В то время, когда Ассур, „жезл гнева Господня“ 845 , начинает свое наступление на Египет, после взятия Самарии, отнимая у Иуды всякую надежду на союзника, Исаия ходит во вретище, т. е. в рубище, образно поучая народ, что наступило время тяжкое, время плача и покаяния. Но Египет еще не завоеван; взят только передовой пункт Египетский, Филистимский город Азот, занятый может быть Египетскими войсками или только поддержанный Египтом 846 . Но Азот взят и Саргон двигается на Египет 847 . В надписях нельзя найти указаний на покорение этой страны, и мы думаем, что до движения Сеннахерима на Египет, он не подвергался великой опасности. Но пророк предвидит это время, и Господь приказывает Исаии образно показать народу Иудейскому те бедствия, которые грозят не только Египту, но более всего Иудее и Иерусалиму, если народ не покается. В это же время современник Исаии, пророк Михей, предсказывая падение Самарии говорил, что это событие тяжко отзовется на Иуде и потому „он будет рыдать и ходить, как ограбленный и обнаженный“ ( Мих. 1:6,8–9 ). Это именно действие предписывается исполнить Исаии пророку: он ходит по стогнам града, как ходят сумасшедшие до сего дня на востоке. В этом виде он изображает исступление народа, доведенного несчастием до безумия; он еще изображает рабов, которых ведут победители в неведомые им страны (ст. 3–4). Он ходит три года (см. след. стих, по нашему чтению), знаменуя как думают некоторые, что насильственное переселение рабов из Египта и Самарии начнется через три года после произнесения этого пророчества. Впрочем мы в следующем отделе укажем на другое чтение. К этому мы присовокупим, что мы знаем из 4Цар. 18:6,23 , и 4Цар. 18:11 , что именно около этого времени 848 начали переселять массами Израильтян в города Мидийские, и вместе с ними вероятно Филистимлян и Египтян, взятых в плен. 3 . И сказал Господь: как раб Мой, Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование об Египте и Ефиопии, 4 . так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не все согласны в том, что разуметь под именем „воинство выспреннее на высоте“. Некоторые разумеют под этим именем Ангелов, слуг Божиих, руководителей царств, подвергающихся гневу Божию за царства им вверенные (мнение проф. Якимова). Другие под именем горнего воинства (как Еп. Петр) разумеют недостойных священников 942 . Но Кей (Kay in the Speaker’s Comment.) высказывает мысль, что здесь надо разуметь наказание, имеющее постигнуть: „князя мира“ ( Ин. 14:30 ) и „мироправителей тьмы века сего и духов злобы поднебесных“ ( Еф. 6:12 ). Они приравниваются в общем наказании к жестоким царям и властителям, что мы и видели выше в главе XIV, 9 Исаии, где представитель царей древнего жестокого мира Ассур уподобляется сатане и низводится в ад. Здесь в пророчестве изображена картина общего возмездия языческому, нераскаянному, оскверненному кровию и плотию и служению бесам-миру, за то растление, которое он внес на землю. Заметим, что эти узники по указанию Исаии лишь „после многих дней будут наказаны“, „соблюдаемые в вечных узах под мраком, на суд великого дня“. ( Иуд. 1:6 ) 943 . Последний стих всецело переносит нас в апокалипсическое видение и отвечает словам Господа: „солнце померкнет, и луна не даст света своего“, а также видению св. Иоанна в Апокалипсисе 944 . Господь воцаряется на горе Сионе и в Иерусалиме, говорит пророк (ст. 23). Здесь это священные имена престола Божия среди людей. Они находятся не в земной Палестине, они там, где угодно Богу: это „град Бога живого, Иерусалим небесный“; „Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба“ 945 . Старейшины горнего Иерусалима конечно суть святые Божии, облеченные в одежду нетления и имеющие удостоиться видеть славу Всевышнего. 932 Ср. позже Исаии, Иезекииля V, 14, который живет уже в то время, когда Иудея обращена в пустыню. 940 Замечательно, что после разрушения храма Навуходоносором не было такого отчаяния. Голос Божия пророка Иезекииля еще поддерживал надежды. Иудеи еще ждали Мессии в роде Давида. 941 Так в толк. Исаии, в прил. к Христ. чтению проф. Якимова in loco стр. 403, так Кей in loco в Speaker " " s Comm. Так и Еп. Петр ч. I, стр. 279–280. Читать далее Источник: Священная летопись/Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

