«Еще немного», и ярость Господа обратится на истребление Ассура (26–27). Пророк как бы видит уже будущее шествие Ассура, – как Ассур «грозит самому холму Иерусалимскому». Но вот, Господь «посечет чащу леса (царя ассирийского) железом, и Ливан падет от Всемогущего» (28–34). «И произойдет Отрасль из корня Иессеева усеченного 63 , и ветвь произрастет от корня его» (11:1). «Отрасль Иессеева» по своим нравственным свойствам и качествам будет совершенною противоположностью в сравнении с надменным царем ассирийским («лесом»), а также с нечестивым царем Ахазом и его современниками. «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (  – страха Божия), и страхом Господним исполнится 64 ; и будет судить не по взгляду очей Своих и не но слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных в правде и дела страдальцев земли решать по истине (в противоположность неправедным блюстителям закона при Ахазе 10:1–2), и жезлом уст 65 Своих поразит землю (т. е. нечестивых ее) и духом уст Своих поразит нечестивого (ближайшим образом – царя ассирийского: так как отдаленное будущее в уме пророка обыкновенно соединяется с мыслью о настоящем). И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его истина» (2–5). Воинственные стремления, возбуждающие «зависть» в Ефреме. (11:13), вражду – в Рецине и причиняющие зло «святой горе Господней», уничтожатся в силу нравственного преобразования земли: ибо «земля наполнится ведением Господа, как воды наполняют море». Если прежде Ефрем восставал на Иуду («брат против брата», ср. 9:19–21), то в царстве Мессии даже «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком,... лев, как вол, будет есть солому, и младенец будет играть над норою аспида» (6–9). «В тот день к корню Иессееву обратятся язычники, и покой Его будет слава» (10). Господь снова возвратит и соберет от четырех концов земли остаток народа Своего, рассеянный в Ассирии, в Египте, у Елама, в Сеннааре (Вавилоне), в Емафе и на островах моря (10–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Некоторые из наших полагают, что в этом месте и во всем содержании отдела главным образом говорится против еретиков и всех учений, противных истине, – что когда настанет время суда, они не войдут в святыни Его и на гору, то есть в церковь Господню, чтобы под видом благочестия не накоплять богатства и не предаваться излишеству, как при совершении праздников Господних. Иудеи относят это к народам Гога и Магога, которые, как полагают, приидут с севера, то есть из стран Скифии, и о которых подробнее говорить Иезекииль (Иез. гл. 39). Ст. 30 и след. И даст Господь слышать славу голоса Своего и страшную мышцу Свою явит в грозном гневе и в пламени огня поедающего: поразит вихрем и каменным градом. От гласа Господня затрепещет Ассур, пораженный жезлом, и будет прохождение жезла укрепленное: Господь даст остановиться ему над ним, с тимпанами и цитрами и в великих войнах покорит их. Ибо издавна приготовлен тофет, он приготовлен царем, глубокий и широкий, пища его – огонь и много дров: дуновение Господа, как поток серы, зажжет его. Семьдесят : И даст Господь слышат славу голоса Своего, и ярость мышцы Своей покажет с яростию и гневом и пламенем огня поедающего поразит сильно и как вода и град нисходя с силою. Ибо по гласу Господа будут побеждены ассирияне посредством язвы, которою поразит их, и сами окружающие, от которых он надеялся на помощь и на которых полагался, с тимпанами и цитрою будут воевать против него вследствие перемены. Ибо ты прежде дней будешь обольщен: не приготовлено ли и тебе царство? Над долиною глубокою, над дровами положенными, огнем и дровами многих; ярость Господня как долина, воспламененная серою. Пробегая кратко, я мог применительно к еврейскому объяснять читателям то, что мне представлялось нужным. Но что я буду делать с рвением тех, которые признали бы мой труд незаконченным, если бы я не стал объяснять и издания LXX толковников? Итак, последую начатому порядку изъяснения. Глас Господень и заповедь будут известны всем и сила мышцы Его всем откроется: когда настанет время воздаяния, то обнаружится в великом пламени, вихре и граде и в тяжести камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Скачать epub pdf Часть седьмая. Вавилонская башня Глава первая. Бунт Нимрода Ни буре, ни наводнению не одолеть нашего врага. Оружие сломится в твоей руке, ибо мерзейшая мощь стоит перед нами, как в дни, когда царь Нимрод хотел достигнуть небес. К.