Окольничий Богдан Матвеевич присовокупил, что хотя он, исполняя чин у царского стола, и зашиб присланного Никоном человека, не знаючи, но в том у бывшего патриарха Никона прощения просил, и Никон его простил. Тогда патриархи обратились ко всему священному собору и ко всему царскому синклиту с вопросом: какая была Никону патриарху обида от государя? И от всех послышался ответ, что обиды Никону от государя не бывало никакой, а пошел он с престола не от обиды, а с сердца. Члены же собора говорили еще: «Снимая с себя панагию и священные ризы, Никон говорил: если даже помыслю в патриархи, анафема да буду, панагию и посох оставил и взял клюку, а про государев гнев ничего никому не объявлял; как поехал с подворья в Воскресенский монастырь, за ним повезли его люди многие сундуки с рухлядью; да к нему же отослано из патриаршей казны денег две тысячи рублей». Патриархи заметили: «Прежние архиереи так не отрекались, как Никон; он не только патриаршества отрекся, но и архиерейства, снимая с себя митру и омофор, говорил: «недостоин». Никон возразил: «В отречении на меня лжесвидетельствуют; если бы я вовсе отрекся, то не взял бы с собой архиерейские одежды». Большое внимание отцы собора обратили на те места грамоты Никона, где последний говорил о Паисии, митрополите газском. В грамоте Никон писал, что к нему прислан был газский митрополит Паисий да боярин князь Никита Иванович Одоевский с товарищами, будто над ним суд творить, и будто газский митрополит хиротонисован дьяконом и попом от пары и верует по-римски, и живет бесчинно, и на соборах бывает председателем, и называет себя наместником от всех четырех патриархов. Государь сказал на это: «Газский митрополит и князь Одоевский были посланы выговорить ему неправды его, что он писал ко мне с великим бесчестием и укоризной, и с клятвой, и на молебне клал мои государевы грамоты под евангелие, а не для суда. Газский митрополит на Москве у престола Господня принес клятву, что он живет истинно, и отец духовный, архангельский митрополит (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Царь Алексий Михайлович посещал ли Ярославские святыни, указания о том в хрониках мы не встретили; но то не подлежит сомнению, что в его царствование, в 1652-м году, Ярославль со всем духовенством, в том числе и с братиею Спасского монастыря, имел утешение сретить св. мощи Митрополита Филиппа, боголепно переносимые из Соловецкого монастыря в Москву. При Царе Феодоре Алексиевиче Спасскому монастырю досталась честь принять под кровь свой, хотя и на короткое время, Святейшего Патриарха Никона . После 13-летнего заточения сперва в Белозерском Ферапонтове, а потом (с 1675 г.) в Кириллове монастыре, Никон, получив свободу, возвращался в Новый Иерусалим. Но, удрученный бременем 76-летней старости и тяжких злоключений, он в крайнем изнеможении сил совершал водный свой путь. Достигши Толгского монастыря, приобщился запасными Дарами и изрек христианское прощение, сосланному для покаяния, давнишнему врагу своему, архимандриту Сергию, падшему перед ним. С сих пор уста В. Иерарха замолкли, но сознание не было потеряно. К приходившим на благословение простирал он десницу, источая слезы умиления. Струг, введенный в Которость руками целого, можно сказать, города (ибо все жаждали принять в деле сем участие), пристал к берегу несколько ниже обители Всемилостивого Спаса, а с благовестом к вечерне Патриарх отошел в вечность. Это случилось в 17 день Августа 1681 года. В ожидании царских повелений, тело усопшего перенесено с подобающими почестями в монастырскую церковь , где и пребывало оно до прибытия из Москвы траурной колесницы и нарочитых особ для сопровождения. За тем, при великом стечении народа, отправлена по усопшем панихида и кортеж двинулся из Спасского к Воскресенскому монастырю. Император Петр Великий, посещавший Ярославль, посещал многократно и Спасский монастырь. А в Декабре 1696 года нарочито прибыл он в Ярославль, чтобы присутствовать, как выше замечено, при погребении любимого 22-летнего болярина Князя Феодора Троекурова, умершего от раны, полученной при осаде Азова. Екатерина вторая, при посещении Ярославской паствы в 1763 году, по случаю преложения мощей Святителя Димитрия в новоустроенную императрицею Елисаветою Петровною серебряную раку, прибыв в Ярославль 25 Мая, прежде всего отслушала молебен в Спасском монастыре и приложилась к мощам Благоверных Князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

«Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», — говорил Лука. «Вредный Лука!» Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, строго запрещал крестить детей с неверующими восприемниками (крестными), не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. «Вредный Лука!» — воскликнул как-то уполномоченный, узнав, что тот лишил сана очередного священника (за двоеженство). Но архиепископ умел и признавать свои ошибки... Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм... Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец... не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова. Похороны архиепископа Луки, Симферополь, 1961 год. Фотография предоставлена архивом Издательского Совета РПЦ Мужество В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса. Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Но совершенно особым образом наша встреча с Господом происходит в момент святой Евхаристии, когда с раскаянным сердцем, с чистыми помыслами, примиренные с окружающими нас людьми, особенно с теми, с кем мы были в конфликтах, мы подходим к Святой Чаше и чувствуем, как благодать Божия — не самовнушение, не пение хора, не красота внешняя, но невидимая Божественная сила — прикасается к нашему сердцу. А все остальное — и пение, и внешняя красота — как бы подхватывают эту удивительную встречу нашего сердца с Богом. Сегодня мы вспоминаем о Страшном Суде. Это воскресенье называется Неделей о Страшном Суде, и Евангелие читалось о Страшном Суде. Так вот, наша встреча с Богом, которая будет уже не предметом веры, а предметом нашего знания, состоится именно тогда. И как праведный Симеон и пророчица Анна из многих удостоились подлинной встречи с Господом, так и мы не всегда, не каждый день, и далеко не все, сподобляемся встречи с Господом в молитве, через созерцание красоты мира или в Таинствах. И той встречи с Богом сподобиться сможет не каждый, потому что подобное познается подобным. И до конца наших земных дней Господь дает нам возможность таким образом устроять свою жизнь, чтобы быть способными встретить Его не только мимолетно в этой земной жизни, но и в вечности, войдя в великую Божественную славу и получив великий дар вечной жизни с Богом. Пусть предстоящий Великий пост поможет нам и пережить мимолетные встречи с Господом, и укрепиться в мысли о том, что только изменением своей внутренней жизни, обретением пред Богом оправдания и прощения грехов, мы сподобимся вечной встречи со Христом в веке грядущем. Аминь.      Святейший Владыка поздравил епископа Солнечногорского Сергия с очередной годовщиной архиерейской хиротонии. Поблагодарив владыку Сергия за труды по организации торжеств в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году, Предстоятель вручил Его Преосвященству панагию, созданную по случаю этого юбилея, широко отмечавшегося в Русской Православной Церкви в минувшем году.

http://pravoslavie.ru/77313.html

На другой день, в воскресенье, мною была произнесена проповедь на тему о всепрощении... Эта тема была избрана потому, что тот воскресный день носит название " Прощеного воскресенья " , когда православные готовятся получить прощение своих грехов в Таинстве покаяния... В среду на первой неделе Великого Поста перед причащением я говорил причастникам на тему: " Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " , призывая верующих людей доброй жизнью дать возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе. В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой из них проводилась мысль о том, что торжество Православия заключается в доброй христианской жизни, во второй речи, сказанной на пассии, т.е. службе, посвященной воспоминанию страданий Христа, я говорил о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить безропотно по примеру Христа. Заканчивая свои показания по поводу отмеченных в корреспонденции газеты " Рабочий " фактов, якобы свидетельствующих о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется... " Священноисп. Владимир Хираско. Фотография. 1929 г. (Архив ПСТБИ) По постановлению особого совещания ОГПУ от 26 июля 1929 года был выслан на три года в Сибирь. Во время заключения у него резко ухудшилось зрение. Дважды о. Владимир обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но так и не получил никакого ответа. За время лагерной жизни он почти ослеп. В июле 1932 году был освобожден уже будучи тяжело больным. Последний год жизни в городе Гжатске (ныне город Гагарин ) Смоленской области. Скончался в 1933 году в Гжатске от расстройства здоровья, подорванного в заключении. Похоронен в Гжатске. 28 октября 1999 года был канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви . Награды Использованные материалы Редакция текста от: 24.12.2014 07:50:10 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/18116.html

