Вечером того же дня Его Преосвященство в спальном вагоне проследовал в Нью-Йорк» 441 . 15/28 февраля 1902 г. «Сейчас же по приезде Владыка осматривал строящееся здание, которое с наружной стороны уже дает идею русской церкви, построенной в крайне выдержанном стиле, и по красоте своей не способное затеряться даже в таком Вавилоне, каким является в эту пору Нью-Йорк, воздвигающий чуть не сорокаэтажные дома, многомиллионные дворцы и пр. Не выведен лишь центральный купол, хотя на одной из угловых четырех башен-куполков уже подвешен даже колокол в 70 пудов, американского производства» 442 . 16 февраля/1 марта 1902 г. В субботу Тихон возглавил всенощное бдение в «старой» русской церкви Нью-Йорка. 17 февраля/2 марта 1902 г. В неделю мясопустную служили: еп. Тихон, священники Александр Хотовицкий, Илия Зотиков, Петр Попов из Бриджпорта, иером. Антоний (Дашкевич) из Ситки. «Архиерейское богослужение в этот раз было ознаменовано особым торжеством – посвящением в сан протоиерея о. настоятеля А. Хотовицкого 443 согласно утверждению Св. Синода еще от Августа месяца прошлого года. Пред «буди имя Господне» Его Преосвященство обратился к народу с поучением на евангельскую тему и, разъяснив, почему последнему суду усвоено наименование «страшного», преподал назидательные уроки» 444 . 23 февраля/8 марта 1902 г. «Утром Тихон в сопровождении Хотовицкого А.А. выехал из Нью-Йорка в Бриджпорт, где отслужил бдение в Свято-Духовской церкви. 24 февраля/9 марта 1902 г. Божественную литургию Прощеного воскресенья отправили: еп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий, иером. Птоломей (из Анзонии) и настоятель прихода свящ. Петр Попов. «Архипастырское слово, обращенное Владыкой в конце литургии к народу, посвящено было напоминанию о грядущем посте и истинном характере христианского поста. Наглядными примерами и сравнениями была пояснена спасительность воздержания, окрыляющего человека в его стремлении к небесному и охраняющего его от страстей, которые берут в плен все существо человека, не ограничивающего своих прихотей церковными предписаниями и заветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

969 За исключением тех случаев, когда в этот день придется праздник Благовещения или храмовой праздник (Тип., послед. 25-го марта и храм. гл. 44). 970 Как в песнопениях возглашается: «Приидите, возвеличим Христа с ваиями и ветьми» (Ирмос 9-й песни канона); «Мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних» (троп.), так в молитве на освящение ваий св. Церковь взывает: Пришедшаго в Иерусалим на вольную страсть, людие, седящии во тьме и сени смертней, приемше воскресения знамение, ветьви древес и ваия и финик воскресение знаменующе, сретоша. Сам Владыко, и нас по подражанию онех в предпразднственный сей день ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани (Триодь Пост и Нед. ваий). 972 Но в Уставе рукописном Московской Троицкой лавры, писанном в 1645 году, сказано: «После славословия свещи гасят, а с вербами и до конца стоять без свеч» (Церковно-Историч. Месяц. Св. Троицк. Сергиев. лавры, изд. 2, Москва, 1854 г., стр. 75). В Иерусалиме стоят с ваиями не только на утрени; но и на литургии (Сказание о странствовании и путеш. по России, Молдавии, Турции и Свят, земле инока Парфения. М., 1857 г., ч. IV, стр. 101). 979 В Константинопольских церквах в страстную седмицу весь иконостас, резьба и золото покрыты и обиты черною материею, также и все киоты; и архиерейская кафедра и все подсвечники, люстры и паникадила, все облечены черной материей. И нигде отнюдь не видно ни золота, ни оного чего блестящего: но весь храм облечен, как бы во вретище, скорбит и плачет о грехах человеческих (Сказание о странств. и путешеств. по России, Молдавии, Турции и Свят. земле инока Парфения. М., 1856 г., ч. III, стр. 137). 980 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе в Москве, по 9-м часе, как проговорят: «Всесвятая Троице», поют «Достойно есть». По сем, обратясь архиереи в мантии на запад, чтет: «Владыко многомилостиве», а власти и весь народ лежат на земли все. Архиерей, проговоря отпуст, говорит прощение, якоже писано в Триоди. Таже приходят власти и весь народ, просят прощения, а архиерей их благословляет честным крестом. Посем разоблачаются и начинают вечерню и литургию (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Усп. соборе, см. Велик. среду).