С. Льюис. Мерзейшая мощь Величайшим после Всемирного потопа мятежником против власти Творца был царь Нимрод, чьи идеи до сих пор формируют мировую историю. Он впервые создал всечеловеческую империю, призванную поработить и изничтожить в человеке все, что напоминает ему о Господе. Он стал начальником языческого лжеверия. Нимрод восстановил те тайные знания, которые открыл мятежный первоангел еще допотопным исполинам, и с тех пор они составляют тайну тайн всех оккультных и магических обществ и орденов. А археологические памятники показывают, что уже в Шумере существовало представление о тайных знаниях, восходящих к богам. Доказано, что эта «потаенная мудрость» древнее письменности и сама являлось одной из причин создания письма. И, наконец, именно Нимрод справедливо может быть назван первым социалистом. Но обратимся к таинственным словам книги Бытия, повествующим нам об этом прегордом исполине: «Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» ( Быт. 10, 8–12 ). Среди многих родоначальников народов и племен Моисей выделил имя этого сына Хуша, определившего судьбы человечества на многие тысячелетия, но не оставившего после себя потомства. И действительно, даже внешне этот человек выделялся среди иных народоначальников. Само имя его означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» и вид его был ужасен. Это был гигант с черным лицом и еще более мрачным сердцем. Писание относит к нему те же слова, которые употребляет и в описании допотопных исполинов («гиббор»), и он действительно восстановил все мерзости этого проклятого племени. Как писал свт. Димитрий Ростовский , «злоба его превышала телесный его возраст, и ею он наполнил всю землю» .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Какой же смысл соединяли с этим термином пророки? Что касается Ос.11:9 , решить этот вопрос можно лишь на основании содержания выражения этого места в контексте с предыдущим. Ход мыслей пророка в рассматриваемом отделе таков: милость Божия к Ефрему оказалась напрасною. Его царем сделается Ассур и меч неприятеля поразит сынов Израиля (1–7). Но Господь не поступит с Своим упрямым народом, хотя он закоснел в отпадении от него, так, как поступил с Адамою и Севоимом т. е. не подвергнет его окончательному истреблению. Против этого восстает Его милость (ст. 8). Иегова не сделает по ярости гнева Своего, не истребит Ефрема. «Ибо, говорит Иегова, Я Бог, а не человек, среди тебя – Святой; Я не войду в город» (ст. 9). Краткое выражение ст. 9 в связи с предыдущим заключает в себе точное определение святости Божией: Иегова есть Существо отрешенное от всего нравственно несовершенного, требующее совершенства и от Своих почитателей, не терпящее в них греха. Израиль оказался упорен, закоснел в своих грехах. Как Бог святой, Иегова не может поэтому пребывать среди грешников; Он стоит как бы вдали от них и это – лучше для Израиля, потому что, если бы Он вошел в город, Он, нетерпящий греха (святой), поступил бы по ярости гнева Своего и истребил бы Ефрема. Параллельно к этому стиху, поскольку в нем речь идет об абсолютной непричастности Иеговы нравственному несовершенству, может служить место Ос.5:6 . Израиль пойдет искать Господа с овцами и волами своими и не найдет Его; Он удалился от Израиля и не может жить в среде его, несмотря даже на то, что Израиль ищет Его и думает снискать Его благоволение к себе жертвами, потому что и жертвы Израиля и стремление его к Иегове не соединяются с нравственной чистотой ( Ос.8:5 : доколе они не могут очиститься? срв. Ос.6:6 ). Такою же параллелью к данному месту может служить и Ос.5:15 . Иегова не может присутствовать среди грешников; Он грозит уйти от них в Свое место (на небо), лишить их Своего благодатного присутствия, ибо Он может являть Свое присутствие только среди людей, хотя и грешных, но признающих себя виновными. В обоих случаях образные выражения об удалении Иеговы из среды Израиля, очевидно, обозначают, что Иегова по Своей святости стоит над миром; имеет самобытное бытие, есть Существо свободное, пребывающее вне преходящих условий времени и пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним...» (6:1–3). В настоящем же своём состоянии они неисправимы в своём нечестии, говорит пророк: ложь, воровство и разбой действуют открыто; все пожираемы идолопоклонством и сладострастью «как печь, растопленная пекарем». Изображая на фоне общего идолопоклонства и нечестия верность Господа Своим обетованиям и исконную неверность израильтян, пророк обращает ретроспективный взгляд в прошлое к юности израильского народа и показывает промышление о нём Господа. «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить (учил путям жизни), носил его на руках Своих (во время 40-летнего странствования по пустыни), а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влёк Я их, узами любви» (11:1–4). А теперь «Ассур – он будет царём его ... И падёт меч на города его, и истребит затворы его, и пожрёт их», – говорит пророк от лица Божия, предсказывая ассирийский плен. Но далее пророк говорит о милосердии и любви Божией. «Поступлю ли с тобою как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я – Бог , а не человек» (11:8–9). Последние три главы книги (13–14) представляют собой резюме и обобщение всего сказанного в 1–11 главах. 1: Адма и Севоим – два города, находившихся недалеко от Содома. Все отделы как первой, так и второй части книги, заключающие в себе речи и символические действия, построены по одному плану: сначала следует обличение, потом угроза наказанием и, наконец, обетование спасения. Мессианские пророчества Осии Обетования спасения, заключающие каждый отдел книги пророка Осии, имеют мессианское значение, так как черты, в каких изображается это спасение, согласны с мессианскими предсказаниями других пророков и приложимы ко Христу и Его Церкви. Ос.1:10 пророчество о новом Израиле – христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Внешнее избавление от страшного врага не было достаточным для того, чтобы «оставшийся в Сионе остаток пустил корень внизу и дал плод вверху» (37:31): еще не совершилось нравственного преобразования народа, личного «обращения ко Господу» ( Ис.6:10 ; ср. 1:27; 59:20 и др.) каждого из сынов Сиона. Не ради правды народа спасен был Иерусалим, но Господь сохранил город «ради Себя и ради Давида, раба Своего» ( Ис.37:35–9 ; ср. Ис.42:21; 43:21, 25 ; особ. 48:11; 4Цар.19:34; 20:6 ). Поэтому-то нашествием Ассура «наказание» 26:16; 27:8; 28:22; 40:2; 42, кон.; 53:5...) народа не могло ограничиться; являлся вопрос о будущем (42:23; 45:11), о «днях грядущих» (39:6; 27:6; ср. 32:10, 15 и дал.); хотя Ассур поражен и его намерение вывести народ из земли его (36:17 – в плен) не состоялось, – однако плен был необходимым предположением совета Божия о спасении Сиона. В самом разорении страны ассириянами пророк уже видит исполнение того совета Господня, в котором издавна предопределен народу иудейскому плен ( Ис.37:26; 44:8 и др.), и потому пророк обыкновенно говорит о плене, как бы о наступившем; предсказывая о нашествии Ассура, он предсказывал вместе с тем о плене: по удалении же Ассура из страны пророк начинает предсказывать не о плене, а уже об избавлении от плена. Радость царя Езекии по поводу посольства царя вавилонского, в котором Езекия проявил недостаток «верности» или искреннего упования на Господа ( 2Пар.32:31 и 1 ст.), было новым поводом, по которому пророк получил от Господа повеление предвозвестить плен вавилонский (39:5–9; ср. 14:1–3). – Однако, не возвещение грозных судов упорным отступникам или устрашение тягостей плена было полезнее для переживших нашествие Сеннахерима; более требовалось поддержать веру, которая подверглась сильному испытанию, и утешить тех, которые «сделались маломощными», «робкими душой» (35:4; ср. 37:6; 41:13 и др.); «трепетали и оставались в стыде; они стали, как трава в поле» (37:27) и говорили: «путь мой сокрыт у Господа, и дело мое забыто у Бога моего» (40:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мне небезызвестно, что такое разногласие между двумя изданиями неприятно будет для разборчивого читателя, но что мне делать с моими обвинителями, которые, если я опущу что-либо из перевода LXX толковников, кричат, что я святотатец и не имею страха Господня, в особенности те, которые хотя отступают от правой веры и следуют заблуждениям манихеев, однако смущают души неопытных, если