и я почитаю для своего недостоинства великою честью быть и оставаться в высшей богословской школе, давшей стольких святителей и деятелей Церкви и Отечеству на разных поприщах служения. Верую, что в благодати архиерейства я обрету для себя источник новой силы для труда и делания в вертограде духовного просвящения. Сыновне прошу тебя, мои архипастырь, отецъ и благодетель, не оставляй меня и впредь своими молитвами, своею отеческою любовно, своимъ руководствомъ. Прошу и вас, богомудрые архипастыри, не лишайте меня вашего общения, ваших наставлений и указаний; поддержите немощь, подкрепите бессилие, восполните скудость, ободрите в унынии, вразумите в недоумении, пробудите от безпечности, помолитесь: помолитесь, чтобы Господь сотворил меня пастыря Своих овец, Делателя непостыдна, право правяща слово истины и правды прежде всех в себе, а затем в других. Поли того новонареченный снова испросил благословение у всех присутствовавших архипастырей, которые при сем поздравляли его с наречением во епископа, а владыка-митрополит даже и нарочито для сего заезжал потом в Чудовские архиерейские покои, где останавливался новонареченный и там, за чаем, беседовал около получаса с ним и бывшими там же у него профессорами Академии, ректорами семпнарий – Московской и Вифанской и другими лицами, прибывшими для принесения поздравления новонареченному. Хиротония состоялась в прощеное воскресенье, 28 февраля, в Московском кафедральном Христа Спасителя соборе. Накануне но время всенощного бдения в храме Христа Спасителя, по 9-й песне канона, 12-тью медленными ударами в большой колокол извещалась Москва о имеющем быть на другой день торжестве хиротонии. В девятом часу утра на другой день в соборе начался, согласно уставу особый звон, как к водосвятию. Храм наполнился множеством молящихся и желавших видеть давно невиданный в Москве обряд хиротонии 13 . Посетители наполняли не только весь обширный храм, но и хоры и коридоры его. В десятом часу прибыл высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, и был встречен нареченным во епископа архимандрнтом Арсением и прочим духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Тут патриархи сделали Никону весьма дельное замечание: «Хотя б Богдан Матвеевич человека твоего и зашиб, тебе бы можно стерпеть и последовать Иоанну Милостивому, как он от раба терпел, а если бы государев гнев на тебя и был, тебе бы следовало советоваться о том с архиереями и к великому государю посылать и бить челом о прощении, а не сердитовать». К этому окольничий Богдан Матвеевич присовокупил, что хотя он, исполняя чин у царского стола, и зашиб присланного Никоном человека, не знаючи, но в том у бывшего патриарха Никона прощения просил, и Никон его простил. Тогда патриархи обратились ко всему освященному Собору и ко всему царскому синклиту с вопросом: какая была Никону патриарху обида от государя? И от всех послышался ответ, что обиды Никону от государя не бывало никакой, а пошел он с престола не от обиды, а с сердца. Члены ж Собора говорили еще: «Снимая с себя панагию и свящ. ризы, Никон говорил: если даже помыслю в патриархи, анафема да буду, панагию и посох оставил и взял клюку, а про государев гнев ничего никому не объявлял; как поехал с подворья в Воскресенский монастырь, за ним повезли его люди многие сундуки с рухлядью, да к нему же отослано из патриаршей казны денег две тысячи рублей». Патриархи: «Прежние архиереи так не отрекались, как Никон; он не только патриаршества отрекся, но и архиерейства; снимая с себя митру и омофор, говорил: не достоин». Никон: «В отречении на меня лжесвидетельствуют; если бы я вовсе отрекся, то не взял бы с собою архиерейские одежды». В грамоте Никон отзывался о Монастырском приказе и о книге «Уложения» с великим бесчестием и укоризною и написал, что его за его покушения истребить ее много раз хотели убить. Государь к Никону: «К той книге руки приложили святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Руси, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и весь освященный Собор, и твоя рука к той книге приложена, когда ты был архимандритом. И для чего ты при себе, как был на патриаршестве, той книги не исправил и не учинил того, чтоб в Монастырском приказе быть и судить духовный чин — митрополиту или архиепископу и архимандритам? И кто тебя за ту книгу хотел убить?» Никон отвечал, что к той книге руку приложил неволею, а об устроении архиерея в Монастырский приказ и кто его хотел убить, ничего не сказал.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