" И упасут землю Ассурову ...оружием«, то есть поразят ее. Сказано: »упасут землю Ассурову ...оружием " , но оружием не своим, «и землю Невродову», то есть землю Халдейскую, копиями, но копиями не своими, а копиями ея ( Мих.5:6 ). Ибо не Иудеи и не своим оружием истребили Ассириян, но истребил их Ангел, и истребил их же собственным оружием; и Сеннахирим пал не от копий Иудейских, но умерщвлен как бы собственным своим оружием, сыновьями своими. Так Бог самым делом исполнил то, о чем предсказывает здесь пророк, говоря: «Когда приидет Ассур на землю нашу, Сам Он избавит нас от него». Войско Сеннахирима было истреблено в земле Иудейской, и царь Сеннахирим, ожидая окончания дел в Египте, когда услышал об истреблении войска своего, поспешно возвратился из Египта в страну свою. «И будет останок Иаковль в языцех среде людий многих, – окружающих его, – аки роса от Господа... и яко капли на злаце " ( Мих.5:7 ), то есть как роса и дождевые капли не ждут содействия человеческого, так «останок Иаковль» освободится от своих притеснителей, выйдет из стана Ассириян, не ожидая их позволения идти, но как только увидит, что гонители частично истреблены, частично обращены в бегство. В смысле же таинственном пророк под образом росы и ливня представляет кроткое сошествие Еммануила. В таких же образах и прежде представляли оное Исаия ( Ис.26:19 ) и Давид ( Пс.71:6 ). «Не ожидает человека, и не ждет сына человеческаго», ибо для пренепорочного зачатия Еммануила не нужно было ни мужа, ни " сына человеческаго» ( Мих.5:7 ). «И будет останок Иаковль во языцех среде людий многих, аки лев в скотех в дубраве и яко львичищь в стадех овчих, который... терзает, сокрушает, разрывает на части, и нет изимающаго» ( Мих.5:8 ). Это относится к Езекии, на которого пошли войной Ассирияне, и к Иудеям, которых как бы под стражей содержал стан Ассирийский и готовился вскоре отвести в плен, и которые оставались бестрепетными среди языческих народов и рукой Ангела Господня истребили тех, от кого не смел и не мог избавить их человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! (Горе Ассирием, жезл ярости моея и гнев есть в руку их). Жезл гнева Божия велик и крепок, он вполне соответствует степени гнева и могуществу разгневанного Господа. Вестник воли Божией и выразитель чувства гнева Иеговы, святой пророк с глубоким чувством страха решительно и определенно указывает этот «жезл», которым будет неоднократно поражен Еврейский народ, это – Ассирийцы. Эти могущественные и жестокие иноплеменники будут еще сильнее и яростнее в руке разгневанного Иеговы, как и обыкновенный грозный жезл или бич делается смертельным в руках крайне раздраженного властелина, когда он немилосердно бьет им своего непокорного раба. 6. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. (Гнев мой послю на язык беззаконен, и своих людий повелю сотворити корысти и пленение, и попрати грады и положити я в прах). Ассирийцы делаются сильным и грозным орудием в руках Господа, тем более, что осужденный принять многократные удары Еврейский народ крайне нечестивый и таким нечестием возбудил гнев Божий. Господь дает повеление Ассуру и оно должно быть выполнено по всей строгой правде: если судьи и старейшины израильские грабили вдов и сирот (ст.2), то Ассирийские войска тем с большей жестокостью и беспощадно ограбят этих грабителей; ограбленные врагами и презираемые своим народом, они будут потом даже попираемы копытами и колесами ассирийской конницы и ногами врагов-победителей, без всякого разбора, как грязь на улицах (по жестокому обыкновению восточных победителей). При этом и сами города их будут превращены в развалины, а груды развалин покроются пылью. Так будут уничижены потомки благословенного Авраама, дети тех праотцов, пред лицом которых Господь потопил конницу Фараона... 7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце – разорить и истребить немало народов. (Сей же не тако помысли и душею не тако возмне: но отступит ум его, и еже потребити языки не малы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

