9 декабря – ровно через пять месяцев после того, как Блаватской предоставили американское гражданство, – содержимое «ламаистского монастыря» распродали на аукционе. А 17-го Олькотт и Блаватская отплыли в Индию. Они двигались против стабильного потока эмиграции, шедшего с Востока на Запад; они были уже немолоды и не располагали практически никаким капиталом. Все их связи на субконтиненте зависели от авторов писем, с которыми они никогда не встречались, и от официального письма, весьма туманно рекомендовавшего Олькотта американскому консульству (едва ли оно могло оказаться полезным в стране, колониальная власть которой считала США своим главным торговым и политическим соперником). Практически умирающее нью-йоркское Теософское Общество препоручили заботам генерала Эбнера Даблдэя, позднее прославившегося как изобретателя бейсбола. Компаньоны прибыли в Бомбей в середине февраля 1879 г., после краткой остановки в Лондоне, где они жили у писательницы Мэйбл Коллинз и где к Олькотту еще раз явился гималайский гость – что само по себе не было бы странным, не повстречайся с ним ЕПБ в то же самое время в совершенно другом месте. Очевидно, это существо могло пересечь Атлантику без помощи корабля и появиться одновременно в Сити и на окраине Лондона. Это было наглядной демонстрацией оккультной силы Учителя – куда более впечатляющим, чем все аргументы, которыми располагало тогда крохотное Британское Теософское Общество. В Индии Блаватская и Олькотт сразу же почувствовали себя как дома. Полковник дошел до того, что по прибытии в Бомбей упал на колени и поцеловал пристань. Разумеется, именно такой настрой требовался для того, чтобы завоевать симпатии местного населения. Впрочем, он не помог компаньонам наладить отношения с их корреспондентом Харричандом Чинтамоном, членом «Арья Самадж». В письмах он уговаривал их приезжать в Индию, всячески выражал радушное гостеприимство и обещал устроить грандиозный прием. Прием он действительно устроил, но затем вручил гостям огромный счет за все и в том числе за свою собственную пригласительную телеграмму. Кроме того, он до сих пор держал у себя деньги, которые Блаватская и Олькотт некоторое время назад переслали в «Арья Самадж» как добровольный вклад и свидетельство дружбы. Отобрав у Чинтамона эти деньги, невзирая на его злобные выпады и угрозы, Блаватская и Олькотт покинули негостеприимный дом и обосновались сами в индийском квартале Бомбея Гиргаум Бэк-роуд.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/babuin-m...

