Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЯНАНДА САРАСВАТИ [наст. имя Мулшанкар Тивари] (1824, шт. Гуджарат - 30.10.1883, Аджмер), свами, инд. религ. реформатор, основатель «Арья самадж» (Об-во благородных). Д. С. род. в брахманской семье, исповедующей шиваизм , но в возрасте 21-22 лет, разочаровавшись в традиц. религии, ушел из дома, движимый духовными исканиями. В 1848 г. юноша принял санньясу в одном из орденов ведантийского толка, основанном Шанкарой и посвященном богине Сарасвати , и в течение мн. лет бродил по Индии безымянным нищим странником, встречаясь с различными духовными учителями и совершенствуясь в йоге . С 1860 по 1863 г. Д. С. обучался санскриту у слепого гуру Свами Вираджананды в Матхуре. Именно тогда, после досконального изучения Вед - древнейших религ. текстов Индии, у Д. С. сформировалась идея о необходимости очищения «изначальной и истинной» ведийской религии от искажающих ее «наслоений», привнесенных индуизмом . Он провозгласил девиз «Назад, к Ведам!» и, отринув создававшиеся на протяжении мн. веков тексты «священного предания», предложил собственную, монотеистическую трактовку древнеинд. памятника, согласно которой все многочисленные упоминающиеся в Ведах боги суть разные ипостаси единого Высшего Божества. При этом статус шрути (священного писания) Д. С. распространял только на 4 древнейшие самхиты, остальные же тексты ведического корпуса, включая Упанишады , не представлялись ему авторитетными. Д. С. интерпретировал ведийские гимны, исходя из предпосылки изначального древнеинд. единобожия: весь не укладывающийся в его систему мифологический и поэтический материал отбрасывался. Покинув учителя, Д. С. вновь отправился в странствие по Индии с проповедью своих идей. Необычайная харизма, глубокая ученость вкупе с ораторским талантом обеспечивали ему известность и уважение. Д. С. нажил и множество врагов среди ученых брахманов, отстаивая свои тезисы в жестких диспутах, из к-рых он довольно часто выходил победителем благодаря блестящему знанию авторитетных санскр. текстов. Эти споры нередко грозили перерасти в потасовки. Известно о 18 покушениях на жизнь реформатора.

http://pravenc.ru/text/171452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЬЯ САМАДЖ [от санскр.   - арий, благородный,   - общество, соглашение], орг-ция, созданная в 1875 г. в рамках реформаторского движения в индуизме Даянандой Сарасвати (Мулшанкар Тивари, 1824-1883). Он род. в Индии (г. Танкара, шт. Гуджарат) в семье брахмана, в 19 лет стал членом ордена Сарасвати и 15 лет вел жизнь бродячего монаха. Создал учение, с помощью к-рого хотел поднять авторитет Вед , т. к., с его т. зр., поздние тексты искажали идеи ведического единобожия, но это не помешало ему оперировать такими постведическими мифологемами, как карма и сансара . А. с., опираясь на учение своего идеолога и создателя, настаивает на непогрешимости Вед, важности санскар (индивидуальных обрядов) и необходимости сохранения древних ведических ритуалов. А. с. отвергает наследственную систему каст и предлагает ввести касты, основанные на индивидуальных достоинствах человека. Выступает против идолопоклонства, жертвоприношения животных, культа предков, института неприкасаемых, детских браков, паломничества к святым местам и института профессиональных жрецов. Орг-ция осуществляет программу социальных реформ (развитие жен. образования, поощрение межкастовых браков, строительство сиротских домов и приютов для вдов, помощь голодающим), имеет сеть школ и колледжей как в Индии, так и в др. странах. С момента создания А. с. играла важную роль в инд. националистическом движении и часто подвергалась критике за чрезмерную воинственность и нетерпимость к христианству и исламу. Большинство последователей А. с. проживает в зап. и сев. Индии, хотя ее отд-ния существуют во мн. странах мира. По нек-рым оценкам, в наст. время А. с. объединяет ок. 1,5 млн. чел. Лит.: Vedalankar N. Arya Samaj and Indians Abroad. New Delhi, 1975; Yadav K. Ch., Arya K. S. Arya Samaj and the Freedom Movement. New Delhi, 1988; Ladjpat Rai L. Swami Dayananda Saraswati: His Biography and Teachings. New Delhi; N. Y., 1991; Llewellyn J. E. The Arya samaj as a Fundamentalist Movement: A Study in Comparative Fundamentalism. New Delhi, 1993. Б. З. Фаликов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76574.html