После смерти Исайи и его воспитанника Езе–кии начинается длительная языческая реакция. Последующие монархи расправляются с пророками и устанавливают двоеверие как закон. Пророческое слово на некоторое время замолкает. И лишь на исходе VII века появляются пророки: Софония, Наум, Аввакум. Кто были эти люди? Мы о них очень мало знаем. Софония выступает в момент кризиса нечестивого режима. Он выступает с песней о «Дне гнева» — о возмездии. В каждом реквиеме есть латинский текст о «Дне гнева», «Дне суда»: «Deis irae, dies ilia…» Есть такой фильм «День гнева» по очень хорошему рассказу одного советского фантаста . «День гнева» надо понимать не в нашем смысле — это не гнев человеческий, а то, что мы условно называем «гневом Божиим», то есть это соприкосновение нечистого с чистым. Пример наглядный: когда раскаленная лава ползет с горы и вдруг низвергается в озеро или реку, происходит почти взрыв, вода вскипает в мгновение ока. Вот это и есть соприкосновение нашей ограниченности, нашей злобности, греховности, нашего несовершенства с Божественным огнем и с чистотой. Тогда происходит взрыв, и это и есть «Deis irae, dies ilia»… Потом, около 612 года до нашей эры, появляется пророк Наум, Нахум. Книга пророка Наума небольшая, и она относится к локальному политическому событию, но очень важному уже для нашего времени. Ассирия терпит жестокое поражение. Мидийцы, персы, вавилоняне — все обрушиваются на нее; это очень ярко описано в книге советского востоковеда. Книга пророка Наума — книга вечная, хотя Ассирия как военная держава уже давно не существует. Пророк хочет сказать, что зло, которое сеет насилие, — оно возвращается на насильников. Кровь рождает кровь. И мы с вами, дети ХХ столетия, убедились в этом с такой очевидностью, что если мы этого не поймем, то мы не заслуживаем того, чтобы быть причастными к историческим событиям. Под какими бы лозунгами и девизами ни шло насилие, оно всегда порождает еще худшую вражду. В этотпериод, вероятно, были записаны предсмертные строки Исайи (мы точно не можем сказать, когда это было) — строки, которые имеют огромное значение. Потому что Исайя провозглашает про–фетический универсализм почти как догмат. Ибо все народы приходят к Богу, и уже нет между ними стены и разделения. И Ассур (то есть Ассирия), и Египет так же служат Господу, как ветхозаветная Церковь. И это соединение язычника и политического врага у престола Божия — свидетельство великого откровения о том, что перед Богом все люди равны, как и все народы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Стих 11-й в прикровенных словах указывает на ту же тайну воплощения Сына Божия для спасения человечества. „Я, Я- Господь, и нет Спасителя, кромя Меня“. Очевидно, что если бы Мессия был только человеком, то Он не мог бы быть Спасителем. Спасти человечество мог только Бог, а откровением раскрыто, что Спаситель будет иметь вид Отрока (раба) т. е. человека; очевидно, что Спасителем мог быть только Богочеловек. „Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог“. ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 ). 12 . Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; 13 . от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? В стихе 12, кроме общего воспоминания о чудесах и милостях Божиих, явленных Израилю, повидимому воспоминается ближайшее событие: избавление от нашествия Сеннахерима, объявленное Израилю ранее этого события 1435 . Стих 13-й повторяет для убеждения Израиля великий догмат о единой силе в мире Бога-Творца и Вседержителя и о вечном, неизменном существовании Того, которого имя Иаг-ве: „вечно, неизменно живущий в прошедшем, настоящем и будущем“ 1436 . Эту же мысль величественно рисует Псалом 101 ( Пс. 101:26–28 ), говоря о прехождении неба и земли: „Они погибнут, а Ты пребудешь.... но Ты-Тот же и лета Твои не кончатся“. В следующих стихах пророк видит вдали избавление Израиля от гнета Вавилона, о котором он предсказывал Езекии Ис. 39:6–7 . Избавление последует по особой милости Божией, не смотря на грехи Израиля. Напоминаем, что Вавилон, как Ассур, не только историческое царство, но и типическое выражение развращенного мира, борющагося против духовного Сиона и царства Божией правды на земле 1437 . 14 . Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон, я сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15 . Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. Возвратимся к главе XIII, в которой пророк видит, как Господь вызывает народы на гибель Вавилона. В настоящей главе (ст. 14) указывается, что Сам Искупитель, Святый Израилев, есть тот, Который посылает народы: „сокрушить все запоры и Халдеев“, „ради вас“, т. е. ради Израиля, к которому обращена речь. До времени прихода „Примирителя, Которому покорность народов“ ( Быт. 49:10 ), нравственная будущность всего человечества сосредоточена в избранном народе, хранившем обетования и слышавшем вещания пророков. Израиль потому то и освобождается от плена и возводит снова храм в возобновленном Иерусалиме, чтобы исполнились обетования и пророчества, так как из рода Давидова на этом Богом