Еще ли твоему благородию надобно, да бегу, отрясая прах ног своих ко свидетельству в день судный? Великим государем больше не называюсь и какое тебе прекословие творю? Всем архиерейским рука твоя обладает: страшно молвить, но терпеть невозможно, какие слухи сюда доходят, что по твоему указу владык посвящают, архимандритов, игумнов, попов ставят и в ставленных грамотах пишут равночестна св. духу так: по благодати св. духа и по указу великого государя: недостаточно св. духа посвятить без твоего указа! Но если кто на св. духа хулит, не имеет оставления: если это тебя не устрашило, то что устрашить может, когда уже недостоин сделался прощения по своему дерзновению? К тому же повсюду, по св. митрополиям, епископиям, монастырям, безо всякого совета и благословения, насилием берешь нещадно вещи движимые и недвижимые и все законы св. отец и благочестивых царей и великих князей греческих и русских ни во что обратил, также отца своего, Михаила Федоровича, и собственные свои грамоты и уставы: уложенная книга хотя и по страсти написана многонародного ради смущения, но и там постановлено: в Монастырском приказе от всех чинов сидеть архимандритам, игумнам, протопопам, священникам и честным старцам; но ты все это упразднил: судят и насилуют мирские судьи, и сего ради собрал ты на себя в день судный велик собор вопиющих о неправдах твоих. Ты всем проповедуешь поститься, а теперь и неведомо кто не постится ради скудости хлебной; во многих местах и до смерти постятся, потому что есть нечего. Нет никого, кто бы был помилован: нищие, слепые, хромые, вдовы, чернецы и черницы – все данями обложены тяжкими, везде плач и сокрушение, везде стенание и воздыхание, нет никого веселящегося во дни сии. Хотим объявить нехитрою речью: 12 января 1661 года были мы у заутрени в церкви св. Воскресения; по прочтении первой кафизмы сел я на место и немного вздремнул: вдруг вижу себя в Москве, в соборной церкви Успения, полна церковь огня, стоят прежде умершие архиереи; Петр-митрополит встал из гроба, подошел к престолу и положил руку свою на Евангелие, то же сделали и все архиереи и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Грабеж продолжался два дня, грабили жители Ферапонтова и ближайших деревень. В воскресенье 15 сентября 1918 года, около пяти часов утра арестованных епископа Варсонофия (Лебедева) , игумению Серафиму и еще четырех мирян вывели из тюрьмы по направлению к Горицам. Вместе с епископом и игуменией были приговорены к расстрелу: Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников и Филипп Марышев. Их сопровождал отряд палачей из двадцати человек. В монастыре начиналась ранняя литургия. Епископ попросил разрешения зайти в монастырь, чтобы приобщиться Святых Таин, но ему было в этом отказано. В конце каждого дня после повечерия игумения Серафима просила у сестер прощения, земно кланялась им и говорила: " Простите меня, окаянную " . Теперь она, обратившись к убийцам, тихо сказала: " Простите меня, окаянную " . Карателям послышалось, что это их она назвала окаянными, и они выстрелили и убили ее, затем застрелили и других. Это убийство было совершено в двух верстах от Кириллова у горы Золотухи. Место погребения мучеников было почитаемо православными, которые в течении многих лет приходили сюда молиться. В 1960-х годах власти, видя, что почитание памяти мучеников не уменьшается, на месте их могилы построили свинарник. 17 декабря 1998 года на месте расстрела мучеников был установлен крест. Игумения Серафима была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. В апреле 2017 года реабилитирована Прокуратурой Вологодской области на основании ст.ст. 3, 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» . Награды Использованные материалы    " Вологодская прокуратура реабилитировала епископа, игуменью и священника, пострадавших от большевиков " , информационное агенство " Благовест-Инфо " , Редакция текста от: 04.05.2018 07:07:17 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13265.html