201-202 ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых 202-205 205-206 ДАСИЙНАЯ НОТАЦИЯ разновидность нотации лат. церковного пения, применявшаяся в эпоху Каролингского Возрождения 208-209 209-210 210-211 211-214 214-215 215-216 216-217 217-219 219-221 221-222 ДАЦАН в тибет. и монг. буддизме подразделение монастырского комплекса, в к-ром ведется преподавание одной из 5 больших и 5 малых буддийских наук ДАЯНАНДА САРАСВАТИ (1824 - 1883), свами, инд. религ. реформатор, основатель «Арья самадж» (Об-во благородных) 222-223 ДАЯНИЕ ЗАКОНА рим. юридический термин, ставший названием распространенной в рим. искусстве в IV-V вв. христианской композиции, в основе которой изображение даяния Христом Церкви новозаветной «новой заповеди» любви 223-224 224-225 ДВЕКУТ богословский термин в иудаизме, к-рым обозначается состояние духовной устремленности к Богу, привязанности к Нему 225-226 ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ раннехрист. апокриф, составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах 226-232 232-234 ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 234-236 236-237 237-238 238-240 ДВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 25 нояб.), чудотворный образ, находившийся в дер. Цыгломинской Архангельской губ. (ныне пос. Цигломень в черте Архангельска) 240-241 241-242 242-244 ДВОЕЖЕНЦЫ термин, употребляемый по отношению к мужчинам, вступившим во 2-й брак после прекращения 1-го 244-245 ДВОЕПЕРСТИЕ одна из форм христ. перстосложения для совершения крестного знамения и для преподания благословения 246-251 ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Д. С. отрицал все внешние атрибуты традиц. религии (храмы, изображения богов, священные места и т. д.), пышный и сложный ритуал. Бог, согласно его трактовке, является безличным Абсолютом (тождественным брахману в веданте ), вездесущим и всемогущим творцом мира; служение ему человека, по мнению Д. С., должно состоять не в отправлении обрядов, а в правильном поведении, в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Диалог между человеком и богом должен осуществляться без посредничества жрецов, а с помощью искренней внутренней молитвы. Борясь с монополией брахманов на знание священных Вед, Д. С. совершил святотатственный с т. зр. традиц. индуизма акт - переложил Веды на совр. хинди, сделав их доступными для женщин и представителей низших каст. Д. С. выступал против кастовой иерархии и регламентации поведения, против обычая самосожжения вдов (сати) и детских браков. Он с нетерпимостью относился к иным религиям на территории Индии, не допуская в отличие от др. религ. реформаторов его времени сближений с христианством или исламом на основе идей монотеизма. Более того, впервые за всю историю индуизма Д. С. обосновал и стал проводить в жизнь идею прозелитизма: он пытался возвращать инд. мусульман и христиан в лоно реформированного им индуизма посредством шуддхи - древнего ведийского ритуала очищения отпавших. 10 апр. 1875 г. в Бомбее (ныне Мумбаи) Д. С. учредил «Арья самадж», общество объединило неск. тыс. его сторонников. В период обострения антиколониальной борьбы общество активно поддерживало национально-освободительные движения. В наст. время организация занимается просветительской и социальной работой, известна благотворительностью. Из сочинений Д. С. следует выделить кн. «Сатьяртха Пракаш» (Свет Истины), изданную в 1875 г. в Варанаси. Эта книга представляет собой компендиум его основных идей и является «библией» для его последователей. Поскольку со временем взгляды Д. С. претерпели значительную эволюцию, уже через неск. лет он стал готовить 2-е изд. книги, подвергшееся большим изменениям. С 1877 г. он работал над созданием комментариев к Ригведе (см. ст. Веды ), однако этот монументальный труд не был доведен до конца. Перу Д. С. также принадлежат пособия по проведению ритуалов (упрощенных и воспроизводящих, по мнению Д. С., древнюю ведийскую практику), дидактические наставления о праведной жизни, множество памфлетов.