избранном месте должна совершиться великая тайна вочеловечения Бога и искупления Им человечества. Таково значение стиха 14-го для верующих во Христа Иисуса, Господа нашего, Который – наш Искупитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Некому было вести... сыновей, которых он возрастил,.. тебя постигли опустошение и истребление, голод и меч,.. сыновья твои лежат по углам всех улиц,.. и ты хребет свой делал, как бы землею и улицею для проходящих»... (ср. 10:6). «Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина» (ср. 29:9). «Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме, и не будет нуждаться в хлебе... И Я вложу слова Мои во уста твои и тенью руки Моей покрою Тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ»,.. «вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения... и подам ее в руки мучителям твоим» (14:16–23). «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! (Ср. 51:17). Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый» 243 . «Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона!» (52:1–2)... «За ничто вы были проданы и без серебра будете выкуплены, – ...народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы пожить там, и Ассур теснил его за ничто, и теперь что у Меня здесь 244 ? говорит Господь, народ Мой взят даром, властители их постоянно неистовствуют, и всякий день имя Мое бесславится. Поэтому народ Мой узнает... в тот день, что Я тот же, Который сказал: вот Я!» (3–6). «Как прекрасны на горах (будут в тот день) ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону; воцарился Бог твой». «Голос сторожей твоих... ибо они своими глазами видят, что Господь возвращается на Сион» (7–8). «Торжествуйте, пойте вместе развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ свой, искупил Иерусалим,., и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (9–10). «Выходите оттуда, не касайтесь нечистого, носящие сосуды Господни! ибо вы выйдете не торопливо, потому что впереди вас пойдет Господь и будет стражем позади вас» (11–12). Основание, на котором зиждется спасение Сиона, его исцеление и последующее прославление, пророк везде видит в деле Раба Господня, в Его «труде» и «подвиге» (42 гл.; 49:4; 50 гл.; 53:11), который Он несет ради исполнения воли Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? и где оставите богатство свое? 4. Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. „День посещения“: это выражение имеет весьма важное значение. Мы встречаем его весьма часто у пророка Иеремии 592 , и всегда с значением горя, наказания, гибели. В ветхом завете оно означает всегда, что правосудие Божие не может оставлять далее без наказания известные деяния. Так мы видели 593 в Быт. 11:5 , что Господь глаголет, видя столпотворение Вавилонское: „Сойдем и смешаем язык их....“ Подобное же выражение мы встречаем в сказании о казни Содома 594 . Значение слова посещение в ветхом завете надо отличать от значения этого слова в новом завете, так как в последнем установлены Богом особые милосердые отношения Его к людям. И действительно „благодать и истина произошли через Иисуса Христа“ 595 . Поэтому в новом завете Господь упрекает Иерусалим в том, что он „не узнал день посещения своего“ ( Лк. 19: 44 )- посещения не гневом, а милостию и бесконечною любовию, – которой спасен мир. На это же указывает и Апостол ( 1Пет. 11:12 ), говоря о язычниках, что они прославят Бога „в день посещения“, очевидно разумея под этим ту минуту, когда язычники припадут к стопам посетившего мир и принесшего в мир благодать и истину. В книге Исаии, как у последующих ветхозаветных пророков, „день посещения“ имеет еще грозный смысл: пророк видит и грядущего в будущем Князя мира, Еммануила, он видит, что Он принесет душевное счастие, – но он не называет еще этого пришествия „посещением“. Остальные мысли стихов 3 и 4 не нуждаются в пояснении, в виду сказанного нами выше, что тяжесть ударов дня посещения именно обрушилась на знатных и богатых, которые все будут ведомы в плен узниками. Угроза, что „рука Господня еще простерта“, повидимому указывает народу, что не одно, а несколько бедствий посетят народ. 5 . О Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

