетельствуют о том, что генераций за этот период было значительно больше. Так или иначе, бесспорно одно, что в Уре, главном городе Шумера, сохранилось истинное Богопознание до дней Фарры, отца Авраама, хотя идолопоклонство к тому времени стало проникать и в род Фарры, который по-видимому, на некоторое время, склонился к идолопоклонству, о чем упоминает Иисус Навин в своей книге. Первоначальная Ветхозаветная Церковь существовала по прямой линии наследия Сима до дней Авраама в Шумере и до дней Мелхиседека в Палестине. Этот род иереев Бога Вышнего по чину Мелхиседека (когда старейшина рода или царь были в то же время и первосвященниками) – свидетель того, что, хотя основная масса человечества Древнего Востока была уже языческой – островки истинного Богопознания и служения Богу Вышнему продолжали существовать в роде Сима. Ведь Мелхиседек был не один – народ, царем которого он был, также почитал Единого Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Под Ассириянином здесь разумеет уже не человека из Вавилона, но скорее виновника греха, или сатану, или даже, говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона, о котором и божественный Псалмопевец вспоминал, говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс.86:3 ); ибо Христос обитает в Церкви и как бы сделал её некоторым городом Своим, хотя Он божественным естеством Своим наполняет всё. Итак, она есть град Божий, как бы некая земля, страна освящённых и в Духе обогатившихся единством с Богом. Итак, говорит, когда Ассириянин придёт на город ваш, то есть, когда жестокие и враждебные силы захотят напасть на святых: то они не найдут их лишёнными защитников: ибо против них возстанут седмь пастыри и осмь язв человеческих. Кажется, мысль сего пророчества при помощи времён или чисел, говорю, семи и осми, хочет указать на святых, бывших до пришествия Христа, во время самого пришествия и после сего. Ведь до пришествия по закону Моисея в седьминах чтилось субботствование (празднование субботы), что было ещё временем сени. Тогда же явился и сонм святых Пророков, чтоб руководить к благочестию и к познанию грядущего времени. Когда же напоследок явился Единородный и за жизнь всех претерпел крест и, пленив —128— ад, восстал из мертвых в день осмый 358 : тогда Он повелел святым Апостолам научить все народы и крестить их во имя Отца и Сына и Св. Духа и учить их соблюдать всё, что Он заповедал им ( Мф.28:19–20 ). Сих-то и называет осмью язвами человеческими, указывая на тех, которые были со времени воскресения, т. е. как в момент его, так и после него. Итак когда, говорит, приидет Ассур, или чужеземец и варвар; тогда-то он придёт к семи пастырям и восьми язвам; ибо мы найдём, что и во время закона были святые, которых называет семью пастырями; и кроме них были ещё Апостолы и Евангелисты и, сообразно с нуждами Церквей, учители, которые всегда мужественно вели борьбу и восставали против обольщений демонов и неутомимой злобе лукавого противопоставляли свойственную им бдительность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010