http://pravenc.ru/text/171452.html

Языком межэтнического общения мусульман на Маврикии стал урду, который использовали как в повседневном общении, так и для обучения (в т. ч. богословского); арабский использовали только для чтения Корана. Иммигранты-индуисты прибывали гл. обр. из шт. Бихар в Вост. Индии (их потомки составляют большинство населения М.). Благодаря сохранению соседских и родственных связей они воссоздали на острове социальные структуры и религ. обряды, практиковавшиеся ими на родине. В условиях отсутствия традиц. системы религ. образования сохранению индуистских традиций и объединению индуистских общин способствовало создание неформальных религиозно-культурных групп, в которых проводились занятия по обучению языку хинди и чтению поэмы «Рамачаритаманаса». Повсеместно индуистские семьи стали приобретать небольшие земельные участки, на к-рых возводили доступные для всех храмы Шивы. Поддержанию индуистских традиций также способствовало прибытие из Индии значительного числа священнослужителей из касты брахманов . С 30-х гг. XIX в. началась 2-я волна иммиграции тамильских рабочих из Юж. Индии. Несмотря на то что их направляли на разбросанные по всему острову сахарные плантации, они смогли сохранить свои традиции за счет установления связей с уже проживавшими на Маврикии тамилами. В 1850 г. на острове был построен 1-й тамильский индуистский храм, посвященный богу Шиве. Помимо этого в качестве рабочей силы на Маврикий переселялись телугу из шт. Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии, большинство из которых были последователями вишнуизма . В кон. XIX в. на острове началось распространение индуистского реформистского движения «Арья самадж» . Во 2-й пол. XIX в. открытие Суэцкого канала (1869) способствовало превращению М. в важный перевалочный пункт на пути из Европы в Индию и Юго-Вост. Азию. В 1865 г. была проведена конституционная реформа, вводившая в число членов Губернаторского совета 10 избираемых представителей. В нач. XX в. и особенно после первой мировой войны в М. наблюдался подъем национального-освободительного и рабочего движения, возникли первые политические партии и профсоюзные орг-ции. 23 февр. 1936 г. на многолюдном митинге была создана Лейбористская партия (ЛП). В период второй мировой войны остров использовался в качестве базы брит. ВМС.

http://pravenc.ru/text/2561140.html

Погляди же теперь да найди защиту и помощь нашей Церкви где-нибудь там, у православных махараджей и епископов. И еще пиши нам, пиши. Хотя бы два раза в неделю. Так меня все просили, чтобы я передал тебе это как общую просьбу. Ты сам знаешь, как наш народ ничего на свете не жаждет, кроме духовной пищи. И он хочет только быть уверенным, что его вера чистая, святая и апостольская. Все остальное, что в мире есть и что случается, для него будто и не существует. Многие говорили мне еще, что рады были бы видеть здесь, у нас, православных монахов оттуда, из Сербии. Постарайся привести с собой хотя бы двух–трех. Скажи им, что наша жара будет для них не тяжелее, чем тебе их холод. Женский монастырь, который ты основал, утверждается в правиле и возрастает в молитве. Все сестры сердечно приветствуют тебя. Каждая из них прикоснулась к этому письму челом в знак почтения к тебе, своему духовному отцу. Целует тебя и благословляет митрополит Фома Воевода Рамачандра пишет Раме Сисодии в Сербию Ты знаешь, что я принадлежу к обществу «Арья самадж», которое основал в прошлом человеческом веке в Пенджабе известный Даянанда Сарасвати . Ты знаешь, что я как член этого общества верую только в единого Бога и гнушаюсь всех идолов индийских. Итак, этот единый и единственный Бог, в Которого верует «Арья самадж», да защитит тебя от зла и да вернет к нам здоровым. А нам твое присутствие здесь очень нужно, поскольку в Индии идет большое брожение: и духовное, и нравственное, и политическое, и социальное. Об этом я недавно говорил в Траванкоре со светлым махараджей Малабара. Он поистине святой человек , как он, так и рани , супруга его. Он обладает великими отличительными качествами древних индийских царей: Чандрагупты, Ашоки, Чалукии, Харши, Рамачандры, Раджпута и Прити Раджа , — всем, кроме их воинственности. Ему трудно даже выговорить слово «война». И именно он мне говорил о вас троих, посланных им в Европу, чтобы выяснить причины столь частых войн в той земле. «Когда мы поймем причины войн, тогда мы пресечем их в корне и убережем нашу Индию от военного пожара».