    «Изумленный Симон, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — находился в самом затруднительном положении: ибо, хотя при взятии Иисуса воины не имели, по-видимому, приказания брать учеников Его, но теперь, когда удалось так счастливо овладеть Учителем, вероятно, не пощадили бы и ученика, который сам попал в их руки. Как же глубоко должно было упасть сердце Симона, когда, не дожидаясь ответа, один из слуг архиерейских, родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, начал вслух обличать его, говоря: «Не тебя ли я видел в саду Гефсиманском?» Явился, таким образом, обличитель, которого нелегко было опровергнуть; этот слуга хорошо запомнил выразительные черты лица, напавшего на близкого ему человека». «Робкий Симон не знал, что делать, забыл себя и Учителя, «умер, по выражению святителя Златоуста, от страха», и всеми видами клятв начал утверждать, что он не только никогда не думал быть учеником Иисуса, но и вовсе не знает этого Человека. ТОГДА ОН НАЧАЛ КЛЯСТЬСЯ И БОЖИТЬСЯ, ЧТО НЕ ЗНАЕТ СЕГО ЧЕЛОВЕКА. Но малодушный ученик еще не успел окончить своих клятв, как проповедник покаяния — петух — пропел во второй раз: И ВДРУГ ЗАПЕЛ ПЕТУХ. В это же время Господь, бывший среди стражи во дворе, обратился в ту сторону, где находился Симон Петр и где, по причине спора, произошел шум, и посмотрел на него пристально»... (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Этого взгляда было довольно для Петра. И ВСПОМНИЛ ПЕТР СЛОВО, СКАЗАННОЕ ЕМУ ИИСУСОМ: ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ ПРОПОЕТ ПЕТУХ, ТРИЖДЫ ОТРЕЧЕШЬСЯ ОТ МЕНЯ. И ВЫЙДЯ ВОН, ПЛАКАЛ ГОРЬКО. Святой Климент, ученик апостола Петра, повествует, что Петр всю жизнь, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении и просил прощения, хотя оно дано было ему Самим Господом вскоре по воскресении. Глаза святого Петра, по преданию, от частого и горького плача всегда казались красными. «Страшное и неслыханное дело, — говорит святитель Златоуст, — когда только что задерживали Учителя, Петр так воспламенился, что схватил меч и отрезал ухо; а когда надлежало больше обнаружить негодования, более воспламениться, слыша такие порицания, тогда он отрекается... Он не сносит угрозы бедной безсильной служанки. И не один раз, но и в другой, и в третий раз отрекается, и все это за короткое время, и не перед судьями, и не тотчас чувствует свое падение. И когда пропел петух, не вспомнил сам, а надобно было, чтобы опять напомнил ему Учитель; так он был поражен страхом! И когда Христос привел ему на память грех, не осмелился он плакать явно, чтобы по слезам не быть обвиненным: «И выйдя вон, плакал горько»«.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Православная Церковь и Bceмiphый Совет Церквей 16.02.2010 653 Время на чтение 10 минут От редакции : Сегодня мы предлагаем вниманию читателей записку, посвященную проблеме экуменизма, которую нам прислала журналистка и переводчица Мария Мелькова. Записка эта написана более 15 лет назад, но сегодня звучит крайне актуально. И не только потому, что не устарела ее тема, - экуменизм по-прежнему остается серьезной угрозой для нашей Церкви. Но еще и потому, что автором ее является выдающийся современный сербский архиерей, епископ (теперь уже, увы, бывший) Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий (Радосавлевич). Как известно нашим читателям, Синод Сербской Православной Церкви 13 февраля в самый канун Прощеного воскресенья отстранил владыку Артемия от управления епархией . Несмотря на протесты верующих, считающих, что обвинение владыки в потворстве финансовым злоупотреблениям является лишь прикрытием требования об увольнении его, исходящего от официальных властей Белграда, новый управляющий епархией епископ Афанасий (Евтич), действуя довольно жестко, а порой и жестоко, уже взял под контроль епархиальные структуры . Кстати, как нам сообщают, в ходе потасовки в монастыре Грачаница, когда команда владыки Афанасия захватывала «командные посты», нападая на верных епископу Артемию монахов и мирян, пострадала поэтесса и переводчица Косара Гаврилович, чей глубокий доклад с анализом ситуации в СПЦ «Русская линия» опубликовала незадолго до операции по отстранению епископа Артемия . Православные сербы обращаются к нам, русским, с просьбой молиться за владыку Артемия и верных его помощников. Исполняя решение Священного Синода N 3128/зап. 1601 от 17 ноября 1994 года, представляю Священному Архиерейскому Синоду для СОБОРА сей краткий обзор истории возникновения Bceмiphoro совета церквей и отношения к нему, то есть вхождения в него, Сербской Православной Церкви. Создание ВСЦ 1. В самом наименовании «Bceмiphый совет церквей» заключена вся ересь этой псевдоцерковной организации. Ибо Святые Отцы II Вселенского Собора догматизировали веру Православную во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то есть во ЕДИНСТВЕННУЮ, а не во МНОГИЕ, из которых можно было бы построить или создать некий «совет», или «союз» в качестве некой «НАД-ЦЕРКВИ».

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

В Прощеное воскресенье Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Свято-Духовом соборе Минска 1 марта 2020 г. 15:28 1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили первый проректор Института теологии БГУ протоиерей Сергий Гордун, секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков и клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Виталия Соболевского. Проповедь после запричастного стиха  произнес протодиакон Николай Авсиевич.  За Божественной литургией Патриарший экзарх совершил хиротонию во диакона выпускника магистратуры Минской духовной академии Михаила Маруго. По соборной традиции по заамвонной молитве архипастырь и сослужащие клирики совершили славление Пресвятой Богородице. Митрополит Павел поздравил прихожан и духовенство с праздником и обратился к верующим со словом назидания. Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал молящимся архипастырское благословение. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010