В этом случае он, как кажется, повиновался чувству благоговения к величию природы». Известно также, что патриарх Маронитский, старался воспрепятствовать истреблению сих кедров, и чтобы доказать, какое уважение должны иметь христиане к дереву, столь прославленному в Св. Писании, определил отлучение от Церкви тем, кто осмелится рубить их; одним только путешественникам и пилигримам дозволял он брать кусочки кедра для делания крестов и ковчегов. Марониты же могут обрезывать по нескольку ветвей, один раз в год, накануне Преображения Господня, когда собираются на Ливане торжествовать сей праздник 178 . Все Физические свойства кедра, и порознь и в совокупности, в свящ. языке древних евреев, служат для ясного изображения всего, что на земле представляется величественным, крепким, могучим. Так напр. могущественная власть земных царей, их слава, сила и влияние не только на свой народ, но и на соседние народы уподобляется пророком ливанскому кедру. «Сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому и народу его: кому ты равняешься в величии своем? Вот был Ассур, кедр на Ливане, красовавшийся ветвями, и тенистый, как лес, и высокий ростом», коего маковка находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна питала его. Оттого рост его перевысил все дерева полевые, и сучьев на нем было много и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы. Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих; ибо корень его был у великих вод. Кедры в саду Божием не заслоняли его; ели не равнялись сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотой своею» ( Иез.31:2–8 ). Но как кедр, несмотря на свое величие, рост, силу и красоту, ломается и падает от порывистой и сильной бури ( Пс.28:5 ): так точно и все представляющееся на земле великим ничтожно пред всемогуществом Божиим ( Иез.31:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Книга десятая Мне хотелось бы, как я уже прежде сказал, пророчества против одной страны или одного царя изъяснять в одних и тех же книгах и не разъединять мысли читателя. Но что делать с обширностью [содержания], которое если не разделять на части, то оно будет превышать пределы тома, и с тем, что чрезмерное нагромождение обременительно как для автора, так и для читателя? Посему после речи против Египта и оплакивания его и против царя египетского, о мышце которого, не обвязанной и не получившей исцеления, мы сказали в конце девятой книги, мы переходим к началу десятой книги, – [к пророчеству] против того же фараона, который сравнивается с царем ассирийским и о котором, после обширного пророчества, поднимается плач, и затем против всего Египта. При истолковании сего ты, девственница Христова Евстохия, воздвигни с Моисеем руки, чтобы наша победа была плодом твоих молитв. Ибо это зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от милующего Бога ( Рим. 9:16 ), который говорит к пророку: разшири уста твоя и исполню я ( Пс. 80:11 ), тогда как пророк отвечает: уста моя отверзох, и привлекох дух ( Пс. 118:131 ), который, идеже хощет, дышет ( Ин. 3:8 ). А идеже Дух Господень, ту свобода ( 1Кор. 3:17 ), каковую свободу даровал нам Господь и обладанием которой тщетно хвастались иудеи, говоря: семя Авраамле есмы, и никомуже работахом николиже ( Ин. 8:33 ), между тем как они подчинялись многим порокам и грехам и не знали оного изречения: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть ( 2Петр. 2:19 ). Глава XXXI Ueз.XXXI:1–18 . И было в одиннадцатом году, в третьем месяце, в один [день] месяца, было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! скажи фараону, царю египетскому, и народу его: кому ты уподобился в величии твоем? Вот Ассур, как кедр (или кипарис) на Ливане с прекрасными ветвями, и с тенистою листвою, и высокий ростом и между густою листвою (или среди облаков) возвышалась вершина его. Воды питали его, бездна возвышала его, реки ее текли вокруг корней его и протоки свои она направляла ко всем деревам страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Выражение