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Постарайся привести с собой хотя бы двух-трех. Скажи им, что наша жара будет для них не тяжелее, чем тебе их холод.    Женский монастырь, который ты основал, утверждается в правиле и возрастает в молитве. Все сестры сердечно приветствуют тебя. Каждая из них прикоснулась к этому письму челом в знак почтения к тебе, своему духовному отцу.     Целует тебя и благословляетмитрополит Фома Письмо 27. Воевода Рамачандра пишет Раме Сисодии в Сербию...    Ты знаешь, что я принадлежу к обществу «Арья самадж», которое основал в прошлом человеческом веке в Пенджабе известный Даянанда Сарасвати. Ты знаешь, что я как член этого общества верую только в единого Бога и гнушаюсь всех идолов индийских. Итак, этот единый и единственный Бог, в Которого верует «Арья самадж», да защитит тебя от зла и да вернет к нам здоровым. А нам твое присутствие здесь очень нужно, поскольку в Индии идет большое брожение: и духовное, и нравственное, и политическое, и социальное.    Об этом я недавно говорил в Траванкоре со светлым махараджей Малабара. Он поистине святой человек, как он, так и рани, супруга его. Он обладает великими отличительными качествами древних индийских царей: Чандрагупты, Ашоки, Чалукии, Харши, Рамачандры, Раджпута и Прити Раджа,— всем, кроме их воинственности. Ему трудно даже выговорить слово «война». И именно он мне говорил о вас троих, посланных им в Европу, чтобы выяснить причины столь частых войн в той земле. «Когда мы поймем причины войн, тогда мы пресечем их в корне и убережем нашу Индию от военного пожара».    Я спросил его:    — Но если только мы пресечем в корне войны, а европейцы этого не сделают, а, напротив, будут этот корень поливать и взращивать, как же мы убережемся от европейских посягательств?    На это светлый махараджа и ответь мне:    — Нас сохранят великие боги индийские.    Не хотелось мне оскорблять его искреннюю веру в весь этот наш идольский гам, но про себя я подумал: «Да кто спасет всех этих богов индийских от натиска богов с Запада? Европейцы действительно правы, когда называют нас идолопоклонниками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

После смерти Роя «Брахмо самадж» разделился на несколько групп. Радикальные прозападно настроенные реформаторы образовали «Брахмо самадж Индии», который возглавил Кешаб Чандра Сен (1838–1884) . Он отвергал кастовое деление общества, образцом истинной религии считал протестантизм и наконец объявил о создании новой религии – «брахмоизма». Так, в 1880 году возникла секта «Новое Произволение» , в учении которой подчеркивался универсалистский характер брахмоизма и в то же время его индуистское происхождение 357 . Запомним эту декларацию – в дальнейшем она стала типичной для неоиндуизма. Второе течение раннего неоиндуизма возникло как охранительная реакция на западничество. Кроме различных традиционалистов, духовному натиску Запада противостояли и интеллигенты-почвенники. Уже через два года после возникновения «Брахмо самаджа» Радхаканта Деб (1784–1867) создал в противовес ему «Дхарма сабху» , задачами которой были утверждение кастовых установлений, защита сати, борьба с христианскими миссионерами и развитие образования, главным образом традиционно санскритского. Пафос активного общественного действия и методы организационной работы «Сабхи» имели, однако, западное происхождение. Вслед за «Сабхой», под влиянием распространяющихся на Западе националистических идей, возникает целый ряд неоиндуистских организаций, отстаивающих идею превосходства индуизма над другими религиями. Наиболее ярким ее выразителем был Даянанда Сарасвати (1824–1883) . Для пропаганды возврата к ведийским корням он создал в 1875 году общество «Арья самадж» , в практике которого отвергалось идолопоклонство, поскольку его не было в религии древних ариев. «Арья самадж», как и «Брахмо самадж», не избежал разделений: возникло три толка, из которых один, ультра реформаторски и, уже во второй половине XX в. ввел даже женское жречество. Сейчас в Индии порядка трех миллионов последователей «Арья самадж», существуют также отделения общества в других странах. Есть отдельные арьясамаджисты и в России – из тех, что пекутся о возрождении мнимой «ведической» религии мифических «славян-ариев».