Присутствовавший при этом Ч. Ледбитер вспоминал впоследствии, что там было также значительное тамильское население и полковник поучал тамилов истинному смыслу индуизма столь же уверенно, сколь непринужденно трактовал бирманцам буддизм. Аналогично парсийскую аудиторию он целый час назидал правильному пониманию зороастризма. При этом «было совершенно очевидно», – пишет Ледбитер, что Олькотт «не изучал в подробностях какое-либо из восточных Писаний» 392 . Наконец Ледбитер спросил его, как он без серьёзных знаний о доктрине этих религий может объяснять их, причём трактуя их особым, расходящимся с их собственной традицией, образом. Олькотт ответил: «Парень, конечно, я не знаю подробностей всех этих религий, но я знаю свою теософию и обнаруживаю, что она всегда ко всему подходит и всё объясняет. Они излагают разные проблемы, я внимательно слушаю, а затем применяю свой здравый смысл» 393 . Вот «секрет» теософских эзотерических знаний о традиционных религиях: чуть-чуть объективных знаний и огромная воинствующая невежественная самоуверенность, провозглашающая монополию теософов на правильную трактовку всего! 394 Этот безответственно – нагловатый подход к религиям Индии присущ основоположникам теософии. Чего стоит, например, объединение Теософского общества с «Арья Самадж» когда Блаватская и Олькотт даже не знали, чему оно собственно учит 395 ! Принципы построения теософского мифа о космогенезе и антропогенезе в значительной мере происходят из гностицизма и каббалистики. Блаватская многократно ссылается на их учения как на свои высшие авторитеты. Хотя, как отмечалось выше, источники её знаний о том и о другом зачастую были вторичны, кабалистика и гностицизм оказали на генезис теософии несомненное влияние. Однако точно определять конкретные заимствования очень затруднительно в силу вышеописанных причин. Кроме них ещё одна причина точной неопределяемости гностическо – каббалистических заимствований в том, что многочисленные оккультные движения в разные времена демонстрировали подходы и построения подобные гностическим и каббалистическим как в рамках прямой исторической цепи преемства, так и без видимой преемственности прежде бывшим лжеучителям.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Коммунализм – это религиозный национализм, отождествляющий нацию и религиозную общину в полирелигиозной стране. Индуистский (вернее, неоиндуистский) коммунализм, вышедший из «Арья Самадж» и подобных групп, сочетает идею модернизации Индии с идеей индуистского мессианства и с враждебностью по отношению к другим религиям, прежде всего исламу и христианству. Можно привести курьезные утверждения коммуналистов, что «парижский Нотр-Дам был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась Синдху, да и сам Париж был некогда индусским городом Парамешвариумом. Само собой разумеется, что святыня мусульман в Мекке, Кааба, оказывается «гигантским храмом Вишну» 377 ; название «Москва» коммуналисты производят от «мокши», «Россия» («Рашша» в английской транскрипции) будто бы означает «страна риши» (легендарных составителей Вед), а «Пруссия» (соответственно «Прашша») – «страна пред страной риши» 378 . Первый подъем коммуналистского движения в Индии пришелся на 20–30 годы. Его участники выступали за обращение или возврат в индуизм последователей иных религий и за упразднение кастовой системы, которая, по их мнению, мешала сплочению индуистской общины. В области религии коммуналисты придерживались фундаменталистских взглядов и ратовали за возвращение «к святой старине». Государственным идеалом коммуналистов была переосмысленная под влиянием идей европейского фашизма варнашрама, в которой индивидуум полностью подчинен интересам «индуистской нации». В политической борьбе первостепенное значение коммуналисты придавали вождизму, насилию, ритуализму и символике (со знаменами и шествиями). Политические коммуналистические партии противостояли общеиндийским националистам из Индийского национального конгресса, лидер которого Мохандас Ганди был убит в 1948 году фанатиком фундаменталистом, связанным с крупнейшими коммуналистскими партиями «Хинду махасабха» и «Раштрия сваямсеваксангх» (РСС). В связи с этим деятельность многих коммуналистских организаций была запрещена, а их политическое влияние, которое и так сильно уменьшилось после разгрома фашизма во Второй мировой войне, после этого почти совсем сошло на нет. Центр тяжести их деятельности переместился в культурно-идеологическую область. Однако уже начиная с конца 50-х годов влияние коммунализма в Индии вновь стало усиливаться; в 1998 году на выборах в парламент победила умеренная коммуналистская парламентская партия «Бхаратия джаната» (БДП), что дало возможность коммуналистам сформировать нынешнее правительство Индии. Приход к власти коммуналистов ознаменовался обострением отношений с Пакистаном, испытанием Индией ядерного оружия и началом гонений на христиан (речь идет о массовом уничтожении церквей, убийствах миссионеров и священников, в том числе сожженных заживо, об изнасилованиях католических монахинь и даже о нападении на миссию почитаемой в Индии матери Терезы Калькуттской).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Языком межэтнического общения мусульман на Маврикии стал урду, который использовали как в повседневном общении, так и для обучения (в т. ч. богословского); арабский использовали только для чтения Корана. Иммигранты-индуисты прибывали гл. обр. из шт. Бихар в Вост. Индии (их потомки составляют большинство населения М.). Благодаря сохранению соседских и родственных связей они воссоздали на острове социальные структуры и религ. обряды, практиковавшиеся ими на родине. В условиях отсутствия традиц. системы религ. образования сохранению индуистских традиций и объединению индуистских общин способствовало создание неформальных религиозно-культурных групп, в которых проводились занятия по обучению языку хинди и чтению поэмы «Рамачаритаманаса». Повсеместно индуистские семьи стали приобретать небольшие земельные участки, на к-рых возводили доступные для всех храмы Шивы. Поддержанию индуистских традиций также способствовало прибытие из Индии значительного числа священнослужителей из касты брахманов . С 30-х гг. XIX в. началась 2-я волна иммиграции тамильских рабочих из Юж. Индии. Несмотря на то что их направляли на разбросанные по всему острову сахарные плантации, они смогли сохранить свои традиции за счет установления связей с уже проживавшими на Маврикии тамилами. В 1850 г. на острове был построен 1-й тамильский индуистский храм, посвященный богу Шиве. Помимо этого в качестве рабочей силы на Маврикий переселялись телугу из шт. Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии, большинство из которых были последователями вишнуизма . В кон. XIX в. на острове началось распространение индуистского реформистского движения «Арья самадж» . Во 2-й пол. XIX в. открытие Суэцкого канала (1869) способствовало превращению М. в важный перевалочный пункт на пути из Европы в Индию и Юго-Вост. Азию. В 1865 г. была проведена конституционная реформа, вводившая в число членов Губернаторского совета 10 избираемых представителей. В нач. XX в. и особенно после первой мировой войны в М. наблюдался подъем национального-освободительного и рабочего движения, возникли первые политические партии и профсоюзные орг-ции. 23 февр. 1936 г. на многолюдном митинге была создана Лейбористская партия (ЛП). В период второй мировой войны остров использовался в качестве базы брит. ВМС.