второго стиха, что Господь принял удовлетворение вдвое за грехи народа, толкуется разно, но мы останавливаемся на следующем: Когда Господь глаголет, что принимает понесенные страдания вдвое, то этим самым Он удостоверяет, что Его справедливость дарует человеку милость вдвое выше той меры, которую он мог бы ожидать от самого милосердного Судии. Милость эта есть возрождение к новой жизни; человек становится человеком новым, духовным 1312 . „Вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь“. ( Ис. 54:7–8 ). Продолжение речи пророка еще яснее указывает, что все это Мессианское пророчество. 3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 . всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 . и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Последний из пророчествовавших за 427 лет до пришествия Господа нашего Иисуса Христа пророков, Малахия ( Мал. 3:1 ) вещал именем Бога: „Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною“ 1313 . После этого пророка наступает четыре века молчания пророчеств, и тогда является предтеча Господень Иоанн, который прямо заявляет, что он есть „глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“. ( Ин. 1:23 ). Итак нет, и не может быть сомнения в том, что боговдохновенные глаголы 3 и 4 стихов главы 40-й Исаии указывают на время, непосредственно предшествующее явлению на проповедь Господа нашего Иисуса Христа, и на лицо Иоанна Крестителя. Под именем пустыни, среди которой раздается голос глашатая, разумеется весь мир, ожидающий Избавителя от зол,– не только один Израиль 1314 . Мы видели выше, в гл. XXI значение слов: „пустыня приморская“; в гл. XXIV „земля бесплодная“; в гл. XXXV,-(komopyю мы связуем с наст. главой), что пустыней называется не только Вавилон и Ассур, но и весь мир, противополагаемый горе Божией Сиону, к которому ( Ис. 2:2–3 ); „потекут в последние дни народы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Однако горе тому, кто, являясь секирой в руках Божьих, возомнит, что своею крепостью совершает свои хотения! “Горе Ассуру, жезлу гнева Моего”(ср.: Ис 10, 5), — возвещает Господь через пророка Исаию. Ассур говорит: Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен (Ис 10, 13). Но когда Господь совершит Свою волю, Он сломит ставший негодным Ему жезл и бросит в огонь. Да приблизится же ныне тот день, когда сокрушится секира, залившая кровью землю и поднявшаяся на Самого Господа Саваофа!» Но… вернемся к японской оккупации, которая в Китае на русских эмигрантах отразилась особенно сильно. Японцы, преследовавшие православных в созданном ими марионеточном государстве Маньчжоу-го, требовали от них поклонения богине Аматерасу, считавшейся покровительницей императорского дома. В Тяньцзине была разрушена мемориальная церковь. Трое священников были убиты, остальные — депортированы в Пекин. Митрополит Мелетий Харбинский, архиепископ Димитрий Хайларский и архимандрит Филарет (будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви) героически сопротивлялись внедрению языческого культа. Владыка же Иоанн обладал великим мужеством. Японские власти старались всеми средствами заставить русскую колонию покориться их воле. Давление было оказано через возглавителей Русского Эмигрантского Комитета. Два председателя этого комитета, К.Э.Мецлер и Н.А.Иванов, пытались поддержать его независимость и в результате были убиты. Страх охватил русскую колонию. Тогда владыка Иоанн, несмотря на угрозы, объявил себя временным главой русской колонии и показал себя твердым хранителем православных преданий . В самом Шанхае владыка Иоанн как мог помогал оказавшимся в нищете. В 1943 году, по случаю праздника Рождества Христова, святой обратился к верующим: «Принесите каждый свой дар Лежащему в яслех». В ответ на его призыв на паперти храма для нуждающихся накрыли обед; за четыре дня выдали в соборной ограде более 2 тыс. порций . В эти трудные времена выходить по ночам на улицу было опасно, и большинство людей старались не покидать домов до восхода солнца.