После этого секретарь конторы В. Ф. Трелин прочел следующий указ: «Честный отец, архимандрит Арсений! По соизволению Всепресветлейшего и Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод благословляет вашу святыню быть епископом Богоспасаемого града Серпухова, викарием Московской епархии». На это архимандрит Арсений ответил словами: «Благословение Святейшего Правительствующего Синода быть мне, по соизволению Его Величества Государя Императора Николая Александровича, епископом Богоспасаемого града Серпухова, викарием Московской епархии, приемлю с благодарением и нимало вопреки глаголю». Затем было совершено краткое молебствие с провозглашением многолетий Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и вновь нареченному епископу Арсению. Во время пения последнего многолетия нареченный, стоя перед зерцалом, поклонился Преосвященным членам конторы и всем присутствовавшим, а затем произнес речь, в которой, на основании событий своего прошлого, указал, что в призвании к епископскому служению он видит указание Промысла Божия. По окончании слова вновь нареченный во епископа подошел к Владыке-митрополиту для целования св. креста и принятия окропления св. водой, а затем, снова получив благословение от архипастырей, отправился обратно в алтарь храма Двенадцати Апостолов в сопровождении тех же священнослужителей, с которыми вошел в зал заседания. 8 июня за Божественной литургией в Алексиевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония вновь нареченного епископа Арсения. Перед началом Литургии на архиерейский амвон посредине храма вышли: Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и Коломенский, архиепископ Алексий, управляющий Донским монастырем, Преосвященные – Трифон, епископ Дмитровский; Феодор, епископ Волоколамский; Модест, епископ Верейский; Димитрий, епископ Можайский; Палладий, епископ Пермский; Борис, епископ Балтский, Преосвященные Владимир, Евфимий, Мисаил и Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1914 году, сорока лет от рождения, я, милостию Божиею, был поставлен во епископа. При восхождении по иерархическим степеням мне, по благословению Господа, не пришлось нарушить канонических правил относительно времени рукоположения в тот или другой сан, а именно: 25-ти лет меня возвели во иеродиакона, около тридцати лет в иеромонаха и сорока лет – во епископа. Последнее посвящение произошло со мной неожиданно. В принятии монашества мне много содействовал [Обер-]пр[окурор] Св. Синода 35 В. К. С[аблер]. Долго я его потом не видал, как вдруг он снова появился на горизонте моей жизни. В мае 1914 года В. К. приехал в нашу обитель и объявил: «Приспе время быти вам архипастырем. Так решил Св. Синод, причем местом вашего местожительства остается по-прежнему Ч[удов] монастырь, на что изъявил свое согласие и Первосвятитель Московский М[акарий]». Вскоре мною был получен указ и назначено наречение на 24 мая, а хиротония на 1-е июня. Наречение прошло благополучно в Mvpobapehhoй палате в Кремле в присутствии 13 епископов во главе с Митрополитом М[акарием] при большом собрании моих духовных чад. Вот что было напечатано по этому поводу в местных газетах: «Вчера при торжественной обстановке в Mvpobapehhoй палате состоялось наречение а[рхимандрита] А[рсения] во епископа, пятого викария Московской митрополии. Нарекаемый был введен в палату синодальным ризничим арх. Арсением и благочинным столичных монастырей арх. Феодосием и поставлен пред зерцалом. За столом сидели в мантиях: владыка Митрополит Макарий, член Синода архиепископ Алексий, члены Синодальной конторы: епископы Мисаил, Евфимий, Иоанникий, викарии Московской митрополии: епископы Тр[ифон], Ф[еодор], М[одест] и Д[имитрий]; живущие в Москве на покое епископы Владимир и Антоний и прибывшие на торжество епископы: Палладий, Пермский и Борис, Балтский. После объявления указа Синода Митрополит Макарий при пении епископов совершил краткое молебствие Св. Духу, а протодиакон Розов провозгласил многолетие, после которого нареченный во епископа произнес речь о трудности святительского служения и об обязанностях, возлагаемых на епископа, затем, испросив благословение у всех архиереев и получив окропление св. водой от Митрополита М[акария], о. А[рсений] был уведен в алтарь церкви Св. 12-ти Апостолов. На наречении присутствовали: братия, родственники, масса духовенства и богомольцев. В час дня в Алексеевской церкви Ч[удова] монастыря состоялось, затем, трогательное прощание о. А[рсения] с братией. О. казначей обители обратился к о. архимандриту с прочувствованной речью, в которой выразил ему глубокую благодарность за сердечное отношение и постоянную готовность подать добрый совет и помощь, и поднес посох с надписью: «Дорогому и мудрому наставнику иночества – благодарная братия Чудова монастыря». От духовных детей были подарены облачения и разные архиерейские вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