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Ещё XVII-XVIII веках в западневропейском эзотеризме стало происходить постепенное смещение приоритетного интереса от герметическо – египетского материала к индийскому. В 1618 г. Генрих Нойгуз опубликовал трактат на латинском языке, в котором утверждал, что розенкрейцеры перебрались в Индию и именно поэтому они столь неуловимы. В последующие два столетия представления об Индии как стране исконной сокровенной мудрости получили на Западе большое распространение 68 . Основоположники теософии активно включились в этот «тренд», для начала завязав переписку с индийским неоведантистским обществом «Арья Самадж» («Arya Samaj»), возглавлявшимся свами Даянандой Сарасвати (Dayananda Sarasvati). Не долго думая, не разбираясь подробно в его учении, они скоро провозгласили заочное объединение Теософского общества и «Арья Самадж» под водительством Даянанды 69 . Кстати этому, согласно Блаватской и Олькотту, «учителя» категорично повелели срочно переезжать в Индию. Однажды вечером один из «учителей» будто бы явился ему. На этот раз он был не из Луксора, а Индии. Посетитель положил руку на голову полковника и сообщил, что в его жизни настал решающий момент: ему надлежит уехать в Индию и совершить там выдающуюся работу на благо человечества. Более того, «учителя» предостерегли Олькотта и Блаватскую: если они немедленно, в декабре 1878 г. не покинут Нью-Йорк, на них обрушатся оккультные несчастья. Над компаньонами действительно нависла реальная угроза, правда иного рода – от требующих возврата долгов кредиторов. Блаватская получила американское гражданство и вскоре они с Олькоттом сели на корабль в Индию. Последний получил от правительства США дипломатический паспорт и рекомендательное письмо к индийскому консульству Соединённых Штатов Америки. Блаватская и Олькотт достигли берегов Индии в середине февраля 1879 г. На пристани Бомбея общество «Арья Самадж» приготовило им торжественную встречу, с музыкой, цветами и слонами. В свою очередь теософская пара сразу стала подчёркнуто показывать свои симпатии к Индии – в знак этого Олькотт тотчас по прибытии поцеловал индийскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Однако, несмотря на это, отношения теософов с «Арья Самадж» быстро испортились. Одной из причин этого было то, что основатели Теософского общества столь же симпатизировали индуизму, как и буддизму. В мае 1880 г. Блаватская и Олькотт ездили на Цейлон, где оба приняли участие в «панча шила» – обряде вступления в буддизм. Олькотт выступил на нескольких публичных митингах в защиту буддизма, поддержал требование развития буддийской системы образования, а в июле 1881 г. опубликовал «Буддийский катехизис» («The Buddhist Catechism») своего авторства. Все это заигрывание с буддизмом было неприемлемо для «Самаджа» ревновавшего о восстановлении позиций индуизма. Ещё одной причиной скорого отвержения обществом «Арья Самадж» теософии была демонстрация Блаватской «оккультных феноменов». В бомбейском доме, где она остановилась, начали происходить необычные явления: на цветочной клумбе внезапно появлялись брошки, из воздуха возникали чашки, без видимого источника звука вдруг начинала играть музыка. Эти феномены Блаватская использовала для приобретения авторитета себе и проповедуемому ей учению. Однако увлечение сверхъестественными трюками противоречило традиционно критическому отношению духовной практики индуизма – йоги, к использованию оккультных сил для произведения впечатления на окружающих. Кроме того, многие феномены Блаватской оказались и вовсе фальшивыми. К примеру, брошка, «чудесно» появившаяся однажды на клумбе у дома Блаватской, как выяснилось, была отдана в залог неким жителем Бомбея, а Елена Петровна её выкупила. Всё это привело к решительному разрыву «Арья Самадж» с теософией. Его руководитель Даянанда Сарасвати опубликовал воззвание ко всем членам общества, предостерегавшее их от контактов с теософами как «атеистами, лжецами и эгоистами» 70 . Ещё до этого знаменательного разрыва феномены Блаватской заинтересовали некоторых индийских англичан, и она получила доступ в их круг. Таким образом Елене Петровне удалось приобрести связи и влиятельные знакомства. Альфред Синнетт (Sinnett) и Алан Хьюм (Hume) стали двумя наиболее ценными для теософии представителями «высшего света» Британской Индии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010