http://pravoslavie.ru/4502.html

Глава 2 Новое обличение евреев за их равнодушие и холодность к своей матери – Сиону или Иерусалиму (1–4). Посрамление Израиля и его матери за беззакония (5–9). Дарование Иерусалимского царства в удел новому народу Божию из язычников (10–14). Речь Бога к новозаветной церкви с призывом к любви и обещанием высочайших благ на небе (15–32). Речь Ездры о близком пришествии Пастыря и удалении от соблазнов мира (33–37). Прославление исповедующих истину Сыном Божиим (38–48). 3Езд.2:1 Так говорит Господь: Я вывел народ сей из работы, дал им повеление через рабов Моих, пророков, которых они не захотели слушать, но отвергли Мои советы. 3Езд.2:2 Мать, которая родила их, говорит им: «идите, дети; ибо я вдова и оставлена. 3Езд.2:3 Я воспитала вас с радостью, и отпустила с плачем и горестью, потому что вы согрешили пред Господом Богом вашим, и сделали злое пред Ним. 3Езд.2:4 Ныне же что сделаю для вас? Я вдова и оставлена: идите, дети, и просите у Господа милости». 2–4. Сион или Иерусалим, как средоточие Ветхозаветной церкви, неоднократно у пророков сравнивается с матерью ( Uep L:12 ; Oc II:5 ). Мать скорбит по поводу греховности своих детей и своего бессилия помочь им. Покинутая и детьми, и Богом, она напоминает беззащитную вдову, для которой недоступна радость ( Uc LIV:4 ). 3Езд.2:5 Тебя, Отче, призываю во свидетеля на мать сыновей, которые не захотели хранить завета моего. 3Езд.2:6 Предай их посрамлению и мать их – на расхищение, чтобы не было рода их. 3Езд.2:7 Пусть рассеются имена их по народам и изгладятся от земли, ибо они презрели завет мой. 5–7. Бог осуждает на гибель как сыновей, расторгших союз с Ним, так и мать, виновную в том, что она оказалась бессильною выполнить возложенную на нее задачу воспитания детей в преданности завету Божию. 3Езд.2:8 Горе тебе, Ассур, скрывающий у себя нечестивых! Род лукавый! вспомни, что Я сделал Содому и Гоморре. 8 . Речь об Ассуре представляется довольно неожиданной в устах лица, жившего много веков спустя после падения Ассирийской монархии. В Ассирию отведены были 10 колен Израилевых задолго до взятия Иерусалима Навуходоносором. Несмотря на то, что Ассирия скоро прекратила свое политическое существование, название Ассура продолжало долгое время применяться к монархиям, сменившим ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому становится понятным значение посольства еврейского пророка Ионы (также семита) в языческую Ниневию, злодеяния которой дошли до Бога ( Иона 1:2 ). Как уже отмечалось, лишь не на долгое время прозрели ниневитяне после проповеди Иониной (3:5–10), а затем опять погрязли в беззакониях, забыв, чьей милости обязаны спасением от гибели. Вот перед нами свидетельство очевидца того времени – пророка Исаии, жившего «во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей иудейских» (1:1). Эти иудейские цари правили с 785 по 687 гг. до Р.Х. «И будет, когда Господь совершит всё Своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умён; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнёзда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта и не пискнул» ( Ис.10:12–14 ). Поэтому пророк Наум не призывает больше ниневитян к покаянию, оно невозможно, но выносит Ассирии приговор: «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нём могилу...» (1:14). В 4-й Книге Царств (15–17 главы) описаны три, следовавших одно за другим, вторжения ассирийцев в Израильское царство. На этих примерах можно хорошо проследить отношение Ассирии к покорённым народам. В 745 году до Р.Х. на ассирийский престол взошёл Тиглатпаласар III (745–727), вошедший в историю как великий завоеватель, хорошо знакомый нам из библейской истории израильских и иудейских царей. Этот царь упоминается в Библии под именем Фул ( 4Цар.15:19 ), а несколькими стихами ниже говорится о Феглаффелласаре (ст. 29). Сегодня доказано, что под этими двумя именами кроется одно и то же лицо – Тиглатпаласар III (в 729 г. стал царём Вавилонии под именем Пулу). При нём регулярная ассирийская армия достигла 120 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

3649 День Иеговы есть прежде всего Его суд над избранным народом. «Только вас избрал Я из всех племен земли, – потому и взыщу с вас за все беззакония ваши». 3650 Ассур, Египет, Навуходоносор – это жезлы гнева Иеговы, орудия Его негодования на Израиля. Суд Иеговы над Израилем производится «пред глазами язычников». 3651 Израиль развеивается между народами и, как мякина, рассеивается по их странам 3652 , рассыпается между всеми народами, как рассыпаются зерна в решете 3653 , как бы щелочью очищается 3654 , расплавляется как серебро в горниле 3655 , вымолачивается как зерновой хлеб 3656 , истребляется до незначительного остатка. 3657 —496— Но затем это есть суд Иеговы над всеми народами, которые отягощали Израиля без сожаления, владычествовали над ним надменно, не хотели признать себя орудием Иеговы. Собираются все народы и над ними производится суд за их высокомерие, за то, что они величались и ругались над народом Иеговы 3658 , за то, что воздали Израилю вдвое за грехи его. 3659 Народы земли не поняли, что Иегова собрал их как снопы на гумно 3660 ; поднимая Иерусалим, как тяжелый камень, они надорвали силы свои 3661 , возмездие их обратилось на головы их. 3662 Иегова мстит за Израиля 3663 ; опустошение народов и развалины их городов – это жертва Иеговы, которую Он заколает для сынов Израилевых, от которой они жиру наедаются досыта и крови напиваются допьяна. 