И если что найдётся в сих, неугодное Богу и не полезное душе, нашего ради неразумия; да не будет того. Но воля Божья совершенна и благоприятна да бывает, Аз же прощения прошу. Если же кто об этом лучше и полезнее разумеет, пусть так и творит, а мы о нём радуемся. Если же кто в наших писаниях пользу найдёт, и обо мне, грешном, помолится, да обрету милость пред Богом. Конец списанию Нилову. После сего приписано тем же переписчиком, который писал слова сии: «В Богом избранных иночествуя во времена сии явленного, и ревнителя древних святых Отцов, старца Нила Сорского пустыни, нового скита, трудолюбно подвигом сотворившего, прежде бывшего Кирилловой обителью собраны от Писаний Боговдохновенных святых Отцов 11 глав, духовной мудростью, особенным образом отделанных, на спасение душам нашим. И к Богу отошёл месяца Мая, в 7 день, за полтора часа ночи, в третью неделю по Пасхе, Святых Мироносиц. Лета по седьмой тысяче 16. Нам образ сим жительством показал». Нищевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского и был приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Новгородско-Северский Спасский монастырь Новгородско-Северский Спасский или Преображенский монастырь . Мужской, Черниговской Епархии 1 класса монастырь, находящийся внутри Новгорода Северского. Построен в половине XVII столетия Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем. С 1785 года, по учреждению Новгородо-Северской Епархии, был он Кафедральным Преосвященного Новгородо-Северского; в 1797 году, 1 Сентября, по упразднению этой Епархии, именным указом Архиерейский Новгородо-Северский дом велено обратить в первоклассный монастырь, и 13 числа туда назначен Новгородского Юрьевского монастыря Архимандрит Иоанн со степенью того Юрьева, но, по оставлению в Северском монастыре настоятелем уволенного от управления Могилёвской Епархией Епископа Илариона, Иоанн от 31 Декабря определён в Новгородский Антониев монастырь со степенью Юрьева же и Семинарии Ректором. По кончине же Преосвященного Илариона, случившейся в 1799 году, определён настоятелем Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря и кавалер Иероним, который и доныне там настоятельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И это постоянное богомыслие доводило его до забвения всего окружающего, до духовного восторга и созерцания небесных радостей и блаженства. Святитель в таком состоянии удостаивался видений Богоматери, апостолов Петра и Павла и др. 474 . Постоянно занятый делами правления и молитвою, Святитель не имел досуга для продолжительных бесед с посетителями. Если же вступал в беседы, то речь его касалась пастырского назидания. Он учил миролюбию и незлобию. Напр., одному обиженному и желавшему отомстить врагу он писал: «Как молиться будете Богу: остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, – если сами не оставляете? Брат наш, такой же как и мы, – он словом обесчестил нас, оскорбил, а мы, черви, земля и пепел, грязь смрадная, Бога Создателя своего на всякий день сто раз прогневляем. Вот посылаю вам пресвятой образ Спасителя моего и твоего; чрез сие имя молю вас» 475 . Но если святитель мало уделял времени обычным посетителям, то для бедных и нищих к нему был свободный доступ. А по великим праздникам Пасхи, Рождества Христова, в прощеное воскресенье и в дни заговенья он рассылал милостыню в богадельни и в острог. Иногда и сам в вечернее время в эти дни приезжал к бедным, одетый в простое монашеское одеяние и, объявивши, что он послан от Архиерея, раздавал милостыню и утешал бедствующих. Когда его стали узнавать во время этих посещений, он прекращал их, а посылал милостыню чрез монахов. Нищих он называл Христовою и своею братией. С таким святым настроением прибыл и жил Св. Тихон 14 мая 1763 г. на Воронежской кафедре. Но он должен был отдать свои силы и все свое время внешнему и внутреннему устроению епархии, везде находя страшную запущенность и встречая постоянное равнодушие со стороны власть имущих и подчиненных к своим начинаниям. «По прибытии моем в Воронеж, писал Святитель Св. Синоду, я нашел, что архиерейский дом строением не окончен, как и судейская при консистории камера, и около дома ограда каменная на 111 саженях да семинарские училищные покои, сенные здания обветшали и требуют починки, также в соборной архиереопрестольной Благовещения Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