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1 . «Состояние о. Леонида кажется нам неестественным, – пишут в своей жалобе члены Миссии, – лицо его по временам багровеет, то раздуваясь, то опускаясь попеременно, а глаза совершенно делаются жёлтыми… Тогда взгляд на его лицо приводит в невольный ужас. В этом состоянии он иногда бегает по коридору в спальном костюме и ломится, сколько есть силы, (обор.) кулаками в двери своих подчинённых с криками и ругательствами. Встреча с ним в это время небезопасна, потому что он весь бывает проникнут в это время желанием наносить оскорбления. 2 . Во время Божественной литургии – рассеян и забывчив, так что часто бывает нужно подсказывать ему возгласы. Часто служит в тревожном состоянии духа; опирается на Св. Престол руками и допускает очень важные ошибки, о которых не упоминаем здесь. Во время Литургии одного чередного иеромонаха о. Леонид нарушает тишину Св. алтаря и невольно развлекает внимание служащего разными звуками, похожими на пение, занимается разговорами, дёргает за облачение с желанием что-то поправить и, наконец, делает начальнические замечания, большею частью самые неосновательные и несправедливые, отдаёт разные домашние распоряжения и рассказывает новости. И всё это не от простоты, которой не видно в о. Леониде, но от нескрываемого неуважения к святости места. Во время же богослужения во святых местах: у Гроба Господня, на Голгофе, в Гефсимании, о. Леонид, так сказать, поглощён суетливостью: бегает от своего места, грубо разговаривает с богомольцами (л. 4), толкает их своими руками или тащит с одного места на другое. Однажды, при архиерейском служении в алтаре храма Воскресения, во время Херувимской песни, о. Леонид привязался к служащему иеромонаху из прежней миссии и завёл с ним ссору. А перед временем приобщения он поклонился иеромонаху в ноги, прося прощения. Иеромонах же движением руки делал ему вразумления в виду всех служащих, которых было очень много. После вразумления и примирения о. Леонид подошёл к Первенствующему архиерею с жалобою и претензиею на того же иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Arhiva Пн Predica Sanctitii Sale Patriarhul Chiril rostit în Duminica lsatului sec de brânz dup Dumnezeiasca Liturghie svârit în Catedrala „Hristos Mântuitorul” 14 martie 2021 15:39 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день исполнилось 45 лет служения в архиерейском сане Его Святейшества. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Сердечно благодарю Вас за добрые слова , которые Вы сказали и от себя, и от всех членов Священного Синода. Слагаю все это в моем сердце — именно в таких добрых словах я черпаю силу, когда обстоятельства становятся очень непростыми и требуется принимать сложные, а порой и судьбоносные решения. Потому что понимаю: мои немощные руки, мой разум, мои физические и духовные силы зависят не столько от того, насколько мой организм физически способен справляться с этими нагрузками, но в первую очередь от того, насколько сила Божия споспешествует во всех делах. И то, что я говорю сейчас, — не от книжности, не пересказы других людей; это проистекает из моего личного жизненного опыта, и я с радостью готов им делиться со всеми. Замечательные слова из Послания апостола Павла к Филиппийцам: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). Если ограничиться только первой частью этой фразы — «все могу», то это была бы декларация лжеименного человеческого знания, декларация человекобожия, декларация тех, кто считает, что высочайшей ценностью является человек, его жизнь, и нет больше ничего, с чем следовало бы считаться. Но эти слова никогда не стали бы частью Священного Писания, неся в себе лишь часть правды об огромных возможностях человека — его разума, его физических и духовных сил. Поэтому эти слова восполняются Божественным смыслом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе , то есть могу все, если со мной Бог.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5788100...