отцами; но нельзя пройти молчанием и того, что многие из святых же отцов понимают 13 стих 60 главы пророчества Исаии не в буквальном смысле о крестном древе, но в смысле духовном; даже св. Иоанн Дамаскин , которого особенно любят приводить старообрядцы, нигде не говорит прямо, что крест Христов сделан был из певга, кипариса и кедра: он всегда выражается так, что нельзя в точности сказать, в каком именно смысле говорит он о сих трех древах, в буквальном или в духовном, переносном. Понимать сии три древа в духовном смысле тем более прилично в данном случае, что само св. Писание нередко пользуется образами сих древ, особенно кедра, чтобы изобразить крепость, красоту и непоколебимость. Так, в псалме 91-м пророк Давид, изображая благоденствие и безопасность праведника, сравнивает его с двумя древами, – с финикового пальмою и с кедром Ливанским: праведник яко финикс (финиковая пальма) процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится (ст. 13); напротив, в псалме 28-м тотже царственный пророк пользуется образом тогоже Ливанского кедра для изображения гордости и надменности нечестивых, которых Господь сокрушит и ниспровергнет: глас Господа, сокрушающего кедры, и стрыет Господь кедры Ливанские (ст. 5). В таком точно значении употребляется образ Ливанских кедров и кипарисов у прор. Иезекииля (гл. 31); пророк, сравнимая Ассирийского царя по гордой надменности его с кедром и кипарисом, говорит: Се Ассур кипарис в Ливане, Лобр отрасльми, и высок величеством, и часть покровом, и среде облак бысть власть его (ст. 3): и ниже: кипариси не таковы в рай Божии, и сосны неподобны отраслями его, и елие не бысть подобно ветвием его: всякое древо, еже в рай Божии, не бысть подобно ему в доброте его, множества ради ветвий его (ст. 8). Все приведенные места показывают, что и 13 стих 60 гл. пророка Исаии нет надобности понимать непременно буквально, относя его к крестному древу, но можно понимать в духовном, таинственном смысле, как указание вообще на славу и неодолимость Христовой Церкви, при чем кедр может указывать на славу и величие ея, кипарис – на ее духовную красоту и целительную силу (поскольку самое древо кипарисное с одной стороны отличается чрезвычайного красотой, а с другой – целительными свойствами), а певг, как наиболее благовонное древо, – на благодатные дары, хранящиеся в ней и изливающиеся на верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

Согласно с этим учением последователи указанных сект напряженно ожидают кончины мира и наступления царства Христова. Конечно, ожидания эти обнаруживаются в разных сектах в различных формах. В подтверждение сказанного приведем здесь некоторые пункты из учения означенных сект. Молокане, проповедуя о скором падении православной церкви в России, ссылаются на пророчество Исайи о падении идолопоклонства в Ассуре, причем под Ассуром разумеют Россию (Ассур – Руса – Россия). Желая доказать это, молокане в тридцатых годах стали переселяться за Кавказ, ожидая там открытия нового тысячелетнего царства Христова на земле. Явился у них в 1836 году и Христос в лице крестьянина Тамбовской губернии Лукьяна Петрова; являлись, кроме того, пророки Илья и Енох. Все это клонилось к доказательству той мысли, что время последнее уже наступило, антихрист воцарился в Ассуре, т. е. в России, – и что после падения Ассура наступает царство Христово. Основатель Сионской вести, капитан Ильин еще яснее называет церковь православную антихристовой, а православных – слугами антихриста. Православные, по его словам, суть дети Езавели, волко-агнцы, талмудисты, эгоисты, ошуйные, отмеченные числом 666. Баптисто-штундисты под антихристом, описываемым во втором послании к Солунянам и саранчой, упоминаемой в Апокалипсисе ап. Иоанна, разумеют православных епископов, а под ключом от бездны – архиерейские жезлы ( Откр. 9:1–11 ). Православное духовенство, по их мнению, заело много истины и вместо поклонения Богу духом и истиной ввело идолопоклонство. Что касается, далее, скопцов, то они с нетерпением ожидают скорого пришествия для окончательного суда над людьми своего батюшки – искупителя. Многие пророчества, относящиеся к времени страшного суда, по мнению скопцов, уже исполнилось; Енох и Илия уже пришли: «кто может видеть, – говорил один скопец, – тот видит, кто у отца – искупителя Илья и кто Енох». Антихрист также явился на земле и давно совершает свои дьявольские дела. Хотя хлысты и скопцы редко говорят прямо, что антихрист воцарился на Руси православной и в церкви, однако если мы припомним здесь, что такое – православные в их глазах, то должны будем прийти к заключению, что, по их мнению, дьявольские, антихристовы дела совершаются больше всего именно у православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010