получают возможность указать на какое-либо отступление от древнего обычая, желая более заблуждаться, нежели научиться чему-либо истинному от ревнителя. А между тем в применении к историческому пониманию смысл ясен. Ибо в том же двенадцатом году и в том же, как мы полагаем, месяце, но не в один, как выше, а в пятнадцатый день месяца, поднимается плач не о фараоне, а о силе или множестве Египта, который со всеми дочерями своими или сильных народов низвергается с гордыни своей во глубину земли, то есть во глубину преисподней, и говорится к царю египетскому: чем ты лучше, чтобы ты удостоился избавлении от смерти? Ибо если Ассур и Елам, то есть персы, и Мосох, означающий каппадокийцев, и Фувал, под которым одни хотят понимать иберийцев, другие – италийцев, также идумеи, и князья севера и сидоняне вместе с войсками своими, при помощи которых они наводили ужас на все народы, умерли, и убиты мечом и положили мечи свои под головы свои, что должно понимать, как сказанное φατικτερον (для большей изобразительности): то неужели ты один можешь не подвергнуться тому же? Когда ты увидишь в преисподней вместе с собою такое множество спящих и гроб свой, окруженный памятниками князей, бывших некогда весьма сильными; то ты будешь даже утешаться, признавая мучения более легкими вследствие сообщества весьма многих. Пока достаточно будет это вкратце высказать относительно простого смысла. Теперь с той же краткостью, насколько позволяет трудность толкования, коснемся сущности духовного понимания. Выше было слово Господне к пророку в один день месяца, здесь – в пятнадцатый. В первый, то есть в календы, бывает начало месяца, в пятнадцатый же, когда совершается полное кругообращение луны и именно в первый месяц, бывает первый день опресноков, а в седьмой [месяц] – праздник кущей, когда устраиваются палатки (это – главнейшие праздники у евреев).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1 Пророчество об имени Магер — шелал — хаш — баз. 5 Не союзники, а Господь Саваоф; 19 не чародеи, а Бог. 1 «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий», … «Младенец родился нам … Князь мира». 8 Суд Господень над Ефремом … «рука Его еще простерта». 1 Горе несправедливым правителям. 5 Ассур, жезл гнева Божия, возгордится и будет поражен. 20 Остаток Израиля возложит упование на Господа и обратится. 24 «Не бойся Ассура». 1 Отрасль от корня Иессеева будет судить по правде; «волк будет жить вместе с ягненком … малое дитя будет водить их». 10 Корень Иессеев будет знаменем для народов. Песнь избавления. 1 Пророчество о Вавилоне: 6 день Господа близок. 19 Вавилон будет ниспровержен. 1 Иноземцы будут рабами Израиля. 4 Победная песнь о падении Вавилона. 24 «Я сокрушу Ассура». 29 Горе земле Филистимской. Пророчество о Моаве, о его уничтожении. 1 Изгнанные Моава. 6 Плач о Моаве. 1 Дамаск «будет грудою развалин». 12 Бог обличает шумящие народы. «Горе» в ответ послам Ефиопии. 1 Пророчество о Египте: 2 брат против брата, царство против царства; река высохнет. 11 Мудрецы египетские стали бессмысленными. 18 Египет обратится к Господу. 23 Большая дорога из Египта в Ассирию; они будут благословлены вместе с Израилем. Исаия ходил нагой в предзнаменование о Египте и Ефиопии. 1 Пророчество о пустыне. Грозное видение; сторож, известие о падении Вавилона. 11 Пророчество о Думе: неопределенность. 13 Пророчество об Аравии. 1 Ликование города напрасно, осаждающие приблизились; 8 Иерусалим в прошлом тоже радовался напрасно. 15 Пророчество о Севне; 20 возвышение Елиакима. Пророчество о Тире … повеление против торгового города. 1 Господь опустошает землю; 4 высокомерный народ поникнет; 10 город опустел, нет собирания винограда. 14 Песнь о величии Господа. 17 Ужас, яма и петля; полное разрушение земли. 21 Господь накажет и воцарится в Сионе. 1 Прославление Господа, превратившего крепость в развалины и ставшего убежищем бедного. 6 Трапеза Господня; Он отрет слезы. 9 Моав будет попран. 1 Совершенный мир для уповающего на Господа. 5 Он ниспроверг высоко стоявший город; чрез суды Божии люди научаются правде. 13 Господь низложил других господ. 20 Укройся, ибо Господь грядет для наказания.