http://pravenc.ru/text/2561140.html

3. Исследовать необъяснимые законы Природы и силы, сокрытые в человеке .…исследовать законы природы и человека на уровне практической магии и оккультизма» 167 . После образования Теософского общества Олкотту и Блаватской пришлось прилагать немалые усилия для создания системы теософского учения. Этой теме Блаватская посвящает свой первый монументальный труд Разоблаченная Изида , вышедший в свет в сентябре 1877 года в издательстве Нью-Йорка. В процессе работы над книгой Елена Блаватская стала базировать свои убеждения не на египетском оккультизме, а на оккультизме индийском – к моменту завершения работы она пребывала в глубочайшей уверенности, что первичной религией мудрости является буддизм. Пресса отнеслась к книге отрицательно, некоторые газеты объявили ее «хламом для помойки», а ученая элита обвинила Блаватскую в плагиате – один ученый обнаружил около 2000 примеров, доказывавших, что она не сочла нужным указать источники, переписанные ею слово в слово из сочинений авторов, имеющих отношение к герметическим, масонским и розенкрейцеровским обществам. После написания Разоблаченной Изиды Олкотт и Блаватская решают переселиться в Индию, тем более в это же время выходит в свет книга оппонента-медиума Блаватской, который прямо называет ее шарлатанкой. 16 февраля 1879 года, Олкотт, Блаватская и двое их компаньонов сошли в порту Бомбея и обосновались в одном из его кварталов. Быстро акклиматизировавшись, они легко сошлись с представителями различных каст, переняв обычаи и образ жизни местного населения. Г. С. Олкотт проводит частые лекции перед индусскими, джайнскими и парскими общинами, восславляя в них величие индийских религий и призывая индийцев вернуться к вере отцов. Завязывается тесное общение с обществом Арья самадж. В течение года Олкотт основывает сорок три новые теософские ложи и привлекает в ряды общества тысячи новых членов. В октябре 1879 года Блаватская и Олкотт приступают к изданию первого теософского журнала Теософист . В 1880 году они совершают турне по Цейлону, где выступают перед сингальскими буддистами, проводят активную работу по возрождению буддизма в стране и сами официально принимают буддизм.

http://azbyka.ru/induizm-i-ego-transform...