  «Не я ли тебя видел с Ним в саду Гефсиманском?» Робкий Симон не знал, что делать, забыл себя и Учителя, умер, по выражению св. Златоуста, от страха и всем, чем можно, начал клясться, что он не только никогда не думал быть учеником Иисуса, но и вовсе не знает этого Человека.     Еще малодушный ученик не успел окончить своих клятв, как проповедник покаяния (петел) возгласил в третий раз.   В это же время Господь, бывший среди стражи на дворе, обернулся в ту сторону, где находился Симон Петр (и где из-за спора начался шум), и посмотрел на него пристально... Петр, при всем замешательстве своем, заметил это; взор Учителя и Господа проник в его сердце Казалось, он снова слышит роковое предсказание: «прежде нежели пропоет петух, ты отвергнешься Меня три раза». Место малодушия заступили стыд и раскаяние.   Но – опыт кончился! Слуги архиерейские, поверив клятвам, оставили Петра в покое. Но шум двора архиерейского был уже невыносим для сердца, терзаемого скорбью, – и он, со слезами на глазах, поспешил вон, чтобы в уединении плакать о своем непостоянстве. «И изшед вон, плакася горько..».   Св. Климент, ученик ап. Петра, повествует, что он всю жизнь при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении и просил прощения, хотя оно было дано ему Самим Господом вскоре после Воскресения. По сказанию Никифора, глаза св. Петра от частого и горького плача казались красными.   Разительной чертой характера Петрова оканчивается история этой ночи, за которую произошло столько противоположных явлений: непоколебимой преданности в волю Божью, великодушного терпения, низкой измены, буйного бесчеловечия, мнимой справедливости, истинной праведности; в продолжение которой природа человеческая обнаружилась и с самой лучшей (в Иисусе Христе), и с самой худшей (в Иуде и первосвященниках); и со средней стороны (в Петре); которая положила начало событиям, объемлющим все человечество, которые окончатся только вместе с бытием настоящего мира, но в своих дальнейших последствиях будут продолжаться в вечности.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

   Режим Никона ухудшился. При дворе царя Федора взяла верх партия врагов Никона: Милославских, Хитрово, Стрешнева. А друзья его — Нарышкины, А. Матвеев, потеряли вес и даже подверглись опале. На очередном церковном соборе в мае того же 1676 г. патр. Иоаким, при поддержке других архиереев, поднял некий шум о поведении Никона и счел нужным дополнительно осудить его за не исправление и новые преступления, из которых составился длинный мелочный список: 1) Никон продолжает называть себя патриархом; 2) бьет слуг и монахов; 3) редко ходит в церковь; 4) не молится за царя и патриарха; 5) уже 4 года как не имеет отца духовного; 6) живет не по монашески: во всю четыредесятницу после смерти царя Алексея пил до пьяна; 7) морил людей своими лекарствами; 8) стрелял в птицу, которая у него таскала рыбу. Постановили перевести узника в Кириллов монастырь и «держать к нему всякое призрение к обращению его и к покаянию прилежно, а на злые дела его не попускать». Никон был переведен в Кириллов и опять помещен в закоптелой дымной келье, из которой ему не разрешено никаких выходов, кроме церкви, а равно и к нему никому никакого доступа. Лишен был Никон и бумаги, и чернил. Только через четыре года наступило облегчение. Верная Никону тетка царя Федора, Татьяна Михайловна, при поддержке уже новых людей в церковной Москве, как Симеон Полоцкий и сама братия Никонова Воскресенского монастыря, — все хлопотали о возврате туда Никона. И сам царь Федор склонялся к этому. Царь поставил даже этот вопрос на повестку собора 1681 г. И некоторые архиереи высказывались положительно. Но патр. Иоаким был решительно против и никак не сдался, несмотря даже на личные уговоры царя Федора. Тогда царь Федор обратился с просьбой о прощении Никона к восточным патриархам. Не успела эта долгая процедура дать результат, как из Кириллова получилась весть, что Никон тяжко болен. Тогда царь своей властью приказал везти Никона в Воскресенский монастырь. Везли его уже по Волге и были против Толгского монастыря под Ярославлем, как 17 августа 1681 г. Никон скончался. Царь продолжал командовать: — отпеть Никона по архиерейскому чину, несмотря на протесты патр. Иоакима, и сам нес гроб Никона до могилы, сам целовал руку покойника и за царем все другие, а митрополит Новгородский Корнилий по просьбе царя даже и поминал Никона патриархом. Эта смелость царя была вскоре оправдана. В 1682 г. патриархи прислали разрешительную грамоту. В ней повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто в церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Много забот и сердечного участия оказано было женскому епархиальному училищу. Немало было им положено труда и на борьбу с расколом, который в Самарской епархии был силен своими руководителями. Во внимание ко всем его миссионерским трудам он в 1902 г. был избран почетным членом Казанской духовной академии. 