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Народам, которым провидение давало господство над миром, провидение, по Кригу, всегда сообщало чрез евреев истинное богопознание. Древнейшею из всемирных монархий является ассирийская. Криг утверждает, что Ассур ассирийцев, это – единый высший Бог, Иегова евреев. Царство ассирийское пришло в соприкосновение с израильским около 800 г. до Р. X. При Иэровоаме Иона путешествовал в Ниневию. Криг отмечает, что новейшие раскопки в Ниневии открыли нечто относящееся к книге пр. Ионы. Возвышенность при Мозуле еще и теперь называется Nebi lunus, т. е., пророк Иона. Царство ассирийское сменилось вавилонским. Здесь история пр. Даниила показывает, что истинное богопочтение через евреев во дни Навуходоносора стало известно и великому монарху. После Вавилонян на историческую арену выступили персы. Пророчество Исаии о Кире уже само, по Криту, свидетельствует, что персы не были далеко от Бога. Их Ормузд есть единый высший Бог. Персов сменили греки. Криг воспроизводит рассказ Иосифа Флафия (Древности 2, 8, 4–5) о том, как Александр Македонский посетил Иерусалим, направляясь против Дария. Первосвященник Иоддай принял Александра с великою пышностью и показал ему пророчество Даниила о царствах (8, 3 et. folg.). Александр отнес к себе пророчество о великом завоевателе. Здесь, говорит Криг, мы имеем первый пример в истории, как богодухновенные писания евреев ясно являются агентом мировой политики. Доселе они имели важное значение только в политике национальной. Александр подтвердил все права и преимущества первосвященнической власти и вообще обнаружил большое благоволение к евреям. На смену греков выступил Рим. Если о других государствах Криг говорил еще объективно, – хотя конечно его соображения об Асуре и Ормузде и доверие к свидетельству Флавия не принадлежат к числу заслуживающих подражания, – то эта объективность у него совершенно пропадает, когда он подходит к истории вечного города. Им как будто овладевает то настроение, которое охватывало средневековых пилигримов, когда они приближались к стенам Romae aeternae, Рим – для него город особенного божественного попечения, предназначенный служить величайшим целям мировой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

II ч. книги (4–14) – содержит три пророческие речи, относящиеся ко времени преемников Иеровоама II: Захарии, Селлума, Менаима, Факии, Факея и Осии. В них подробно описываются грехи израильтян, говорится о наказании за них, содержатся обетования о спасении. Говоря о грядущих страданиях, пророк предсказывает, что в бедствиях народ раскается и скажет: «Пойдем и возвратимся и Богу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны». В настоящем своем состоянии,– говорит пророк,– они не исправимы; ложь, воровство и разбой действуют открыто; все благое пожираемо идолопоклонством «как печью, растопленною пекарем». Но несмотря на нечестие, Господь верен Своим обетованиям. Он через пророка напоминает Израилю о промышлении о нем в дни его юности: «Когда Израиль был юн, Я возлюбил его и из Египта вывел сына Моего. Я звал их, а они уходили прочь, приносили жертву и кадили истуканам. Я Сам приучил Ефрема ходить (учил путям жизни), носил его на руках Своих (во время 40-летнего странствия в пустыне), а они не сознавали, что врачевал их...» (11, 1–3). А теперь «Ассур – он будет царем его... И падет меч на города его и истребит затворы его» – говорит пророк, от лица Божия предсказывая плен. Но далее он говорит о милосердии и любви Божией. «Повернулось во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; ибо Я Бог , а не человек... " (11, 8–9). Последние три главы представляют собой обобщение всего сказанного в 1–11 главах (резюме). Построены все речи в книге по одному плану: сначала следует обличение, потом угроза наказанием и, наконец, обетование спасения. Мессианские пророчества Осии Обетования спасения, заключающие каждый отдал книги пророка Осии, имеют мессианское значение, так как черты, в каких изображается это спасение, согласны с мессианскими предсказаниями других пророков и приложимы ко Христу и Его Церкви. Ос. 1, 10 и 2, 23 – пророчество о новом Израиле – христианах. Ап. Павел приводит эти стихи в послании к Римлянам (9, 25–26) и говорит об исполнении содержащегося в них пророчества, т.е. о призвании в Церковь Христову не только иудеев, но и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010