Кроме того, теософия утверждала существование Тайной Универсальной Доктрины, которую и намеревалась изучать. Эта доктрина начиналась с предпосылки о том, что фундаментальные истины и ценности универсальны во всей Вселенной и что все религии являются, в сущности, разновидностями единого, универсального знания. На этом этапе Теософское общество начинало усложнять задачу, провозглашая гуманистические социальные идеалы: изучение духовной науки должно было идти рука об руку с пропагандой братства всего человечества. [Автор ошибается, при основании Общества этой задачи еще не было. О ней не упоминалось до 1878 г., когда Теософское Общество вступило в тесный контакт с Арья Самадж в Индии, и эта задача обрела актуальность. Тогда и было заявлено, что Общество помогает установить Братство человечества, при котором все хорошие и чистые люди любой расы относятся друг к другу как равные сотрудники одного Бесконечного, Всеобщего, Безграничного и Вечного Дела.] Поначалу такая путаница никому не мешала и даже была на пользу: ведь чем шире была формулировка целей нового общества, тем легче было привлечь в него неофитов. Но попытка примирить конфликтующие религиозные, научные и политические цели в конце концов была обречена на серьезные проблемы. Частью этих проблем, вероятно, было само слово «теософия», означающее священную науку, божественную истину или мудрость. Первыми теософами, очевидно, были филалетийцы («любители истины») – александрийские философы III века, продолжившие традицию пифагорейцев, платоников и неоплатоников, а также испытавшие влияние утерянных орфических и египетских мистерий. Последний крупный всплеск учения теософов пришелся на эпоху Ренессанса, когда различные авторы (в том числе и знаменитый сапожник-мистик Якоб Беме 40 ) обозначали этим словом свою собственную смесь мистицизма, эзотерики и космологии. Однако представления об «истине» и «науке» у этих ранних теософов были чрезвычайно далеки от рациональных стандартов объективности, точности, беспристрастности и нейтралитета, характеризовавших истину и науку по мнению ученых XIX столетия. С одной стороны, Олькотт и Блаватская пытались оперировать именно этими стандартами; с другой стороны, они стремились доказать, что догматическая приверженность этим стандартам вредит познанию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/babuin-m...

Общее количество протестантов, включая квазипротестант. образования, составляет не менее 6 млн чел. Однако офиц. статистика и данные, предоставляемые религ. орг-циями, заметно отличаются друг от друга. Во-первых, существует значительное количество индусов, к-рые считают себя христианами, продолжая при этом исполнять все обряды индуизма. Они образуют общины и группы т. н. Приверженцев Христа низших каст Индии и Приверженцев Христа высших каст Индии, однако, несмотря на свою многочисленность, во всех гос. статистических отчетах они присутствуют как индуисты; помимо этого существуют «скрытые» христиане, в первую очередь в местах компактного проживания мусульман, объединяющиеся в т. н. группы «Мусульман, тайных приверженцев Христа», при переписях считающиеся мусульманами. Во-вторых, мн. христиане, имея католич. или протестант. крещение, впосл. переходят в неопятидесятнические харизматические орг-ции, попадая в статистических отчетах в обе категории. Данные обстоятельства приводят к тому, что в нек-рых источниках встречаются цифры, отличные от офиц. индийской статистики. Некоторые источники, напр., утверждают, что количество протестантов в И. превышает 30 млн чел. (см., напр.: World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in the Modern World/Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. P. 359-371). Индуизм является основной религией во всех штатах И., кроме штатов Джамму и Кашмира, Нагаленда, Манипура, Аруначал-Прадеша, Мизорама, Мегхалаи и Пенджаба. В нач. XXI в. в И. было отмечено некоторое преобладание вишнуизма, однако среди ряда народностей (тамилы, ассамцы) было больше приверженцев шиваизма. У малаяли значительное распространение получил шактизм. Среди населения, исповедующего индуизм, помимо ортодоксальных индуистов (санатани) имеются последователи реформированного индуизма, прежде всего религ. сообщества Арья самадж . Ислам Подавляющее большинство мусульман - сунниты ханафитского толка. На Малабарском берегу распространен ислам шафиитского толка, в ряде районов Уттар-Прадеша и Зап. Бенгалии преобладают сунниты, в их среде получил распространение ваххабизм. Ислам шиитского толка исповедует в основном население крупных городов. Среди мусульман-исмаилитов встречаются общины как низаритов (ходжа), так и мусталитов (бохра). Нек-рое число последователей имеет псевдоисламская секта ахмадия. Сикхизм