3664 Этот суд над народами есть спасение Израиля – его небольшого остатка 3665 и явление славы Божией пред всем миром. 3666 Иегова Сам, как некогда из Египта, спасает Своего Израиля 3667 , утешает его 3668 , выкупает его ценою всех народов 3669 , дает ему владычество над, всеми народами – в лице восстановленной скинии Давидовой, Отрасли праведной. 3670 Великий день Иеговы, начинаясь плачем и рыданием, кончается ликованием и торжеством Иерусалима 3671 , светом и радостью 3672 , песнью и сердечным веселием 3673 , потому что владычество потомков Давида умножится беспредельно 3674 и царь Сиона придет праведный и победо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся. 1 Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. 2 Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. 3 Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. 1 Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. 2 Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! 3 ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены; 4 ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. 5 И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. 6 Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!» 7 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» 8 Голос сторожей твоих — они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. 9 Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. 10 Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. 11 И дите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

В результате «Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться [ко Мне]» (Ос. 11: 5). Защитить их может один Бог, Который ими оставлен, Который ими забыт, но Который их не забыл и их не оставил. И вот призыв к покаянию в конце концов в результате выливается в пророчество о будущем благословении, которое представляется не просто как избавление от всех врагов, но уже снова переходит на другой план, начиная звучать как пророчество об избавлении, исцелении от смерти. « От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! Где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13: 14). И в самом конце Господь говорит: « Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Ос. 14: 5–6). Как видим, восстановление разрушенного союза и исцеление Израиля от всех грехов снова связывается не только с возвращением из плена, когда израильтяне действительно отстали от идолопоклонства, но и со временем Нового Завета, суть которого в победе над адом, в избавлении от смерти, в обильном излиянии благодати Божией. Последние слова книги: « Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14: 10) – свидетельствуют о том, что пророк говорит о неясных для современников событиях будущего. 25.2. Книга пророка Иоиля О времени написания книги . На примере данной книги мы можем увидеть, насколько сложна проблема научной датировки книги, не имеющей в тексте прямых указаний на то, когда она была написана. Приведу пример того, как решается этот вопрос у разных авторов. Некоторые говорят, что Иоиль – это один из самых ранних пророков, по крайней мере современник Амоса и Осии, о чем говорит и то, что его книга в каноне поставлена между книгами этих двух пророков. Другие же говорят, что это, наоборот, самый поздний из пророков, который пророчествовал уже позже всех – в эпоху второго Иерусалимского храма, возможно, только чуть раньше, чем Малахия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Действительно, при самом основании апостольской церкви Христовой, в день сошествия Святого Духа на апостолов, в Иерусалиме, на праздник Пятидесятницы, в числе прочих «людей набожных», находились «жители Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, – иудеи и прозелиты» или обращенные из язычников ( Деян.2:10 ). Истинное и совершеннейшее богопознание и богопочитание утвердилось в Египте с распространением учения Христова, в особенности когда здесь была основана Александрийская церковь , столь богатая достославными пастырями и подвижниками, и основано Александрийское училище, столь известное знаменитыми учителями. 22. И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. (И поразит Господь Египтян язвою великою и исцелит их цельбою, и обратятся ко Господеви, и услышит их и исцелит их цельбою). Ряд грозных бедствий, как сильная буря, пронесется над Египтом и разрушит весь древний строй его жизни: но затем, как после бури, наступает тишина и все освежается, оздоровляется; так и после бедствий в Египте наступит снова совершеннейшее благополучие. Основа этого благополучия – «обращение к истинному Богу». 23. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне – в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассирийцами будут служить Господу. (В той день будет путь от Египта ко Ассирианом, и внидут Ассириане во Египет, и Египтяне пойдут ко Ассирианом, и поработают Египтяне Ассирианом). «В тот день», когда Господь явит Себя в Египте судьёй и поразит его оружием Ассирийского царя, а потом исцелит Египет, когда поразит Ассирийского царя под стенами Иерусалима: тогда и ассирийцы признают свою зависимость от единого верховного Бога – Иеговы, прекратят свои враждебные отношения к Египтянам и, объединенные под одной верховной властью истинного Бога, будут служить Ему – приносить жертвы, дары и исполнять обеты (ср.ст.21). 24–25. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирийцы, и наследие Мое – Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010