23 апреля 1904 года был назначен епископом Симбирским и Сызранским. На новой кафедре ему пришлось недолго проходить свое служение и здесь он старался проводить в жизнь те же начала, которыми руководствовался в Самарской епархии. Скончался от сердечных переживаний 5 января 1907 года на 6О-м году от рождения. Среди старожилов духовенства Симбирской, ныне Ульяновской епархии до сих пор остается осадок горечи от его сумасбродного, вспыльчивого и неуравновешенного характера. Случались вспышки гнева, кончавшиеся мордобитием и личными оскорблениями. Обычно, в конце службы он постепенно «отходил», сознавал свою ошибку, в легкой форме просил прощения у оскорбленного и совал ему в руку 25-ти рублевую бумажку. Одни не принимали такую щедрость, а другие, прощая своего епископа, не стеснялись воспользоваться подаянием владыки. До сего времени сохранились некоторые стишки про епископа Гурия, их обычно духовенство пело, когда узнавало о выезде своего владыки из Симбирска по епархии: «Идет пароход Меркурий, едет на нем Гурий с бурей». ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ЕПИСКОПЕ ГУРИИ ПРОТ. Г. ЛОГИНОВА Святитель Гурий был среднего роста, имел хорошие длинные волосы – белые как снег, прекрасный голос (первый тенор). Служение его в храме приводило людей в восхищение. Каждую неделю епископ совершал три обязательных архиерейских служения: в воскресенье литургию, вечером молебное пение святителям – Гурию, Варсонофию и Герману Казанским чудотворцам; в среду литургию с акафистом Успению Божией Матери и в пятницу литургию с акафистом Страстям Христовым. Читая на этой службе положенное Евангелие, он сам плакал, плакал вместе с ним и народ. Это был усердный ревностный молитвенник. Ежедневно выслушивал в своей Крестовой церкви Божественную литургию, во время которой в начале часов подходил к жертвеннику, становился на колени и молился о живых и умерших. В это время один из иеромонахов вынимал из служебных просфор частицы за живых и у мерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Что касается обвинений лично меня в ереси, должен повторить то, что всякий раз произношу при служении божественной литургии: верую и исповедую, что святые Дары суть истинное Тело и истинная Кровь Христа Бога нашего. Никогда не ставил этого под сомнение. Что касается догматического спора, продолжение его на РНЛ почитаю делом суетным, приносящим больше вреда, чем пользы. Апостол Павел учит, что «страсть к состязаниям и словопрениям» бывает причиной «зависти, распрей, лукавых подозрений» (1 Тим. 6, 4). В заключение еще раз прошу прощения у всех, кого обидел или смутил. Наипаче же прошу святых молитв, посредством которых приближаясь к Богу, мы приближаемся и друг к другу, преодолевая всевозможные недоумения и подозрения. Скоро пост, когда мы «единым сердцем и едиными усты» станем повторять великие слова молитвы прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». 442. Ответ на 372., Савва: Уважаемый монах Савва! Я так и не понял, что Вы хотите от меня услышать. Спрошу и я Вас. Осуждены ли взгляды проф. МДА А. И. Осипова: а) Поместным Собором; б) Архиерейским Собором; в) Священным Синодом; г) одним или несколькими архиереями? Или это осуждение слышится только со стороны местных " богословов " ? 441. Ответ на 369., Анна Фёдоровна: После Креста и Воскресения - совершенный человек.Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. " Иисус Христос, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве; истинно Бог и истинно человек; также из души и тела; единосущен Отцу по Божеству и единосущен людям по человечеству; по всему подобен людям, кроме греха; рожден прежде века от Отца по Божеству, в последние же дни рожден ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы, по человечеству; Единородный, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого; не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого Сына и Единородного Бога Слова.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/18/ob...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010