Заточение Никона в первые годы было очень тяжко. Никон, впрочем, сам отвергал знаки участия к нему царя и отсылал обратно все царские дары. Только в Пасху 1667 года он в первый раз принял присланное ему вино и пил за царское здоровье. После этого царь немедленно облегчил его заточение, позволил ему выходить из монастыря, дал лучшее содержание и особую церковь . Никона стали почитать в монастыре. Толпы народа стекались к нему за благословением и молитвой. В Москву доносили даже, что он хочет бежать из монастыря и возвратить себе патриаршество с помощию черни. Во время Разинского бунта его подвергали по этому поводу даже допросу, но ничего не нашли. В 1676 году царь Алексей скончался, оставив в своем завещании моление к Никону о прощении и разрешении. Суровый патриарх заплакал при известии об этом, но скрепился и не дал письменного разрешения почившему. По смерти царя участь Никона отягчилась. С воцарением Феодора Алексеевича пал боярин Матвеев, друг Никона, потеряли значение благоволившие к заточнику Нарышкины – родня второй супруги Алексея; первенствующее значение при дворе получили родственники первой супруги покойного царя, матери Феодора, Милославские и Хитрово, враги Никона. Под тем предлогом, что Никон дурно отзывается о судивших его патриархах, считает их приговор незаконным, продолжает называться патриархом и допускает жесткости в отношении к окружающим его людям, его перевели в более тяжкое заточение в Кириллов монастырь. Уже под конец царствования, когда влияние Милославских и Хитрово ослабело, царь вспомнил Никона и, по ходатайству своей тетки, царевны Татьяны, велел перевести его в любимый его Воскресенский монастырь. Но монастырь этот увидал только бездушное тело своего строителя, скончавшегося на дороге к нему близ Ярославля в 1681 году. Царь велел предать его погребению по чину архиерейскому, невзирая на несогласие патриарха Иоакима, и сам нес его гроб до могилы. Вскоре он исходатайствовал у восточных патриархов грамоту о разрешении Никона и поминовении его в патриаршем сане наряду с другими московскими патриархами. Собор 1666 и 1667 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Серафим ничего не делал без совета и согласия своего старшего брата и отца владыки Арсения. Братия боялась взыскующего порядков монастырских о. архимандрита, строгого блюстителя и исполнителя всех правил монашеских. Отец архимандрит ввел некоторые строгости в обители. По завету самого святителя Алексия, вход в келлии монахов женщинам был окончательно возбранен. В передней части Алексеевского храма стояли лишь одни мужчины, женщинам нельзя было стоять впереди, но лишь в левой части храма. Ворота монастырские запирались в 9 часов и ключи от обители отдавались лично архимандриту, так что никто не мог после 9-ти часов оказаться за вратами. Но полное сияние даров духовных находилось как бы под покровом, светило еще неполным сиянием. Господь не давал до времени разгораться во всей силе пламенному Серафиму. Здесь в Чудовом монастыре он готовился на великий подвиг высшего звания архиерейского, готовился путем воспитания прежде всего себя самого, смиряясь во всем перед старшим своим по духу и плоти братом владыкой Арсением. «Свете Тихий» – так именовал владыку Арсения наш отец. Голос владыки Арсения кротко звал народ к покаянию. Молитвою, постом, благоговением и любовию тихо сиял вл. Арсений – Святитель Московский. Каждое его служение привлекало к нему множество его духовных чад, старавшихся не отрываться от молитвенного с ним общения ни на одно богослужение. Владыка Арсений в храм Христа Спасителя – там и его стадо, владыка Арсений в Черкизове – там его чада. Владыка Арсений совершает богослужение в одном из храмов Москвы – там его паства. Часто оба светильника совершали праздничные богослужения вместе [...] Вл. Арсений вместе с о. Серафимом посещали для руководства и исповеди своих чудовских прихожан, вместе выезжали в Черкизово на дачу (как святитель Алексий говорил, «в Черкизово сельцо, которое я приобрел на свое сребрецо»). [...] Братия Чудовской обители боялись строгого настоятеля, строгого как к себе, так и к другим. Некоторые, не желавшие смириться под крепкую руку его, даже перешли в другой московский Покровский монастырь 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Покаяние Христианину, впадшему в грехи после крещения, православная Церковь подает врачество в таинстве покаяния. Покаяние для согрешающих после крещения есть второе крещение. Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои перед священником, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Так как власть вязать и решить дана Господом ( Мф. 18:17 ; Ин. 20:2 ) апостолам и их преемникам, посему таинство покаяния могут совершать только епископы и рукоположенные от них пресвитеры. Из монашествующих же могут совершать таинство исповеди только с разрешения архиерейского те, которые имеют сан пресвитера. Обыкновенно священник дает покаявшемуся целовать крест. Иногда же полагает епитимию за грехи. Епитимия налагается или в виде духовного наказания грешнику (так, бывает наиболее тяжкая епитимия – отлучение от причащения св. Таин, от общения верных и т.д.), или она назначается для врачества грешнику (так, бывает менее тяжкая епитимия – пост, поклоны, милостыня, молитва и т.