http://pravenc.ru/text/389577.html

Изменения коснулись прежде всего кастовой системы, к-рая практически отсутствует в совр. гайанском обществе. Сложная система сект, характерная для вишнуизма в Индии, также не сохранилась в Г. До 30-х гг. XX в. политика брит. властей в отношении индуизма была жесткой, британцы пытались обратить индуистов в христианство. Наиболее репрессиям подвергались те немногие из инд. иммигрантов, кто принадлежали к касте брахманов, власти рассматривали их как основных носителей индуистской религ. традиции. Индуистские религ. собрания, как правило для чтения «Рамаяны», происходили в ночное время. Впервые религ. церемония кремации умершего индуса была допущена в Г. в 1956 г.; до этого закон предписывал хоронить индуистов в земле. С сер. XX в. популярностью среди гайанских индуистов пользуется реформаторское течение Арья самадж , проповедующее монотеизм, отвергающее особую роль брахманов, поклонение священным изображениям и ряд традиц. ритуалов индуизма. Самая авторитетная индуистская орг-ция в совр. Г. и во всем Карибском регионе - Севашрам Сангха, к-рая готовит собственных религ. проповедников (свами). Орг-ция Гайанская индуистская дхармическая сангха была присоединена к Народной прогрессивной партии. Весенний праздник Холи и осенний праздник огней Дивали имеют статус государственных. Ислам Среди рабов, завозившихся голландцами и англичанами из Зап. Африки, многие были мусульманами. Однако отсутствие образованных богословов, текстов Корана и невозможность соблюдать надлежащим образом мусульм. обряды в условиях плантационного рабства привели к тому, что мусульм. традиция среди чернокожих рабов была прервана. 16% инд. иммигрантов, приехавших в Г. для работы на плантациях, были мусульманами-суннитами. Среди множества мусульм. орг-ций старейшая - Гайанский объединенный садр исламский Анджуман, основанный в 1937 г. В 60-70-х гг. Анджуман находился в состоянии внутреннего конфликта из-за различных политических пристрастий его лидеров (сторонников НПП и ННК). В 1979 г. была создана Центральная исламская орг-ция Гайаны, призванная объединить мусульм.

http://pravenc.ru/text/161461.html

Когда глава индуистского движения «Арья Самадж» свами Даянанда Сарасвати, решив выяснить, что представляет собой оккультные способности Блаватской, стал расспрашивать о методах йоги, которые она практикует, та заявила, что занимается йогой как учит «Йога» (очевидно она имела в виду известные «Йога-сутры» Патанджали) и «Санкхья шастры». Когда же свами попросил изложить методы йоги, рекомендуемые шастрами, Блаватская оказалась не в состоянии этого сделать 650 . Отсутствие знаний о традиционной йоге основоположники теософии, как мы видели, обыкновенно компенсировали напористостью, доходящей до наглости, но в данном случае непосредственного общения с учёнейшим индуистским пандитом это не прошло. Представители подлинно индуистской йоги не могли не выразить своё отношение к теософской магии и вообще шулерскому использованию основоположниками теософии понятий, терминов индуистской духовности. Свами Даянанда стал предостерегать от контактов с теософами как атеистами и лжецами. Другой современный основоположникам теософии знаменитый индуистский учитель Рамакришна Парамаханса (1836–1886 гг.) также определённо засвидетельствовал ложность теософского магизма. В отличие от стремящихся к приобретению магических способностей теософов Рамакришна практиковал и проповедовал слияние с Абсолютом. Он учил, что не следует обращаться за помощью к демонстрирущим свои оккультные способности: «Эти люди сбились с пути Истины. Их умы попали в западню психических сил, которые, как силки, расставлены на пути паломника к Брахману. Берегись оккультных сил и не стремись к обладанию ими» 651 . Один из учеников Рамакришны рассказал, что в процессе медитации он смог увидеть события, происходящие на большом расстоянии, на что тот велел ему воздержаться от медитаций несколько дней, потому что такие оккультные способности – препятствия на пути постижения Бога 652 . На прямой вопрос «Господин, что ты думаешь о теософии?» Рамакришна ответил: «люди, стремящиеся к обладанию оккультными силами … принадлежат к стоящим на невысоком уровне духовного развития… Таким людям вовсе не легко достигнуть чистой бхакти (любви) к Господу» 653 . Неприятие Рамакришной теософского магизма продолжилось отрицательной оценкой теософии его последователями. По поводу двадцатипятилетней годовщины существования Теософского общества ученик и преемник Рамакришны свами Вивекананда так отозвался о теософии: «Помощь религии индийцев (индуизму), доставленная теософами на Западе состоит не в готовом поле, а годах труднейшей работы, потребовавшейся из-за теософских приёмов “ловкости рук”» 654 . Здесь Вивекананда конечно имеет в виду обманные феномены Блаватской, опозорившие восхваляемую ей индийскую духовность. Из-за теософии «индийская мысль, шарлатанство и путаница факирских фокусов сплелись в умах образованных людей на Западе – в этом и заключается вся “помощь”, оказанная индуизму теософами» 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

394 В частности об индуизме А. Безант писала: «в настоящее время древние индусские идеалы черпают свою жизненность в Теософии, которая одна может создать новые сосуды для старого элексира жизни» (Безант А. Введение./Кришнамурти Джидду. Воспитание как вид служения. СПб., 1913. С. 4) 395 Это ясно видно из переписки об объединении Теософского общества с «Арья Самадж»: Gomes M. The Dawning of the Theosophical Movement. Wheaton, Illinois: Quest Books, 1987. P. 162–166. 399 Grimstad K. The modern revival of gnosticism and Thomas Mann " s Doktor Faustus. New York: Boydell & Brewer, 2002. P. 18–19. 400 Jung C.G. The Spiritual Problem of Modern Man./Jung C.G. Modern man in search of a soul. London & New York: Routledge, 2001. P. 210. 401 Карасев Н.А. Теософия как религиозно-философская система в условиях трансформации общественного сознания. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1998. С. 79–80. 402 Scholem G. Origins of the Kabbalah. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1987. P. 363. 405 Baumer F. Modern European Thought. Continuity and Change in Ideas, 1600–1950. New York: Macmillan, London: Collier Macmillan, 1977. P. 265. 407 Baumer F. Modern European Thought. Continuity and Change in Ideas, 1600–1950. New York: Macmillan, London: Collier Macmillan, 1977. P. 396. 408 Олькотт Г.С. Спиритуализм и теософия./Олькотт Г.С. Практическая теософия. Сборник. М.: Сфера, 2002. С. 169. 409 В Глоссарии к «Ключу к теософии» она пишет: «Кардек Алан… Именно он собрал и издал сказанное в состоянии транса некоторыми медиумами и впоследствии выстроил “философию” их между годами 1855 и 1870» (Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: АСТ, 2004. С. 309). 410 Точно определить источник теософских построений не всегда возможно. Так идея существования тайного братства высокоразвитых адептов оккультизма, помогающих развитию человечества была ярко выражена целым рядом европейских и американских оккультистов середины – второй половины XIX столетия. Кроме А. Кардека Блаватская несомненно испытала влияние повествований об таких адептах английского оккультиста – писателя Э. Бульвер-Литтона. Таким образом, теософское представление о Братстве махатм гетерогенно, включив себя индийское название и популярную у западных оккультистов того времени идею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010