д.). Но епитимия не имеет ни силы, ни значения удовлетворения правосудию Божию; ибо удовлетворение за грехи принесено Господом на кресте ( Евр. 10:14 ). Не будучи же удовлетворением за грехи, епитимия не составляет безусловной необходимости при исповеди. Покаянию содействует так называемое говение. Говение бывает в продолжение седмицы, иногда в продолжение нескольких дней и направлено к очищению души и тела, к воздержанию страстей, к надежде воскресения (см. заамвонная молитва на литургии преждеосвященных Даров). Говение состоит в соблюдении поста телесного – в отчуждении яств, указанных Церковным Уставом, и поста духовного – в отчуждении злых дел и в устроении к делам добрым, благим. При говении пост соединяется с усиленною молитвою, произносимою с верою, за которую обещано Господом отпущение грехов ( Мк. 3:24 ) и отогнание духа злобы, влекущего людей ко греху. О злом духе Господь сказал: «Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» ( Мк. 11:23:24 ). Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Архипастырь любил сидеть в классе во время урока, слушать ответы учеников. Иногда он посещал и экзамены. Протопресвитер Г. Шавельский вспоминал, что владыка вопросов не задавал, а только хвалил и отвечавших, и преподавателя. А иеромонах Николай (Шелехов) оставил такую запись: «Владыка мне сам рассказывал, что во время экзаменов он непрестанно и усердно молился за отвечающего ученика» 8 . По окончании занятий все дети собирались в одном из классов, где иерарх произносил речь. «Деточки мои!» – так обращался архипастырь к детям. Но главным для владыки было богослужение. Духовные чада говорили, что оно было нужно ему, как воздух. Благодаря иерарху с начала 1920-х гг. и вплоть до 1968 г. службы в русском храме совершались каждый день, утром и вечером. Сам архипастырь неукоснительно служил во все воскресные и праздничные дни, а по четвергам всегда читал акафист святителю Николаю Чудотворцу. Службы епископ Серафим совершал спокойно и благоговейно. Большое внимание епископ уделял живому пастырскому слову. Проповедовал он после каждого богослужения. Проповедь обычно не была слишком длинной, всегда была простой и без внешних эффектов. «Поменьше своемудрия, побольше простоты», – нередко повторял архипастырь слова праведного Иоанна Кронштадтского . Но эта простая проповедь оказывала на людей сильнейшее воздействие. Не раз случалось, что после архиерейской проповеди на Прощеное воскресенье старые враги у всех на глазах бросались друг к другу и в слезах просили прощения. Владыка любил ссылаться в проповеди на жития святых и подвижников благочестия. Вообще «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского были любимым чтением архипастыря. Многотомное собрание «Житий» он в течение жизни перечитал одиннадцать раз. Это произведение иерарх называл благодатным дождем, который освежает, ободряет и радует душу. «Читая жития святых, я как в раю находился», – говорил архипастырь. Полюбили прихожане и наставления своего владыки. Он обращал внимание, что главное в человеке – смирение. «Смирение есть якорь спасения, оно является основой всех христианских добродетелей».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

А наше богослужение? Каждый день недели и каждый день года освящается небесными воспоминаниями! Православие – это бездонный колодец, из которого душа может питаться без конца. Но воду из колодца надо доставать, и сама собою она не течет в уста человека. Так и из колодца веры православной живительную влагу надо черпать. И если православие – небо на земле и бездонный колодец живительный для души влаги, то нельзя этого сказать о православных. Сколько из нас, обладая бесценным богатством православия, его не знают, им не питаются, им не живут; они скитаются по чужим дворам инославия, разных сект, ересей и лжеучений. Время Великого поста – время, когда православный огладывается на свою жизнь, кается в том, что у него неисправно, и старается припасть к живительной влаге бездонного кладезя нашей веры. Аминь. 2. Анафема В нынешний день Торжества Православия в соборах архиерейским служением совершается Чин Торжества Православия. Он состоит в исповедовании веры православной, в провозглашении многолетия и вечной памяти всем защитникам веры, в молитве о вразумлении отступивших от истинной веры, и в провозглашении анафемы всем упорствующим в своих заблуждениях. «Анафема» значит отлучение, это слово употреблено еще апостолом Павлом. Другими словами можно сказать, что анафема есть указание на то, что люди таких-то заблуждений отпали, вышли из Церкви, есть предупреждение верующим, что так думать нельзя. Кто же предается анафеме, кто считается отпавшим от Церкви? 1. Отрицающие бытие Божие и утверждающие самобытность мира. 2. Говорящие, что Бог не Дух и отвергающие свойства Божии. 3. Умаляющие равночестность Сына Божия и Святого Духа и разделяющие Святую Троицу. 4. Не приемлющие евангельской проповеди спасения. 5. Не почитающие Приснодевства Божией Матери. 6. Не верующие, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов. 7. Отрицающие бессмертие души и будущий суд. 8. Отрицающие Святые Таинства. 9. Отвергающие Соборы святых отцов и их постановления. 10. Поносящие святые иконы. День Торжества Православия есть своего рода проверка нашего верования.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Важнейшие вехи жизни Святителя Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 20 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре[ 1 ] Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей”[ 2 ]. Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову”[ 3 ]. В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Поста[ 4 ]. В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа”[ 5 ]. Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане”[ 6 ]. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов”[ 7 ]. Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет”[ 8 ]. К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010